И вообще. Я бы строго разделил ДОвоенную историю ЯВЫ и ПОСЛЕвоенную…
И мировая известность и «легендарность» — это все результаты послевоенного переустройства Восточной Европы. Во первых — уже упоминавшееся немецкое техническое «наследство». Положа руку на сердце — именно тот «подпольный» мотор из 40-х и сделал Яву знаменитой и легендарной. Ничего нового в техническом плане они с тех пор не изобрели. А если изобрели — то не внедрили в серию. 500-ка не удалась и не прижилась в новом социалистическом обществе.
Во вторых — это всеобщая национализация. И связанное с ней принудительное укрупнение и централизация управления. Ведь после объединения, под «крыло» Явы запихнули и Чезет и Огар и Прагу… То есть все малые частные мотопроизводители были согнаны в один «колхоз», имя которому дали JAWA. С одной стороны это плохо. Практически остановилась конкуренция и перспективные разработки. С другой стороны развилась кооперация. И этот государственный монстр мотоциклостроения стал выпускать продукцию тиражами, которые просто не снились частным производителям. Когда в 60-70х годах мелкие мотофирмы пачками загибались от спада спроса на мото и давления японских конкурентов — JAWA же работала на рынки стран третьего мира и бездонный советский госзаказ. Именно эти космические тиражи и сделали Яву «легендарной». Но чехам всё хотелось на свободу. Торговать за валюту на весь мир. Своими достижениями 46 года выпуска. иИ в 1990 году они добились своего.
Рискну предположить, что сварная рама из труб квадратного сечения была выбрана не случайно. Штампы — это вообще дело дорогое и металлоёмкое. А Декавешные штампы достались победителям. Поэтому пришлось идти кратчайшим путём. Раму из трубы можно сделать хоть одну, хоть десять. Практически не вкладываясь в оснастку.
Ну, я бы сказал, что до конца «матчасть» не знает никто. ))) Вот, например, уважаемый Дочкал на стр. 23 своего бессмертного произведения пишет, что именно в 1957 году произошла замена конструкции передней вилки и типа глушителей (с рыбьих хвостов на классические). Поэтому точно сказать, что из вышеперечисленного должно быть, а чего нет — сложно. В СССР год выпуска писали по дате регистрации, а не по фактическому году выпуска. Про болтики на переднем колесе — согласен, был неправ. Но вот про рычаг кикстартера уверен. В те года должен быть с пропилом, направленным вперед, вовнутрь тела рычага. И болт соответственно с другой стороны.
На самом деле, чехи прилежно трудились всю войну, производя и ремонтируя технику и вооружение для Вермахта. Всю войну. Соответственно, имели полный доступ к конструкторской документации. И когда прежнего заказчика не стало, просто воспользовались случаем. Никаких претензий по поводу патентной чистоты было ждать не от кого. Если нашим было на такие тонкости вообще наплевать, и иж350 был выпущен практически копией ДКВ. А чехи, конечно разработали свою раму и мотор, но идею все-таки позаимствовали у прежних хозяев.
Пока статья о механизме проникновения ДКВешного мотора еще не написана, позволю себе озвучить свое видение. Эта легенда про подпольную разработку под носом у немцев своего мотоцикла — конечно красива. Но маловероятная. Это мы сейчас знаем, что в 1939 году война началась и в 1945 закончилась победой советской армии. И теперь, задним числом, очень удобно сочинять героические версии про подпольщиков.
Не хотел Вас расстраивать. Меня сразу смутили три болтика на декоративной крышке переднего колеса. А теперь еще и перья вилки с внутренними пружинами. Эта вилка — от Чезета. Тип 356 или 450.
По поводу «совсем другой». Если вдуматься, все перечисленные отличия — чисто внешние. Сейчас бы сказали «фейслифтинг». Кардинально ничего не изменилось, только форма. Резиновые подушки в трансмиссии — тоже не революционный прорыв. Начинка спидометра — идентичная, изменена только форма циферблата. И, да, лапка кикстартера у Вас, не та ( как мне кажется ). При всем уважении к проделанной работе и потраченным средствам. )
Я так и знал, что «зацепит» ))) Фирма Wanderer продала Янечеку лицензию на производство, всю документацию и технологическое оборудование на производство уже устаревшего Румпала. То есть избавилась от своего мотоциклетного подразделения. Все последующие модели Jawa были спроектированы совсем другими конструкторами. И именно они, легкие и дешевые — принесли Яве популярность. Поэтому я считаю, что от Вандерера у Явы только две буквы в логотипе и один мотоцикл в музее.
По поводу " 354 — ка и. 360-ка это фактически разные мотоциклы..." можно много и долго спорить. И вторая немецкая половина там не от Вандерер, а от ДКВ. От которого у Явы ( и Ижа, и Паннонии) появился мотор.
Кстати, если не сложно, можешь приподнять гофру на передней вилке и померить диаметр стального пера? Это тоже очень важный параметр, который никто из продавцов не афиширует )))
На трассе просто опасно ехать на мотоцикле, который не способен держать общую со всеми скорость. И которому важно, дует ли встречный ветер или нет. Чтобы не быть помехой на дороге, надо все время прижиматься в право. Постоянные обгоны. Всё это не слишком приятно и безопасно. Понятно, что можно и на велосипеде. Но спросите у велосипедистов — любят ли они кататься по трассе? И много ли вы видите таких любителей на дороге?
И мировая известность и «легендарность» — это все результаты послевоенного переустройства Восточной Европы. Во первых — уже упоминавшееся немецкое техническое «наследство». Положа руку на сердце — именно тот «подпольный» мотор из 40-х и сделал Яву знаменитой и легендарной. Ничего нового в техническом плане они с тех пор не изобрели. А если изобрели — то не внедрили в серию. 500-ка не удалась и не прижилась в новом социалистическом обществе.
Во вторых — это всеобщая национализация. И связанное с ней принудительное укрупнение и централизация управления. Ведь после объединения, под «крыло» Явы запихнули и Чезет и Огар и Прагу… То есть все малые частные мотопроизводители были согнаны в один «колхоз», имя которому дали JAWA. С одной стороны это плохо. Практически остановилась конкуренция и перспективные разработки. С другой стороны развилась кооперация. И этот государственный монстр мотоциклостроения стал выпускать продукцию тиражами, которые просто не снились частным производителям. Когда в 60-70х годах мелкие мотофирмы пачками загибались от спада спроса на мото и давления японских конкурентов — JAWA же работала на рынки стран третьего мира и бездонный советский госзаказ. Именно эти космические тиражи и сделали Яву «легендарной». Но чехам всё хотелось на свободу. Торговать за валюту на весь мир. Своими достижениями 46 года выпуска. иИ в 1990 году они добились своего.