Блог им. BarSuK_TDM → Решение проблемы с отвинчиванием болта крепления суппорта
Пришлось мне тут заниматься решением небольшой технической проблемы, вот решил поделиться опытом, наверняка не только у меня были подобные неприятности.
Суть проблемы — полетело гнездо под шестигранный ключ в болте крепления переднего суппорта, после чего задача его отвинчивания стала весьма нетривиальной.
На рисунке видна частично выступающая коническая головка такого болта.
Если кому интересно решение подобной проблемы то читайте дальше.
Захотел я снять переднее колесо, а для этого надо снять передние суппорты (в моем случае это NISSIN), и, пришла беда откуда не ждали – болты крепления суппортов оказались нереально сильно затянуты, а может еще и закисли.
Приведу еще один рисунок для пояснения взаимного расположения деталей.
Всего там 4 болта, по два на суппорт, так вот три я открутил, а четвертый не смог.
При попытке его открутить полетело гнездо размера 8 под шестигранный ключ и ключ стал проворачиваться в головке болта.
Я когда эти болты вывинчивал использовал рычаг-удлинитель трубу длиной 30см и давил на нее очень прилично. Не знаю сколько там было ньюменов, но с такой силой обычно затянуты оси колес. Три болта так вывернул, а в четвертом сорвал грани в гнезде головки.
Был еще один ньюанс, шестигранный ключ слегка люфтил в гнезде, но я к сожалению не придал этому значения. Потом уже взял ключ на 9 мм, слегка его сточил на 8 + чуть-чуть и он сел плотно, но в сорваном гнезде и такой ключ проворачивался.
Проблема еще осложнялась тем, что глубина гнезда под шестигранник была небольшой – около 5 мм.
После небольшого обдумывания путей решения проблемы в голову пришла только одна идея – вставить в головку ключа небольшой обрезок шестигранника, прихватить его к головке электросваркой и попробовать вывинтить за этот отрезок.
Но сначала я решил посоветоваться с народом и закинул вопрос на мотофорум.
Поступили следующие предложения:
А) Сделать болгаркой с тонким диском пропил по середине головки болта и попробовать открутить его мощной широкой отвертки.
Б) Вбить в головку торкс (головка с шестигранной звездочкой) чуть большего размера и потом уже за него вывинтить болт. Не поможет, попробовать аналогично использовать головку с 12-и гранной звездочкой.
В) Высверлить головку болта, снять суппорт, а потом за оставшуюся выступающую часть болта как-нибудь этот болт вывинтить, например, сделав из нее болгаркой квадрат или приварив к ней гайку.
Г) Использовать экстракторы (конические сверла с крупной левой резьбой).
Е) Мой вариант с наваркой обрезка шестигранника в головку болта. Замечу сразу, что народу он не понравился, так как головка болта выступает незначительно и при наварке на нее чего-либо можно перегреть суппорт и, как следствие, пережечь манжеты тормозных цилиндров.
Проблему закрыл следующей последовательностью действий.
От попытки использования варианта А я отказался, так как силу к головке болта надо было приложить слишком большую для плоской отвертки. Либо, при широкой и глубокой прорези, развалилась бы головка, либо лезвие отвертки приняло было S-образную форму без решения проблемы.
Вариант Г требовал покупки хороших экстракторов и дополнительного углубления гнезда, а народ на форуме предупреждал, что можно нарваться на некачественные экстракторы китайского производства.
Сначала решил попробовать варианты Б и В.
Купил комплект торксов, стал пытаться их применить.
Торкс Т50 оказался маловат, и в гнезде от шестигранника он прокручивался без сопротивления.
Торкс Т55 был слишком велик, загнать его в это гнездо без рассверливания оного оказалось невозможно, а рассверлить гнездо было сложно, так как головка болта конусная, сужается кверху и стенки в ее верхней части были тонковаты. Да и сверла нужного диаметра под рукой не оказалось.
Тогдая стал сверлить отверстие вглубь болта, уже не в головку, а в стержень, думаю или вобью торкс Т50 (ремонт по варианту Б) или отлетит головка, тогда можно будет снять суппорт и на выступающий обломок болта наварить гайку (вариант В).
Сначала использовал сверло 7.5 мм — торкс вбивался плохо.
Применил сверло 8 мм, после нескольких попыток торкс засел крепко и, используя его, я отвернул болт.
Отверстие под торкс прошло в стержень болта, но головка болта от стержня не отлетела.
Таким образом удалось обойтись без сварки.
В качестве профилактики от подобных ситуаций рекомендую всем в случае сильно затянутых соединений использовать только шестигранные ключи плотно садящиеся в гнездо. При необходимости такие ключи можно изготовить из ключей большего размера подточив грани болгаркой.
Суть проблемы — полетело гнездо под шестигранный ключ в болте крепления переднего суппорта, после чего задача его отвинчивания стала весьма нетривиальной.
На рисунке видна частично выступающая коническая головка такого болта.
Если кому интересно решение подобной проблемы то читайте дальше.
Захотел я снять переднее колесо, а для этого надо снять передние суппорты (в моем случае это NISSIN), и, пришла беда откуда не ждали – болты крепления суппортов оказались нереально сильно затянуты, а может еще и закисли.
Приведу еще один рисунок для пояснения взаимного расположения деталей.
Всего там 4 болта, по два на суппорт, так вот три я открутил, а четвертый не смог.
При попытке его открутить полетело гнездо размера 8 под шестигранный ключ и ключ стал проворачиваться в головке болта.
Я когда эти болты вывинчивал использовал рычаг-удлинитель трубу длиной 30см и давил на нее очень прилично. Не знаю сколько там было ньюменов, но с такой силой обычно затянуты оси колес. Три болта так вывернул, а в четвертом сорвал грани в гнезде головки.
Был еще один ньюанс, шестигранный ключ слегка люфтил в гнезде, но я к сожалению не придал этому значения. Потом уже взял ключ на 9 мм, слегка его сточил на 8 + чуть-чуть и он сел плотно, но в сорваном гнезде и такой ключ проворачивался.
Проблема еще осложнялась тем, что глубина гнезда под шестигранник была небольшой – около 5 мм.
После небольшого обдумывания путей решения проблемы в голову пришла только одна идея – вставить в головку ключа небольшой обрезок шестигранника, прихватить его к головке электросваркой и попробовать вывинтить за этот отрезок.
Но сначала я решил посоветоваться с народом и закинул вопрос на мотофорум.
Поступили следующие предложения:
А) Сделать болгаркой с тонким диском пропил по середине головки болта и попробовать открутить его мощной широкой отвертки.
Б) Вбить в головку торкс (головка с шестигранной звездочкой) чуть большего размера и потом уже за него вывинтить болт. Не поможет, попробовать аналогично использовать головку с 12-и гранной звездочкой.
В) Высверлить головку болта, снять суппорт, а потом за оставшуюся выступающую часть болта как-нибудь этот болт вывинтить, например, сделав из нее болгаркой квадрат или приварив к ней гайку.
Г) Использовать экстракторы (конические сверла с крупной левой резьбой).
Е) Мой вариант с наваркой обрезка шестигранника в головку болта. Замечу сразу, что народу он не понравился, так как головка болта выступает незначительно и при наварке на нее чего-либо можно перегреть суппорт и, как следствие, пережечь манжеты тормозных цилиндров.
Проблему закрыл следующей последовательностью действий.
От попытки использования варианта А я отказался, так как силу к головке болта надо было приложить слишком большую для плоской отвертки. Либо, при широкой и глубокой прорези, развалилась бы головка, либо лезвие отвертки приняло было S-образную форму без решения проблемы.
Вариант Г требовал покупки хороших экстракторов и дополнительного углубления гнезда, а народ на форуме предупреждал, что можно нарваться на некачественные экстракторы китайского производства.
Сначала решил попробовать варианты Б и В.
Купил комплект торксов, стал пытаться их применить.
Торкс Т50 оказался маловат, и в гнезде от шестигранника он прокручивался без сопротивления.
Торкс Т55 был слишком велик, загнать его в это гнездо без рассверливания оного оказалось невозможно, а рассверлить гнездо было сложно, так как головка болта конусная, сужается кверху и стенки в ее верхней части были тонковаты. Да и сверла нужного диаметра под рукой не оказалось.
Тогдая стал сверлить отверстие вглубь болта, уже не в головку, а в стержень, думаю или вобью торкс Т50 (ремонт по варианту Б) или отлетит головка, тогда можно будет снять суппорт и на выступающий обломок болта наварить гайку (вариант В).
Сначала использовал сверло 7.5 мм — торкс вбивался плохо.
Применил сверло 8 мм, после нескольких попыток торкс засел крепко и, используя его, я отвернул болт.
Отверстие под торкс прошло в стержень болта, но головка болта от стержня не отлетела.
Таким образом удалось обойтись без сварки.
В качестве профилактики от подобных ситуаций рекомендую всем в случае сильно затянутых соединений использовать только шестигранные ключи плотно садящиеся в гнездо. При необходимости такие ключи можно изготовить из ключей большего размера подточив грани болгаркой.
- BarSuK_TDM
- Сергей
- 13 января 2014 в 9:42
- 9
- +31
- BarSuK_TDM
- 13 января 2014 в 10:31
- ↑
- ↓
И бил и нагревал, но не особо сильно, передние суппорта там довольно ажурные.
И ВД-шкой пытался смачивать — не помогло.
И ВД-шкой пытался смачивать — не помогло.
- BarSuK_TDM
- 13 января 2014 в 10:41
- ↑
- ↓
По мануалу болт крепления переднего суппорта должен быть затянут на 35 нм.
Front brake caliper to fork — 35nm
Я для откручивания прикладывал усилие примерно в 2-2.5 раза большее.
Front brake caliper to fork — 35nm
Я для откручивания прикладывал усилие примерно в 2-2.5 раза большее.
- xcore78rus
- 14 января 2014 в 0:29
- ↑
- ↓
Согласно сервис-мануалу, этот болт чуть ли не одноразовый, т.к. на заводе на него наносится состав-фиксатор. Почему надо новый: болты тянутся. Почему нельзя старый без фиксатора резьбы: болты выкручиваются от вибрации. Почему нельзя закручивать на 80 то, чему положено 35, вы уже и сами знаете :)
Хорошего инструмента вам на будущее! Высверлить, кстати, было бы проще: бить по суппорту — вандализм.
Хорошего инструмента вам на будущее! Высверлить, кстати, было бы проще: бить по суппорту — вандализм.
- BarSuK_TDM
- 14 января 2014 в 9:14
- ↑
- ↓
Я бил не по суппорту, а по торцу вставленному в дополнительное отверстие в головке болта. Бил несильно с печалью в сердце :(
Сначала я даже пытался загнать торц без ударов, струбциной, но увы не получилось — соскальзывала.
Впрочем ударная нагрузка на суппорт при резком торможении на плохом асфальте наверняка сильней.
Сначала я даже пытался загнать торц без ударов, струбциной, но увы не получилось — соскальзывала.
Впрочем ударная нагрузка на суппорт при резком торможении на плохом асфальте наверняка сильней.
- BarSuK_TDM
- 13 января 2014 в 10:34
- ↑
- ↓
Я писал, что там во всех головках болтов был небольшой люфт, т.е. шестигранник входил до упора, но чуть побалтывался в гнезде.
- Programer23
- 13 января 2014 в 12:03
- ↓
Для такого говница у меня комплект шетстигранников, звездочек, экстракторов джонисвей гыгы 180рубрей счастье и набор сверл от 1мм.
здесь был ататат
- BarSuK_TDM
- 13 января 2014 в 13:07
- ↑
- ↓
Хорошо что такая проблема возникла дома в гараже.
А если бы в дальнобое потребовалось снять колесо, например для ремонта покрышки?
Совсем не факт, что в ближайшем шиномонтаже смогли бы решить такую проблему, т.е. сорвать гнездо в головке они конечно смогли бы, а вот что потом с таким болтом делать?
Лучше уж заранее иметь набор готовых ответов на подобные вопросы.
А если бы в дальнобое потребовалось снять колесо, например для ремонта покрышки?
Совсем не факт, что в ближайшем шиномонтаже смогли бы решить такую проблему, т.е. сорвать гнездо в головке они конечно смогли бы, а вот что потом с таким болтом делать?
Лучше уж заранее иметь набор готовых ответов на подобные вопросы.
- xcore78rus
- 14 января 2014 в 0:30
- ↑
- ↓
Там ударная техника, которая свернет болт за счет импульса, который вам руками не развить.
- BarSuK_TDM
- 14 января 2014 в 8:55
- ↑
- ↓
Если гнездо уже раздолбано, то импульс может скруглить его еще быстрее.
Кстати, в шиномонтаж в таких случаях приходится обращаться автомобильный, а там мотоспецифику могут и не знать, и опыта съема суппортов у них может не быть. Поэтому снимать колесо перед шиномантожом лучше самому, а то мне как-то простые ребята на автошиномонтаже поставили автомобильный подкат под трубы глушителя, и, как следствие, потом пришлось заваривать и править трубы.
Кстати, в шиномонтаж в таких случаях приходится обращаться автомобильный, а там мотоспецифику могут и не знать, и опыта съема суппортов у них может не быть. Поэтому снимать колесо перед шиномантожом лучше самому, а то мне как-то простые ребята на автошиномонтаже поставили автомобильный подкат под трубы глушителя, и, как следствие, потом пришлось заваривать и править трубы.
- borisovich
- 16 января 2014 в 13:00
- ↑
- ↓
В принципе, подход и разбор темы верный, но некоторые высказывания просто убивают:
опыта съема суппортов у них может не бытьНу да, все современные машины ж сейчас на барабанных тормозах ездят.
- BarSuK_TDM
- 16 января 2014 в 15:04
- ↑
- ↓
Обычные шиномонтажки в 999 случаях из 1000 имеют дело с автомобилями, а для снятия колеса с автомобиля суппорта снимать не надо. Да и часто работают на них не народные умельцы, а простые ребята из Средней Азии, натасканные на небольшой набор стандартных операций.
здесь был ататат
- borisovich
- 16 января 2014 в 13:01
- ↑
- ↓
Для этого надо было бы сделать пропил в шляпке болта. Болгарка отпадает сразу, а бормашина не у каждого есть под рукой.
- sergey78rus
- 13 января 2014 в 13:35
- ↓
Тут уже много посоветовали, скажу лишь, что откручивать затянутое лучше гайковертом (электро например), либо «рывком». Тогда шанс сорвать шлицы меньше.
- BarSuK_TDM
- 13 января 2014 в 15:04
- ↑
- ↓
С этим трудно не согласится, только на все случаи инструмента не напасешься.
Вот кстати, когда стал снимать колесо обнаружил, что нужен шестигранник на 22.
Я вообще не подозревал что такие существуют в мототеме.
В рядом расположенных магазинах такого не нашел пришлось сварить из двух болтов.
Вот кстати, когда стал снимать колесо обнаружил, что нужен шестигранник на 22.
Я вообще не подозревал что такие существуют в мототеме.
В рядом расположенных магазинах такого не нашел пришлось сварить из двух болтов.
- BarSuK_TDM
- 13 января 2014 в 15:33
- ↑
- ↓
Насчет ZX-6R не в курсе, а на ТДМ850 и на Триумфе Тайгере без снятия суппортов я колесо снять не могу.
Теоретически, если еще снять крыло, то наверно можно обойтись снятием одного суппорта, но я этот вариант не проверял.
И в любом случае проблема с отвинчиванием болта с головкой под внутренний шестиграннк всегда может возникнуть и лучше заранее знать как ее можно решить.
Теоретически, если еще снять крыло, то наверно можно обойтись снятием одного суппорта, но я этот вариант не проверял.
И в любом случае проблема с отвинчиванием болта с головкой под внутренний шестиграннк всегда может возникнуть и лучше заранее знать как ее можно решить.
как вариант допускаю что шестигранник был дюймовый (поправьте если я ошибаюсь, в английском варианте такой инструмент называют imperial), если использовал метрический инструмент не удивительно что болт не выдержал. Есть еще один способ, случайно наткнулся на просторах инета, в данном варианте использовался для гайки, но думаю что для болта суппорта он бы тоже подошел. Суть его заключается в том что бы использовать легкий молоток и керн.
- BarSuK_TDM
- 14 января 2014 в 9:06
- ↑
- ↓
Ситуация с гайкой гораздо проще — у нее есть грани в которые можно упереть керн. Глянь на первый рисунок, от головки болта выступает меньше половины и это гладкий цилиндр сужающийся в конус. Зацепится керном за такую верхушку болта абсолютно нереально.
Имели дело с такой же котовасией, слизали шестигранниками все грани, только потом залили WD-шкой и нагрели горелкой болты, только потом смогли открутить, но столкнулись с той проблемой что во первых резьба болта была уже в ужасном состоянии, грани слизанные, но до сих пор ездим, да и с WD-шкой надо быть осторожнее, потому как забрызгав ею болты, остаток данной жидкости стек на тормозной диск, и выехав в этот же день навернулись очень больно от того что «стандартная ситуация»-еду в город, водитель на автомобиле хотел проскочить передо мной и как всегда через двойную сплошную, а тормоза то только задние оказались в рабочем состоянии, передних просто не было, слава Богу, было принято кидать мотоцикл и эвакуироваться.По возвращению домой так и не поняла куда делись тормоза, проверили шланги, вдруг где то они с горелкой пересеклись… нифига… тормоза вроде есть, но и их как бы нет, только через несколько дней созвонилась со знакомым и рассказав ему ситуацию он объяснил что у него было то же самое из за попавшей WD на тормозной диск а уже позже и на колодки, пришлось еще и с это ерундой играться.Так вот ушла немного от темы..., вкручивая болты обратно я их намазала этой чудо смазкой и теперь при каждом откручивании идут без проблем.
- BarSuK_TDM
- 16 января 2014 в 15:11
- ↑
- ↓
Вот тут опять возникает вопрос: а как правильно потом закручивать такие болты, сажать их на локтайт или наоборот использовать подобное средство для упрощения откручивания этого болта в дальнейшем?
Я как-то наблюдал как после тяжелого секса с откручиванием болта с многократным нагревом и обстукиванием, механик при сборке перед закручиванием намазал его вроде какой-то графитной смазкой.
Я как-то наблюдал как после тяжелого секса с откручиванием болта с многократным нагревом и обстукиванием, механик при сборке перед закручиванием намазал его вроде какой-то графитной смазкой.
мы весть сезон пользуемся этой смазкой и болты и втулки все по смазывали, держится все хорошо(тьфу-тьфу) и откручивается без лишнего «секса».
У нас после нагревов и постоянного вбивания и выбивания 1-по слизывали грани;2-расслоилась резьба на болте, это я уже не говорю о том что и приходилось при замене колодок супорта менять потому что грани слизали, приваривались и все до Ж...., пришлось купить новые супорта, но как взяла эту смазку… не жалуюсь, взяла её у своего папы, он всю жизнь имеет дело с машинами и эта баночка у него вылетает со свистом, после увиденных им моих мучений, дал попробовать.теперь она у меня как палочка-выручалочка.
У нас после нагревов и постоянного вбивания и выбивания 1-по слизывали грани;2-расслоилась резьба на болте, это я уже не говорю о том что и приходилось при замене колодок супорта менять потому что грани слизали, приваривались и все до Ж...., пришлось купить новые супорта, но как взяла эту смазку… не жалуюсь, взяла её у своего папы, он всю жизнь имеет дело с машинами и эта баночка у него вылетает со свистом, после увиденных им моих мучений, дал попробовать.теперь она у меня как палочка-выручалочка.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (47)
RSS свернуть / развернуть