Блог им. kma21 → Пожарные мотоциклы
Под впечатлением от поста de_laerra "Современные мотоциклы скорой помощи", я вспомнил, что когда-то видел мотоциклы, применяемые в пожаротушении, и решил описать их подробнее.

Впервые применение в пожарной технике мотоцикл нашел на Западе. И, конечно, в Германии. Он использовался в качестве транспортного средства, перевозя мотопомпу и инструмент.

Днепровский пожарный СПРУТ-1 с помпой производительностью 800 л/мин.
Но в начале 30-х годов в Советской России производятся первые опыты применения мотора мотоцикла для подачи воды. Говорят, идея пришла в голову рабочему завода «Промет» А. Бойкову, который предложил соединить помпу с мотором с помощью вала отбора мощности. Им была разработана конструкция такого специального мотоцикла: двигатель мотопомпы устанавливался на раме мотоцикла. Начинали эксперименты на мотоцикле Л-300, но конструктивно он оказался «слабоват» для такой работы. Конструкцию усилили, заменили шины. Отечественный мотор был двухцилиндровый, мощностью 12 лошадиных сил. Насос производил 700 литров воды в минуту и располагался в коляске. В декабре 1932 года мотоцикл прошел испытания в Ленинграде и Москве в присутствии специалистов пожарного и автомобильного дела. Скорость мотоцикла с полной нагрузкой достигала на испытаниях 60 км/ч.

Л-300 «Красный Октябрь», на базе которого был выполнен первый в СССР пожарный мотоцикл.
Экипаж состоял из трех человек. Испытания на набережной реки Мойки показали хорошие качества двигателя и насоса. Серийное производство их было налажено в 1938 году, и за первые полгода завод «Промет» выпустил около 180 машин. Пожарные мотоциклы выпускались с 1934 по 1939 годы.
Были и другие модификации пожарного мотоцикла «Л-600». Заменив насос электрогенератором, получали передвижные осветительные установки. В коляске размещали 6 прожекторов заливающего света типа ПЗС-35 с лампами мощностью 500 Вт. В СССР не осталось ни одного экземпляра Л-600.

Прожектор судовой ПЗС-35.
Но вскоре мотоциклы начали использовать только для перевозки личного состава, преимущественно в сельской местности. Особенно в сельской местности. Одно время даже выпускникам пожарно-технических училищ выдавали права с разрешением работать на мотоциклах. В 1970-х годах процесс стал затухать, и лишь в конце 20-го века, замордованные пробками и отсутствием свободного подъезда в городах, огромным количеством дачных кооперативов, удаленных от водоисточников, с узкими проездами, пожарные решили снова вернуться к идее использовать мотоцикл. Как в городе, так и на селе.

Пожарный мотоцикл СПРУТ-2 производства КМЗ.
В период с 1990 по 1997 годы в Ижевске было изготовлено порядка 30 мотоциклов ИЖ-6.920-01.
Опытная эксплуатация мотоцикла ИЖ-6.920-01 показала, что наиболее эффективно мотоцикл может быть использован для тушения пожаров на торфяниках, сельскохозяйственных фермах, в дачных кооперативах, в частном жилом секторе с плотной деревянной застройкой и т.п., где как правило затруднен проезд к очагу горения, а так же сложно проехать к водоисточникам (заболоченные и крутые берега).
По отчетным данным, на начало 2008 года в подразделениях ГПС находилось 450 мотоциклов, большая часть из них сейчас используется в качестве оперативно-служебного транспорта и непосредственно для тушения пожаров не применяется.


В условиях современных мегаполисов пожарным расчётам (равно как и другим структурам) сложно работать. Пробки и огромный трафик делает своё дело. Мотоцикл отчасти может решить эту проблему. Скоростные характеристики и «проходимость» в пробках у него значительно выше, что является безусловным плюсом. Но так же и ниже грузоподъёмность.
Многие скептики считают, что это утопия и ничего хорошего из этого не выйдет. Однако правительство некоторых стран всё-таки начинает предпринимать попытки внедрения мотоциклов в пожарные расчёты.
На БП уже была новость о том, что в Сочи внедрили пожарные мотоциклы.

