Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Формула зависимости вязкости масла от температуры

Озаботился вопросом выбора правильного масла в вилку. Оказалось, что написанное в мануале число 10W обозначает индекс вязкости при 100С, при которых передняя вилка работает крайне редко. Второй указываемый для некоторых масел показатель вязкости при 40 вроде как ближе к температуре эксплуатации, но скорее всего, к летнему режиму. А езжу я при температурах от 0С…

И тут возникает задача: Подобрать такое масло, которое было бы ближе всего к параметрам кинематической вязкости, определённым производителем, при средней эксплуатационной температуре. Думаю, в наших широтах это около 30С. И при этом необходимо, чтобы эти свойства как можно меньше менялись при температурах от 0 до +60.

Что имеется: Таблица с маслами, у которых указана вязкость при 40С и при 100С, посчитан индекс изменения вязкости. По сути, чуть дополненные материалы с этого сайта.

Хочу получить полные кривые вязкости на основе этих данных, но пока не очень понимаю, как именно. Если кто может подсказать формулу — буду благодарен. О результатах потом напишу.
  • adivinusadivinus
  • Алексей
  • 24 апреля 2020 в 12:10
  • ?
+1
gretsch6120
Вязкость при такой-то температуре применяется для сравнения свойств масел.
В мануале обычно указывают в каких диапазонах температур можно эксплуатировать мотоцикл, следовательно, масло рекомендованное заводом подходит для этих температур.
Если эксплуатируешь на более низких температурах используешь более жидкое масло.
adivinus
Всё написанное, во-первых, написано про моторные масла, а не про вилочные. Во-вторых, для моторов жидкостного охлаждения не является верным, т.к. существует понятие рабочей температуры.

Для всех масел существует понятие индекса вязкости, для вилочных оно является наиболее важным.

Впрочем, спасибо за ответ. Помечу его решением, потому как решение только что нашел сам, а самому себе отвечать по какой-то причине нельзя.

Итак:
Имеем вязкость V40 при 40С и V100 при 100С.
Считаем его вязкость при произвольной температуре Т:
1) Е = ln(V40/V100) / (1/(273+40)-1/(273+100)
2) A = V40 / exp(E/(273+40))
3) V = A*exp(E/(273+T))
gretsch6120
www.motorex.com/fileadmin/_pim_product_sheets_/en/RACING_FORK_OIL_10W_EN.pdf
Паспорт продукта! (можно на все масла найти)
По мотюлю правильно
adivinus
Прочти вопрос или не отвечай, пожалуйста. В паспорте написана как правило температура в двух точках. Где там вязкость при 20?
Yamahin
Если вспомнить аксиому «Через 2 точки можно провести прямую и при этом только одну», то становится ясно, зачем указывается вязкость при 40 и 100 градусах. В этом диапазоне она линейна. А вот при 20ти уже нужно смотреть график.
adivinus
Это квалифицированное утверждение? Вот из-за таких маслосрача и разводятся ;)
Yamahin
Да, это квалифицированное утверждение. Далеко не каждый маслопрофессионал это знает.
adivinus
Ну вот что может быть проще: не уверен — не утверждай. Маслопрофессионал :)
image440f1fe74a976116.png
Yamahin
Ну дак это и изображено на графике! Отклонения минимальны и ни на что не влияют. Так что, не утверждай, маслопрофессионал. Я более чем уверен, что вы понятия не имеете, для чего указывают вязкость при 40 и именно почему при 40. Вообще, в гугле будет дофига графиков, где будет все, как я описал.
adivinus
Блин) Ну линейку приложи чтоль :)) Посмотри на максимальное отклонение. Получится треть от линейной функции. С тем же успехом, можно вообще забить на это всё.
Yamahin
Вот приложи линейку и посмотри отклонения. Они не значат ничего. Этой методикой пользуются все. Первоначальное построение графика делается именно так. И все же расскажите, для чего пишут вязкость при 40 градусах?
+3
capitan_amer
IMHO если не учавстувешь в зимнем мотокросс, нет смысла лить кроме рекомендованного мануала
adivinus
Ну вот у меня мануалом рекомендовано масло 10W. Сравним вязкость двух масел 10W:

Motorex Racing Fork Oil (10W)
Вязкость при 20: 106,56
Вязкость при 40: 52,50
Вязкость при 100: 9,90
MOTUL Fork Oil Expert 10W
Вязкость при 20: 76,16
Вязкость при 40: 35,90
Вязкость при 100: 6,10

Оба они 10W. Возьмём до кучи вязкость при +20С (плюс, не минус) и +40С ряда масел, имеющих одну и ту же вязкость (в диапазоне 9,8-10,2) при 100С, по которой их обычно маркируют:
Spectro. Golden (Very Light)
40,03
26,40
Bel-Ray HVI (10wt)
55,96
33,50
Red Line High Temp ATF
110,16
53,90
Motorex Racing Fork Oil (10W)
106,56
52,50
Motul Fork Oil. Comfort (Heavy. 15-20)
185,36
77,90

