Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Как работает «газ» на электроциклах?

Электроцикла нет, и покупать не собираюсь, просто интересно — как там реализована работа с газом? Допустим, есть мот на 80 лс. Как там устроена ручка газа так, чтобы можно было ехать и 5 км/час и 150? На обычных мотах это решают передачи, на вариаторах передаточное соотношение меняется плавно, из-за чего вполне можно ловить нужную скорость, а как сделано на этих пылесосах?) Или там нужно вкачивать скилл «точная рука» и легко ловить десятые градуса на ощупь? Или там «газ» работает как-то нелинейно? Кто знает — расскажите, интересно же :) Когда это какой-нибудь электровелик или маленький скутер — там понятно, там диапазон скоростей не тот, а на больших мотоциклах то как.
  • vlreshetvlreshet
  • 28 февраля 2019 в 18:20
  • оценка: 0
+5
AntonKatenev
Для того, чтобы понять ответ, надо хотя бы немного понимать в теории электропривода. Вообще говоря, там векторное управление синхронной или асинхронной машиной, но вам это скорее всего ничего не скажет. Непосредственно управление двигателем осуществляется путем создания вращающегося магнитного поля в статоре, это в свою очередь делается постоянным изменением скважности ШИМ на каждой обмотке по отдельности (преимущественно по синусоидальному закону), с контролем тока. И там нет какого-то одного параметра, который меняется ручкой газа — от положения ручки и скорости ее вращения зависит целый набор целевых параметров. И все это еще усугубляется постоянно действующей обратной связью, тоже по нескольким параметрам. Выглядит это как несколько взаимодействующих PID регуляторов, контролирующих все, от тока до скорости, ускорения, момента, и даже рывка. А по некоторым параметрам управление может быть нелинейным.

И вся эта конструкция пытается удержать двигатель в наиболее выгодном участке диапазона его работы. Двигатели электротранспорта обычно обладают избыточными характеристиками, именно потому, что рабочий участок довольно мал, по сравнению со всем диапазоном.

Короче, это на пару страниц формул, оно вам надо?
AntonKatenev
Если упростить до вульгарного уровня, то угол поворота ручки газа задает целевые обороты двигателя, разница между текущими и целевыми оборотами определяет его момент. Если момень отрицательный, происходит торможение двигателем, как правило с рекуперацией. В реальности все сложнее, и ручка по сути дела просто перемещает указатель по таблице, в которой далеко не один целевой параметр, и таблица эта нелинейна.

Все это хозяйство настраивается таким образом, чтобы управление было интуитивно понятным, и похожим более или менее на управление ДВС с автоматической трансмиссией. Никто в общем-то и не жалуется на сложности с управлением, хотя электротранспорта по миру уже много миллионов катается, и большая часть на двух колесах.
vlreshet
Спасибо, более-менее понятно. Я просто думал что там линейно, вот прям мол 1 градус — это 400 оборотов (и система повышает ток пока не выйдет на 400 оборотов), пол ручки газа — это, например 1000. И меня же и смущало что как так, как весь этот диапазон в одну ручку запихнуть. Теперь стало понятнее, что там всё не линейно.
AntonKatenev
Да и в обычном ДВС тоже все нелинейно. В чем-то это похоже на ride-by-wire, то есть на электронный газ — там тоже все задается в табличной форме. И эти таблицы меняются, в зависимости от режимов.
Кстати там нет управления током, в смысле больше-меньше. Напряжение и ток постоянно меняются на каждой обмотке по довольно сложным алгоритмам, это вам не двигатель постоянного тока. Погуглите векторное управление, если интересно.
0
Jipu
  • Jipu
  • 28 февраля 2019 в 18:42
Да также как на автомате. Если держишь ручку посередине то движешься примерно с одной скоростью. Ну и есть разные режимы типо эко или спорт. Они влияют на линейность поворота ручки и тяги
0
kittihokk
А почему он должен отличаться от обычного бензинового? Внутренний инженер подсказывает, ручка будет так же двигаться, просто за преобразования будет отвечать бортовой компьютер.
kittihokk
Упсъ, пока писал выше уже ответили почти то же самое)
0
madcrokodile
Если объяснять совсем просто, то есть крайних случая алгоритмов
1 — режим «скорость». Чем больше открываем, тем бОльшую скорость будет стараться поддерживать мотор.
2 — режим «мощность». Открыли на четверть, получили четверть. Открыли наполовину — получили половину ровно половину мощности, а скорость двигателя будет зависеть только от нагрузки.

В реальности алгоритмы контроллеров (обычно) находится где-то посередине между этими крайностями, угол регулирует и мощность и целевую скорость. То есть открыв наполовину газ, мотор раскрутится до 50% максимальных оборотов, с максимальной мощностью «не больше половины». А чтоб с полной мощностью — нужно открывать на 100%, и сбрасывать до 50% когда достигнута 50% скорость.

P/S скилл «точная рука» нужен в той же степени, что и на байке, если это не альфа :)
0
Jah
  • Jah
  • 1 марта 2019 в 6:52
Сейчас вообще эргономика упрощается и нюансы МКПП сглаживаются. Электронный газ делается так, чтобы на протяжении всего хода пропорционально увеличивалась тяга. Что совершенно логично для таких любителей вариатора, как я, но наверное странно ощущается любителями МКПП, которые привыкли, что газ разделён на участки:
— Глохнет
— Не едет
— Набирает
— Прёт
— Набирает
— Не едет
— Орёт и не едет

(у спортачей их, говорят, всего два: глохнет и прёт)
+5
Vershinsky
Там урановый стержень выдвигается, и начинается реакция
0
JarikBSU
Как-то смотрю многие не обращают внимание что даже на ДВС важен не только угол поворота ручки газа, но еще и скрость этого поворота. На карбах это были ускорительные насосы, которые плевали бенз при резком повороте газа, на инжекторе — скорость поворота ручки тоже учитывается…

А на электроциклах, да еще и с мощными движками — характеристика отклика на газ — это чуть ли не вторая голованая боль конструкторов, после батарей.
Вон народ жаловался на Zero, он почти во всем диаппазоне «не едет», а на скрости около 50 — вдруг появляется тяга, да такая, что в повороте срывает колесо.
AntonKatenev
даже на ДВС важен не только угол поворота ручки газа, но еще и скрость этого поворота
Что элементарно решается обычным ПИД регулятором.

На самом деле проблема не в настройках отклика на газ. Проблема в особенностях работы электропривода, т.е. механических зарактеристиках самих двигателей. Рабочий диапазон с хорошими возможностями по регулированию что у синхронных, что у асинхронных машин довольно небольшой, на автомобилях это можно обойти, просто увеличив двигатель (как делает тесла), на двухколесном транспорте это не очень получается, по причине ограничений по весу и габаритам.
0
krotokot
Данные об угле поворота идут в микросхему, которая по заданной программе управляет схемой питания двигателя и делает все за тебя
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять ответы и комментировать их. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна