Блог им. idnb → Обзор техники вождения Мирового Супербайка
Ездить быстрее, безопаснее или что мы можем извлечь, изучая лучших гонщиков SBK?
Задача райдера — достичь меньшего угла наклона в повороте. Это заметно потому, какие траектории используются и кто и как при этом свешивается. Всем известно, что чем выше байк, тем активнее можно работать с газом и тормозом, а чтобы добиться этого, требуется больше работы телом. Резина работает лучше, если на первых 10 кругах из 25, не утереть в конец рабочую поверхность. Так что, когда гонщики говорят о «сохранении резины», большая часть работы заключается в сохранении сцепных свойств, усерднее работая собой.
Мотогонки — это не только бумажные расчеты. Если бы все было так просто, все бы получали идеальные условия и рекорды круга, и первые места. Но несмотря на передовые технологии, человек все еще стоит во главе процесса, со своими особенностями как управления мотоциклом, так и в стиле вождения. Нижеследующие фотографии покажут лучших гонщиков Мирового Супербайка во время прохождения апекса и автор (инструктор школы чемпионского вождения Ямахи — далее текст будет от его лица) прокомментирует каждую.
Но сначала оговорюсь. Мы не можем ощущать, что именно происходит с каждым в этом повороте, мы не знаем атаковал ли он на входе и занят ловлей сцепления или медленно вохдил и сейчас уже откручивает ручку. Имея больше информации позволило бы дать более объективную оценку в описании.
С учетом вышесказанного, на мой взгляд, все гонщики сняты в момент, сразу после окончания торможения и плавно разгоняются, рисуя траекторию в длинном повороте. Гонщики еще не на выходе, там намного интереснее анализировать позицию тела в тот момент, где большинство будут искать лучшее сцепление, то, где обычные просто разгоняются, и то, и где одаренные будут блистать мастерством.
И да, это важно. В своей школе Yamaha Champions Riding School, мы учим райдеров постоянно корректировать положение тела на протяжении всего трека, результатом чего является разница между временем хорошего круга и его рекордом. Или разница между победой на изношенной резине или скольжение и потеря позиций. Или на улице, когда проходя поворот вы в последний момент замечаете пыль/песок/камушки на выбранной траектории. От тела зависит очень многое.
Я анализировал техники мировых гонщиков десятилетиями, по сути равно как и этих ребят. Также я непосредственно работал с гонщиками национального и мирового класса, кое-кто смог улучшить свои достижения, после пересмотра и корректировки их работы на треке.
Вы заметите аналогию в позиции зада у большинства гонщиков, примерно пол стопы с седла. Но посмотрите как Карлос прижал колено после входа в поворот. Такое обычно влечет разгрузку переда, было бы неплохо выставить колено и загрузить его. Что мне нравится на счет Чеки, что его голова ныряет в поворот больше всех остальных, если потребуется — он может сместить голову к центру, если зад начнет плыть. Этот момент очень важен при настройке трекшн-котроля: райдер, способный компенсировать угол наклона лучше, меньше зависит от работы трекшн-контроля, а это в свою очередь дает больше мощности. На мой взгляд, трекшн-контроль сделал некоторых райдеров более ленивыми в седле, но лучшие — все равно самые активные в нем.
Если бы Джулиано приехал в нашу школу, нам бы пришлось очень серьезно поработать над его верхней частью тела. Таз смещен хорошо, но центр тяжести (уровень груди и плеч) остается слишком высоко на мотоцикле, а это значит, что ему потребуется сильнее клонить, чтобы уравнять время круга со временем Чеки. Каждый раз когда я говорю «больший угол наклона», я говорю «больше риска». Джулиано больше рискует в том же радиусе. Но его положение верхней части тела не все портит — он продолжает ехать быстро. Но например, в разгар сезона в длинном, мокром повороте, он бы рисковал еще больше. Гонщики с таким стилем вождения нуждаются в более тонких настройках мотоцикла.
Я большой фанат стиля Юджина с одной оговоркой: Я бы поговорил с ним на предмет как он висит на ручках. Мы бы обсудили как лучше удерживать равновесие на одном месте с учетом внешней ноги и внутренней ступни. Было бы неплохо, если бы он сместил таз в седло на пару сантиметров, будучи лучше закрепленным на мотоцикле, тем самым ослабив давление рук для достижения одной цели: лучше чувствовать перед. После чего, предложил бы ему не выставлять так радикально голову, для лучшего выхода из поворота. Опять же, не чувствуя мот, я могу только догадываться, но мне нравится как он выглядит в седле в таком положении. Посмотрите как глубоко в седле сидят Лаверти и Чека — это хорошо тем, что у запястья хорошая геометрия и бензобак не давит на грудную клетку.
Можно заметить как Якуб слегка смещается к бензобаку, точнее его верхняя часть (торс, голова) по сравнению с Лаверти, Чекой (и в МотоGP, Стоунером и Лоренцо к примеру). Если бы Смрж приехал к нам в гости, в первую очередь мы бы спустили его с бензобака сантиметров на пять, дав его груди больше пространства. Так бы он смог лучше контролировать свой центр тяжести будучи в седле. Мотоцикл бы в свою очередь легче проходил повороты, не под таким углом и резина работала бы дольше. Изменение его позы в седле сделало бы его менее зависимым от настроек. Ну и напоследок: гонщикам, которые наседают на бак сложнее отловить перед при входе в поворот на колене.
Мне нравится. Камье — высокий парень и мне бы хотелось в качестве эксперимента посадить его глубже в седло на 3-4 см, чтобы посмотреть, будет ли он чувствовать себя комфортнее, пряча голову на выходе.
Внимательно посмотрите на его правое запястье и посмотрите насколько ровно оно идет к ручке газа. Райдеры, кто чувствует дискомфорт в правых поворотах (Леонов) всегда нуждаются в подобном упражнении, чтобы оторвать локоть от груди. Если бы Камье попросил у меня совет — я бы немного распустил его позу и попросил двигаться больше в процессе езды.
Такое ощущение, что он падает или ошибся на входе. Я бы попросил его сместить таз на пару сантиметров обратно в седло. Сейчас он настолько далеко с него слез, что руками ему приходится больше держать себя, чем чувствовать переднее колесо. Руки и запястья должне быть полностью расслаблены, особенно при входе в поворот. Это помогло бы немного расслабить торс и руки Марко, чтобы рука была на одной линии с клипоном, и я уверен, что это позволит ему тормозить позже, равно как и раньше ускоряться.
А сейчас мы затронем аспект вождения, которому не учат. С этого плана кажется, что центр тяжести Макса слишком высоко, но все же в центре мотоцикла. Я уверен, что Макс получил бы больше скорости, пересмотрев свою позу в седле. Помните, больше трекшн-контроля, меньше мощности и таким образом легко облениться, полагаясь на него. Но в данном аспекте Бьяджи или познал для себя суть или был рожден с таким принципом работы газом, развив комфортную для себя посадку. (У Макса есть всего 2 положения ручки газа, закрыта целиком, откручена до упора). Является ли такая поза идеальной? — На мой взгляд нет. Замедляет ли его это? — Нет.
Мне нравится большинство действий Канепы, но сместись он чуть назад на пару сантиметров — этот пункт главный в моем списке. Видите как широко расставлены бедра? В процессе поворота, он мог бы сместить плечи внутрь, если бы не бедра, он бы чувствовал больше свободы в верхней части. Мне кажется, что таз слишком далеко от седла, а это всегда напрягает руки. Очень много гонщиков застывают в таком положении, тем самым усложняя себе задачу смены радиуса. Было бы весело, если бы можно было заставить Канепу двигаться больше, как мультяшный герой.
Я большой фанат Сайкса. Посмотрите на положение зада и под каким углом его бедра по отношению к траектории, особенно если сравнивать с Канепой и Джулиано. Тело не скованно и позволяет постоянно подстраивать верхнюю часть тела. Я представляю как он опускает голову в сторону и как мотоцикл начинает разгоняться выходя из поворота. Я бы попросил поэкспериментировать: чуточку вынес таз с седла примерно на 1-2 см и настроил бы его на более боевую смену положения торса, если того позволяют шины. Этому «бортмеханику» нужно дать больше настроек при работе с передвижным балластом в тот момент когда шины подистерлись.
Автор: Nick Ienatsch
Фотографии: DMT Imaging
Оригинал статьи здесь.
Задача райдера — достичь меньшего угла наклона в повороте. Это заметно потому, какие траектории используются и кто и как при этом свешивается. Всем известно, что чем выше байк, тем активнее можно работать с газом и тормозом, а чтобы добиться этого, требуется больше работы телом. Резина работает лучше, если на первых 10 кругах из 25, не утереть в конец рабочую поверхность. Так что, когда гонщики говорят о «сохранении резины», большая часть работы заключается в сохранении сцепных свойств, усерднее работая собой.
Мотогонки — это не только бумажные расчеты. Если бы все было так просто, все бы получали идеальные условия и рекорды круга, и первые места. Но несмотря на передовые технологии, человек все еще стоит во главе процесса, со своими особенностями как управления мотоциклом, так и в стиле вождения. Нижеследующие фотографии покажут лучших гонщиков Мирового Супербайка во время прохождения апекса и автор (инструктор школы чемпионского вождения Ямахи — далее текст будет от его лица) прокомментирует каждую.
Но сначала оговорюсь. Мы не можем ощущать, что именно происходит с каждым в этом повороте, мы не знаем атаковал ли он на входе и занят ловлей сцепления или медленно вохдил и сейчас уже откручивает ручку. Имея больше информации позволило бы дать более объективную оценку в описании.
С учетом вышесказанного, на мой взгляд, все гонщики сняты в момент, сразу после окончания торможения и плавно разгоняются, рисуя траекторию в длинном повороте. Гонщики еще не на выходе, там намного интереснее анализировать позицию тела в тот момент, где большинство будут искать лучшее сцепление, то, где обычные просто разгоняются, и то, и где одаренные будут блистать мастерством.
И да, это важно. В своей школе Yamaha Champions Riding School, мы учим райдеров постоянно корректировать положение тела на протяжении всего трека, результатом чего является разница между временем хорошего круга и его рекордом. Или разница между победой на изношенной резине или скольжение и потеря позиций. Или на улице, когда проходя поворот вы в последний момент замечаете пыль/песок/камушки на выбранной траектории. От тела зависит очень многое.
Я анализировал техники мировых гонщиков десятилетиями, по сути равно как и этих ребят. Также я непосредственно работал с гонщиками национального и мирового класса, кое-кто смог улучшить свои достижения, после пересмотра и корректировки их работы на треке.
Карлос Чека
Вы заметите аналогию в позиции зада у большинства гонщиков, примерно пол стопы с седла. Но посмотрите как Карлос прижал колено после входа в поворот. Такое обычно влечет разгрузку переда, было бы неплохо выставить колено и загрузить его. Что мне нравится на счет Чеки, что его голова ныряет в поворот больше всех остальных, если потребуется — он может сместить голову к центру, если зад начнет плыть. Этот момент очень важен при настройке трекшн-котроля: райдер, способный компенсировать угол наклона лучше, меньше зависит от работы трекшн-контроля, а это в свою очередь дает больше мощности. На мой взгляд, трекшн-контроль сделал некоторых райдеров более ленивыми в седле, но лучшие — все равно самые активные в нем.
Давиде Джулиано
Если бы Джулиано приехал в нашу школу, нам бы пришлось очень серьезно поработать над его верхней частью тела. Таз смещен хорошо, но центр тяжести (уровень груди и плеч) остается слишком высоко на мотоцикле, а это значит, что ему потребуется сильнее клонить, чтобы уравнять время круга со временем Чеки. Каждый раз когда я говорю «больший угол наклона», я говорю «больше риска». Джулиано больше рискует в том же радиусе. Но его положение верхней части тела не все портит — он продолжает ехать быстро. Но например, в разгар сезона в длинном, мокром повороте, он бы рисковал еще больше. Гонщики с таким стилем вождения нуждаются в более тонких настройках мотоцикла.
Юджин Лаверти
Я большой фанат стиля Юджина с одной оговоркой: Я бы поговорил с ним на предмет как он висит на ручках. Мы бы обсудили как лучше удерживать равновесие на одном месте с учетом внешней ноги и внутренней ступни. Было бы неплохо, если бы он сместил таз в седло на пару сантиметров, будучи лучше закрепленным на мотоцикле, тем самым ослабив давление рук для достижения одной цели: лучше чувствовать перед. После чего, предложил бы ему не выставлять так радикально голову, для лучшего выхода из поворота. Опять же, не чувствуя мот, я могу только догадываться, но мне нравится как он выглядит в седле в таком положении. Посмотрите как глубоко в седле сидят Лаверти и Чека — это хорошо тем, что у запястья хорошая геометрия и бензобак не давит на грудную клетку.
Якуб Смрж
Можно заметить как Якуб слегка смещается к бензобаку, точнее его верхняя часть (торс, голова) по сравнению с Лаверти, Чекой (и в МотоGP, Стоунером и Лоренцо к примеру). Если бы Смрж приехал к нам в гости, в первую очередь мы бы спустили его с бензобака сантиметров на пять, дав его груди больше пространства. Так бы он смог лучше контролировать свой центр тяжести будучи в седле. Мотоцикл бы в свою очередь легче проходил повороты, не под таким углом и резина работала бы дольше. Изменение его позы в седле сделало бы его менее зависимым от настроек. Ну и напоследок: гонщикам, которые наседают на бак сложнее отловить перед при входе в поворот на колене.
Леон Камье
Мне нравится. Камье — высокий парень и мне бы хотелось в качестве эксперимента посадить его глубже в седло на 3-4 см, чтобы посмотреть, будет ли он чувствовать себя комфортнее, пряча голову на выходе.
Внимательно посмотрите на его правое запястье и посмотрите насколько ровно оно идет к ручке газа. Райдеры, кто чувствует дискомфорт в правых поворотах (Леонов) всегда нуждаются в подобном упражнении, чтобы оторвать локоть от груди. Если бы Камье попросил у меня совет — я бы немного распустил его позу и попросил двигаться больше в процессе езды.
Марко Меландри
Такое ощущение, что он падает или ошибся на входе. Я бы попросил его сместить таз на пару сантиметров обратно в седло. Сейчас он настолько далеко с него слез, что руками ему приходится больше держать себя, чем чувствовать переднее колесо. Руки и запястья должне быть полностью расслаблены, особенно при входе в поворот. Это помогло бы немного расслабить торс и руки Марко, чтобы рука была на одной линии с клипоном, и я уверен, что это позволит ему тормозить позже, равно как и раньше ускоряться.
Макс Бьяджи
А сейчас мы затронем аспект вождения, которому не учат. С этого плана кажется, что центр тяжести Макса слишком высоко, но все же в центре мотоцикла. Я уверен, что Макс получил бы больше скорости, пересмотрев свою позу в седле. Помните, больше трекшн-контроля, меньше мощности и таким образом легко облениться, полагаясь на него. Но в данном аспекте Бьяджи или познал для себя суть или был рожден с таким принципом работы газом, развив комфортную для себя посадку. (У Макса есть всего 2 положения ручки газа, закрыта целиком, откручена до упора). Является ли такая поза идеальной? — На мой взгляд нет. Замедляет ли его это? — Нет.
Никколо Канепа
Мне нравится большинство действий Канепы, но сместись он чуть назад на пару сантиметров — этот пункт главный в моем списке. Видите как широко расставлены бедра? В процессе поворота, он мог бы сместить плечи внутрь, если бы не бедра, он бы чувствовал больше свободы в верхней части. Мне кажется, что таз слишком далеко от седла, а это всегда напрягает руки. Очень много гонщиков застывают в таком положении, тем самым усложняя себе задачу смены радиуса. Было бы весело, если бы можно было заставить Канепу двигаться больше, как мультяшный герой.
Том Сайкс
Я большой фанат Сайкса. Посмотрите на положение зада и под каким углом его бедра по отношению к траектории, особенно если сравнивать с Канепой и Джулиано. Тело не скованно и позволяет постоянно подстраивать верхнюю часть тела. Я представляю как он опускает голову в сторону и как мотоцикл начинает разгоняться выходя из поворота. Я бы попросил поэкспериментировать: чуточку вынес таз с седла примерно на 1-2 см и настроил бы его на более боевую смену положения торса, если того позволяют шины. Этому «бортмеханику» нужно дать больше настроек при работе с передвижным балластом в тот момент когда шины подистерлись.
Автор: Nick Ienatsch
Фотографии: DMT Imaging
Оригинал статьи здесь.
- idnb
- Саша
- 2 декабря 2012 в 14:41
- 19
- +41
здесь был ататат
- baRRmalini
- 2 декабря 2012 в 17:47
- ↑
- ↓
самое важное Йенач (оч. уважаю этого автора/мотоциклиста/гонщика) написал в конце, о Сайксе. Положение пилота не должно быть скованным. Всегда должна быть свобода действий.
Такое положение позволяет постоянно подстраивать верхнюю часть тела
- baRRmalini
- 3 декабря 2012 в 3:03
- ↑
- ↓
О чем речь? Зачем «отлавливать перед»? ;)у тебя никогда на входах/прохождениях/выходах в/из поворотов не рыскает/рыскало переднее колесо?
- baRRmalini
- 8 декабря 2012 в 10:43
- ↑
- ↓
как по рельсамты либо темой ошибся, либо я ошибаюсь и ты мега-крут в настройках подвесок и тебе просто необходимо зайти в этот пост и написать на ютубе пилоту, что его механики
здесь был ататат
Давно было известно, что у каждого райдера своя техника прохождения поворота… Идеальной не бывает.
Но надо еще и учитывать развесовку мотоцикла, тут она не описана в статьях, да и думаю инженеры тоже не станут её выкладывать.
Так что, чтобы улучшать свои показатели надо еще и изучать физику движения и всё, что с этим связано и как все это влияет на ваше вождение. Когда вы будете осозновать, откуда что идет и почему все так происходит, вы будете удивлены вашим временем на треке)
Но надо еще и учитывать развесовку мотоцикла, тут она не описана в статьях, да и думаю инженеры тоже не станут её выкладывать.
Так что, чтобы улучшать свои показатели надо еще и изучать физику движения и всё, что с этим связано и как все это влияет на ваше вождение. Когда вы будете осозновать, откуда что идет и почему все так происходит, вы будете удивлены вашим временем на треке)
Замечательно! Но не стоит забывать как мы любим говорить :
— У меня левая рука сильней правой
— А у меня правый поворот получается а в левом нога не слушается...
и т.п.
Думаю многое зависит еще от анатомии человека, для всех давно не секрет что наши конечности не совсем одинаковы(как нам кажется), и про яйца здесь было сказано в тему.)
— У меня левая рука сильней правой
— А у меня правый поворот получается а в левом нога не слушается...
и т.п.
Думаю многое зависит еще от анатомии человека, для всех давно не секрет что наши конечности не совсем одинаковы(как нам кажется), и про яйца здесь было сказано в тему.)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (34)
RSS свернуть / развернуть