Блог им. Sibirjak → Модернизация Явы.

Явы уже нет, а память о ней осталась. И лёгкая грусть. Я с ней был 10 лет, всякое случалось. За это время появился небольшой опыт.

Когда я её купил и начал приводить в порядок, самой первой модернизацией было замена, по возможности, болтов и гаек на японские. Они качественнее, чем те что стояли изначально. Да и возможность была, на моей работе они буквально валялись под ногами.
На этом, думал и всё достаточно модернизаций, Ява максимально будет в стоке. Но жизнь вносит свои коррективы. В 2014 году этот сток меня подвёл за 900км от дома. Сгорело реле зарядки. Новодел стоил тогда 7000 рублей, да и не вызывал доверия. Хотел уже ставить гену от Ижа с бесконтактным зажиганием от ВАЗ. Но на форуме явистов посоветовали CDI от скутера.
Его преимущество в том, что это зажигание работает без аккумулятора. На Яву подходит генератор от мотора QMB-139, ротор садится на конус коленвала идеально.
Что нам понадобиться? Сам генератор в сборе. Я выбрал на 8 катушек, ночью не езжу и яркость света для меня не актуальна. Хотя один раз пришлось возвращаться домой в тёмное время суток. Пока держишь обороты света лампы на 35 ватт хватало.
Извините отвлёкся, к генератору нам понадобятся коммутатор, регулятор напряжения, двухвыводная катушка зажигания от Газели или Оки и высоковольтные провода с наконечниками.
Коммутатор

Регулятор напряжения

А так же провода и соединительные колодки на регулятор и коммутатор. Я для этого купил б/у проводку со скутера. Там ещё колодки на пульты подошли.
Далее, заказал по этому чертежу план-шайбу. Её делал из алюминия толщиной 8мм. Такой нашёл, подойдет любой, но не тоньше 5 мм.
Чертёж

Когда все детали собраны, приступаем к монтажу.
План-шайба на моторе

Монтируем статор и подгоняем его по высоте так, что бы ротор полностью на него садился. Я для этого заказал дополнительные пластины.

Должно получиться так.

Затем на роторе устанавливаем вторую метку на 180 градусов от заводской. Я приклеил метку эпоксидкой, а сделал её из ленточного хомута. Разметку мне сделали на токарном станке, там есть градусы на шпинделе.
Заводская метка.

Кустарная, сделанная мной.

Затем монтируем датчик. Он должен попасть сердечником на середину метки и зазор между меткой и сердечником — 0,5-0,7мм.
Генератор с датчиком.

Теперь делаем опережение зажигания, для этого устанавливаем поршень любого цилиндра на 2мм до ВМТ, при этом метка должна быть на выходе из датчика.
После этого начинаем собирать электрическую часть. Я делал по этой схеме, цвет проводов может отличаться.

Немного её доработав, сделал стоп-двигатель по другому.
Вот моя доработанная схема.

Опыт показал надёжность этой системы. За 4-е года случилась единственная неисправность — сгорел коммутатор. И то перед продажей.
Вот первый запуск этой системы, провода ещё не уложены.

Это первая модернизация, а дальше, как говориться — Остапа понесло. Но это уже так по мелочи. Поставил пульты от Ирбис-Гарпия.


Затем переделал крепление бака, поставил резинки крепления от воздушного фильтра какого то японского авто.

Ну и на довесок поставил карбюратор Микуни. Хотел заказать из Японии, но они там все китайские. С АлиЭкспресса оказалось в два раза дешевле.

Для установки карба понадобилась эта деталь, два болта под шестигранник и патрубок. По моему от Ижа. Всё таки ижевские детали в мою Яву попали.;)
Вот так я модернизировал мою Яву. Всё это я делал в 2015. В 2016 провел испытание, сначала весной проехал за городом 250км, затем уже 900 за два дня накатал.
bikepost.ru/blog/86111/Dva-dnja-na-YAve.html
Надеюсь мой опыт пригодиться тем, кто ездит на Яве или думает её купить.
  • SibirjakSibirjak
  • Игорь
  • 11 декабря 2020 в 21:01
  • 1
  • ?

