Блог им. vasteed → Петр Владимирович Можаров, основатель советского мотоциклостроения, 11.03.2014 - 80 лет со дня смерти. часть 2
В Москве в феврале 1932 г. на базе автоотдела НАТИ (Научного АвтоТракторного Института; где от него сейчас осталось полэтажа, и где собирают тракторята, естественно китайские, пишут что начальником сватают бывшего минобороны Сердюкова. Ну это так, отступление…) создается конструкторское бюро по мотоциклостроению, основной заказчик – активно моторизуемая Красная Армия. На берегу Яузы, на территории нынешнего МВТУ им. Баумана, открывается КБ.
Все серьезно – приглашаются старые, опытные кадры, набирается талантливая молодежь, энтузиасты; руководителем мотоотдела НАТИ, новой лаборатории становится срочно отозванный из Ленинграда П.В.Можаров. Вообще нужно отдать должное и организаторским способностям Можарова, его умению создать коллектив единомышленников, обьединить людей! Многие его соратники, коллеги, ученики стали известными инженерами, конструкторами; из «можаровской» группы например Н.Н.Артамонов стал позже начальником ОКБ жидкостно-реактивных двигателей, С.И.Карзинкин после войны был главконструктором Мотовелопрома, В.Н.Новиков будучи зам. Предсовмина СССР являлся организатором послевоенного мотопроизводства, А.М.Федоров, С.Н.Семашко, И.И.Окунев разрабатывали в 1940 г. проект М-72, после войны А.М.Федоров становится главконструктором Ирбитского мотозавода, закладывает модельный ряд мотоцикла «Урал», а Окунев – главным конструктором АЗЛК.
Умение работать теоретически и практически, организация команды на долгие годы вперед, создавшей далее серийную мотопромышленность СССР как таковую – не это ли главные заслуги П.В.Можарова? награжденного в итоге грамотой и пресловутой путевкой в санаторий.
Тем временем идет работа — на базе рамы от BMW и V-двигателя от Harley-Dаvidson (что не удивительно – брали тогда от самого лучшего, что было; в Америку для ознакомления с Харлеями командировали группу молодых советских инженеров; вначале в мотопробеге по Кавказу в 28 году они показались очень уж прожорливыми, но потом показали себя надежными) создается первый образец НАТИ-А-750 с коляской, машина могла эксплуатироваться в одиночном варианте либо с коляской.
В.П.Можаров с соратниками на ИжМЗ, строим НАТИ-А-750…
Спроектировали и одноцилиндровый двигатель. Его более чем на 90% унифицировали с базисным мотором, а по посадочным местам — с мотором Л-300. Благодаря этому без особенного труда удалось встроить получившийся агрегат в ходовую часть Л-300. Получившейся лёгкой машине присвоили индекс НАТИ-Б-375. Память о неосуществленном проекте Иж-6 побудила Можарова сделать ещё одну модель. В ходовую часть, аналогичную А-750, он вмонтировал новый одноцилиндровый двигатель (375 см3) с коробкой и приводом заднего колеса при помощи вала. Эта машина очень походила на появившиеся к тому моменту ВМW R4. Её обозначили НАТИ-Иж-6 (по сведениям, она именовалась также НАТИ-В-375). Пётр Владимирович осознавал, что на бездорожье мощности базисных моторов возможно окажется недостаточно, потому разработал модификацию цилиндро-поршневой группы, позволявшую сделать моторы с рабочими объёмами 850 см3 и 425 см3 — более массивные и тяговитые.
Изготовление новых мотоциклов НАТИ поручило мастерским мотосекции на Ижстальзаводах.
Управление НАТИ потребовало доставить новые новинки Автопрома в Москву своим ходом. Выслали четыре НАТИ-А-750, опытный Иж-7 сделанный на базе Л-300 спецами Ижевского мотозавода, а для сопоставления с ними — BMW R16 и Harley-Davidson. Эту поездку назвали «Подготовительный испытательный пробег».
15.08.1933 г. – П.В.Можаров на Испытательном пробеге Ижевск-Москва, на ИМЗ НАТИ-А-750.
Из-за дождей и дорожной грязи изменили запланированный маршрут. По шоссе добрались до Сарапула (60 км), оттуда на пароходе до Горького, дальше по шоссе до Москвы (410 км). В столице на праздничном митинге выступили председатель ЦС АВТОДОР С. С. Каменев, представители общественности городка и мотоциклетных секций Москвы. Новинки Автопрома оставили неплохие отзывы.
публика знакомится с мотоциклами ИМЗ НАТИ в Москве
После пробега он окончательно переезжает в сентябре 1933 г. в Москву, получает квартиру на севере столицы, в Лихоборах. А мотоциклы передали в НАТИ для всесторонних испытаний, после этого ВСНХ принял решение о серийном производстве НАТИ-А-750 — в Подольске, на Подольском механическом заводе (ПМЗ), где всю жизнь выпускали швейные машинки, как филиал Зингера (требовалось более точное производство; схожий пример- мотоциклы Оpel).
Возглавить все работы по освоению мотоциклов на ПМЗ поручили тому же Можарову. Ну пришлось человеку помотаться! и далеко не в вагонах СВ. Ему пришлось вести трудные переговоры с дирекцией завода, которую перспектива выпуска мотоциклов ну никак не обрадовала. Он лично заботился о финансировании работ, требовал, писал письма наркому Серго Орджоникидзе. Самое главное — на заводе фактически отсутствовало штамповочное оборудование, нужное для производства деталей ходовой части. С огромным трудом Пётр Владимирович комплектовал новый участок. Он корректировал конструкторскую документацию с учётом приобретённой техники, сразу обучая будущих рабочих. Производство мотоциклов налаживалось с большим трудом. Например, качество мотоциклов ПМЗ-А-750 было таким, что аббревиатуру ПМЗ мотоциклисты расшифровывали как ,, попробуй меня заведи,,. Словом, русский «Харлей» мягко говоря, не получался. В первой декаде февраля 1934 г. закончилось изготовление промышленного образца, которому дали новое заглавие: ПМЗ-А-750, его сразу направили в Кремль. А вокруг только и было разговоров об арестах старых инженеров. Многие из них отрабатывали свои сроки в «шарагах» — особых конструкторских бюро НКВД,- например там проектировали автомобильный дизель «Коджу» (Коба Джугашвили) и двигатель для подводных лодок «Ягеге» (Ягода Генрих Григорьевич)…
Между прочим – последняя фотография Можарова, 7.01.1934 г.
