Скорее всего Reape, под словом поворот, имел ввиду наклон… Контрруление инициирует наклон мотоцикла в ту или иную сторону. Если уж быть совсем точным, оно инициирует изменение угла наклона мотоцикла. В приведенном примере вы абсолютно правы, вопрос только в физической природе этого явления — на изменение угла наклона влияет не столько гироскопический эффект колеса, сколько соотношение центробежной силы и силы тяжести. Пока вы пишете дугу в наклоне, эти две силы уравновешивают друг друга. Надавив на внешнюю ручку, вы на мгновение увеличиваете кривизну траектори, а соответственно и центробежную силу. Центробежная сила, превосходя силу тяжести, поднимает мотоцикл из наклона. Надавив на внутреннюю ручку, вы на долю секнуды спрямляете траекторию, что уменьшает центробежную силу и сила тяжести, получив преимущество, наклоняет мотоцикл к земле.
На малых скоростях, все происходит по тем же законам, просто проявляется несколько иначе. Вы едете прямо, байк вертикален. Попробуйте повернуть, не наклонившись в поврот — что будет? Центробежная сила вас орокинет! По этому вы вынуждены наклониться, дабы уравновесить опрокидывающий момент, силой тяжести.
Но вы наклонились слишком сильно и начинаете падать! Каковы ваши действия?! Вы довернете руль внутрь поворота. Тем самым вы уменьшите радиус, а соответсвенно увеличете центробежную силу, которая, превысив силу тяжести, не даст вам упасть.
Думаю имеет смысл сделать некоторое уточнение касательно сил. Оперировать понятиями сила тяжести и центробежная сила не совсем корректно. Правильнее говорить момент силы тяжести/центробежной. Потому что опрокидывает мотоцикл именно момент этих сил, приложенных к центру масс мотоцикла. В качестве плеча выступает расстояние от центра масс до опорной поверхности.
При прямолинейном движении сила инерции равна нулю, в то время как сила тяжести всегда постоянна и нулю не равна. Но так как байк стоит вертикально, то момент силы тяжести равен нулю по причине нулевого плеча.
Полностью согласен с автором поста! Меня тоже никогда не устраивало обьяснение контрруления гироскопическим эффектом… Окончательно я осознал, что дело вовсе не в гироскопе, когда учил жену ездить на мотоцикле.
Проблема новичка, у кторого не было в детстве велосипеда — мотоцикл упорно не желает ехать в нужном направлении, начинает заваливаться в сторону, как следствие новичок едет туда, куда его повез мотоцикл или тормозит, боясь упасть. При этом попытка задать направление, поворотом руля в сторону желаемого движения, лишь усугбуляет ситуацию, приводя к окончательному заваливанию и как следствие остановке с ногами на асфальте. Решение элементарное — быстрый короткий поворот руля в сторону заваливания байка. Вуаля! Байк тут же встает вертикально… Конечно, по неопытности, в первых попытках байк проходит точку равновесия и начниает валиться в противоположную сторону, что корректируется точно так же — рулением в сторону падения. Как только человек осознает принцип, проблемы с рулением пропадают.
Почему так происходит? Явно дело не в гироскопе. При повороте руля в сторону заваливания байка, мы резко увеличиваем кривизну траектории, как следствие — рост центробежной силы, которая и поднимает байк.
С увеличением скорости все работает точно так же, независимо от направления движения и положения мотоцикла в пространстве.
АБС работает совсем не так просто, как вы теоретизируете — нет ни какого сравнения скорости вращения переднего и заднего колес))) Скорость вращения колеса в большей степени сравнивается сама с собой и с таблицами в памяти блока…
Я почему то, как адекватный водитель (я же адекватный, да?!), когда еду на авто, не стремлюсь обогнать всех, кто меня настораживает, мне как то достаточно держать дистанцию))) Ну и обогнать и скрыться в туманной дали, совсем не тоже самое, что обогнать и тут же тормозить для поворота во двор…
Есть такие уроды, которым в заднице щекочет, если не обгонят… Маршрутки этим частенько грешат — обгонят и тут же тормозят у остановки!!! Пару раз интересовался у таких деятелей, нахрена, если тебе все равно останавливаться? в чем бонус?! Кроме невнятного мычания, ни чего не услышал… Почему то для многих, мотоцикл, не летящий на сверхзвуке, как вызов к гонкам…
По поводу «неприветствующих»… У меня супруга — зеленый первосезонник и ей пока что совсем не до приветствий! Так что еду следом, приветствую за двоих))) По этому если вас проигнорировали на пустой прямой дороге — не обижайтесь, возможно человек второй раз в седле и у него две основных задачи — 1) не свалиться; 2) ехать примерно прямо…
Как это ни печально, начинаю замечать подобное за свои отцом… Конечно не такие вопиющие маневры, но все же! При чем непрерывного стажа у него скоро уже 50 лет и он всегда был для меня примером для подражания, но старость не радость — начал сдавать. Когда делаю ему замечание, он иногда искренне удивляется, что был не прав…
ИМХО — помимо нижней возрастной планки, нужно вводить и верхний предел возраста. Ну или хотя бы регулярную и строгую медкомиссию!
Дааа, погода сегодня и правда мерзопакостная!!! Это где у нас такой опасный район?!
И да, габарит в дождь видно совсем плохо, а в мокрые зеркала через мокрое стекло — совсем ни как не видно… Я давно взял себе за правило всегда, хоть солнце, хоть пасмурно (в дождь не езжу), ездить с дальним! Но кроме темного времени суток естественно))
А за серьезный экип на мопеде отдельный респект!!!)))
Ижак ижаком, но как же классно он выглядит!!! Балдею от вида таких мотоциклов))) У меня вторым мотиком Сузуки ВанВан 200 (все ни как не соберусь обзор на него сделать) — одно удовольствие по лесным дорожком на нем полетать, да и в городе как рыбешка в рифах! Вот только на трассе 16 коников грусть навевают…
опорной поверхноститочки опорыНа малых скоростях, все происходит по тем же законам, просто проявляется несколько иначе. Вы едете прямо, байк вертикален. Попробуйте повернуть, не наклонившись в поврот — что будет? Центробежная сила вас орокинет! По этому вы вынуждены наклониться, дабы уравновесить опрокидывающий момент, силой тяжести.
Но вы наклонились слишком сильно и начинаете падать! Каковы ваши действия?! Вы довернете руль внутрь поворота. Тем самым вы уменьшите радиус, а соответсвенно увеличете центробежную силу, которая, превысив силу тяжести, не даст вам упасть.
Думаю имеет смысл сделать некоторое уточнение касательно сил. Оперировать понятиями сила тяжести и центробежная сила не совсем корректно. Правильнее говорить момент силы тяжести/центробежной. Потому что опрокидывает мотоцикл именно момент этих сил, приложенных к центру масс мотоцикла. В качестве плеча выступает расстояние от центра масс до опорной поверхности.
При прямолинейном движении сила инерции равна нулю, в то время как сила тяжести всегда постоянна и нулю не равна. Но так как байк стоит вертикально, то момент силы тяжести равен нулю по причине нулевого плеча.
Проблема новичка, у кторого не было в детстве велосипеда — мотоцикл упорно не желает ехать в нужном направлении, начинает заваливаться в сторону, как следствие новичок едет туда, куда его повез мотоцикл или тормозит, боясь упасть. При этом попытка задать направление, поворотом руля в сторону желаемого движения, лишь усугбуляет ситуацию, приводя к окончательному заваливанию и как следствие остановке с ногами на асфальте. Решение элементарное — быстрый короткий поворот руля в сторону заваливания байка. Вуаля! Байк тут же встает вертикально… Конечно, по неопытности, в первых попытках байк проходит точку равновесия и начниает валиться в противоположную сторону, что корректируется точно так же — рулением в сторону падения. Как только человек осознает принцип, проблемы с рулением пропадают.
Почему так происходит? Явно дело не в гироскопе. При повороте руля в сторону заваливания байка, мы резко увеличиваем кривизну траектории, как следствие — рост центробежной силы, которая и поднимает байк.
С увеличением скорости все работает точно так же, независимо от направления движения и положения мотоцикла в пространстве.
ИМХО — помимо нижней возрастной планки, нужно вводить и верхний предел возраста. Ну или хотя бы регулярную и строгую медкомиссию!
И да, габарит в дождь видно совсем плохо, а в мокрые зеркала через мокрое стекло — совсем ни как не видно… Я давно взял себе за правило всегда, хоть солнце, хоть пасмурно (в дождь не езжу), ездить с дальним! Но кроме темного времени суток естественно))
А за серьезный экип на мопеде отдельный респект!!!)))