Комментарии (23)

RSS свернуть / развернуть
0
Kadet73
Спасибо, интересно. Между карбюратором и блоком цилиндра стоит пластиковая перемычка- она такая была с завода, не коробит ее?
0
Hatchet
Манифолд не для этого ли создан?
0
Sibirjak
Это резиновый патрубок от Ижа. На данный момент он немного растрескался снаружи. Но герметичность ещё есть.
0
Kadet73
Спасибо)
+2
Zepp
  • Zepp
  • 12 декабря 2020 в 14:30
При всём уважении, но всё кроме карбюратора — лютейший колхоз.
Мощность генератора нужна не только для света, но и для качественной искры на свечах на малых оборотах, скутерное магнето явно с двумя свечами не справляется. Отсюда такой холостой, да и тянуть будет хуже штатного варианта.
0
Sibirjak
У вас Ява когда нибудь была? Сомневаюсь, при всём моём уважении. Иначе вы были бы в теме слабого 6ти вольтового генератора Явы 634. Про эту слабость писали еще в советские времена в журнале «За рулём». В CDI, на зажигание работают отдельные катушки. И не зависят от общей нагрузки. Вот выписка из журнала.
www.jawaclub.ru/stati/ehnergosnabzhenie-javy-statja-iz-zhurnala-za-rulem/
В последней поездке, в 2016 Ява уверенно тянула мои 120 кг и ещё плюс туристический скарб.
0
Zepp
Лет мне поболее, чем вам и снисходительный тон гуру не прокатывает.
Явы у меня были начиная с 6-вольтовой чекушки и в силу профильного образования проблемы электрикой решаю без помощи популистского журнала :)
0
Sibirjak
Я на гуру не претендую, если чем оскорбил, извините. Ну а если в электричестве профессионал, то согласитесь, 90 ватт, поболе чем 75. Я в силу своего электронепрофессиализьма, эту тему изучил, посоветовался с людьми, что это уже внедрили и давно обкатали.
0
govniuk
при батарейной системе зажигания, безусловно, силы генератора должно хватать на поддержание аккумулятора в заряженном состоянии. При безаккумуляторной системе все проще. Как у того же минска. Цепи, как и катушки освещения и зажигания вообще ни как не пересекаются.
0
Zepp
Неужели вы все верите в мощность 90 Вт указанную китайцами на магнето размером с банку шпрот?
Коммутатор предназначенный для одинарной катушки с двойной долго не живёт, в чём автор сам убедился.
0
Sibirjak
Давайте разбираться вместе. Штатный генератор Явы 634 имеет мощность 75 ватт. Теперь по потребителям: фара 25-35 ватт, лампа заднего фонаря 5 ватт, 2 лампы поворота по 15 ватт, лампа стоп сигнала 20 ватт. И теперь посчитайте сколько мощности потребуется отдать генератору, если я приторможу перед поворотом? 25+5+(15х2)+20=80. Уже идёт превышение, а ведь надо ещё дать мощность на систему зажигания. У меня Ява бывало глохла в пробках. Я понять не мог почему пока не прочитал статью из ЗР. Её кстати написал человек с профильным образованием инженер Коноп. Помните фильм Сыщик? Там Гнус в роли Ярмольника, газовал на перекрёстке и ему сказали, Не рычи! Так вот он газовал именно по причине слабого генератора, что бы зарядка шла. Явовский генератор питает одновременно систему зажигания и остальные потребители постоянным током 6, максимум 7,8 вольт.
Теперь рассмотрим систему зажигания от скутера. Это, как говориться два в одном. Отдельные катушки на систему зажигания, отдельные на потребители. При этом, этот генератор выдаёт 12-14 вольт переменного тока. Количество потребителей и суммарная мощность, что у Явы, что у скутера одинакова. Те же лампочки, той же мощности, только на 12 вольт. Даже лампа фары встаёт в явовский патрон. Но всё это питает как бы отдельный генератор. На зажигание идёт другой, там идут стабильные параметры потребления тока. Напряжение идёт на коммутатор, он получив сигнал с датчика выдаёт импульс на катушку зажигания. Катушка выдаёт 30 киловольт на свечу зажигания. На любом моторе, хоть у бензопилы, хоть у Голды. При любой мощности двигателя это напряжение неизменно. Мощность влияет на работу потребителей. Я работал на автобусе, там стоял генератор повышенной мощности именно из за освещения салона. А так, всё остальное одинаково с ЗиЛ-130. Ему не надо освещать салон, питать током 16 ламп на 20 ватт каждую. Поэтому и мощный генератор не нужен. Теперь по поводу двух свечей. На Яве две катушки, каждая потребляет ток, у меня одна на две свечи. Значит обмоток меньше, соответственно и потребление меньше. В обычной катушке, высоковольтный контур одним проводом идёт на массу, другим на свечу, где и идёт пробой в зазоре между контактами. В моей, точнее в катушке ГАЗ, оба конца высоковольтной обмотки идут на свечи. 30 киловольт пробьют и два зазора запросто.

