Honda BROS NT400 1989 → Амортизатор, которому более 30 лет

Предисловие.

Начну с того, что моему мотоциклу больше 30 лет. Люди столько не живут, а техника ещё работает. Но время ничего не щадит и некоторые узлы старичка начинают погибать. Настал черёд заднего амортизатора. Не то от долгой тряски (Питер-Саратов), не то так звёзды сошлись, но сразу по приезду домой при первом выезде почуял неладное. Через пару детятков километров амортизатор сдался и стал работать как катапульта. Тут и подшипник ступицы зашумел.
В прошлом посте поделился опытом замены подшипников ступицы и эксцентрика. В этом расскажу, как ремонтировал амортизатор. Не стал объединять в один пост, ибо фотографий много и многим пригодится увидеть каждую детальку или определённый момент ремонта в нужном ракурсе.

Введение.

После ремонта консоли настало время решить вопрос с задним амортизатором. Поискав варианты покупки в России и на аукционах Японии пришло понимание, что нужно готовить минимум 10000 рубликов. Это ещё не значит того, что 'новая' запчасть тоже окажется непригодной к работе. В тырнете по ремонту амортизатора этой модели (как и других) особо не нашлось. Наверное все жмодят инфу или просто лень стараться для неблагодарных, коих (последних) весьма не мало. Через пару дней поисков информации и перелопатив все возможные ресурсы, нахожу-таки пару вариантов. Первый — отправить свой амортизатор в Питер умельцам по ремонту амортизаторов. Долго, дорого и присутствует шанс проделать 'мартышкин труд'. Второй — рискнуть самому попытаться оживить умершего. Оба варианта были печальными. Выкинуть деньги или доломать? Со вторым вариантом теряю только время и самую малость средств. Вот его и попробовал.

Разборка.


Снял, отмыл и… А как он разбирается? Этот вопрос меня изрядно помучил.

На самом деле всё просто — сдавливается вниз шайба и вынимается стопор. Можно на пресс-станке провернуть, или с помощью трубы с домкратом и трёх гаек по контуру, как на фотографиях ниже при сборке.

Далее всё снимается до самого низа. Потом необходимо открутить нижний шарнир от штока амортизатора. Шток законтрогаен на шарнире с помощью гайки.

Ключом на 22 и при помощи тисков расконтрогаиваем. Чтобы выкрутить шток из шарнира, гайку нужно открутить до окончания резьбы и с её помощью выкрутить шток.

Чтобы гайка в дальнейшем не мешалась, её необходимо открутить. Я откручивал её путём зажимания через толстую ветошь штока в тисках.

Основная часть амортизатора разобрана. Осталось добраться до внутренней колбы амортизатора, где собственно и есть зачаток проблемы.
Перед этим каждый снятый элемент отмыл и сфотографировал. Может кому-то пригодится.

Теперь нужно разобрать цилиндр амортизатора. Его дно закрыто алюминиевой крышкой. Я снимал её сутки. Получилось варварски, после чего до меня дошло, что она скорее всего была вклеена на что-то типа фиксатора. Наверное можно было погреть, чтобы к ней не прикладывать сильных усилий.

Зажимал цилиндр амортизатора через ветошь в тиски и бил тонкой отвёрткой в прорезь крышки.

Я думал, что самое трудное позади. Наивный)) Теперь нужно было как-то вынуть все потроха из цилиндра.

Сделав некий прообраз фиксатора штока и тем самым зафиксировав его относительно запорной шайбы, удалось надавить на последнюю. Шайба утопилась и оголилось стопорное кольцо без ушков для зацепа. После очередного секса, с использованием подручных средств, удалось выковырять стопор из канавки.

Вынув поршень со штоком я добрался до манжеты. Именно манжета пропускала и её следовало заменить.

Вместо манжеты решил поставить сальник. Нужных размеров по внешнему радиусу не нашлось, поэтому шайбу отвёз токарю. Он расширил посадочное место для сальника. По глубине он не отличался от манжеты. Можно было подождать сальник нужных размеров, но три недели для меня вечность!

Сборка.


Прикупив по наводке бывалых самое дешёвое масло для автоматов (ATF) начал собирать обратно.

Заменив манжету сальником и убрав одну промежуточную шайбу, собрал узел и установил в цилиндр. Прошень цилиндра утопил до конца.

Расчитал количество масла, необходимого для заполнения. Взял высоту запорной шайбы и отмерил от края цилиндра до канавки стопора. Несколько раз прокачал масло, подняв и опустив обратно поршень. Тем самым выгнал воздух из-под поршня.

Собирал по аналогично схеме разборки.

Дополнительно добавил демпферный резиновый отбойник, для предотвращения пробоя амортизатора и смягчения при максимальных нагрузках на него. Это резиновая шайба, устанавливаемая на девятых семействах автоваза на задние стойки.

Для надёжной фиксации штока в нижнем шарнире использовал фиксатор резьбы.

Вставил все мелкие элементы и пружину. Осталось утопить верхнюю шайбу и установить стопорное кольцо.

Нашлась труба нужного внутреннего диаметра. По контуру шайбы проложил гаек, чтобы было видно стопорное кольцо и можно было его поддеть инструментом. Сдавливал пружину всё тем-же 12т домкратом.


Заключение.

Закончились мои мытарства с амортизатором на третьи сутки. Было раннее утро. Снова, сквозь усталось и сонливось, выкатил мотоцикл и вдохнул встречный влажный предрассветный ветер. Опробовал в разных режимах вновь оживший амортизатор и был весьма им доволен. С уверенностью могу сказать, что ремонт прошёл успешно и предрекаю долгую жизнь амортизатору.

Эпилог.

Дополню свой пост несколькими словами, хотя написано не мало. Для тех, кому вечно много фотографий и текста, кому хочется видеть всё иначе. Идите мимо. Я очень старался поделиться со всеми информацией, кторую мне было найти трудно. Можете лучше и качественнее приподнести? Дерзайте! Создавайте посты и делитесь со всеми знаниями так, как вам этого хочется. В свою очередь я буду делать по-своему. Откланиваюсь.
  • PerdoletPerdolet
  • Григорий
  • 10 марта в 21:19
  • 10
  • ?

Комментарии (52)

RSS свернуть / развернуть
+5
yurigeras
Шикарное описание процесса, спасибо.
+3
dw610
Отличное руководство ремонту аморта для страждущих! Респект за труды!
0
wladislaw
Я тоже ремонтировал сам. Только использовал уплотнение штока (манжету) как и положено, а не сальник подшипника. Задача сальника подшипника: герметизация вала вращающегося вокруг оси и консистентной смазки. Задача уплотнения штока: герметизация продольного движения и жидкого масла. Плюс мой аморт находится под давлением 10 атм.
Ваш опыт весьма интересен в плане надёжности. Как долго уже работает амортизатор?
0
Korenb
у меня 70 тыс аморт проехал с довольно таки неидельным штоком и только сейчас начал потеть. Но. многие сальники имеют пыльник и две маслосьемные кромки, а манжета только одну. Вот и думайте, что надежнее
0
wladislaw
«Вот и думайте, что надежнее»
Не беру на себя ответственность рассуждать о надёжности в данной сфере, так как не специалист и нужных знаний не имею.
Рассуждаю просто как обыватель: на производстве было бы дешевле уплотнять одним и тем же элементом. Однако завод использует разные уплотнители.
Сами манжеты бывают разной формы (профиля). Зачем такой ассортимент — не знаю, но видимо имеет смысл.
Фирма по приведённой ссылке изготавливает манжеты под заказ нужного размера. Я думаю каждый в своём регионе может найти подобную организацию.
+1
Korenb
Что значит разные? Сколько амортизаторов не разбирал, везде однотипные манжеты, только размером отличаются. В новом амортизаторе может и есть смысл с манжеты, но уже после разборки, с затертыми штоками, направляющими эти манжеты могут быстро опять начать течь. Минимальная пылинка и все. Обычные сальники за 50 копеек на длинноходных амортизаторах работают и работают
0
Perdolet
Пару месяцев и сезон кончился. Пока так.
0
Perdolet
Вспомнил! А что стоит в перьях вилки? Там обычные сальники и всё работает. Не знаю почему ставят в задний амортизатор именно манжеты, а не сальники, но работать оно будет однозначно и с сальником.
0
weiss07
Манжеты расчитаны на большее давление, актуально для аммортов с накачкой. Имхо.
0
Perdolet
Вероятно, ты прав. Но я свой не накачивал. Груша с газом внутри, конечно имеется, но она демфирует, а не создаёт избыточное давление внути цилиндра. Моё ИМХО.
+1
wd-33
груша не даёт воздуха смешиваться с маслом, т.е. вспениваться маслу при быстрой работе штока.
очевидно что вспененое масло уже не будет демфировать
0
wd-33
дополню. а само наличие полости с воздухом там необходимо для компенсации ресширения при нагреве (от работы или просто от внешней среды).

