Формула зависимости вязкости масла от температуры
Озаботился вопросом выбора правильного масла в вилку. Оказалось, что написанное в мануале число 10W обозначает индекс вязкости при 100С, при которых передняя вилка работает крайне редко. Второй указываемый для некоторых масел показатель вязкости при 40 вроде как ближе к температуре эксплуатации, но скорее всего, к летнему режиму. А езжу я при температурах от 0С…
И тут возникает задача: Подобрать такое масло, которое было бы ближе всего к параметрам кинематической вязкости, определённым производителем, при средней эксплуатационной температуре. Думаю, в наших широтах это около 30С. И при этом необходимо, чтобы эти свойства как можно меньше менялись при температурах от 0 до +60.
Что имеется: Таблица с маслами, у которых указана вязкость при 40С и при 100С, посчитан индекс изменения вязкости. По сути, чуть дополненные материалы с этого сайта.
Хочу получить полные кривые вязкости на основе этих данных, но пока не очень понимаю, как именно. Если кто может подсказать формулу — буду благодарен. О результатах потом напишу.
И тут возникает задача: Подобрать такое масло, которое было бы ближе всего к параметрам кинематической вязкости, определённым производителем, при средней эксплуатационной температуре. Думаю, в наших широтах это около 30С. И при этом необходимо, чтобы эти свойства как можно меньше менялись при температурах от 0 до +60.
Что имеется: Таблица с маслами, у которых указана вязкость при 40С и при 100С, посчитан индекс изменения вязкости. По сути, чуть дополненные материалы с этого сайта.
Хочу получить полные кривые вязкости на основе этих данных, но пока не очень понимаю, как именно. Если кто может подсказать формулу — буду благодарен. О результатах потом напишу.
- adivinus
- Алексей
- 24 апреля 2020 в 12:10
- ?
- gretsch6120
- 24 апреля 2020 в 13:32
- решение
- ↓
Вязкость при такой-то температуре применяется для сравнения свойств масел.
В мануале обычно указывают в каких диапазонах температур можно эксплуатировать мотоцикл, следовательно, масло рекомендованное заводом подходит для этих температур.
Если эксплуатируешь на более низких температурах используешь более жидкое масло.
В мануале обычно указывают в каких диапазонах температур можно эксплуатировать мотоцикл, следовательно, масло рекомендованное заводом подходит для этих температур.
Если эксплуатируешь на более низких температурах используешь более жидкое масло.
Всё написанное, во-первых, написано про моторные масла, а не про вилочные. Во-вторых, для моторов жидкостного охлаждения не является верным, т.к. существует понятие рабочей температуры.
Для всех масел существует понятие индекса вязкости, для вилочных оно является наиболее важным.
Впрочем, спасибо за ответ. Помечу его решением, потому как решение только что нашел сам, а самому себе отвечать по какой-то причине нельзя.
Итак:
Имеем вязкость V40 при 40С и V100 при 100С.
Считаем его вязкость при произвольной температуре Т:
1) Е = ln(V40/V100) / (1/(273+40)-1/(273+100)
2) A = V40 / exp(E/(273+40))
3) V = A*exp(E/(273+T))
Для всех масел существует понятие индекса вязкости, для вилочных оно является наиболее важным.
Впрочем, спасибо за ответ. Помечу его решением, потому как решение только что нашел сам, а самому себе отвечать по какой-то причине нельзя.
Итак:
Имеем вязкость V40 при 40С и V100 при 100С.