Первые строители ижевских мотоциклов. В кожаном пальто, в центре и чуть справа – Петр Владимир Можаров. Правее от него – Тимофеева Мария Никитична (1908-1998), работавшая копировщицей. В 30-е годы она, как и ее брат Тимофеев Александр Никитич и муж Малахов Павел Иванович, увлекались мотоспортом и участвовали в во всесоюзных мотопробегах. В 1936г. Мария Никитична была участницей знаменитого женского мотопробега Ижевск – Москва.
Мотоцикл произвел тем не менее хорошее впечатление на первых лиц страны, и конструктора премировали путевкой в марте, в санаторий ЦК ВКП(б) в Сочи. В те года в Сочи — разгар строительства санаториев и курортов для гегемона власти, вот туда и поехал отдохнуть впервые за 10 лет Петр Владимирович…отдохнул…
Мотоциклы, созданные П.В.Можаровым
1)Иж-1, с коляской, цилиндры-V2,4-тактный, обьем-1200 см3, передача-вал, масса-300 кг, база-1400 мм.
2)Иж-2, с коляской, цилиндры-V2,4-тактный, обьем-1200 см3, передача-вал, масса-300 кг, база-1400
3)Иж-3, с коляской, цилиндры-V2,4-тактный, обьем-750 см3, передача-цепь, масса-180 кг, база-1300
4)Иж-4, одиночный, цилиндры -1,2-тактный, обьем-200 см3, передача-вал, масса-100 кг, база-1100
5)Иж-5, одиночный, цилиндры-1,4-тактный, обьем-500 см3, передача-цепь, масса-130 кг, база-1300
6)Иж-6, одиночный, цилиндры-1,4-тактный, обьем-500 см3, передача-цепь, масса-150 кг, база-1300
7)Иж-7, одиночный, цилиндры-1,2-тактный, обьем-293 см3, передача-цепь, масса-125 кг, база-1320
8)Тремасс-300, одиночный, цилиндры-1,2-тактный, обьем-293 см3, передача-цепь, масса-125 кг, база-1320
9)Л-300, одиночный, цилиндры-1,2-тактный, обьем-293 см3, передача-цепь, масса-125 кг, база-1320
10)НАТИ-А-750, с коляской, цилиндры-V2,4-тактный, обьем-750 см3, передача-цепь, масса-208 кг, база-1395
11)НАТИ-Б-375, одиночный, цилиндры-1,4-тактный, обьем-375 см3, передача-цепь, масса-135 кг, база-1320
12)НАТИ-В-375, одиночный, цилиндры-1,4-тактный, обьем-375 см3, передача-цепь, масса-199 кг, база-1395
Вот такие дела, ребята. Уже взорван Храм Христа, застрелился Маяковский, но Кирова пока не убили…Трудно представить крадущихся по санаторным коридорам убийц из НКВД (все-таки не танки и истребители проектировал); да и посмотрите на его фото – спокойный, уверенный, серьезный дядя с усами, всего-то 45 лет… однако видимо всему есть предел!
За три дня до гибели отправляет письмо жене Варваре Игнатьевне, написанное в состоянии крайнего душевного смятения. Сквозь беглые, путаные, тревожные мысли проступает главная: «…любил динамичную цель, Даешь советские мотоциклы!…кто знает, сколько ухлопал сюда крови!...».
И тем не менее он даже в эту минуту отчаяния пишет далее:«…как бы то ни было, мне дьявольски хочется работать!..»
Что же вынудило его пойти на такой роковой шаг? По свидетельству его сына Бориса Петровича, талантливый конструктор явился все-таки жертвой политических репрессий 30-х годов…Нетрудно представить, потомственный дворянин, родственники-капиталисты, и что на их семейном автомобиле катался гостивший в Тамбове царь Николай II в 1913 г.; учившейся в Германии, человек попавший в плен, не раз бывавший за границей, можно сказать если не шпион – то точно германофил, и не любезничавший с большевиками, а тут еще с выпуском мотоциклов проблемы — ему очень легко было предьявить «политические обвинения». Своей гибелью Петр Владимирович отвел беду и от своей семьи, друзья из Ижевска и НАТИ потом выхлопотали им пенсию…жена Варвара Игнатьевна скончалась в 1983г., сын Борис доблестно воевал в Отечественную, был тяжело ранен; к счастью в свое время с ними успел пообщаться и узнать многое из первых рук — журналист, любитель и популяризатор отечественной техники О.В.Курихин.
Да…как говорится – попробуйте сравните; ну к примеру с судьбой Соичиро Хонда, и его детищем…
Основные вехи жизни и деятельности Петра Владимировича Можарова
1)Родился 7.09.(20.09)1888 с. Саюкино Тамбовского уезда (ныне Рассказовский р-н Тамбовской области)
отец-Владимир Петрович Можаров, мать-Анна Сергеевна
2)1904-1910 16-22 лет, после церковноприходской школы в с.Красивка — учеба в Тамбовской 6-летней гимназии
3)1910 22 года, проживал на станции Платоновка, Рязано-Уральской железной дороги Тамбовского узла, получил паспорт 21.11.1910 г.
4)1910-1914 22-26 лет, учеба в Германии, в Лейпцигском университете, проживал в г.Хемнице, рядом с заводом Вандерер, гонял на мотоциклах, автомобиле, научился управлять аэропланом
5)1914 вернулся инженером-теплотехником
6)1914 успешно построил самолет собственной конструкции ,, Проба,, с двигателем Анзани, 35 л.с.
7)1914 26 лет, служил в армии в WW1?, был в плену?
8)09.1915 27 лет, начал работать на Тамбовском пороховом заводе
9)1916 28 лет, женился на Ксении Владимировне Никольской (1895-1917 гг.)
10)1920 32 года, повторный брак, женат на Варваре Игнатьевне Петровой (1897-1983гг.), в 1922(?) родился сын Борис
11)20.11.1924 36 лет, переехал в г.Ижевск, работа в ,, Ижевские сталезаводы РУЖ,,
12)1926 38 лет, в Москве — делегат 3 теплотехнического сьезда, приобрел первый мотоцикл в Ижевске
13)1926 строит в Ижевске аэросани, аэроглиссер, предлагает начать производство мотоциклов
14)19.10-6.12.1927 39 лет, первая командировка в Германию, на мотозаводы, в т.ч. на БМВ, всего посетил 23 мотозавода
15)1928 на Ижсталезаводе создана ,.Мотоциклетная секция,, с проектами ИЖ-1, 2 и 3.
16)1.08.1928 40 лет, участие во Всесоюзном мотопробеге Москва-Тифлис-Москва
17)11-12.1928 работа в Мотосекции с чертежами Иж-1-2-3
18)1.01.1929 назначен руководителем Мотосекции, со штатом 9 инженеров
19)02.1929 проект ИЖ -4
20)26.04-4.06.1929 41 год, вторая командировка в Германию, далее появление проектов ИЖ -5 и 6
21)17.09.1929 первый серийный ИЖ-1 выехал с завода
22)17.09-30.09.19291 Всесоюзный пробег Совет.мотоциклов Ижевск-Н.Новгород-Москва-Ленинград-Псков-Витебск-Харьков-Орел-Москва
23)01.1930 переезд в Ленинград, начало создания там мотопроизводства
24)03-04.1930 третья командировка в Германию, изучение мото DKW Luxus-300, BMW
25)05-06.1930 42года, в Ленинграде создание мотоотдела от Тремасс (треста масс.произв.) и мото Тремасс-300
26)10.06.1930 выставка Советского мотоциклостроения, с Тремасс-300, Иж-1-5 (посетило 10.000 чел.)
27)09.1930 председатель техкомиссии мотопробега Ленинград-Москва-Харьков-Киев-Брянск-Псков-Ленинград
28)01.1931 на базе завода ,, Красный Октябрь,, –серийный выпуск мото Л-300
29)1931 43 года, переезд в Москву, начальником мотоотдела НАТИ; проекты НАТИ-А-750, НАТИ-Б-375, НАТИ-В-375(НАТИ-ИЖ-6); создание мото для армии, подготовка производства в Ижевске и Подольске НАТИ-А-750
30)1933 построен Ижевский мотозавод (ИМЗ)
31)1933 44 года, организация серийного выпуска Л-300 (ИЖ-7)
32)1.05.1933 руководил на ИжМЗ выпуск НАТИ-А-750, НАТИ-2
33)осень 1933 ,, Предварительный испытательный пробег,, Ижевск-Сарапул-Горький-Москва
34)02.1934 45 лет, изготовление промышл. образца ПМЗ-А-750(НАТИ) для ВСНХ, XVII сьезда ВКП(б)
35)11.03.1934 45 лет, покончил жизнь самоубийством? (застрелился?), в Сочи, где находился на отдыхе в санатории ЦК ВКП(б); похоронен на Старом кладбище Сочи; могила- далее утеряна? в 50-70- г.?
36)1.05.1934 налажен выпуск в Подольске ПМЗ-750, далее ПМЗ-125; до 1939г.
А касаясь итогов в споре сторонников американской, британской и немецкой техники, их подвел перед войной, как говорят, сам И.В.Сталин. Выслушав их мнения о том, что надо производить дальше, он спросил: «А какие мотоциклы у немецкой армии?». Ему ответили, что БМВ. «Вот их и копируйте»— заключил Сталин. Возможно, это только легенда, но перед войной началась подготовка к производству отечественных копий БМВ, названных М-72, и ставшей другой веткой развития отечественного мотопрома, но то же с участием учеников Петра Владимировича. Вот только производство их удалось развернуть лишь зимой 1942 года, в Ирбите. А в снабжении Красной армии мототехникой, уже по лендлизу в ВОВ, приняли самое живое и непосредственное участие вечные конкуренты-«Харлей-Дэвидсон» и «Индиан»; но это уже другая история…
Можаров в стенах Ижевского МЗ со своим детищем – ИМЗ НАТИ-А-750, 1933 г.
Вот и все что смог доложить вам; любые замечания, предложения, исправления, дополнительная информация – все в архив Байкпост!
А что мы сможем еще сделать для того, чтобы подробнее узнать об этом человеке?
1. Если у кого-то имеется доступ к книге О.В.Курихина «Петр Владимирович Можаров 1888-1934» Издательство Наука, 2004г. — не могли бы Вы сделать так, чтобы и все остальные смогли познакомиться с ней.
Не считайте за наглость, ну хотя бы чисто географически — 2.байкеры Ижевска посетив Центральный государственный архив Удмуртии (Ижевск, ул. Камбарская,17), где в фонде Р-1709 хранится коллекция документов о П.В.Можарове (паспортная книжка, удостоверения, характеристики, его рукописи и рабочие записки, различные статьи и очерки, множество фотографий, его предсмертное письмо…) опубликовали, познакомили бы мотоциклетную общественность с ними. Возможно некоторые документы были выставлены в 2012г. перед 125-летием Можарова.
3. Ну а байкерам Сочи, после Олимпиады конечно, можно более точно выяснить судьбу погребения П.В.Можарова, похоже могила его была утеряна (или нет?) после снесения старого Завокзального кладбища в 50-х и 1974 г. и далее строительства; и сообщество, такой серьезный сайт как Байкпост могли бы соорганизовать, поставить на месте захоронения памятный знак.
4. погиб человек; ни где нибудь, а в санатории ЦК ВКП(б); наверняка пылятся в архивах компетентных органов все бумаги по расследованию этого дела, уж там-то разобрались как положено, и нет никакой сейчас секретности опубликовать его, что же случилось на самом деле.
И вот тогда никто не сможет нас упрекнуть в том, что не знаем, не слышали, позабыли…
К 100-летию со дня рождения В.П.Можарова выпущена памятная медаль в Ижевске, его именем названа улица в столице Удмуртии; помнят его в Ижевске! А где всероссийский масштаб? Ну, документальные, а может и художественные фильмы еще впереди, тема-то какая! если развить…
Основная используемая доступная литература:
— Журнал Техника-Молодежи №1-12, 1989 г. О.Курихин, историческая серия Довоенные мотоциклы,
— Журнал Техника-Молодежи №2, 2005 г. О.Курихин, Самолет, незамеченный историками техники.,
— Журнал Техника-Молодежи №1, 2006 г. О.Курихин, Петр Можаров и его мотоциклы.,
— Журнал Мото №3, 2004 г. О.Курихин, Петр Можаров и его мотоциклы.,
— А.Мятиев. История Советского Мотоцикла, Часть 1, 1924-1945. Издательство «Захаров» 2007г.,
— статьи из газет — Тамбовской области, г. Ижевска, г. Сочи (Вечерний Cочи), www.privetsochi\blog\histori 11-12.2011 г.
— многочисленные статьи-компиляции интернета.
недоступная (по разным причинам) литература:
— Курихин О. В. Петр Владимирович Можаров – конструктор отечественных мотоциклов /О.В.Курихин. – М.: Наука, 2004. –116 с.,14 л. ил.
— Банникова Т. М. Удмуртъёс тодӥзы-а Ижлэн данэз сярысь?: [что писали газеты Удмуртии о первых мотоциклах, создан. в Ижевске, о мотопробегах 20-30-х гг. прошлого столетия] / Татьяна Банникова // Удмурт дунне. – 2009. – 19 авг. – С. 4.
— Медведева Ю. Улица памяти Можарова / Юлия Медведева // Хозяйственная газета. – 2005. – 12 мая. – С. 4.
— Мотоциклы // Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 486.
— Новиков А. В. Петр Можаров / Анатолий Новиков // Золотой ларец: кн. для чтения по истории и краеведению / А. В. Новиков. – Ижевск, 1999. – C. 247-250: фот.
— Шумилов Е. Ф. «Иж-1» – монстр или революция в дизайне?; Два колеса, но две тысячи проблем / Е. Ф. — Шумилов // Два века «Ижмаша»: истоки, лидеры, технологии, конструкции, династии, культура, быт / Е. Ф. Шумилов. – Ижевск, 2007. – Т. 2: Завод заводов, 1917-2007. – С. 217-223: ил.
— Шумилов Е. Ф. Рыцари моторизации: предыстория Ижев. мотозавода, 1924-1929 / Е. Шумилов // — «Аксион» – «Замок». Ижевский мотозавод: люди и традиции, машины и приборы, 1933-2003 / Е. Ф. Шумилов. – Ижевск, 2003. – С. 31-54.
Еще имеющиеся, разного рода фотографии к статье –
рабочее место П.В.Можарова, за ним-стенд для обкатки мотоциклов(из статьи О.В.Курихина в журнале Техника-молодежи)
Журналист, писатель О.В.Курихин(1937-209 гг.), его книги о Можарове, статьи в журналах
еще фото самолета Проба, построенного П.В.Можаровым, Тамбовская губерния, 1914 г.
тот самый Иж-1 в мотомузее г. Ижевска. Куда же без этих милых советских ковриков.
дом дяди, И.П.Можарова, в Тамбове, где будучи молодым человеком часто бывал П.Можаров; ул. Носовская (нынешнее состояние). Между прочим кое-кто из двоюрных братьев Можаровых любил погонять на автомобиле Бенц, в сентябре 1913г. сшиб на мосту через р. Цна бедалагу-полицейского, и был привлечен к ответственности…
Андрей Мятиев, автор книги ,, История Советского Мотоцикла, Часть 1, 1924-1945,, со многими редкими фотографиями; создатель первого в стране музея велосипедов; на фоне фотографии с П.В.Можаровым
Серго Орджоникидзе с участницами женского мотопробега Ижевск-Москва, начавшегося 24 июля 1936 г., второй слева директор Ижевского мотозавода с 4.11.1932 г. Иван Иванович Чекмарев (годы жизни 1896-1967 г).
И кстати сказать Григорий Константинович (Серго) то же из дворян, и всю жизнь революционер- партийный руководитель, однако жизнь его оборвалась так же трагически, через полгода…
в Ижевске на детском садике можно встретить и такие таблички…(детсад №9, ул. Красноармейская)
Без слов…
улица имени П.В.Можарова в Ижевске (слева имеется и переулок имени П.В.); извините, строимся…
Байкеры Ижевска (Олег и Игорь Чупины, Костя Твердохлеб) мотопробег Ижевск-Тамбовская область, в честь 125-летия В.П.Можарова и 80-летия мотоциклов Иж; на трех Ижах; на родине инженера, в с.Саюкино, Тамбовской области, установили мемориальную табличку, лето 2013г.
Байкеры Ижевска с мотопробегом в честь 125-летия В.П.Можарова, на его родине, с.Саюкино, Тамбовской области, лето 2013г. на ИЖ-350, Иж-56 и Иж-Юпитер 5; молодое поколение теперь будет помнить и гордится своим знаменитым земляком!
В конце-концов для чего все это затевалось? Наверное в том числе и для этого — Ижевский мотозавод, 10.07.1960 г. выпущен миллионный мотоцикл Иж! (Иж-56). Начиная в 1946 г. с Иж-350 и заканчивая Иж-Юпитер-5, на 1.01.1986 г., – выпущено 6.930.015 мотоциклов ( еще данные – за 60 лет – около 12 миллионов мотов).
В 2008 году выпуск мототехники свернули в связи с долгами участвовавших в сборке предприятий и общей нерентабельностью выпуска.
P.S.И вот последние отрадные новости — « Как сообщает ижевский новостной портал Izhlife, уже в конце февраля 2014 года представители Удмуртии отправятся в Китай, где встретятся с представителями промышленных предприятий. В частности делегация Приволжского федерального округа посетит город Чунцин. В одноименной китайской провинции располагается ряд крупных промышленных предприятий, в том числе подразделение известного китайского автогиганта «LIFAN Motors».В Ижевске есть давние традиции мотопроизводства и до сих пор сохранены кадры и научно-технический потенциал. Поэтому одна из идей, которую хотят предложить китайской стороне, — возрождение в Ижевске производства мототехники. Правительство Удмуртии видит на первом этапе возможность создания небольшого сборочного предприятия площадью до 4000 кв. м с перспективами расширения за счет выпуска не только мотоциклов, но и других видов техники для частного и промышленного использования».
Все серьезно – приглашаются старые, опытные кадры, набирается талантливая молодежь, энтузиасты; руководителем мотоотдела НАТИ, новой лаборатории становится срочно отозванный из Ленинграда П.В.Можаров. Вообще нужно отдать должное и организаторским способностям Можарова, его умению создать коллектив единомышленников, обьединить людей! Многие его соратники, коллеги, ученики стали известными инженерами, конструкторами; из «можаровской» группы например Н.Н.Артамонов стал позже начальником ОКБ жидкостно-реактивных двигателей, С.И.Карзинкин после войны был главконструктором Мотовелопрома, В.Н.Новиков будучи зам. Предсовмина СССР являлся организатором послевоенного мотопроизводства, А.М.Федоров, С.Н.Семашко, И.И.Окунев разрабатывали в 1940 г. проект М-72, после войны А.М.Федоров становится главконструктором Ирбитского мотозавода, закладывает модельный ряд мотоцикла «Урал», а Окунев – главным конструктором АЗЛК.
Умение работать теоретически и практически, организация команды на долгие годы вперед, создавшей далее серийную мотопромышленность СССР как таковую – не это ли главные заслуги П.В.Можарова? награжденного в итоге грамотой и пресловутой путевкой в санаторий.
Тем временем идет работа — на базе рамы от BMW и V-двигателя от Harley-Dаvidson (что не удивительно – брали тогда от самого лучшего, что было; в Америку для ознакомления с Харлеями командировали группу молодых советских инженеров; вначале в мотопробеге по Кавказу в 28 году они показались очень уж прожорливыми, но потом показали себя надежными) создается первый образец НАТИ-А-750 с коляской, машина могла эксплуатироваться в одиночном варианте либо с коляской.
В.П.Можаров с соратниками на ИжМЗ, строим НАТИ-А-750…
Спроектировали и одноцилиндровый двигатель. Его более чем на 90% унифицировали с базисным мотором, а по посадочным местам — с мотором Л-300. Благодаря этому без особенного труда удалось встроить получившийся агрегат в ходовую часть Л-300. Получившейся лёгкой машине присвоили индекс НАТИ-Б-375. Память о неосуществленном проекте Иж-6 побудила Можарова сделать ещё одну модель. В ходовую часть, аналогичную А-750, он вмонтировал новый одноцилиндровый двигатель (375 см3) с коробкой и приводом заднего колеса при помощи вала. Эта машина очень походила на появившиеся к тому моменту ВМW R4. Её обозначили НАТИ-Иж-6 (по сведениям, она именовалась также НАТИ-В-375). Пётр Владимирович осознавал, что на бездорожье мощности базисных моторов возможно окажется недостаточно, потому разработал модификацию цилиндро-поршневой группы, позволявшую сделать моторы с рабочими объёмами 850 см3 и 425 см3 — более массивные и тяговитые.
Изготовление новых мотоциклов НАТИ поручило мастерским мотосекции на Ижстальзаводах.
Управление НАТИ потребовало доставить новые новинки Автопрома в Москву своим ходом. Выслали четыре НАТИ-А-750, опытный Иж-7 сделанный на базе Л-300 спецами Ижевского мотозавода, а для сопоставления с ними — BMW R16 и Harley-Davidson. Эту поездку назвали «Подготовительный испытательный пробег».
15.08.1933 г. – П.В.Можаров на Испытательном пробеге Ижевск-Москва, на ИМЗ НАТИ-А-750.
Из-за дождей и дорожной грязи изменили запланированный маршрут. По шоссе добрались до Сарапула (60 км), оттуда на пароходе до Горького, дальше по шоссе до Москвы (410 км). В столице на праздничном митинге выступили председатель ЦС АВТОДОР С. С. Каменев, представители общественности городка и мотоциклетных секций Москвы. Новинки Автопрома оставили неплохие отзывы.
публика знакомится с мотоциклами ИМЗ НАТИ в Москве
После пробега он окончательно переезжает в сентябре 1933 г. в Москву, получает квартиру на севере столицы, в Лихоборах. А мотоциклы передали в НАТИ для всесторонних испытаний, после этого ВСНХ принял решение о серийном производстве НАТИ-А-750 — в Подольске, на Подольском механическом заводе (ПМЗ), где всю жизнь выпускали швейные машинки, как филиал Зингера (требовалось более точное производство; схожий пример- мотоциклы Оpel).
Возглавить все работы по освоению мотоциклов на ПМЗ поручили тому же Можарову. Ну пришлось человеку помотаться! и далеко не в вагонах СВ. Ему пришлось вести трудные переговоры с дирекцией завода, которую перспектива выпуска мотоциклов ну никак не обрадовала. Он лично заботился о финансировании работ, требовал, писал письма наркому Серго Орджоникидзе. Самое главное — на заводе фактически отсутствовало штамповочное оборудование, нужное для производства деталей ходовой части. С огромным трудом Пётр Владимирович комплектовал новый участок. Он корректировал конструкторскую документацию с учётом приобретённой техники, сразу обучая будущих рабочих. Производство мотоциклов налаживалось с большим трудом. Например, качество мотоциклов ПМЗ-А-750 было таким, что аббревиатуру ПМЗ мотоциклисты расшифровывали как ,, попробуй меня заведи,,. Словом, русский «Харлей» мягко говоря, не получался. В первой декаде февраля 1934 г. закончилось изготовление промышленного образца, которому дали новое заглавие: ПМЗ-А-750, его сразу направили в Кремль. А вокруг только и было разговоров об арестах старых инженеров. Многие из них отрабатывали свои сроки в «шарагах» — особых конструкторских бюро НКВД,- например там проектировали автомобильный дизель «Коджу» (Коба Джугашвили) и двигатель для подводных лодок «Ягеге» (Ягода Генрих Григорьевич)…
Между прочим – последняя фотография Можарова, 7.01.1934 г.
Первые строители ижевских мотоциклов. В кожаном пальто, в центре и чуть справа – Петр Владимир Можаров. Правее от него – Тимофеева Мария Никитична (1908-1998), работавшая копировщицей. В 30-е годы она, как и ее брат Тимофеев Александр Никитич и муж Малахов Павел Иванович, увлекались мотоспортом и участвовали в во всесоюзных мотопробегах. В 1936г. Мария Никитична была участницей знаменитого женского мотопробега Ижевск – Москва.
Мотоцикл произвел тем не менее хорошее впечатление на первых лиц страны, и конструктора премировали путевкой в марте, в санаторий ЦК ВКП(б) в Сочи. В те года в Сочи — разгар строительства санаториев и курортов для гегемона власти, вот туда и поехал отдохнуть впервые за 10 лет Петр Владимирович…отдохнул…
Мотоциклы, созданные П.В.Можаровым
1)Иж-1, с коляской, цилиндры-V2,4-тактный, обьем-1200 см3, передача-вал, масса-300 кг, база-1400 мм.
