Блог им. mouzo → Сравнительный обзор шлемов Schuberth C3 и HJC SY-MAX III
Привет друзья! В данной статье, я написал личный, сравнительный обзор двух Flip-Up шлемов, которыми владею. А именно Schuberth C3 и HJC SY-MAX III.
Приглашаю всех под кат…
Сразу скажу, все буквы в этой статье, это ИМХО. Все противоречия принимаются, но не близко к сердцу. Так же честно, что в HJC я не ездил на мотике, т.к. купил его две недели назад. Все эксперименты на шумность и вентиляцию обоих шлемов (для сравнения), проводились с помощью…. фена жены :)
Были у меня разные шлема, под разные мотики и не только. Были у меня:
UVEX ENDURO
SHARK S500 Air
SHARK S800 Iron
Schuberth C3
Но в виду того, что я человек практичный, из всех этих шлемов я оставил именно flip-up шлем Schuberth С3, в котором я уже езжу 5 сезонов. А совокупный пробег шлема, составил, примерно 70000-80000 км. Но в прошлом сезоне, я обратил внимание, как сильно заметен мотоциклист, одетый в яркий, флуоресцентный шлем. По моему видению, именно яркий шлем, а не жилетка или еще чего-либо, обращал на себя внимание со стороны, повышая пассивную безопасность.
Появилась возможность купить второй шлем, Шуберт я менять или продавать не собираюсь т.к. он отлично выполняет свои функции и ничего у него не отвалилось, не сломалось и т.д. ну почти ничего, я об этом напишу ниже. Мой выбор пал также, исключительно на Flip-up (из-за удобства использования) Корейский HJC SY-MAX III FLUORESCENT, в цвете YELLOW GREEN.
Общее:
Шлем Made in Korea, в Южной части. Меня это более чем устраивает!
Оба шлема, размера «L». 59-60
Цена:
Я покупал за:
Шуберт 34000 (На 2012 год)
HJC 18000 На 2016 год- (Я взял за 15000р. по акции)
Упакован точно также, как был упакован Шуберт. Книжка-инструкция на 5 языках:
Запасные болтики «морды» и клипса Пинлока:
Пинлок сделан в Бельгии. Не открывал. Но он там есть:)
У HJC есть штатное место, для установки штатной гарнитуры:
У Шуберта, это выполнено иначе, заменой внутренней окантовки шлема, что не менее гениально.
Надписи все «выпуклые», светоотражающие у обоих шлемов:
У обоих шлемов, имеется съемная сеточка в подбородочной части, служащая для ветро-шумопонижения.
Материал:
Шлем HJC выполнен из полимерного стекловолокна, а подвижная подбородочная часть шлема — из поликарбоната.
Шлем HJC прошел сертификацию DOT, ECE R 22-05
SHARP Test HJC SY-MAXIII — 3 звезды
sharp.direct.gov.uk/testsratings/hjc-sy-max-3
Шлем Schuberth C3 точно так же выполнен из полимерного стекловолокна, а подвижная подбородочная часть шлема — из поликарбоната.
Шлем Schuberth C3 прошел сертификацию DOT, ECE R 22-05
SHARP Test Shuberth C3 — 3 звезды sharp.direct.gov.uk/testsratings/schuberth-c3
Я, если честно, НЕ ВЕРЮ этому Шарпу ВООБЩЕ. Т.к. мой древний, пластмассовый шлем SHARK S500 Air имеет 4 звезды
sharp.direct.gov.uk/testsratings/shark-s500-air и в целом, я считаю, что это все МАРКЕТИНГ!
Оба шлема протестированы в аэротрубе и оба заявляют, что там все Вери Гуд. Хотя я где-то прочитал, что у HJC самая современная и передовая лаборатория, по тестированию в аэродинамическом туннеле. И практически все производители, тестируют свои шлема именно у них.
Ну да ладно…
Чехол:
И так, начнем сравнительный обзор с….чехлов:) т.к. есть очень важный пункт, которые важен для меня.
Как внешне так и внутри, у Шуберта чехол красивее, плотнее и мягче:
Но HJC имеется лямка-шнурок, позволяющий носить его с собой! Т.е. закинул через плечо и гуляй, не парься. У Шубы, такого нет, что крайне неудобно, ведь приехав в то или иное место мы идем гулять и смотреть достопримечательности, на мотике шлем не оставить, а руки должны быть свободны.
