Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. romik41xt → Получение прав. Обучение в японской мотошколе. Два пальца на рычаге тормоза?

Доброго времени суток!



Решил написать отдельный пост про получение прав в Японии и обучение в японской мотошколе.

Для начала хочу оговориться, что я совсем новичок и могу, наверное, порой писать глупости. Если таковые вами будут обнаружены, не принимайте близко к сердцу :) Также у меня нет времени да, пожалуй, и таланта структурировано излагать свои мысли. Пишу как есть… Пытаюсь поделиться опытом так, как умею. Ну что… Поехали…

Для начала пару слов о том, как я получал права в России. Летом 2014 года я записался в автошколу для обучения на категорию А. Теорию преподавал бывший сотрудник ГИБДД. Его лекции всегда были очень интересными и информативными. Практические же занятия были мягко сказать не ахти и заключались в том, что я приходил на площадку, мне давали мотоцикл (stels delta 200), и я в одиночестве пытался освоить фигуры. За 8 часов, не получив ни одного совета, я как смог подготовился к экзамену, который даже умудрился сдать с первого раза. Наша группа состояла из 7-8 человек и почти все сдали. Благо все фигуры можно было пройти на холостых и особых трудностей у меня не возникло. Получив права, я понимал, что я абсолютно не умею ездить на мотоцикле и совсем не готов выехать в город. Да и мотоцикла то у меня не было. Тем менее была радость от того, что первый шаг был сделан и в скором времени, я наделся сделать и второй. Но второй шаг мне суждено было сделать лишь через 2 года.

В начале 2016 года оказавшись в Японии, я начал задумываться о покупке мотоцикла. К лету появилась возможность купить мотоцикл, но теперь передо мной стояла дилемма. Так как у меня не было японских прав, а наши права они не признают (например американцы могут в течение года ездить по международным правам и лишь после этого обменять их на японские), мне нужно было либо попытаться сдать тест и обменять свои права на японские, либо пойти в автошколу и получить права с нуля. Узнав стоимость получения прав через автошколу, я сразу отмел этот вариант и начал подготовку документов на обмен прав (нужен был перевод, сами права и др. документы). Предварительно почитав форумы про то, как это все происходит, выяснил, что сдать очень сложно и у многих получается лишь с 5-го 10-го и даже 15-го раза.

Так как обмен прав оказался не таким простым занятием, да и опыта у меня практически не было никакого, решил взять пару занятий в мотошколе. Но автошколы не спешили предоставлять мне такую услугу, всячески склоняя к тому, чтобы я прошел полное обучение. В результате с горем пополам я нашел место, где были готовы меня немного поднатаскать к экзамену. Инструктор показал мотоцикл и со словами «следуй за мной» уселся на свой. Я, до этого объявив, что у меня уже есть российские права (это было условием предоставления мне возможности попрактиковаться, не проходя весь курс) в панике быстро начал вспоминать, что к чему. Последний раз на мотоцикле я сидел два года назад. В автошколе была маленькая дельта. Опыта на более менее серьезном мотоцикле у меня было несколько часов занятий с инструкторами в Москве. (мотошкола студента или как-то так). Там как раз таки меня пытались реально научить (правильное положение на мотоцикле, два пальца на рычаге тормоза и т.д). Но это было 2 года назад. Сейчас же от меня требовалось быстро вскочить на мотоцикл и ехать отрабатывать курс. Инструктор отъехал метров на 20 и, вроде бы, даже на меня не смотрел. Видимо ему было очевидно, что человек, у которого уже есть права, сможет сесть и легко поехать. Но для меня это было совсем не очевидно. В ожидании фейла я сел на мотоцикл, завел… глубоко вздохнул и поехал. Инструктор начал объяснить особенности экзамена, но я был сконцентрирован на том, как переключать передачи, не завалить мотоцикл… не заглохнуть. Потихоньку начало приходить понимание, что на экзамене ловить мне нечего. В итоге мы проехали доску, слалом, покатались по маршруту (на площадке), я откланялся и пошел домой.

Было приятно впервые за 2 года посидеть на мотоцикле. Но я понимал, что сдать тест мне будет очень сложно. Через какое-то время, собрав нужные документы, я пошел в местный отдел полиции. Там все мои надежды окончательно рухнули. Местный полицейский долго не мог понять, что я хочу, а поняв ясно дал мне понять, что тест я не сдам. Через какое-то время подошла жена, которой он рассказал про то, что за последние 10 лет ни одного иностранца этого теста не сдало и лучше бы нам пойти в автошколу и не заниматься ерундой. Тем не менее документы я сдал и был записан на тест через три недели.

