Блог им. Stas-DSV → Мотоцикл ИЖ-12 (моя работа)
Сегодня я хочу продолжить тему о мотоциклах ИЖ. Мой давний проект, реставрация которого растянулась почти на десять лет! Это мотоцикл ИЖ-12, 1941 года выпуска. Уникальность его в том, что было выпущено всего 49 таких мотоциклов, из которых осталось только ТРИ известных единицы, два остальных – это музейные экспонаты. Один находиться в Московском государственном политехническом музее, а второй в музее в городе Рига, и оба они не на ходу. Пойти в серию этому мотоциклу помешала война, а после войны дороговизна в производстве, поэтому был выбран путь внедрения двухтактной техники. Прототипом двигателя был английский мотор, а ходовая часть была позаимствована у немецкого мотоцикла DKW, из-за этого возникли некоторые трудности в управлении мотоциклом, такие как например педаль тормоза слева, а переключение КПП справа, причем переключаются передачи пошагово, т.е. щелчок вниз – первая, щелчок вверх – нейтральная, еще щелчок вверх – вторая, и последний щелчок вверх – третья, педаль переключения при этом не возвращается в среднее положение как на современных мотоциклах. Ступени между передачами практически не ощутимы, и можно легко не до включить или же наоборот перескочить нужную передачу. Но самое сложное для меня было осознать то, что педаль тормоза у меня под левой ногой, даже скорее под левой пяткой, и в первую же поездку это заставило меня сильно понервничать, когда нужно было остановиться. ) На мотоцикле установлены оригинальные покрышки клинчерного типа производства 40х годов, размерностью 26х3.25. Покрышки это не единственное что осталось с тех лет не тронутым. Водительское сидение обтянутое «родной» кожей. Одноцилиндровый четырехтактный двигатель воздушного охлаждения, с верхним расположением клапанов, рабочим объемом 348,4 см3, развивает мощность 13.5 л.с, этой мощности хватило что бы мотоцикл смог достичь отметки в 105 км\ч. Вес мотоцикла около 150 кг. Система смазки типа — «сухой картер». Забавно, но в расход топлива, а это 5.7л\100км, вписан и расход масла в количестве 0.2 литра на сотню! Напомню, я сейчас описываю характеристики 4Т мотоцикла… При первых пусках, двигатель сильно дымил из-за консервирующего масла в двигателе, но после нескольких поездок оно полностью выгорело в цилиндре и меня стали видеть окружающие люди когда я проезжал по улице. ))
Не удивительно что реставрация такого достаточно редкого мотоцикла сопровождается массой трудностей. Одна из которых выражалась в отсутствии меток на шестернях механизма ГРМ. Кстати одна из тех пяти шестерней, является приводом магнето, т.е. момент зажигания тоже не обозначен. В общем, книг нет, меток нет, так что выставлял я весь механизм руководствуясь лишь своим опытом и знаниями о работе ДВС… Зажигание от магнето объеденного в единый корпус с генератором который используется для 6 вольтового электрооборудования мотоцикла. КПП — трех ступенчатая, установлена в раме отдельным агрегатом. Сцепление многодисковое, сухого типа. Рама не имеет задней подвески, собранная из штампованных профилей, по сути это ходовая часть от мотоцикла-предшественника ИЖ-9. Передняя вилка параллелограммного типа. На данном мотоцикле нет привычных цировок, но есть водорастворимые деколи, по типу таких как используют в авиамоделизме. Для работы был приобретен единственный комплект, поэтому одна ошибка и клеить будет уже нечего… А допустить ошибку не так уж и сложно… Передержал ее в воде – отошла от бумаги! К тому же клеить ее нужно на сложную поверхность крыла и топливного бака. При этом сама деколь по структуре имеет что то общее с целлофановым пакетом, поэтому образование складок практически неизбежно. Еще одна конструктивная особенность, в фаре вместо спидометра установлен амперметр, а в случае серийного производства, спидометр планировалось разместить на руль.
