Ну, избавление от этих иллюзий как правило происходит в больнице. Хотя искренне рекомендую все-таки до этого не доводить, и избавиться от них пораньше. Иркутск конечно не Москва, но и у вас там тоже может прилететь из ниоткуда.
Да, конечно, я предпочту возможность экстренно затормозить. Я уже объяснял, почему. Могу объяснить еще раз. Дело в том, что я могу контролировать скорость входа в поворот, могу оценить опасность аквапланирования в этом случае, и с очень большой вероятностью смогу проходить повороты вполне безопасно, просто медленнее, чем на хорошей резине. Это будет плохо, некомфортно, и т.д., но относительно безопасно. Но есть ситуации, которые просто невозможно контролировать на ДОП. И как правило все они требуют именно экстренного торможения, причем с возможностью маневрировать при этом. И тут я на резину полагаться не могу, хотя она безусловно влияет. А вот на АБС — могу, и скорее всего тормозной путь на плохой резине с АБС будет меньше, чем на хорошей без АБС. Просто потому что с АБС я смогу использовать возможности резины в данной ситуации полностью, а без АБС не смогу — я не Валентино Росси, и просто недоторможу из предосторожности или не дай бог вообще заблокирую переднее. При чем это «недоторможу» будет на самом деле довольно большой величиной, скорее всего большей, чем разница в резине.
Преимущества при выполнении любой работы имеет человек, имеющий лучшие инструменты, и умеющий ими пользоваться. Эти преимущества не раз спасали мне здоровье, а как минимум один раз — жизнь. И еще раз, для тех кто в очень тяжелом танке. НИ У КОГО из рассуждающих здесь нет даже близко того опыта, на который можно реально положиться в случае экстренного торможения, неважно в каких условиях. Просто нет, сколько бы вы о нем не рассуждали. Ни у меня нет, ни у вас, ни у остальных участников. Мало того, его и не будет. Поэтому рассуждать о том, что вы на что-то там «положитесь» в случае отказа или отсутствия АБС бессмысленно, на самом деле ни на что, в лучшем случае на удачу. Не надо надеяться на то, чего на самом деле нет. Нет в 100% случаев, потому что откуда он возьмется? А АБС в 99.999% случаев у вас есть, если он вообще установлен и работал при начале движения.
Реальность гораздо проще, чем все эти рассуждения о человеке и технике с переходом на калькуляторы. Если у вас нет АБС, то вы в 99% случаев серьезного торможения просто недотормаживаете, особенно в условиях не очень хорошего сцепления с дорогой. В остальном 1% случаев блокируете переднее и падаете. Причем эта привычка недотормаживать укореняется очень крепко, и опасения пережать тормоз присутствуют всегда, даже тогда, когда сорвать переднее практически невозможно. Это очень хорошо видно даже по некоторым видео на этом сайте.
Причина сей проблемы проста. Мотоцикл сам по себе очень опасная штука при торможении, это для мотоцикла весьма непростой процесс, и любая ошибка в нем может стоить очень дорого. Тут особенно ничего не поделаешь, особенность двухколесной техники. Единственное, что помогает от того, чтобы мотоцикл при торможении не пытался вас убить — АБС. Да и то во многих случаях есть опасность перевернуться. Понятно что человек существо приспосабливающееся, и большинство вполне приспособились к этой особенности, они просто сильно недотормаживают, на всякий случай всегда. Отсюда же дурацкая привычка пользоваться для торможения задним тормозом, даже в опасных ситуациях — с ним гораздо меньше шансов фатально накосячить, и не так страшно тормозить. В результате большинство просто не знает, каков реальный тормозной путь их мотоцикла, и считает что он раза в два побольше, чем есть на самом деле. Это само по себе не особенная проблема — просто едут помедленнее, проблемы начинаются тогда, когда препятствие возникает неожиданно, и надо экстренно оттормаживаться, чем быстрее, тем лучше. Как правило при этом зажимается по привычке задний (и тут же теряется контроль траектории), после чего хаотично жамкается передний, разика так в два слабее, чем на самом деле можно. Зато дым из-под заднего идет красивый… после чего вся эта конструкция строго по прямой прилетает кому-нибудь в бочину или в задницу. Причем грусть тут в том, что практически любой, кто научился нажимать задний и не пережимать передний, автоматически считает, что он научился тормозить. На самом деле это крайне далеко от настоящего экстренного торможения, и все, чему он научился, это не падать сразу после начала торможения. Но тренировать реальные навыки негде, страшно, учиться не у кого, да и падать в процессе дороговато и страшновато. Поэтому на сем обучение торможению как правило заканчивается.
АБС не научит вас тормозить. Эта система просто сделает настоящее экстренное торможение реально возможным. Именно для вас, и именно там и тогда, когда это будет вам нужно. Для этого, естественно, нужно на АБС полагаться, так же как и на другие системы вашего мотоцикла. Например, на тормоза. Вы же не рассчитываете всерьез свои действия в расчете на отказ тормозов в любой момент? И не пытаетесь положиться вместо них «на себя», и на какие-то свои мифические навыки торможения без тормозов?
Конечно от такого спора вам лучше уйти. Потому что представления об управлении мотоциклом у вас похоже ровно столько же, сколько понимания физики этого процесса :)) Задающая, блин, масса :)))
Куда и что «не прожмет», автомобилист вы наш? Еще раз, для 400 килограммового мотоцикла пилот что 40 кг, что 80 — вообще без разницы. Он и так и так «катается сам по себе», на что и рассчитан. Или там что-то еще надо «прожать»? Ну так поделитесь, что?
Вот если 200 килограммовый дядя сядет на 120 килограммовый мотоцикл — будут проблемы. Но и то не фатальные, даже на таких с пассажирами ездят, и ничего.
Подвески 400 килограммового байка рассчитаны на 400 килограммовый байк. +-10% веса для такого мотоцикла не значит ничего, с точки зрения работы подвесок. Поэтому пожалуйста, не пишите глупости.
Конечно это раздолбайство. Но видно, что технику хотя бы с АБС вы никогда не эксплуатировали… Дело в том, что полагаться даже на самую распрекрасную резину в дождь нельзя, у любой есть свои пределы, и вы не можете их ни контролировать, ни даже предсказать (потому что дорога не трек). И гораздо безопаснее наткнуться на этот предел хотя бы и раньше, но без необратимых последствий, чем позже, но с возможным фатальным исходом. Тем более что с АБС вы достаточно легко сможете контролируемым образом выяснить, что может, а что не может ваша резина в таких условиях, без АБС придется полагаться на опыт, который с очень большой вероятностью подведет. И конечно, же, не стоит экономить ни на резине, ни на системах безопасности. Лучше сэкономить на классе мотоцикла, то есть просто не покупать то, что хотя и укладывается в бюджет, но вы не сможете относительно безопасно эксплуатировать.
Значит надо избегать не только мотоциклов без АБС, но и БМВ 115 и 1200 серий с АБС первого поколения. Потому что внезапный отказ тормозов — это уже за гранью.
Если мне надо будет прокатиться по сухому асфальту, я выберу хорошую резину, потому что знаю, что скорее всего АБС мне в этой ситуации будет менее полезен. Если это поездка в дождь или по непредсказуемому дорожному покрытию, то АБС, потому что в данном случае именно АБС может принести большую пользу. Но если это выбор, что купить, то однозначно АБС, потому что резину можно (и нужно) поменять.
А вообще вопрос дурацкий.
Ни разу не сталкивался и даже не слышал об отказе АБС, и каких-то проблемах из-за этого. Эта штука гораздо надежнее чем вам кажется.