Считаем его вязкость при произвольной температуре Т:
1) Е = ln(V40/V100) / (1/(273+40)-1/(273+100)
2) A = V40 / exp(E/(273+40))
3) V = A*exp(E/(273+T))
- gretsch6120
- 24 апреля 2020 в 15:01
- ↑
- ↓
www.motorex.com/fileadmin/_pim_product_sheets_/en/RACING_FORK_OIL_10W_EN.pdf
Паспорт продукта! (можно на все масла найти)
По мотюлю правильно
Паспорт продукта! (можно на все масла найти)
По мотюлю правильно
- capitan_amer
- 24 апреля 2020 в 13:56
- ↓
IMHO если не учавстувешь в зимнем мотокросс, нет смысла лить кроме рекомендованного мануала
Ну вот у меня мануалом рекомендовано масло 10W. Сравним вязкость двух масел 10W:
Motorex Racing Fork Oil (10W)
Вязкость при 20: 106,56
Вязкость при 40: 52,50
Вязкость при 100: 9,90
MOTUL Fork Oil Expert 10W
Вязкость при 20: 76,16
Вязкость при 40: 35,90
Вязкость при 100: 6,10
Оба они 10W. Возьмём до кучи вязкость при +20С (плюс, не минус) и +40С ряда масел, имеющих одну и ту же вязкость (в диапазоне 9,8-10,2) при 100С, по которой их обычно маркируют:
Spectro. Golden (Very Light)
40,03
26,40
Bel-Ray HVI (10wt)
55,96
33,50
Red Line High Temp ATF
110,16
53,90
Motorex Racing Fork Oil (10W)
106,56
52,50
Motul Fork Oil. Comfort (Heavy. 15-20)
185,36
77,90
IMHO, разница достаточно существенна, при очень далёких от зимнего мотокросса условиях.
Motorex Racing Fork Oil (10W)
Вязкость при 20: 106,56
Вязкость при 40: 52,50
Вязкость при 100: 9,90
MOTUL Fork Oil Expert 10W
Вязкость при 20: 76,16
Вязкость при 40: 35,90
Вязкость при 100: 6,10
Оба они 10W. Возьмём до кучи вязкость при +20С (плюс, не минус) и +40С ряда масел, имеющих одну и ту же вязкость (в диапазоне 9,8-10,2) при 100С, по которой их обычно маркируют:
Spectro. Golden (Very Light)
40,03
26,40
Bel-Ray HVI (10wt)
55,96
33,50
Red Line High Temp ATF
110,16
53,90
Motorex Racing Fork Oil (10W)
106,56
52,50
Motul Fork Oil. Comfort (Heavy. 15-20)
185,36
77,90
IMHO, разница достаточно существенна, при очень далёких от зимнего мотокросса условиях.
- gretsch6120
- 24 апреля 2020 в 21:22
- ↑
- ↓
Посмотрев еще раз паспорт и вспомня английский понял, что при 20ти указывается плотность)
Короче в данной теме много непонятного.
И главный вопрос, при эксплуатации мота в 0 в подвески будет движение, а следовательно температура масла будет не 0, а больше.
PS как ма мало знаем о масле не смотря на кучу масло срачей.
Короче в данной теме много непонятного.
И главный вопрос, при эксплуатации мота в 0 в подвески будет движение, а следовательно температура масла будет не 0, а больше.
PS как ма мало знаем о масле не смотря на кучу масло срачей.
Ну вот и я про то, и именно про это я и спрашивал :) Как имея неполные данные в паспорте рассчитать полные. Писали б они ещё при 0 и при 20 — голова бы не болела. Формула есть выше, теперь у меня есть отличный список масел, наверное, из сотни, с кривыми вязкости и возможностью фильтрации. Думал запилить тут пост на этот счёт, но судя по количеству минусов в вопросе это не интересно никому. Посмотрим, может, решусь.
А так, если интересно кому — пишите в ЛС, скину что получилось.
А так, если интересно кому — пишите в ЛС, скину что получилось.
И главный вопрос, при эксплуатации мота в 0 в подвески будет движение, а следовательно температура масла будет не 0, а больше.По показаниям пальциметра сразу после продубаса 100+ км/ч по грунтовке при +7, температура перьев и ломов вилки была около 20С. Думаю, масло чуть теплее, но не критично, и можно считать, что температура равна уличной или градусов на 30 больше, в зависимости от дороги и того, насколько обдувается вилка.
То есть наверное от 10 по асфальту при околонулевых до 70 при медленной езде с крупными неровностями. А может, и 100, как писали ниже…
Зато очень чувствуется когда оно там плохое или отсутствует на этих скутерах.
К тому же на простом нормальном японском мотоцикле я не вижу тоже разницы в её работе в +30 и в -7 которые я не так давно ездил. Она просто работает как и должна.
И самое главное что-бы чувствовать разницу в работе вилки на уровне масла, я думаю надо быть как минимум серьёзным кольцевым или кроссовым гонщиком и ездить на очень дорогой подвеске, дойти до уровня когда под погоду и трассу ему приходится менять пружины и крутить настройки, вести сетап листы и за годы учится что-то в этом понимать и чувствовать. А разницу в текучести масла от разной погоды, хрен кто почувствует.
