Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. idnb → Обзор техники вождения Мирового Супербайка

Ездить быстрее, безопаснее или что мы можем извлечь, изучая лучших гонщиков SBK?



Задача райдера — достичь меньшего угла наклона в повороте. Это заметно потому, какие траектории используются и кто и как при этом свешивается. Всем известно, что чем выше байк, тем активнее можно работать с газом и тормозом, а чтобы добиться этого, требуется больше работы телом. Резина работает лучше, если на первых 10 кругах из 25, не утереть в конец рабочую поверхность. Так что, когда гонщики говорят о «сохранении резины», большая часть работы заключается в сохранении сцепных свойств, усерднее работая собой.

Мотогонки — это не только бумажные расчеты. Если бы все было так просто, все бы получали идеальные условия и рекорды круга, и первые места. Но несмотря на передовые технологии, человек все еще стоит во главе процесса, со своими особенностями как управления мотоциклом, так и в стиле вождения. Нижеследующие фотографии покажут лучших гонщиков Мирового Супербайка во время прохождения апекса и автор (инструктор школы чемпионского вождения Ямахи — далее текст будет от его лица) прокомментирует каждую.

Но сначала оговорюсь. Мы не можем ощущать, что именно происходит с каждым в этом повороте, мы не знаем атаковал ли он на входе и занят ловлей сцепления или медленно вохдил и сейчас уже откручивает ручку. Имея больше информации позволило бы дать более объективную оценку в описании.

С учетом вышесказанного, на мой взгляд, все гонщики сняты в момент, сразу после окончания торможения и плавно разгоняются, рисуя траекторию в длинном повороте. Гонщики еще не на выходе, там намного интереснее анализировать позицию тела в тот момент, где большинство будут искать лучшее сцепление, то, где обычные просто разгоняются, и то, и где одаренные будут блистать мастерством.

И да, это важно. В своей школе Yamaha Champions Riding School, мы учим райдеров постоянно корректировать положение тела на протяжении всего трека, результатом чего является разница между временем хорошего круга и его рекордом. Или разница между победой на изношенной резине или скольжение и потеря позиций. Или на улице, когда проходя поворот вы в последний момент замечаете пыль/песок/камушки на выбранной траектории. От тела зависит очень многое.

Я анализировал техники мировых гонщиков десятилетиями, по сути равно как и этих ребят. Также я непосредственно работал с гонщиками национального и мирового класса, кое-кто смог улучшить свои достижения, после пересмотра и корректировки их работы на треке.

Карлос Чека



Вы заметите аналогию в позиции зада у большинства гонщиков, примерно пол стопы с седла. Но посмотрите как Карлос прижал колено после входа в поворот. Такое обычно влечет разгрузку переда, было бы неплохо выставить колено и загрузить его. Что мне нравится на счет Чеки, что его голова ныряет в поворот больше всех остальных, если потребуется — он может сместить голову к центру, если зад начнет плыть. Этот момент очень важен при настройке трекшн-котроля: райдер, способный компенсировать угол наклона лучше, меньше зависит от работы трекшн-контроля, а это в свою очередь дает больше мощности. На мой взгляд, трекшн-контроль сделал некоторых райдеров более ленивыми в седле, но лучшие — все равно самые активные в нем.

Давиде Джулиано



Если бы Джулиано приехал в нашу школу, нам бы пришлось очень серьезно поработать над его верхней частью тела. Таз смещен хорошо, но центр тяжести (уровень груди и плеч) остается слишком высоко на мотоцикле, а это значит, что ему потребуется сильнее клонить, чтобы уравнять время круга со временем Чеки. Каждый раз когда я говорю «больший угол наклона», я говорю «больше риска». Джулиано больше рискует в том же радиусе. Но его положение верхней части тела не все портит — он продолжает ехать быстро. Но например, в разгар сезона в длинном, мокром повороте, он бы рисковал еще больше. Гонщики с таким стилем вождения нуждаются в более тонких настройках мотоцикла.

Юджин Лаверти



Я большой фанат стиля Юджина с одной оговоркой: Я бы поговорил с ним на предмет как он висит на ручках. Мы бы обсудили как лучше удерживать равновесие на одном месте с учетом внешней ноги и внутренней ступни. Было бы неплохо, если бы он сместил таз в седло на пару сантиметров, будучи лучше закрепленным на мотоцикле, тем самым ослабив давление рук для достижения одной цели: лучше чувствовать перед. После чего, предложил бы ему не выставлять так радикально голову, для лучшего выхода из поворота. Опять же, не чувствуя мот, я могу только догадываться, но мне нравится как он выглядит в седле в таком положении. Посмотрите как глубоко в седле сидят Лаверти и Чека — это хорошо тем, что у запястья хорошая геометрия и бензобак не давит на грудную клетку.

