Блог им. Kagi → Эрик Buell. Гений или Неудачник? Часть 1

Привет, БП!
Сегодня я вам расскажу историю становления бренда BUELL и жизненный путь его основателя Эрика Бьюела.
Тут видео версия, а под катом есть текстовая версия (Там много текста, предупреждаю).



Глава 1: Детство и любовь к гонкам
Эрик всю жизнь тяготел к гонкам. И это один из основных постулатов нашего сегодняшнего видео.
Родился Эрик в 1950г в Гибсонии, шт. Пенсильвания в семье работника с патентами и преподавательницы английского языка. С самого детства Эрика окружали всевозможные механические устройства на ферме. Отец увлекался редкими автомобилями, что привило Эрику вкус к моторам и инженерии. Страсть к скорости и мотоциклам впервые у Бьюела появилась после поездки на мотоцикле, в 12 летнем возрасте. К концу 60ых он уже работает в мото мастерских по всему району и занимается мотокросом. Интересным для нас является его работа в в мастерской Уолтера Зиро Финнегана, этакой местной легенды, который выбрал путь открытия своей мастерской, нежели работы на Дядю. Уолтер предпочитал педантичный подход к делу и делал все что бы клиент был доволен, что в полной мере нашло отражение в Эрике.

Так же как и многие тогда Эрик пробовал себя в разных сферах, даже в рок-музыке, но зарабатывать на этом деньги ему не удавалось. А вот быть первоклассным механиком у него получалось, да и это была очень востребованная в те годы профессия. Так Эрик становится отличным механиком, который разбирался в различных марках и делал свою работу хорошо. Если ему что-то не нравилось в конкретном сервисе – он с легкостью мог найти работу в другом. В те времена были разные казусы, например в одном сервисе хотели продать сломанную 5ступенчатую коробку как 4х ступку. В другом сервисе какой-то недовольный клиент пришел с дробовиком поговорить о клиентоориентированности))), его положили мордой в пол сотрудники угрожая пистолетами. В этот момент Эрик решил, что кажется пора идти дальше.

К 70ым Эрика уже во всю захватывают гонки, и он каждый день катается тренируясь на дорожках возле своего района. В 1972 году он попадает в аварию на своем F81M Kawasaki. Он гнал что есть мочи, но на дорогу выскочил ребенок на мелком байке. Эрик увернулся, но не смог справиться с управлением – уронил мотоцикл и сломал ногу. У него было сильное кровотечение, ему повезло что мимо проезжал внедорожник и оперативно доставил его в больницу. И даже на этом все не закончилось, один из врачей хотел ампутировать ногу, но благо нашелся другой, который решил что ногу еще можно спасти вставив металлические штфиты. Так закончилась его карьера во флетреке.

Когда он снова встал на ноги, Эрик разобрал свой почивший байк, воткнул туда 350сс кубовый мотор и раму от H1R Kawasaki, для того что бы собрать гоночный мотоцикл для своего друга. Они планировали выступить в гонках Дайтона 1973его года, но в последний момент его друг отказался в этом участвовать и Эрик выкупил «долю» в этом многообещающем предприятии и отправился на гонку самостоятельно. С мыслями – ну ачо, это же не мотокросс, можно и в гипсе – он принимает участие в шоссейных гонках. Он оказался хорош, став лидером класса новичков.

В то же время он видит, как Гэри Скотт победил Кенни Робертса в Лаконии на мотоцикле Harley-Davidson RR250 GP. Как только эти мотоциклы появляются в свободной продаже в 1974г Эрик занимает денег и покупает себе его. Ох как же он был разочарован. Этот мотоцикл был очень далек от трековой версии. Он был не надежным, а запчасти было невозможно достать. В то время как все новички, которых он обошел на мотоцикле, собранном своими руками, его обходили и переходили в категорию «эксперты» — он терпел неудачи из-за поломок мотоцикла. И на этом они не заканчивались. На этапе в Талладеги мотоцикл снова ломается, он его чинит, вешает на него бланковый пластик от Ямахи (харлеевские было не достать). По дороге на этап (да ему приходилось всю ночь ехать на мотоцикле на место гонки, никаких вам эвакуаторов и техничек) он видит наклейку на траке дальнобойщика в виде рыбы, выпрыгивающей из озера. Не долго думая, клеит такую себе. На гонке маршал, осматривая мотоцикл, бросил взгляд на эту наклейку и велел ему снять наклейку, иначе он будет не допущен к участию в гонке. Не знаю, что его побудило приклеить это на мотоцикл, возможно следствие недосыпа.