К тому же на простом нормальном японском мотоцикле я не вижу тоже разницы в её работе в +30 и в -7 которые я не так давно ездил. Она просто работает как и должна.
И самое главное что-бы чувствовать разницу в работе вилки на уровне масла, я думаю надо быть как минимум серьёзным кольцевым или кроссовым гонщиком и ездить на очень дорогой подвеске, дойти до уровня когда под погоду и трассу ему приходится менять пружины и крутить настройки, вести сетап листы и за годы учится что-то в этом понимать и чувствовать. А разницу в текучести масла от разной погоды, хрен кто почувствует.
Метод тыка безусловно действенный, но не самый эффективный. Тупо перебирать плохо подходящие варианты может быть долго и дорого. И я не спрашивал про то, как подобрать масло. Вопрос про то, какая формула расчёта. И я её нашел, и всё что надо рассчитал, спасибо, можно на этом остановиться и не давать ответы не в тему.
А как именно считать?
Предположим при наружной температуре +35 я поехал прокатиться вокруг озера — дорога равная. Вилка работает в «полурасслабленом режиме».
И второй выезд, при температуре +18 на равнине и +8 на перевале. Еду близко к максимуму, асфальт хреновый, куча подъемов-спусков, постоянные торможения — вилка работает также в режиме высокой производительности.
Причем в зависимости от работы вилки — масло будет иметь разную температуру. Как тут посчитать масло?
Предположим при наружной температуре +35 я поехал прокатиться вокруг озера — дорога равная. Вилка работает в «полурасслабленом режиме».
И второй выезд, при температуре +18 на равнине и +8 на перевале. Еду близко к максимуму, асфальт хреновый, куча подъемов-спусков, постоянные торможения — вилка работает также в режиме высокой производительности.
Причем в зависимости от работы вилки — масло будет иметь разную температуру. Как тут посчитать масло?
В смысле не учитывается?) Вилкой выполняется работа по гашению колебаний, она идёт на нагрев в т.ч. масла. Масло в зависимости от температуры меняет вязкость. Маслу в принципе пофиг, что именно его нагрело — солнышко, горячий воздух, или трение направляющих, или вязкое трение. От способа нагрева вязкость не меняется, важна температура.
- Sergusster
- 24 апреля 2020 в 15:43
- ↓
Вопрос из разряда: «Когда совсем нечем заняться на самоизоляции» :)
- vasyapupkin1
- 24 апреля 2020 в 18:33
- ↓
Вообще не понял для чего это, рекомендованное масло заводом, так же как и рекомендованные заводом настройки, рекомедованны для прогретого масла. Плюс к этому температура в +100 не такая уж и редкость. В вилке трение + нагрев дорожного полотна + нагрев резины + нагрев тормозных суппортов, если всё это сложить, то температура масла в вилке далеко за 40. И температура окружающей среды влияет на вязкость разве что в начале пути.
Так «прогретого» до какой температуры? Кажется, это всё средняя температура по палате. А я хочу подобрать идеальное решение для моих условий.
Понимаю что не показатель, но после 10-минутного жесткого продубаса по грунтовке в +7 трогал вилку, она субъективно была градусов 20. Не думаю, что при такой температуре разогреется до 100С. Но допускаю, что +20 к температуре окружающей среды вполне может. И в +35, да на солнышке, будет уже за 60, а если ехать помедленнее и в более оффроадных условиях то может и больше, это да. Но опять же, там нет системы терморегуляции, и температура масла сильно зависит от температуры окружающей среды.
Понимаю что не показатель, но после 10-минутного жесткого продубаса по грунтовке в +7 трогал вилку, она субъективно была градусов 20. Не думаю, что при такой температуре разогреется до 100С. Но допускаю, что +20 к температуре окружающей среды вполне может. И в +35, да на солнышке, будет уже за 60, а если ехать помедленнее и в более оффроадных условиях то может и больше, это да. Но опять же, там нет системы терморегуляции, и температура масла сильно зависит от температуры окружающей среды.
- vasyapupkin1
- 25 апреля 2020 в 10:37
- ↑
- ↓
10мин вооще не прказатель. 500 — 700гр масла за десять минут даже не на каждой плите в кастрюле до ста не нагреешь.