2)Иж-2, с коляской, цилиндры-V2,4-тактный, обьем-1200 см3, передача-вал, масса-300 кг, база-1400
3)Иж-3, с коляской, цилиндры-V2,4-тактный, обьем-750 см3, передача-цепь, масса-180 кг, база-1300
4)Иж-4, одиночный, цилиндры -1,2-тактный, обьем-200 см3, передача-вал, масса-100 кг, база-1100
5)Иж-5, одиночный, цилиндры-1,4-тактный, обьем-500 см3, передача-цепь, масса-130 кг, база-1300
6)Иж-6, одиночный, цилиндры-1,4-тактный, обьем-500 см3, передача-цепь, масса-150 кг, база-1300
7)Иж-7, одиночный, цилиндры-1,2-тактный, обьем-293 см3, передача-цепь, масса-125 кг, база-1320
8)Тремасс-300, одиночный, цилиндры-1,2-тактный, обьем-293 см3, передача-цепь, масса-125 кг, база-1320
9)Л-300, одиночный, цилиндры-1,2-тактный, обьем-293 см3, передача-цепь, масса-125 кг, база-1320
10)НАТИ-А-750, с коляской, цилиндры-V2,4-тактный, обьем-750 см3, передача-цепь, масса-208 кг, база-1395
11)НАТИ-Б-375, одиночный, цилиндры-1,4-тактный, обьем-375 см3, передача-цепь, масса-135 кг, база-1320
12)НАТИ-В-375, одиночный, цилиндры-1,4-тактный, обьем-375 см3, передача-цепь, масса-199 кг, база-1395
Вот такие дела, ребята. Уже взорван Храм Христа, застрелился Маяковский, но Кирова пока не убили…Трудно представить крадущихся по санаторным коридорам убийц из НКВД (все-таки не танки и истребители проектировал); да и посмотрите на его фото – спокойный, уверенный, серьезный дядя с усами, всего-то 45 лет… однако видимо всему есть предел!
За три дня до гибели отправляет письмо жене Варваре Игнатьевне, написанное в состоянии крайнего душевного смятения. Сквозь беглые, путаные, тревожные мысли проступает главная: «…любил динамичную цель, Даешь советские мотоциклы!…кто знает, сколько ухлопал сюда крови!...».
И тем не менее он даже в эту минуту отчаяния пишет далее:«…как бы то ни было, мне дьявольски хочется работать!..»
Что же вынудило его пойти на такой роковой шаг? По свидетельству его сына Бориса Петровича, талантливый конструктор явился все-таки жертвой политических репрессий 30-х годов…Нетрудно представить, потомственный дворянин, родственники-капиталисты, и что на их семейном автомобиле катался гостивший в Тамбове царь Николай II в 1913 г.; учившейся в Германии, человек попавший в плен, не раз бывавший за границей, можно сказать если не шпион – то точно германофил, и не любезничавший с большевиками, а тут еще с выпуском мотоциклов проблемы — ему очень легко было предьявить «политические обвинения». Своей гибелью Петр Владимирович отвел беду и от своей семьи, друзья из Ижевска и НАТИ потом выхлопотали им пенсию…жена Варвара Игнатьевна скончалась в 1983г., сын Борис доблестно воевал в Отечественную, был тяжело ранен; к счастью в свое время с ними успел пообщаться и узнать многое из первых рук — журналист, любитель и популяризатор отечественной техники О.В.Курихин.
Да…как говорится – попробуйте сравните; ну к примеру с судьбой Соичиро Хонда, и его детищем…
Основные вехи жизни и деятельности Петра Владимировича Можарова
1)Родился 7.09.(20.09)1888 с. Саюкино Тамбовского уезда (ныне Рассказовский р-н Тамбовской области)
отец-Владимир Петрович Можаров, мать-Анна Сергеевна
2)1904-1910 16-22 лет, после церковноприходской школы в с.Красивка — учеба в Тамбовской 6-летней гимназии
3)1910 22 года, проживал на станции Платоновка, Рязано-Уральской железной дороги Тамбовского узла, получил паспорт 21.11.1910 г.
4)1910-1914 22-26 лет, учеба в Германии, в Лейпцигском университете, проживал в г.Хемнице, рядом с заводом Вандерер, гонял на мотоциклах, автомобиле, научился управлять аэропланом
5)1914 вернулся инженером-теплотехником
6)1914 успешно построил самолет собственной конструкции ,, Проба,, с двигателем Анзани, 35 л.с.
7)1914 26 лет, служил в армии в WW1?, был в плену?
8)09.1915 27 лет, начал работать на Тамбовском пороховом заводе
9)1916 28 лет, женился на Ксении Владимировне Никольской (1895-1917 гг.)
10)1920 32 года, повторный брак, женат на Варваре Игнатьевне Петровой (1897-1983гг.), в 1922(?) родился сын Борис
11)20.11.1924 36 лет, переехал в г.Ижевск, работа в ,, Ижевские сталезаводы РУЖ,,
12)1926 38 лет, в Москве — делегат 3 теплотехнического сьезда, приобрел первый мотоцикл в Ижевске
13)1926 строит в Ижевске аэросани, аэроглиссер, предлагает начать производство мотоциклов
14)19.10-6.12.1927 39 лет, первая командировка в Германию, на мотозаводы, в т.ч. на БМВ, всего посетил 23 мотозавода
15)1928 на Ижсталезаводе создана ,.Мотоциклетная секция,, с проектами ИЖ-1, 2 и 3.
16)1.08.1928 40 лет, участие во Всесоюзном мотопробеге Москва-Тифлис-Москва
17)11-12.1928 работа в Мотосекции с чертежами Иж-1-2-3
18)1.01.1929 назначен руководителем Мотосекции, со штатом 9 инженеров
19)02.1929 проект ИЖ -4
20)26.04-4.06.1929 41 год, вторая командировка в Германию, далее появление проектов ИЖ -5 и 6
21)17.09.1929 первый серийный ИЖ-1 выехал с завода
22)17.09-30.09.19291 Всесоюзный пробег Совет.мотоциклов Ижевск-Н.Новгород-Москва-Ленинград-Псков-Витебск-Харьков-Орел-Москва
23)01.1930 переезд в Ленинград, начало создания там мотопроизводства
24)03-04.1930 третья командировка в Германию, изучение мото DKW Luxus-300, BMW
25)05-06.1930 42года, в Ленинграде создание мотоотдела от Тремасс (треста масс.произв.) и мото Тремасс-300
26)10.06.1930 выставка Советского мотоциклостроения, с Тремасс-300, Иж-1-5 (посетило 10.000 чел.)
27)09.1930 председатель техкомиссии мотопробега Ленинград-Москва-Харьков-Киев-Брянск-Псков-Ленинград
28)01.1931 на базе завода ,, Красный Октябрь,, –серийный выпуск мото Л-300
29)1931 43 года, переезд в Москву, начальником мотоотдела НАТИ; проекты НАТИ-А-750, НАТИ-Б-375, НАТИ-В-375(НАТИ-ИЖ-6); создание мото для армии, подготовка производства в Ижевске и Подольске НАТИ-А-750
30)1933 построен Ижевский мотозавод (ИМЗ)
31)1933 44 года, организация серийного выпуска Л-300 (ИЖ-7)
32)1.05.1933 руководил на ИжМЗ выпуск НАТИ-А-750, НАТИ-2
33)осень 1933 ,, Предварительный испытательный пробег,, Ижевск-Сарапул-Горький-Москва
34)02.1934 45 лет, изготовление промышл. образца ПМЗ-А-750(НАТИ) для ВСНХ, XVII сьезда ВКП(б)
35)11.03.1934 45 лет, покончил жизнь самоубийством? (застрелился?), в Сочи, где находился на отдыхе в санатории ЦК ВКП(б); похоронен на Старом кладбище Сочи; могила- далее утеряна? в 50-70- г.?
36)1.05.1934 налажен выпуск в Подольске ПМЗ-750, далее ПМЗ-125; до 1939г.
А касаясь итогов в споре сторонников американской, британской и немецкой техники, их подвел перед войной, как говорят, сам И.В.Сталин. Выслушав их мнения о том, что надо производить дальше, он спросил: «А какие мотоциклы у немецкой армии?». Ему ответили, что БМВ. «Вот их и копируйте»— заключил Сталин. Возможно, это только легенда, но перед войной началась подготовка к производству отечественных копий БМВ, названных М-72, и ставшей другой веткой развития отечественного мотопрома, но то же с участием учеников Петра Владимировича. Вот только производство их удалось развернуть лишь зимой 1942 года, в Ирбите. А в снабжении Красной армии мототехникой, уже по лендлизу в ВОВ, приняли самое живое и непосредственное участие вечные конкуренты-«Харлей-Дэвидсон» и «Индиан»; но это уже другая история…
Можаров в стенах Ижевского МЗ со своим детищем – ИМЗ НАТИ-А-750, 1933 г.
Вот и все что смог доложить вам; любые замечания, предложения, исправления, дополнительная информация – все в архив Байкпост!
А что мы сможем еще сделать для того, чтобы подробнее узнать об этом человеке?
1. Если у кого-то имеется доступ к книге О.В.Курихина «Петр Владимирович Можаров 1888-1934» Издательство Наука, 2004г. — не могли бы Вы сделать так, чтобы и все остальные смогли познакомиться с ней.
Не считайте за наглость, ну хотя бы чисто географически — 2.байкеры Ижевска посетив Центральный государственный архив Удмуртии (Ижевск, ул. Камбарская,17), где в фонде Р-1709 хранится коллекция документов о П.В.Можарове (паспортная книжка, удостоверения, характеристики, его рукописи и рабочие записки, различные статьи и очерки, множество фотографий, его предсмертное письмо…) опубликовали, познакомили бы мотоциклетную общественность с ними. Возможно некоторые документы были выставлены в 2012г. перед 125-летием Можарова.
3. Ну а байкерам Сочи, после Олимпиады конечно, можно более точно выяснить судьбу погребения П.В.Можарова, похоже могила его была утеряна (или нет?) после снесения старого Завокзального кладбища в 50-х и 1974 г. и далее строительства; и сообщество, такой серьезный сайт как Байкпост могли бы соорганизовать, поставить на месте захоронения памятный знак.
4. погиб человек; ни где нибудь, а в санатории ЦК ВКП(б); наверняка пылятся в архивах компетентных органов все бумаги по расследованию этого дела, уж там-то разобрались как положено, и нет никакой сейчас секретности опубликовать его, что же случилось на самом деле.
И вот тогда никто не сможет нас упрекнуть в том, что не знаем, не слышали, позабыли…
К 100-летию со дня рождения В.П.Можарова выпущена памятная медаль в Ижевске, его именем названа улица в столице Удмуртии; помнят его в Ижевске! А где всероссийский масштаб? Ну, документальные, а может и художественные фильмы еще впереди, тема-то какая! если развить…
Основная используемая доступная литература:
— Журнал Техника-Молодежи №1-12, 1989 г. О.Курихин, историческая серия Довоенные мотоциклы,
— Журнал Техника-Молодежи №2, 2005 г. О.Курихин, Самолет, незамеченный историками техники.,
— Журнал Техника-Молодежи №1, 2006 г. О.Курихин, Петр Можаров и его мотоциклы.,
— Журнал Мото №3, 2004 г. О.Курихин, Петр Можаров и его мотоциклы.,
— А.Мятиев. История Советского Мотоцикла, Часть 1, 1924-1945. Издательство «Захаров» 2007г.,
— статьи из газет — Тамбовской области, г. Ижевска, г. Сочи (Вечерний Cочи), www.privetsochi\blog\histori 11-12.2011 г.
— многочисленные статьи-компиляции интернета.
недоступная (по разным причинам) литература:
— Курихин О. В. Петр Владимирович Можаров – конструктор отечественных мотоциклов /О.В.Курихин. – М.: Наука, 2004. –116 с.,14 л. ил.
— Банникова Т. М. Удмуртъёс тодӥзы-а Ижлэн данэз сярысь?: [что писали газеты Удмуртии о первых мотоциклах, создан. в Ижевске, о мотопробегах 20-30-х гг. прошлого столетия] / Татьяна Банникова // Удмурт дунне. – 2009. – 19 авг. – С. 4.
— Медведева Ю. Улица памяти Можарова / Юлия Медведева // Хозяйственная газета. – 2005. – 12 мая. – С. 4.
— Мотоциклы // Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 486.
— Новиков А. В. Петр Можаров / Анатолий Новиков // Золотой ларец: кн. для чтения по истории и краеведению / А. В. Новиков. – Ижевск, 1999. – C. 247-250: фот.
— Шумилов Е. Ф. «Иж-1» – монстр или революция в дизайне?; Два колеса, но две тысячи проблем / Е. Ф. — Шумилов // Два века «Ижмаша»: истоки, лидеры, технологии, конструкции, династии, культура, быт / Е. Ф. Шумилов. – Ижевск, 2007. – Т. 2: Завод заводов, 1917-2007. – С. 217-223: ил.
— Шумилов Е. Ф. Рыцари моторизации: предыстория Ижев. мотозавода, 1924-1929 / Е. Шумилов // — «Аксион» – «Замок». Ижевский мотозавод: люди и традиции, машины и приборы, 1933-2003 / Е. Ф. Шумилов. – Ижевск, 2003. – С. 31-54.
Еще имеющиеся, разного рода фотографии к статье –
рабочее место П.В.Можарова, за ним-стенд для обкатки мотоциклов(из статьи О.В.Курихина в журнале Техника-молодежи)
Журналист, писатель О.В.Курихин(1937-209 гг.), его книги о Можарове, статьи в журналах
еще фото самолета Проба, построенного П.В.Можаровым, Тамбовская губерния, 1914 г.
тот самый Иж-1 в мотомузее г. Ижевска. Куда же без этих милых советских ковриков.
дом дяди, И.П.Можарова, в Тамбове, где будучи молодым человеком часто бывал П.Можаров; ул. Носовская (нынешнее состояние). Между прочим кое-кто из двоюрных братьев Можаровых любил погонять на автомобиле Бенц, в сентябре 1913г. сшиб на мосту через р. Цна бедалагу-полицейского, и был привлечен к ответственности…
Андрей Мятиев, автор книги ,, История Советского Мотоцикла, Часть 1, 1924-1945,, со многими редкими фотографиями; создатель первого в стране музея велосипедов; на фоне фотографии с П.В.Можаровым
Серго Орджоникидзе с участницами женского мотопробега Ижевск-Москва, начавшегося 24 июля 1936 г., второй слева директор Ижевского мотозавода с 4.11.1932 г. Иван Иванович Чекмарев (годы жизни 1896-1967 г).
И кстати сказать Григорий Константинович (Серго) то же из дворян, и всю жизнь революционер- партийный руководитель, однако жизнь его оборвалась так же трагически, через полгода…
в Ижевске на детском садике можно встретить и такие таблички…(детсад №9, ул. Красноармейская)
Без слов…
улица имени П.В.Можарова в Ижевске (слева имеется и переулок имени П.В.); извините, строимся…
Байкеры Ижевска (Олег и Игорь Чупины, Костя Твердохлеб) мотопробег Ижевск-Тамбовская область, в честь 125-летия В.П.Можарова и 80-летия мотоциклов Иж; на трех Ижах; на родине инженера, в с.Саюкино, Тамбовской области, установили мемориальную табличку, лето 2013г.
Байкеры Ижевска с мотопробегом в честь 125-летия В.П.Можарова, на его родине, с.Саюкино, Тамбовской области, лето 2013г. на ИЖ-350, Иж-56 и Иж-Юпитер 5; молодое поколение теперь будет помнить и гордится своим знаменитым земляком!
В конце-концов для чего все это затевалось? Наверное в том числе и для этого — Ижевский мотозавод, 10.07.1960 г. выпущен миллионный мотоцикл Иж! (Иж-56). Начиная в 1946 г. с Иж-350 и заканчивая Иж-Юпитер-5, на 1.01.1986 г., – выпущено 6.930.015 мотоциклов ( еще данные – за 60 лет – около 12 миллионов мотов).
В 2008 году выпуск мототехники свернули в связи с долгами участвовавших в сборке предприятий и общей нерентабельностью выпуска.
P.S.И вот последние отрадные новости — « Как сообщает ижевский новостной портал Izhlife, уже в конце февраля 2014 года представители Удмуртии отправятся в Китай, где встретятся с представителями промышленных предприятий. В частности делегация Приволжского федерального округа посетит город Чунцин. В одноименной китайской провинции располагается ряд крупных промышленных предприятий, в том числе подразделение известного китайского автогиганта «LIFAN Motors».В Ижевске есть давние традиции мотопроизводства и до сих пор сохранены кадры и научно-технический потенциал. Поэтому одна из идей, которую хотят предложить китайской стороне, — возрождение в Ижевске производства мототехники. Правительство Удмуртии видит на первом этапе возможность создания небольшого сборочного предприятия площадью до 4000 кв. м с перспективами расширения за счет выпуска не только мотоциклов, но и других видов техники для частного и промышленного использования».
- vasteed
- Василий
- 2 марта 2014 в 13:18
- 3
- +21
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
зря иронизируете, про начало мотостроения уже упоминалось, не на первых местах были,-но и не на последних.Да, заимствовали, но это кстати обычная практика всех времен и мотозаводов.В 50-60 гг.в мотогонках занимали призовые места, да и собственные разработки тех времен были не самые слабые.Так что традиции есть(и мото и кстати-авто), и давние, а вот как ими дальше распорядились-все знают, писать здесь не буду.Просто надо знать свою историю, лучшую ее часть, и множество людей, о которых надо знать; а то многие знают как зовут Хонду или Ямаху, а про Карзинкина, Иерусалимского, Бекмана и Можарова-по нулям.А знаете как чуть не пропал мотомузей в Ижевске? Так ведь и будем топтаться на месте…
точно, сами и ответили на вопрос, какие там мото и авто.,-надо ракеты и подлодки строить, а тут-лисапеды! Смехота! Не, ракеты то же нужны, и кстати Ижмото-это концерн Калашников, Ирбит М-72 полувоенный мотоцикл. Но как-то не умеем мы хозяйствовать, недосоциализм, недокапитализм… Просто раньше более как-то зависело от конкретного человека похоже, и если бы им не мешали…
здесь был ататат
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (19)
RSS свернуть / развернуть