Глава 2: Все дело в массе

У начинающих гонщиков обычно есть одна общая большая проблема – Деньги. Гонки удовольствие вовсе не дешевое: хорошие запчасти стоят дорого, топливо, проживание и само участие. Столкнувшись с этой проблемой Эрик решается стать дистрибутором запчастей под названием Pittsburgh Performance Products, и конечно же, перечень деталей продаваемых в его сети соответствует тем, которые он сам хотел поставить на свой мотоцикл. (Совпадение? Не думаю)

Теперь у него был доступ к лучшим деталям напрямую от производителя. В ходу были магниевые колеса, тормоза и даже специальная кожа, которая привозилась из Англии.

В это время Эрик очередной раз дает волю своим инженерным талантам и создает свой первый тормозной диск по технологии «Сэндвича». В 70ых-80ых было несколько вариантов производства тормозных дисков:
  1. Из чугуна
  2. Из стали
  3. Из Алюминия
Чугун был хорош, как и в сцепных свойствах, так и в температурных нагрузках, имел долгий срок работы — однако был слишком тяжел. Алюминий тоже был не плох, но слишком быстро стачивался. Сталь была тоже слишком тяжелая.

В своей патентной заявке Бьюел пишет: Существенной проблемой является неподрессоренная масса. Мы должны экономить каждую унцию, для более эффективной работы шасси. Я разработал тормозной диск, который решает эту и многие другие проблемы: он легкий, обладает высокой теплопередачей и износостойкий».

Изобретение Эрика заключалось в том, что он использовал сандвич из 2х листов стали и сердечника из алюминия. Их вес был на треть меньше стального ротора, плюс хорошая теплопередача и износостойкость, не виданная ранее для алюминия. Гоночная команда The Wilke Brothers победила в 2х национальных чемпионатах США в том числе и благодаря сотрудничеству с Pittsburgh Performance Products. К примеру, новые диски от Эрика позволили провести целый 1980год участвуя в гонках на одном лишь комплекте роторов.

Одна из основных причин такой зацикленности на магниевых дисках и на собственных тормозных элементах объяснялась желанием сократить вращательную и неподрессоренную массу. Впрочем, это желание будет сопровождать Эрика и дальше, эволюционируя до Периметрического ротора ZTL.

Глава 4: Харли-Дэвидсон

После окончание Питсбургского университета со степенью инженера-механика Эрик уже имел хороший опыт и знания, ввиду этого был привлекательным сотрудником для многих работодателей. Его диплом и знания позволяли выбрать различные профессии и отрасли, вплоть до авиакосмической. Но все мы знаем, что если ты горишь мотоциклами в 80ые годы и находишься в Америке – у тебя есть только 1 путь – Харли Дэвидсон. Впрочем, Эрик считал, что эта ситуация с монополией Харлея на рынке является недостатком для мотоциклетной индустрии США.

Политика Харлея по найму персонала было немного странной, они брали преимущественно местных, даже если они были не так хороши как остальные. Поэтому Эрик вынужден переехать в Милуоки и лично договариваться о рабочем месте. В Харлее его таланты и знания сразу оценили.

Сначала он занимался анализом и тестированием, в частности измерял расход масла на двигателях Шовелхед, которые так любили течь маслом. Он быстро поднялся по служебной лестнице и возглавил группу разработчиков для проекта FXR. Гонки Эрик так же не забросил, в то время у него была Дукатти и гоночная Ямаха подготовленная под регламент Формулы-1. Его гоночная карьера шла достаточно не плохо в течении нескольких лет, но потом все изменилось.Сначала он занимался анализом и тестированием, в частности измерял расход масла на двигателях Шовелхед, которые так любили течь маслом. Он быстро поднялся по служебной лестнице и возглавил группу разработчиков для проекта FXR. Гонки Эрик так же не забросил, в то время у него была Дукатти и гоночная Ямаха подготовленная под регламент Формулы-1. Его гоночная карьера шла достаточно не плохо в течении нескольких лет, но потом все изменилось.

Карьера в Харлее была успешной, он курировал проект по разработке шасси для FXRT, результатом которого стало глубокое погружение в области подвески и шасси мотоциклов. Его команда выкатила тестовый образец на Талладегу для оценки проделанной работы. В результате их работы получился лучший по управлению мотоцикл Харли на тот период, кстати именно он стал впоследствии самым любимым мотоциклом у клуба Ангелы Ада. С этого момента Эрик продвигался хорошо в профессиональном плане, но вот с гонками уже не задавалось. Дело в том, что он участвовал в соревнованиях на Ямахе, в то время как Харли вел жесточайшую конкурентную войну с японскими производителями на рынке США. И тот факт, что инженер ХарлиДэвидсон гоняется на Ямахе – вызывало возмущения в кулуарах топменеджмента марки.
Эрик видел 2 варианта решения этой проблемы. 1ый отсылает нас к истории с компанией Barton Motors, 2ой был более амбициозный – убедить Харлей создать свой спортбайк на основе двигателя от Sportstera.

Глава 5: Buell-Barton RW750

Подробное описание того, как Эрик начинал мы можем найти в книге Корта Кэнфилда и Дэйва Гесса — «25 лет Бьюэлла». История сродни Эплу.
Эрик установил большую чертежную доску в Сарае, для того что бы чертить будущий двигатель для модели RW750.

На самом деле было здание не сараем — сарай находился напротив, а скорее большим хозяйственным строением с тремя гаражными, воротами и бетонным полом. Тепло было от старинной масляной горелки. Эрику приходилось каждый день тащить ведро с топливом для горелки в лютый мороз. Холод был такой лютый, что даже при зажженной горелке, пальто можно было снять только спустя пару часов.

Определенно одним из самых важных эпизодов в карьере Эрика Бьюела как мотопроизводителя стал мотоцикл RW750.

Бартон была очень мелкой конторой из Британии, основанной в 70ых годах для выступления в Английской Формуле 1. Они построили для популярного тогда фильма «Siver Dream Racer» мотоцикл, и складывается впечатление что это вообще единственный спортивный мотоцикл, который они сделали. Это не помешало Эрику приобрести данный мотоцикл с 750 кубовым 4х цилиндровым двигателем, причем 4 цилиндра были сделаны в форме квадрата. Ходит слух, что идею такого двигателя они позаимствовали у Сузуки.

Мопед был действительно ужасным, плохо изготовлен и собран из дешевых материалов. С двигателем были проблемы. Бьюел считал, что с его инженерным образованием он может улучшить двигатель. Когда детали выходили из строя, он модернизировал их, чтобы повысить надежность, и во многих случаях добился увеличения производительности с помощью своих модификаций. В какой-то момент в двигателе RW750 (где RW означает Road Warrior) было больше Бьюела, нежели Бартона. Он добился пиковой мощности в 163,5 л.с. при 10500 оборотов.

Мотоцикл был очень мощным, и даже на толстых гоночных сликах управление тягой вызывало дискомфорт и мотоцикл постоянно срывал заднее колесо. Стоит учитывать что в те годы трековая резина была слишком жесткой и имела высокие борты. Шасси было настолько безнадежным, что Эрик разработал собственное шасси, оно было настолько жестким, что многие его называли суицидальным.

RW750 получился чертовски быстрым, он разгонялся до 285 км\ч, и мог составить конкуренцию лидеру на тот момент Ямахе ТЗ750 в гонках АМА Ф-1. Однако была проблема – рама. Она была слишком гибкая на торсионную скручиваемость, в поворотах мотоцикл становился неуправляемым, а из-за рваной полки момента управление им становилось еще сложнее. Мотоцикл был очень злой и коварный. Но когда все шло хорошо он легко мог надрать задницу Ямахе. Отличный стартер пак для молодого и амбициозного мотогонщика.

Таким образом Эрик и его партнер Кармине Вара основывают компанию Ermine racing (соеднив свои имена). Они используют этот мотоцикл вплоть до 1981 года для участия в гонках, постоянно мирясь с поломками мотоцикла. Эрик постоянно звонил в Англию для того что бы заказать запчасти.

В начале 1982 года владелец компании Бартон получает предложение по работе в другой компании и принимает его. Таким образом Эрик предвидя дефицит и затруднения в поставках запчастей решается приобрести остатки компании, вместе с ужасным запасом запчастей, который он уже давно заменил на более совершенные. Однако у него нет выхода, либо так, либо он останется без деталей и не сможет продолжить участие в гонках Ф1.

Занимательный момент, что двигатели Эрика стояли не только на мотоциклах. Автомобиль имел название «оцелот» под управлением Билли Мейера оснащался двигателем от RW750. Мэйер отмечал что двигатель получился надежным и быстрым. Он выиграл этап SCCA на Summit Point в августе, но на гонках национального чемпионата система зажигания вышла из строя. Это был последний вздох для Дэйва Аммена и Грега Резерфорда, купивших двигатели Barton для использования в гонках SCCA D-sports. В этом классе разрешены двигатели объемом 850 куб. любой конфигурации. Бартон имел реальное преимущество в мощности перед другими доступными двигателями, но оказался очень хрупким. «Мы постоянно были быстрее, чем все остальные, но нам не удавалось заставить двигатель прослужить долго», — сказал Аммен. «Ему требовались доработки и финансовые вложения, на которые у нас просто не было времени и денег». Аммену пришлось изготавливать свой собственный комплект шестерен. «Шестерни просто не выдерживали веса машины, — сказал Аммен. К счастью, он занимался изготовлением шестеренок. Ему удалось одержать пару побед и несколько раз претендовать на участие в национальных чемпионатах, но он сдался, не сумев преодолеть проблемы с надежностью.

Так же этот двигатель использовался на сайдкаре Найджела Роллсона на ТТ на острове Мэн, и именно там Бартон показал свои лучшие результаты. Ролласону удалось занять призовые места. Он был неизменно быстрым с 1979 по 1987 год. Конечно большая часть заслуг этого двигателя было Бьюела, нежели Бартона. Все это подтолкнуло Эрика купить Бартон, он бы заряжен на то что бы поднять эту компанию и продавать мотоциклы.

К тому же RW750 был дешевой альтернативой Ямахи в гонках AMA. Весь процесс продажи продлился до конца 82. В начале 83 Эрик выписывает счет и становится владельцем компании Бартон. Из-за накладок и бюрократии, поставки всех запчастей были завершены только к середине 83, а гоночный сезон к этому времени был упущен на половину.

Когда первый «производственный» RW750 был готов Эрик и Дэвид Гесс устраивают фотосессию. Они делают 2 снимка с разными экспозициями – с обтекателем и без, совмещая кадры на итоговом снимке. Результатом стала интересная полупрозрачная фотография. В будущем Эрик признается, что именно эта фотография вдохновила его на создание прозрачного бака в моделе СитиКросс линейки XB.



Весной 84ого Эрик убеждает Харлей посмотреть на тестовые заезды RW750 в Талладеге (это такой хоум трек для Харлея, они арендуют постоянно его для теста своих мотоциклов) в надежде заинтересовать их своим проектов и взять под свое крыло, получив нужные ресурсы для участия в соревнованиях. Скорость была отличная, представители харли действительно задумались о том что бы принять участие в гонках Дайтона 200. Они хотели увидеть как пройдет этот мотоцикл 200 миль для окончательного решения, но тут удача увернулась от Эрика.

Мотоцикл ехал хорошо и быстро, но в какой-то момент двигатель заклинил. Бьюел починил двигатель, но этого не хватило на долго. Один из клапанов был неправильно обработан, из-за чего один из цилиндров вывалился за отсечку. Конечно представителей Харли этот результат не устроил. Но Эрик был бы не Эриком, если бы просто сложил руки и смирился с ситуацией. Он решает, что если поработает над двигателем еще немного – сможет добиться желаемого результата, да и осенью можно продать несколько мотоциклов и протянуть до следующего гоночного сезона. Эрик увольняется из Харлей, кстати он хотел это сделать раньше, но Джефф Блюстейн (на секундочку генеральный директор Харли) попросил его повременить с этим решением и взять продолжительный отпуск.

К Лету 84 года он устранил большинство недостатков RW750 и участвовал на свои собственные средства в гонках АМА, с целью последующей продажей мотоциклов. В том же году в Америку приехал один из самых известных частных пилотов Дуг Браунек. Он сделал несколько кругов на RW750 и был поражен мощностью и управлением мотоцикла, но все же выбор сделал в пользу менее быстрого, но надежного Ямаха ТЗ750. Эрик решил показать ему, что его мотоцикл лучше и помчался к стартовой линии. К сожалению на первом же круге отстегнулся водяной насос.

Следующая гонка должна была быть в Поконо, за день до гонки Эрик с друзьями решает потестить мотоцикл с починенным насосом на арендованном вблизи треке. Все шло хорошо, но на одном из поворотов Эрик не справляется с управлением, ловит хайсайд и ломает 3 ребра. Так закончился этап в Поконо.

Денег уже было недостаточно, Эрик решается продать свой дом и вложить деньги в производство мотоциклов. Покупает заброшенную ферму с сараем и гаражом в штате Висконсин.

На тот момент RW750 представлял из себя четырех цилиндровый двигатель, рама из труб. Двигатель установлен далеко вперед для того что бы сместить центр масс. Передняя вилка Марзоччи с запатентованным Харлеем электро-пневматическим анти-кливком, который разработал Эрик будучи инженером Харлея. Задняя подвеска с моноаммортизатором Works Performance, толстые оси, толще чем на всех мотоциклов тех времен, перед 20мм против 17, зад 25 против 20мм. Подшипники устанавливались непосредственно примыкая к трубам вилки. Результатом стала колоссальная жесткость мотоцикла на скручивание. Тема жесткости преследует Эрика на протяжении всей его карьеры мото-инженера. Обтекатель имел уже аэродинамическую форму. Он уделял внимание не только проходу воздуха снаружи мотоцикла, стабилизируя его на ходу, но так же и поступлению воздуха в радиаторы, делая их более эффективными. На тот момент времени большинство обтекателей были декоративными и даже в какой-то степени мешали. Бывали случаи что голые мотоциклы были быстрее, только лишь из-за того что никто не задумывался об аэродинамике.

Мотоцикл был полностью готов к 1984 году. В июле 1985 журнал Cycle написал большую статью про мотоцикл Бьюела. Эрик продал один из мотоциклов, и продажа второго была на носу. Казалось бы вот оно. Все получилось, в Америке наконец-то появился бренд продающий действительно спортивные мотоциклы. Но не тут то было. Весной 85ого федерация АМА исключает из своих гонок этот класс и закрывает чемпионат Ф1, в пользу новому и амбициозному классу супербайков.

Таким образом в одночасье Эрик лишается и гонок и рынка сбыта.
В итоге мотоцикл не имел высоких продаж, и на деле Бартон принес больше проблем, чем подтолкнул ко 2ому пути, о котором я расскажу в следующей части.

Всем спасибо! Прошу прощения за возможные ошибки в тексте.
  • KagiKagi
  • Sergey
  • 24 декабря 2020 в 11:39
  • ?

Комментарии (19)

RSS свернуть / развернуть
+1
wasserfall
Вот ты Сатана, такое в рабочий день выкладывать. Давай вторую часть.
+1
Hatchet
интересно, информативно, познавательно, хорошо оформлено
зочот
0
capitan_amer
Что значит неудачник? Его деяния шли вразрез с политикой харли-дэвидсона. Вот только чтобы конкурировать с японцами надо выпускать отличные мотоциклы, отличные от японских
0
Kagi
Ну как видишь из первой части, удача действительно ему очень не благоволила. Много раз он был в пару дюймах от успеха — но что-то вечно шло не так, даже не только с самим мотоциклом и двигателем, а взять хоть решение АМА убрать класс.
0
capitan_amer
В 70ых-80ых было несколько вариантов производства тормозных дисков:
Из Алюминия
Серьёзно, дисков, из алюминия? Не барабанов? Здесь нет ошибки перевода?
Помню как Топ Гир иронизировали над алюминиевыми тормозными брабанами Жигулей
0
Kagi
Перевод достаточно точный, речь в статье идет именно о роторах, но вполне допускаю, что и в ней может быть ошибка.
0
wasserfall
Алюминиевые диски реально были и есть. Но они менее цепкие.
0
capitan_amer
можно фотку гоночного мотоцикла с алюминиевыми дисками! Очень большие давления, их съест мгновенно. Даже у ижа в алюминиевых барабанах были стальные (или чугунные) вставки. А у жигулей в чистом алюминиевом барабане очень быстро образовывалась ступенька.
+1
wasserfall
Фото поискать надо, а так могу сказать, что алюминиевые сплавы с высоким содержанием цинка типа 7505 с керамикой или 6082 использовались, емнип. Решение то еще, конечно, но охлаждались лучше.
0
Pugnator
Ведь есть интернет и гугл.
Performance assessment of aluminium composite material for automotive brake rotor.
Material characterisation of lightweight disc brake rotors.
Experimental Analysis of Disc Brake in Aluminium Alloy 6061 Metal Matrix Composites.
0
asd_skala
Круг 15-20 торможенй, пусть гонка 100 кругов, можно посчитать какая нужна начальная толщина диска, если его масса получилась меньше чугунного можно ставить
здесь был ататат

0
freeezzzz
Давай вторую чаздь. Сколько можно ждать?!))) И ето, перечитывай, а то дубли абзацев, и все такое.
0
Kagi
Уже почти готова)) На этой неделе думаю видео будет, и сразу после публикации видео — сюда добавлю.
С дублем да, косякнул.
+1
Takeda1977
Каги, молодчина. Четко, по делу, интересно, содержательно :)
0
Kagi
Благодарю.
+1
Takeda1977
Когда я тебя впервые увидел на трубе, с твоим «друзьяшки», чуть не разбил монитор :)))
+1
Kagi
Благо не стал поводом твоих материальных лишений))))
0
AntonKatenev
Умничка, что сделал текстовую версию, видео никогда не смотрю.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Kagi, Эрик Buell. Гений или Неудачник? Часть 1