возможно она и в демфировании работает, не оспариваю.
0
weiss07
В моих аммотртах, в груше давление около 8-10 бар, по этому и написал, и, думаю, если есть груша, то там в любом случае должно быть давление, иначе от нее мало толку.
+1
wd-33
да не, разделять масло от газа надо в любом случае (по хорошему).
давление это опционально, оно вроде ещё сильнее стабилизирует характеристику масла.
если интересно по почитай про различия однотрубной и двухтрубной конструкции.
в однотрубных как раз и стоит разделение, без него там конструктивно даже не обойтись (обойтись можно только при выносном бачке)
0
weiss07
У меня как раз с выносным бачком, на cb1000sf не раз перебирал, пока штоки не заменил, конструкцию представляю))
0
weiss07
Если груша с нипелем, то значит в любом случае надо качать. Если нет, то вероятно не надо.
+1
ovsorok
просто нет ниппеля, потому что амортизатор позиционируется как не ремонтопригодный
для правильной работы надо врезать ниппель и после сборки закачать давление
0
Perdolet
Но у меня газ никуда не делся, ведь промежуточная шайба и её уплотнительное кольцо было исправным. Проблема была с вышедшей из строя манжетой и вытекшим в последствии маслом. Промежуточная шайба вероятнее всего до максимума(до стопора) выдвинулась и газ остался в своём отсеке. Я лишь заполнил вытекшее масло обратно и собрал. Получается для чего мне трогать резервуар с газом, не пойму? Амортизатор работает, не вытекает и функции все выполняет. Что не так?
0
ovsorok
После разборки давление упадет, при сборке без накачки вы не создадите изначальное давление.
0
Perdolet
Пока поезжу так. В следующий раз заморочусь и этим вопросом. Больно сильно хотелось поездить, поэтому не до компенсационных камер было.
0
Perdolet
Немного вник в принцип работы амортизатора. При сборке вдавливал упорную шайбу домкратом, чем вероятно и создал хоть и небольшое, но давление в компенсационной камере. Наверное поэтому не жалуюсь на работу амортизатора
0
Ingvar2
Интересно было почитать, спасибо, к тому же летом придется заниматься точно тем-же, ибо в гараже лежит замененный амортизатор — хочу разобрать и тоже поменять этот сальник, чтобы был запасной аморт.
Тоже через манжету потихоньку масло вытекло. Интересное решение проточить под сальник. А шток не шлифанул перед сборкой?
0
Perdolet
Шток без повреждений.
0
Korenb
Так а как давление накачали, не подскажете?
0
Perdolet
Никак. Собрал и поехал. Ездил один и с пассажиром — полёт нормальный!
+7
romario_zzr
Мы с таким интересом читали, как он востанавливал свой амортизатор, а он в конце взял и нагрубил нам! :)
+2
Perdolet
Выразил позицию, относительно необоснованной критики. Представь, как многодневные усилия в гараже, их фиксация и оформление в пост легко обливаются непонятными гневными высказываниями. Малоприятно и отбивает любое стремление делать что-то подобное вновь. Если честно, то через силу делал пост. Не хотелось делиться с теми, кто этого не заслуживает.
+1
bondserg1989
Спасибо, добрый человек.
0
Gestyanschik
Так сколько же в итоге удалось сэкономить, делая все самостоятельно?
0
Perdolet
Сальник рублей 80, токарю отдал 300 рублей, масло около 200р за литровую бутылочку. Расходы на бензин не учёл, но думаю там не много. Всё)) Сэкономил?
0
Win
А сколько часов работы?
0
Perdolet
Месяц ездил. Часто с пассажиром. Почти еаждый день на работу и с одного конца города в другой. Пока мало отъездил, чтобы судить о надёжности.
0
Win
Не, сколько часов работы затрачено на восстановление.
0
Perdolet
Не могу точно ответить, ибо много перелопатил тырнета, долго думал как разобрать и не повредить. Потом сальник ждал неделю. Ремонт длился около двух недель. По работо-часам ничего сказать не могу.
+1
wd-33
вопрос по маслу. почему АТФ-ка, а не вилочное?
какая вобще вязкость у АТФ?
0
NikitosZs
Dextron II, III примерно соответствуют 7,5w, хотя, некоторые писали, что по вязкости как Вилочное Motul 10w. Информация сомнительная и верить ей слепо не стоит.
+2
Asfaltero
… больше 30 лет. Люди столько не живут
Возгрустил…
0
DegenerateCo
Автору, судя по профилю, тоже 30, соответственно вещает с того света :D А я думал в лучшем Мире
0
DegenerateCo
Аморты из строя не выходят… Чёт криво отправил
0
Perdolet
Жизнь после тридцати считается неким порогом в старость. Не я это придумал))
0
ovsorok
в компенсационном бачке должно быть давление, которое препятствует вспенивание масла(нужно врезать штуцер и после сборки накачать 10атм)

воздуха в масле не должно быть, при сборке излишки масла должны вытекать по краям
на поверхости штока на ноготь ничего не должно цепляться иначе весь ремонт не имеет смысла(шток скорее всего у вас 14мм, подходит от большинства автомобильных стоек, и токарь у вас уже есть знакомый)))
правильно использовать манжеты
0
Perdolet
А со штоком ниаких проблем небыло. Ровненький, гладкий, без раковин и механических повреждений. Не борюсь за звание 'ремонтника амортизаторов'. Простотпредложил свой выход из положения, когда вариантов вообще нет. Это первый отремонтированный мною амортизатор. Уже прикупил второго 'подопытного', чтобы соблюсти нюансы и сделать ремонт ещё лучше. Так сказать, набить руку. Ну или пущу в тотальный разбор, дабы увидеть что скрыто за пределами видимости. Пора искать простые решения в ремонте старой техники, ибо рабочих деталей становится всё меньше в свободной подаже. Тюнинг и аналоги не учитываю.
0
ovsorok
Да все норм, просто большая работа проделана пара важных мелочей и вы могли бы получить характеристики нового амортизатора.
0
Perdolet
Трудно быть первопроходчиком. Тем, подобных моей именно для броса, найти не удалось. Первый шаг в этом направлении сделан.
+4
Alex-Malic
О, ремонт аммортизаторов моя любимая тема. Ремонтируется вообще все. Шток если поврежден, то вытачивается новый из автомобильного. На эндуриках с полым штоком, где регулировка, там сложнее, но тоже решаемо. Сальники обычные в качестве манжет работают прекрасно. Проверено не на одном мотоцикле. Там где нет соска для накачки, сооружается переходник из нипеля и иглы от шприца, протыкается резиновая заглушка, и с помощью вилочного насоса высокого давления накачивается туда воздух. Однажды я поставил пневмоамморты с харли электраглайд, которые рассчитаны на вес мотоцикла в 400 кг, на каву кз400, просто вытащив из них пружины внутренние, и оставив один воздух. Залил туда атф(у него вязкость 7,5) при езде в одиночку качал 7атм, с пассажиром до 10. Подвеска работала офигенно, тем более что у них общий контур подкачки. Перебираются даже неразборные аммортизаторы, с завальцованой шайбой, под которой сальник, но без токарки и сварки никуда. Таким образом ремонтировал аммортизаторы с Кавасаки элиминатор 400. Атф прекрасно работает в задней подвеске дорожных мотоциклов, на эндуро надо пожиже масло.
+1
A-Peresvet
Прекрасная статья! Внесу свои 5 копеек. Вопрос правильной работы амортизатора не только в наличии или отсутствии масла. Масло — это рабочее тело амортизатора. Если оно стареет, то амортизатор уже не будет работать как положено. Поэтому и надо менять или перебирать амортизаторы хотя бы через каждые 120к километров. Сталкивался с этим и на мотоцикле и на машине. Разница в поведении до и после ремонта очень сильно чувствуется.
0
Perdolet
На этой модели мотоцикла амортизатор регламентируется как не обслуживаемый. Такие амортизаторы сложно ремонтировать, ибо необходимы знание устройства конкретно этого амортизатора и наличие специнструмента. Мой способ скорее временный и экстренный, чем стопроцентный выход из ситуации. Газ я не закачивал, масло заливал на глаз, ставил сальник вместо манжеты и т.п. Моей целью было не только показать способ ремонта, хот какой, ибо инфы совершенно нет. Основной задачей было показать амортизатор в разборе, чтобы читатель смог понять его устройство и, возможно додумав, перебрать самостоятельно.
0
wladislaw
" ибо инфы совершенно нет "
На ютубе полно роликов. Кросмены всегда ремонтируют сами. Если каждый раз менять целиком — разориться можно.
0
Perdolet
Именно на броса материала не нашёл.
здесь был ататат

+1
Serj
Тоже являюсь владельцем Броса 400l. Езжу на нем и по городу и в путешествия. За труды благодарность! Очень полезная инфа!
0
Perdolet
Спасибо)) Приятно слышать.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Honda BROS NT400 1989, Амортизатор, которому более 30 лет