Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. tigermouse → Мотопешка в Адыр-Суу - Часть 1

Лежим в палатке, вокруг нас ущелье Адыр-суу, и дождь, у меня не выпрямляется подбитая нога, и рассказ, собственно о том, как мы дошли до жизни такой. Это будет история о мото путешествии из Питера в Приэльбрусье и обратно.


Задумка зародилась в моей голове еще в том году, когда я ездила вокруг Ладоги — проверила свои силы небольшим дальнячком и решила, что хочу. Реализация вышла немного иная, но это ведь только начало!
Собралось нас трое:
1. Я на Гусе 650 О_о
2. Ярик на Сибихе 400
3. Виталик на китайском 200-кубовом эндурике Лифане под дружный скепсис всех, кто об этом узнал.

Началось всё с подготовки, затянувшейся аж на две утомительные мозговыносящие недели.
Для начала мы готовили мотики: меняли расходники, ставили кофры-сумки-прикуриватели. Много дел выпало на долю Гуся — помимо замены масла, резины, звезд и цепи, его опустили под мой рост, поставили защиту двигателя и багажные рамки.
А еще чинили Лифан. Незадолго до описываемого времени он перестал заводиться — из-за предыдущей попытки поковыряться в нем ночью в дождь — не стоило, не стоило. История последовавшей починки — тот еще детектив: ребята посмотрели мотичку и предположили, что сгорел коммутатор. Купили новый — и это не помогло, чем сильно озадачило и привело к подозрению, что продали нам фигню какую-то. Поэтому мы стали искать Лифан-донор, чтобы стрельнуть гарантировано рабочий коммутатор у него, и таки докопаться до сути проблемы. И выяснилось, что из двух знакомых аппаратов оба на ремонте! Ну вы понимаете, удручающая статистика перед дальней поездкой: из трех Лифанов, что я знаю, ни один не на ходу. Коммутатор все ж нашли, одолжили, поставили, и Лифчик забил копытом, затарахтел мотором. Так выяснилось, что в С-Мото нам продали нерабочий коммутатор, который, к слову, отказались забрать назад, вот спасибо им! Но главное, проблема была решена, все кони в строю, а на следующий день уже был запланирован выезд.
Параллельно мы готовили шмотки для вылазок в горы: мы планировали на 10 дней оставить мотоциклы на приколе в альплагере и как следует походить по окрестностям ущелья. Для этого нужны были всякие походные ботинки, фонарики и еще тонна мелочей, большая часть из которых у нас, слава Одину, в силу образа жизни уже есть и валяется посреди комнаты.
Еще мы чинили мотосумки — толстенной иглой прошивая пластик и стропы, дырявя пальцы и жалуясь на судьбу свою незавидную. Сумки должны были пережить 5000 км российских дорог и бездорожья в горах.
Собирали комплект инструмента и запчастей для трех мотиков. В основном это мелочи вроде свечей, лампочек, болтиков, ключей, а еще это смазка цепи, компрессор, ремкомплект для резины, монтажки — короче, еще одна тонна барахла.
Пару вечеров мы планировали маршрут. Учитывая то, что крейсерская скорость Лифана — около 100 км/ч, мы закладывали примерно по 600 км пути в день, и ехать до гор планировали 5 дней. Такой вот дальняк для терпеливых.
Маршрут придумался таким:
СПб
Витебск — 25.06
Елец — 26.06
Ростов-на-дону — 27.06
Черкесск — 28.06
Адырсуу — 29.06
Ставрополь — 11.07
Волгоград — 12.07
Ряжск — 13.07
Владимир — 14.07
Вологда — 15.07
СПб
Итак, этот день настал, или «первый блин комом».
Накануне мне не елось, не спалось, я пребывала в глубокой задумчивости, в которую проваливаюсь обычно, когда мне страшно. Сейчас даже не помню, что я делала в тот вечер. Однако, долго ли, коротко ли, утро выезда настало.
Заранее привязать сумки или хотябы проверить, как пожитки улягутся на наших коней, не хватило времени. Выезд был назначен на 9, в 8 мы начали мотать багаж. Оказалось, сумки не вешаются на гуся, и вообще, если навьючить его — мне не хватает сил поднять его с подножки. Происходила типичная неконтролируемая предпоездочная паника. В конце концов сумки привязали стропами прямо к рамкам на манер мумий, из-за чего попасть в них, не отвязывая, не осталось никакой возможности, часть вещей рассовали по двум другим дрынам, отчего на Лифане выросла целая пирамида, и выехали мы в итоге в 12. Организованность — не наш конек. Пробрались через пробки на КАДе, в которых, кстати, оценили удобство наших кислотных жилеток — нам хорошо видно друг-друга на трассе, надеюсь, и остальным водителям тоже — вырвались из города, и, спустя полтора часа, докатились до Выры. Здесь мы остановились пообедать, и обнаружилось, что Виталик забыл дома документы на мот. Пришлось ему брать Гуся и мчать обратно. А мы с Яриком тем временем расстелили пенки прямо под забором кафе и легли спать — известно же, в любой непонятной ситуации спи. Спустя три часа наша компания снова была в сборе, и мы двинулись дальше. Решили пропустить одну запланированную заправку, чтобы сэкономить время, и, если не выйдет, узнать длину максимального перегона, и в результате Лифан обсох, не доехав до следующей заправки каких-то полтора километра — сэкономили, называется! Теперь мы знали — запас хода у нашей компашки — 250 км. Спасла нас пятилитровая канистрочка, захваченная из дома.
Дело близилось к вечеру, и темнело, встречка начинала бликовать в визоре, а до запланированного хостела в Витебске оставалось еще как до Китая ползком, поэтому мы стали искать ночлег где-нибудь в придорожном лесу. На карте близ Опочки было нарисовано кругленькое Гороховое озеро, его-то мы и выбрали целью — колесили по грунтовкам, песку и санаторию во тьме в поисках места для палатки — и находили кругом людей, тусовки и клубы, цивилизацию, и встать было совершенно негде. Маневрируя на песчаных холмах, уронили Лифан, потом уронили Сибиху, нашли таки какой-то комариный закуток в лесу, и рухнули спать. Все мы очень надеялись, что это просто первый блин комом, и дальше мы поедем бодрее, нагоним график, и тормозить больше не станем.