IMHO, разница достаточно существенна, при очень далёких от зимнего мотокросса условиях.
gretsch6120
По моторексу косяк
adivinus
Действительно косяк, поправил. Подскажи, какая там вязкость при 20С по паспорту продукта?
gretsch6120
0.89
adivinus
Ага… То есть вязкость при:
20 °C 0.890
40 °C 49.5
100 °C 12.1

То есть при +20 вязкость резко становится меньше, потом растёт к 40, а ближе к 100 опять падает, я всё верно понимаю?)
gretsch6120
Посмотрев еще раз паспорт и вспомня английский понял, что при 20ти указывается плотность)
Короче в данной теме много непонятного.
И главный вопрос, при эксплуатации мота в 0 в подвески будет движение, а следовательно температура масла будет не 0, а больше.
PS как ма мало знаем о масле не смотря на кучу масло срачей.
adivinus
Ну вот и я про то, и именно про это я и спрашивал :) Как имея неполные данные в паспорте рассчитать полные. Писали б они ещё при 0 и при 20 — голова бы не болела. Формула есть выше, теперь у меня есть отличный список масел, наверное, из сотни, с кривыми вязкости и возможностью фильтрации. Думал запилить тут пост на этот счёт, но судя по количеству минусов в вопросе это не интересно никому. Посмотрим, может, решусь.

А так, если интересно кому — пишите в ЛС, скину что получилось.
adivinus
И главный вопрос, при эксплуатации мота в 0 в подвески будет движение, а следовательно температура масла будет не 0, а больше.
По показаниям пальциметра сразу после продубаса 100+ км/ч по грунтовке при +7, температура перьев и ломов вилки была около 20С. Думаю, масло чуть теплее, но не критично, и можно считать, что температура равна уличной или градусов на 30 больше, в зависимости от дороги и того, насколько обдувается вилка.

То есть наверное от 10 по асфальту при околонулевых до 70 при медленной езде с крупными неровностями. А может, и 100, как писали ниже…
+1
LIMUR
  • LIMUR
  • 24 апреля 2020 в 14:55
Вряд ли ты почувствуешь разницу, обычное масло в китайском скутере нормально работает всю зиму в вилке, а потом и летом, никакой разницы нету. Езди как ездил и мозг себе этим не забивай)
adivinus
Ну скорее всего это потому, что вилка в китайском скутере в принципе хреново работает при любой температуре :)
LIMUR
Зато очень чувствуется когда оно там плохое или отсутствует на этих скутерах.
К тому же на простом нормальном японском мотоцикле я не вижу тоже разницы в её работе в +30 и в -7 которые я не так давно ездил. Она просто работает как и должна.

И самое главное что-бы чувствовать разницу в работе вилки на уровне масла, я думаю надо быть как минимум серьёзным кольцевым или кроссовым гонщиком и ездить на очень дорогой подвеске, дойти до уровня когда под погоду и трассу ему приходится менять пружины и крутить настройки, вести сетап листы и за годы учится что-то в этом понимать и чувствовать. А разницу в текучести масла от разной погоды, хрен кто почувствует.
0
wd-33
  • wd-33
  • 24 апреля 2020 в 15:21
— Залей себе два разный масла 10В в вилку поочерёдно
— Пойми что разницу ты не видишь
— Профит!
adivinus
Метод тыка безусловно действенный, но не самый эффективный. Тупо перебирать плохо подходящие варианты может быть долго и дорого. И я не спрашивал про то, как подобрать масло. Вопрос про то, какая формула расчёта. И я её нашел, и всё что надо рассчитал, спасибо, можно на этом остановиться и не давать ответы не в тему.
RomanG
А как именно считать?
Предположим при наружной температуре +35 я поехал прокатиться вокруг озера — дорога равная. Вилка работает в «полурасслабленом режиме».
И второй выезд, при температуре +18 на равнине и +8 на перевале. Еду близко к максимуму, асфальт хреновый, куча подъемов-спусков, постоянные торможения — вилка работает также в режиме высокой производительности.

Причем в зависимости от работы вилки — масло будет иметь разную температуру. Как тут посчитать масло?
adivinus
А как именно считать?
Выше ж написал:
Итак:
Имеем вязкость V40 при 40С и V100 при 100С.
Считаем его вязкость при произвольной температуре Т:
1) Е = ln(V40/V100) / (1/(273+40)-1/(273+100)
2) A = V40 / exp(E/(273+40))
3) V = A*exp(E/(273+T))
RomanG
То есть работа выполняемая самой вилкой не учитывается?
adivinus
В смысле не учитывается?) Вилкой выполняется работа по гашению колебаний, она идёт на нагрев в т.ч. масла. Масло в зависимости от температуры меняет вязкость. Маслу в принципе пофиг, что именно его нагрело — солнышко, горячий воздух, или трение направляющих, или вязкое трение. От способа нагрева вязкость не меняется, важна температура.
+2
Sergusster
Вопрос из разряда: «Когда совсем нечем заняться на самоизоляции» :)
adivinus
А ответ из какого разряда? :)
0
vasyapupkin1
Вообще не понял для чего это, рекомендованное масло заводом, так же как и рекомендованные заводом настройки, рекомедованны для прогретого масла. Плюс к этому температура в +100 не такая уж и редкость. В вилке трение + нагрев дорожного полотна + нагрев резины + нагрев тормозных суппортов, если всё это сложить, то температура масла в вилке далеко за 40. И температура окружающей среды влияет на вязкость разве что в начале пути.
adivinus
Так «прогретого» до какой температуры? Кажется, это всё средняя температура по палате. А я хочу подобрать идеальное решение для моих условий.

