Ну, сравните с тем же диавелем, супедюком или монстром… будет примерно то же самое. Оппозит немного грустненький, на фоне современных твинов. Оппозитные баварцы отличные моты, но движок не самая сильная их сторона.
Это вы просто не пробовали KTM и Дукати. Гусь и по движку и по рулежке — немного коровушка по сравнению с ними, особенно по движку. Впрочем, у него свои достоинства есть, и немалые. Но мяса в движке маловато, что ни говори… я в свое время именно потому его и не взял, он для меня немного пенсионерский, скучновато.
Стоппи никак не сокращает тормозной путь, а только увеличивает его. Поэтому если бы тормозил правильно, то остановился бы даже немного раньше, чем остановился путем переворота мотоцикла. Этого было достаточно для того, чтобы избежать столкновения в данном случае.
Соответственно, если бы на мотоцикле был антистоппи, это видео вообще не обсуждалось бы.
АБС это как последняя инстанция, но не как ни повседневный инструмент.
Очень распространенное и очень опасное заблуждение. Никаких «последних инстанций» при экстренном торможении нет, и быть не может. А срабатывание АБС — это ШТАТНАЯ ситуация, так работает тормозная система, и не надо ни в коем случае ей мешать, сделаете хуже. А особенно если при этом есть еще и маневрирование. И никакого «АБС не успевает среагировать» не бывает. АБС реагирует гораздо быстрее вас, во всех случаях, даже в наклонах и поворотах. Оптимальные настройки АБС в повороте другие, но это именно оптимум, и не более того.
Экстренное торможение «в пол» с одновременным маневром для уход от препятствия — ШТАТНЫЙ маневр на технике с АБС. Спас уже дохрена жизней. Сам практиковал такое очень много раз. Если вы не умеете этого делать, или не делаете из-за мусора в голове — вы сами себя подвергаете опасности. Это ваше право, но не надо эти глупости рассказывать новичкам, они верят и потом бьются. Потому что вместо торможения занимаются черт знает чем, типа избегания срабатывания АБС, и тому подобной херней.
АБС не отпустит тормоза ровно до тех пор, пока гребенка движется мимо датчика
Неверно. АБС снижает давление в тормозной магистрали не при блокировке, а при срыве колеса. Колесо при этом почти всегда продолжает вращаться. Полная блокировка при наличии АБС бывает редко, обычно это уже остановка ТС.
А при стоппи бывают разные ситуации, колесо может вращаться, или может быть заблокировано полностью. На сам стоппи, его причины и последствия, это особо не влияет.
За 34 года мотостажа как то странно, что не разобрался.
Так Антон просвяти, мож и правда что не знаю. Я легко обучаюсь, если что.
Олег, ну бывает, что тут скажешь… может быть потому, что с АБС у тебя были мотоциклы, которые неохотно идут в стоппи, тот же гусь, к примеру. Или может резина такая, что срыв переднего наступает раньше. Или мотоциклы с АБС имели антистоппи. Или еще что-то.
Но вообще-то заднее обычно идет вверх задолго до срыва и срабатывания АБС, то есть до АБС там дело вообще не доходит. И поэтому все равно, есть АБС или нет его.
Но есть одна ситуация, когда обычный АБС может сработать как антистоппи. Бывает нечасто, и при неправильном торможении. Можете сами попробовать догадаться.
Именно так и бывает в большинстве случаев. Собственно, все методики недопущения падения при срыве переднего основаны на том, что мотоциклист недотормаживает. Это особенно важно потому, что наиболее эффективное торможение происходит как раз на грани срыва (если не брать в расчет стоппи), а удержать тормозное усилие на этой грани вручную практически невозможно, особенно с учетом того что сцепление с дорогой величина непостоянная. АБС как раз и делает эту работу — удерживает тормозное усилие в районе нужного для срыва колеса, то есть близкое к оптимальному. Поэтому затормозить без АБС лучше, чем с ним, практически нереально.
