Ник Йенач. «Техника спортивной езды»
выдержки из книги-читаем все:
Глава 2
ОСНОВЫ ТОРМОЖЕНИЯ И РУЛЕНИЯ
Освойте их, чтобы остаться в живых, хотя учиться
поворачивать и тормозить вам придется всю жизнь
Грамотное вождение основано на двух главных навыках
— умении тормозить и умении поворачивать. Вы должны
постоянно их тренировать. Если кто-то внезапно начнет
поворачивать налево через вашу полосу, опытный
водитель сможет избежать аварии, а неопытный попадет
в нее при прочих равных. Тренируйте торможения и
повороты в каждой поездке — в воскресных покатушках,
гонках или поездках на работу.
Горную дорога или гоночный трек успешнее пройдет
тот, кто умеет тормозить и поворачивать. Тормоза — самая мощная часть мотоцикла. Именно эффективное
владение ими определяет, кто здесь главный — вы или
ваш байк. Грамотное торможение позволяет
контролировать скорость в повороте, обуздать табун лошадей в моторе и справится с паникой
в аварийной ситуации. Подружитесь с тормозами, и вы почувствуете как растет ваша
уверенность в себе.
НА ТОРМОЗАХ
Насколько быстро вы ездите? Представьте, что вы
катитесь воскресным утром среди кукурузных полей на
скорости 85 миль в час, время от времени выстреливая
до ста. А вы знаете, сколько времени займет остановка
со ста миль в час? А какое расстояние пройдет за это
время байк? Cycle World как-то раз провел замеры.
Оказалось, чтобы остановиться с 60-ти миль, байку
нужно в среднем 120 футов. И это на идеальном покрытии, прогретых шинах и с
профессионалом за рулем. Вы когда-нибудь тренировали остановку с такой скорости?
А не мешало бы вам потренироваться. Вдруг корова выйдет на дорогу через дырку в заборе?
Однако, большинство райдеров умеют хорошо откручивать ручку и совсем не умеют давить
на рычаг. Все потому, что эффективное торможение требует тренировок. Много тренировок.
Если вы ездите на скорости 100 миль в час, тренируйтесь останавливаться со 100 миль в час.
Делайте это каждую поездку, превратите тренировку в привычку. Найдите пустую парковку
или тихую дорогу и выясните, что могут ваши тормоза. Я тренирую торможение каждый
день, потому что часто катаюсь на разных мотоциклах из гаража журнала, в котором работаю.
Я выбираю время, когда за мной на дороге никого нет, и начинаю тормозить — сперва
несильно, пробуя тормоза, а потом по-настоящему, с высокой скорости. Готов поспорить, как
только вы узнаете какой тормозной путь вашего байка, вы будете поосторожней откручивать
газ.
Со временем вы поймете, как быстро может замедлиться байк. Это важное знание, оно
пригодится вам, когда потребуется предельно точная работа тормозами, например, для входа
в поворот. Вы поймете, как важно уметь достичь максимально замедления, той точки, когда
шины уже начинают визжать, но еще не блокируются. Вы поймете и значимость тонкой
работы с тормозами, когда ниже мы начнем говорить о trail braking (торможении в повороте)
и других сложных приемах. Вы должны полностью привыкнуть к тормозам.
ТРЕНИРУЕМ ТОРМОЖЕНИЕ
Для начала выберите прямой и ровный участок дороги и
наденьте полную защиту. Цель — добится устойчивого
навыка остановки на грани блокировки переднего и
заднего колес. Обратите внимание, что при торможении
вес перемещается вперед, заднее колесо разгружается,
поэтому передняя шина выполняет основную часть
работы. Но чем длиннее база мотоцикла, тем менее
разгружается зад, и тем больше работы может
выполнять задняя покрышка.
1. Сделайте несколько простых остановок с низкой
скорости.
2. Исследования показали, что совместное использование переднего и заднего тормозов
повышает эффективность. Однако многие водители вообще не пользуются задним тормозом — боятся заблокировать колесо или ошибочно полагают, что он не приносит много пользы.
Запомните, задний тормоз использовать можно, только осторожно. Некоторые мотоциклы
имеют очень хваткие задние тормоза, поэтому при максимальном замедлении, когда вилка
почти полностью сжата, легко переборщить с усилием на педали.
3. Давите на рычаг двумя пальцами — указательным и средним. Времена, когда нужно было
давить на рычаг всей пятерней, давно прошли, усилия двух пальцев вполне достаточно для
современных тормозных систем. Кроме того, если все пальцы лежат на рычаге, вы не сможете
сделать перегазовку при переключении вниз (мы обсудим перегазовку в шестой главе).
4. Давите на рычаг тормоза также, как на курок винтовки — плавно, а не
рывком. Резкое нажатие перегрузит пружины вилки, уменьшит дорожный
просвет, сорвет в юз переднее колесо или оторвет от земли заднее. Вы
должны научится удерживать переднее колесо на грани блокировки, когда
резина уже визжит, но колесо еще крутится. Если вы научились легко
делать это, можно поиграть и с блокировкой. Быстро сдавите рычаг еще
больше и немедленно приотпустите его, чтобы колесо снова раскрутилось.
Не переусердствуйте, заблокированное колесо очень быстро сносит вбок,
что приводит к лоусайду.
5. Заведите привычку держать пальцы на рычаге, если вы не откручиваете
газ до упора. Другими словами, если вы катитесь по городу, или
замедляетесь перед поворотом, положите пальцы на рычаг, это уменьшит время реакции.
6. Поэкспериментируйте с задним тормозами. Не топчите педаль, давите на нее плавно, пока
не услышите визг задней покрышки или не почувствуете, как зад начинает мотать.
(Некоторые производители делают такие тихие шины, что их не слышно даже когда зад уже
ходит ходуном). В блокировании зада на короткое время нет ничего страшного. С ним можно
справится двумя способами. Во-первых, можно рулем удерживать мотоцикл прямо, а во-
вторых, можно просто приотпустить педаль, чтобы заднее колесо раскрутилось. В аварийной
ситуации вы скорее всего не сможете себя заставить отпустить задний тормоз, поэтому лучше
тренировать руление. Хмммм… похоже кроссовый мотоцикл — лучший снаряд для отработки
этого навыка.
выдержки из книги-читаем все:
Глава 2
ОСНОВЫ ТОРМОЖЕНИЯ И РУЛЕНИЯ
Освойте их, чтобы остаться в живых, хотя учиться
поворачивать и тормозить вам придется всю жизнь
Грамотное вождение основано на двух главных навыках
— умении тормозить и умении поворачивать. Вы должны
постоянно их тренировать. Если кто-то внезапно начнет
поворачивать налево через вашу полосу, опытный
водитель сможет избежать аварии, а неопытный попадет
в нее при прочих равных. Тренируйте торможения и
повороты в каждой поездке — в воскресных покатушках,
гонках или поездках на работу.
Горную дорога или гоночный трек успешнее пройдет
тот, кто умеет тормозить и поворачивать. Тормоза — самая мощная часть мотоцикла. Именно эффективное
владение ими определяет, кто здесь главный — вы или
ваш байк. Грамотное торможение позволяет
контролировать скорость в повороте, обуздать табун лошадей в моторе и справится с паникой
в аварийной ситуации. Подружитесь с тормозами, и вы почувствуете как растет ваша
уверенность в себе.
НА ТОРМОЗАХ
Насколько быстро вы ездите? Представьте, что вы
катитесь воскресным утром среди кукурузных полей на
скорости 85 миль в час, время от времени выстреливая
до ста. А вы знаете, сколько времени займет остановка
со ста миль в час? А какое расстояние пройдет за это
время байк? Cycle World как-то раз провел замеры.
Оказалось, чтобы остановиться с 60-ти миль, байку
нужно в среднем 120 футов. И это на идеальном покрытии, прогретых шинах и с
профессионалом за рулем. Вы когда-нибудь тренировали остановку с такой скорости?
А не мешало бы вам потренироваться. Вдруг корова выйдет на дорогу через дырку в заборе?
Однако, большинство райдеров умеют хорошо откручивать ручку и совсем не умеют давить
на рычаг. Все потому, что эффективное торможение требует тренировок. Много тренировок.
Если вы ездите на скорости 100 миль в час, тренируйтесь останавливаться со 100 миль в час.
Делайте это каждую поездку, превратите тренировку в привычку. Найдите пустую парковку
или тихую дорогу и выясните, что могут ваши тормоза. Я тренирую торможение каждый
день, потому что часто катаюсь на разных мотоциклах из гаража журнала, в котором работаю.
Я выбираю время, когда за мной на дороге никого нет, и начинаю тормозить — сперва
несильно, пробуя тормоза, а потом по-настоящему, с высокой скорости. Готов поспорить, как
только вы узнаете какой тормозной путь вашего байка, вы будете поосторожней откручивать
газ.
Со временем вы поймете, как быстро может замедлиться байк. Это важное знание, оно
пригодится вам, когда потребуется предельно точная работа тормозами, например, для входа
в поворот. Вы поймете, как важно уметь достичь максимально замедления, той точки, когда
шины уже начинают визжать, но еще не блокируются. Вы поймете и значимость тонкой
работы с тормозами, когда ниже мы начнем говорить о trail braking (торможении в повороте)
и других сложных приемах. Вы должны полностью привыкнуть к тормозам.
ТРЕНИРУЕМ ТОРМОЖЕНИЕ
Для начала выберите прямой и ровный участок дороги и
наденьте полную защиту. Цель — добится устойчивого
навыка остановки на грани блокировки переднего и
заднего колес. Обратите внимание, что при торможении
вес перемещается вперед, заднее колесо разгружается,
поэтому передняя шина выполняет основную часть
работы. Но чем длиннее база мотоцикла, тем менее
разгружается зад, и тем больше работы может
выполнять задняя покрышка.
1. Сделайте несколько простых остановок с низкой
скорости.
2. Исследования показали, что совместное использование переднего и заднего тормозов
повышает эффективность. Однако многие водители вообще не пользуются задним тормозом — боятся заблокировать колесо или ошибочно полагают, что он не приносит много пользы.
Запомните, задний тормоз использовать можно, только осторожно. Некоторые мотоциклы
имеют очень хваткие задние тормоза, поэтому при максимальном замедлении, когда вилка
почти полностью сжата, легко переборщить с усилием на педали.
3. Давите на рычаг двумя пальцами — указательным и средним. Времена, когда нужно было
давить на рычаг всей пятерней, давно прошли, усилия двух пальцев вполне достаточно для
современных тормозных систем. Кроме того, если все пальцы лежат на рычаге, вы не сможете
сделать перегазовку при переключении вниз (мы обсудим перегазовку в шестой главе).
4. Давите на рычаг тормоза также, как на курок винтовки — плавно, а не
рывком. Резкое нажатие перегрузит пружины вилки, уменьшит дорожный
просвет, сорвет в юз переднее колесо или оторвет от земли заднее. Вы
должны научится удерживать переднее колесо на грани блокировки, когда
резина уже визжит, но колесо еще крутится. Если вы научились легко
делать это, можно поиграть и с блокировкой. Быстро сдавите рычаг еще
больше и немедленно приотпустите его, чтобы колесо снова раскрутилось.
Не переусердствуйте, заблокированное колесо очень быстро сносит вбок,
что приводит к лоусайду.
5. Заведите привычку держать пальцы на рычаге, если вы не откручиваете
газ до упора. Другими словами, если вы катитесь по городу, или
замедляетесь перед поворотом, положите пальцы на рычаг, это уменьшит время реакции.
6. Поэкспериментируйте с задним тормозами. Не топчите педаль, давите на нее плавно, пока
не услышите визг задней покрышки или не почувствуете, как зад начинает мотать.
(Некоторые производители делают такие тихие шины, что их не слышно даже когда зад уже
ходит ходуном). В блокировании зада на короткое время нет ничего страшного. С ним можно
справится двумя способами. Во-первых, можно рулем удерживать мотоцикл прямо, а во-
вторых, можно просто приотпустить педаль, чтобы заднее колесо раскрутилось. В аварийной
ситуации вы скорее всего не сможете себя заставить отпустить задний тормоз, поэтому лучше
тренировать руление. Хмммм… похоже кроссовый мотоцикл — лучший снаряд для отработки
этого навыка.