Дома еще раз хорошо поразмыслив, решил все-таки записаться в автошколу. На тот момент у меня не было прав на авто, ни российских, ни японских. Для того, чтобы относительно дешево получить права на мото, нужно было иметь права на авто. Решил получить права на авто. Описывать процедуру получения автомобильных прав не буду, а то пост и так рискует оказаться бесконечно долгим и нудным. Отмечу лишь, что получение прав было для меня и тех, кто меня обучал, тем еще аттракционом. По-английски там никто двух слов связать не мог. Мой же японский, достаточный для общения на банальные повседневные темы, едва ли был большим подспорьем при объяснении, например, теории. В первый же день проходили «aptitude test», что-то вроде психологического теста. На половину вопросов я ответил наобум. Через месяц сидели в классе и обсуждали результаты. Есть несколько типов водителей. Те, кто обладает хорошими навыками и реакцией и не имеет склонности нарушать ПДД. Те, кто обладает хорошими навыками и нарушает. Те, кто не обладает хорошими навыками, но пытается не нарушать… Я оказался водителем, который не обладая ни навыками, ни реакцией, постоянно стремится нарушить правила ПДД. Сразу после обсуждения результатов тестов у меня было вождение с этим же инструктором. Видимо исполнившись страха, глядя на мою анкету, он заметно нервничал и не убирал ногу с тормоза. Ах, да пожалуй отмечу еще и то, что за время прохождения обучения на авто у меня практически не повторялись инструкторы. Т.е со мной занимались больше 15 инструкторов. Ладно, прошу прощения отвлекся. К мотоциклам.

Итак практический тест в автошколе сдан (город и площадка). Осталось сдать теорию. Кстати экзамена было 2. Вначале сдаешь площадку и идешь в полицию сдавать теорию (50 вопросов: нужно ответить хотя бы на 45). После этого можно выезжать в город. Второй финальный тест (город и площадка) + 100 вопросов в полиции (нужно ответить на 90 правильно). Сдавать тест можно на английском и даже русском. Я выбрал вариант с английским. Ходят слухи, что перевод не всегда качественный, и я решил, что на английском перевод будет лучше (возможно это не так).

И вот наконец-то настал день, когда я получил права и был готов продолжить обучение уже на мотоцикл. В первый день провели небольшой инструктаж по поводу защитной экипировки (из защиты выдавались защита груди, спины, перчатки, налокотники, наколенники и шлем), необходимости быть в хорошей физической форме ну и что-то в этом роде. Дальше показали рычаги управления, как ставить мотоцикл на подножку (боковую и центральную), как снимать мотоцикл с подножки. Потом учились поднимать мотоцикл. (как я писал в прошлом посте мотоцикл был cb400 license). Потом меня попросили покатать мотоцикл в течение минут наверное 5-7. Это занятие меня немного утомило. И вот наконец настал момент, когда можно было завести мотоцикл. Для начала попробовали трогаться со сцепления. Получилось. Немного потренировались. Теперь попробовали трогаться с газом. Получилось. Еще немного потренировались и на этом мое первое занятие закончилось. Сразу скажу, что занятий было где-то в районе 20 часов. На авто вроде 36 часов. Точно уже не помню.

На следующем занятии был уже другой инструктор. Перед каждым занятием у нас была обязательная разминка (пару минут, ничего особенного). Даже если у тебя 2 занятия подряд, все равно перед вторым нужно разминаться. Итак, окончив разминку, я с уверенным видом подхожу к байку. Сажусь, завожу мотоцикл, стараюсь сидеть ровно. Минут 15 тренируемся трогаться и останавливаться. Через 15 минут инструктор делает замечание. Нужно убрать 2 пальца с рычага тормоза. Я пытаюсь ему что-то объяснить, но он категоричен. Ничего не поделаешь, пришлось убрать. Впоследствии практически каждый инструктор будет обращать на это внимание и просить держать ручку газа всеми пальцами и ближе к краю. Но привычка, есть привычка. Ближе к экзаменам советы инструкторов приобретали ультимативный характер, и мне ясно давали понять, что экзамен я сдать не смогу, если буду делать те или иные ошибки (пальцы на рычаге тормоза во время движения одна из них). Ни в коем случае не хочу подливать масла в огонь споров по поводу пальцев на рычаге тормоза. Лишь привожу пример, как обстоят дела в той конкретной школе, где я проходил обучение. Для себя еще не решил, буду ли держать пальцы на рычаге или нет.

Дальше по мере того, как я осваивался на байке, начинали потихоньку вкатываться в площадку со светофорами, перекрестками и другими транспортными средствами (такими же обучающимися на авто, грузовики, автобусы и т.д). Постепенно начали отрабатывать фигуры. Для экзамена будут нужны: слалом, колейная доска, зигзаг, восьмерка, разгон и экстренное торможение.

Помимо этого были и другие упражнения, просто направленные на увилечение мастерства новичков. Например, демонстрировалось торможение в повороте (для этого инструктор разгонялся на скутере, входил в поворот, зажимал передний тормоз и практически падал). Потом мне предлагалось повторить данное мероприятие, я разгонялся, притормаживал совсем немного (падать естественно не хотелось), но суть уловил. Учили ездить стоя. Для этого мы заезжали на поверхность с какими-то приклеенными камнями. Мне предлагалось проехать сидя и стоя и почувствовать разницу. По идее стоя на подножках должно было быть удобнее и стабильнее. Вроде так оно и было, точно уже не помню. Немного отрабатывалось контрруление. Помню, был небольшой коридор из конусов. Инструктор стоял с красным и белым флажками на выходе из коридора. Нужно было разогнаться до 40 километров в час, и когда инструктор покажет красный флажок левой рукой, резко повернуть направо. Далее было неизвестно, какой флажок покажет инструктор. Ну и последнее упражнение, в самый последний момент инструктор показывает поворот направо или налево, но нужно повернуть в противоположную сторону. Был один час тренировок на большом скутере. Рассказывались особенности (отсутствие тяги при низких оборотах и т.д) Было много различных упражнение, но все они к экзамену непосредственного отношения не имеют.

Пару слов о теоретических занятиях. Теорию как таковую сдавать уже не было необходимости, так как я недавно получил права на авто. Были специфичные занятия, связанные именно с мотоциклами. Эти занятия проходили в комнате с мотосимулятором. Происходило это примерно следующим образом. Я садился на «мотоцикл» перед большим экраном, начинал движение и старался ни кого не убить в течение минут 15 (редко когда получалось). Были разные режимы (в городе, за городом, по гравию и т.д) Имитировались различные ситуации: масло пролитое на дороге, внезапно начавшийся дождь, дети выбегающие из-за припаркованной машины, двери автомобилей открывающиеся в пробке, мотоциклист выезжающий из-за грузовика, который тебя пропускает при повороте и т.д) После этого мы смотрели повтор опасных моментов или непосредственно аварий и обсуждали (как могли… напомню обучение было на японском). Симулятор я не очень то любил, потому как меня немного подташнивало от вождения. Но в принципе какие-то уроки я извлек. Вот как это все выглядит.



Теперь расскажу немного о непосредственно подготовке к экзамену. Мотоцикл весь в лампочках. Когда ты едешь на мотоцикле, видно на какой скорости ты едешь, каким тормозом пользуешься. Скорость (включенная передача) для каждой секции экзамена регламентирована. Слалом — на второй, колейная доска на первой и т.д. Сам экзаменационный маршрут выглядит так.



Сразу оговорюсь, что на мото экзамен лишь на площадке. Справа, участок, имитирующий город, слева место, где расположены основные элементы. Для того, чтобы сдать экзамен нужно не просто уметь проехать все фигуры, но и учесть много деталей. Например перед тем как сесть на мотоцикл, нужно его осмотреть, посмотреть по сторонам, а лишь затем садиться. Обязательно поправить зеркала (если даже в них и так все видно). Перед началом движения нужно 1) посмотреть назад через правое и левое плечо и по сторонам 2) включить поворотник 3) опять посмотреть по сторонам и назад через правое и левое плечо и лишь затем аккуратно тронуться. И так весь экзамен. За примерно 10 минут нужно покрутить головой десятки, а может быть и сотни раз. Что касается элементов, то здесь ничего особенного. Правда есть ограничения по времени. В Японии вначале проходят обучение на мотоцикл не более 400сс. Так вот для меня слалом был не более 10 секунд, колейная доска не менее 7 секунд. Могу ошибаться, да это не так, наверное, и важно. Суть в том, что экзамен на большой мотоцикл помимо того, что имеет дополнительные элементы будет строже по времени. Вот несколько фото левой части площадки с элементами. Кадры не очень удачные. Я вчера проходил мимо школы и чувствовал себя шпионом, делая эти снимки :) На фото можно разобрать колейную доску (реальная железная платформа высотой где-то 5 см), восьмерку, «crank course» который я обозвал зигзагом (поправьте меня если есть более правильное название), место где происходит разгон-торможение…













Ну и напоследок фотка части автопарка. Именно на этих машинах проходил обучение. Фото мотоциклов, к сожалению, нет. Их примерно 30 или 40 штук. В основном сибихи и honda nc700s.



Обучение проходило у меня более менее ровно. Поначалу съезжал с колейной доски и медленно проходил слалом. Но с каждым днем все становилось лучше и лучше, да и вообще появилась в целом уверенность на мотоцикле. Пока еще учился в автошколе прикупил себе кое-что из экипировки.



Шлем вроде нормальный. Перчатки выбрал какие по размеру подошли. А вот ботинки пока меня не выручили.(не полноценные мотоботы все таки) Буквально на следующем занятии после покупки ботинок у меня случился небольшой фейл. Перед заездом на колейную доску, нужно остановиться в паре метрах в специально обозначенном месте. У меня не получилось ровно заехать и я, в последний момент пытаясь исправить ситуацию, резко повернул колесо и, скажем так, немного притормозил передним тормозом. Этого немного хватило для того, чтобы мотоцикл завалился на правый бок. При этом меня что-то ударило по левой ноге. (толи подножка, толи рычаг кпп… не знаю). В итоге небольшая гематома, которая заживала недели две. Ее расположение было сантиметра на полтора выше места, где заканчиваются мои мотоботы. Такие дела…

Фух… выдохся. Устал… Опять получается длинный пост. Видимо писать посты не мое. Мыслей очень много, все они в случайном порядке. Обо многом приходится не писать. Да и времени, как оказалось, отнимает достаточно. Что у меня там с русским языком даже страшно подумать, так что прошу за мелкие недочеты простить, а на серьезные указать — обязательно исправлю. Закончу лаконично. Экзамен я сдал и был очень рад. Мотоцикл купил. Если все будет по плану в понедельник мечта осуществится.
  • romik41xtromik41xt
  • 2 декабря 2016 в 19:07
  • 13
  • оценка: +111

Комментарии (69)

RSS свернуть / развернуть
0
romik41xt
Не получается использовать :(
0
romik41xt
cut… сократить до «читать дальше»
0
kim
поставил, посмотрите в редактировании (после кода картинки). Всё просто)
0
romik41xt
Спасибо. Я в метки его вставлял :) Первый раз также сделал, и все сработало (видимо кто-то за меня вставил)
+6
xatrix
2 пальца на рычаге тормоза нужны там, где высока вероятность внезапно ими воспользоваться. по умолчанию ставить пальцы на тормоз вредно (реакция по умолчанию будет тормозить, а это не всегда правильно), плюс хуже работа с газом
+6
Bruner
Спасибо за пост, интересно было почитать как обстоят дела с обучением в этой стране.
+3
zogar-zag
Почитал как учат на права в Японии и понял, почему Цусима и Порт-Артур произошли:-)
Интересно, что за разминка перед упражнениями?
Пост хороший, с русским всё в порядке.
+2
romik41xt
Разминка состоит из двух частей. Перед тем как сесть на мотоцикл: наклоны (влево и вправо), повороты туловища, выпады со странным выворачиванием стопы вовнутрь. Далее уже непосредственно на мотоцикле. Инструктор едет первый (выбирает случайный маршрут). Ученик следует за ним и пытается держать темп. На моих глазах люди падали не поспевая за учителем. Я особо не парился, ехал настолько быстро, насколько хватало мастерства и уверенности.
здесь был ататат

+3
costarider
Так в Японии это вроде рукопожатия
0
mgreb
цусима и порт-артур произошли из-за некомпетентности русского командования, в частности из-за панической осторожности князя Кропоткина
+1
zogar-zag
Так о чем и речь
из-за некомпетентности
а некомпетентность растет из плохого обучения:-)
здесь был ататат

+1
MadAss
С такими трудностями я бы продолжил ездить на автобусе! Приятно, всё-таки, жить в России! Если серьёзно, то соглашусь с Fimason: после нашего обучения на ДОПы выезжать нельзя, выживаемости приходится учиться самому и дай бог, чтобы на чужих ошибках!
0
andrew2002
Японцы понимают, что те, кто держит пальцы на тормозе всегда, ездить не умеют и авария — вопрос времени.
Печально, что в СНГ учат кто во что горазд, не обращая внимания на коллективный мировой опыт, который на порядок богаче.
0
DataGreed
Расскажите, пожалуйста, где послушать про этот опыт. Я пока слышал только мнение о том, что в потоке стоит держать два пальца и, в принципе, нахожу это логичным. В реальной жизни делаю так в городе и в плотном потоке за городом, в остальное время не держу пальцы, т.к. в а) руки устают б) в повороте это может быть чревато.
0
costarider
И правильно делаете. Пальцы на тормозе держат для экономии времени на нажатие в случае неожиданной ситуации. Два пальца потому что один не хватит, или может слететь, три и четыре пальца могут пережать тормоз в панике )) Во всяком случае так говорит ROSPA. Если вокруг нет потока, перекрестков… то и не требуется держать пальцы на тормозе
+9
DeeTroy
А, блин. Каждый раз говорю себе не вступать в этот спор, но каждый раз думаю, а вдруг кому-то спасет здоровье…
4 причины не держать пальце на тормозе, а ногу на педали (в машине, кстати, ногу никто из вас над педалью тормоза не держит ради экономии времени, а?):
1. свести до минимума вероятность панического торможения, которому подвержены люди с абсолютно любым опытом вождения в силу рефлексов, заложенных в мозг. Человек пугается — рука сжимается. Чем больше испуг, тем сильнее, быстрее и неконтролируемее происходит сжимание пальцев. Что такое паническое торможение и как оно приводит к падениям в самых безобидных ситуациях, можно посмотреть в паре сотнях роликов на ютубе.
2. свести до минимума вероятность экстренного торможения с незакрытым газом.
3. максимально повысить информативность работы с газом — полной кистью это делать значительно легче, чем тремя оставшимися пальцами.
4. избежать затекания руки от продолжительного и не самого естественного положения кисти «враскорячку».

Пальцы на тормозе нужны тогда, когда надо тормозить. В спортивной джимхане, например, где участки «разгон-торможение» настолько коротки, что убирать пальцы с курка просто не имеет смысла. Или при маневрировании в пробках, опять же, в довольно жестком стиле.
Если же держать «на всякий случай», то он обязательно произойдет.
И не держать пальцы на тормозе учат не только в Японии, это уже и в Калифорнии так же, и в Германии, на курсах бмв моторрад. Как в обычных школах у немцев не знаю, но думаю, что вектор в ту же сторону.
-1
costarider
Какойто салат прям ))) все перемешал в комментарии в одну кучу. Ок, по порядку:
— в машине, кстати, ногу никто из вас над педалью тормоза не держит — у нас почти у всех коробки автомат, если газ не нажат то нога всегда на тормозе )))
— свести до минимума вероятность панического торможения / экстренного торможения с незакрытым газом — здесь частично согласен, но довод неверный. паническое торможение это ошибка. Не делать эту ошибку как раз один их тем уроков в ROSPA. Если не умеешь ездить не паникуя, учись дальше до тех пор пока не избавишься от этого рефлекса. Тоже самое и про экстренное торможение, нас учили ездить так чтоб вообще исключить вероятность экстренного тормоза. А во время паники, следуя той же логике как ты говоришь, зажмешь и сцепление а поэтому при нажатом сцеплении нажатый газ не мешает тормозить. Все равно сцепление нужно зажимать при экстренном торможении.
с 3 -м пунктом согласен но с 4-м нет. Если перечитаешь мой комменты выше и тот что выше моего, то поймешь что речь идет только о тех местах где вероятность резкого торможения высока, например в пробках, маневрировании в межрядье и т.д. Об этих ситуациях я и писал выше. С джимханой сравнение неверно, такой же логикой можно сравнивать и с гонками на треке ))) Это совершенно отличающиеся режимы езды и поэтому ссылаться на них неуместно. Что по мне лично, меня учили ездить совершенно не пользуясь передним тормозом. Да, я им пользуюсь, но настолько минимально что от 16000 км проехал а передние колодки как новые. Я несколько раз писал об этом на байкпосте.
0
olley
Все равно сцепление нужно зажимать при экстренном торможении.
Вангую, что сейчас подтянется толпа, которая экстренно тормозит двигателем, перещелкивая передачи вниз и вежливо несогласится
:))))
-1
Andrei71
Вежливо не соглашусь. При экстренном торможении, подчеркну — экстренном, ни сцепление не надо выжимать, ни, тем более, передачи пытаться отщелкивать вниз. Задача как можно быстрее сбросить скорость, и торможение двигателем, даже с 6й передачи, сократит тормозной путь на хоть на полметра-метр, который может быть очень нелишним. А, остановившись, заглохнешь, забыв выжать сцепление в последний момент, то это уже небольшая проблема.
В машине на автомате я не знаю как надо ездить, чтоб ногу на тормозе всегда держать :D
0
QashdelAK
Задача как можно быстрее сбросить скорость, и торможение двигателем, даже с 6й передачи, сократит тормозной путь на хоть на полметра-метр, который может быть очень нелишним.

Это сказки дядюшки Хрюндика. При экстренном торможении, торможение двигателем никак не оказывает влияния на торможение. Так как работа тормозной системы намного эффективнее. Если же у твоего мотоцикла торможение двигателем эффективнее работы тормозной системы — то выкинь этот мотоцикл. Он негодный. Или же ты просто не умеешь тормозить. Т.е. не дожимаешь. Но это уже другая история и она не о экстренном торможении.
-1
Andrei71
Да ты шо. У двс нет силы трения и он не оказывает влияния на замедление транспортного средства. Чувак, ты изобрел вечный двигатель, пиши в нобелевский комитет. Ну или физику чтоль почитай или хотя бы картинки посмотри.
+6
DeeTroy
В кучу смешал как раз не я, а ты. Если нога не на газе, она на тормозе — это и есть «не держать пальцы на всякий случай». Газ закрывается — пальцы уходят на рычаг тормоза и только так. И не важно, автомат у тебя или нет ты не ездишь, одновременно давя на газ ногой и держа вторую на всякий случай. Никто не ездит. Хотя казалось бы, по той же логике — можно же «целую секунду выиграть».
Рефлексы — они на то и рефлексы, что остаются всегда. Какой бы у тебя опыт ни был. Даже 20-летний. Но. С приобретением опыта ты просто гораздо реже попадаешь в ситуации, когда происходит что-то неожиданное. Ты учишься читать дорогу и заранее предсказывать ситуации, уходить от них. И это ошибочно принимаешь за подавление рефлекса. Но рано или поздно можно ошибиться и что-то не заметить. Ошибаются все, если ты вдруг решил, что научился всему, значит ты ошибся как минимум в эту секунду.
Про джимхану, подозреваю, ты знаешь очень мало — это не просто веселые покатушки гуськом в заданном коридоре. Спортивная джимхана — это разгон-торможение в совершенно дичайшем темпе и без использования обоих тормозов даже в поворотах там делать нечего. Но раз уж ты еще и трек упомянул, посмотри, пожалуйста, на пальцы профессиональных гонщиков — ни один из них не держит пальцы на тормозе, они выстреливают только когда надо тормозить, о чем я и писал выше.

Никакой экономии времени пальцы не дают, потому что работа с тормозами должна быть прогрессивной, особенно если мот без абс. Начинается торможение с заднего тормоза под одновременный сброс газа, чтобы успеть загрузить передок и увеличить площадь контакта передней покрышки с асфальтом, и одновременно со сбросом газа же пальцы ложатся на рычаг тормоза и давят на него с возрастающим усилием. Если это тренируется постоянно, то доля секунды. которая проходит от начала торможения заднего до переноса пальцев на рычаг переднего и перемещает вес байка вперед, уменьшая вероятность юза и падения. А когда пальцы лежат, то рефлекс тупо говорит «жми!» и ты делаешь это со всей дури. И чем больше испуг, тем сильнее жмешь. И хорошо, если есть абс. Он не даст тебе упасть (если мот не в повороте), но поскольку начнет работать сразу же, остановочный путь будет куда длиннее, чем мог бы быть при использовании способа торможения, описанного выше.
За сим из спора удалюсь, я помню, каким гигантским срачем с кучей оскорблений это кончилось на одном из ресурсов полгода назад.
0
romik41xt
Что-то похожее у меня было на упражнении разгон — экстренное торможение. Я затормозил и остановился именно там где должен был. Но инструктор сделал замечание. Ручаться не буду, но насколько я его понял, я начал тормозить передним тормозом, не закрыв газ. Нужно было плавно закрыть газ, а потом уже использоватсья передний тормоз. Кстати забыл упомянуть, что вначале я тормозил только передним тормозом. Инструктора это видели и настаивали на том, чтобы использовались именно два тормоза. Не только во время экстренного торможения, но и сброса скорости, например, с 50 до 30.
0
romik41xt
К слову, когда инструктор сделал мне замечания, я не держал пальцы на рычаге тормоза. Держал всеми пальцами газ, но при этом умудрился начать тормозить, не закрыв газ :)
0
costarider
Почитай статью по Advanced riding линк на который есть пару комментов ниже, и ты поймешь в чем ошибся )))
+3
aspirin
когда мой байк приехал из Японии, передний тормозной диск был нулевый, как и колодки, как будто ими и не пользовались, а вот задние колодки стерты в «ноль» и диск с выработкой. Пробега было 34000км.
0
costarider
Он был в профессиональных руках, уверен байк в хорошем тех. состоянии.
0
mgreb
ну да — бояре на автоматах ездят, холопы на механике
0
samyrai_klin
Меня в своё время никто не учил (самоподготовка), но с течением времени выработалась привычка держать два пальца на рычаге тормоза и сцепления. В плотном потоке я ими выжимаю рычаги, они нужны лишь для подтягивания остальных пальцев к рычагу — газ при этом, естественно, закрывается. А на трассе они создают упор для удержания газа, чтобы не уставать. И хотя у меня сейчас есть круиз-контроль — им не всегда удобно пользоваться — трассы у нас не настолько пустые, чтобы проехать хотя бы минут 20 и не касаться ручки газа.
П.С. Правильно или нет — это моё ИМХО, и всё тут))
+1
olley
Печально, что в СНГ учат кто во что горазд, не обращая внимания на коллективный мировой опыт,
Коллективный мировой опыт тоже не определился на этот счет. В Штатах учат ездить с рукой на тормозе.
+6
costarider
Пальцы не держать на тормозе учат новичков, во избежание инцидентов до тех пор пока не наберутся опыта. Вобщем для безопасности новичков. Но это очень мало где так обучают.
Исследования показали что опытные райдеры которые держат пальцы на переднем тормозе, уклоняются от инцидентов в разы чаще чем те кто не покрывают передний тормоз пальцами.
Head Protection Research Laboratory conducted a study entitled Hand Position and Motorcycle Front Brake Response Time. The study concluded:
«The human factors approach [to preventing motorcycle accidents] begins with education of motorcyclists to the value of covering the critical front brake. Training and practice in the effective use of the front brake and covering the brake lever has the potential to increase the numbers of motorcyclists who successfully avoid a critical violation of their right of way.»
Read more at www.motorcyclecruiser.com/advanced-motorcycle-braking?dmJ7K1S2ozOjSEkg.99
+1
Step_
странно, 6 лет езжу так и что-то не мешало ни разу…
0
Plundelger
Хороший пост, познавательно!+… только одно недосказал-а мот та какой взял?)))
0
Plundelger
Пардон, понял, читаю)))
0
Alexys
Вспоминаю, как сам сдавал на права «А». В России, конечно. Прогонял элементы площадки сам по себе, безо всякого инструктора. Мотик — Восход 3М. На экзамене порвался тросик сцепления(( Заканчивал экзамен на запасном. Сдал с 1 попытки))) И то же самое ощущение: права есть, а ездить так и не научили.
0
Gara
у немцев так же. На первом занятии за минуту мне рассказали органьІ управления на мотоцикле. Сказали что на сузуке нужно вьІжимать сцепление перед тем как завести и все. Хорошо что бьІл опьІт(Минск и ИЖ3). Сдал на права но ездить не умею.
+2
KARLSON
У японцев реакция лучше, видали как они катанами фигачат? А наш пока палицу подымет, уже все разбегутся. Поэтому и держим пальцы наготове, чтоб не опоздать.
+3
JamesStern
палицей… скажите тоже, палицу надо было заслужить… а пока не заслуживали махали бревнами, стреляли из луков поленьями… ели камень, пили землю)) среднестатистический японский самурай бы от такого зрелища нервно бы закурил)))
+1
JamesStern
беломорканал…
0
AlexGun
Спасибо. Познаыательно
0
costarider
Огромный плюс от меня и спасибо. Еще раз спустя 8 лет после посещения Хиросимы убеждаюсь в том что Япония впереди планеты всей. Такое серьезное обучение я не встречал ни в Европе ни где либо еще. А побывал я в очень многих странах. У нас в Греции и на Кипре получение прав на мотоцикл это как получить билет на тот свет. Сдал экзамен и вперед ездить, а на экзамене всего лишь фигурки (на Кипре) и совсем чуток езды (в Греции). Спустя годы, уже после того как я окончил курсы безопасной езды, стал понимать что был камикадзе. Так что ты все сделал правильно и прошел обучения по самой лучшей методике из всех мне известных
+2
nachmed
А продавать права японцы, наверное, вообще не умеют…
0
Rezin_dyatel
Спасибо автору, очень познавательно! Продолжай, всё хорошо.
Абзац — «Помимо этого были и другие упражнения, просто направленные на увилечение мастерства новичков.»
Часть этих упражнений идёт на контраварийной подготовке в ФСО. Так что японцам респект!
+8
olley
  • olley
  • 3 декабря 2016 в 0:42
Спасибо за рассказ, очень интересно.

Отдельно хочу отметить насчет эпизода с держать-не держать тормоз, но в более общем плане.
 
Через 15 минут инструктор делает замечание. Нужно убрать 2 пальца с рычага тормоза. Я пытаюсь ему что-то объяснить, но он категоричен. Ничего не поделаешь, пришлось убрать. Впоследствии практически каждый инструктор будет обращать на это внимание и просить держать ручку газа всеми пальцами
 
Вот по поводу этого «я хочу ему что-то объяснить» у меня есть сильное убеждение. Оно заключается в том, что в любой школе, у любого инструктора по любому поводу, не должно возникать порывов что-то инструктору объяснять. Можно спросить: «Почему так», выслушать ответ и делать так, как сказал инструктор.

Почему? Объясняю.

Во-первых, мы приходим УЧИТЬСЯ, а не меряться длинной эго. Поэтому надо настроиться на то, чтобы воспринимать идеи без предубеждения. Хочется спорить? Можно заниматсья этим на форумах и с друзьями. А на курсах надо внимательно слушать. В последующей жизни уже можно для себя решить стоит оно того или нет, но на курсах, в школах и на экзаменах нет смысла вступать в полемику.

Во-вторых, если это не полная шарашкина котора, то у инструктора скорее всего есть учебный план и методика. Есть какое-то инструкторское образование, которое он прошел с такой же непредвзятостью и готовновстью воспрнимать информацию. Если это все же шарашкина контора и ученик в этом уверен, то остатся только удивиться, зачем он пришел туда, где заранее никому не доверяет.

В-третьих. Споры с инструктором подрывают доверие и ведут к тому, что ученик (или ученики) начинают тратить свое внимание не на обучение, а на поиски того «где еще этот кретин нам врет».

В-четвертых. Вот кто-то реально в жзни, вступив в спор с учителем на курсах, добился того, что учитель, признал свою неправоту, обнял ученика и со слезами на глазах пообщал переписать все свои методические планы и объявил остальному классу, что надо забыть те идеи, которые он до этого пытался насаждать? В лучшем случае все просто слегка антагонизируются друг другу и останутся при своем мнении. Но остаться при своем мнении можно и без антагонизма. См. пункт первый.


Нет, я не иснструктор.
Да, когда я хожу на курсы, то не всегда соглашаюсь, с тем, что мне говорят, но стараюсь к этому прислушатсья и следовать советом. По крайней мере в течение курсов. У меня впереди еще вся оставшаясь жизнь, чтобы делать наоборот, а несколько часов курсов я могу потерпеть и делать так, как говорят.
+2
romik41xt
Я с ним и не спорил. Говорю, на тормоз же быстрее можно нажать. Думаю, он ничего не понял из того что я ему пытался сказать. Говорит просто держись всеми пальцами за ручку. Я сказал ок и старался так делать. Но иногда забывал.
+3
olley
Тогда извиняюсь за длинную проповдь :)
0
BuDeman
А для управления скутером в Японии нужны права?
Ещё у них мотоциклы до 250 кубов не регистрируют, а на них нужны права?
+1
romik41xt
В смысле не регистрируют? Я конечно не знаю, но думаю регистрируют. Мотоциклам до 250 не нужен «shaken» (что-то вроде тех осмотра). Права нужны и на скутер и на мотоцикл 250 кубов. Если есть права на авто, можно садиться на скутер (до 50 кубов) Далее следующие категории прав: до 125 кубов, до 400 кубов и большой мотоцикл (т.е любой).
0
Andrey_bz
А какие в Японии ограничения, когда можно сдавать на 50 кубов, когда 125 кубов, когда на 400 кубов, когда на большее? Ведь, наверное, не просто как сам захотел, на такую категорию и пошел учиться (хотя, наверное, стоимость обучения тоже разная)?
0
HotGuy
Суровый подход, но действительно развивающий навыки. Тяжело в учении, легко в бою как говорится!
Надо еще видяшку с youtube добавить, где видно площадку от первого лица, тоже интересно
+4
Boggi
  • Boggi
  • 3 декабря 2016 в 12:49
Хорошо. Первый за долгое время интересный пост. А то всё по кругу, новости, крым, грузия, «холиварная тема» и «смотрите на мой колхоз».
0
stl_serg
Спасибо, очень познавательно. Написано понятно.
Интересно, после такого упора на обучение и вдалбливание элементарных навыков безопасности на дорогах что происходит? Каково количество двухколесных дебилов? По ощущениям — должно быть относительно немного.
+2
romik41xt
Про то, что происходит на дорогах можно отдельный пост написать. Но я, пожалуй, воздержусь. Вкратце, откровенного хамства на дорогах я не замечал. Все пытаются друг друга пропустить, если требуется ждать, то ждут столько, сколько нужно. Но, столько проездов на красный свет, сколько я увидел за год в Японии, я в России за всю жизнь не видел. Все стоят, красный свет еще будет гореть секунды 3. Но некоторые просто не ждут и едут. Также, здесь никто не соблюдает скоростной режим. Там где 40 едут 60-70. Там где 50 бывает и сотку едут. Немного соврал про никто. Полицейский соблюдают… Делают это как роботы… Недавно ехал за ними… знак 40 едут ровно 40… Новый знак 30… скидывают ровно до 30. Несмотря на то, что все нарушают ни разу не видел что бы полицейские кого-нибудь остановили. Про «двухколесных дебилов» тоже отдельная история. Есть какие-то группировки байкеров (обычно подростков), которые любят делать «вжж вжжж вжжж» в ритм или даже не знаю как это описать (выжимают сцепление и начинается). Это целая культура. Ночью реально не дают спать. + у меня подозрение что у многих из них и прав нет. Один раз даже видел погоню одним из таких экземпляров. Правда не знаю, чем все закончилось.
+1
vasteed
выработавшаяся привычка с пальцами на тормозе лично мне помогла, скажем так, мягко вьехать в внезапно появившуюся азия-шестерину (вот просто-не было -и выехала поперек потока, нарушая все мыслимое; я ее не видел из-за остановившегося своего потока).Со скорости примерно 35-40 км/ч, секунды 2 максимум было, я успел оттормозиться, если бы не держал пальцы -скорее всего бы-не успел бы не то что нажать- просто перенести с газа на тормоз.А так-вспоминаю-просто рефлекторно начал экстренно тормозить.Правильно выше пишут -в городе в плотном потоке-будь готов ко всему, и даже к абсолютно непредсказуемому -особенно для мотоциклиста(собаки, маленькие дети, внезапное масло-гудрон-яма и тд), вот и готовимся-двумя пальчиками. А ведь еще существуют два-три пальца левой руки на сцепе-тоже предмет разговоров.
+1
aspirin
вообще-то, если поток начал тормозить — надо быть полным отморозком, чтобы не тормозить вместе с потоком. Т.к. поток тормозит только(!) перед препятствием. Этим препятствием очень часто является пешеход, которого вы не видите из-за автомобилей справа и слева.

И еще — «рефлекторно» с потоком «экстренно» не тормозят, только перед препятствием. Надеюсь «урок» был усвоен.
0
vasteed
все обстоятельства долго обьяснять, но тем не менее-дорога с одностороннем движением, в 100 метрах светофор, в 50-пешеходный переход-перед которым действительно все стали останавливаться постепенно, в т.ч. и я. Перпендикулярно-имеется переулок, с которого-и выезжает навстречу потоку(не смотря на односторонее и все знаки) молодой узбек с подругой, потом он выбирает промежуток между остановимшися авто-и поперек дороги выезжает далее, куда ему надо… я его не видел из заи слева остановившейся высокой машины. На следующий день я спец.пешком прошел все места аварии-ну как так можно ему ехать? обьяснение одно -,, а мы так всегда ездили...,, В том то и дело -ситуация полностью была контролируемая, спокойная, на малых скоростях и тд. Так вот и оказывается-для мотоциклиста не все бывает спокойно, все хотят сбить.
в данной ситуации — как еще тормозить? не экстренно? не рефлекторно? а как?
0
Matso
Я тоже так выезжал с прилегающей. На немаленькой машине. А скутерист по встречке пробку обходил. Поток выпустил меня, я его не видел, он меня не видел. В результате «средней тяжести» из-за сломанного мизинца на ноге.
0
aspirin
vasteed вообще-то, если вы едете в потоке и поток начинает тормозить, здравый смысл как бы намекает «надо тормозить», а не «о — все вокруг тормоза, надо в междурядье прыгать, пока не поздно». Ну и понятие «дистанция» вроде никто не отменял. На для безопасной езды на мото особенно актуально правило «не вижу — не еду». Езда по Москве, в пробках и в междурядье, как-бы дисциплинирует. При ежедневной езде по шоссе Энтузиастов никакая джимхана не нужна.
0
aspirin
особенно в пятницу, вечером по дороге с работы — 10-15км междурядья =)
+4
Turbo_KITT
Ничего себе у вас там экзаменационный маршрут. Сами элементы я бы, может, и проехал, но вероятнее всего я бы просто там заблудился ))
0
Miledi34
МотоДжимхана в помощь;))
0
Miledi34
Пост хороший, спасибо! Было интересно почитать, сочувствую ушибу на ноге.
Мне с моей мотошколой в Питере повезло больше, по факту откатала больше часов чем прописано, учителя хорошие, толковые, до сих пор хорошо общаемся:)
Пиши ещё о мотожизни в Японии =Р
0
dyadyawanya
Я вот обучение не проходил, сдавал после самоподготовки. С годами выработался рефлекс: на скутере — держу в населённом пункте несколько пальцев левой руки над ручкой заднего тормоза, правые готовы подключиться к торможению. На мотоцикле — 4 пальца над ручкой сцепления, готовы выжать для переключению на пониженную, правая рука — 2 пальца над ручкой тормоза, готовы нажать в случае чего. Нога на мото естественно над педалью тормоза. Вне населённого пункта, при отсутствии перекрёстков и прилегающих территорий позволяю себе иногда обхватывать рукоятки полным хватом. Когда подогрев ручек работает, обхватываю полностью, но держу дистанцию побольше и при любом сомнении пальцы в растопырку опять (всмысле на позиции над рычагами тормоза). Езжу много, падал, в дтп с другими участниками движения не участвовал)
0
vasteed
вот, вот -об этом и речь, в смысле-инстинктивно -все так и начинают ездить, в городе, потоке, и на трассе.А знаете что-сейчас спецом посмотрю в ютубе -как катаются обычные японцы, и как у них с пальчиками-роликов полно
+3
Arzakon
Я оказался водителем, который не обладая ни навыками, ни реакцией, постоянно стремится нарушить правила ПДД.

От души поржал! =)
0
El_Espanol
Блин, а я уж всерьез подумывал над тем, чтоб в качестве туриста приехать в Японию, сдать экзамен на права (раз уж там на родном языке сдать можно), взять какой-нибудь байк в аренду и покатосить по родине двух своих мотоциклов. Теперь сомневаюсь, насколько это реально вообще?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. romik41xt, Получение прав. Обучение в японской мотошколе. Два пальца на рычаге тормоза?