Переключение передач без сцепления
Собственно по теме: сегодня заметил, что передачи переключаются без выключенного сцепления как вверх, так и вниз, что меня немного напугало. Плохо ли это, чем и как устранить неполадку?
Мотоцикл ybr125
Мотоцикл ybr125
- DeeKey
- Дмитрий
- 20 июня 2012 в 20:13
- 5
- +1
Судя по всему речь идет о технике быстрого переключения передач. На английском звучит как SHIFTING. Говорят, что опыт ездока определяет именно этот фактор. я пользуюсь регулярно. только не стоит делать этого для перехода с первой на вторую и со второй на третью. для повышения передачи кончиком ноги слегка приподнимаешь лапку передач, добавляешь газку, закрываешь ручку газа обратно, вставляешь передачу и продолжаешь ехать. с опытом переключение происxодит как по маслу, без рывков и стуков.
Нет, нет, я далеко не опытный ездок. Скорость была маленькая, носком случайно лапку поддел и включилась нейтраль, мне это показалось странным и уже специально без выключенного сцепления переключил на вторую и получилось! В голове отложился алгоритм-сбросил газ, выключил сцепление, отпустил, добавил газ. А неучастие сцепления в этом меня и озадачило, думал что я чтото не так сделал, оказалось это нормально.
Собственно так и надо переключаться на мотоцикле, только нужно поменять местами «поднимаешь лапку передач» и «добавляешь газку». Коробка не переключится пока ты на тяге, как только отпускаешь газ происходит переключение. Меня этому еще на первом занятии в мотошколе учили, а так же этот (правильный) способ описывал мистер Код, в своей небезызвестной книге. Предлагаю отличную статью на эту «околоэту» тему:
Не так давно, до конца понял и перфекционировал технику переключения передач. Сейчас коробка передач улыбается и благодарит меня бесшумным, как на легковом автомобиле, переключением. Рассматривая форум, пришла идея, что кому-нибудь эта информация будет полезной, ведь от правильного переключения зависит эксплуатационный ресурс коробки передач...
Переключение на повышенную передачу => это проще паренной репы…
Не правильное переключение…
Что делает новичок?! Разгон => выжимается сцепление + сбрасывается «газ» => подводится нога к рычагу переключения и движением ноги на верх включается следующая передача. При этой «проце-дуре», особенно с первой на вторую передачу, слышится «сильный» стук в коробке передач.
Правильное переключение…
1) В момент разгона (коробка под разгонной нагрузкой, то-есть набирается скорость) на рычаг переключения передач, ногой подаётся нагрузка. (Нога давит вверх «как-будто уже происходит переключение». Ненужно боятся, пока коробка под разгонной нагрузкой, передача не переключится.)
2) Когда обороты достигли момента переключения (у каждого человека эти обороты «свои» и зависят от стиля и режима езды) одновременно сбрасывается «газ» и выжимается сцепление. (при переключении без сцепления газ сбрасывается плавно, не резко и совсем чуть-чуть, только до тех пор, пока не произойдёт переключение.)
3) Передача (нога продолжает давить) мягко встаёт на своё место.
(Со временем при переключении вверх пользоваться сцеплением не придётся, но для начала этого лучше не делать… Так-же, нужно привыкнуть оставлять давление на рычаге переключения и отпускать рычаг переключения только после того, как опустится сцепление. Этим избегается включение «промежуточных передач» или так называемое «недовключение»)…
Нюансы…
Важно, что нагружать рычаг переключения передач нужно только в совокупности с разгоночной нагрузкой коробки передач (ускорение). Если нагрузить рычаг переключения без нагрузки коробки передач или с малой нагрузкой, то передача с крахом переключится…
Схема:
В момент разгона => нагружается давлением ноги (имеется ввиду рычаг переключения подводится к точки упора и слегка придавливается) рычаг переключения передач (и это давление сохраняется до полного переключения) => при достижения момента переключения сбрасывается «газ» и одновременно выжимается сцепление (или без сцепления) => под давлением ноги на рычаг переключения включается следующая передача => отпускается сцепление и начинается следующее ускорение => отпускается рычаг переключения передач => итд…
Переключение на пониженную передачу => это немного сложнее, хотя тоже тренируется…
Смысл, в синхронизации валов (шестерёнок), в коробке передач. (Не буду описывать процессы происходящие в коробке.)
