Блог им. shveik → Around the Black Sea 2018. Часть 9.

Швейк:

Примерно с того возраста как я научился читать, моими любимыми настольными книгами были различные атласы и карты. Я бесконечно листал их, запоминал названия городов больших и малых. Смотрел на границы и представлял, что там за люди, какие они, какие у них дома и какой климат. Путешествия я полюбил именно тогда и навсегда. С тех пор так и использую любую возможность посмотреть новые края. В этом путешествии этого всего было в избытке.

Фрида: Следующие три дня мы двигались по Восточной Турции.Эта совсем иная часть страны, нежели туристическая Западная. Населена, в основном, курдами. Природа радовала глаз — горные ущелья, перевалы, серпантины, реки и озера, холмы и равнины.Одним словом — Красотища!!! Очень часто можно было увидеть в предгорьях на выгоревших полях зеленые оазисы культур, круглосуточно орошаемые фонтанчиками.Видимо скважину роют там же.
Мы проехали город Малатья и взяли направление на озеро Ван. Ближе к иранской границе.
Что хотелось отметить: 1 ) дорожная полиция в Турции, даже в Курдистане, Помогает! водителям в пути. Когда мы остановились у поста, нас встретили, подсказали дорогу, напоили чаем и айраном.
2) чем глубже в Курдистан, тем меньше языкового понимания.Английский мало кто там знает… Единственная фраза, которую они знают, -" Велком ту Курдистан".Советую запастись русско-турецким разговорником.
3) в кафе не бывает меню, цен тоже не бывает.Что представлено на полках, то и готовят.Еда дешевая, порции огромные… и все вкусное. Плюс хлеб и чай бесплатно.О цене и своем заказе приходилось обьясняться на пальцах.
4) оплата на частных маленьких заправках — это целый аттракцион. В стране Байрам, банки не работают. У нас все меньше оставалось турецкой валюты.Залив полный бак, мы расплачивались одновременно разной валютой))) то есть… Доллар -это 6 лир. 20 долларов- 120 лир. Бензин 6.90 лир. Соответственно, заливаем не литры, а по сумме на табло. Залили на 120 лир- отдали 20 долл. Залили на 140 лир- отдали 20 долл и доплатили в лирах еще 20… высчитав на тот момент курс валют на свое адекватное усмотрение.))) И хозяин заправки оставался Счастлив)))

Да, не можем забыть вкуснейшую содовую газировку)). Которая продается на заправках всего за 1 лиру.В этой маленькой стеклянной бутылочке ооочч большое удовольствие))) жалко, что у нас такой нет.

Еще удивило то, что на всех заправках разрешено курить сигареты.Даже пепельницы рядом с пистолетами стоят… и всегда есть столик под навесом, куда тебе работник заправки принесет чай, посидит рядом и пообщается, как будто встречает старых знакомых)) или во время своей работы помолится своим богам))
Чем же хороши турецкие города и деревушки? Можно уверенно сказать: " Людьми!" Нам встречались только хорошие!) В Курдистане все они улыбаются и удивляются твоему появлению)) приветливы, любопытны и ненавязчивы.Не навязывают ничего… ни товаров, ни дружбы, не задают множество вопросов, не попрошайничают.То есть базара- вокзала пляжно- туристического лишь бы что нибудь впарить нет вообще.
Если остановишься в кафе, где обедают курдские многочисленные семьи, значит тебя там обязательно ждет вкуснейшая еда: тушеная баранина с жареными овощами и холодный айран))

По дороге можно увидеть людей у ручья или под деревьями с чаем и мангалом… или детей, собирающих сухой навоз в мешки..., много проезжает грузовиков, навьюченных, как ишаки, тюками с соломой…
В деревнях курды живут не богато… разводят скот и занимаются земледелием…
Погода была переменчивой.Днем солнце пекло нещадно… Высота. И обжигающий горячий воздух иссушал лицо и руки. А к вечеру становилось прохладно…
Цепь нашей Африки все же не на шутку волновала нас.Она скулила и щелкала все сильнее.Звезду совсем загнуло.Попросили ключ у местных пастухов, но они не понимая ни слова, искренне думали, что могут помочь кувалдой)) в хорошем смысле)) Мы откланялись и проводили их вслед за уходящими коровами, очень похожими на буйволов.)) Поставив звезду другой стороной, не удалось наладить ход цепи.Поставили все как было прежде, и поехали дальше.
Швейк: Где самое тихое и спокойное место для ночлега? Конечно на кладбище.! Утром опять увидел что до него не более 200 метров. Место тихое и спали спокойно а это главное. цепь тянуть уже некуда а впереди горные районы Курдистана и Грузии. До городка Татван осталось всего ничего. А вдруг повезет там купить цепочку. От Каппадокии до границы с Грузией по нашему маршруту чуть более 1500 км.

Фрида:
Ближе к озеру Ван все больше и больше попадались жандармы, блок- посты, колонны военных машин, хаммеры, люди с автоматами… все это немного настораживало… но не покидало ощущение, что это все понарошку и очень похоже на киносьемки… В населенных пунктах все дома и улицы увешаны красными флагами. Женщины в длинных черных одеждах с закрытыми лицами, как в Иране, стайками проходили по улицам.Мужчины своими собраниями кучковались в кафе, курили табак, пили чай и обсуждают свои дела- национальное времяпрепровождение. Алкоголя просто не существует в тех краях. Вся эта картина как бы говорила, что мы находимся в сепаратистски настроенном регионе.Но видимо это положение там перманентно и привычно всем… Никто не встревожен, нет паники, страха, беспокойства на лицах. Проезжающие мимо военные улыбались и сигналили нам. На постах, проверив документы, провожали нас, желая доброго пути. Когда пролетал вертолет над улицами, и машины должны были убраться от кафе у дороги, мы озадачились, куда деться нам.Так нет) службы сказали — все ок!)) нет проблем.., вы -туристы, проходите в кафе и отдыхайте) Мимо пролетел со скоростью света кортеж правительственных машин.
Вообщем…
Живут они там не скучно, в постоянной движухе и не любят типа того американцев .)) Курды отстаивают свои гражданские права, турки контролируют их. Рядом границы Ирана, Ирака, Сирии, Грузии и Армении… А обычные люди живут своей размеренной жизнью среди гор и около прекрасного озера Ван. И любят фотографироваться с туристами))

Швейк: Курды народ небогатый. В мото мастерских в основном Китайские скутеры, легкие мопеды и как ни странно ИЖи))))найти цепь 525 не вышло и ничего другогоне оставалоськак наслаждаться видами горного озера Ван с веранды кафе. Что то у них тут неладно. Полиции и военных больше чем жителей. Смотрим за этой суматохой и обедаем.
Фрида:
Озеро Ван называют турецким морем… Оно огромное- примерно 3,5 тыс квадратных километров.В нем есть много островков и оно соленое. Находится рядом с иранской границей на юге Армянского нагорья.
Мы смотрели на водную гладь, на стаи пролетающих птиц, на всю эту красоту… и совсем не хотелось купаться… Очень печальное прошлое отражается в этой воде((

швейк:
В местах, где сходятся рядом границы разных государств как то по особому себя ощущаешь. Вроде бы вот он край, за тем перевалом другая страна и здесь есть возможность как бы перевернуть страницу и оказаться на следующей.
зарекаюсь больше планировать маршруты. Отныне живем здесь и сейчас. Не стоило так быстро покидать эти места. Как оказалось потом в Сирию мы могли совершенно спокойно заехать и познакомиться с ее культурой и людьми. Визу можно было оформить на границе.Досада((((
За хребтом с вышками таинственный и манящий Иран, визы в который мы не предусмотрели сделать… Ничего другого не остается как ехать на ближний восток снова. Сирия и Иран с Иорданией ждут,,,,,