Якуб Смрж



Можно заметить как Якуб слегка смещается к бензобаку, точнее его верхняя часть (торс, голова) по сравнению с Лаверти, Чекой (и в МотоGP, Стоунером и Лоренцо к примеру). Если бы Смрж приехал к нам в гости, в первую очередь мы бы спустили его с бензобака сантиметров на пять, дав его груди больше пространства. Так бы он смог лучше контролировать свой центр тяжести будучи в седле. Мотоцикл бы в свою очередь легче проходил повороты, не под таким углом и резина работала бы дольше. Изменение его позы в седле сделало бы его менее зависимым от настроек. Ну и напоследок: гонщикам, которые наседают на бак сложнее отловить перед при входе в поворот на колене.

Леон Камье



Мне нравится. Камье — высокий парень и мне бы хотелось в качестве эксперимента посадить его глубже в седло на 3-4 см, чтобы посмотреть, будет ли он чувствовать себя комфортнее, пряча голову на выходе.
Внимательно посмотрите на его правое запястье и посмотрите насколько ровно оно идет к ручке газа. Райдеры, кто чувствует дискомфорт в правых поворотах (Леонов) всегда нуждаются в подобном упражнении, чтобы оторвать локоть от груди. Если бы Камье попросил у меня совет — я бы немного распустил его позу и попросил двигаться больше в процессе езды.

Марко Меландри



Такое ощущение, что он падает или ошибся на входе. Я бы попросил его сместить таз на пару сантиметров обратно в седло. Сейчас он настолько далеко с него слез, что руками ему приходится больше держать себя, чем чувствовать переднее колесо. Руки и запястья должне быть полностью расслаблены, особенно при входе в поворот. Это помогло бы немного расслабить торс и руки Марко, чтобы рука была на одной линии с клипоном, и я уверен, что это позволит ему тормозить позже, равно как и раньше ускоряться.

Макс Бьяджи



А сейчас мы затронем аспект вождения, которому не учат. С этого плана кажется, что центр тяжести Макса слишком высоко, но все же в центре мотоцикла. Я уверен, что Макс получил бы больше скорости, пересмотрев свою позу в седле. Помните, больше трекшн-контроля, меньше мощности и таким образом легко облениться, полагаясь на него. Но в данном аспекте Бьяджи или познал для себя суть или был рожден с таким принципом работы газом, развив комфортную для себя посадку. (У Макса есть всего 2 положения ручки газа, закрыта целиком, откручена до упора). Является ли такая поза идеальной? — На мой взгляд нет. Замедляет ли его это? — Нет.

Никколо Канепа



Мне нравится большинство действий Канепы, но сместись он чуть назад на пару сантиметров — этот пункт главный в моем списке. Видите как широко расставлены бедра? В процессе поворота, он мог бы сместить плечи внутрь, если бы не бедра, он бы чувствовал больше свободы в верхней части. Мне кажется, что таз слишком далеко от седла, а это всегда напрягает руки. Очень много гонщиков застывают в таком положении, тем самым усложняя себе задачу смены радиуса. Было бы весело, если бы можно было заставить Канепу двигаться больше, как мультяшный герой.

Том Сайкс



Я большой фанат Сайкса. Посмотрите на положение зада и под каким углом его бедра по отношению к траектории, особенно если сравнивать с Канепой и Джулиано. Тело не скованно и позволяет постоянно подстраивать верхнюю часть тела. Я представляю как он опускает голову в сторону и как мотоцикл начинает разгоняться выходя из поворота. Я бы попросил поэкспериментировать: чуточку вынес таз с седла примерно на 1-2 см и настроил бы его на более боевую смену положения торса, если того позволяют шины. Этому «бортмеханику» нужно дать больше настроек при работе с передвижным балластом в тот момент когда шины подистерлись.

Автор: Nick Ienatsch
Фотографии: DMT Imaging
Оригинал статьи здесь.
  • idnbidnb
  • Саша
  • 2 декабря 2012 в 14:41
  • 19
  • оценка: +41

Комментарии (34)

RSS свернуть / развернуть
+2
Yeti
  • Yeti
  • 2 декабря 2012 в 15:31
Спасибо за пояснения. Я бы эти тонкости не заметил!
+3
idnb
Просто читаю разно-всякое на предмет посадки, и чем больше читаю, тем больше становится ясно, что любые 2-3 сантиметра в седле могут сыграть свою роль.
+1
Allergen
у Сайкса еще и палец на курке тормоза в таком наклоне!
+1
VoodooMan
хоть я и очень далек от техники спортивного вождения, да и вообще вождения мотоцикла, но почитал с удовольствием. Спасибо за перевод статьи =)
здесь был ататат

0
VoodooMan
переведи лучше и продемонстрируй свое великолепное знание языка
+10
idnb
Некоторые вещи сложно перевести так, чтобы донести суть по-русски, я специально оставил ссылку на статью в оригинале. Как бы если есть мысли как перевести лучше — я готов разбирать все постранично в личке.
0
nmi
  • nmi
  • 2 декабря 2012 в 17:12
Понять не могу, посадка одних хороша, у других нет, однако все они быстрейшие пилоты мира.
Выходит есть что-то еще, что всех их объединяет.
+1
VoodooMan
умение обгонять, тактика гонки и т.д.
+3
idnb
Для себя выводы следующие — не сидеть на баке, не свешиваться слишком сильно, расслабить руки, учится чувствовать переднее колесо, голова не должна свисать слишком далеко в сторону, и как понял, втирать слайдер в асфальт — это больше для зрелищьности, чем для для безопасности.
+4
baRRmalini
самое важное Йенач (оч. уважаю этого автора/мотоциклиста/гонщика) написал в конце, о Сайксе. Положение пилота не должно быть скованным. Всегда должна быть свобода действий.
Такое положение позволяет постоянно подстраивать верхнюю часть тела
+1
idnb
Подправил, так литературнее)
0
CASTIRON
я думаю, не зря они каждый в своем положении. Хотябы потомучто у каждого свои особенности телосложения (может у одного, к примеру, шары меньше, а у другого стальные) — шучу конечно, но это не лишено смысла. Они ведь быстрейшые всетаки…
+1
baRRmalini
отличный пост — хорошая работа, спасибо @ idnb
+1
zrotes
они молоцы
а наши расуждения об их правельности пилотировании больше похожи на советы нейрохирургу при проведении опирации на мозге
+1
milkman
idnb, очень много очепяток, но самое худшее — это слово «буд-то». Пожалуйста, проверяй текст поста, а то выглядит неопрятно.
За сам пост спасибо, прочитал с интересом.
+1
idnb
Понял, исправлюсь, заменю, завтра будет.
+1
Expert
Хороший и интересный пост! Сам фанат SBK, и почитать такие тонкости и наблюдения очень интересно!
+1
Arzakon
Ёперный театр, я знал, что всё тонко, но не думал, что настолько!
0
Aspid
  • Aspid
  • 2 декабря 2012 в 22:38
гонщикам, которые наседают на бак сложнее отловить перед при входе в поворот на колене.
О чем речь? Зачем «отлавливать перед»? ;)
+1
BrioVerve
вероятно, речь о контроле переднего колеса и, следовательно, траектории поворота. Это выражение часто встречается в «технике вождения мотоцикла» Кейта Кода.
0
CASTIRON
Отличные книги к стати! Всем рекомендую к прочтению!
0
baRRmalini
О чем речь? Зачем «отлавливать перед»? ;)
у тебя никогда на входах/прохождениях/выходах в/из поворотов не рыскает/рыскало переднее колесо?
+1
Aspid
нет, у меня подвеска настроена ничего не рыскает, как по рельсам
0
baRRmalini
как по рельсам
ты либо темой ошибся, либо я ошибаюсь и ты мега-крут в настройках подвесок и тебе просто необходимо зайти в этот пост и написать на ютубе пилоту, что его механики ни фига не умеют их (подвески) настраивать.
0
Aspid
мне настраивал подвеску профессионал, самому лучше не лезть, толку не будет
+1
Pans
)) у тебя не рыскает так как ты не едешь на пределе!!! как эти ребята ))) Ну и инженеры точно знают гораздо больше чем мы )))
+1
Aspid
естетсвенно как эти ребята я не еду, не умею и не надо мне
а на моем уровне все прекрасно работает в подвеске и тревожных звоночков нет, как-то так
здесь был ататат

+1
Shake777
Давно было известно, что у каждого райдера своя техника прохождения поворота… Идеальной не бывает.
Но надо еще и учитывать развесовку мотоцикла, тут она не описана в статьях, да и думаю инженеры тоже не станут её выкладывать.
Так что, чтобы улучшать свои показатели надо еще и изучать физику движения и всё, что с этим связано и как все это влияет на ваше вождение. Когда вы будете осозновать, откуда что идет и почему все так происходит, вы будете удивлены вашим временем на треке)
0
galantik
С огромным удовольствием прочитал по два раза о каждом. Такие тонкости только профи может заметить. Много интересного открыл для себя.
+1
trip
  • trip
  • 3 декабря 2012 в 9:59
У Йенача отличная книга, и теория правильная, но как уже многие заметили, ребята в основном профи, и многие наверняка не просто так выбрали свою технику свешивания,
0
PSPanama
Замечательно! Но не стоит забывать как мы любим говорить :
— У меня левая рука сильней правой
— А у меня правый поворот получается а в левом нога не слушается...
и т.п.
Думаю многое зависит еще от анатомии человека, для всех давно не секрет что наши конечности не совсем одинаковы(как нам кажется), и про яйца здесь было сказано в тему.)
0
Ambrosov
Очень интересный пост.
Нет предела совершенству, поэтому порой полезно посмотреть на себя со стороны и послушать советы мудрых людей.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. idnb, Обзор техники вождения Мирового Супербайка