Теперь по поводу «ненадёжности» китайского коммутатора. Он отработал 4 сезона, две загородные поездки, одна 250, другая 900 км. Остальное время по городу в утренних и вечерних пробках. Самый неблагоприятный режим, постоянно пилишь между машин на малых оборотах. В этом году я завёл Яву всего три раза. И сгорел коммутатор перед продажей, видно обиделась Ява на то что продаю.))) 4 года бесперебойной работы, это по моему неплохо. Надёжные японские мотоциклы тоже периодически ломаются, сколько писалось про регулятор напряжения Хонды. Я читал как эта деталь подводила в дальняках. Люди в захолустье ждали вожделенной посылки с регулятором. А мой коммутатор в любом магазине китайской техники есть стоит 300 р. А если заехать в глухомань где нет таких магазинов, и он сгорит, его можно заменить коммутатором от Минска или Восхода. Они в любой деревне есть и зачастую давно не ездят. Так что за бутылку, скорее всего отдадут.
Надеюсь я смог убедить вас, что земля вертится.;))) А то у меня на работе один профессионал сомневался, что мотор вообще заведётся, искра то одновременно на два цилиндра идёт! Он тоже имеет высшее образование, процессы работы ДВС знает и вообще профессионал.
0
Zepp
Основной закон электрических цепей — закон Ома работает не зависимо от того согласны вы с ним или нет.
В ваших рассуждениях полная каша понятий — ток, напряжение, мощность.
В этом не сложно разобраться и самому, или попросить помощи у профессионала, только не того, который у вас на работе :)
P.S. Регулятор напряжения Хонды ломается не из-за ошибки разработчиков, а из-за ошибки владельцев — длительная эксплуатация мота с убитым или полностью разряженным аккумулятором (кстати у Явы причина та же).
0
Sibirjak
Ну тогда разъясните дилетанту по умному. Сопротивление катушки зажигания скутера 0,4 Ом, катушки зажигания ГАЗ — 0,4 Ом. Так в чём разница для генератора? Могу и сопротивление электроламп скутера и Явы сравнить. Так в чём разница? И почему будет слабая искра? При слабой искре и запуск будет плохой. А я этой весной пришёл в гараж, где Ява простояла всю зиму, открыл кран, вытянул обогатитель и Ява уверенно запустилась. По классике, как в инструкции написано. Три раза толкнуть кик, включить зажигание и запустить двигатель. При слабой искре это возможно? И когда я ездил за город на этом зажигании, маршрут проходил через Саяны и Дивные горы. Ява уверенно шла на подъёмы с моими 120 кг и скарбом. По Тыве она меня без багажа везла по тем же Саянам. Разницы не почувствовал. В Тыве легче было даже, по асфальту шёл. В общем система жизнеспособна. Если бы она досаждала, я бы давно её переделал. Я ездить люблю, а не страдать от нестабильной работы техники.
0
Zepp
Звук двигателя на вашем видео явно не похож на звук живого Явского движка — рассинхрон и нерастабильность ХХ слышны даже при таком ужасном качестве звука на видео.
Отстаивая свою правоту вы явно не хотите услышать, что я вам говорю.
0
Sibirjak
Все устал я бороться с ветряными мельницами. Думайте что хотите, тем более Ява уже не моя. Синхрон там или не синхрон мне это уже не важно.
0
Dimonius
на плите генератора стоит еще одна деталь, она по месту пилилась или есть какие-то размеры ее?
0
Sibirjak
Мне когда пластину сделали, я увидел, что ротор будет её задевать. Фрезеровщик сам сделал чертёж и изготовил проставку. Потом пришлось ещё шайбы подложить, что бы статор полностью зашёл под ротор.
здесь был ататат

