Неужто совсем неинтересно ознакомиться с историей родного края?
Наоборот, очень интересно. Перед походом читал все доступные материалы об истории Вишеры. Жаль, что просто не хватило времени, чтобы попасть во все интересные места. Из-за этого пришлось сильно сократить маршрут.
Вообще, история Вишеры и её притоков (Улсуй «Нижняя река», Велсуй «Верхняя река» — это череда открытий и забвений. Манси, коми-язьвинцы, коми-пермяки здесь жили и раньше и поселения их были более многочисленными. По этим рекам поднимались с целью торговли и, если повезёт, грабежа, новгородские ушкуйники. Здесь шли, после падения Новгородской республики, войска Ивана Третьего усмирять ханты-мансийскую Югру, которая вскоре станет основным источником пушнины и доходов для Москвы.
Затем наступила полоса забвения о Вишере, которая прервалась в конце 19-го века, когда здесь были обнаружены месторождения первоклассных железных руд и золота. Местные жители, которые раньше занимались только охотой и рыбалкой, переквалифицировались в заготовку угля для Кутимского чугунолитейного завода, который давал миллион пудов чугуна в год. По берегу Улса была построена узкоколейная железная дорога, по которой чугун вывозили до пристани в Усть-Улсе. На реке были устроены водомерные посты, расчищен фарватер для судов с углем для литейных печей.
Всем этим управляло франко-бельгийское акционерное общество. После революции 1905 года правительство не стало продлевать концессию (аренду земель и ресурсов), по слухам, потому что французы тайно добывали и переправляли золото внутри чугунных чушек. Иностранцы ушли, взорвав печи и разобрав узкоколейку.
Затем наступила полоса забвения. О Вишере и Улсе вспомнили в конце 30-х годов, когда на территории Вишерского отделения СЛОНа (Соловецкие лагеря особого назначения), а позднее Вишерлага, силами заключенных стал строится Красновишерский целлюлозно-бумажный комбинат. Старые и новые населенные лагпункты-леспромхозы стали наполняться спецпереселенцами — раскулаченными крестьянами, финнами, поляками, немцами Поволжья, крымскими татарами. Леса вырубались и сплавлялись молевым сплавом по Улсу и Вишере. Об этом можно почитать у Варлама Шаламова в его антиромане «Вишера». А о поисках алмазов есть рассказ «Алмазная карта». Вишерский ЦБК дожил до 2000-х.
В 60-70-е годы на притоках Вишеры Колчим и Щугор была пущена драга по добыче алмазов, которая работала даже после открытия кимберлитовой трубки в Якутии, потому что давала до 200 тыс. карат промышленных алмазов в год. Дотянуло общество «Уралалмаз» тоже до 2000-х.
Сейчас, в бассейне Вишеры вся человеческая деятельность — это скудные лесозаготовки, которые уже вплотную подобрались к границам Вишерского заповедника, пара приисков на Саменке и Сурье, редкие рыбаки и туристы. Так что для Вишеры и Улса снова наступила полоса забвения.
… снова потекут в Мутиху потоки спецпоселенцев на перевоспитание
Это вряд ли. Пока есть газ и нефть, нет никакого смысла наращивать здесь добычу золота, железных руд, алмазов, строить дороги и развивать инфраструктуру.
Страх — это нормально. Я езжу в дальние и не очень поездки девять лет и всё равно каждый раз боюсь ехать и не сплю полночи перед выездом.
Страх — это хорошо. Он заставляет голову думать, прокачивать варианты, искать пути решения.
Дорогу осилит идущий ;)
Видео есть. Точнее небольшие ролики со стоянок и со сплава. Но они с трясущейся
вертикальной сьемкой и с моим косноязычием :)
Снимал, чтобы переслать семье через мессенджер, когда буду в сети интернет. Не думаю, что из этих отрывков можно смонтировать что-то стоящее.
Сложно сказать по этому поводу что-то внятное. Плюсы и минусы газа, бензина, щепочниц и костров всем известны. У меня никогда бензинового примуса не было. Как купил 9 лет назад на Али газовую горелку, так с ней до сих пор и болтаюсь.
Да, как оказалось, это сложно: поставить мотоцикл вертикально на неспокойной воде, на плоту без сплошного покрытия, без риска перевернуть плот или опрокинуть мотоцикл в воду.
Основная цель — это сплав по живописной реке Улс, текущей в долине между двух хребтов: Кваркуш и Главный Уральский хребет.
Классический сплав начинается от полуразрушенного автомобильного моста через Улс. Через пять километров реку преграждает сплошной завал из деревьев длиной от 300 до 1500 м, в зависимости от уровня воды.
Туристы-водники его обносят, но на плоту с мотоциклом там пройти нереально. Поэтому был задуман маршрут через Большую Лямпу, чтобы выйти ниже завала.
Дело в том, что в сплаве самое сложное, в организационном плане, это заброска и выброска. С мотоциклом всё становится гораздо проще. И мотоцикл быстрее и вместительнее, чем велосипед :)
Мошка беспокоила. Но только первые десять-пятнадцать минут после прибытия на очередную стоянку. Далее появлялись комары и мошка удалялась в ожидании, пока комары насытятся. Похоже, что у них отношения, как у воробьев с голубями.
На мошку не действует репеллент или дым, только накомарник. Поэтому всегда радовался появлению комаров :D
Мы живём в век постмодернизма: век вырванных из контекста цитат и пасхалок.
На самом деле, это отсылка к Курту Воннегуту и роману «Завтрак чемпионов» ;)
Это уже вторая такая попытка сплава с мотоциклом. Первую совершил пару лет назад. Тогда был более массивный плот, другой мотоцикл (китайский эндурик) и располагался он на боку.
Из-за маломощного генератора львиная часть ёмкости аккумулятора ушла через компрессор и я был лишён возможности зарядки навигатора, телефона и фотоаппарата. Хотелось извлечь уроки из прошлого.
Но, как показала жизнь, даже хорошо закреплённый стоящий мотоцикл, менее устойчив, чем лежащий на боку :)
Нет, медведицу с медвежатами не встречал. У меня с ними (надеюсь) разные дороги, но если есть вероятность встречи, то иду громко, свищу и издаю клич «э-ге-гей».
Спасибо! Годный отчёт!
Вода из Онего, за исключением Петрозаводской и Кондопожской губы, пригодна к употреблению даже сырой.
Если опасались брать воду из озера, то почему не набирали ее из рек, которые переходили?
Наоборот, очень интересно. Перед походом читал все доступные материалы об истории Вишеры. Жаль, что просто не хватило времени, чтобы попасть во все интересные места. Из-за этого пришлось сильно сократить маршрут.
Вообще, история Вишеры и её притоков (Улсуй «Нижняя река», Велсуй «Верхняя река» — это череда открытий и забвений. Манси, коми-язьвинцы, коми-пермяки здесь жили и раньше и поселения их были более многочисленными. По этим рекам поднимались с целью торговли и, если повезёт, грабежа, новгородские ушкуйники. Здесь шли, после падения Новгородской республики, войска Ивана Третьего усмирять ханты-мансийскую Югру, которая вскоре станет основным источником пушнины и доходов для Москвы.
Затем наступила полоса забвения о Вишере, которая прервалась в конце 19-го века, когда здесь были обнаружены месторождения первоклассных железных руд и золота. Местные жители, которые раньше занимались только охотой и рыбалкой, переквалифицировались в заготовку угля для Кутимского чугунолитейного завода, который давал миллион пудов чугуна в год. По берегу Улса была построена узкоколейная железная дорога, по которой чугун вывозили до пристани в Усть-Улсе. На реке были устроены водомерные посты, расчищен фарватер для судов с углем для литейных печей.
Всем этим управляло франко-бельгийское акционерное общество. После революции 1905 года правительство не стало продлевать концессию (аренду земель и ресурсов), по слухам, потому что французы тайно добывали и переправляли золото внутри чугунных чушек. Иностранцы ушли, взорвав печи и разобрав узкоколейку.
Затем наступила полоса забвения. О Вишере и Улсе вспомнили в конце 30-х годов, когда на территории Вишерского отделения СЛОНа (Соловецкие лагеря особого назначения), а позднее Вишерлага, силами заключенных стал строится Красновишерский целлюлозно-бумажный комбинат. Старые и новые населенные лагпункты-леспромхозы стали наполняться спецпереселенцами — раскулаченными крестьянами, финнами, поляками, немцами Поволжья, крымскими татарами. Леса вырубались и сплавлялись молевым сплавом по Улсу и Вишере. Об этом можно почитать у Варлама Шаламова в его антиромане «Вишера». А о поисках алмазов есть рассказ «Алмазная карта». Вишерский ЦБК дожил до 2000-х.
В 60-70-е годы на притоках Вишеры Колчим и Щугор была пущена драга по добыче алмазов, которая работала даже после открытия кимберлитовой трубки в Якутии, потому что давала до 200 тыс. карат промышленных алмазов в год. Дотянуло общество «Уралалмаз» тоже до 2000-х.
Сейчас, в бассейне Вишеры вся человеческая деятельность — это скудные лесозаготовки, которые уже вплотную подобрались к границам Вишерского заповедника, пара приисков на Саменке и Сурье, редкие рыбаки и туристы. Так что для Вишеры и Улса снова наступила полоса забвения.
Это вряд ли. Пока есть газ и нефть, нет никакого смысла наращивать здесь добычу золота, железных руд, алмазов, строить дороги и развивать инфраструктуру.
Страх — это хорошо. Он заставляет голову думать, прокачивать варианты, искать пути решения.
Дорогу осилит идущий ;)
вертикальной сьемкой и с моим косноязычием :)
Снимал, чтобы переслать семье через мессенджер, когда буду в сети интернет. Не думаю, что из этих отрывков можно смонтировать что-то стоящее.
Классический сплав начинается от полуразрушенного автомобильного моста через Улс. Через пять километров реку преграждает сплошной завал из деревьев длиной от 300 до 1500 м, в зависимости от уровня воды.
Туристы-водники его обносят, но на плоту с мотоциклом там пройти нереально. Поэтому был задуман маршрут через Большую Лямпу, чтобы выйти ниже завала.
На мошку не действует репеллент или дым, только накомарник. Поэтому всегда радовался появлению комаров :D
На самом деле, это отсылка к Курту Воннегуту и роману «Завтрак чемпионов» ;)
Из-за маломощного генератора львиная часть ёмкости аккумулятора ушла через компрессор и я был лишён возможности зарядки навигатора, телефона и фотоаппарата. Хотелось извлечь уроки из прошлого.
Но, как показала жизнь, даже хорошо закреплённый стоящий мотоцикл, менее устойчив, чем лежащий на боку :)
Вода из Онего, за исключением Петрозаводской и Кондопожской губы, пригодна к употреблению даже сырой.
Если опасались брать воду из озера, то почему не набирали ее из рек, которые переходили?