Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. h579mo52rus → Эксплуатация мотоцикла "Иж Юпитер"

Купив в 2008 г. новый «Иж Юпитер», я выехал на нём на дороги общего пользования.

Меня окружало много диванных экспертов. Например, никто из односельчан не эксплуатировал данную модель в условиях дальних перегонов и современного города. Зато большинство любило порассуждать на тему особенностей нагрева двухтактного мотора воздушного охлаждения в глухой пробке. «Колом встанет, заклинит!» — видимо, от тайной зависти бухтели они. А я, наплевав на горе-советчиков, безбоязненно отправился в путь. «Иж Юпитер» с коляской ВМЗ стал мне верным помощником.

В результате был накоплен некоторый опыт практической эксплуатации в режиме от бездорожья до городских пробок.

Мотор всегда запускался легко.

Мотоцикл у меня ездил круглый год, в том числе зимой, благо, коляска позволяла. Двигатель заводился без посторонних источников даже в морозы. Правда, езду при температуре ниже минус 20 градусов не выдерживал уже я сам. Хороший запуск считаю заслугой своевременного внимания к мотоциклу.

Фильтры и карбюратор чистились раз в 3000-4000 км. Свечи лишь визуально осматривались, периодически выставлялся регламентный зазор. Они ездили до конца, мотоцикл был продан потом вместе с ними. При хорошо отрегулированном карбюраторе и зажигании нагар они имели всегда светло-коричневый. Воздушный фильтр промывался в три захода. Сначала леска купалась в солярке, потом в бензине, затем прополаскивалась в чистой воде, после чего сушилась. Зажигание было выставлено один раз – при покупке мотоцикла. Больше я туда не лазил, кроме как затем, чтобы смазать фетровую накладку эксцентрика, открывающего кулачки. Параллельно всегда осматривал их состояние. После нескольких тысяч километров пробега на них стала наклёвываться ямка от искры, но до критического износа было ещё очень далеко. Конечно, лучше было бы поставить бесконтактное зажигание. Но в те годы в Нижнем Новгороде заводских вариантов не продавалось. Делать своими руками не хотелось, когда штатная система безотказно работала. На всякий случай сразу после приобретения мотоцикла я сменил свечные провода с колпаками, родные показались мне не совсем герметичными. Они были куплены от широко распространённого автомобильного мотора ЗМЗ 402, применявшегося на «Волгах»/«ГАЗелях». После замены в любой ливень мотор чётко работал на всех двух цилиндрах.

Сам двигатель снаружи я всегда поддерживал чистым, ибо грязь на рёбрах ухудшает охлаждение. Как результат – отсутствие перегревов даже в глухих пробках с коляской в час-пик в летний зной. В коробку передач я лил автомобильное трансмиссионное минеральное масло. Менял его раз в 5000 км. В камеру маховика заливал тоже автоминералку, только моторную. Интервал замены – тот же. Бензин я смешивал с камазовской «дизелькой», которую брал на разлив на заправках. Иногда пользовался веретённым (И-20) или авиационным (МС-20) маслами. Считаю их лучшими на то время для двухтактных мотоциклов. Они содержали минимум присадок, на них уменьшалась дымность выхлопа. Пару раз разбирал глушители с целью проверить их закоксовывание. Флейты были покрыты лишь лёгкой копотью. В те годы двухтактная садовая техника была ещё малопопулярной в нашем регионе, потому и соответствующие масла не продавались на каждом углу, как сейчас. Иногда мне удавалось достать литр-другой при поездке в город, но запас быстро кончался, ибо мотоцикл ездил каждый день, хоть, в основном, понемногу.

На ходовую часть нареканий у меня не имелось. По кочкам «Юпитер» с коляской ехал мягко. Я хотел поменять масло в вилке через год эксплуатации, но решил, что незачем, ибо она не пробивалась до упора, на выходе перья не стукали. Сегодня над штатной резиной К-102 большинство мотоциклистов лишь посмеются. Но тогда выбора не было. Я ездил на ней и был доволен. Пару раз в дороге случались проколы. Толстая, кондовая К-102 позволяла ехать на спущенном колесе с пассажиром абсолютно без последствий для неё.

Электрооборудование проблем не преподносило. За время пользования мотоциклом не сгорело ни одной лампы. В фаре головного света я заменил оптический элемент на автомобильный, рассчитанный под галогенку. Уже тогда было трудно достать примитивную родную лампу-грушу в случае перегорания. Галогенки же продаются в каждом автомагазине. Некоторые жаловались на слабую зарядку. По моему мнению, большей частью это связано с ездой на короткие расстояния или с низкими оборотами двигателя основное время движения. Я ездил по трассе, к зарядке вопросы отсутствовали.

По мере загрязнения «Иж» тщательно мылся, это стало еженедельным ритуалом. Корпус натирался для поддержания первоначального блеска полиролью. Внешний вид я оставил полностью штатным, ведь классика всегда в моде.

Изгадить «тюнингами» в виде китайских стекловолоконных полуобтекателей и смешных зеркал, сделанных будто на хохму, можно всё, что угодно. Уже тогда красный «Иж» с коляской в полностью стандартном экстерьере смотрелся на улицах не самого маленького города России – Нижнего Новгорода – весьма винтажно.


