Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 3731 | Постов: 1778 +1

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Омало и Давид-Гареджа

Как провести несколько свободных дней перед возвращением домой, когда под боком недопокоренная Грузия? План созрел быстро и был до безобразия прост: дорога из десяти опаснейших мира до Омало и еще что-нибудь на посошок.




(Карта с треками доступна на моем сайте)


Думаю, стоит начать рассказ непосредственно с границы, ибо до сего момента животрепещущих приключений как-то не наблюдалось. Домчался до кпп, влез без очереди, узнал, что теперь обязательна страховка. Забил на это дело. Решил взобраться к Гергети, поскольку дело вечер, а место для ночевки по прошлому опыту было весьма красивым. Но кто же знал, что грузины затеяли строительство дороги до церкви? И даже наверху было все разрыто. С грехом пополам нашел место для ночлега за кустами с видом на гору Шан. К вечеру строительные работы утихли, машины с туристами поредели. И стало совсем хорошо.











Небо затягивалось, все шло к тому, что ночью зарядит дождь. И снова никаких ночных съемок звездного неба. К счастью, дождь так и не случился, но и тучки не хотели расходиться даже по утру.

Дорога к Омало. День второй


Облака по-прежнему скрывали величественный Казбек, а где-то за хребтом даже раздавались раскаты грома, похожие на вздохи живых льдов. Каньон иногда подсвечивался на мгновение выглянувшим солнцем. И снова небо темнело. Ветер пробирал до костей, чувствовалось дыхание подступавшей осени.



Легкий завтрак, спуск на дорогу, заправка. Я лелеял робкую надежду добраться до Омало поверху — по дорожке вдоль хребта. Но все расспросы неизменно приводили к одному результату: дорога только для лошадей и пешеходов. Не поленился и доехал до поселка Джута, где услышал все то же самое. Увы. 

Возвращаюсь назад и еду классическим маршрутом всех путешественников — на юг. В тоннеле на перевале автобус встретился с фурой, движение заморозилось на два часа. 

Вот позади остался Крестовый перевал, Гудаури. Вскоре поворот налево, и мотоцикл, порыкивая, поедает километры асфальтированной ленты красивого серпантина. Мимо проносились церкви, редкие коровы, небольшие деревушки и городки. Красиво и тихо. Где-то по пути я учуял запах свежего хлеба. И тут же купил две свежеиспеченные штуки, предвкушая, как буду их уминать где-то в горах. 

Вот и Пшавели, а далее 70 километров горной дороги до Омало. Часть, которая идет по лесу, была разбитой, но все изменилось, как только деревья остались внизу, а грунтовка начала наворачивать петли вокруг гор, поднимаясь в самой своей высокой части на высоту более 2800 метров.



В целом, ничего сложного или экстремального не было на этом пути. Каждый километр — удовольствие. Самая высокая точка — перевал Абано, на котором расположилась метеостанция. Затем дорога резко ушла вниз и запетляла вдоль шумной речки.



Солнце стремительно катилось к горизонту, а даже стал слегка беспокоиться, что не успею добраться до темноты. Но нет! Взобравшись на очередную гору, я был поражен открывшимся видом: моему взору предстала красивейшая долина, мягко подсвеченная закатным солнцем. Заприметив вдаль башенки древней крепости, я поспешил в ту сторону. Около Омало торчал зеленый холм, на вершине которого своеобразной короной ютилось кладбище. Но в деревьях чуть пониже нашлось отличное место для палатки. Разбив лагерь, я отправился ловить последние лучи солнца на осыпавшихся от времени каменных кладках.







Я расположился рядом с компанией из мужчины и женщин из Москвы, которые уже пять дней путешествовали на лошадях по здешним перевалам. Вот это я понимаю отпуск! Замерзнуть, вспотеть, устать как собаки, но столько всего увидеть и обалдеть от красоты бесчисленное количество раз.

Небо снова затянуло, значит спать крепко, не отвлекаясь на фотографии.

Дартло и граница с Азербайджаном. День третий. 


Не смотря на высоту в более, чем два километра, температура ночью вряд ли опускалась ниже десяти градусов. Проспав не менее десяти часов, я понежился еще несколько минут и вылез наружу фотографировать рассвет. Солнце еще где-то пряталось за горами, но небо уже начало наливаться красками.





Смотрите, как красиво падает утренний свет на эту деревушку:



Отличные места под палатку c отличным видом:



Альпийские луга в Грузии и утренние коняшки:





По версии OSM здесь отличное место для палатки. У грузин же на этот счет другое мнение…



Местные камни отлично подходят для строительства не только стен, но и даже крыш:



В это раннее утро в крепости не было никого, кроме лошадки, которая фыркая, пожевывала вкусную горную траву. Видите холм позади? На нем находится кладбище, а с обратной стороны мой лагерь.





Солнце поднималось выше, а лучи пронзали насквозь долину, их силуэты очерчивала густая дымка.





Палатка с мотоциклом так хорошо смотрелись, что даже было жаль сворачивать лагерь и ехать дальше.



Вода в кастрюле закипела,  я упорно догрызал вчерашний хлеб со шпротами и закусывал печеньками. После второй кружки чая стало немного лениво куда-то переться, но шило в заднице потыкивало, и я покатил в Дартло — это на 12 километров еще дальше к границе с Чечней.

Омало осталось позади. И там же развалины древней крепости.



Башенки Дартло старее, как мне c важным видом сообщили местные.
Вроде и недалеко, но взбираться под палящим солнцем в гору было тяжеловато. На часах что-то около 9 утра, но температура быстро дошла градусов до двадцати пяти.



Руины практически заброшены, не считая одного здания, где рядом с древними камнями соседствовали современные солнечные батареи.
Башни скреплены металлическими стяжками, чтобы не развалиться на все четыре стороны.



Белое полотенце сушится около вековых кладок.





Вдоволь нагулявшись я прикинул количество бензина в баке и решил забраться еще немного подальше. Если не ошибаюсь, это была Парсма. К этому моменту я уже насытился подобными видами, поэтому провел опрос среди местных:

— Увижу ли я дальше что-то новое?
— Нет, но зато там будет речка, в которую даже джипы не суются. И чеченская граница. 



Речка не интересно. В этом путешествии я не планировал топить коня, поэтому развернулся и двинулся в обратный путь и далее строго на юг. Шлем болтался, пристегнутый сбоку к сумке, и довольно скоро я почувствовал, что нос и лоб обгорели!

Жаль покидать эти места так быстро. Вот и перевал Абано, на верхушке которого я заметил облака. Перебравшись на другую сторону, я сразу окунулся в густой и молочный туман с видимостью метров пять, не больше. Памятуя о малом количестве бензина (в это путешествие не стал брать канистру), я заглушил двигатель и стал спускаться как на велосипеде. Иногда из мглы внезапно показывались фары тех, кто не ждал терпеливо на обочинах, пока облако перевалит через хребет.



Спустя часа полтора я добрался до самого низа и устроил небольшой привал на берегу речки, чтобы подтянуть и смазать цепь, вымыть шлем и почистить одежду. Ведь далее планировался только асфальт (наивный!).

Как уже говорил выше, путь мой пролегал строго на юг без заезда в Тбилиси. Запомнился красивый серпантин по дороге, с которого внезапно трек свернул на убитую грунтовку с острыми ямами, которая привела меня в какой-то городок. Я закупился едой, еле успевая отвечать на многочисленные вопросы местных. А один из них хотел мне подарить бутылку чачи. Но я не люблю крепкий алкоголь.

И снова в путь. Дорога из городка перешла в просто нереальной красоты грунтовку!





И внезапно начался асфальт!



Дело шло к закату, и я решил срочно найти место под палатку. Желательно около каньона, который виделся недалеко, на первый взгляд. А еще недалеко была граница с Азербайджаном, чего я, конечно же, не знал.

Нахожу заманчивый съезд с асфальта и поехал по ней, радуясь тому, что вот-вот найду нереальное место для ночлега. Увлекшись мечтаниями, чуть не наехал на черепаху! Откуда она тут?



Грунтовка внезапно закончилась! Но близость каньона меня манила, поехал напрямик через траву! Через некоторое время я начал что-то подозревать. Проехав километра 3 сквозь траву, я нашел какую-то размытую дорогу, и поехал по ней. Периодически ее переползали черепахи! Заприметив какой-то домик, решил узнать дорогу. Добрался до него и увидел троих вооруженных мужиков. По-русски говорил только один.

— Здравствуйте, я немного заблудился. Как мне выбраться отсюда?
— Ты на границе с Азербайджаном —
мужик показал рукой в ту сторону, откуда я приехал.
Ого! далеко до него?
— Километр!

А я проехал минимум четыре оттуда…

— Вот едешь по этой дороге, будет городок, а за ним асфальт. Так и выберешься!
— Спасибо, мужики!

Слегка взволнованный вывалившейся на меня информацией, я заурчал дальше. Но далеко уезжать не планировал, ведь солнце почти зашло, нужно было срочно ставить палатку. Отъехав, примерно, на километр я покинул дорогу и дошуршал до уютной ложбины с отличным видом. 
Здесь вооружены не только пограничники:



Отличный вид на Азербайджан:



После заката внезапно проснулись комары, и я спрятался от них в палатку. Не спеша готовил ужин и планировал следующий день.

Давид-Гареджа. День четвертый.


Рассвет был очень похож на закат и отличался, пожалуй, только расположением солнца. Розовая дымка окутала все вокруг настолько далеко, насколько мог дотянуться сонный взгляд…





Я все ждал, когда меня начнут искать пограничники, но нет — мое одиночество не нарушали даже птицы. Жизнь замерла на стыке двух стран. И лишь черепахи, корабли здешних равнин, бороздили пространство по только им известным маршрутам.





До комплекса монастырей всего несколько километров. По дороге, которая была то грунтовкой, то асфальтом, то отличным асфальтом, я быстро добрался до этого места. Раннее утро не предполагало обилие туристов. И, к моей радости, я был единственным посетителем в этот час. Сняв лишнюю одежду — солнце стремительно набирало обороты, я отправился гулять.











Комплекс монастырей стоит на склоне горной цепи, разделяющей Грузию и Азербайджан. Здесь местами виднеются сторожевые башенки.



А вот и сама граница:





Со стороны Азербайджана по горе шла узкая тропинка, вдоль которой располагались многочисленные пещеры-кельи. И еще было очень тихо. Я никогда не слышал такой тишины.





Обливаясь потом и изнывая от жажды, начал спускаться к мотоциклу. Туристов по-прежнему не было видно — приятно. Добравшись до стоянки, забрался в тень и начал обдумывать дальнейшие действия. К четвертому путешествию за лето пришла некая перенасыщенность горами и небольшая усталость. В принципе, все что хотел — я повидал в Грузии, ну только что не поел хинкали и не попил вина, но это и не входило в мои планы. Решил отправляться назад в Горячий Ключ и затем возвращаться домой в Питер. 

Путь до границы проложил через Тбилиси, но до асфальта поехал сначала вдоль границы, затем до Рустави и уже далее на север — на Владикавказ. Где-то на грунтовке я внезапно решил смазать цепь и увидел, как на горизонте сверкают молнии, а небо было темно-синим.



Вот позади остался Тбилиси, по дороге купил меда (он оказался самым вкусным, что я пробовал в жизни), проскочил границу с небольшими нюансами, а далее скучная дорога на запад. Стемнело за двести километров до дома, а фара почему-то светила в небо. Подсветка спидометра озорно помаргивала и в какой-то момент совсем исчезла.

Пройдено: хрен знает, не засекал. Но это было красиво и душевно.
  • yarovikovyarovikov
  • Александр
  • 12 сентября в 12:47
  • 17
  • ?

Комментарии (30)

RSS свернуть / развернуть
+4
sky_sonya
Какая красота!
+1
moto_vet
очень круто!
+2
Potemkin
Лучшие фотки, что можно увидеть на байкпосте! Впрочем как и всегда =)
З.Ы: одна фотка криво вставилась, поправь
0
yarovikov
Которая?
0
Potemkin
10-ая снизу
0
yarovikov
Спасибо, проглядел )
0
JarikBSU
Мне товая наклейка на баке напоминает символ из Assassin's Creed. Странная и классная гора с лучем света.
0
yarovikov
Это не наклейка)
0
Vishen
А что за нюансы на границы были?

Тбилиси-Питер без ночевок прошёл?
+1
yarovikov
Нюансы со страховкой) В общем, должен Грузии 100 лари за неоплаченный штраф
0
FacertI33
так же)))спасибо за Омало, не смог туда доехать, вот теперь будет обязательный пункт для посещения.
0
yarovikov
Одно из крутейших мест среди всех моих трипов, дико рекомендую
0
mirage
Подтверждаю, волшебное место и дорога крайне интересная и опасная.
0
yarovikov
В Питер не сразу поехал
0
mvecher
Насыщенный сезон! Карачаево-Черкесия, Крым, Абхазия, теперь рассказ про Грузию.
Передоз красоты :)
0
yarovikov
Да, что-то даже устал от гор )
0
Simplestone
красиво и душевно

Это точно!
0
papezhu
Красотища!!!
0
NestorAlexxx
Палатка с мотоциклом так хорошо смотрелись, что даже было жаль сворачивать лагерь и ехать дальше.
понимаю :) как всегда плюс!
0
Stu
  • Stu
  • 14 сентября в 14:31
очень красиво!) В Грузии была только на авто и зимой, на мотоцикле все еще впереди
Но ради подобных кадров обязательно вернусь летом)
0
bazikos17
Очередной крутой Ваш пост навел меня на мысль, что Ваши восхождения в горы на мотоцикле, можно выделить в отдельное направление мото путешествий и назвать мотоальпенизм))
0
yarovikov
Я называю этот формат не мотопутешественник, а путешественник на мотоцикле )
0
Metel64
Бродяга на просторах земли) Классные снимки. А палатка с воздушным дном?
0
yarovikov
А такие бывают?)
0
Metel64
Эээ, такой опытный путешественник должен знать ответ) У хороших пермских приятелей, более 30 лет путешествующих на мотоцикле, в палатке двойное дно, в которое можно нагнетать воздух (как плавательных матрас :) ), палатка с таким дном весит немного больше обычной, но Ира не любит спать на земле).Поэтому поинтересовалась, не комфортно же спине (:(или вопрос из серии дурацких?)
0
yarovikov
Так пенка же) Иди это недостаточно мягко?))
0
Metel64
Так они до поздней осени в дороге, где ночь застанет там и постель раскладывается) А земля в осень быстро остывает, пенка тонкая)
0
yarovikov
Я в -2 на пенке на камнях спал. Норм )
0
mirage
Круто, как всегда. теперь даже и не знаю, выкладывать ли свои фотки из Омало)))
0
yarovikov
Конечно, выкладывать. Полный отчет и фотки)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Омало и Давид-Гареджа