Но если асфальт сухой, тормоза хорошие и резина в порядке, то для большинства мотоциклов оптимальное торможение происходит не на грани срыва переднего, а на грани стоппи, потому что заднее уходит вверх задолго до того, как срывается переднее. В идеале заднее должно быть полностью разгружено, но при этом не должно отрываться от дороги, сохраняя горизонтальное положение мотоцикла. Ни одна автоматическая система не может удержать его в таком положении, вручную это тоже невозможно. Поэтому если система гироскопическая, то заднее при торможении то отрывается, то опускается (алгоритм пытается держать в нуле угловую скорость), если это многоканальный АБС, то он держит заднее немного загруженным, настолько, чтобы на нем штатно работал АБС, и скорость вращения колес была одинаковой.
Есть еще один вариант, на самых последних мотоциклах. Это автовилли и автостоппи, то есть система предотвращает не стоппи, а только опрокидывание, т.е. она старается удержать мотоцикл в стоппи на определенном угле наклона вперед. Такие системы требуют уже не гироскопа, а полноценного IMU, то есть виртуальной стабилизированной платформы. В качестве входного сигнала уже не угловая скорость, а отклонение от истинной вертикали по каналу тангажа. Тоже ничего особенно сложного, не сложнее чем система стабилизации какого-нибудь квадрокоптера. Этот же IMU определяет наклоны мотоцикла и изменяет поведение АБС и TC.
Торможение при этом менее эффективно, но чего не сделаешь ради понтов :)
Да, именно поэтому антистоппи без гироскопа бывает только на интегрипованной тормозной системе. Но даже на ней нужен специальный алгоритм антистоппи, который растормаживает переднее в случае срыва заднего.
Дмитрий, тема сама по себе серьезная, увы. Потому что безопасность. Очень много народу побилось оттого, что ничего не понимает в данной теме и придумывает всякие мифы.
И для вас гироскоп еще более банальная штука :))))
Ответ в данной ситуации однозначный — при правильном торможении (то есть если бы не допустил опрокидывания) мотоциклист избежал бы аварии. Это следует из банальной физики. Все остальное, ребятки — это вы на месте придумываете, потому что ни хрена не понимаете эту самую физику.
Не сможет. Тестирование показывает, что «перетормозить» АБС не получается. Поэтому срабатывание АБС — это не ошибка, это штатный и очень эффективный метод торможения. Избегать его срабатывания не то что не нужно, а просто нельзя. Этому, кстати, учат в немецких мотошколах.
Гироскоп в наше время штука банальная и очень дешевая. Там обычная микромеханика. Но в данном случае имелась в виду банальность подхода, антистоппи предотвращает именно опрокидывание. Во втором случае отсутствие опрокидывания — просто побочный эффект, а система старается держать на дороге заднее колесо. Не только для того, чтобы мот не опрокинулся, но и для того чтобы сохранить управляемость. Эффективность торможения при этом чуть ниже, потому что передний ослабляется немного раньше. Зато остается полный контроль траектории.
И коллеги, не путайте блокировку и срыв. Срыв — это переход трения покоя в трение скольжения в паре колесо-дорога. А блокировка — это полная остановка вращения колеса. Так вот, АБС реагирует не на блокировку, а на срыв, и срабатывает не тогда, когда колесо останавливается, а тогда, когда оно замедляет свое вращение (относительно другого колеса). И АБС не «отпускает тормоза», а просто снижает тормозное усилие, ненамного, просто для того чтобы разогнать колесо обратно. Реальные колебания давления в системе при этом весьма небольшие (особенно на новых системах), и торможение продолжается и при работе АБС, причем очень эффективное торможение.
Блин, сколько же оказывается мифов вокруг АБС и стоппи…
Во первых, стоппи — это не на грани блокировки. К блокировке стоппи вообще не имеет отношения. Равно как стоппи не особенно зависит от тормозов и их настроек, от наличия или отсутствия АБС, и много от чего еще. Стоппи — это когда опрокидывающий момент на передней оси, возникающий в процессе тороможения, превышает момент, вызванный силой тяжести. То есть в первую очередь это геометрия мотоцикла, во вторую его развесовка, а дальше уже все остальное.
Все, что нужно от переднего тормоза, чтобы поставить мотоцикл в стоппи — это развить достаточное усилие торможения. От наличия или отсутствия АБС и настроек АБС это никак не зависит.
Причина, по которой мотоцикл не встает в стоппи только одна — это если тормозное усилие, которое можно развить на переднем, недостаточно для того, чтобы развить нужный опрокидывающий момент. Это может быть если у мотоцикла такая геометрия, или если сидит пассажир, или если сцепления переднего с дорогой недостаточно. В последнем случае переднее колесо при попытке поставить мот в стоппи просто сорвет, и если есть АБС, то он сработает. Т.е. АБС срабатывает не из-за стоппи, а и-за срыва переднего, штатным образом.
Теперь про антистоппи. Есть два основных варианта реализации этой функции. Первая банальная — гироскоп в районе центра тяжести мотоцикла. Система ослабляет тормозное усилие на переднем, если этим гироскопом фиксируется угловая скорость. То есть антистоппи банально не дает перевернуться, так же как это делает мотоциклист. Второй вариант задействует датчик заднего колеса, и ослабляет передний в том случае, если заднее резко теряет скорость вращения, что говорит о его отрыве. Этот вариант просто держит на дороге заднее колесо. И он кстати лучше, потому что сохраняет больше управляемости. Естественно АБС нужен многоканальный, и вообще это работает в случае интегрированных тормозов (потому что на заднем при этом обязательно должно быть тормозное усилие).
Антистоппи или делается производителем мотоцикла, или производителем АБС. Обычно это именно часть АБС, как я уже писал, его к примеру имеет бошевская девятка в средней и старшей версии. На некоторых мотоциклах, типа моего Мульта, эта функция работает только в дорожном и городском режиме. В некоторых мотах антистоппи вообще не отключается.
Я неоднократно ставил в стоппи мотоциклы с АБС. Один раз это стоило мне сломанной руки.
Не самый лучший вариант, и несмотря на обычные в таких случаях восторженные писки, никто по факту покупать это не будет, и очередной раз будет провал. Причины три:
1. Конструкция не модульная, в результате выбор из одного шлема, одной камеры и одной гарнитуры. И тут косяк — те, кому это неважно, вообще не берут гарнитуры и камеры, а те кто берут, хотят выбор больше.
2. Срок замены шлема, камеры и гарнитуры обычно разный, и причины замены разные. А тут только вместе все.
3. Никакой синергии. То есть ничего не выиграли, сделав интегрированное решение. Лучше от этой интеграции не стало, больше похоже на то, что стало хуже.
На мой взгляд, все это пока не пойдет. Во первых, нужно что-то реально модульное и совместимое, а во вторых надо что-то большее, чем просто запихать все в шлем, потому что оно и снаружи неплохо ставится.
У меня есть шлем со встроенной гарнитурой, Shuberth + Scala. Дурак был, что взял, теперь заменить гарнитуру — проблема. Собственно, сейчас буду менять шлем, причем в основном именно потому, что встроенная гарнитура мешается. И здесь, боюсь, будет такая же фигня.
Какое отношение имеет автомобильная электрика к мотоэлектронике? И как вообще соотносится опыт эксплуатации фиат панда с работой АБС какой-нибудь Ямахи на «щебенке»? Не придумывайте ерунды. Я уж не говорю про то, что в самом худшем случае, если у вас вдруг откажет тот же АБС, вы просто получите мотоцикл без АБС. Особенных проблем в этом нет, во всяком случае не больше, чем вы имеете прямо сейчас, когда АБС вообще нет.
Да, это немного дороже. И может быть, немного сложнее в эксплуатации (хотя этого не замечал, ни разу никакая электроника не отказывала). Но когда вы будете лечиться от травмы, ваше мнение о том, что такое «геморрой» быстренько поменяется на прямо противоположное.
Аналогично будет с экипом. Сейчас вам кажется, что это долго надевать и неудобно носить. В больничке узнаете, что такое на самом деле долго и неудобно. Особенно рекомендую аппарат Елизарова, очень прочищает мозг.
Ты так и не понял ничего…
Я езжу по Москве уже просто до хрена сезонов, я видел неадекватов на дороге наверное больше, чем ты машин вообще, и если бы я не умел предсказывать их поведение, давно был бы мертв. И я давно уже не делаю детских ошибок, не падаю на лежачих полицейских, не поскальзываюсь на соляре и не заваливаюсь на торможении. Но даже это не гарантирует ничего. Время от времени жизнь ставит в такие ситуации, когда полагаться приходится только на экип.
И тебя поставит. Только экипа не будет.
Ну а рассуждения про электронику — это даже не смешно, я уже над ними давно отсмеялся. Это я уже очень много раз слышал, каждый раз от тех, кто никогда ей не пользовался. Нафига вы себе изобретаете эти мифы, я понять не могу, наверное это комплексы.
Еще раз повторю, все эти твои рассуждения и мнения ничего не стоят, потому что это типичные рассуждения и мнения новичка (сам был такой же). А между тем, именно их ты и надеваешь вместо защиты, выходя из дома. Они и защитят соответственно.
Соответственно, если бы на мотоцикле был антистоппи, это видео вообще не обсуждалось бы.
Экстренное торможение «в пол» с одновременным маневром для уход от препятствия — ШТАТНЫЙ маневр на технике с АБС. Спас уже дохрена жизней. Сам практиковал такое очень много раз. Если вы не умеете этого делать, или не делаете из-за мусора в голове — вы сами себя подвергаете опасности. Это ваше право, но не надо эти глупости рассказывать новичкам, они верят и потом бьются. Потому что вместо торможения занимаются черт знает чем, типа избегания срабатывания АБС, и тому подобной херней.
А при стоппи бывают разные ситуации, колесо может вращаться, или может быть заблокировано полностью. На сам стоппи, его причины и последствия, это особо не влияет.
Но вообще-то заднее обычно идет вверх задолго до срыва и срабатывания АБС, то есть до АБС там дело вообще не доходит. И поэтому все равно, есть АБС или нет его.
Но есть одна ситуация, когда обычный АБС может сработать как антистоппи. Бывает нечасто, и при неправильном торможении. Можете сами попробовать догадаться.
Но если асфальт сухой, тормоза хорошие и резина в порядке, то для большинства мотоциклов оптимальное торможение происходит не на грани срыва переднего, а на грани стоппи, потому что заднее уходит вверх задолго до того, как срывается переднее. В идеале заднее должно быть полностью разгружено, но при этом не должно отрываться от дороги, сохраняя горизонтальное положение мотоцикла. Ни одна автоматическая система не может удержать его в таком положении, вручную это тоже невозможно. Поэтому если система гироскопическая, то заднее при торможении то отрывается, то опускается (алгоритм пытается держать в нуле угловую скорость), если это многоканальный АБС, то он держит заднее немного загруженным, настолько, чтобы на нем штатно работал АБС, и скорость вращения колес была одинаковой.
Есть еще один вариант, на самых последних мотоциклах. Это автовилли и автостоппи, то есть система предотвращает не стоппи, а только опрокидывание, т.е. она старается удержать мотоцикл в стоппи на определенном угле наклона вперед. Такие системы требуют уже не гироскопа, а полноценного IMU, то есть виртуальной стабилизированной платформы. В качестве входного сигнала уже не угловая скорость, а отклонение от истинной вертикали по каналу тангажа. Тоже ничего особенно сложного, не сложнее чем система стабилизации какого-нибудь квадрокоптера. Этот же IMU определяет наклоны мотоцикла и изменяет поведение АБС и TC.
Торможение при этом менее эффективно, но чего не сделаешь ради понтов :)
А почему вам кажется, что с комбинированной тормозной системой этого не получится?
И для вас гироскоп еще более банальная штука :))))
Во первых, стоппи — это не на грани блокировки. К блокировке стоппи вообще не имеет отношения. Равно как стоппи не особенно зависит от тормозов и их настроек, от наличия или отсутствия АБС, и много от чего еще. Стоппи — это когда опрокидывающий момент на передней оси, возникающий в процессе тороможения, превышает момент, вызванный силой тяжести. То есть в первую очередь это геометрия мотоцикла, во вторую его развесовка, а дальше уже все остальное.
Все, что нужно от переднего тормоза, чтобы поставить мотоцикл в стоппи — это развить достаточное усилие торможения. От наличия или отсутствия АБС и настроек АБС это никак не зависит.
Причина, по которой мотоцикл не встает в стоппи только одна — это если тормозное усилие, которое можно развить на переднем, недостаточно для того, чтобы развить нужный опрокидывающий момент. Это может быть если у мотоцикла такая геометрия, или если сидит пассажир, или если сцепления переднего с дорогой недостаточно. В последнем случае переднее колесо при попытке поставить мот в стоппи просто сорвет, и если есть АБС, то он сработает. Т.е. АБС срабатывает не из-за стоппи, а и-за срыва переднего, штатным образом.
Теперь про антистоппи. Есть два основных варианта реализации этой функции. Первая банальная — гироскоп в районе центра тяжести мотоцикла. Система ослабляет тормозное усилие на переднем, если этим гироскопом фиксируется угловая скорость. То есть антистоппи банально не дает перевернуться, так же как это делает мотоциклист. Второй вариант задействует датчик заднего колеса, и ослабляет передний в том случае, если заднее резко теряет скорость вращения, что говорит о его отрыве. Этот вариант просто держит на дороге заднее колесо. И он кстати лучше, потому что сохраняет больше управляемости. Естественно АБС нужен многоканальный, и вообще это работает в случае интегрированных тормозов (потому что на заднем при этом обязательно должно быть тормозное усилие).
Антистоппи или делается производителем мотоцикла, или производителем АБС. Обычно это именно часть АБС, как я уже писал, его к примеру имеет бошевская девятка в средней и старшей версии. На некоторых мотоциклах, типа моего Мульта, эта функция работает только в дорожном и городском режиме. В некоторых мотах антистоппи вообще не отключается.
Я неоднократно ставил в стоппи мотоциклы с АБС. Один раз это стоило мне сломанной руки.
1. Конструкция не модульная, в результате выбор из одного шлема, одной камеры и одной гарнитуры. И тут косяк — те, кому это неважно, вообще не берут гарнитуры и камеры, а те кто берут, хотят выбор больше.
2. Срок замены шлема, камеры и гарнитуры обычно разный, и причины замены разные. А тут только вместе все.
3. Никакой синергии. То есть ничего не выиграли, сделав интегрированное решение. Лучше от этой интеграции не стало, больше похоже на то, что стало хуже.
На мой взгляд, все это пока не пойдет. Во первых, нужно что-то реально модульное и совместимое, а во вторых надо что-то большее, чем просто запихать все в шлем, потому что оно и снаружи неплохо ставится.
У меня есть шлем со встроенной гарнитурой, Shuberth + Scala. Дурак был, что взял, теперь заменить гарнитуру — проблема. Собственно, сейчас буду менять шлем, причем в основном именно потому, что встроенная гарнитура мешается. И здесь, боюсь, будет такая же фигня.
Да, это немного дороже. И может быть, немного сложнее в эксплуатации (хотя этого не замечал, ни разу никакая электроника не отказывала). Но когда вы будете лечиться от травмы, ваше мнение о том, что такое «геморрой» быстренько поменяется на прямо противоположное.
Аналогично будет с экипом. Сейчас вам кажется, что это долго надевать и неудобно носить. В больничке узнаете, что такое на самом деле долго и неудобно. Особенно рекомендую аппарат Елизарова, очень прочищает мозг.
Я езжу по Москве уже просто до хрена сезонов, я видел неадекватов на дороге наверное больше, чем ты машин вообще, и если бы я не умел предсказывать их поведение, давно был бы мертв. И я давно уже не делаю детских ошибок, не падаю на лежачих полицейских, не поскальзываюсь на соляре и не заваливаюсь на торможении. Но даже это не гарантирует ничего. Время от времени жизнь ставит в такие ситуации, когда полагаться приходится только на экип.
И тебя поставит. Только экипа не будет.
Ну а рассуждения про электронику — это даже не смешно, я уже над ними давно отсмеялся. Это я уже очень много раз слышал, каждый раз от тех, кто никогда ей не пользовался. Нафига вы себе изобретаете эти мифы, я понять не могу, наверное это комплексы.
Еще раз повторю, все эти твои рассуждения и мнения ничего не стоят, потому что это типичные рассуждения и мнения новичка (сам был такой же). А между тем, именно их ты и надеваешь вместо защиты, выходя из дома. Они и защитят соответственно.