День 2.
Утром мы собрали лагерь, успев в процессе объесть растущую вокруг палатки землянику, выехали, и, пропилив пару часов, остановились на завтрак. Пока мы ели в придорожном кафе, Сибиха подножкой вырыла ямку и прилегла на стоянке, расколотив задний поворотник. На помощь пришло величайшее изобретение человечества — изолента. Три минуты, и поворотник в строю. Однако ж, нужно было торопиться: чем ближе к полудню, тем становилось жарче. Даже ехать жарко, а уж стоять в экипе и вовсе невыносимо. На каждой остановке мы мочили рукава, чтобы у тела было хоть какое-то подобие радиатора — хватало километров на 30, потом радиатор высыхал. А еще на каждой остановке мы протирали насекомых с визора. Жучки мелкие и их много, ими покрываешься спустя 5 минут после выезда, они врезаются в стекло, и, как в фильме ужаса, их оттаскивает к краю, оставляя полосу насекомой крови. Бррр.
В этот день мы проехали Витебск и Брянск, но ни на минуту не нагнали график, даже стали отставать немного сильнее.

В пейзаже иногда попадались огромные гнезда аистов, а один из них даже летел со мной наперегонки на бреющем полете, белоснежный и огромный, как дирижабль с клювом. Когда вечером мимо нас проплыла табличка «Святой источник Громовой колодец», мы без лишних раздумий повернули на ночевку туда, и это оказалось очень кстати. Нашлось всё: уединенный лесок под палатку и мотики, чистая вода и ледяная купель, в которую так здорово занырнуть после изнуряющей жары, с воплем «выпустите меня отсюда!». Разворачиваясь на стоянку, я завалила Гуся, из-за чего слегка укоротилась ручка сцепления, и стало даже удобней.
Получилась одна из самых приятных ночевок. Табличка у источника так и говорила — здесь ударила молния, забил ключ, и издавна у него останавливаются путники, чтобы отдохнуть и освежиться. Так что мы по всем канонам.
День 3.
По мере продвижения на юг пекло всё усиливается. Кажется, что жарче быть уже не может, но, оказывается, сложно переоценить наши южные регионы.
Ветер горяч, асфальт расплавлен, не хочется есть, только пить. Мокрые рукава сохнут уже за 10 километров. Ночевали на святых источниках близ монастыря, на самом берегу Дона. Здесь в теплой воде мы устроили помывку и стирку. Вроде моешься, а стоишь по колено в глиняном дне, и все пятки черные, и лягухи вокруг хлюпают. И всё же, блаженная чистота настала!