+1
OSFvjik
Одноканальный CDI на 2 цилиндра… что может быть хуже для пихла… Паразитная искра на двухтактнике… хлопок удвоенного обратного выброса по заслонке… Ребята вы всерьёз считаете, что с 2х тактником можно так-же извращаться как и с 4х тактником? Вы правда думаете, что это вам сойдёт с рук? На какой ресурс вы рассчитываете? 10 тысяч — 20? Жаль — хороший был мотоцикл…
0
Sibirjak
Просто странно, как чешские инженера это допустили на Яве 640. Ужас, поставили зажигание Вапе.
Смотрите картинку, та же двухвыводная катушка.

Как то люди ездят. Как говорил Голилей,- И всё таки она вертится. Я нисколько не хочу никого обидеть, но я это сделал и 4 года эксплуатировал. И не я один. Вы же рассуждаете в теории. Суха тория мой друг, а древо жизни вечно зеленеет! — так кажется у Гёте.
0
Sibirjak
Только сейчас вспомнил. В 2011 году ко мне заезжал мотопутешественник из Луганска. Он на Байкал ехал, так у него тоже стояло одноканальное зажигание с датчиком Холла, коммутатором от ВАЗ и такой же катушкой. Пробег составил примерно 12000 км. На следующий год он на этой же Яве в Чехию сгонял. И каждый год ездил на слёт явистов в Москву. У него Ява — 634. Генератор от 638. Вазовская система от 12 вольт работает, пришлось менять генератор.
+1
OSFvjik
Да ради бога… я не настаиваю — это не мой мотоцикл. Кто хочет ставить одноканалку — ставте… мне нет дела. Не пугает частичный выжег рабочей смеси — поздравляю с этим. Одноканалка более технологична, чем контакты и, тем более, двухканалка, поэтому её и ставят на заводе… маркетинг во всей красе. Вот только термические процессы двухтактного двигателя сильно отличаются от четырёхтактного. И поэтому паразитная искра в двухтактнике очень сильно вредит. Я не против электронного зажигания вообще. Но я скептически смотрю на человека, который уменьшает вдвое надёжность агрегата, в угоду «современным веяниям». Даже родные контакты требуют к себе внимания 1 раз за сезон. Я свою Яву в 1992 году перевёл на 12 вольт не из-за того что это было модно, а в угоду безопасности — 220 ватт генератора позволили мне 100 ватную лампу в фару поставить. А скутеровские 90вт против родных 75 — это инъекция в протез…
0
Sibirjak
Мне 100 ватт не нужно было. А система зажигания автономная и запуск без АКБ важнее. Не буду спорить с теоретиками, надоело копья ломать. Если хотите и не лень, почитайте. Здесь всё оговорено и отсюда я почерпнул идею ставить именно этот генератор.
forum.jawaold.su/viewtopic.php?t=27490&postdays=0&postorder=asc&start=0
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Sibirjak, Модернизация Явы.