И я вас уверяю, что никто из участников этой прекрасной дискуссии профессиональных навыков торможения на грани срыва в любых условиях не имеет. А только это может в какой-то степени заменить АБС. Если вы научились не пережимать передний тормоз, это не означает, что вы научились тормозить. Вы просто научились недотормаживать (как и большинство), и скорее всего сильно. Не надо путать это с правильным торможением.
Экстренное торможение как правило нужно тогда, когда кто-то другой на дороге накосячил так сильно, что это нужно срочно исправить. Свои ошибки лучше не исправлять, а не допускать. Но так как вы не на треке, а на ДОП, вы обязательно столкнетесь с последствиями чужих ошибок.
Даже одного диска более чем достаточно для блокировки переднего на мокром. Это автоматически означает, что если у вас нет почти профессионального опыта (а его нет, давайте будем честными), то вы просто не можете правильно затормозить в этих условиях даже на мопеде. Вы либо недотормозите, либо шлепнетесь. И то и другое может кончиться печально. Поэтому ЛЮБАЯ техника во многих странах оснащается АБС в обязательном порядке.
Для того, чтобы реально понять, где находится предел сцепления переднего колеса в разных условиях, надо раз двадцать упасть из-за блокировки переднего в контролируемых ситуациях. Но даже такой опыт скорее всего подведет при резком изменении сцепления с дорогой (масло, камушек, песок, яма, разметка, что угодно).
Девушка, вы забыли одну очень важную вещь, и это очень странно для человека с десятилетним стажем. Вы на дороге не одни, и далеко не всегда ситуации, в которые вы попадаете, зависят именно от вас. Слава богу, что вам пока что везло. Если хотите, могу вам привести пару примеров из личного опыта, и вы увидите, что и вы сами в любой момент можете оказаться ровно в том же положении. Безо всякого «режима трека». И вот тут я буду полагаться на реально работающую электронику, а вы, увы — на реально отсутствующий опыт настоящего экстренного торможения именно в этих условиях. Результат будет немного предсказуем. Что и происходит постоянно на дорогах.
Это означает что сначала вы думаете о предсказуемости, а потом уже — о ПДД. В таком приоритете. И сначала предсказываете действия других, а потом уже думаете, нарушают ли они правила.
О нет — есть очень бюджетные варианты с АБС. Большинство в РФ тупо выбирают себе технику, которую не могут себе позволить по своим навыкам. Что-нибудь постарше, зато побольше, покруче и покубатурнее. Потому что хочется, а не потому что при этом думают головой. А потом они пополняют статистику, или просто ездят, не используя, да и не зная возможностей этой техники.
Не занимайтесь демагогией. Допущение, что если есть АБС, то нет головы, и вообще это противопоставление — чистая демагогия и есть. С головой у тех, кто приобретает более безопасную технику, как раз лучше. 99% ездящих на технике без АБС даже близко не представляют возможностей тормозных систем своих мотоциклов, и в 99% случаев банально недотормаживают, а в 1% — падают. Вам пока что везло, и вы смогли «экстренно» тормозить, используя эти возможности не полностью. Рано или поздно этого может не хватить, потому что это на самом деле не экстренное торможение, а торможение в меру своего понимания (которое скорее всего оставляет желать лучшего). Жалеть потом будет уже поздно, а ремонтироваться и лечиться — дорого.
Наличие систем безопасности на мотоцикле — это не «заторможу если что», вы видимо просто никогда не эксплуатировали такую технику, и придумываете ерунду. Это понимание, что правильно тормозить нужно вот так. И уверенность в том, что в этом процессе мотоцикл вас не подведет, и вы можете заниматься более важными вещами, чем пытаться контролировать тормоза, не имея серьезного трекового опыта.
И если вы реально цените свою жизнь и здоровье, то вы не будете этим пренебрегать, просто потому что «нет денег» (наиболее частая причина) или «мотоцикл нравится». И уж тем более не станете убеждать в этом других. Именно поэтому во многих странах просто запрещена продажа мототехники без АБС.
Именно, суть ПДД в предсказуемости поведения на дороге. Поэтому, одно из основных правил — предсказывайте поведение других, и обязательно будьте предсказуемы сами, вне зависимости от ПДД. Это наверное вообще главное, что нужно делать на дороге, где кроме вас, есть еще кто-то.
Неа… Для того, чтобы отточить свои навыки до такого уровня, чтобы сравняться с современной электроникой, у вас уйдет два-три интенсивных сезона на треке, да и то в лучшем случае. Не переоценивайте себя. По факту получится гораздо проще и грустнее — вы просто не будете полностью использовать возможности, например, торможения, что может привести к печальным последствиям. Когда вы садитесь на мотоцикл с электроникой, вы просто получаете в руки другой инструмент, с другими возможностями. И эти возможности надо уметь использовать (тем более что это несложно), вместо того чтобы избегать ими пользоваться. Эти системы не для того, чтобы страховать вас от ошибок торможения, отнюдь. Они для того чтобы помочь вам избежать последствия совсем других ошибок, которые и приводят к необходимости экстренных мер. Т.е. прожать тормоза до срабатывания АБС — это не ошибка. Это абсолютно правильное их использование — торможение будет происходить, как и полагается, на грани срыва. Врукопашную вы скорее всего не сможете этого сделать, и просто будете недотормаживать. А потом ошибетесь и заблокируете. Аналогично антистоппи, вы просто не сможете настолько эффективно держать мотоцикл в правильном положении, и опять же, или будете недотормаживать, или перевернетесь, или как это бывает, будете двигаться скачками, удлиняя тормозной путь.
Дополнительная проблема еще и в том, что условия постоянно меняются (могут поменяться в рамках одного торможения, легко), и надо очень много опыта, чтобы к ним правильно приспосабливаться. Электронике этого не нужно, она работает по факту срыва, отрыва заднего, и т.д.
Самое главное, что дают такие системы — возможность сосредоточиться на гораздо более важных вещах, чем техника торможения. Например — на выборе траектории, попытках уйти от столкновения или падения, и т.д. То есть именно на том, чем и должен заниматься водитель, а правильно тормозить умеет и несложный электронный чип, вот пусть он этим и займется.
Вождение современного мотоцикла с системами активной безопасности реально безопаснее, чем мотоцикла без таких систем, и не стоит этим пренебрегать — все рассуждения «против» обычно исходят от людей, которые просто не понимают о чем речь, и как правило не имеют особенного опыта. Не занимайтесь самообманом. «Полагаться на себя» звучит конечно очень успокаивающе, но по факту если и есть что-то, на что вы не можете положиться по настоящему — так это именно вы, и ваши навыки в экстремальных ситуациях. У 99.99% мотоциклистов эти навыки и рядом не стояли с возможностями электронных систем. И ваши тоже. АБС и прочие системы безопасности — это не «примочки», это очень мощный инструмент, который при правильном применении может вас спасти. Для того он и сделан. Тем более что это не очень дорого (намного дешевле последствий отсутствия), и научиться пользоваться несложно, гораздо проще чем пытаться воспроизвести это самостоятельно. А что касается отказов подобных систем, то они менее вероятны, чем то что вы, к примеру, заснете за рулем мотоцикла.
Поэтому, раз уж тема про «выживание на ДОП», старайтесь приобретать безопасную технику. Мотоцикл и так штука опасная, зачем вам надо плюсом к тому ездить на том, что будет норовить вас убить в процессе обычного торможения?
Для примера, правильное экстренное торможение на современных мотоциклах работает следующим образом. Вы плавненько, но сильно нажимаете передний тормоз, после этого интегральные тормоза прихватывают задний, который начинает торможение (в отличие от переднего ему не надо продавливать подвеску), и нагружает передний, который в этот момент вступает в работу. На хорошей резине на сухом асфальте тормозное усилие на переднем будет увеличиваться до того момента, пока не будет полностью разгружено заднее колесо и не сработает антистоппи, удерживающий мотоцикл в горизонтальном положении до самого конца торможения. Если при этом переднее будет сорвано, вступит в работу передний АБС, который ослабит тормозное усилие, и будет удерживать переднее на грани срыва. При этом естественно заднее будет немного нагружено и тоже вступит в работу, и там тоже АБС, который будет держать на грани срыва и его (а срыв там будет обязательно). Вы при этом будете просто нажимать ручку переднего, больше ничего, и получите возможность спокойно выбирать траекторию (мотоцикл останется управляемым, хотя возможно будет небольшой контролируемый снос). При этом все эти процессы могут меняться с калейдоскопической скоростью, потому что сцепление в конкретных условиях может быть неоднородным (разметка попалась, ямка, еще что-то). «Врукопашную» вы все это просто не воспроизведете, или будете так сосредоточены на этом процессе, что об управлении просто забудете. Все это по собственному опыту, реально именно так и работает. И реально позволяет вытащить мотоцикл из такой задницы, из которой я бы даже не подумал, что можно выехать без всей этой электроники. Потом только одна мысль, «боже, как вообще все это возможно?». Однако, возможно. Я конечно не говорю, что при этом обязательно нужно в такую ситуацию попасть, но на дороге вы не одни, бывает всякое.
Они не откажут, это очень маловероятно. А вот вероятность что вы к примеру недотормозите из-за того что боитесь что АБС откажет — очень велика, и много аварий было именно по этой причине. В хороших школах учат именно полагаться на электронику (для того она там и стоит), а не избегать ее срабатывания. И если вы привыкли полагаться, к примеру, на АБС, то просто не надо садиться на мот, у которого этой системы нет. Впрочем на такие вообще не надо садиться — дороже выйдет, в конечном итоге.
А случай, когда современный АБС вам сможет помешать с вами просто никогда не случится — это из области очень экстремальной езды. Да и то последние поколения с датчиками поворота наклона избавились и от этой проблемы тоже.
Все АБС работают более или менее одинаково, и решают одну и ту же проблему, одинаковым способом. Они могут иметь разную частоту (чем выше тем лучше), и могут быть по разному настроены, например на моем Дукати настройки изменяются каждый раз при смене режима езды. У меня было много мотоциклов с АБС, все они были разные, но ни разу не было проблем от того что они работали не одинаково. Они все всегда работали, и всегда делали то что от них требовалось — предотвращали блокировку колес. Где-то раньше, где-то позже, где-то погрубее, где-то поплавнее, но всегда справлялись с этой задаче. Аналогично трекшен, и т.д.
Естественно, вы всегда должны знать, какие системы у вас есть, и соответственно можно ли на них полагаться. Если это вошло в автоматическую привычку, и вы не можете это контролировать, просто не делайте даунгрейд.
По важности я бы расставил эти системы так:
1. АБС, двухканальный.
2. Интегрированные тормоза.
3. TC.
4. Антистоппи, хотя может быть его стоит поставить даже выше TC. Естественно только для тех типов мотоциклов, которые имеют склонность к стоппи при экстремальном торможении, то есть для спортов, современных стритов, мотардов, некоторых турынд и кроссоверов. Круизерам и туристам нафиг не надо, там работает большая масса и длинная база при низком ЦТ.
Антивилли скорее просто удобно, чем влияет на безопасность. А на 90% мотоциклов и вообще не нужно.
Ну и конечно, надо иметь устойчивый навык экстренного торможения с сохранением возможности выбора траектории. Если у вас мотоцикл без электроники — навык такого торможения без электроники, что сложно, если есть электронные системы — навык торможения с ними (в некоторых хороших мотоциклах это означает просто плавное нажатие переднего тормоза до упора, и все).
Есть хорошее правило, выполнение которого стоит довести до автоматизма — всегда видеть свою траекторию вплоть то точки, где вы сможете остановиться, и постоянно оценивать, может ли кто-то пересечь эту траекторию. Если вы по какой-то (любой, на самом деле) причине не видите этой точки и не можете оценить траекторию до нее, экстренно тормозите, до тех пор пока вы ее не увидите. Если есть вероятность (именно вероятность), что эту траекторию кто-то пересечет, также притормаживайте. Это касается трафика, закрытых поворотов, перекрестков, светофоров, пешеходов на обочине, условий видимости, чего угодно. В конечном итоге все это делается совершенно автоматически, не задумываясь — вы просто начинаете чувствовать себя некомфортно, если этого не происходит, и соответственно совершенно автоматически выбираете скоростной режим.
Второе хорошее правило — всегда выбирайте технику с максимально доступными вам системами активной безопасности, как минимум АБС. Это совершенно реально может спасти вам жизнь или здоровье, и это гораздо дешевле ремонта и лечения. И если вы имеете такие системы, научитесь на них полагаться, иначе они просто не работают. Они гораздо надежнее и эффективнее, чем навыки 99% мотоциклистов.
Реальность гораздо проще, чем все эти рассуждения о человеке и технике с переходом на калькуляторы. Если у вас нет АБС, то вы в 99% случаев серьезного торможения просто недотормаживаете, особенно в условиях не очень хорошего сцепления с дорогой. В остальном 1% случаев блокируете переднее и падаете. Причем эта привычка недотормаживать укореняется очень крепко, и опасения пережать тормоз присутствуют всегда, даже тогда, когда сорвать переднее практически невозможно. Это очень хорошо видно даже по некоторым видео на этом сайте.
Причина сей проблемы проста. Мотоцикл сам по себе очень опасная штука при торможении, это для мотоцикла весьма непростой процесс, и любая ошибка в нем может стоить очень дорого. Тут особенно ничего не поделаешь, особенность двухколесной техники. Единственное, что помогает от того, чтобы мотоцикл при торможении не пытался вас убить — АБС. Да и то во многих случаях есть опасность перевернуться. Понятно что человек существо приспосабливающееся, и большинство вполне приспособились к этой особенности, они просто сильно недотормаживают, на всякий случай всегда. Отсюда же дурацкая привычка пользоваться для торможения задним тормозом, даже в опасных ситуациях — с ним гораздо меньше шансов фатально накосячить, и не так страшно тормозить. В результате большинство просто не знает, каков реальный тормозной путь их мотоцикла, и считает что он раза в два побольше, чем есть на самом деле. Это само по себе не особенная проблема — просто едут помедленнее, проблемы начинаются тогда, когда препятствие возникает неожиданно, и надо экстренно оттормаживаться, чем быстрее, тем лучше. Как правило при этом зажимается по привычке задний (и тут же теряется контроль траектории), после чего хаотично жамкается передний, разика так в два слабее, чем на самом деле можно. Зато дым из-под заднего идет красивый… после чего вся эта конструкция строго по прямой прилетает кому-нибудь в бочину или в задницу. Причем грусть тут в том, что практически любой, кто научился нажимать задний и не пережимать передний, автоматически считает, что он научился тормозить. На самом деле это крайне далеко от настоящего экстренного торможения, и все, чему он научился, это не падать сразу после начала торможения. Но тренировать реальные навыки негде, страшно, учиться не у кого, да и падать в процессе дороговато и страшновато. Поэтому на сем обучение торможению как правило заканчивается.
АБС не научит вас тормозить. Эта система просто сделает настоящее экстренное торможение реально возможным. Именно для вас, и именно там и тогда, когда это будет вам нужно. Для этого, естественно, нужно на АБС полагаться, так же как и на другие системы вашего мотоцикла. Например, на тормоза. Вы же не рассчитываете всерьез свои действия в расчете на отказ тормозов в любой момент? И не пытаетесь положиться вместо них «на себя», и на какие-то свои мифические навыки торможения без тормозов?
Вот если 200 килограммовый дядя сядет на 120 килограммовый мотоцикл — будут проблемы. Но и то не фатальные, даже на таких с пассажирами ездят, и ничего.
А вообще вопрос дурацкий.
И я вас уверяю, что никто из участников этой прекрасной дискуссии профессиональных навыков торможения на грани срыва в любых условиях не имеет. А только это может в какой-то степени заменить АБС. Если вы научились не пережимать передний тормоз, это не означает, что вы научились тормозить. Вы просто научились недотормаживать (как и большинство), и скорее всего сильно. Не надо путать это с правильным торможением.
Для того, чтобы реально понять, где находится предел сцепления переднего колеса в разных условиях, надо раз двадцать упасть из-за блокировки переднего в контролируемых ситуациях. Но даже такой опыт скорее всего подведет при резком изменении сцепления с дорогой (масло, камушек, песок, яма, разметка, что угодно).
Наличие систем безопасности на мотоцикле — это не «заторможу если что», вы видимо просто никогда не эксплуатировали такую технику, и придумываете ерунду. Это понимание, что правильно тормозить нужно вот так. И уверенность в том, что в этом процессе мотоцикл вас не подведет, и вы можете заниматься более важными вещами, чем пытаться контролировать тормоза, не имея серьезного трекового опыта.
И если вы реально цените свою жизнь и здоровье, то вы не будете этим пренебрегать, просто потому что «нет денег» (наиболее частая причина) или «мотоцикл нравится». И уж тем более не станете убеждать в этом других. Именно поэтому во многих странах просто запрещена продажа мототехники без АБС.
Дополнительная проблема еще и в том, что условия постоянно меняются (могут поменяться в рамках одного торможения, легко), и надо очень много опыта, чтобы к ним правильно приспосабливаться. Электронике этого не нужно, она работает по факту срыва, отрыва заднего, и т.д.
Самое главное, что дают такие системы — возможность сосредоточиться на гораздо более важных вещах, чем техника торможения. Например — на выборе траектории, попытках уйти от столкновения или падения, и т.д. То есть именно на том, чем и должен заниматься водитель, а правильно тормозить умеет и несложный электронный чип, вот пусть он этим и займется.
Вождение современного мотоцикла с системами активной безопасности реально безопаснее, чем мотоцикла без таких систем, и не стоит этим пренебрегать — все рассуждения «против» обычно исходят от людей, которые просто не понимают о чем речь, и как правило не имеют особенного опыта. Не занимайтесь самообманом. «Полагаться на себя» звучит конечно очень успокаивающе, но по факту если и есть что-то, на что вы не можете положиться по настоящему — так это именно вы, и ваши навыки в экстремальных ситуациях. У 99.99% мотоциклистов эти навыки и рядом не стояли с возможностями электронных систем. И ваши тоже. АБС и прочие системы безопасности — это не «примочки», это очень мощный инструмент, который при правильном применении может вас спасти. Для того он и сделан. Тем более что это не очень дорого (намного дешевле последствий отсутствия), и научиться пользоваться несложно, гораздо проще чем пытаться воспроизвести это самостоятельно. А что касается отказов подобных систем, то они менее вероятны, чем то что вы, к примеру, заснете за рулем мотоцикла.
Поэтому, раз уж тема про «выживание на ДОП», старайтесь приобретать безопасную технику. Мотоцикл и так штука опасная, зачем вам надо плюсом к тому ездить на том, что будет норовить вас убить в процессе обычного торможения?
Для примера, правильное экстренное торможение на современных мотоциклах работает следующим образом. Вы плавненько, но сильно нажимаете передний тормоз, после этого интегральные тормоза прихватывают задний, который начинает торможение (в отличие от переднего ему не надо продавливать подвеску), и нагружает передний, который в этот момент вступает в работу. На хорошей резине на сухом асфальте тормозное усилие на переднем будет увеличиваться до того момента, пока не будет полностью разгружено заднее колесо и не сработает антистоппи, удерживающий мотоцикл в горизонтальном положении до самого конца торможения. Если при этом переднее будет сорвано, вступит в работу передний АБС, который ослабит тормозное усилие, и будет удерживать переднее на грани срыва. При этом естественно заднее будет немного нагружено и тоже вступит в работу, и там тоже АБС, который будет держать на грани срыва и его (а срыв там будет обязательно). Вы при этом будете просто нажимать ручку переднего, больше ничего, и получите возможность спокойно выбирать траекторию (мотоцикл останется управляемым, хотя возможно будет небольшой контролируемый снос). При этом все эти процессы могут меняться с калейдоскопической скоростью, потому что сцепление в конкретных условиях может быть неоднородным (разметка попалась, ямка, еще что-то). «Врукопашную» вы все это просто не воспроизведете, или будете так сосредоточены на этом процессе, что об управлении просто забудете. Все это по собственному опыту, реально именно так и работает. И реально позволяет вытащить мотоцикл из такой задницы, из которой я бы даже не подумал, что можно выехать без всей этой электроники. Потом только одна мысль, «боже, как вообще все это возможно?». Однако, возможно. Я конечно не говорю, что при этом обязательно нужно в такую ситуацию попасть, но на дороге вы не одни, бывает всякое.
А случай, когда современный АБС вам сможет помешать с вами просто никогда не случится — это из области очень экстремальной езды. Да и то последние поколения с датчиками поворота наклона избавились и от этой проблемы тоже.
Все АБС работают более или менее одинаково, и решают одну и ту же проблему, одинаковым способом. Они могут иметь разную частоту (чем выше тем лучше), и могут быть по разному настроены, например на моем Дукати настройки изменяются каждый раз при смене режима езды. У меня было много мотоциклов с АБС, все они были разные, но ни разу не было проблем от того что они работали не одинаково. Они все всегда работали, и всегда делали то что от них требовалось — предотвращали блокировку колес. Где-то раньше, где-то позже, где-то погрубее, где-то поплавнее, но всегда справлялись с этой задаче. Аналогично трекшен, и т.д.
Естественно, вы всегда должны знать, какие системы у вас есть, и соответственно можно ли на них полагаться. Если это вошло в автоматическую привычку, и вы не можете это контролировать, просто не делайте даунгрейд.
По важности я бы расставил эти системы так:
1. АБС, двухканальный.
2. Интегрированные тормоза.
3. TC.
4. Антистоппи, хотя может быть его стоит поставить даже выше TC. Естественно только для тех типов мотоциклов, которые имеют склонность к стоппи при экстремальном торможении, то есть для спортов, современных стритов, мотардов, некоторых турынд и кроссоверов. Круизерам и туристам нафиг не надо, там работает большая масса и длинная база при низком ЦТ.
Антивилли скорее просто удобно, чем влияет на безопасность. А на 90% мотоциклов и вообще не нужно.
Ну и конечно, надо иметь устойчивый навык экстренного торможения с сохранением возможности выбора траектории. Если у вас мотоцикл без электроники — навык такого торможения без электроники, что сложно, если есть электронные системы — навык торможения с ними (в некоторых хороших мотоциклах это означает просто плавное нажатие переднего тормоза до упора, и все).
Второе хорошее правило — всегда выбирайте технику с максимально доступными вам системами активной безопасности, как минимум АБС. Это совершенно реально может спасти вам жизнь или здоровье, и это гораздо дешевле ремонта и лечения. И если вы имеете такие системы, научитесь на них полагаться, иначе они просто не работают. Они гораздо надежнее и эффективнее, чем навыки 99% мотоциклистов.