Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Работа сцеплением при экстренном торможении

Всем привет =). В последнее время вышло немало полезных видео о том, как пользоваться передним тормозом при экстренном торможении. Большое спасибо их составителям. Однако я не нашёл ответов на такие вопросы:

При экстренном торможении, закрывая газ, нажимая передний тормоз,
— Имеет ли смысл одновременно выжимать сцепление?
— И / или вдобавок с этим прощёлкивать вниз передачи?
— И / или тянуться к кнопке стоп-двигателя?

Я поехал вчера на пустую дорогу и попробовал проверить все эти вопросы экспериментально. Но ощущения какие-то противоречивые, не могу понять.
Тут надо ещё заметить, что в экстренной ситуации, увы, не сможешь выполнить очень сложносоставное действие =_=. По крайней мере, я точно не смогу. Но как минимум «потянуть на себя оба рычага» — к подобному ещё можно себя приучить.
  • _Nazg_Nazg
  • Андрей
  • 4 апреля 2019 в 21:27
  • 1
  • оценка: +2
+10
xenozauros
Если это именно экстренное торможение, то забудь нафиг по сцепление и передачи.
Ты в этот момент головой все равно думать не будешь. И если в финале заглохнешь — тоже не страшно.
xenozauros
Я чуть поправлюсь. Тренироваться надо. Сбрасывать газ, загрузить переднюю ось, искать то предел усилия, на котором ещё держит, но уже почти. И тормозить. Это просто надо наработать как навык. Понятно, что если ты понял, что все хорошо и успеваешь, там уже можно спокойно и сцепление выжать и передачи отщелкать, но первично научиться именно эффективно экстренно тормозить не падая. И думать в этот момент о передачах и сцеплении — лишняя трата секунд.
HotGuy
если в финале заглохнешь — тоже не страшно
страшно будет — если не заглохнешь. Проверял на себе, улетев с дороги в кусты на обочине. На кочках здорово подкинуло пару раз, в этот момент газ выкрутил непроизвольно — и именно привычка тормозить выжав сцепу, помогла остановится а не ехать с ускорением дальше.
+1
Andsah
— Имеет ли смысл одновременно выжимать сцепление?
— И / или вдобавок с этим прощёлкивать вниз передачи?
Однозначно да, сбрасываешь газ и по ситуации, в зависимости от усилия на заднем тормозе работаешь сцеплением и переключашь передачи.Нюансы зависят от конкретного мопеда.Навык должен быть и без экстренного торможения, иначе когда надо не сработает.
Вот тянуться к кнопке выключения двигателя думаю не нужно)))
XanderEVG
А зачем?
Andsah
Ты про кнопку выключения двигателя? Тянись, если надо.
XanderEVG
конечно я про сцепу))) кнопка это жесть какая то, первый раз такое слышу.

