Блог им. Den1 → Легкий эндуро на Кавказе. Технический отчет.

Небольшой технический отчет про эндуро-путешествие по Кавказу.
Мы трое туристов из Москвы решили организовать это маленькое путешествие с целью отдыха и получения новых впечатлений, а также в целях подготовки к более серьезным темам (Монголия например).
Техника для передвижения у нас крайне разнообразна и представляла собой: китайский внедорожный мопед объемом 125 кубов

китайский эндуро мотоцикл КайоТ4 объемом 250 кубов и японский Судзуки Джебель 250 кубов

В процессе подготовки по возможности было проведено техническое обслуживание всей техники, установлены багажные системы.
На мопеде были заменены звезды для увеличения мощности.
Транспортировка мотоциклов из Москвы осуществлялась на прицепе.
Планирование маршрута удобно делать здесь
Маршрут составил около 1000 км и выглядит так:
МАРШРУТ

В Минеральных водах мы были тепло приняты местными байкерами и остановились на Байк Даче Гасконца.

Место крайне приятное и удачное для организации базы нашего путешествия.
Там тихо, спокойно, растут плодовые деревья. Технически оборудовано всё грамотно и эффективно.
Особо хочу отметить теплоту, душевность и гостеприимство местного байк клуба «Братство Вольных». Нам помогали абсолютно во всем, любая проблема решалась практически сразу.
Гасконец, Ирландец, Водяной, Агроном – спасибо за все.
По причине отсутствия опыта транспортировки, в пути у Кайо отломилась подножка, что привело к некоторым повреждениям и других мотоциклов. По приезду пришлось заниматься ремонтом всего. Также выяснилось, что у мопеда слишком растянута цель и было принято решение купить новую и заменить ее.
После того как технические работы были завершены мы решили прокатиться по окрестностям и в качестве пробного выезда заехали по серпантину на гору Змейка. Вроде все прошло хорошо.
На следующий день оставив прицеп на даче и отогнав машину к Водяному мы поехали в горы.
Полдня пробирались вело-маршрутом из Минеральных вод в Кисловодск, затем по дороге на Джилысу. По пути пообедали. На Джилысу приехали вечером. Был план переночевать в палатке. Однако, кругом была куча народу, комфортного места найти не удалось, и нас пустили в домик у Нарзанов.
Проявилась проблема, что Джебель плохо тянет на высоте выше 2000 м. Нужно сильно крутить движок, чтобы появилась хоть какая-нибудь мощность.


На следующий день по плану была поездка в г. Тырныауз. Однако, с утра решили заехать на поляну Эммануэля. Дорога ведет траверсом склона, максимальный подъем в районе 2800 м. Мопед тоже перестал тянуть. Вылечилось это регулировкой винта качества карбюратора.
У Джебеля винт качества находился не понятно где и был трудно доступен. Частично мощность удалось поднять сняв воздушный фильтр. Когда спустились в долину развернулись у реки т.к. переправа требовала замочить ноги, а нам этого не хотелось.
Вернулись назад. Доехали до поворота на Тырныауз. Там перераспределили остатки бензина. Вообще бензин основной ресурс. Помимо баков у нас были 2 канистры по 5л. Всего этого запаса хватало группе на 2 ходовых дня. Соответственно периодически приходится спускаться вниз искать заправку.

По плану заправка была в г. Тырныауз.
Дорога 60 км. грунтовки, технической сложности не представляет, за исключением высоты и прикольно — изнурительного 20 км серпантинного спуска к городу.


Спуск проехали практически весь на выключенных двигателях, накатом, для экономии топлива.
В Тырныауз заправились АЗС Роснефть, затем нам захотелось есть и спать. Соответственно было принято решение заехать в ресторан, а затем на ночевку к нашему знакомому Мише на базу МБС у поворота на Чегет.
Утром решили скататься по окрестностям Баксанского ущелья. Сначала поехали на Ледовую базу по долине реки Баксан. Однако, нас туда не пустили. Сказали, что по дороге можно ходить только пешком.
Тогда было принято решение ехать в верхний Баксан. Там есть дорога в сторону перевалов Кыртыкауш и Сылтран. По ним мы и выдвинулись в горы. Дорога как обычно каменистый грейдер с подъемами и спусками. Проходима для подготовленного УАЗа. Чем выше забирались, тем было больше проблем с тягой. В результате приходилось активно работать сцеплением, в результате в конце концов сцепление начало буксовать, и я понял, что сцепление Джебеля я сжег.
Как-то стало грустно. И тут я совершил серьезную ошибку, связанную с недостатком технического опыта. Стали пытаться диагностировать сцепление, поставив Джебель на подножку, вывесив заднее колесо, заводили на нейтралке, потом зажимали сцепление включали 1 скорость. Колесо дергалось, мотоцикл глох. Было очевидно, что диски не разжимаются. Стали регулировать трос-безрезультатно. Отсоединили трос от привода. Поворачивали привод напрямую-безрезультатно.
Я решил ехать вниз на первой скорости заведясь с горки. Удалось как-то это сделать несмотря на то что скорость приходилось держать в районе 30 чтобы не потерять тягу. Прикольно проходить внешние повороты грунтовых серпантинов на 30.
Таким же образом без сцепления доехали до базы МБС, где на следующий день решили заняться масштабным ремонтом. Утром, почитав инструкцию по замене сцепления аккуратно всё разобрали и как-то особых проблем не увидели. В общем собирали – разбирали сцепление 4 раза. Никак не могли понять почему диски не размыкаются и мотоцикл глох.
В числе прочего подкладывали шайбочки под грибок привода, консультировались со специалистами. Последним шагом явилось замена масла двигателя. Мы решили, что оно стало слишком липким от перегрева и диски не разлипались. Ничего не помогло. Мотоцикл глох при включении первой скорости.

И вот вечер уже, один из участников экспедиции поехал за пивом в Терскол, а мы сидим в безысходности. Я читаю форум про проблемы со сцеплением и случайно задумываюсь над словом подножка. Ну а дальше вы все поняли … надеюсь.

Также параллельно ремонту Джебеля мы постоянно понемножку чинили мопед. Всякие мелочи с ним случались, то пластик отвалится, то педали загнутся, то привод переключения передач разболтается. Также неудобством являлось то, что у мопеда бак 3 л. Причем он чувствителен к положению мотоцикла — бензин приходилось заливать часто.
На следующее утро мы собрали всё, что разобрали и отправились по маршруту дальше. План был приехать в ущелье Чегем. От поселка Былым туда идет дорога через перевал Актопрак. Дорога хорошая, в какой-то момент разделяется на две. Мы поехали по верхней левой.
Заехали на Чегемские водопады, пообедали, потом погнали наверх и от поселка Эльтюбю решили перевалить в сторону Безенги.


Дорога как обычно, но в одном месте нам встретился участок метров 100, промытая V -образная колея, крутой подъем с поворотом. На дне колеи крупные живые камни.
Кайо в принципе проехал этот участок сам. Я же понял, что туда не заеду.
Вечерело.
Я разгрузил Джебель и попытался заскочить наверх. На середине подъема мотоцикл потерял обороты и заглох. Пришлось его проводить руками. Втроем как-то вытолкали его наверх. Также поступили и с мопедом.
Выше дорога также имела крутые подъемы. Через перевал тянуло облако. Мотоцикл совсем перестал ехать, похоже из-за влажности. Видимость упала до 5 метров. Встали на ночевку под огромным камнем.
Ночью началась гроза, сверкали молнии, периодически били где -то рядом. Камень защищал нас от ветра.
Утром всё хорошо. Погода прекрасная.



Без проблем заехали на перевал Кышлык (2524) и спустились в деревню Безенги.
Решили посетить альплагерь Безенги. На заставе показали паспорт. Также заплатили по 150 руб. за въезд в национальный парк. Платить только картой.
В альплагере хорошо, работает кафе. Как ни странно, обед в альплагере с курицей и жареной картошкой, оказался самым дешевым за все время путешествия.

Погуляли, пофоткались и нужно было ехать за бензином. Ближайшая заправка в Кашхатау.
По дороге шел дождь. После того как заправились поехали в Верхнюю Балкарию.
По дороге заехали на голубые озера, нам они не показались интересными.
В Верхней Балкарии заночевали, наверное, в единственном месте для ночевки – Гостинный двор Караван.
Там было хорошо: отдельный дом, инфраструктура, форелевый пруд, арочный мост, развалины аула Кюнлюм, сторожевая башня, вкусная еда. Все круто короче).



Немного починили мопед топором. Пообщавшись с местными жителями решили перевалить в долину реки Сукансу (Сугансу, Псыгансу в разных источниках). Туда ведут две дороги, по карте соединяющиеся на перевале Хашхасу (2184). Однако первая дорога завела нас в болота и стала настолько заросшей, что мы решили, что на перевал мы по ней не доедем. Хотя оставалось метров 500 по горизонтали и метров 100 по вертикали.


Мы решили вернуться. Опять же в том числе по причине плохой тяги двигателя на высоте. В Верхней Балкарии пообедали и поехали альтернативной дорогой, по которой собственно все и ездят.
Джебель и Кайо залетели на перевал. Однако, мопед застрял где-то по середине. Пришлось к нему вернуться. Диагностика показала проблемы с карбюратором. При открытии газа движок пытался заглохнуть. Крутили все что можно: винт качества, холостые, переставляли иглу – ничего не помогает. Решили вставать на ночевку.
В процессе установки лагеря сняли карбюратор и прочистили его. Один из жиклеров был забит. Вот объясните мне, как может забиться жиклер, если есть фильтр топлива и вся грязь в нем задерживается. Собрали, завели, все работает как часы. Утром взяли перевал. Стали спускаться по долине реки Сукансу. Место очень красивое, мало населенное, огромный каньон.



Затем повернули на Ташлы-Талу. Дорога напоминает парк, мы получили огромное удовольствие.

Далее Лескен и Чикола. Там заправились. Поговорили с местным полицейским. Это уже Осетия. Поехали в Дигорское ущелье.


Изначально план был заночевать в Дзинаге, но по факту мы уехали к альплагерю в Таймази и нашли отличное место для ночевки “Орлиное Гнездо”.



В принципе на этом наше путешествие планировалось закончить – некоторым участникам пора было домой. При наличии свободного времени можно было продолжать движение в сторону Каспийского моря.
Чтобы вернуться в Минводы нужно было проехать около 250 км. Однако, утром мы решили съездить вверх посмотреть водопады, но у водопадов я проткнул камнем заднее колесо.
Нам предстоял интересный экспириенс. Нашли ровную площадку, достали инструменты, положили мотоцикл на бок, сняли заднее колесо, разбортировали резину монтировкой, выковыряли камень из резины, заклеили дыру в камере, сбортировали колесо, собрали всё назад. На всё ушло примерно час под сочувствующие взгляды гуляющих мимо трекеров.

Поехали вниз. Мопед в этом не участвовал, т.к. уехал рано утром вниз один. Километров через 40 в районе Чертового моста я понял, что колесо снова сдулось. При попытке накачать сложилось впечатление, что воздух идет из-под соска. Сняли колесо, подняли руку, через секунду остановился прекрасный человек, местный житель по имени Эльбрус, который помог мне не только добрался до шиномонтажа в Чиколе, но и привез меня вместе с починенным колесом назад к мотоциклу.
Много интересного рассказал. Спасибо ему большое. Поставили колесо и погнали.
Трасса Кавказ мне не понравилась. Ехали окольными тропами, потом через
Прохладный и Георгиевск. Эндуро все-таки. Приехали в Минводы и за 5 км до Дачи Гасконца видим мопед на обочине. Мопед снова отказался ехать. Долго разбираться не стали, привязали к нему веревку и отбуксировали его на базу попутно отбиваясь от собак.
Путешествие закончено, мы прекрасно отдохнули, получили кучу впечатлений. Всем спасибо!


Так, технически по выводам, Кайо Т4 – очень хорош — вообще проблем не было – но тут дело и в хозяине. Джебель — тоже хорош, но готовиться надо лучше. Звезды поменять, жиклеры взять и научиться крутить Винт Качества Смеси.
Мопед – вершина эффективности и соотношения цена – удовольствие.
  • Den1Den1
  • 23 сентября в 20:14
  • 2
  • ?

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
+1
Shlang
Есть такая фича как CUT.

Обрезание то бишь.

И к ультраортодоксальным это, в данном случае, не имеет отношения.
Это про текст и его форматирование :)

Полезнейшая штучка ;)
0
konyuhfedor
Парни, а трек не писали? Как по сложности трасса? Большая турында с вами бы прошла ;)?
0
konyuhfedor
По треку вопрос снят :)). Пролетел мимо ссылки. Спасибо, что выложили.
0
komendant
Кроме срезки в Безенги, для слона проходимо.
0
Den1
Думаю да. Вроде и ключевой участок на тяжелых мотоциклах люди проходили. Вопрос в цене ремонта). Мы например нашли там почти целый ветровик и остатки пластиковых стяжек.
0
konyuhfedor
Комендант, Ден — спасибо!
0
Andrey_klim
Как зарекомендовал себя мопед, в плане подвески по камням, и вообще прочности и эндурности?
0
Den1
Мопед впоне. Конечно он не валит 80 по любым колдобинам, но он легкий, багаж можно привязать. Едет себе потихоньку и едет. Ломается правда. Но блин, он б/у стоит в 10 раз дешевле мотоцикла. И если сломался совсем — его и в багажник машины закинуть можно или подарить кому-нибудь не проблема. Эдакий дешевый пропуск в мир Эндуро.
0
Andrey_klim
Так понимаю это типа storm 125 что то?
0
Den1
Да, он. На нашем еще было загадочное слово Indigo
0
Krossman
Да, подножка это сильно ))
А я как то кнопку аварийной остановки двигателя нажал… Чуть разбирать мот не начал ))
0
kim
  • kim
  • 24 сентября в 9:38
не забывайте кат ставить)
0
madrider777
Знакомые места, приятные воспоминания. Приятно посмотреть
+1
komendant
Добротно закатали!
Респект!
0
LoneWolfRU
А Джебель с карбом TM28 или с BSR32?
+1
Den1
mikuni BSR32
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Den1, Легкий эндуро на Кавказе. Технический отчет.