Проект продается, 60 000 USD [email protected]
0
tim2813
Ничего не копипастил. Весь текст мой.
+2
tim2813
Неужто совсем неинтересно ознакомиться с историей родного края?

Наоборот, очень интересно. Перед походом читал все доступные материалы об истории Вишеры. Жаль, что просто не хватило времени, чтобы попасть во все интересные места. Из-за этого пришлось сильно сократить маршрут.

Вообще, история Вишеры и её притоков (Улсуй «Нижняя река», Велсуй «Верхняя река» — это череда открытий и забвений. Манси, коми-язьвинцы, коми-пермяки здесь жили и раньше и поселения их были более многочисленными. По этим рекам поднимались с целью торговли и, если повезёт, грабежа, новгородские ушкуйники. Здесь шли, после падения Новгородской республики, войска Ивана Третьего усмирять ханты-мансийскую Югру, которая вскоре станет основным источником пушнины и доходов для Москвы.

Затем наступила полоса забвения о Вишере, которая прервалась в конце 19-го века, когда здесь были обнаружены месторождения первоклассных железных руд и золота. Местные жители, которые раньше занимались только охотой и рыбалкой, переквалифицировались в заготовку угля для Кутимского чугунолитейного завода, который давал миллион пудов чугуна в год. По берегу Улса была построена узкоколейная железная дорога, по которой чугун вывозили до пристани в Усть-Улсе. На реке были устроены водомерные посты, расчищен фарватер для судов с углем для литейных печей.


Всем этим управляло франко-бельгийское акционерное общество. После революции 1905 года правительство не стало продлевать концессию (аренду земель и ресурсов), по слухам, потому что французы тайно добывали и переправляли золото внутри чугунных чушек. Иностранцы ушли, взорвав печи и разобрав узкоколейку.


Затем наступила полоса забвения. О Вишере и Улсе вспомнили в конце 30-х годов, когда на территории Вишерского отделения СЛОНа (Соловецкие лагеря особого назначения), а позднее Вишерлага, силами заключенных стал строится Красновишерский целлюлозно-бумажный комбинат. Старые и новые населенные лагпункты-леспромхозы стали наполняться спецпереселенцами — раскулаченными крестьянами, финнами, поляками, немцами Поволжья, крымскими татарами. Леса вырубались и сплавлялись молевым сплавом по Улсу и Вишере. Об этом можно почитать у Варлама Шаламова в его антиромане «Вишера». А о поисках алмазов есть рассказ «Алмазная карта». Вишерский ЦБК дожил до 2000-х.








В 60-70-е годы на притоках Вишеры Колчим и Щугор была пущена драга по добыче алмазов, которая работала даже после открытия кимберлитовой трубки в Якутии, потому что давала до 200 тыс. карат промышленных алмазов в год. Дотянуло общество «Уралалмаз» тоже до 2000-х.


Сейчас, в бассейне Вишеры вся человеческая деятельность — это скудные лесозаготовки, которые уже вплотную подобрались к границам Вишерского заповедника, пара приисков на Саменке и Сурье, редкие рыбаки и туристы. Так что для Вишеры и Улса снова наступила полоса забвения.

… снова потекут в Мутиху потоки спецпоселенцев на перевоспитание
Это вряд ли. Пока есть газ и нефть, нет никакого смысла наращивать здесь добычу золота, железных руд, алмазов, строить дороги и развивать инфраструктуру.
+1
tim2813
Страх — это нормально. Я езжу в дальние и не очень поездки девять лет и всё равно каждый раз боюсь ехать и не сплю полночи перед выездом.
Страх — это хорошо. Он заставляет голову думать, прокачивать варианты, искать пути решения.
Дорогу осилит идущий ;)
0
tim2813
Видео есть. Точнее небольшие ролики со стоянок и со сплава. Но они с трясущейся
вертикальной сьемкой и с моим косноязычием :)
Снимал, чтобы переслать семье через мессенджер, когда буду в сети интернет. Не думаю, что из этих отрывков можно смонтировать что-то стоящее.
0
tim2813
Все верно. Поэтому я попробовал такой формат пару лет назад на спокойной башкирской реке Ай. Правда с другим, более грузоподьемный мотоциклом.

bikepost.ru/blog/97523/C-mototsiklom-i-veslom-Istorija-odnogo-motosplava-chast1.html

0
tim2813
Сложно сказать по этому поводу что-то внятное. Плюсы и минусы газа, бензина, щепочниц и костров всем известны. У меня никогда бензинового примуса не было. Как купил 9 лет назад на Али газовую горелку, так с ней до сих пор и болтаюсь.
0
tim2813
Если бы я знал, что всё выйдет так бессмысленно и беспощадно, то я бы отказался от этой затеи :D
+3
tim2813
Да ладно. Как сказал Амундсен: " Приключение — это итог плохой подготовки."
0
tim2813
Да, как оказалось, это сложно: поставить мотоцикл вертикально на неспокойной воде, на плоту без сплошного покрытия, без риска перевернуть плот или опрокинуть мотоцикл в воду.
+2
tim2813
Основная цель — это сплав по живописной реке Улс, текущей в долине между двух хребтов: Кваркуш и Главный Уральский хребет.
Классический сплав начинается от полуразрушенного автомобильного моста через Улс. Через пять километров реку преграждает сплошной завал из деревьев длиной от 300 до 1500 м, в зависимости от уровня воды.
Туристы-водники его обносят, но на плоту с мотоциклом там пройти нереально. Поэтому был задуман маршрут через Большую Лямпу, чтобы выйти ниже завала.
+3
tim2813
Дело в том, что в сплаве самое сложное, в организационном плане, это заброска и выброска. С мотоциклом всё становится гораздо проще. И мотоцикл быстрее и вместительнее, чем велосипед :)
+1
tim2813
Мошка беспокоила. Но только первые десять-пятнадцать минут после прибытия на очередную стоянку. Далее появлялись комары и мошка удалялась в ожидании, пока комары насытятся. Похоже, что у них отношения, как у воробьев с голубями.
На мошку не действует репеллент или дым, только накомарник. Поэтому всегда радовался появлению комаров :D
+3
tim2813
Мы живём в век постмодернизма: век вырванных из контекста цитат и пасхалок.
На самом деле, это отсылка к Курту Воннегуту и роману «Завтрак чемпионов» ;)
+1
tim2813
Это уже вторая такая попытка сплава с мотоциклом. Первую совершил пару лет назад. Тогда был более массивный плот, другой мотоцикл (китайский эндурик) и располагался он на боку.
Из-за маломощного генератора львиная часть ёмкости аккумулятора ушла через компрессор и я был лишён возможности зарядки навигатора, телефона и фотоаппарата. Хотелось извлечь уроки из прошлого.
Но, как показала жизнь, даже хорошо закреплённый стоящий мотоцикл, менее устойчив, чем лежащий на боку :)
0
tim2813
Замечательный отчет. Отдельный поклон за координаты ключевых точек путешествия. забрал в копилку. Спасибо!
0
tim2813
Мин башҡорт :D
0
tim2813
  • tim2813
  • 22 ноября 2023 в 20:25
Спасибо за теплые слова.
0
tim2813
  • tim2813
  • 13 ноября 2023 в 23:07
Нет, медведицу с медвежатами не встречал. У меня с ними (надеюсь) разные дороги, но если есть вероятность встречи, то иду громко, свищу и издаю клич «э-ге-гей».
0
tim2813
  • tim2813
  • 13 ноября 2023 в 23:01
Спасибо!
+1
tim2813
  • tim2813
  • 13 января 2023 в 22:02
Спасибо! Годный отчёт!
Вода из Онего, за исключением Петрозаводской и Кондопожской губы, пригодна к употреблению даже сырой.
Если опасались брать воду из озера, то почему не набирали ее из рек, которые переходили?
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна