Проблема с электрикой
Коллеги, нужны свежие мысли :)
Имеем мопэд. На нём стоит не слишком живой аккумулятор, в который месяц назад Imax B6 залил 8000 и слил 6000 махов. Т.е. грубо около половины ёмкости (должно быть 14 ахов). Хотя я не знаю, правильно ли Imax B6 определяет, в какой момент надо перестать его разряжать, т.е. может быть полезная ёмкость свинцово-кислотных аккумов должна определяться от более высокого напряжения, чем это делает Imax.
Также на этом мопэде есть, разумеется, реле-регулятор и генератор. Напряжение бортовой сети на холостых — 13.3 вольта. На 4000 оборотов — 13.9. На 5000 оборотов (а именно на этой цифре рекомендуется замерять напряжение) — 13.4 (т.е. напруга понижается с повышением оборотов).
Всё это ведёт к тому, что аккумулятор то нормально заряжается, то по-видимому не очень. Иногда я приезжаю, подключаю его к Imax и зарядник мне говорит, что аккум уже не берёт заряд. А иногда я с утра завестись не могу, хотя мопэд в состоянии ожидания жрёт с аккума около 10 миллиампер с учётом сигналки.
Сейчас симптоматика такая: завожусь с джамп-стартера (внешний аккумулятор типа), напряжение бортовой сети явно дёргается, т.к. свет мерцает. Аккум толком не заряжается ни с зарядника, ни в мопэде. Зарядник заливает туда около 1500 махов, но с такого аккума завестись всё равно не получается, а по приезду в гараж аккум опять разряженный. На холостых обороты немного плавают, т.е. ощущение такое, что энергии не хватает на зажигание, но во время езды вроде не плавают, в глушаке тоже не бабахает (т.е. несгоревшей смеси вроде бы нет).
Генератор — безщёточный, т.е. постоянный магнит и трёхфазное кольцо из катушек.
Итак, вопросы:
1. Что думаете по поводу зарядки? Напряжение низковатое, как мне кажется, и очень подозрительно падение напряжения при повышении оборотов. Такой симптом характеризует износ щёток генератора, но у меня их нету :)
2. Аккум под замену — это ясно. Но будет ли новый аккум нормально заряжаться таким напряжением?
3. Чем закупаться? РР или обмотками генератора?
UPD Заменил аккумулятор. Осталась паранойя по поводу зарядки, т.к. напряжение бортовой сети не поменялось. На некоторых оборотах доходит до 13.1 вольт, это всё-таки мало.
Ткнулся в генератор, отцепив РР — всё прогнозируемо: 20 вольт на холостых, 50 вольт где-то в районе 4-5 тысяч оборотов.
Также прозвонил РР — все комбинации расположения диодов показываются правильно.
Однако! Когда я сажусь на фазы генератора с подключенным РР — генератор выдаёт 12 вольт переменки на холостых и 10(!) вольт на повышенных оборотах. Т.е. то ли РР его просаживает так люто, то ли генератор начинает пробивать (но почему только под нагрузкой?)
В общем, заказал новое РР и новые обмотки генератора.
Имеем мопэд. На нём стоит не слишком живой аккумулятор, в который месяц назад Imax B6 залил 8000 и слил 6000 махов. Т.е. грубо около половины ёмкости (должно быть 14 ахов). Хотя я не знаю, правильно ли Imax B6 определяет, в какой момент надо перестать его разряжать, т.е. может быть полезная ёмкость свинцово-кислотных аккумов должна определяться от более высокого напряжения, чем это делает Imax.
Также на этом мопэде есть, разумеется, реле-регулятор и генератор. Напряжение бортовой сети на холостых — 13.3 вольта. На 4000 оборотов — 13.9. На 5000 оборотов (а именно на этой цифре рекомендуется замерять напряжение) — 13.4 (т.е. напруга понижается с повышением оборотов).
Всё это ведёт к тому, что аккумулятор то нормально заряжается, то по-видимому не очень. Иногда я приезжаю, подключаю его к Imax и зарядник мне говорит, что аккум уже не берёт заряд. А иногда я с утра завестись не могу, хотя мопэд в состоянии ожидания жрёт с аккума около 10 миллиампер с учётом сигналки.
Сейчас симптоматика такая: завожусь с джамп-стартера (внешний аккумулятор типа), напряжение бортовой сети явно дёргается, т.к. свет мерцает. Аккум толком не заряжается ни с зарядника, ни в мопэде. Зарядник заливает туда около 1500 махов, но с такого аккума завестись всё равно не получается, а по приезду в гараж аккум опять разряженный. На холостых обороты немного плавают, т.е. ощущение такое, что энергии не хватает на зажигание, но во время езды вроде не плавают, в глушаке тоже не бабахает (т.е. несгоревшей смеси вроде бы нет).
Генератор — безщёточный, т.е. постоянный магнит и трёхфазное кольцо из катушек.
Итак, вопросы:
1. Что думаете по поводу зарядки? Напряжение низковатое, как мне кажется, и очень подозрительно падение напряжения при повышении оборотов. Такой симптом характеризует износ щёток генератора, но у меня их нету :)
2. Аккум под замену — это ясно. Но будет ли новый аккум нормально заряжаться таким напряжением?
3. Чем закупаться? РР или обмотками генератора?
UPD Заменил аккумулятор. Осталась паранойя по поводу зарядки, т.к. напряжение бортовой сети не поменялось. На некоторых оборотах доходит до 13.1 вольт, это всё-таки мало.
Ткнулся в генератор, отцепив РР — всё прогнозируемо: 20 вольт на холостых, 50 вольт где-то в районе 4-5 тысяч оборотов.
Также прозвонил РР — все комбинации расположения диодов показываются правильно.
Однако! Когда я сажусь на фазы генератора с подключенным РР — генератор выдаёт 12 вольт переменки на холостых и 10(!) вольт на повышенных оборотах. Т.е. то ли РР его просаживает так люто, то ли генератор начинает пробивать (но почему только под нагрузкой?)
В общем, заказал новое РР и новые обмотки генератора.
- Jah
- Борис
- 25 сентября 2016 в 15:06
- -1
Имею всегда в таких случаях простую мысль, заключающуюся в том что сперва надо менять всё то что отличается от рабочего, в данном случае это батарея.А там уже смотреть дальше.Не лишним будет открыть букварь и посмотреть в нём методику проверки системы заряда и значения напряжения на разных оборотах.
Я автору написал, напругу до реле, убедиться в отсутствии перекоса напряжения, может какая ни будь из 3 фаз не работает. может быть понадобиться отключение проводов от реле напряжения. По моему стандартная расцветка проводов, которые выходят из генератора до реле, желтого цвета. был случай на скутере даже разъем выкидывал, а провода опаивать.
ну не знаю… 13.2-13.4 это как бы «напряжение самоокупаемости». Потому как равно напряжению полностью заряженного аккумулятора. Т.е. зарядки особо и не будет. Как и разряда. Рекомендуется как бы «не ниже 13.8» (без нагрузки вообще иногда до 14.8-15 может быть)
Лично я, при таком напряжении, уже «нервничаю».
Я бы задумался о новом РР. И точно не «кетайском» — луше уж какой самопал. (кетай, в принципе, можно, но судя по тем «трупам», что я видел — их нужно конкретно допиливать, т.к. даже в полноценных РР (где не сэкономили на одной фазе. Угу. Бывает и такое) термоконтакта с охлаждением у тиристоров нет вообще, а потому держат они ватт 50 от силы. Потом из них выходит «волшебный синий дым», на котором, как известно, работает вся электроника)
ЗЫ. Уоттут немножко есть про то, что и как проверять
Лично я, при таком напряжении, уже «нервничаю».
Я бы задумался о новом РР. И точно не «кетайском» — луше уж какой самопал. (кетай, в принципе, можно, но судя по тем «трупам», что я видел — их нужно конкретно допиливать, т.к. даже в полноценных РР (где не сэкономили на одной фазе. Угу. Бывает и такое) термоконтакта с охлаждением у тиристоров нет вообще, а потому держат они ватт 50 от силы. Потом из них выходит «волшебный синий дым», на котором, как известно, работает вся электроника)
ЗЫ. Уоттут немножко есть про то, что и как проверять
Правильно, диоды и семисторы возможно вышли из строя, повторюсь, если АКБ исправен. Такое у меня было правда на 150сс скутере, реле слетело так, что в сеть перла переменка, хорошо хоть АКБ не убил. На китайца поставил китайское реле, сезон докатал, продал и покупатель к стати не жалуется. Но до этого система зарядки была переделана. Генератор перемотан, сечение провода увеличено, выходное напряжение уменьшено, благодаря этому облегчился рабочий режим реле.
Может быть, но, я с такой проблемой не сталкивался, но, я знаю, что на пути генератора стоит реле напряжения, а потом АКБ. Если с АКБ все нормально и генератор вырабатывает напряжение на всех фазах без явных перекосов, тогда виновато реле. Не зная схемотехники, про это можно долго рассуждать. По исправности методом прозвонки плохо ориентироваться, вы просто прозваниваете диодный мост. Как прозвонить силовые симисторы, которые закорачивают избыток напряжения на массу, я не знаю. На своем мотоцикле, (Хонда АХ-1)как то раз попытался, правда на ощупь, проверить рабочую температуру реле, после кратковременной поездки(примерно минут 7-10) в 30 градусную жару, при полностью заряженном АКБ+без лишних потребителей. При прибытии на место, я просто прикоснулся к радиатору рукой, температура радиатора была примерно градусов 60-65, ладонь руки такую температуру терпит, но уже с трудом. После этого возникла идея добавить радиатор, когда открутил реле, я просто офигел, радиатор оказался не сплошной, там где предполагается находилась плата, это место было залито компаудом и компауд был потресканный, сразу видно, что от температуры. Я понимаю, что силовые элементы прислонены к металлическому корпусу радиатора, но место залитое этой массой, как не показалось плохо отдает тепло. К стати, между этой массы о опорной пластиной из метала оказался зазор в 1-1.5мм. Я взял вырезал из подходящего по толщине пластинки алюминия, квадратик по размеру компаудного пятака, нанес кремниевой смазки и все это с дополнительным радиатором и опорной пластиной поставил на место. После контрольной поездки, при такой же температуре воздуха, температура корпуса реле стала 35-40 градусов. Я понимаю, что это все примерно, НО даже с включенным дальним, лампа Н7 на 55 ватт, температура корпуса реле, как мне показалось не повышалась. дополнительный радиатор по размерам значительно превосходит заводской. Кому интересно могу выслать фото.
Опорное напряжение скорее всего выполняет какой нибудь стабилитрон, но будем называть его промежуточным звеном, стабилитрон в принципе не может держать большие токи. Эту функцию на себя берут тиристоры или симисторы, они подкорачивают излишек напряжения на массу, конечно странный метод, но зато генератор, без щеточный. Я сам даже не могу представить, как это так, закорачивая на массу излишек напряжения, радиоэлементы работают. В сетях пишут много и расплывчато(может искать не умею), но, я думаю, что это связано с очень большой частотой переключения, может по этому редко, что выходит из строя. Может, я и не прав.
Вдруг кому-то пригодится мой опыт, резюмирую:
Симптомы: напряжение бортовой сети при повышении оборотов падало ниже 13 вольт, при этом на холостых — 13 с небольшим, т.е. достаточно. В результате при езде по пробкам аккум заряжался (т.к. я не езжу в междурядье, на холостых напряжения хватало для зарядки). Заменил аккумулятор, симптоматика сгладилась (т.е. уже не было опасности встать где-нибудь с пустым аккумом), но напряжения всё равно не хватало для зарядки.
Работа реле-регулятора признана неудовлетворительной: напряжения не хватает для полноценной зарядки аккума, а на некоторых оборотах оно даже ниже, чем на холостых.
Ввиду этого заменил реле-регулятор, теперь всё как надо. На холостых — 13 с небольшим, при достижении 4000 оборотов напряжение бортсети становится 14,2 и держится при повышении оборотов. РР заказывал из Италии, оно подходит к множеству итальянских мотов, скутеров и максиков, в том числе Aprilia, Gilera, Ducati, Piaggio. Стоимость примерно 3000 рублей с доставкой.
У кого будут вопросы — пишите в личку, буду рад помочь.
Симптомы: напряжение бортовой сети при повышении оборотов падало ниже 13 вольт, при этом на холостых — 13 с небольшим, т.е. достаточно. В результате при езде по пробкам аккум заряжался (т.к. я не езжу в междурядье, на холостых напряжения хватало для зарядки). Заменил аккумулятор, симптоматика сгладилась (т.е. уже не было опасности встать где-нибудь с пустым аккумом), но напряжения всё равно не хватало для зарядки.
Работа реле-регулятора признана неудовлетворительной: напряжения не хватает для полноценной зарядки аккума, а на некоторых оборотах оно даже ниже, чем на холостых.
Ввиду этого заменил реле-регулятор, теперь всё как надо. На холостых — 13 с небольшим, при достижении 4000 оборотов напряжение бортсети становится 14,2 и держится при повышении оборотов. РР заказывал из Италии, оно подходит к множеству итальянских мотов, скутеров и максиков, в том числе Aprilia, Gilera, Ducati, Piaggio. Стоимость примерно 3000 рублей с доставкой.
У кого будут вопросы — пишите в личку, буду рад помочь.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять ответы и комментировать их.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Ответы (8)
свернуть / развернуть