Когда мотоцикл движется на определённой скорости и включена определённая передача то при переключении на пониженную передачу (при нормальном стиле переключения) происходит не совпадение — обороты двигателя + обороты «ведущего вала» + вал включаемой передачи, то-есть мотор на пониженной передачи, при той-же скорости, имеет более высокие обороты, отсюда и происходит грохот при включении пониженной передачи… «клак».
1) Рычаг переключения передач слегка подводится вниз (или просто ставится нога без какого-либо давления, со временем каждый найдёт свою точку)
2) Когда подошёл момент переключения выжимается сцепление и одновременно коротко «ударом» поддаётся «газ» (повышаются обороты, то-есть обороты не держатся, просто коротко открывается и закрывается газ)
3) Переключается передача и нога продолжает давить на рычаг переключения и отпускается после того как опустится сцепление.
Нюансы…
Поднятие оборотов делается коротким «ударом газа» до оборотов больших, чем обороты включаемой передачи на данной скорости и включение передачи происходит на падении оборотов. Выжимание сцепления, «удар газа» и переключение передачи, происходят практически синхронно… (Нажатие на рычаг переключения передач, должно быть не «ударообразным» а относительно спокойным.)
Например: Мы движемся на 6 передачи со скоростью 100км/ч и желаем переключиться на 5 передачу. При этой скорости, на 6 передаче мотор имеет 5000 оборотов/мин, на 5 передачи 5500 оборотов/мин. Выжимаем сцепление, одновременно поднимаются обороты двигателя «ударом газа» до 6000 оборотов/мин и в момент понижения оборотов в подходящий момент примерно 5600-5500 оборотов/мин включается пониженная «5» передача… итд… (Конечно не нужно смотреть на тахометр, это для объяснения)
Схема…
Одновременно выжимается сцепление и «ударом газа» поднимаются обороты => подготовленным рычагом в момент падения оборотов, в нужный момент, включается пониженная передача => отпускается сцепление => отпускается рычаг передач…
Сцепление, что при переключении на повышенную, что на пониженную передачи, отпускается довольно-таки быстро, но не бросается…
Всё…
Потом можно тренировать переход на пониженную передачу в момент торможения. То-есть управлять ручкой «газа» в момент когда пальцы тормозят… тоже требует тренировки…
Это не моё изобретение а взято из книги и потому я просто сам «ученик»… Надеюсь кому-нибудь это будет полезным. Если говорить о сроках, то переучился я в течении 2 месяцев. С тех пор пользуюсь только этой техникой, чем очень доволен...
Молодец! Раз новичок, значит надо узнавать и узнавать. Друзья помогут. К советам, которые здесь размещены немного добавлю. Гонял в картинге много лет. Там такой проблемы не стоит. Весь закон переключения без выжима сцепления заключается в вашей реакции. Точнее взаимодействия вашей кисти, вашего слуха и центральной нервной системы. Много слов не люблю, но объяснить надо. Когда у вас разовьётся навык взаимодействия, то в определённую долю секунды вы вставите нужную передачу без выжима. Как это? Представим шестерни кпп. Газ открыт, тяга шестерни упираются друг в друга тем самым передавая тягу на колесо. Во время сброса газа, то есть тяги( иными словами «прервав передачу крутящего момента») на долю (именно на ДОЛЮ) секунды шестерни кпп вращаются без УПОРА друг в друга. Опыт помогает это определить! В этот миг и нужно переключать передачу. И это буде безопасным переключением по отношению к кпп. Зачем, спросите вы, на профи технике всё же делают это самое сцепление? Меня кроссмены поймут сразу: я, например, этот миг переключения определил, но… моя нога, мой бот совсем не там! Нога не смогла… Время ушло. Вот тогда, понимая это я и выжму сцепление переключусь как новичок по всем правилам. Картингистам в «коробочных» классах жить без природного«квик шифтера» очень сложно. Картинг очень быстр во всех реакциях. Пока там «щёлкаешь» и «тянешь» тебя пару картов объедет. Да, и ещё. Парень на кроссовом совкоцикле, не соблазняй новичков. Уай би эр мотоцикл хороший, хоть и простой, надо его беречь.
так же и на американских грузовиках с механической КПП переключают передачи, сцепление используется только для троганья с места, а все последующие передачи включаются без использования сцепления, причем передач в тех коробках от 12 до 24 бывает), делители стоят). вниз так же без сцепы втыкают, многие водилы этих мастодонтов и на своих легковушках так же ездят), привычка)
а коробки у них без синхронизаторов, к слову…
а коробки у них без синхронизаторов, к слову…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять ответы и комментировать их.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Ответы (10)
свернуть / развернуть