Понимаю что не показатель, но после 10-минутного жесткого продубаса по грунтовке в +7 трогал вилку, она субъективно была градусов 20. Не думаю, что при такой температуре разогреется до 100С. Но допускаю, что +20 к температуре окружающей среды вполне может. И в +35, да на солнышке, будет уже за 60, а если ехать помедленнее и в более оффроадных условиях то может и больше, это да. Но опять же, там нет системы терморегуляции, и температура масла сильно зависит от температуры окружающей среды.
vasyapupkin1
10мин вооще не прказатель. 500 — 700гр масла за десять минут даже не на каждой плите в кастрюле до ста не нагреешь.
adivinus
Так «прогретого» до какой температуры?
vasyapupkin1
Вы на гонки собрались, у Вас вилка пробивает, не хватает регулировок, ощущаете разницу в поведении мотоцикла в +10 и в +30, в чём проблема?
adivinus
Честно говоря, вот прямо сейчас, проблема в том, что я себе поставил задачу сделать так, чтобы вилка работала одинаково в разных погодных условиях и задал офигенно простой и конкретный вопрос: какова формула? Но набежала куча умников, которые начали убеждать меня, что я разницу не почувствую, что я не гонщик, тем более не зимний мотокроссер и т.д. Ну господа, не про это спрашивают. Нечего сказать по существу — проходите мимо :)
RomanG
Честно — это из разряда вопросов, которые я тоже сам себе задаю.
Наклон мотоцикла — на какой угол я могу его наклонить? При какой скорости и при какой температуре? Хотелось бы использовать практически весь диапазон возможности — при обычной езде 80-90%. Оставляя остаток для экстренных случаев.
Но не хочется методом тыка — имея риск повалять и себя и мот — приходить к этому.
Как посчитать и как контролировать это во время езды?
adivinus
О, про это была кажется книжка с формулами и графиками, на английском.
Посмотри видео про трейлбрейкинг, переведённое коллегой по байкпосту, «почему трейлбрейкинг нужен на ДОП», там в конце отсылка к книге этой.

Если твой комментарий — это не стёб, конечно.
RomanG
Не стёб. В этом году уже наверное не получится — на следующий год хочу посетить продвинутые курсы, на мотоцикле с боковой поддержкой — для отработки езды в наклоне.
Но минимум — это будет не мой мот, а все моты имеют разный угол наклона + разную подвеску = что сказывается на поведении в этом самом наклоне.

Был бы индикатор — как на трековых мотоциклах, с красной зоной наклона! :)
vasyapupkin1
И всё таки это «от нечего делать». Так я и думал.
0
Taiger
Помимо вызкостец при температурах, есть ещё понятие индекс вязкости.и у каждого производителя масла он свой как и вязкости при t20 и t100.
Поищи в вопросах. Я недавно эту тему подримал. В итоге из доступного не дорогово выбрал эльф.

Пока ты будеш курить эту тему ты наткеншся на 3 лагеря:
1-лей чо в мануале
2-лью АТФ, стоит копейки и не парюсь.
3-мне родное незашло, я сделал гущее.
adivinus
Про индекс вязкости я в курсе, конечно же. Собственно, этот самый индекс вязкости высчитывается как раз исходя из вязкости при разных температурах ;) В вопросах искал, ничего достаточно толкового не нашел, поэтому и задал.

И свой он даже не просто у производителя, а у разных масел линейки. Взять например эльфа десятку:
Elf Moto Fork Oil (10)
20: 98,09
40: 47,00
100: 8,30
VI: 153
Elf Moto Fork Oil SYN (10)
20: 96,93
40: 45,40
100: 7,60
VI: 135

Хотя, надо сказать, показатели весьма близкие, но всё же разные. Ещё большая разница заметна в дешёвой и дорогой линейке мотюля, например. Или у того же IPONE есть совершенно разные масла.
0
hrenov_drumm
Вот тебе делать-то ничего, в самом деле. Скажи, для чего именно тебе это знание?
adivinus
Опубликовал пост на этот счёт, там размышления и результаты.
Taiger
Мой пост назывался очередная тема про масло.
Если покапаться в интернете. Можно найти кучу табличек с вязкостями кучи масел. Но все таблички 4-7 летней давности.
adivinus
Найди табличку с вязкостью масел для вилок при 10 градусах по цельсию. Хоть одну. Ну, кроме моей :)
Taiger
Не будет ее. Везде 20. И 40. Ибо так указывает производитель. Я в то время 2 недели интернет штурмовал )
Taiger
adivinus
Вот именно поэтому вопрос и задан.
0
flamedeath
просто залей атф
0
Chinolog
Открою секрет. Во многих вилках на так важна вязкость как объем масла.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять ответы и комментировать их. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна