Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sixbisix → Мотосовет №51 - Трехколесные транспортные средства

В этом мотосовете чуточку коснёмся трехколесных транспортных средств — трайков.

Moto51.jpg
Мотоцикл купил мой милый,
Люлька скачет с жуткой силой.

Рисунок: Olga713

Должен признаться, меня навещала мысль переделать мою Голду в трайк. Для реализации задуманного я хотел прикрепить коляску. Если два колеса доставляют удовольствие, то может три доставят еще больше?

Возможно, это верно, но не для меня!

Я заблуждался, как и многие мои знакомые, думая, что из-за отсутствия наклона у трех колесного транспортного средства управлять им проще. Это утверждение одновременно верно и неверно.

Я получил много сообщений от людей, имеющих опыт управления трех-колесным транспортном и в этом мотосовете я поделюсь с вами их мыслями:
  • На трех колесном транспортном средстве не нужно применять контрруление. Однако если бы не было других поводов для беспокойства, то я бы не говорил вам о необходимости попрактиковаться в управлении трех колесным транспортном прежде, чем выезжать на дороги общего пользования.
  • В поворотах сцепление с дорогой переднего колеса таит в себе опасность. Повороты необходимо проходить на более низкой скорости, чем при езде на обычном мотоцикле. В отличии от двух-колесного транспорта, который наклоняется в повороте и следовательно переднее колесо которого почти всегда находится на одной линии с мотоциклом, у трех колесного транспорта переднее колесо должно действительно поворачиваться в сторону поворота. Следовательно, из-за инерции переднее колесо все время пытается встать прямо или происходит снос переднего колеса. По сравнению с двух-колесным мотоциклом, переднее колесо трех-колесного мотоцикла потеряет сцепление с дорогой раньше.
  • Водитель и пассажир постоянно находятся в напряжении во время поворота. Трайк всегда находится в вертикальном положении, поэтому центробежная сила в повороте пытается выбросить водителя и пассажира наружу поворота. Владелец одного тайка сказал мне, что из-за этого он специально установил ремни безопасности.
  • В большинстве случаев управлять трайком намного проще, чем мотоциклом с коляской, особенно в тех случаях, когда отсутствует наклон мотоцикла в повороте. Поведение мотоцикла с коляской в повороте может быть описано как «постоянно тянет в одну сторону при ускорении или торможении, и в поворотах постоянно требуется корректировать траекторию рулем».
  • Изменения, вносимые в конструкцию мотоцикла для того, чтобы он управлялся лучше с коляской (например, уменьшение вылета переднего колеса или установка покрышек с плоским профилем на коляску), приводят к тому, что без коляски или с недостаточно тяжелой коляской мотоцикл становится почти неуправляемым (съемная коляска, на мой взгляд, еще более глупая идея).
  • Некоторым людям кажется, что не зависимо от того какой профиль покрышки используется на коляске, управлять мотоциклом с пассажиром или иным грузом в коляске проще, чем если коляска пустая. Кто-то написал, что производитель колясок для мотоциклов даже рекомендует для устойчивости и лучшей управляемости класть в пустую коляску 22 кг.
  • Колесо коляски может оторваться от земли (очень опасно) только при повороте в её сторону (например, при повороте вправо, если коляска прикреплена справа). Причина этого описана выше и связана с тем, что при повороте переднее колесо нужно поворачивать в сторону поворота, а не наклонять мотоцикл. Имейте ввиду, что как только колесо коляски оторвется от земли вы снова становитесь водителем двух-колесного мотоцикла. Как только мотоцикл сильно наклониться в сторону от траектории поворота вы должны применить экстренное контр руление в сторону наклона мотоцикла.
(Один из читателей поделился мнением, что отрыв колеса коляски не является опасным и происходит постепенно в зависимости от высоты подъема колеса).

  • Аналогично, и это отличается от езды на двух колесах, если вы войдете в поворот в сторону противоположной той с которой прикреплена коляска, то вы рискуете отрывом заднего колеса и переворотом через переднее колесо (т.е. хайсайд).
  • Несмотря на том, что автомобильная покрышка с плоским профилем должна подходить просто идеально, на колясках почти не используют стандартные автомобильные покрышки. На практике установлено, что при установке обычной 15 дюймовой покрышки на мотоциклетное колесо 15 дюймов управляемость ухудшается. У автомобильных колесных дисков обычно меньше посадочный размер, по сравнению с мотоциклетными шинами. Если диск колеса мотоцикла не предназначен для установки автомобильных покрышек, никогда не устанавливайте автомобильную покрышку на коляску. Я думаю это не требует каких-либо объяснений, что давление в колесе коляски (конечно в любом колесе) не должно быть выше рекомендованного производителем (известно, что взорвавшись они могут убить).
  • Установка коляски на большинство мотоциклов лишает гарантии и многие (если не все) дилеры не берут мотоциклы с коляской в ремонт.
  • По сравнению с обычным мотоциклом, на мотоцикле с коляской или трайке ускорение ниже, а расстояние, пройденное на одинаковом количестве топлива, меньше.
Этот мотосовет написан для того, чтобы предупредить, а не отговорить. Я знаю несколько пожилых мотоциклистов, которые больше не в силах водить двухколесный мотоцикл, но спокойно управляются с трехколесным мотоциклом.

С другой стороны, Я знаю женщину, которая решила «попрактиковаться» на дороге общего пользования в вождении Голды мужа с установленной новой коляской. Она посадила свою дочку в коляску, а мужа на заднее сиденье. Как ей казалось, они двигались на невысокой скорости и это была обычная семейная мотопрогулка.

В первом повороте она не справилась с управлением, хотя двигалась на скорости на которой она привыкла проходить этот поворот на мотоцикле. Дочка вылетела из коляски и получила травму, хорошо, что не тяжелую. Муж отделался переломом ключицы. Мотоцикл приземлился сверху женщины. Она получила множественные повреждения органов таза и переломы костей (с трудом, но она выжила).

Смысл этого мотосовета в том, что три колеса управляются не так как два и не стоит выезжать на дороги общего пользования, пока вы не приобретете необходимые навыки.

(Наиболее интересная и наверное лучшее сравнение между мотоциклом и автомобилем было недавно опубликовано. Посмотрите на www.carver.nl.

В заключении небольшой мастер класс езды на треколесном транспортном средстве:


James R. Davis Three-Wheeled Vehicles (A few sobering realities)
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix
  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 20 марта в 8:24
  • 3
  • ?

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
0
Muhovod
Очень познавательно, спасибо! Теперь буду знать, что меня ожидает с приобретением Урала :)
-1
sixbisix
Тут не совсем про Урал. Скорее про трайк.
Но для полного комплекта мотосоветов опубликовать нужно было.
0
aperturer
Ролик клёвый
0
h579mo52rus
Вот ещё немного про подобное: bikepost.ru/blog/70995/Pljusy-mototsikla-s-koljaskoj.html
+2
ncuxyc
Короткий коммент от водителя трехколёсного макси-скутера — не всё трехколесное одинаково. И далеко не на все трехколёсное эти советы распространяются.
Не у всех впереди 1 колесо (Yamaha Tricity/Paggion MP3/Peugeot Metropolis/Quad3/Can Am тот же), некоторые вполне наклоняются и контрруление весьма актуально, и т.д.

И ссылка на carver.nl непонятная.
-1
sixbisix
Да, трехколесные которые со сложной многорычажкой это ближе к двухколесным.

Ссылка на carver.nl есть в оригинале, но проверив эту ссылку ничего не обнаружил. Поэтому в тексте оставил, но в виде ссылки не оформлял.
+2
oneq2
Аналогично, и это отличается от езды на двух колесах, если вы войдете в поворот в сторону противоположной той с которой прикреплена коляска, то вы рискуете отрывом заднего колеса и переворотом через переднее колесо (т.е. хайсайд)
И что самое противное — происходит это гораздо быстрее, чем при повороте в сторону коляски.
При превышении безопасной скорости при повороте направо ещё есть некий запас, можно поворачивать даже с коляской, парящей в воздухе.
А вот при повороте налево такого запаса нет. Как только превысил, равнодействующая вышла за пределы треугольника, образованного колесами — практически мгновенно последует переворот вокруг оси переднее колесо — колесо коляски.
Скорее всего та женщина попала в аварию именно в левом повороте.
0
Perry
Чтобы такого не было, по крайней мере у советских колесо коляски размещено довольно значительно «вперед относительно заднего», сантиметров на 35-40 наверное, и при любых режимах левого поворота на иже я ни разу этого не «ловил». По-моему, такая опасность актуальна, если производитель или кастомайзер расположит колесо коляски слишком близко к проекции оси заднего. В грамотных конструкциях этот вопрос должен быть учтен. Правда, при правильном расположении колеса коляски оно в повороте вынуждено слегка «юзить», но иначе никак или почти никак. А вообще, немного представлений о физике, и понимание этих премудростей как можно/нельзя/надо придет за полдня.
+1
oneq2
Как известно, с дуру можно много бед натворить — ни один производитель не предугадает. Примеров быстренько с ютуба:



Тут вообще на «пешеходной» скорости:


А вообще, немного представлений о физике, и понимание этих премудростей как можно/нельзя/надо придет за полдня
Кажый индивидуален, конечно, но в целом верно. Главное, потом не вообразить себя суперменом и помнить все особенности.
0
Daruma13
Немного по трайкам, очень важно разделять их по типу:
1) Переделаный из мото.
2) Изначально сделаный трайком, особенно это касается заднемоторной компоновки.

Скажу за 2 ой… хорошая резина и понимание, что тормозить в повороте плохая мысль (Разгруз передней оси и как следствие едем прямо или жопа обгонит перед)) ) и стоит на дороге как картинг. Переживал, что из за задних булок размером 295 будет склонность к аквапланированию в дождь, но и с этим всё Ок. Правильно выберите давление в балонах и всё Ок.
Перемещение тушки пилота в поворотах влияет на преодоление центробежной силы, но не управляемость. Рулицо всё легко и одной рукой (вторая зачастую занята работой со сцеплением и заигрыванием с шифтером кпп ).
Если не можеш ездить на 2ух, но езить хочется, не надо слушать никого нужно ездить, на 3х. Знай ограничения, конкретно твоего аппарата и вперёд с песнями.
0
Evrik
Много лет езжу на Урале, и уже привык к коляске. В том году прицепил коляску и к голде.Самопальная коляска для голды. Управляется хорошо, только не хватает демпфера.Поставил, и не жалею! Зато могу теперь всей семьей в отпуск ездить.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sixbisix, Мотосовет №51 - Трехколесные транспортные средства