День 4.
К четвертому дню пути мне стало казаться, что километры на юге короче, чем на севере — быстрее сменяются цифры на одометре, хотя скорость та же… Всё так же сложно осознать расстояние, оценить время. Здесь всё измеряется перегонами: три перегона до Ельца, пять до Ростова… А перегон теперь оценивается силой боли в пояснице: гимнастика на привалах уже давно перестала помогать.
Дорога перед Ростовом вся бугристая — горячий асфальт легко продавливается бесконечными вереницами фур. Эндуры наши спокойно справились с этим: больше скорость — меньше ям! А вот сибихе пришлось несладко — не для наших дорог ее создавали.
Когда на горизонте замаячили тучи, мы приободрились, а когда из них полился легкий дождик, я заплясала прямо в седле, а с Виталикова мотика радостно полетели намокшие потяжелевшие носки, которые сушились, привязанные к кофру. Так мы и ехали, сея добро по России.
Ямы не прошли для сибихи даром: на заправке Ярослав заметил, что багаж перекосило, и обнаружил, что выкрутился болт, крепящий кофр, и по совместительству — амортизатор к раме. Так ехать было нельзя, опасно. Однако ж прямо на заправке у мужичка нашелся подходящий болт и шайба, амморт прикрутили, крепежный рельс от кофра зафиксировали проволочкой, и поехали дальше, по пути высматривая магазин запчастей, чтобы купить хомутов проволочке на замену. Как только мы в последний раз пересекли Дон, климат моментально изменился — стало свежо и прохладно. И внезапно мы приняли решение заехать ночевать в Ставрополь, к моим родственникам — крыша, простыни, душ, вкусный ужин, чудно же!
Это оказался самый длинный день за всё путешествие — мы преодолели 760 км, ужасно замучились, остаток пути доезжали совсем в темноте. На заправке мне даже пришлось хлебнуть энергетика. Там мы видели несколько гигантских саранчулин — остатки нашествия, как нам потом гордо сообщили — Марроканской саранчи, не абы чего!
Ближе к полуночи мы таки оказались дома. Загнали мотоциклы во двор, расстелили постель, и провалились в долгий крепкий сон.
День 5.
Как бы хорошо и вкусно ни было дома, а ехать нужно.
И вот тут наша команда поделилась — гусь и лифан продолжали путь на юг, а сибиха оставалась в гараже, ждать возвращения хозяина: Ярослав решил добираться до ущелья на перекладных, ибо очень утомился на сибихе по колдобинам трястись.
Путь наш лежал в Черкесск — получить пропуска в пограничную зону в ущелье. По дороге мы кое-как проехали Пятигорск — полтора указателя на весь город, пробки, а после дождя на дорогах лужи по самые оси, и под водой — люки и дырки. Не смертельно, но ужасно неприятно.
Начались дороги с кавказским колоритом — Виталика дважды попутные газели выжимали на встречку. Попадались и тонированные приоры в больших количествах, классика жанра.
В Черкесске мы встретились с Яриком, забрали пропуска, пообедали, и снова разделились — Ярик на такси, мы на дрынах, следующая встреча должна была случиться уже в альплагере Уллу-Тау, после подъемника, который втаскивает машины вверх в ущелье, и от которого до лагеря ведет десятикилометровая грунтовка. По дороге задождило, пришлось лезть в дождевики. К вечеру меня окончательно утомили кавказские водители, бросающиеся под колеса собаки на заправках и адски болящая поясница. Позвонил Ярик, сказал, что подъемник не работает, придется ночевать в городе Тырныауз. Пожали плечами и поехали. До ночевки добрались уже в темноте. Оказалось, что таксист, который вез Ярослава, живет здесь, и когда узнал, что подъемник уже отошел ко сну, он просто привез его домой, сказал, пусть попутчики тоже приезжают сюда, отказался брать деньги за ночевку, выдал ключи и уехал по делам.
День 6.
Утром таксист забрал Ярослава, а мы с Виталиком задержались у мотиков — строили кирпичную пирамиду, чтобы водрузить на нее Лифан и подтянуть цепь. В конце концов просто сгрузили с него все вещи и подняли его на боковой подножке, по-старинке.

После окончания процедур мы немного прокатились по Тырныаузу. Это удивительное место: настоящий цветущий город, с многоэтажками, филармонией, стадионом, супермаркетами — зажатый в горном ущелье. Очень необычно.
После города начался приятный серпантин — асфальт, дорожка петляет, периодически на ней безапелляционно стоит стадо коров — объезжай, как хочешь. Вокруг растут пока еще не высокие горы, шумит и пенится река.
А потом мы доехали до подъемника — он представляет собой платформу, которая поднимается по наклонным рельсам. Он еще не работал, перед нами в очереди стояла одна машинка. Грунтовка за ним поначалу показалась мне вполне проезжабельной — в Ставрополе перед нашим домом дорога, кажется, хуже. И всё же попался один затяжной крутой подъем, просто каменистая насыпь, на которой мотик расшатало так, что я решила притормозить. Ну и конечно, не удержала. Зато теперь я знаю, что поворотники у гуся спроектированы что надо: в случае опасности они просто эвакуируются, оставляя вместо себя гнездо и два проводка — достаточно подобрать и защёлкнуть на место. Дальше до лагеря мы доехали без приключений, но с отвисшей челюстью, конечно: то слева, то справа ревет в белой пене горная Адыр-суу, а за ней вздымаются темные скалы в снежных одеждах. А здесь внизу пахнет соснами, медовыми лугами и коровами. Ровно половина нашего пути осталась за плечами, и нас ждали облака, спешащие по склонам и распадкам туда, к вершинам.

В альплагере нам выдали местечко, где мы поставили мотики и накрыли их чехлами, пожелали им хорошего сна, и окунулись в горы, однако это уже совсем другая глава наших приключений.
  • tigermousetigermouse
  • Надежда Вполосочку
  • 20 августа 2016 в 16:39
  • 3
  • оценка: +33

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+1
vaguethumb
хорошо написано, жду продолжения )
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. tigermouse, Мотопешка в Адыр-Суу - Часть 1