BMW F 650 GS на службе.
Позднее в Москве так же были введены пожарные расчёты. Байки оснащены средствами связи, ранцевой установкой пожаротушения, порошковым огнетушителем, аварийно-спасательным инструментом, а также рюкзаком спасателя-врача. Ну и, конечно же, сигнализацией =)
В Иркутске всё немного менее красочно, но всё же. Пожарный мото-расчёт колесит на переоборудованном ИЖ-Юпитер-5. Оборудован байк гидравлическими ножницами и парой огнетушителей.

Иркутское чудо.
Пожарные мотоциклы применяют не только в России. На улицах Дубая с недавних пор так же присутствуют пожарные мотоциклы на службе DCD. Пожарный расчёт основан опять же на переоборудованном BMW R 1200 RT. Байк оснащён 2-мя 25 л баками для пожарной смеси, распылителями и 30 м шлангом, позволяющим добраться до труднодоступных мест.

Firexpress Fire Fighting Motorcycle BMW R 1200 RT.
Греция тоже не отстаёт и вводит пожарные расчёты на 2-х колёсах. Фирма FireExpress выпускает отдельные комплекты навесного оборудования для различных мотоциклов, но спасатели предпочитают знаменитый BMW R 1200 RT. Оно и понятно, почему…

Firexpress Fire Fighting Motorcycle BMW R 1200 RT.
В Британии так же проходят обкатку мото-пожарные. Что удивительно, всё на тех же BMW.

Британские пожарные на BMW с оборудование Firexpress.

Собственно тушение пожара с применением байка.


Квадроциклы так же сотоят на службе в Британии.

А вот и отечественный (для Британии) Triumph
В японском пожарном департаменте тоже есть мотоподразделение.


Китайские пожарные колесят на таких BMW





Бразильский мото-пожарный.
Малазийские VFR 800




Такие трайки применяются в Сингапуре.
Пожарный мотоцикл Firexpress представляет собой автономную систему с двумя соединёнными между собой 25-литровыми баками для воды, заранее смешанной с пеной. Система приводится в действие сжатым воздухом под давлением 300 бар, подаваемым из бака с плавающей крышей, выполненного из композиционного материала и имеющего объём 6,8 л. Из водяного бака вода попадает в 30-метровый шланг, соединённый со стволом. Ствол снабжён пистолетной рукояткой. Он способен подавать 22 л воды в минуту или 110 л жидкой пены в минуту на расстояние 11 м.

Мобильное малогаборитное транспортное средство передвижения с большой проходимостью, выполненое на базе мотоцикла ИЖ 6.920 ГР. Предназначен как для тушения пожаров экипажем из двух человек, так и для полива и откачки воды.
В состав противопожарного оборудования мотоцикла ИЖ6.92001 входит:
Отличительные особенности

«Велосипедизация» пожарных департаментов тоже производилась в некоторых случаях.


Отбор сотрудников для работы на пожарно-спасательных мотоциклах достаточно серьезен и строг. Также пилоты-спасатели обязательно проходят тщательную подготовку именно на крупной мототехнике. Стоимость укомплектованного мотоцикла варьируется от 360 000 до 480 000 рублей, что повышает цену ошибки при неправильном управлении. Значит, спасатель-мотоциклист должен быть одновременно спасателем со стажем и водителем мотоцикла со стажем. Совсем идеальным вариантом будет наличие своего байка.
Начальная подготовка должна занимать минимум 2-3 месяца и включать в себя следующие этапы: контраварийная езда, езда в двойке, внедорожная езда, этапы работы с пострадавшим, работа с инструментом, работа с вертолётом, работа с GPS-приборами, радиостанциями и гарнитурами, объём медицинской подготовки, исходя из особенности оказания помощи на дороге, работа с другими экстренными службами.
На данный момент подготовка осуществляется тренировками на мото, занятиями на тренажерах, которые помогают отрабатывать ДТП и другие аварийно-спасательные ситуации.