Визуально:
Визуально, HJC больше Шуберта, длиннее и шире:
Но в открытом состоянии, они одинаковы:
Чисто визуально, мне нравятся оба. Шуберт своим минимализмом и выдержкой. HJC- современным дизайном.
Вентиляция:
Скажу честно, у Шуберта, на мой взгляд, не практичный и малофункциональный передний лючок воздухозаборника. В закрытом состоянии, у него идет принудительная вентиляция т.к. на лючке имеются не закрывающиеся отверстия:
При открытом лючке, ситуация мало меняется т.к. он открывается, даже не знаю, как-то не заметно, что ли. Т.е. от вроде открыт, но дует чууууть-чуть больше, чем когда он закрыт:
Вот тут от открыт:
И обдув внутренней части стекла, имеет слишком малый радиус действия:
У HJC лючок закрывается плотнее, нету никаких надрезов и прочего, что уменьшает шумность и попадание лишнего воздуха. Закрыл, значит закрыл:
При открытом состоянии, появляется действительно существенное отверстие как сверху, так и снизу:
И плюс ко всему, обратите внимание, как выполнен воздухозаборник в открытом состоянии, он как бы черпает воздух извне и направляет его в нижнее отверстие. Обдув великолепный! И что важно, при закрытом лючке, в шлеме очень тихо (говоря про контраст «открыт-закрыт»):
И площадь обдува у стекла HJС, существенно больше Шуберта:
На верхней части шлема, у Шуберта расположился достаточно внушительный воздухозаборник, который активируется ползунковым переключателем. Скажу честно, что к концу 4-го сезона, рычажок стал немного заедать, неоднократно смазывал силиконом:
Воздух поступает извне внутрь шлема, через вот такие отверстия:
И все! Больше, никаких вентиляций у шлема НЕТ! Многие говорят, что Шуберт очень жаркий шлем, но я этого сильно не заметил. Но я и сам по себе, совершенно не потливый. Всегда езжу в подшлемнике.
У HJC, в этом плане все гораздо лучше. На макушке два воздухозаборника с таким же ползунковым рычажком:
Которые равномерно распределяются по шлему и выходят наружу в отверстия в задней части шлема:
При испытании с феном, было очень заметно, что эта система работает исправно. И уверен в жаркие дни, в нем будет очень легко и приятно ехать
Вес:
Повторюсь, оба шлема одинакового размера. Навскидку, повесив шлема на обе руки, мне показалось, что они абсолютно идентичные по весу, но замерив шлема на предварительно откалиброванных столовых весах, я выяснил, что Шуберт легче HJC всего на 56 грамм. Но я не стал придираться к тому, что на Шуберте стоят две липучки от GoPro, а на HJC всякие спойлеры. В целом, шлема идентичные по весу и голова не почувствует эти 50 грамм:
Визор:
Что бы открыть визор на HJC, для этого есть одна выемка в левой части визора, что вполне логично, т.к. именно левой рукой можно выполнить эти действия не нарушая контроль за мотоциклом, держа ручку газа и передний тормоз, правой рукой:
У Шуберта, этих выемок 2-е. Сначала, я предположил, что это для левши, но подумав о безопасности, отрекся от этой мысли, а также, если бы это было для левши, то и ползунок солнечных очков, делали бы два, а не один. Фиксатор по середине. В целом, я так и не нашел логичного объяснения зачем их 2-е, кроме как для УХУДШЕНИЯ аэродинамических свойств:
Уплотнение визора, как мне кажется, на HJC выполнено более продуманно, т.к. к примеру, на HJC при применении той же схемы уплотнения (ну разве что у Шуберта резина мягче), по бокам этого шлема, также присутствует резиновые выемки, которые препятствуют попаданию воды, и уменьшают шумность шлема:
А у Шуберта этого нет, там, как я понял, схема типа «самосток по направляющим», но скажу так, время конечно берет свое, но в сильный ливень Шуберт стал протекать :(, как поведет себя HJC, посмотрим:
Очень важный для меня момент, при разговоре о визоре, это расстояние первого открытого положения визора, для микровентиляции при передвижении в холодное время или дождь, у Шуберта, очень большой промежуток! 2,6- 2,8 см, в первом положении визора. Визуально очень мешающий. Очень не удобно! Всегда приходится ехать или с полностью открытом визором, или с полностью открытым забралом:
Хотя, у него есть именно микропроветривание, в виде незаблокированного визора в практически закрытом положении. Там щель получается около 2 мм., но мне этого недостаточно, т.к. смысл в ней есть только на скорости, а в пробках этой щели МАЛО!
У HJC всего 1,5 см! и внутри шлема, это не мешает. И также есть микропроветривание, чуть меньше чем у Шуберта, но оно имеется. Правда с преимуществом первого положения визора и хорошей передней вентиляции, смысл в этом отпадает. Отлично!
При полностью открытых визорах, складывается ощущение, что у Шуберта обзор лучше:
Но на самом деле, что там что там, отличный обзор! Я бы сказал идентичный.
Система крепления визора, у Шуберта менее удобная, чем у HJC. Что бы снять визор на Шубе, надо двумя руками притянуть к себе ползунки (кстати очень не удобные, ну это ладно), и не отпуская их, носом ( :) ) (при снятом, конечно же шлеме), поднять визор еще выше. Я привык, но когда узнал, как это делается на HJC, понял «что такое хорошо, а что такое плохо»:
У HJC, есть 5-е положение визора, которое вставляется с усилием, вот оно:
Когда визор в этом положении, нажимаем на рычажки и визор выстреливает. Идеально!
Солнце защитные очки:
На Шуберете, очки активируются переводом ползунка, расположенного с левой стороны шлема, в крайнее положение. Тактильно все очень понятно:
Но к концу 5-го сезона, на неровной дороге (на пример Карельские дороги), очки самопроизвольно вылезают, немного, но вылезают. Также, стало более трудно закрывать их. Надо будет смазать. Очень важный момент в этом вопросе это то, что иногда (опять же из-за времени), передвигаясь с выдвинутыми очками, очки могут отвалиться! Такое бывало раза 3! И последний раз, я чуть не попал в аварию т.к. левая сторона выпала из крепления и уткнулась мне в веко, закрыв обзор напрочь. По моему мнению, все из-за не надежного крепления этого визора. Также замечу, что при передвижении по пыльным дорогам, не выдвинутые очки всегда остаются чистыми, чем не всегда могут похвалиться другие (некоторые) производители шлемов.
У HJC, на мой взгляд, очень неудобное расположение переключателя, управления очками. Находится на верху, ближе к затылочной части. Возможно, я просто не привык, но по первым впечатлениям, это не удобно. Тянешь руку, нащупываешь…. хз, посмотрим:
Но зато, очки отлично фиксируются и имеют три выдвижных положения, хотя я просто не понимаю, зачем эти положения вообще нужны! Может, конечно, у кого-то глаза на лбу растут, но лично я, испытал визуальное неудобство при 1, ну и немного при 2-м положении очков. Но по правде говоря, не составляет никакого труда, сразу поставить на 3-е положение, передвинул и все. Короче без проблем. Важно заметить, что убираются очки, очень легко, просто нажимается кнопка, рядом с ползунком и очки быстро прячутся назад.
Солнце защитные очки на Шуберте, как мне видится, более темные, нежели у HJC и вылезают они на целых 7 см, против 5,5 см у HJC. Тут честно, когда находишься в Шуберте с выдвинутыми очками, то весь обзор заполнен темной линзой, а у HJC, даже в 3-м максимальном положении, видна нижняя кромка стекла. С первого взгляда не очень удобно, хочется 4-е положение, но посмотрим по эксплуатации:
У Шуберта, «морда» открывается нажатием на красную кнопку, удобно, но по сравнению с HJC, менее безопасно, т.к. при падении, есть небольшая доля вероятности, что райдер ударится подбородком об грудь или иную поверхность и шлем может открыться, не то что бы это может произойти в 100% случаях, там кнопка тоже не «пальцем деланая», она немного спрятана от внешнего воздействия, но факт того, что в действие она приводится НАЖАТИЕМ:
HJC, в свою очередь, гордится (заявляет об этом в описании к шлему на официальном сайте) тем, что кнопка откидывания «морды», приводится в действие, оттягиванием ее наружу, тем самым исключая открытие шлема при ударе подбородком, что в целом, очень удобно и безопасно:
Застежка:
У обоих шлемов, применяется застежки быстрой фиксации с трещетками. Но Шуберт, позаботился не только о наличии застежки, но и о комфорте райдера. Дело в том, что у Шуберта, есть мягкая, очень приятная подкладка, защищающая подбородок от трения с жестким ремнем застежки:
А у HJC ее нет. На фото ниже, Уже отрегулированный ремешок под мой размер и как видите мой единственный, любимый подбородок, будет менее в комфортном положении, чем в Шуберте:
Застежки откидной «морды», у обоих шлемов металлические, как и крюки, но у Шуберта они наруже, а у HJC они аккуратно спрятаны. ИМХО и так и так норм:
Очень важный момент, в разнице этих шлемов, что при открытом визоре у Шуберта, нельзя поднять «морду»! А у HJC-можно! Это огромный ПЛЮСИЩЕ, т.к. бывало, надо резко среагировать и поднять «морду» шлема, но, забывая, что визор открыт, ты лишаешься полного обзора дороги! Мало того, что можно отломать крепление визора (как у меня и произошло однажды, пришлось на суперклей сажать одну из частей крепления визора), так вообще можно в аварию попасть! Тут +100 к HJC:
Внутренняя часть:
У обоих шлемов, все внутренности, полностью съемные. Не пахнут вообще. Но у HJC, складывается ощущение, как внешне так и тактильно, что он более анатомически сделан, даже есть выпуклость под неровность мозжечка! Серьезно, был удивлен:
Отверстие для шеи, у Шуберта значительно шире чем у HJC. 10,5 см. у Шуберта, против 8,5 см. HJC. По удобству ничего не скажу, и в том и в том удобно, но на шумоизоляцию это повлияет значительно и конечно, на фиксацию на голове:
Внешняя практичность:
Перед покупкой Шубы, мне говорили, что из-за матового цвета (шершавости), трупы мух будут навсегда оставаться на нем и пипец… Фигня! Чистится он лучше, чем мои предыдущие глянцевые шлема. Мистер мускул и все. Ничего не царапается, краска не облезает и т.д.
По поводу HJC, я еще не знаю, но негативных отзывов не нашел. Посмотрим, как он будет в работе, но то, что более маркий- это очевидно.
Вот кажется и все. Выводы делайте сами.
ИМХО, оба шлема хороши, и оба восхитительно сделаны. Все очень качественно и на высшем уровне.
И несмотря на то, что Шуберт позиционируется как ПРЕМИУМ сегмент, то исходя из моих личных наблюдений и замечаний, то это слово «ПРЕМИУМ», выражается исключительно в ценнике т.к. Корейский HJC, готов предоставить весомые аргументы. Если что-нибудь забыл, пишите в коменты, подредактирую статью.
Всем спасибо!
- mouzo
- Алексей
- 5 февраля 2016 в 14:29
- 4
- +62
Держи плюс! Хороший, подробный и подтвержденный обзор. А то достали хаяльщики этих шлемов, в основном с голыми, ничем не обоснованными наездами. Про очки, у HJC это родовая болезнь во всех моделях. Очки короткие. Похоже, они проектируют в спортивной посадке, когда у тебя голова в специфическом положении. Для прямой посадки они крайне неудобные. Сколько раз катал в закат, когда солнце у самого горизонта и слепит последними лучами. Эти лучи аккурат в щель лупят. Рычажок опускания очков — привыкнешь, только сам механизм автоподъема может со временем заедать. В общем, хорошие шлемы, за свои то деньги.
здесь был ататат
здесь был ататат
Но, согласитесь, описанная защита от дурака в Шуберте отсутствует. В шлеме конкурента челюсть поднимается вне зависимости от визора, это с точки зрения эксплуатации единственно верное решение. Иначе юзер распрекрасно все сам переломает. И упомянутая вами правильность должна быть запрограммирована конструктивно. То есть, если челюсть нельзя поднять при открытом визоре, то должен быть блокиратор открывания челюсти. Конструкция сырая, это автор обзора заметил. Если такие вещи не замечать, производитель будет лепить десятилетиями изделия с дефектами.
здесь был ататат
У меня с3 с 10 года. Что касается безопасности, так первый раз хайсайд с 80, второй раз лоусайд со 150. Шапка поцарапалась, но ничего не отлетало, не лопалось, даже визор родной. Про «микролифт»: если визор не закрывать на «ступеньку», а просто упереть в неё, то отличный вариант для проветривания на скоростях до 100, даже без пинлока визор не потеет. Передняя заслонка вентиляции работает, и даёт обдув ровно настолько, чтобы не продуло (кстати задняя вентиляция ровно настолько же) сильного ветра нет, но ничего не потеет. Очки удобные и сами никогда не падали. Визор снимается за секунды, дело привычки, но это так. Музыку хорошо слышно до 150-180, выше уже не то. Шлем отличный, пытался перейти на арай- башка не той системы, шой- лучше арая, но все равно не то. Лучше шлема у меня не было, больше не ищу.
У меня тоже, лучше шлема, еще не было! Шлем сидит как родной, и я не жалею за него деньги. Про шум, я уже писал в комментариях, что это все индивидуально, нейкед или Голда. Микропроветривание-пользую из-за того, что первое положение использовать невозможно! Что есть-то есть. У HJC, кстати, микропроветривание тоже есть…
Тааак:) Друг! Я думаю, что за своим шлемом, я ухаживаю так, как не ухаживает никто!
— Я даже визор мою исключительно под проточной водой, снимая обручальное кольцо!
— А вентиляционные отверстия, постоянно чищу ватным тампоном!
— Солнцезащитные очки, снимаю кррррайне редко и ооочень аккуратно!
— И я не писал, что рычаг темных очков сломался, он нормально функционирует, но стал хуже держать, т.к. иногда, на грейдере, он немного может вылезти.
Дружище, я правду говорю, я ПИДАНТ ШОПИСЕЦ! Я даже чехол, который дома тупо лежит, стираю раз в год)
— Я даже визор мою исключительно под проточной водой, снимая обручальное кольцо!
— А вентиляционные отверстия, постоянно чищу ватным тампоном!
— Солнцезащитные очки, снимаю кррррайне редко и ооочень аккуратно!
— И я не писал, что рычаг темных очков сломался, он нормально функционирует, но стал хуже держать, т.к. иногда, на грейдере, он немного может вылезти.
Дружище, я правду говорю, я ПИДАНТ ШОПИСЕЦ! Я даже чехол, который дома тупо лежит, стираю раз в год)
- hrenov_drumm
- 8 февраля 2016 в 1:39
- ↑
- ↓
Полностью согласен, подозреваю, что автор что-то не то делал со шлемом, что у него такие проблемы появились.
- streeturchin
- 5 февраля 2016 в 15:34
- ↓
откатал в третьем максе два сезона.
плюсы не в счёт, пройдусь по минусам.
со временем крылья бороды при открывании/закрывании сняли краску с самого шлема.
заслонка нижнего воздухозаборника уже в середине второго сезона перестала жёстко фиксироваться и стала самопроизвольно открывается после 90+ всё время.
верхний переключатель воздухозаборника не удобен для открытия(надо сдвинуть назад), так как пальцам фактически не за что зацепиться.
звукоизоляция нормальная до 140, потом от часа езды начинает болеть голова. но тут хочу заметить что я ездил без ветровика, да и флипы не созданы для быстрой езды.
очень хлипкая борода, тонкий пластик. я конечно понимаю что при ударе флип превращается в обычного вида открытый шлем, но всё же хотелось бы по надёжнее.
проблема с наличием пинлоков и прозрачных визоров в магазинах. заказывал в фсмото.
в общем шлемом даволен, гарнитуру не юзал, музыка исключително в наушниках типа пуговки с резиночками. брал за докризисные 10,5к. ныне его средняя цена 15к
плюсы не в счёт, пройдусь по минусам.
со временем крылья бороды при открывании/закрывании сняли краску с самого шлема.
заслонка нижнего воздухозаборника уже в середине второго сезона перестала жёстко фиксироваться и стала самопроизвольно открывается после 90+ всё время.
верхний переключатель воздухозаборника не удобен для открытия(надо сдвинуть назад), так как пальцам фактически не за что зацепиться.
звукоизоляция нормальная до 140, потом от часа езды начинает болеть голова. но тут хочу заметить что я ездил без ветровика, да и флипы не созданы для быстрой езды.
очень хлипкая борода, тонкий пластик. я конечно понимаю что при ударе флип превращается в обычного вида открытый шлем, но всё же хотелось бы по надёжнее.
проблема с наличием пинлоков и прозрачных визоров в магазинах. заказывал в фсмото.
в общем шлемом даволен, гарнитуру не юзал, музыка исключително в наушниках типа пуговки с резиночками. брал за докризисные 10,5к. ныне его средняя цена 15к
По поводу краски, это беда всех шлемов с флюорисцентной красской.
Звукоизоляция в Шуберте тоже не ахти после 140, хотя он считается самым тихим шлемом Флип Ап. Да и вообще, считаю шумность, очень посредственно-усредненым показателем. Один едет на нейкеде-говорит шумно, ругой на голде-говорит норм.
По всему остальному-буду знать. Проверим.
Звукоизоляция в Шуберте тоже не ахти после 140, хотя он считается самым тихим шлемом Флип Ап. Да и вообще, считаю шумность, очень посредственно-усредненым показателем. Один едет на нейкеде-говорит шумно, ругой на голде-говорит норм.
По всему остальному-буду знать. Проверим.
здесь был ататат
- hrenov_drumm
- 8 февраля 2016 в 1:40
- ↑
- ↓
Достаточно просто поточить ножи, чтобы они лук резали, а не давили :)
- max_spenser
- 5 февраля 2016 в 17:30
- ↓
Кстати у IS-MAX II 4 звезды по шарпу, и стоит 11000. Интересно в чем разница между ними. По описанию так вообще нет разницы :)
Кстати по поводу отверстий с сеткой по бокам — у меня сейчас IS-17, там они тоже есть, через них звук приближающейся сзади машины можно услышать, на другом шлеме такого не было.
Кстати по поводу отверстий с сеткой по бокам — у меня сейчас IS-17, там они тоже есть, через них звук приближающейся сзади машины можно услышать, на другом шлеме такого не было.
- TrustNoOne
- 5 февраля 2016 в 20:37
- ↓
после 100-ки возникает вибрация… и чем выше скорость тем больше… как будто перфоратором в шлем сверлят… в общем мозги в шоке от такой вибротерапии… успел откатать полтора месяца в нем…
- TrustNoOne
- 5 февраля 2016 в 21:52
- ↑
- ↓
сидит как по мне сделан, нареканий нет… мож ветровик такую турбулентность дает? в общем сезон начнется попробую разобраться с этим вопросом и провести сравнительные тесты
Ничего не могу сказать про другие шлема, но С3 у меня с покупки мотоцикла. Точнее даже чуть раньше. Наверно он тихий, да, но мне это не критично. Но.
В общем за это время, верхнюю вентиляцию заклинило напрочь, у нижней отломался пластиковый фиксатор с одной стороны. У солнцезащитных очков полностью вывалился тросик (треснуло само крепление тросика в шлеме). В остальном он свои функции выполняет до сих пор исправно.
В общем за это время, верхнюю вентиляцию заклинило напрочь, у нижней отломался пластиковый фиксатор с одной стороны. У солнцезащитных очков полностью вывалился тросик (треснуло само крепление тросика в шлеме). В остальном он свои функции выполняет до сих пор исправно.
- hrenov_drumm
- 8 февраля 2016 в 1:42
- ↓
Положение для микровентиляции у C3 не на первом щелчке (где щель под 2.5см), а когда только-только отстегиваешь фиксатор. Там щель 1-2мм появляется, как раз хватает, чтобы дышать начать.
А так да, согласен, если визор полностью защелкнуть — душновато, передняя вентиляция не справляется.
А так да, согласен, если визор полностью защелкнуть — душновато, передняя вентиляция не справляется.
- gennnadich
- 9 февраля 2016 в 5:17
- ↓
Очень вовремя, спасибо за обзор. Купил себе только что на выставке в Хельсинки С3, не смог удержаться за 190 евро-30 евро друзья прогнал через свою фирму, получилось 160. До этого 3 года катал в nolan n 104, это был мой первый шлем, покупал кстати, там же. Уставал от него, весит 1780+гарнитура, этот заметно легче, да и кандовее как то, нолан весь поскрипывал сразу. У меня вопрос к владельцвм с3, сколько «держится» визор? На нолане в этом году купил новый, старый продержался около 30 т. км.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (55)
RSS свернуть / развернуть