Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sixbisix → Мотосовет № 55 - Как падать правильно (Полагаю, что это не очевидно...)

Пропустим Мотосовет № 54 (он о том как страховка не покрывает случаи, когда ты выполняешь работу полицейского), и сразу перейдем к более актуальным вопросам на нашем материке — к падению.

Moto55.jpg
Полёт второго номера от Olga713


Впрочем, это будут скорее теоретические рассуждения, т.к. практики в этом непростом деле у Джеймса нет.

Из всех мотосоветов, которые были опубликованы, этот менее всего заслуживает доверия в связи с тем, что у меня нет соответствующего опыта и я не могу представить как можно приобрести этот опыт (и необходимо ли это).

До сих пор, я излагал свои мысли в надежде, что читатели будут рассматривать их не как советы, а как моё мнение по какому-то вопросу. Более того, я подозреваю, что в жизни нет времени на то, чтобы сделать что-то заранее спланированное вплоть до первого удара, и даже нет никакой возможности принять решение. С другой стороны, после того как я стал свидетелем осознанного маневра сохранившего жизнь девушки, у которой произошел хай-сайд, я знаю, что по крайне мере некоторые люди сохраняют способность мыслить в случае опасности, а пара советов может помочь в этом случае принять правильное решение.

• Даже если мотоцикл упал, цель должна оставаться не изменой – не падать. Поэтому я обучаю моих друзей, как соскочить с мотоцикла (на малой скорости) если мотоцикл падает, или наоборот, если возможно, оставаться в седле после первого удара при езде на высокой скорости.

• НЕ ПЫТАЙТЕСЬ С ПОМОЩЬЮ РУК СМЯГЧИТЬ УДАР!!! Другими словами, пытайтесь сделать так, чтобы удар пришелся на максимальную площадь вашего тела.

• Если у вас произошел лоусайд, то мотоцикл окажется впереди вас и вам необходимо сохранить такую диспозицию. Учитывая, что сила трения между вами и дорогой больше, чем железного мотоцикла, то вам необходимо чтобы ваше пятно контакта с асфальтом было максимальным и вы замедлялись как можно быстрее, а мотоцикл был от вас как можно дальше. Другими словами, руки над головой, ногами вперед, задницей вниз. Оставайтесь расслабленными (расслабьтесь как можно сильнее). ОТДЕЛИТЕСЬ ОТ МОТОЦИКЛА КАК МОЖНО РАНЬШЕ!!!

• Если у вас произошел хайсайд, то при касании земли вы окажитесь впереди мотоцикла. Вам необходимо двигаться как можно быстрее – в том же направлении в котором вы летели и так далеко как только возможно – для того чтобы избежать падения на вас мотоцикла. Другими словами, вам нужно сгруппироваться и начать катиться по земле как можно раньше после падения. Сгруппируйтесь сильнее (станьте настолько маленьким, насколько это только возможно!)

Прежде чем попытаться подняться после падения, вы должны быть уверены, что вы остановились! Подождите несколько секунд пока не будете в этом уверены.

Я не уверен, что у большинства людей будет время для того, чтобы сделать то, что нужно сделать во время падения. Возможно, я ошибаюсь и эти мысли помогут в некоторых случаях.

— После того, как я опубликовал этот мотосовет, я получил много писем, в которых мне объясняли, что у человека просто не будет достаточно времени сделать что-то, что может изменить последствия от падения. Мой ответ такой:

«В моих комментариях совсем немного говорилось о том, как вы ударитесь о землю после того как «катапультируетесь» с мотоцикла, т.к. я думаю что у вас не будет достаточно времени сделать что-то до того как вы первый раз ударитесь о землю и даже после этого возможно у вас не будет возможности что-либо изменить. Наоборот, в зависимости от того что произошло лоусайд или хайсайд я старался предложить вам расслабиться (полагая, что вы целы и здоровы) и оставаться расслабленным до самого конца (пытаясь создать как можно больше по площади пятно контакта между вами и дорогой) или сгруппироваться (пятно контакта с дорогой как можно меньшее – сгруппироваться и катиться).

Несмотря на то, что, по моему мнению, после «катапультирования» с мотоцикла у большинства не будет времени и возможности что-то предпринять, у кого-то такой шанс будет. Например, я стал свидетелем, как на скорости около 80 км/час у женщины, которой далеко за пятьдесят, случился хайсайд и после того как она коснулась земли, она начала быстро катиться по земле, т.к. (я уверен она не сможет вспомнить) она очень боялась, что мотоцикл приземлиться на нее (мотоцикл остановился в одном шаге от неё). Я также был свидетелем как эта женщина (честное слово) среагировала на сильный порыв ветра, который перевернул её мотоцикл и её выбросило вперед перед мотоциклом в тот момент, когда мы приближаясь к месту остановки на вершине горы двигались со скоростью примерно 10 км\час. В этот раз она совершила кульбит прежде, чем коснуться земли – это были её осознанные действия (мы все видели, как она согнула вперед голову и «катапультировалась» с мотоцикла таким образом, что приземлилась на спину и после этого она распласталась и остановила свое кувыркание расставленными в стороны ногами). Просто невероятно! Ведь если бы она прокатилась еще 5 шагов, то она бы полетела с горы высотой 20 метров (там не было никаких изгородей или отбойников, которые бы препятствовали этому полету). Элен также была свидетелем этих «хайсайдов».

В любом случае, я вспомнил про эти случаи, врезавшиеся в моей памяти, как доказательство того, что у некоторых людей сохраняется холодный расчёт в отношении того, как нужно завершить падение, несмотря на молниеносно развивающиеся события. Я не уверен, что я из их числа, но я по крайне мере, думаю об этом и знаю, что если я окажусь впереди мотоцикла я должен двигаться до тех пор, пока я могу двигаться, и я должен стать настолько маленьким, насколько это возможно иначе мотоцикл придавит меня.

Что касается техники падения при лоусайде (оставаться на спине, руки над головой, ноги впереди), то она была подсказана стантерами из Лос-Анжелеса несколько месяцев назад, когда они объясняли мне как они пытаются остановиться после падения».
P.S. А вот небольшое наглядное пособие, как падать правильно



James R. Davis How To Handle A Fall (Assuming It's Inevitable)
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix
Рисунок: Olga713
  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 7 июня 2017 в 6:43
  • 5
  • ?

Комментарии (42)

RSS свернуть / развернуть
+6
Aydinka
Выставлять руки вперед это на уровне инстинктов, другие варианты не внушались и не тренировались до автоматизма почти у 90% мотоциклистов.
Помню школьником ходил на дзюдо так там с самого начала нас только и тренировали как правильно падать (2 варианта). Эта техника доводилась до автоматизма, так что даже по прошествии 30 лет навыки и техника всё ещё осталась в подсознании.
ПыСы представил райдера без экипа скользящего по асфальту и старающегося создать большее пятно контакта голой спиной и попой :)
0
EvgenyE
Полёт второго номера от Olga713
Olga713, зачем сбросила второго номера?
0
moto_vet
это была жертва стереотипа «уронил — женился»
+1
Olga713
Опять мою картинку не так поняли. Здесь мотоцикл падающего мотоциклиста просто не попал в кадр — улетел далеко.
+1
sixbisix
А, понял! Это хайсайд!
У тебя не картинки, а ребусы! :-)
0
Olga713
Ну так там же подсказка в виде знака ДД)
0
EvgenyE
Я именно про текст, — полёт кого, и от кого))
0
Olga713
Про текст вопросы не ко мне, я отвечаю только за картинки))
0
Michael13
Я думал это система катапультирования второго номера…
0
Olga713
Разве на треке с пассажиром кто-то катается?
0
Michael13
Всякое бывает. И на джимхане катаются.
+2
superuser
Еще очень важно при падении сохранять спокойствие и после того как вы начнете скользить, постараться как можно быстрее оценить ситуацию вокруг, убедиться что позади Вас ни кого\чего нет и сами вы не летите в обрыв или отбойник. А потом уже при необходимости стараться изменить траекторию или после остановки, как можно быстрее уйти с траектории ТС позади Вас.

У меня в прошлом году случай на трешке был, после того как я упал и покатился, меня выкинуло на соседнюю полосу по которой летел грузовик какой-то :) Я его видел, но мне казалось что он далеко, но на всякий случай отпрыгнул от него ) А потом как сказал свидетель, что мне типо жутко повезло и увернулся я от него в последнюю секунду )

Лично я, само падению ни разу замечал, всегда это выглядело так, я вначале еду на мотоцикле, а потом уже на асфальте )
Руки интуитивно вперед выкидывал всегда, замечал это по своим убитым перчаткам. В данном случае хорошо иметь перчатки с пластиковой защитой на кисти, они при касании с землей руки автоматом вперед уведут.

Падал как в городе, так и на треке на разных скоростях)
+7
SpeedSG77
Соглашусь с Aydinka — те кто не ходил в детстве/юношестве или сознательном возрасте «на спорт» и не тренировал именно падения в критической ситуации вряд ли применит все что написано в материале. Вангую что и бабуля описанная автором материала — в прошлом занималась чем нибудь типа единоборств или акробатики…
Вывод из всего этого на самом деле простой — идите заниматься. Только не на эллипс или качалку, а в борьбу или гимнастику. Можно йогой/пилатесом :-)))
+2
dark-air
мне кажется, что йога гораздо хуже учит падать, чем самбо)))
правда йогой я пробовал занимаьтся 2 раза, а борьбой больше 5 лет… могу быть не прав)
0
SpeedSG77
Зато какая гибкость развивается :-))))
0
Olga713
Йога совсем не учит падать, но зато очень развивает баланс. Поможет ли это падающему мотоциклисту?
Я один раз каталась на сноуборде, и пришла к выводу, что в этому виде спорта очень даже можно научиться падать, и даже на приличной скорости.
0
SpeedSG77
я тоже пробовал сноуборд — я тебя очень понимаю :-)))
Нападался от души :-))) и ушёл в горнолыжники :-)))
+1
Michael13
А меня падать, как ни странно, на брейк-дансе научили. На борьбу тоже ходил до этого, греко-римскую. Но не припомню, чтобы там мы как-то специально это отрабатывали.
0
SpeedSG77
Брейк-данс вполне себе спорт :-))))
+1
DimmasK
Абсолютно согласен. На мото в городе пока падать не доводилось ттт (незначительные уборки на эндуро не в счет), но по опыту велопадений, коих было предостаточно, могу сказать, что группировался всегда на автоматизме. Считаю что всему «виной» занятия самбо в детском возрасте. Там мы тренировали и падения, и прыжки в длину и высоту с приземлением на руки, и последующем кувырке. Очень эффектно выглядели мои уборки через руль, кувырок и пробежка уже на ногах )) Но лучше все же тренировать технику пилотирования…
0
Ftfe
может, я хоккею в детстве обязан удачности падения в том году.

скорость 185, резкий вобблинг. пока боролся с ним, скорость выросла до 195. когда понял, что побороться не выйдет, скинул до 185, но дальше пришлось сходить. мот отбросил на обочину, сам прыгнул рыбкой вперед.
в процессе был просто вагон времени, чтобы оценить ситуацию, сгруппироваться и даже подумать, а хватит ли мышцам времени, чтобы отработать поступившие импульсы на группировку.
итог — пара трещин в мелких костях да ушибы-ссадины. через 4 недели в седле снова был
+2
rawmeathunte
«Учиться падать» это системная ошибка, когда человек пытается тренировать себя выходить из ситуаций, в которые не должен попадать. Есть только одна наука для мотоциклиста, она называется «Как правильно ездить». ПДД, осмотрительность, опыт, полезная литература, всё это лишь её частности. Исключение составляют лишь спортивные дисциплины, связанные с мототехникой.
+2
zogar-zag
Согласен на 100%
+13
progress2
Настоящая системная ошибка — это отказ учиться! Мотоциклист вообще вечный студент, он всегда что то изучает, закрепляет и отрабатывает.И как ездить не падая и как падать, что бы не убиться. Живой мотоциклист — это и есть навык!
Кстати, автор и стремился донести простую мысль: упасть и убиться — это разные вещи.
+1
rawmeathunte
упасть и убиться — это разные вещи.
Применительно к ДОП, полезнее считать что это одно и то же.
+1
Michael13
Не соглашусь. Какой бы профи ты ни был, всё равно есть шанс, что ты упадешь. Понятно, что основной упор должен быть на «не падать вовсе», но минимизировать последствия возможного падения в любом случае полезно.
А учитывая, что график роста твоего навыка от потраченного времени — это не прямая, а что-то типа функции от логарифма, то развивать различные навыки полезнее, чем какой-то один.
Да даже в твоём утверждении это видно. Как правильно ездить — это целый комплекс знаний и навыков. Не предлагаешь же ты, например, затачивать только навык работы с рычагом тормоза. Типа он полезнее, чем навык руления от препятствия или навык работы весом тела.
+2
rawmeathunte
минимизировать последствия возможного падения в любом случае полезно
Да, для этого хорошо бы использовать фулл-экип. А эти все группировки и вообще какие-то осмысленные действия в начавшемся падении ерунда, еще ни один не сгруппировался, судя по видео ДТП все летели туда и так как бог послал.
0
Michael13
У меня все падения были с нормальной группировкой :P
0
Michael13
Из последних =)

0
Misha3310
блин Мишь жалко ) не роняй больше )
0
Michael13
Но как уже сказали ранее, осмысленно там ничего не получится. Этот навык нужно нарабатывать на автоматизм.
+2
olley
Ребята, борцы и акробаты. Мне кажется, что вы немного ошибаетесь, когда говорите, что техники падения, отработанные до автоматизма в этих видах спорта применимы в мото-авариях.

Насколько я понимаю, в спорте учат падать, амортизируя руками. Потому что падения происходят фактически на нулевой скорости. Тогда как мото-падения, «амортизированные» руками приводят к переломам мелких костей в суставах запястий. Падающему мотоциклисту наоборот нужно избегать этого рефлекса.

Кроме того, в спорте, руки — это единственная защита, и все, что не амортизировано руками будет принято, как удар полной силы на голову и туловище. Тогда как мотоциклист, хлопнувшийся плашмя на асфальт даже лицом вниз скорее всего просто встанет и пойдет менять шлем, куртку и наколенники. Альтернатива — мотоциклист «аморизирующий» падение руками уедет на Скорой помощи с переломами запястий. (Да, на перчатках повсеместно ставят слайдеры, но это борьба с последствиями, а основная причина именно приземление на руки)

Статья в принципе именно об этом и говорит — не выставляйте руки. Напомните, в какой борьбе или гимнастике говорят, что при падении нужно убирать руки?
+1
Michael13
В спорте не учат амортизировать руками.
+1
Wobbling
Ты плашмя когда-нибудь падал? Начни с воды, потом попробуй на песок. Можешь с метра попробовать, для разогрева. Посмотрю, как ты встанешь! Ты про внутренние органы забыл. Их поравть — хуже сломанной руки!
0
olley
Ничего внутренним органам не станет с метра. А о воде и говорить нечего — там все неприятности ограничиваются покраснением кожи. К слову, один из рекордов в Книге Гинесса как раз состоит в «нырянии пузом» с 10 метров в «бассейн», глубиной по колено.

Ты про внутренние органы забыл. Их поравть — хуже сломанной руки!

Выставление рук при падении никак не поможет спасти внутренние органы. Вообще. Переломы запястий будут В ДОБАВОК к остальным травмам, а не ВМЕСТО.
0
firesnake
Не выставлять руки — это странный совет. Я бы не рискнул ему следовать. При ударе телом о дорогу у меня был синяк в полживота, а все внутренние органы болели так, как-будто меня била ногами толпа социальнобезответственной молодежи. Восстанавливался очень долго! При падении на бок с прижатыми руками, например, ломается ключица. Поэтому, возможно, у человека инстинктивно выставляются руки: повредить их всяко лучше, чем нанести увечья жизненно важным органам. Кстати, в большинстве случаев падение на руки у меня оставляли лишь потертости перчаток.
+1
VladimirYa
Не поленился зарегиться, чтобы прокомментировать)
Наверное, бывают ситуации, которые развиваются в течение некоторого времени, которое позволяет тебе принять осмысленное решение. Если не считать эндурных падений, то на асфальте падал дважды — один раз в ДТП с коробкой на небольшой скорости и один раз поймал лоусайд на кольце, тоже на небольшой скорости. Оба раза осознанные действия возникали уже когда все закончилось, в процессе все было абсолютно на автомате.
Сказать насколько полезны советы автора мне сложно. Для меня очевидно следующее — когда мышцы зажаты, резко увеличиваются шансы порвать связки и сломать кости. В целом — кувырки при правильном применении очень помогают рассеивать энергию. Но чтобы это работало на автомате, нужно долго тренироваться, потому что рефлексы, вырабатываемые у человека естественным путем, противоречат этим навыкам.
Для желающих найти подходящий вид спорта могу порекомендовать айкидо или русский стиль в версии Кадочникова — они достаточно разные, но оба работают не с блокированием ударов, а с их трансформацией.
+1
olley
В целом — кувырки при правильном применении очень помогают рассеивать энергию.
Кувырок хорошо рассеивает энергию при скоростях порядка «разбежался и прыгнул», чем и пользуются борцы, гимнасты и т.п. Даже на умеренных ДОП-овых скоростях любой кувырок грозит превратится в беспорядочное кувыркание, ломающее кости. Не побоюсь предположить, что на скоростях «ДОП+» кувыркание будет такой интенсивности, что руки-ноги будут разлетаться в стороны от центробежной силы хаотично колбася по всему, что попадается на пути.
0
mitri4
батут в помощь, тем кто хочет научиться группироваться
0
Paren
Я думаю что привычка выставлять руки при падении идет от того, что человек в первую очередь всегда пытается защитить голову. Пару недель назад два раза попал в аварию с разницей в 3 дня. В первый раз падение было контролируемое, завалился набок на 50км/ч и просто старался скользить на бедре и руке. Во второй раз въехал в любителей неожиданно поворачивать налево, успел оттормозиться с 70 примерно до 40 и полетел вперед, тут я уже ничего поделать не мог, приземлился грудью и подбородком. Получил незначительные повреждения пястно-фаланговых суставов на правой руке, кулак до конца не сжимается. И хочу сказать, что во время полета я вообще не ориентировался в пространстве.
+1
ushakov_ivan
Есть ещё система «воланчик», когда ты «гасишь» энергию при падении, путём перекладывания ног и группировки рук определённым способом. Надо тренироваться, прежде чем опробовать на практике, но уверен, что результат будет феноменальным
0
firesnake
Как тут уже писали, падение происходит мгновенно. Сообразить, как нужно группироваться не успеваешь. Бах! И ты уже борешься с последствиями катапультирования. Время растягивается, в какой-то момент начинаешь думать, как правильно группироваться, чтобы выйти с минимальными потерями. То есть с самого начала падения оценить категорию заваливания мопеда и начать «правильно падать» вряд ли получится. Не все книжки одинаковы полезны: всё, что написано — какие-то пространные мысли и разрозненные наблюдения. Самый лучший помощник при падениях — ваш собственный вестибюлярный аппарат и хорошая физическая форма. Занимайтесь физкультурой и тренируйте вождение!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sixbisix, Мотосовет № 55 - Как падать правильно (Полагаю, что это не очевидно...)