Мотоцикл был не плох для своего времени, и очень жаль что он так и не пошел в серию. Быть может отечественный мотопром выглядел бы сегодня совсем иначе…
Не удивительно что реставрация такого достаточно редкого мотоцикла сопровождается массой трудностей. Одна из которых выражалась в отсутствии меток на шестернях механизма ГРМ. Кстати одна из тех пяти шестерней, является приводом магнето, т.е. момент зажигания тоже не обозначен. В общем, книг нет, меток нет, так что выставлял я весь механизм руководствуясь лишь своим опытом и знаниями о работе ДВС… Зажигание от магнето объеденного в единый корпус с генератором который используется для 6 вольтового электрооборудования мотоцикла. КПП — трех ступенчатая, установлена в раме отдельным агрегатом. Сцепление многодисковое, сухого типа. Рама не имеет задней подвески, собранная из штампованных профилей, по сути это ходовая часть от мотоцикла-предшественника ИЖ-9. Передняя вилка параллелограммного типа. На данном мотоцикле нет привычных цировок, но есть водорастворимые деколи, по типу таких как используют в авиамоделизме. Для работы был приобретен единственный комплект, поэтому одна ошибка и клеить будет уже нечего… А допустить ошибку не так уж и сложно… Передержал ее в воде – отошла от бумаги! К тому же клеить ее нужно на сложную поверхность крыла и топливного бака. При этом сама деколь по структуре имеет что то общее с целлофановым пакетом, поэтому образование складок практически неизбежно. Еще одна конструктивная особенность, в фаре вместо спидометра установлен амперметр, а в случае серийного производства, спидометр планировалось разместить на руль.
Мотоцикл был не плох для своего времени, и очень жаль что он так и не пошел в серию. Быть может отечественный мотопром выглядел бы сегодня совсем иначе…
- Stas-DSV
- Станислав Денисенко
- 28 февраля 2019 в 22:11
- 1
- +48
Десять лет, это с момента когда человек купил мотоцикл под реставрацию, и до момента когда этот мотоцикл поехал своим ходом. Практически все это время искали недостающие запчасти. Сама реставрация в чистовом процессе примерно год заняла, и до сих пор кое что из деталей еще заменяется… ) В основном это детали по экстерьеру.
А не сохранило фотографий до реставрации? Вообще реставрация таких редких малосерийных образцов это процесс крайне сложный, в первую очередь из-за отсутствия достоверной информации «а как было в оригинале». Конструкторская документация на них скорее всего утеряна в вихре 90-х, каких либо изображений осталось крайне мало.
Фотографий не сохранилось, да и было их там не много. В основном фотографировали когда мотоцикл прошел пескоструй и грунтовку. Информация в процессе реставрации имеет очень важную роль! Ее порой очень не хватает, как произошло с данным экземпляром, и дело не в 90х, ее практически не было изначально. Я выкладываю свои работы по мере возрастания (кубатура, марка и т.д.), если дойду до того поста в котором опишу мега редкий мотоцикл, то там вообще загадка века… )) Пожалуй тот мотоцикл самый сложный, трудоемкий и дорогой с которым мне приходилось работать за 16 лет… Но это все в перспективе.
Огонь! У нас в Ижевске в музее ещё один стоит :-)
Насколько я понял по сравнению конструкции Иж-7,8,9 и 12, на 12-ом перешли на ножное переключение весьма простым способом — просто приделали вместо ручного рычага педаль под ногу. Поэтому и такое странное переключение с правой стороны. А тормоз слева появился ещё на 9-ке (стоит такая в музее), хотя это весьма странно.
Насколько я понял по сравнению конструкции Иж-7,8,9 и 12, на 12-ом перешли на ножное переключение весьма простым способом — просто приделали вместо ручного рычага педаль под ногу. Поэтому и такое странное переключение с правой стороны. А тормоз слева появился ещё на 9-ке (стоит такая в музее), хотя это весьма странно.
На счет наличия ИЖ12 в музее Ижевска не слышал ничего, но знаю что в Московский политехнический музей мотоцикл подарил главный конструктор ИЖ. Тот ли это мотоцикл, или еще один не знаю… Компоновка когда педаль тормоза слева а КПП справа, встречается на английских мотоциклах. Взять к примеру BSA M20. Так же я работал с одним редким немцем у которого была точно такая же компоновка. Лучше бы они оставили ручное переключение передач и тормоз с правильной стороны… )
Ну вот прямо сейчас стоит на выставке в Нац. музее Иж-12 в Ижевске :-) Плюс должен стоять на заводе, где их делали (Аксион), там тоже есть музей, но туда только работников пускают.
Про английские мотоциклы да, это так. Насколько я знаю, такая компоновка там была аж до 70-х годов (видел Бонвиль из 60-х), а на Роял Энфилдах — до 90-х годов (тормоз слева, КПП — справа). Но здесь видно, что коробки с Иж-9 одинаковые, просто конструктора приделали ножной рычаг, дабы в ногу со временем, правда не ту ногу взяли :-)
Про английские мотоциклы да, это так. Насколько я знаю, такая компоновка там была аж до 70-х годов (видел Бонвиль из 60-х), а на Роял Энфилдах — до 90-х годов (тормоз слева, КПП — справа). Но здесь видно, что коробки с Иж-9 одинаковые, просто конструктора приделали ножной рычаг, дабы в ногу со временем, правда не ту ногу взяли :-)
- capitan_amer
- 1 марта 2019 в 9:27
- ↓
это оригинальная конструкция или копия какого-нибудь британца?
первый на ум приходит Матчлес
первый на ум приходит Матчлес
- capitan_amer
- 1 марта 2019 в 9:36
- ↓
Мотоцикл красивый до безобразия,
но с мотором такого типа 4т высоких характеристик не добъёшся, надо поднимать кубатуру до 500сс (и выше до 650)
2т мотор позволяет частично решить эту проблему
но с мотором такого типа 4т высоких характеристик не добъёшся, надо поднимать кубатуру до 500сс (и выше до 650)
2т мотор позволяет частично решить эту проблему
Спасибо, но я не владелец этой техники. Я занимаюсь реставрацией, этому я посвятил последние 16 лет. Думаю в связи с тем, что я планирую и далее публиковать свои работы, нужно будет написать об этом в графе «О себе»… Количество мотоциклов с которыми я уже работал, думаю за сотню давно перевалило. Уточню сразу, не все проекты я реставрировал от А до Я, просто это техника к которой я приложил свою руку. Я не считаю участие в реставрации автомобилей, изготовление различных ретро запчастей и т.д. )
Да это понятно, что не владелец.Это неважно.Важно то, что можешь оглянуться на жизнь и сказать: Это сделал я.Руками.Люди, умеющие сделать что-либо руками сейчас, к сожалению — большая редкость.Кстати, напиши пожалуйста на почту: [email protected] свой адрес.Хочу сувенир для гаража прислать).Пусть будет).
Это мне и нравиться в моей работе, когда прикасаешься к технике которая прошла сквозь время, когда ржавому металлу возвращаешь его первоначальный вид, а иногда и вовсе спасаешь от пресса, когда то что сделал ты находиться в музеях и частных коллекциях, где с этих мотоциклов пылинки сдувают, в общем чувство не передаваемое словами… Каждый экземпляр будь то мотоцикл, автомобиль или просто какая нибудь деталь которую мне пришлось изготовить — часть меня. И каждый проект — это новое приключение. Работающие руками есть, другое дело люди которые могут совмещать любовь к делу, интеллект и физический труд, вот этих да, не много… Так уж случилось, что в наше время никто не хочет вымазывать руки, а с приходом новых технологий, например 3d принтеров, работа выполненная руками будет еще более ценная чем раньше. Наверное сейчас не скромно получилось, но по факту так и есть. ) На счет сувенира, мне очень приятно и я это ценю, но между нами расстояние почти 10 000 км…
Ну, насчёт расстояния-это беда небольшая).К нам гости приезжали(своим ходом), из Чехии, Голландии, один персонаж был-уникальный, сам поляк, но живет в Испании, единственный в мире европеец с японским дипломом мастера бонсай(знаешь, наверное, это деревья маленькие).К учителю ехал, в Японию.Девочка из Белоруссии была осенью, ехала на Кунашир, мыс Край Света.Сейчас она в кругосветке.А ты говоришь,10.000км)).Бешеной собаке сто вёрст не крюк).Давай адрес).
С уважением, президент мотоклуба AMIGOS MGC SAKHALIN, С.Гайдученко
С уважением, президент мотоклуба AMIGOS MGC SAKHALIN, С.Гайдученко
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (33)
RSS свернуть / развернуть