Этот мотоцикл я эксплуатировал четыре года. Ездил на нём по Нижегородской области, знакомился с новыми интересными людьми и местами. На нём же построил свою личную жизнь, заимел первого ребёнка. После его появления на короткий период времени пересел на машину. «Иж» был продан в руки понимающего и любящего его человека. Я купил другой мотоцикл. Но именно «Юпитер», разрушивший рамки моего замкнутого и зависимого от внешних факторов существования, впервые подарил чувство настоящей свободы.
  • h579mo52rush579mo52rus
  • Юрий Медведев
  • 18 марта 2017 в 20:29
  • 1
  • оценка: +44

Комментарии (17)

RSS свернуть / развернуть
0
QashdelAK
Всё хотел спросить, почему у тебя коляска на всех фото без стекла.
Ведь стекло входит в комплектацию. Или нет?
Во всяком случае у меня было стекло.
0
h579mo52rus
Это только фото без стекла, по факту стекло было, лежало на дне коляски при её сборке. Фотографий со стеклом и со вторым (правым) зеркалом, к сожалению, пока не могу нигде найти, затерялись.
0
AlNaz
Отличная статья. Вернулся в 80-е, когда у нас почти у всех в деревне были мотоциклов и по большей частью ИЖи с коляской.
0
h579mo52rus
В моей деревне они были в большинстве и в 90-е.
+1
Aerotiran
В коробку передач я лил автомобильное трансмиссионное минеральное масло.

Имел горький опыт налить в коробку передач трансмиссионное масло, сразу же забуксовало сцепление. После замены на обычное моторное М8В от ЗиЛа сцепление восстановилось и больше не буксовало.
0
h579mo52rus
Я пробовал тоже М8. Никаких негативных нюансов не выявил ни от того, ни от другого масла.
+2
GekatoNheiRE
У меня во время владения Юпитером было 2 проблемы — где заработать на бензин и!!! мать его!!!, вечно неработающий один цилиндр!!!
А так техника хорошая)
0
Aerotiran
Так же мучался на Юпитере с продающей искрой на одном цилиндре, катушка Bosch от старого Фольксваген Джетта вылечила навсегда. Больше доставал сальник коленвала со стороны коробки передач, вечно дымящий левый глушитель, замена сальника помогала от силы на месяц.
+2
h579mo52rus
Сальники в 2000-е были такого качества. Вот именно поэтому старался не трогать штатные запчасти — уж пусть ездят, сколько им отмеряно.
0
variator42
В 2008 м новый юпитер ??? Я их последний раз в ящике видел году в 97м. И цена на него была как на 5ти летний жигуль.
+1
h579mo52rus
Да. А что тебя удивляет? У нас они продавались новыми в мотомагазинах до весны 2008 г. включительно. Цены были человеческие.
+1
atreg
Вспомнил свой Юпитерок-5, без коляски правда и голубого цвета!:) Спасибо за пробуждение в памяти этого замечательного воспоминания!
+2
oneq2
После замены в любой ливень мотор чётко работал на всех двух цилиндрах.
Юпитер, всегда работающий на двух цилиндрах, это прям уникальный случай! :)

Электрооборудование проблем не преподносило.
Спидометр?

По моему мнению, большей частью это связано с ездой на короткие расстояния или с низкими оборотами двигателя основное время движения.
Согласен. Помню время, когда стали заставлять свет на мотоциклах включать постоянно. Так на шестивольтовках совсем грусть-печаль была по городу.

Уже тогда красный «Иж» с коляской в полностью стандартном экстерьере смотрелся на улицах не самого маленького города России – Нижнего Новгорода – весьма винтажно.
Хорош ещё родной ИЖевский обтекатель предыдущей модели. Который из одного куска оргстекла (да, да, я знаю про поликарбонат, но не уверен, что тогда был именно он) выпилен целиком. Высокий только — караул. Большинство пилило пониже.

На нём же построил свою личную жизнь, заимел первого ребёнка.
Да Вы не меньший уникум, чем Ваш постоянно работающий двумя цилиндрами Юпитер!
+2
jakyt_spb_
Замечательный, красивый аппарат из детства.
Автору респект за аккуратность и чистоту!)
+2
DegenerateCo
«На нём же построил свою личную жизнь, заимел первого ребёнка»… Таки прям на нём? =)
+2
advokat-vvs
фетИЖизм какой то)))
0
Omega39rus
Это судьба просто, отечественный МотоПром))) Я так же, только на 7 лет раньше, из-за байкерского ореола, на П5 нашёл жену, и ребёнок появился — из за мотоцикла))) Единственное, в чём я себя виню — что мот был забыт-заброшен долгие 15 лет, но продавать его рука не поднялась, как так, верного коня, каждый болтик которого перебрал, как своего ребёнка знаешь — и продать? Хотя все уговаривали, и мать и жена с тёщей. твёрдо ответил им всем — НЕТ. Но заставили не садиться))) А теперь всё, развод, новая семья, ребёнок подрастает — буду вспоминать молодость, реставрировать, к тому же ещё и Юп5 появился почти целый.
Но насчёт 2Т масла — в 2001-3 годах у нас уже вовсю оно было, недешёвое, конечно, за пару сезонов успел 20к после капиталки отъездить, с обкатки использовал красное бензопильное масло STILL, компрессии оставалось по прикидкам ещё как минимум на 10к, при том, что колено не новое ставил, а выбрал самое лучшее из 4-5 б/у-шных. Нагара вообще почти нет, как и дыма, пропорцию 1:50 всегда лил. Зажигание контактное, гена 14 ампер был, фара самодельная с галогеновой оптикой от Оки, утоньшённый в 3 раза задний фонарь с 2 двухнитевыми лампами (всегда бесили эти толстые задние фонари). После обкатки проверил максималку по электронному велокомпу — 119,8 шла, больше не хотела на 18Т ведущей звезде, но пригнувшись и в безветрие, больше так никогда не ездил — реально страшно, крейсерская — 80-90. Ставил и 20-зубую звезду, максималка — 80, но двиг просто шепчет, и ооочень долго разгоняется на каждой передаче)))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. h579mo52rus, Эксплуатация мотоцикла "Иж Юпитер"