- vasyapupkin1
- 25 апреля 2020 в 10:55
- ↑
- ↓
Вы на гонки собрались, у Вас вилка пробивает, не хватает регулировок, ощущаете разницу в поведении мотоцикла в +10 и в +30, в чём проблема?
Честно говоря, вот прямо сейчас, проблема в том, что я себе поставил задачу сделать так, чтобы вилка работала одинаково в разных погодных условиях и задал офигенно простой и конкретный вопрос: какова формула? Но набежала куча умников, которые начали убеждать меня, что я разницу не почувствую, что я не гонщик, тем более не зимний мотокроссер и т.д. Ну господа, не про это спрашивают. Нечего сказать по существу — проходите мимо :)
Честно — это из разряда вопросов, которые я тоже сам себе задаю.
Наклон мотоцикла — на какой угол я могу его наклонить? При какой скорости и при какой температуре? Хотелось бы использовать практически весь диапазон возможности — при обычной езде 80-90%. Оставляя остаток для экстренных случаев.
Но не хочется методом тыка — имея риск повалять и себя и мот — приходить к этому.
Как посчитать и как контролировать это во время езды?
Наклон мотоцикла — на какой угол я могу его наклонить? При какой скорости и при какой температуре? Хотелось бы использовать практически весь диапазон возможности — при обычной езде 80-90%. Оставляя остаток для экстренных случаев.
Но не хочется методом тыка — имея риск повалять и себя и мот — приходить к этому.
Как посчитать и как контролировать это во время езды?
Не стёб. В этом году уже наверное не получится — на следующий год хочу посетить продвинутые курсы, на мотоцикле с боковой поддержкой — для отработки езды в наклоне.
Но минимум — это будет не мой мот, а все моты имеют разный угол наклона + разную подвеску = что сказывается на поведении в этом самом наклоне.
Был бы индикатор — как на трековых мотоциклах, с красной зоной наклона! :)
Но минимум — это будет не мой мот, а все моты имеют разный угол наклона + разную подвеску = что сказывается на поведении в этом самом наклоне.
Был бы индикатор — как на трековых мотоциклах, с красной зоной наклона! :)
Помимо вызкостец при температурах, есть ещё понятие индекс вязкости.и у каждого производителя масла он свой как и вязкости при t20 и t100.
Поищи в вопросах. Я недавно эту тему подримал. В итоге из доступного не дорогово выбрал эльф.
Пока ты будеш курить эту тему ты наткеншся на 3 лагеря:
1-лей чо в мануале
2-лью АТФ, стоит копейки и не парюсь.
3-мне родное незашло, я сделал гущее.
Поищи в вопросах. Я недавно эту тему подримал. В итоге из доступного не дорогово выбрал эльф.
Пока ты будеш курить эту тему ты наткеншся на 3 лагеря:
1-лей чо в мануале
2-лью АТФ, стоит копейки и не парюсь.
3-мне родное незашло, я сделал гущее.
Про индекс вязкости я в курсе, конечно же. Собственно, этот самый индекс вязкости высчитывается как раз исходя из вязкости при разных температурах ;) В вопросах искал, ничего достаточно толкового не нашел, поэтому и задал.
И свой он даже не просто у производителя, а у разных масел линейки. Взять например эльфа десятку:
Elf Moto Fork Oil (10)
20: 98,09
40: 47,00
100: 8,30
VI: 153
Elf Moto Fork Oil SYN (10)
20: 96,93
40: 45,40
100: 7,60
VI: 135
Хотя, надо сказать, показатели весьма близкие, но всё же разные. Ещё большая разница заметна в дешёвой и дорогой линейке мотюля, например. Или у того же IPONE есть совершенно разные масла.
И свой он даже не просто у производителя, а у разных масел линейки. Взять например эльфа десятку:
Elf Moto Fork Oil (10)
20: 98,09
40: 47,00
100: 8,30
VI: 153
Elf Moto Fork Oil SYN (10)
20: 96,93
40: 45,40
100: 7,60
VI: 135
Хотя, надо сказать, показатели весьма близкие, но всё же разные. Ещё большая разница заметна в дешёвой и дорогой линейке мотюля, например. Или у того же IPONE есть совершенно разные масла.
- hrenov_drumm
- 25 апреля 2020 в 18:42
- ↓
Вот тебе делать-то ничего, в самом деле. Скажи, для чего именно тебе это знание?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять ответы и комментировать их.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Ответы (10)
свернуть / развернуть