Такой вот пожарный Урал. Видимо это тот самый, для перевозки людей. «Штабной».

Вряд ли это серийный байк. Скорее всего кастом. Хотя отсутствие сиденья смущает.



Кастом от Orange County Choppers, выполненный в честь погибших пожарных 11 сен 2001 г. (за инф. спасибо Reactive )

Пожарный мотоцикл «Днепр 157 П», специально приспособленный для сельской местности. Музей пожарных машин Ивановского института Государственной Противопожарной службы МЧС России. Печально, да.
Прогресс не стоит на месте, и ребята в Харьковском Университете гражданской защиты разработали и создали пожарный трайк на базе ИЖ-56 и ВАЗ'овского моста.



С одной стороны, пожарный мотоцикл это очень хорошо. Он обладает рядом преимуществ перед машинами. Мотоцикл быстрее пролазит в пробках, мотоцикл прст сам по себе быстрее и мобильнее. Это позволяет прибывать на место происшествия быстрее. А быстрее значит — можно как минимум оценить обстановку на месте, с проф. точки зрения (или же отбить ложный вызов) и по рации уже сказать, что происходит, где подъехать и т.п.
Так же мотоцикл полезен в сельской местности. Он дешевле в обслуживании, и мелкие очаги огня (при тех же торфяных или лесных пожарах) можно сбивать и с мотоцикла.
Но так же у этой технологии есть и отрицательная сторона. Во-первых, это сезонность. Применительно к нашей стране сезон длится от 2-3 месяцев до 8-10. Редко бывают исключения, особенно с нашими дорожными службами. Во-вторых, это вопрос умений. Мото-пожарный должен не прст уметь хорошо тушить пожар, а ещё и хорошо водить мотоцикл, ибо от его умений зависят здоровье и жизни людей. В-третьих, это вопрос экипировки. Пожарному надо быть защищённым от падений и от огня одновременно (некогда менять экипировку). В-четвёртых, это вопрос самих мотоциклов. Пожарное оборудование довольно тяжёлое, громоздкое и прожорливое. Таким образом, мотоцикл должен обладать хорошей грузоподъёмностью. Хорошая грузоподъёмность — малая проходимость. А как раз проходимость была немаловажным фактором. Да и в пробках пробираться на том же 1200RT с огромными кофрами и балонами не всегда возможно. Т.е. в мобильности опять же теряем.
Таким образом, приходим к выводу, что всё очень неоднозначно и эта тема требует тщательной проработки и обдумывания. На данный момент в большинстве стран мото-пожарные если и есть, то в штучном количестве, и вся технология проходит обкатку и тестирование.

P.S. Пост получился сумбурный и не особо цельный, потому что материала довольно мало и он очень разрозненный. К тому же тема плохо освещается, особенно в нашей стране.
Спасибо за внимание!
За вычитку огромное спасибо de_laerra!

Немного истории
Впервые применение в пожарной технике мотоцикл нашел на Западе. И, конечно, в Германии. Он использовался в качестве транспортного средства, перевозя мотопомпу и инструмент.

Днепровский пожарный СПРУТ-1 с помпой производительностью 800 л/мин.
Но в начале 30-х годов в Советской России производятся первые опыты применения мотора мотоцикла для подачи воды. Говорят, идея пришла в голову рабочему завода «Промет» А. Бойкову, который предложил соединить помпу с мотором с помощью вала отбора мощности. Им была разработана конструкция такого специального мотоцикла: двигатель мотопомпы устанавливался на раме мотоцикла. Начинали эксперименты на мотоцикле Л-300, но конструктивно он оказался «слабоват» для такой работы. Конструкцию усилили, заменили шины. Отечественный мотор был двухцилиндровый, мощностью 12 лошадиных сил. Насос производил 700 литров воды в минуту и располагался в коляске. В декабре 1932 года мотоцикл прошел испытания в Ленинграде и Москве в присутствии специалистов пожарного и автомобильного дела. Скорость мотоцикла с полной нагрузкой достигала на испытаниях 60 км/ч.

Л-300 «Красный Октябрь», на базе которого был выполнен первый в СССР пожарный мотоцикл.
Экипаж состоял из трех человек. Испытания на набережной реки Мойки показали хорошие качества двигателя и насоса. Серийное производство их было налажено в 1938 году, и за первые полгода завод «Промет» выпустил около 180 машин. Пожарные мотоциклы выпускались с 1934 по 1939 годы.
Были и другие модификации пожарного мотоцикла «Л-600». Заменив насос электрогенератором, получали передвижные осветительные установки. В коляске размещали 6 прожекторов заливающего света типа ПЗС-35 с лампами мощностью 500 Вт. В СССР не осталось ни одного экземпляра Л-600.

Прожектор судовой ПЗС-35.
Но вскоре мотоциклы начали использовать только для перевозки личного состава, преимущественно в сельской местности. Особенно в сельской местности. Одно время даже выпускникам пожарно-технических училищ выдавали права с разрешением работать на мотоциклах. В 1970-х годах процесс стал затухать, и лишь в конце 20-го века, замордованные пробками и отсутствием свободного подъезда в городах, огромным количеством дачных кооперативов, удаленных от водоисточников, с узкими проездами, пожарные решили снова вернуться к идее использовать мотоцикл. Как в городе, так и на селе.

Пожарный мотоцикл СПРУТ-2 производства КМЗ.
В период с 1990 по 1997 годы в Ижевске было изготовлено порядка 30 мотоциклов ИЖ-6.920-01.
Опытная эксплуатация мотоцикла ИЖ-6.920-01 показала, что наиболее эффективно мотоцикл может быть использован для тушения пожаров на торфяниках, сельскохозяйственных фермах, в дачных кооперативах, в частном жилом секторе с плотной деревянной застройкой и т.п., где как правило затруднен проезд к очагу горения, а так же сложно проехать к водоисточникам (заболоченные и крутые берега).
По отчетным данным, на начало 2008 года в подразделениях ГПС находилось 450 мотоциклов, большая часть из них сейчас используется в качестве оперативно-служебного транспорта и непосредственно для тушения пожаров не применяется.


На службе стран мира
В условиях современных мегаполисов пожарным расчётам (равно как и другим структурам) сложно работать. Пробки и огромный трафик делает своё дело. Мотоцикл отчасти может решить эту проблему. Скоростные характеристики и «проходимость» в пробках у него значительно выше, что является безусловным плюсом. Но так же и ниже грузоподъёмность.
Многие скептики считают, что это утопия и ничего хорошего из этого не выйдет. Однако правительство некоторых стран всё-таки начинает предпринимать попытки внедрения мотоциклов в пожарные расчёты.
На БП уже была новость о том, что в Сочи внедрили пожарные мотоциклы.

BMW F 650 GS на службе.
Позднее в Москве так же были введены пожарные расчёты. Байки оснащены средствами связи, ранцевой установкой пожаротушения, порошковым огнетушителем, аварийно-спасательным инструментом, а также рюкзаком спасателя-врача. Ну и, конечно же, сигнализацией =)
В Иркутске всё немного менее красочно, но всё же. Пожарный мото-расчёт колесит на переоборудованном ИЖ-Юпитер-5. Оборудован байк гидравлическими ножницами и парой огнетушителей.

Иркутское чудо.
Пожарные мотоциклы применяют не только в России. На улицах Дубая с недавних пор так же присутствуют пожарные мотоциклы на службе DCD. Пожарный расчёт основан опять же на переоборудованном BMW R 1200 RT. Байк оснащён 2-мя 25 л баками для пожарной смеси, распылителями и 30 м шлангом, позволяющим добраться до труднодоступных мест.

Firexpress Fire Fighting Motorcycle BMW R 1200 RT.
Греция тоже не отстаёт и вводит пожарные расчёты на 2-х колёсах. Фирма FireExpress выпускает отдельные комплекты навесного оборудования для различных мотоциклов, но спасатели предпочитают знаменитый BMW R 1200 RT. Оно и понятно, почему…

Firexpress Fire Fighting Motorcycle BMW R 1200 RT.
В Британии так же проходят обкатку мото-пожарные. Что удивительно, всё на тех же BMW.

Британские пожарные на BMW с оборудование Firexpress.

Собственно тушение пожара с применением байка.


Квадроциклы так же сотоят на службе в Британии.

А вот и отечественный (для Британии) Triumph
В японском пожарном департаменте тоже есть мотоподразделение.


Китайские пожарные колесят на таких BMW





Бразильский мото-пожарный.
Малазийские VFR 800



Такие трайки применяются в Сингапуре.
Немного подробностей о знаменитости
Пожарный мотоцикл Firexpress представляет собой автономную систему с двумя соединёнными между собой 25-литровыми баками для воды, заранее смешанной с пеной. Система приводится в действие сжатым воздухом под давлением 300 бар, подаваемым из бака с плавающей крышей, выполненного из композиционного материала и имеющего объём 6,8 л. Из водяного бака вода попадает в 30-метровый шланг, соединённый со стволом. Ствол снабжён пистолетной рукояткой. Он способен подавать 22 л воды в минуту или 110 л жидкой пены в минуту на расстояние 11 м.

Немного подробностей о ИЖ 6.92001
Мобильное малогаборитное транспортное средство передвижения с большой проходимостью, выполненое на базе мотоцикла ИЖ 6.920 ГР. Предназначен как для тушения пожаров экипажем из двух человек, так и для полива и откачки воды.
В состав противопожарного оборудования мотоцикла ИЖ6.92001 входит:
- мотопомпа
- всасывающий рукав с сеткой
- напорные рукава
- переходные головки
- стволы
- лом
- лопата
- огнетушители
- ключ пожарной колонки
Отличительные особенности
- Система жидкостного охлаждения обеспечивает устойчивую работу двигателя в любом режиме
- Раздаточная коробка двухступенчатая с передачей заднего хода и с блокируемым дифференциалом
- Подвеска заднего колеса независимая, длинно рычажная, пружина с гидравлическими амортизаторами с регулированием усилия поджатия пружин обеспечивает комфорт при езде
- Подвеска переднего колеса телескопическая пружинная с гидравлическими амортизаторами или амортизаторами с пневморегулированием
- Тормоз переднего колеса 2-х кулачковый барабанного типа с механическим приводом или дисковый с гидроприводом гарантирует безопасность движения
- Удобное расположение переключателей, рычагов управления на руле и наличие контрольных ламп и спидометра на приборном щитке улучшают эксплуатационные качества мотоцикла

«Велосипедизация» пожарных департаментов тоже производилась в некоторых случаях.

Требования к подготовке спасателей на 2-х колёсах
Отбор сотрудников для работы на пожарно-спасательных мотоциклах достаточно серьезен и строг. Также пилоты-спасатели обязательно проходят тщательную подготовку именно на крупной мототехнике. Стоимость укомплектованного мотоцикла варьируется от 360 000 до 480 000 рублей, что повышает цену ошибки при неправильном управлении. Значит, спасатель-мотоциклист должен быть одновременно спасателем со стажем и водителем мотоцикла со стажем. Совсем идеальным вариантом будет наличие своего байка.
Начальная подготовка должна занимать минимум 2-3 месяца и включать в себя следующие этапы: контраварийная езда, езда в двойке, внедорожная езда, этапы работы с пострадавшим, работа с инструментом, работа с вертолётом, работа с GPS-приборами, радиостанциями и гарнитурами, объём медицинской подготовки, исходя из особенности оказания помощи на дороге, работа с другими экстренными службами.
На данный момент подготовка осуществляется тренировками на мото, занятиями на тренажерах, которые помогают отрабатывать ДТП и другие аварийно-спасательные ситуации.
Набор фотографий и видео

Такой вот пожарный Урал. Видимо это тот самый, для перевозки людей. «Штабной».

Вряд ли это серийный байк. Скорее всего кастом. Хотя отсутствие сиденья смущает.



Кастом от Orange County Choppers, выполненный в честь погибших пожарных 11 сен 2001 г. (за инф. спасибо Reactive )

Пожарный мотоцикл «Днепр 157 П», специально приспособленный для сельской местности. Музей пожарных машин Ивановского института Государственной Противопожарной службы МЧС России. Печально, да.
Прогресс не стоит на месте, и ребята в Харьковском Университете гражданской защиты разработали и создали пожарный трайк на базе ИЖ-56 и ВАЗ'овского моста.



Философия
С одной стороны, пожарный мотоцикл это очень хорошо. Он обладает рядом преимуществ перед машинами. Мотоцикл быстрее пролазит в пробках, мотоцикл прст сам по себе быстрее и мобильнее. Это позволяет прибывать на место происшествия быстрее. А быстрее значит — можно как минимум оценить обстановку на месте, с проф. точки зрения (или же отбить ложный вызов) и по рации уже сказать, что происходит, где подъехать и т.п.
Так же мотоцикл полезен в сельской местности. Он дешевле в обслуживании, и мелкие очаги огня (при тех же торфяных или лесных пожарах) можно сбивать и с мотоцикла.
Но так же у этой технологии есть и отрицательная сторона. Во-первых, это сезонность. Применительно к нашей стране сезон длится от 2-3 месяцев до 8-10. Редко бывают исключения, особенно с нашими дорожными службами. Во-вторых, это вопрос умений. Мото-пожарный должен не прст уметь хорошо тушить пожар, а ещё и хорошо водить мотоцикл, ибо от его умений зависят здоровье и жизни людей. В-третьих, это вопрос экипировки. Пожарному надо быть защищённым от падений и от огня одновременно (некогда менять экипировку). В-четвёртых, это вопрос самих мотоциклов. Пожарное оборудование довольно тяжёлое, громоздкое и прожорливое. Таким образом, мотоцикл должен обладать хорошей грузоподъёмностью. Хорошая грузоподъёмность — малая проходимость. А как раз проходимость была немаловажным фактором. Да и в пробках пробираться на том же 1200RT с огромными кофрами и балонами не всегда возможно. Т.е. в мобильности опять же теряем.
Таким образом, приходим к выводу, что всё очень неоднозначно и эта тема требует тщательной проработки и обдумывания. На данный момент в большинстве стран мото-пожарные если и есть, то в штучном количестве, и вся технология проходит обкатку и тестирование.

P.S. Пост получился сумбурный и не особо цельный, потому что материала довольно мало и он очень разрозненный. К тому же тема плохо освещается, особенно в нашей стране.
Спасибо за внимание!
За вычитку огромное спасибо de_laerra!
kma21
- Max
- 18 октября 2012 в 19:42
- 4
- +33
здесь был ататат

Не знаю как насчёт СМП, но для пожарных байков был взят за основу R1200RT потому, что он используется в полицейских байках. К тому же немецкая компания Firexpress, которая выпускает навесное оборудование для пожарных мотоциклов, выпускает его именно для BMW, хотя, может быть, на заказ выпустит его и для других байков.

- stavranidis
- 19 октября 2012 в 22:39
- ↓
У деда в деревне году так в 82-м видел пожарный Урал. Похож на тот который с мигалкой на люльке. Только там еще огнетушители были к люльке приделаны. На этом Урале ездили два калдыря и гоняли молодежь, которая костры в лесу разводила (типа торф кругом). Однако, за пару стаканов огненной воды могли костер и не заметить.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (28)
RSS свернуть / развернуть