Мне кажется на сцепу тупо время тратить не нужно, даже если оно не помогает или не мешает
BazzaNI
Мне кажется, что выжим сцепления мешает даже… Торможение двигателем ведь тоже никто не отменял.
goodmenbro
Я при экстренном как то двумя руками нажимаю сразу) передачи точно не сщелкиваю.
+7
DrewID
Было у меня однажды очень экстренное торможение, экстренней не бывает. Про сцепление было думать некогда, задний тормоз зажал до такой степени, что мотор заглох сам до остановки. Зад все же не был полностью заблокирован, ехал прямо, но обороты упали на ноль и загорелась лампа масла.
К тому же мотор, сцепленный с колесом, дает дополнительное тормозное усилие, если задний тормоз все-таки слаб.
AntonKatenev
Это у тебя ситуация была экстренной, а не торможение. Торможение было, судя по всему, вялым и совершенно неправильным. Повезло, что этого хватило.
goodmenbro
Тоже верно, это когда мотик без абс да?
DrewID
Да, без абс. С этой системой можно все педали в пол давить и не париться, он для того и придуман.
+6
jgrav
  • jgrav
  • 4 апреля 2019 в 23:19
Закрываешь газ
задний тормоз
передний тормоз
и когда двигатель начинает захлёбываться, можно выжать сцепу.
Всё вышеперечисленное, кроме последнего пункта, выполняется примерно за 0.5-1с.
Последний пункт, лично на моём моте, можно делать когда скорость упала близко к нулевой, не зависимо на какой передачи ехал.
Выжимать сцепу непосредственно в начальный момент торможения значит увеличивать свой тормозной путь.
Perry
И с задним-таки поаккуратнее, я на эту тему писал свой единственный постик. И еще: я считаю, что переднюю резину надо ставить самую мягкую, какую найдешь. Она так и так обычно живет дольше задней, и тут можно пренебречь правилом «парности» — даже если сзади стоит туринг, на перед — самый лютый спорт. Очинно это хорошо для интенсивного торможения, да и вообще.
warr1or
почитал пост, была похожая ситуация — хреновая старая резина, первый сезон, горка вниз, светофорные гонки с автолихачем, а там сияет красный сигнал светофора и пешики уже переходят, скорость больше сотни, ну я педаль заднего в пол + передний с усилием, чувствую, что эффективность торможения ужасная и я просто не успею остановиться — добавляю усилие и тут мот как будто в кисель нырнул, рама начала гулять по всем осям, вот еще пол секунды и мот опрокинется, но я ослабил усилие — мот стабилизировался и я как вкопанный остановился у стоп линии. Сначала даже подумал, что резина разбортировалась и я, словно олень по льду, юзом шел на голых дисках, да да, обосрался я тогда знатно. С тех пор ставлю только нормальную резину и не гоняю, нуегонах, вся жизнь перед глазами пролетела.
0
AnriZ
Привет. Как мотоинструктор могу сказать — не жалей бабло, отучись в нормальной мотошколе. Самообучение до добра не доведет.
Ну а для подкрепления я распишу о чём идёт речь на самом деле.
Комбинированное торможение с понижением передачи для дополнительного торможения двигателем. Работа задним и передним тормозом, сцеплением, коробкой и газом. Одновременно практически. Естественно что повторив два-три раза, ещё и без «опытного взгляда со стороны» ты только себя запутал. На ввод этого «упражнения» в память тела (для автоматики в экстренной ситуации) нужно от 100 правильных повторов в течении хотя бы недели. Вот как-то так.
Rangerr
При экстренном торможении, закрывая газ, нажимая передний тормоз,
— Имеет ли смысл одновременно выжимать сцепление?
Нет.
— И / или вдобавок с этим прощёлкивать вниз передачи?
Нет.
— И / или тянуться к кнопке стоп-двигателя?
Только если отказали тормоза или заклинило газ и нет иного способа сбрасывать скорость.
Rangerr
Блин. Не туда ответил xD
+1
Boggi
Я всегда в таких случаях выжимаю сцепление. А так все примерно происходит в одно мгновение. Начинаю выжимать сцепление, давлю задний, мотоцикл приседает, подключаю передний. Сцепление выжимаю для того, что бы не заглушить двигатель и не заблокировать колесо, тем самым сохраняя для себя возможность маневра на случай если ситуация изменится каким-либо образом. В идеале еще и успеть скинуть передачи так, что бы без проблем отпустить сцепление и поехать. Но тут уже как повезет. Успеешь или нет.
AlekseyFokin
Как раз таки если не нажимать сцепление двигатель не даст заблокировать заднее, до определенной точки.
Экстренное это когда уже не думаешь о маневрах, а только тормозишь.
Boggi
Что значит не даст заблокировать? Что бы не блокировать заднее нужен или абс или очень точная работа тормозом. В любом случае блокировка заднего не страшная тема. Это не переднее заблокировать.
Что касается маневера — про него надо думать всегда. И надо приучать себя к этому. Очень часто именно маневр может иметь больше шансов исправить ситуацию, чем тупо просто торможение. Несколько раз было, что я экстренно тормозил для избежания столкновения и как только видел возможность уйти от столкновения маневром, тупо закидывал мотоцикл в образовавшуюся щель.
Boggi
Классическая ситуация. Плотная встречка, но моя полоса едет очень бодро. Разгоняемся и тут Гелик едущий предо мной вспоминает, что ему очень надо направо. Врубает правый и давит со всей силы по тискам. Я понимаю, что я не смогу как он встать как вкопанный. Торможу на пределе, с выжатым сцеплением, машинально скидываю пару передач и краем глаза вижу, что во встречке образовался большой разрыв, достаточный что бы объехать гелик. Ну и дальше дело техники. Отпускаем сцепление, обруливаем гелик и едем дальше, делаем выводы о безопасной дистанции и тд.
Medvediks
Такая же история.
0
AntonKatenev
Тут одна дама, по имени физика, просила передать, что при реальном экстренном торможении вы можете делать со сцеплением что угодно, на тормозной путь это почти не повлияет. Газ только сбросьте. А вы знаете эту даму, она просто обожает, когда с ней спорят — это так смешно :)

КО подсказывает, что именно поэтому автор и получил неопределенные результаты.

Опыт при этом напоминает, что лучше сцепление не трогать без необходимости, потому что всегда полезно иметь уравненные обороты колеса и двигателя. Он же говорит, что ради этого можно и передачами пощелкать, если конечно есть время на это отвлекаться.
AnriZ
Дама по имени Физика знает что такое понижение передачи с перегазовкой? )) Замеры проведенные лично мной неоднократно показали разницу в 2-2.5 метра при торможении с 50км/ч. С понижением передачи, если правильно все делать останавливаешься раньше, чем при простом зажатии тормозов и сцепления. Если разница в 2 метра — незначительна, это печально.
occasionale
Как то не верится. Предел замедления определяется сцепными свойствами резины. Двигатель не может замедлять мотоцикл эффективнее заднего тормоза
VKODmitry
ещё как может. Только для того, чтоб не париться с перегазовкой, не надо до упора газ закрывать
Boggi
Всё верно. Просто всё упирается в то, что кто-то умеет работать тормозами, кто-то просто давит до жопы задний, блокирует колесо, скользит, а потом, жалуется, на то, что мотоцикл лучше тормозит если помогать ему двигателем.
Для мотоциклов с АБС этого вопроса в принципе не существует. Дави до упора и всё. Никакой двигатель и тд. не остановит мотоцикл лучше чем абс. Да ещё и возможностей на манёвр куда больше остаётся.
AntonKatenev
Ну что тут скажешь… теория этого вопроса будет несколько позже, я сейчас готовлю большой лонгрид на эту тему. Поэтому сейчас вдаваться в нее не буду. Но могу сказать что ваши эксперименты имели мало отношения к экстренному торможению. Это было торможение задним, эксперименты с торможением двигателем, еще что-то в жтом роде, но точно не правильно выполненное экстренное торможение.

Но тут еще конечно повлиял мотоцикл, торможение большого длиннобазного круизера, скажем так, не очень типично, и как раз в сторону увеличения влияния заднего тормоза (даже при экстренном торможении), и увеличения влияния торможения двигателем. Переносить даже эти результаты на большинство других мотоциклов без очень существенной коррекции нельзя, вы исследовали очень частный случай.

И если вы не поняли тонкого намека, скажу потолще. Не надо спорить с физикой, новых принципов механики вы все равно не откроете. Если ваши практические результаты противоречат базовой теории, скорее всего вы что-то делаете не так.
Boggi
Это говорить лишь о том, что вы недотормаживаете обычным тормозами (не используете всю их силу) и при торможении двигателем вы компенсируете этот недостаток. Но на сцепные свойства резины с асфальтом и как следствие на способность мотоцикла остановиться, это никак не влияет.
XanderEVG
А можно подробнее с точки зрения физики?
Как влияет понижение передачи на тормозное усилие? Неужели у вас настолько плохие тормоза, что их не хватает для эффективного торможения?

И что думаете на счет экстренной ситуации, сможете повторить такие сложные действия?
axel_zlo
Изи, когда делаешь понижение с перегазовкой постоянно, это настолько же автоматический рефлекс как и расстегнуть ширинку перед тем как помочиться.
XanderEVG
А вы проверяли? Не в тестовых условиях и не в условиях когда на доп бодро тормозишь, а в действительно экстренных условиях?
0
Ros691
Сейчас задумался, вспомнил пару тройку экстренных ситуаций за сезон 2018 и понял что сцепление на автомате выжимаю, ни разу не заглушил мотор (по мне так это вообще может привести к печальным последствиям.
0
jker
  • jker
  • 5 апреля 2019 в 10:51
Я как то уже привык тормозить скоростями, а когда появляется необходимость в более сильном торможении, то просто добавляю усилие на передний тормоз.
+3
Darlok
Уже не раз обсуждалось что выжим сцепления убирает тягу на заднем колесе что приводит к преждевременному блокированию. Так же было доказано что колесо даже в минимальном вращении в торможении лучше сопротивляется асфальту нежели полностью заблокированное. Так же выжим чреват тем что в момент торможения можно непроизвольно приоткрыть газ и отпустив сцепу получить не плохой такой пинок в жопу, в то время как при торможении без сцепы такие вещи чувствуются сразу и газ закрывается быстрее чем двери поезда в подземке когда ты опаздываешь на работу.
AntonKatenev
У меня иногда такое чувство, что средние века еще не закончились.

убирает тягу на заднем колесе что приводит к преждевременному блокированию
колесо даже в минимальном вращении в торможении лучше сопротивляется асфальту

Это же просто какая-то алхимия. :) Напишите проще — я в школе толком не учился, поэтому я не знаю, что за хрень там происходит.

А вот рассуждения о том, что при торможении с выжатым сцеплением проблема в том, что сцепление может быть не выжато, и поэтому надо его не выжимать — это уже прямо схоластика. :)

Ребята, физика и логика давно изобретены. Пользуйтесь на здоровье.
VKODmitry
Там до физики еще далеко… Для начала не плохо бы разобраться, как работает мотик, что значить выжать сцепление, что происходит в это время. Похоже сейчас матчасть на курсах не преподают, либо студенты прогуливают занятия, отсюда и «убирает тягу на заднем колесе что приводит к преждевременному блокированию
колесо даже в минимальном вращении в торможении лучше сопротивляется асфальту». и даже «непроизвольно приоткрыть газ и отпустив сцепу»… Печально всё это
AntonKatenev
Без хотя бы базового понимания механики понять во всем этом нельзя ничего, не стоит и пытаться. И уж тем более не стоит пускаться в рассуждения с использованием бытовых терминов — вся история науки показала, что это ничего не дает для реального понимания вопроса.

Поэтому начинать надо с самого начала, с базовых физических принципов, и только потом пытаться осмыслить более сложные явления. К сожалению, гораздо чаще наблюдаются попытки движения в обратную сторону. Что и приводит к подобной алхимии, собственно.
VKODmitry
Так-то всё верно, но в последнее время либо вообще ничего никуда не движется, либо именно в обратную сторону:)
XanderEVG
Вы конечно показали что вы тут один умный, а все остальные тупые и физику не знают. Вот только вы не сказали ничего кроме этого. Т е нет ни одного аргумента, кроме условного 'ты тупой'.

Обьясните нормально, в чем ошибочность мнения 'не выжатая сцепа помогает не заблокировать колесо'
Я например проверял это, и таки да, считаю что это так. Передавив тормоз довольно просто заблочить разгруженное колесо с выжатым сцеплением, а если сцепу не вижимать тебе нужно не только газгруженное колесо заблочить, но и замедлить двигатель. Причем это будет еще и слышно по оборотам двигателя.

Ну так что, смогут умные люди не из средних веков снизойти до нормального обьяснения или так и будут говнецом поливать?
AntonKatenev
А вы читайте повнимательнее, и не придется тогда так фрустрировать. Я написал весьма ясно — лонгрид будет позже, не все сразу, это занимает время. Утомляет, знаете ли, в ответ на каждое идиотское заявление писать трактат, тем более что основным результатом этого обычно бывает еще большая гора не менее идиотских заявлений. А пока просто постарайтесь не писать ерунды. Тем более что вы спорите сами с собой.
ropefipimo
«Энергия тяги» (а точнее энергия вращения маховика) в разы меньше кинетической энергии мотоцикла.
С чего вы решили, что тормоза не справятся с 1000 дополнительных джоулей от маховика, если они справляются с 30000 джоулей от мотоцикла?
+1
k0resh
ну развели, есть такое понятие как эффективное торможение и есть ЭКСТРЕННОЕ торможение!
1. При эффективном торможении понятно, что надо щелкать вниз передачи добавляя торможение двигателем, таким образом будет максимально короткий тормозной путь.

2.При экстренном не будет на это время, ведь все мы помним, что есть время на время реакции на принятие решения о торможении, в среднем 0.57 сек у мужчин. Плюс еще время реакции можно добавлять на переключение скоростей, да еще бы не плохо и уметь при торможении обруливать препятствия.
AntonKatenev
Ага, а экстренное торможение конечно нифига не эффективное :))))

На большинстве мотоциклов от щелканья передачами тормозной путь не изменится, если конечно вы по настоящему тормозите, а не просто замедляетесь. Небольшая разница может быть, но она в целом ниже погрешности измерений. А вы видимо очередной недоучка, который не умеет правильно тормозить. Настолько не умеет, что даже двигатель оказывает на этот процесс заметное влияние.

Тема на самом деле требует гораздо более подробного разбора, судя по всему большинство ничего не понимает в том, что происходит при торможении. Неудивительно, что статистика столь печальна.
Vizator
К сожалению чаще всего да =))) Экстренное нифга не эффективное
AntonKatenev
Вот у большинства высказывающихся по видимому именно так. Причем судя по содержимому этих высказываний, настолько неэффективное, что у меня волосы шевелятся в разных местах… отважные парни.
ropefipimo
ПДД различают тормозной путь и остановочный путь.
Тормозной путь — это физическая величина, показывающая идеальное торможение с наибольшим ускорением.
Остановочный путь — это тормозной путь плюс биологическая задержка в виде реакции.
Если ваша реакция как у терминатора — то ваш экстренный путь и ваш тормозной путь будут одинаковы.

При расслабленной езде по трассе или спуске с горы — вам не нужно использовать тормоза для незначительного снижения скорости.
Но если вы хотите остановиться максимально быстро для эксперимента, хвастовства перед девочками, победы на гонке или избежании дтп — вам нужно использовать ваши тормоза.
Максимально быстро вы сможете остановиться только одним единственным способом. Вот этот способ и нужно тренировать.
0
Vizator
Сцепление трогать уже в конце, если мот без абс — это не даст полностью заблокировать колесо, если в процессе вспоминаешь о сцеплении, то ситуация уже не критическая и продолжая оттормаживаться уже зажимаешь сцепление, скидываешь передачи и если надо переходишь в разгон и маневрирование
0
sky_sonya
Не устану рекламировать Хаффа. Автор, если вам не повезло с инструктором в мотошколе и забанили на каналах мотоинструкторов на ютубе, то хотя бы прочитайте умную книжку, называется «Искусство вождения мотоцикла», автор Дэвид Хафф. Он там очень понятно про торможение и сцепление описывает. Как и много других полезных вещей.
0
Spelli
А ты что ездиш когда движуха не держишь постоянно пальцы на рычагах а нога на педали? Оно само срабатывает
Spelli
Вообще нужно чувствовать мотоцикл, понимаешь, вот пример когда ты идёшь, а под ногами то снег то песок то асфальт то опавшие листья. Ты же не задумываешься ой какой ногой мне сейчас притормозить куда наклонить тело, куда ускориться — идёш и всё!(а в руках два пакета в одном коньяк в другом яйца и какой ронять в случае экстренного подскольжения, но это лирика к слову)))
99 процентов из нас ездят в машине с автоматом и абс, которую вообще не чувствуешь, отсюда эти все вопросы какойтормоз давить куда щёлкать как держать газ блаблабла…
Ты пойми его развесовку, как он срывается в максимальном наклоне, где передавливаетца тормоз задний где передний… пойми где момент сцепления, реакция на газ… изучи его, начни чувствовать. и не будет таких вопросов куда на что давить.пальцы кстати когда в городе едешь всегда на рычагах держи и не стой с вывернутым колесом на повороте.
sky_sonya
нога на педали — плохая идея. На кочке подкинет и притормозишь нечаянно…
-2
Killenstein
Ну для начала поставим простой вопрос, сможете ли вы на мотоцикле без ABS тормозить обеими тормозами на грани блокировки, и при этом ещё переключать передачи вниз. Скорее нет чем да, ага.
Дальше, при закрытии газа начинается торможение двигателем, и в определённых пределах оно довольно эфффективно, к тому же двигатель в определённых пределах мешает заблокировать заднее колесо, резко щёлкая передачи вниз вы, разрываете сцепление и торможение двигателем ухудшается, к тому же оно происходит рывками и появляются шансы заблокировать колесо.
Выключение двигателя на передаче опять же заблокирует колесо, так что про эту кнопку на время езды лучше забыть, единственная её функция — остановка двигателя мотоцикла, если, например, не можете поймать нейтраль на месте (ну и стрелять в глушитель на карбах).

Какие можно сделать выводы? При экстренном торможении закрываем газ и тормозим двумя тормозами на грани блокировки, сцепление можно выжать только в самом конце торможения когда стрелка тахометра опустится ниже 2-х тысяч оборотов (тут двигатель уже будет мешать остановке мотоцикла), а передачи щёлкать, или глушить мотоцикл только после полной остановки.
ropefipimo
Как двигатель мешает заблокировать колесо? За счет чего? Какой-то силой, какой-то энергией? Чем? Как?
0
settler
> как пользоваться передним тормозом при экстренном торможении

При экстренном жмем со всей дури сцепление и ручку тормоза (+задний тормоз, если он отдельно), одновременно. Играться времени не будет, или это не «экстренное».
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять ответы и комментировать их. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна