Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. tkaga → Вред личности. За гранью добра и зла, или каково это быть владельцем источника повышенной опасности.

Дарагой бложек, я начинаю писать эту статью о вреде причиненном личности в результате ДТП в третий раз и опять упираюсь в огромный объем информации, который надо изложить, чтобы было понятно откуда и куда тянутся ниточки. Надеюсь, сегодня я её закончу.
Итак, о чем я хочу рассказать.
  • Кто кому возмещает вред и почему.
  • Как на это (не всегда) влияет вина в ДТП.
  • Что такое моральный вред.
  • Что такое вред жизни и здоровью
  • Когда идти в страховую и как понять сколько денег она должна отдать.
И да. Правовая информация в любой стране периодически устаревает, меняются как сами законы так и их трактовка.
И эта статья также устареет, поэтому проверяйте текущую ситуацию и консультируйтесь с профессиональными юристами.
Под катом адовый лонгрид.

I.Смешались в кучу кони, люди...

Собственно, есть несколько вариантов развития событий в случае когда кто-то кому-то причиняет (и потом возмещает) вред в результате ДТП:
  • В результате взаимодействия двух и более движущихся ТС вред причинен их водителям.
  • Вред возмещается по общим правилам — виновный в причинении вреда возмещает вред потерпевшему. Вина может быть как обоюдной так и распределена между водителями в ином процентном соотношении решением суда в рамках гражданского иска о возмещении вреда.
  • В результате взаимодействия двух и более движущихся ТС причинен вред третьим лицам. В том числе пассажирам ТС.
  • Владельцы ТС (и, соответственно, их страховые) солидарно возмещают вред причиненный третьим лицам независимо от своей вины.
  • В результате использования одного ТС причинен вред третьим лицам.
  • Владелец ТС (и его страховая) независимо от своей вины возмещает вред причиненный источником повышенной опасности.
Пусть вас не пугает слово «взаимодействие» — бесконтактное ДТП в данном контексте также считается взаимодействием ТС.

Итак, если с водителями всё просто и понятно, то с третьими лицами и «владельцами» часто возникают вопросы.
Под «третьими лицами» понимаются все люди которые не являются владельцами источников повышенной опасности участвующих в ДТП. Пешеходы, пассажиры, собственники имущества, которое было повреждено в результате ДТП. Но про последних мы речь вести не будем.
Владелец ТС — собственник ТС, либо иное лицо, которое владеет им на законных основаниях — по доверенности (в том числе устной), по договору аренды, и тысяче иных оснований. Поэтому под владельцем чаще всего понимают водителя ТС.
Если водитель исполнял трудовые обязанности — ущерб возмещает его работодатель. Даже в том случае, если трудовой договор заключен не был, или был заключен гражданско-правовой договор. В этом случае суд будет считать, что ТС не выбывало из владения работодателя.
Если водитель малолетний (до 14 лет) — ущерб возмещают его родители, опекуны, либо госорганы под надзором которых он находится.

Откуда вся это круговерть? Почему владелец ТС платит за вред причиненный третьим лицам независимо от своей вины?
А всё потому, что движущееся ТС является источником повышенной опасности (ИПО), так как, грубо говоря, в результате его использования вред может быть причинен независимо от воли его владельца, а значит его владелец обязан возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. То есть, независимо от своей вины. К ИПО относят даже велосипеды. Бойтесь велосипедистов.

Для кого-то ИПО — источник повышенной опасности, а для кого-то ответственности. Хотя для мотоциклистов нередко — два в одном.
Размер ответственности перед третьими лицами всё-таки может быть снижен в зависимости от распределения вины в ДТП вплоть до полного освобождения от ответственности владельца ТС — по решению суда, но я такой практики с полным освобождением от ответственности не видел от слова совсем. Со снижением впрочем тоже всё печально. В частности вы не сможете снизить сумму расходов на погребение, или на лечение.
Можно, конечно, попробовать доказать тот факт, что ущерб был причинен в результате умысла потерпевшего, но без предсмертной записки с трупа выпрыгнувшего с пятнадцатого этажа под колеса мопеда это вряд ли получится.
Для примера: компенсация морального вреда взысканного в пользу мужика в состоянии алкогольного опьянения в черной одежде топающего посередине дороги в глубокой ночи и, что вполне логично, сбитого машиной, составила 180 тысяч рублей.
Так что, если в результате скользячки на рельсах у вас пострадала пассажирка, жениться будет оптимальным решением.

II.Где болит? Что болит? ДОХТУР! ДУША БОЛИТ!

Вред причиненный личности делят на два основных вида:
— Вред здоровью и жизни.
— Моральный вред.
Они взаимосвязаны, конечно, но не всегда.

1. Вред здоровью определяют как «изменение в сторону ухудшения физиологического состояния человека по отношению к тому уровню, который был до возникновения патологии в результате ДТП».
Обычно различают три степени вреда здоровью: легкий, средний, тяжкий. Всё зависит от степени возникшей в результате причинения вреда организму опасности для жизни, срока лечения (не спешите сбегать из стационара!) и еще нескольких специальных признаков, понятных только экспертам. Но так же выделяют вред здоровью не подлежащий оценке в рамках судебно-медицинской экспертизы. Такое бывает как в силу незначительности полученных повреждений, так и в результате коряво заполненных медицинских документов. Но невозможность оценить тяжесть причиненного вреда не отменяет факт его причинения, она влияет только на привлечение виновника к ответственности предусмотренной КоАП РФ и УК РФ.
Под вредом жизни обычно понимают смерть пострадавшего. Это событие также должно находиться в причинно-следственной связи с ДТП, то есть пострадавший может умереть и через некоторое время, но в результате травм полученных в ДТП. Опять же причинно-следственная связь целиком в руках судебно-медицинской экспертизы.

2.Моральный вред - нравственные и физические страдания причиненные гражданину. действиями нарушающими «нематериальные права»(жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п., и посягающими «на нематериальные блага» (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности). Нам интересна первая группа.
Это забавно, но если читать дословно, то люди не имеющие гражданства РФ не имеют права на возмещение морального вреда.
Здесь должна была быть картинка «ты даже не гражданин!» но мне лень искать.
Но это не так. Вопрос только в наличии у этого самого гражданина психики, которая бы позволила ему в полной мере наполниться всеми моральными и нравственными мучениями связанными, в нашем случае, с причинением вреда жизни и здоровью.
Соответственно, моральный вред считается причиненным в первую очередь самому пострадавшему в результате ДТП.
Если в результате ДТП погиб человек, то моральный вред может считаться причиненным нескольким людям, в том числе, супругу, близким родственникам, иным лица находившимся у погибшего на иждивении.
ОСАГО моральный вред не покрывается, зато возмещается сверх размера ущерба причиненного здоровью независимо от способа его расчета.
Как определяется размер морального вреда?
В первую очередь он может быть определен самими участниками ДТП. Например, потерпевший и виновник могут достичь согласия во размере компенсации и заключить по этому поводу соглашение об отказе от претензий, или мировое соглашение — если дело уже в суде.
Во вторую очередь, суд как в гражданском процессе, так и в уголовном — если заявлен гражданский иск о возмещении ущерба, причиненного преступлением, на основании доказательств о нравственных и физических страданиях понесенных потерпевшим и своего внутреннего убеждения, учитывая вопросы вины в причинении вреда и еще кучку сопутствующих факторов взыскивает с виновника некоторую сумму в качестве компенсации морального вреда.
За основу своего решения суд как правило берет вред причиненный жизни или здоровью потерпевшего.
Но сходить к психологу/психиатру и предоставить суду иные документы, подтверждающие негативные последствия будет совсем не лишним.

III Ансамбль процессуальной песни, пляски и с чем идти в страховую.
Что происходит когда в результате ДТП причинен вред здоровью?
Скорая вызванная на место ДТП, травмпункт, куда обратился пострадавший и сообщил, что получил повреждения в результате ДТП самостоятельно передадут информацию о таком обращении в ГИБДД.
Поэтому, увидев ДТП с пострадавшими — звоните сразу в службу скорой медицинской помощи. Дежурная часть ГИБДД наберет вас сама.

При регистрации случая причинения вреда здоровью в результате ДТП инспектором ГИБДД кроме сведений о ДТП выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении, проводится медицинское освидетельствование водителей, затем назначается авто-техническая и трасологическая экспертизы по механизму ДТП.
После выписки из больницы всех пострадавших назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) с целью установления степени вреда здоровью.
В случае гибели пострадавшего также проводится СМЭ с целью установления причинно-следственной связи между ДТП и гибелью человека.
Дальнейшая история зависит от результатов указанных в заключении судебно медицинской экспертизы.
Не забудьте получить заверенную копию заключения СМЭ у дознавателя или следователя.

Если СМЭ оценит вред здоровью как легкий или средний, в отношении виновника выносится протокол по делу об административном правонарушении и дело отправляется в суд, где выносится постановление по делу об административном правонарушении (АПН) предусмотренном ст.12.24 КоАП РФ.
Дознаватель на стадии дознания или судья в ходе судебного процесса также могут прекратить производство по делу, о чем выносится определение о прекращении производства по делу об АПН. Например, за отсутствием состава административного правонарушения предусмотренного ст.12.24 КоАП РФ.

Если СМЭ оценит вред здоровью как тяжкий или кто-либо из потерпевших скончается в результате травм полученных в ДТП и это будет указано в заключении СМЭ, то дело об административном правонарушении прекращается, выносится определение о прекращении дела об административном правонарушении и возбуждается уголовное дело — следователь выносит постановление о возбуждении уголовного дела.
Если в результате ДТП есть погибшие, может быть сразу вынесено постановление о возбуждении уголовного дела — но возможна ситуация, когда сперва ведется производство по делу об административном правонарушении, затем оно прекращается и возбуждается производство в рамках уголовного дела, такое бывает, когда в одном ДТП есть и пострадавшие и погибшие. Соответственно набор документов будет таким же как в истории с тяжким вредом здоровью.
Таким образом мы имеем следующий набор документов:
  • определение о возбуждении дела об административном правонарушении
  • протокол по делу об административном правонарушении
  • постановление по делу об административном правонарушении
  • определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении
  • постановление о возбуждении уголовного дела.

Achtung! В случае зафиксированного органами ГИБДД факта причинения любой тяжести вреда здоровью — даже когда его тяжесть не подлежит оценке — потерпевшие могут обратиться только в страховую компанию виновника.
Если ответственность причинителя ущерба не застрахована — в РСА. — см.п27 Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. N 58 г. Москва «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Для понимания того, с какими документами следует обращаться в страховую компанию, открываем Правила ОСАГО и читаем п.3.10
Потерпевший на момент подачи заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков прилагает к заявлению:
копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Трактовка этой не совсем однозначной нормы постоянно меняется, но на текущий момент суды считают что потерпевшие должны нести в страховую компанию ВСЕ документы составление которых предусмотрено законодательством РФ. То есть, после вынесения протокола по делу об АПН следует рассмотрение дела судом с двумя исходами — суд вносит постановление по делу об АПН, или определение о прекращении производства по делу об АПН. Значит до предоставления одного из этих документов обязанность выплаты возмещения ущерба у страховой не возникает.
Эта трактовка обычно строго соблюдается страховыми при обращении за выплатой вреда имуществу.
За компенсацией вреда здоровью потерпевшие могут обратиться в страховую компанию уже получив протокол по делу об АПН — и большинство страховых компаний заплатит. Если не заплатит — придется ждать постановления суда по делу об административном правонарушении и нести его.
Если было вынесено определение о прекращении производства по делу об АПН, и впоследствии или без производства по делу об АПН сразу было возбуждено уголовное дело и вынесено соответствующее постановление, то в страховую виновника можно идти не дожидаясь закрытия уголовного дела.
В этом случае в страховую компанию предоставляется определение о прекращении производства по делу об АПН и(или) постановление о возбуждении уголовного дела.
В дополнение к процессуальным документам пострадавшим понадобятся:
  • Паспорт
  • Сведения о ДТП
  • Извещение о ДТП
  • Выписка из истории болезни и заверенная копия заключения СМЭ
  • или если пострадавший погиб:
  • свидетельство о смерти и документы подтверждающие факт родства с погибшим, а также квитанцию о расходах на погребение.

IV Аукцион невиданной щедрости (нет).

На настоящее время максимальный размер страховой выплаты вреда причиненного здоровью потерпевшего по ОСАГО установлен в размер 500000 рублей.
Возмещение вреда здоровью производится непосредственно самому потерпевшему и возможно по нескольким схемам:
Первый способ «Недополученная зарплата (ст.1085 ГК РФ)»: берется средний заработок за год по справке 2 НДФЛ, берется период нетрудоспособности по листам нетрудоспособности и по нему определяется сколько заработной платы мог получить пострадавший за этот период.
Из получившейся суммы вычитаются денежные средства полученные в качестве больничных.
Итоговая сумма и будет размером вреда здоровью. Эта схема применялась до 2014 года.
Второй способ применяется для определения суммы выплаты страхового возмещения вреда здоровью в настоящее время. В его основу положены Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, которые утверждены постановлением Правительства РФ №1164 от 15 ноября 2012 г., крайний раз изменения вносились в 2015 году.
Суть его в том, каждому по мнению правительства возможному повреждению присвоено процентное значение.
Мы ползаем по таблице, сопоставляем факты из медицинских документов, выбираем все подходящие значения и складываем получившиеся суммы.
Например, пострадавший сломал бедро в двух местах и был прооперирован три раза — первичная хихрургическая обработка раны, вытяжка и синтез кости.
Мы находим пункт 62: Переломы костей голени в верхней, средней, нижней трети, за исключением переломов, учтенных при применении пунктов 61 и 63 настоящего приложения:
а) отрывы костных фрагментов, перелом малоберцовой 4
кости, не сочетающиеся с иными повреждениями
б) перелом большеберцовой кости 12
в) переломы обеих костей 15
г) двойной, тройной и другие переломы большеберцовой 18
или обеих костей
Значит первой цифрой у нас будет допустим 18% по пп.Г
Дальше мы находим пункт 65. Повреждение нижней конечности, повлекшее за собой оперативное вмешательство (независимо от количества оперативных вмешательств) (за исключением первичной хирургической обработки при открытых повреждениях):
а) удаление с помощью разрезов инородных тел, за исключением поверхностно расположенных и подкожных, костных фрагментов — 1
б) кожная пластика на туловище и конечностях — 2
в) реконструктивные операции на нервах, мышцах, сухожилиях, капсулах, связках, костях стопы и пальцев, кожная пластика на лице, переднебоковой
поверхности шеи — 5
г) реконструктивные операции на костях голени, бедра, таза- 7
д) эндопротезирование сустава — 15
И видим, что плюсом к первой части мы можем получить 7%. получается 25% от 500000 максимальной суммы страхового возмещения вреда здоровью по ДТП.
То есть, 125 тысяч.
Занимательная математика.
Третий способ расчета является добавочным к первым двум.
Потерпевший собирает все чеки на лекарства, перевязочные материалы, процедуры и т.д. приобретенные по назначению врача.
Все расходы, которые НЕ покрываются ОМС, но потрачены на препараты и процедуры, назначенные лечащим врачом в связи с восстановлением от последствий ДТП подлежат возмещению по ОСАГО, или, если сумма расходов выходит за пределы суммы страховой выплаты — с виновника.

В случае смерти потерпевшими признаются близкие родственники, муж или жена, иные лица находящиеся на иждивении у погибшего.
Страховое возмещение делится поровну между всеми обратившимися за его выплатой один раз в размере 475000 — за вред жизни И 25000 — компенсация расходов на погребение.
Выплата производится один раз, всем сразу, и если кто-то не знал про необходимость обращения за ней или не успел — должен будет судиться с остальными, получившими эту выплату. Но это уже семейное право какое-то.

Ближайшие пару дней я буду добивать эту статью, если увижу, что где-то ошибся или что-то забыл.
Берегите себя и своих близких.

Любое коммерческое использование данного текста полностью либо частично буду считать нарушением своего авторского права.
  • tkagatkaga
  • Андрей
  • 11 марта в 0:56
  • 28
  • ?

Комментарии (25)

RSS свернуть / развернуть
+3
Dronmcc
Познавательно, спасибо!
+1
Cluaran
Спасибо! А что насчёт причинения вреда самому себе и всевозможных вольных трактовок этого пункта? Типа никогда не признавайтесь врачам, что упали с мотоцикла, даже если это спортинвентарь вне ДОП, иначе огребете кучу лишних проблем.
Про лицо и нижние конечности — вероятно потому, что лоскуты кожи для пересадки обычно снимаются с бедра, так что оно тоже травмируется в процессе.
0
tkaga
Проверка будет.
А вот про фактическое наказание за вред причиненный самому себе я ни разу не слышал.
Обычно отказняки пишут.
0
tkaga
В любом случае профита от того, что до меня будут докапываться дознаватели я не вижу никакого.
Поэтому если нет палева, например пилота после скользячки на центральной площади под объективами камер не увезла реанимация, то и смысл самому себе нервы портить?
0
Cluaran
Я слышала про попытку лишения прав девушки, сломавшей руку на треке. И массу случаев, когда люди отказывались от скорой после ДТП по тем же соображениям. Или вот у нас тут чувак после падения на картодроме рассказывал в больничке, что упал на улице. В комбезе. В марте.
+6
KOHb
если разложился, тебя привезли в больничку с места дтп, гипс и т.д. и ты сам виноват в дтп, то лишают прав за причинение вреда здоровью средней тяжести и выше, да да, самому себе
+1
1ka-ka3
так точно-с. Есть опыт.
0
Dzhaks
Если ехал и упал с мота с повреждениями здоровью, то за это лишают прав, потому что случилось ДТП с пострадавшими. И похрен, что пострадавший это ты сам. Проходили уже: написали, что слез, остановился, пошёл поссать и за отбойник ногой зацепился, сломал и руку, и ступню, так вот неудачно. И на мот упал потом.
+2
Cluaran
И так три раза, ага( Ещё хуже, когда в ДТП есть вторая сторона, ты виновник, но пострадавший только ты — вот тут как раз начинаются отказы от медпомощи на месте, причём иногда с подачи самих гибддшников, дескать, оно тебе надо?
0
jker
компенсация морального вреда взысканного в пользу мужика в состоянии алкогольного опьянения в черной одежде топающего посередине дороги в глубокой ночи и, что вполне логично, сбитого машиной, составила 180 тысяч рублей.
Это только у нас такое? мне интересно, судьи стран европы, также приходят к такому решению? Ведь разумный человек скажет — «А Вы сами сядьте за руль и попробуйте меня не сбить ночью топающего посередине дороги во всем черном»
+1
Shackled
У нас тут недавно мужика посадили.
Переехал синяка, который решил поспать посередине трассы…
Так вот я страшную вещь щас напишу, но в таких случаях — лучше скрытие с места ДТП.
Наказание практически одинаковое, но тут скорее всего не найдут
0
Vershinsky
Ну да, есть правило о выборе скоростного режима, не прикопаешься. Хотя… есть практика судебная вроде, однозначно утверждать не буду, но и против пешехода в неположенном месте дела разворачивают.
0
Shackled
в том самом именитом пункте 10.1 есть пара замечательных предложение, на которое даже суды внимания не обращают, а именно:
-для выполнения требований Правил.
и
-которую водитель в состоянии обнаружить
Теперь перечитайте этот пункт обратив ОСОБОЕ внимание на эти предложения.
0
Vershinsky
Да я в курсе. Экспертизу проводят при схожих условиях, рулеткой мерят, попробуй докажи, что не в состоянии
0
Shackled
так еще и
-для выполнения требования ПРАВИЛ!
Правила предусматривают пешехода идущего по ПП, но никак не человека спящего на федеральной трассе
0
Vershinsky
Типа он не пешеход ))
-1
jker
А ведь ещё лет десять назад «мы ржали» над фразой — «какие же американцы тууупые!»
0
tkaga
В этой ситуации тем не менее есть логика.
Если при использовании ТС может быть причинен вред независимо от воли его владельца, то и возмещен этот вред должен быть независимо от его вины.
Мужика скорее всего посадили по одной простой причине.
Он ехал с превышением скоростного режима.
И при этом следак каким-то чудом доказал, что если бы он ехал в пределах скоростного режима, то смог бы избежать ДТП
+1
jker
Как раз таки если водитель нарушает правила ДД, то вопросов не возникает у меня, а вот когда водитель едет без нарушения ПДД и сбивает лежащего человека, (либо идущего по среди дороги ночью без отражаек) и становится при этом виноватым — вот этого я не понимаю.
0
tkaga
Виноватым в чем?
В административном или уголовном правонарушении? Врядли.
А возмещение ущерба причиненного третьим лицам в результате использования источника повышенной опасности от вины владельца не зависит.
Гугли ст 1079 ГК РФ
0
jker
Да, не правильно выразился — не виноватым, а тем кто должен заплатить n рублей, за чьёто нарушение.
0
Vershinsky
Это ещё не самая клиническая ситуация. Может алкаш на встречку выскочить с пассажиром. Пассажир может требовать с невиновного. Невиновный может выставить регресс алкашу, но он не только алкаш, а на две ставки — ещё и бомж. Вроде так. И всё ку ку
0
Kopcheny
Пол-миллиона за вред здоровью это, конечно, бесстыдные копейки.
0
buzileus
Плюсанул не читая, добавил в закладки, авось не пригодится))
0
tkaga
Уважаемый, если не дай ктулху случится чего — надо бежать к юристам. Хорошим юристам. Специализированным.
Статьи читать уже бесполезно будет)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. tkaga, Вред личности. За гранью добра и зла, или каково это быть владельцем источника повышенной опасности.