Проходя серию эсок на моем 200-кубовом Ducati в 1960-м году, я открыл контрруление. Я испугался. Это казалось полным бредом и я никогда не упоминал о нем до 1970 года, боялся, что меня примут за идиота. Контрруления было понято только в 1973-м году, во время международной конференции по безопасному вождению, проходившей в Сан-Франциско. Именно там доктор Гарри Нарт и группа исследователей фирмы Honda независимо представили документацию, разъясняющую как работает контрруление, и как его осмысленное использование помогает водителю избегать неприятностей.
(из книги Кейта Кода)
С вот этим:
Первый мотоцикл в мире, на котором стал использоваться ДВС, изобрел Готлиб Даймлер. Свое изобретение он запатентовал в 1885 году под названием «Повозка для верховой езды с керосиновым двигателем».
То есть с официального момента создания (получения патента) первого мотоцикла до официального признания контрруления прошло 88 лет.
Так что все течет, все меняется.
Джерри Паладино молодец, классный райдер, но его объяснения техники вождения направлены на новичков, которым не стоит забивать себе голову теорией, пока практика работает. Он очень многое упрощает в своих объяснениях.
И ваша фраза «имеет смысл использовать контрруление» бессмысленна. Просто потому что вы в любом случае его используете, осознанно или нет. На. Любой. Скорости.
Да, статичная картинка может вызвать замешательство. Объяснение очень простое:
Это не единичный случай. Сейчас все топовые пилоты проходят повороты в МотоГП со слайдингом одного, а то и двух колес. Это позволяет на выходе из поворота получить более выгодное положение байка и требует титановых яиц.
Еще раз. Ты можешь это называть как угодно, но без «подруливания в противоположную сторону» и, не используя ногу как точку опоры о землю, ты не развернешься на площадке шириной 5 метров. Ну никак. Речь, конечно, о стоковых мотоциклах с базой хотя бы 1.2м и более и весом 100кг+.
Сначала переднее колесо должно уйти в противоположную сторону, вызвав наклон мотоцикла за счет появления центробежной силы, а потом уже довернется в сторону разворота. Причина и следствие. Следствия без причины не бывает.
Вообще любое несоответствие тракетории центра тяжести и траектории переднего колеса можно считать контррулением. Будь то наклон мотоцикла весом, когда мотоцикл начинает ехать по дуге, а руль еще стоит прямо, или поворот руля в сторону, при ровно стоящем мотоцикле, или подруливание к центру поворота — это все контрруление. Нравится тебе это или нет. И работает это все на любой скорости выше 0км/ч. И пользуешься ты этим на любой скорости выше 0км/ч. осознаешь ты это или нет.
Просто попробуй провести простейший опыт, о котором я уже говорил — пусть друг держит руль прямо, а ты будешь толкать мотоцикл. А потом друг просто повернет руль в ту сторону, куда он хочет повернуть мотоцикл. Элементарный эксперимент. У нас так в школе девочкам наглядно объясняют, что такое центробежная сила. Одна улетела в кусты, потому что сильно держалась за багажник.
скорее всего действительно об об/мин речь. 20000 вполне реальные обороты, с учетом того, что это авиационные технологии. обычные гражданские винчестеры крутятся до 10К спокойно.
Ммм… понимаю. А, может быть, просветите неуча, как себя при этом ведет резина на переднем колесе? Она скользит в сторону поворота или перепрыгивает, ведомая магическими потоками? Может быть, как гусиница переползает волнообразными движениями?
Да, что касается контрруления на малой скорости. Возможно ты не осознаешь это, но ты сам говоришь про «подруливание». Это оно и есть, родимое, — контрруление.
Трейл это расстояние между точкой опоры и воображаемой точкой, в которой ось рулевой колонки пересекает поверхность, по которой едет колесо. То есть кастор (угол) не нулевой, а вот трейл как раз нулевой практически, судя по картинке.
У мотоциклов (и велосипедов), кстати, воображаемая вторая точка (пересечения оси колонки с покрытием) унесена вперед. Что и заставляет руль поворачиваться в ту сторону, куда наклонен мотоцикл. Когда мотоцикл наклоняется опора начинает частично давить с той стороны, куда наклонен мотоцикл, а поскольку точка опоры не лежит на оси вращения рулевой колонки и создается некоторый крутящий момент, «доворачивающий» руль. Если было бы наоборот и трейл у мотоцикла был с другой стороны от оси колонки, то управлять мотоциклом было бы практически невозможно.
Если для тебя наклон в 5-10 градусов — не является наклоном, то ты прав. Если же ты считаешь, что сможешь держать мот строго вертикально (уточню — не мот, а центр масс системы мотоцикл+райдер) относительно точек опоры и при этом повернуть даже на такой скорости, то ты ошибаешься.
А за стабильность никто и не спорил, вроде. Общеизвестный факт, что на малой скорости мотоциклом сложнее управлять, тому много причин.
Не все, а только те, кто уже этому научился. Дети, которые до этого ездили на трехколесном велике, — я их не зря в пример привел — они об этом эффекте даже подсознательно еще не знают, поэтому они не могут «на автомате» это сделать. Поэтому они все падают. =(
А вот когда ты один раз прочувствовал этот эффект — тогда ты уже никогда в жизни его не забудешь. Поэтому и говорят, что разучиться ездить на велосипеде невозможно. Это с родни потере девственности =)
Кстати, нагляднее всего мысль о важности центробежной силы просматривается в случае самокатов с их малюсенькими колесами, который я уж не знаю, как надо раскрутить, чтобы они хоть сколько-нибудь ощутимый эффект гироскопа дали. Тем не менее, ездят и не падают…
С вот этим:
То есть с официального момента создания (получения патента) первого мотоцикла до официального признания контрруления прошло 88 лет.
Так что все течет, все меняется.
Джерри Паладино молодец, классный райдер, но его объяснения техники вождения направлены на новичков, которым не стоит забивать себе голову теорией, пока практика работает. Он очень многое упрощает в своих объяснениях.
И ваша фраза «имеет смысл использовать контрруление» бессмысленна. Просто потому что вы в любом случае его используете, осознанно или нет.
На. Любой. Скорости.
Это не единичный случай. Сейчас все топовые пилоты проходят повороты в МотоГП со слайдингом одного, а то и двух колес. Это позволяет на выходе из поворота получить более выгодное положение байка и требует титановых яиц.
Сначала переднее колесо должно уйти в противоположную сторону, вызвав наклон мотоцикла за счет появления центробежной силы, а потом уже довернется в сторону разворота. Причина и следствие. Следствия без причины не бывает.
Вообще любое несоответствие тракетории центра тяжести и траектории переднего колеса можно считать контррулением. Будь то наклон мотоцикла весом, когда мотоцикл начинает ехать по дуге, а руль еще стоит прямо, или поворот руля в сторону, при ровно стоящем мотоцикле, или подруливание к центру поворота — это все контрруление. Нравится тебе это или нет. И работает это все на любой скорости выше 0км/ч. И пользуешься ты этим на любой скорости выше 0км/ч. осознаешь ты это или нет.
Просто попробуй провести простейший опыт, о котором я уже говорил — пусть друг держит руль прямо, а ты будешь толкать мотоцикл. А потом друг просто повернет руль в ту сторону, куда он хочет повернуть мотоцикл. Элементарный эксперимент. У нас так в школе девочкам наглядно объясняют, что такое центробежная сила. Одна улетела в кусты, потому что сильно держалась за багажник.
Блин, меня зобанют…
Вот другой пример. Центробежная сила тут отнюдь не самая маленькая, она тут удерживает мотоцикл в хорошем наклоне:
У мотоциклов (и велосипедов), кстати, воображаемая вторая точка (пересечения оси колонки с покрытием) унесена вперед. Что и заставляет руль поворачиваться в ту сторону, куда наклонен мотоцикл. Когда мотоцикл наклоняется опора начинает частично давить с той стороны, куда наклонен мотоцикл, а поскольку точка опоры не лежит на оси вращения рулевой колонки и создается некоторый крутящий момент, «доворачивающий» руль. Если было бы наоборот и трейл у мотоцикла был с другой стороны от оси колонки, то управлять мотоциклом было бы практически невозможно.
А за стабильность никто и не спорил, вроде. Общеизвестный факт, что на малой скорости мотоциклом сложнее управлять, тому много причин.
А вот когда ты один раз прочувствовал этот эффект — тогда ты уже никогда в жизни его не забудешь. Поэтому и говорят, что разучиться ездить на велосипеде невозможно. Это с родни потере девственности =)