Последнее легендарное место, которое мы успели посетить в этом путешествии по Восточной Турции,- это крепость Баязет(Баязид). Находится она рядом с границей Ирана и Арменией возле городка Догубаязит.Казалось, что мы ехали по маленьким улочкам восточного базара) Так и довелось купить там иранский чай, финики и конфеты))
Подьем к крепости очень крутой.Но место оооочень живописное.
Крепость основана почти 3 тыс лет назад во времена царства Урарту. Затем ею владели армяне и дали название Арашкаван.Потом курды, турки ( в османскую эпоху дали название Баязет), русские. Да, именно здесь русский гарнизон (2300 человек) в теч. 3-х недель удерживал эту крепость от осады турецкой армии(20000 чел), пока не подошла помощь.Дух захватывало от ощущения истории этого места.Именно оборона русскими этой крепости во время Русско-Турецкой войны вошла в основу исторического романа В.С.Пикуля «Баязет», и был снят телесериал по одноименному произведению.

Дальше мы ехали по перевалам в горах все выше и выше. Открывались долины. И сначала было не понятно, на что похожа земля… Не почва и не горы, а как будто перекопанный бульдозерами асфальт.И тут осенило! И стало все понятно .)) Мы проезжали долины когда то потухших вулканов. Застывшая лава разлеглась здесь навсегда. Только глаза могут увидеть всю эту величественную картину.
Мимо проезжали легендарные бензовозы Mack, Western Star, которые возят дешевый бензин из Ирана.Удивительно, а ведь эти машины в рабочем состоянии где то с 50 -х годов прошлого века.

В деревушках в предгорьях люди живут бедно, занимаются скотоводством. Вырастить что то на такой каменистой почве вряд ли возможно.Английский они не понимают, но очень приветливы.
И вот мы вышли к Нему!!! О Боги!!! Арарат вырос перед нам весь до самой своей снежной вершины.)) открылся нам так, что не верилось своим глазам.Возможно, согласно преданиям, на горе до сей поры покоятся под вечным льдом остатки Ноева ковчега.

Проезжая город Карс, мы познакомились с туристами из Ирана.Они ехали семьями на трех оборудованных машинах, на которых было обозначение «National Geographic», в Питер и Москву))Мы обьяснили им, что через Абхазию им не стоит вьезжать в Россию, а лучше через саму Грузию, дабы потом при возвращении у них не было проблем.Женщины-иранки очень общительны.Им было интересно, как мы путешествуем и как живем в России. Сами они были без хиджаба))Сказали, что с радостью сняли на самой границе))

Поговорив с Иранцами мы поехали далее в горы. Стемнело и на горном плато начался жуткий холод с ветром. Возможно что было и не так холодно но наши изнеженные солнцем тела не хотели воспринимать ничего кроме плюс 30.
Мы доехали до небольшого горного села и поставили палатку позади автозаправки. Нас как обычно напоили чаем и мы заснули под трепетание тента на ветру.
Утро было приветливым и солнечным. Иранская граница вдоль которой мы вчера ехали сменилась границей с Арменией. Насколько мы поняли добрососедских отношений между странами нет как нет и пропускных пунктов на границе.
На последние лиры решили позавтракать в Турции. еще час и мы на границе.

Турецко-грузинскую границу мы проходили в Челдыре. В моем паспорте был штамп по которому я должен был покинуть Турцию в течении 5 суток из за того что я вьезжал в страну на чужом мотоцикле, доверенность была без перевода на Турецкий и заканчивалась через 4 суток после вьезда в Турцию. Я нарушил правила вьезда но пограничники проверив бумаги заверили что штрафа не будет и в следующий раз я смогу приехать безпроблем. Досмотр вещей был очень тщательный, особенно иранских конфет))) На вьезде в Грузию оформили транспортную страховку за 20 лари
PS: проехав около 4 тысяч километров по Турции, что же мы можем сказать теперь?
Турция-страна с богатейшей историей разных эпох и цивилизаций. Эта страна-благодатная территория для самостоятельных путешествий. Безвизовый режим, комфортный климат, кухня, приветливые люди, удивительные ландшафты, возможность побывать в уникальных местах -все это достойно внимания. Большинство туристов предпочитают пресловутый " all inclisive", но мы то теперь знаем, что стоит выбрать " Все исключено!" )) И тогда в пути ждет много открытий, которые запомнятся на всю жизнь!))