Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sixbisix → Мотосовет №48 - Контрруление (не всё так просто, как кажется)

Наверное один из самых занудных мотосоветов, но об одной из фундаментальных категорий теории движения мототранспорта.

Moto48.jpg
За мгновение до контрруления. Автор: Olga713


Каждый кто управлял мотоциклом знает это. В мотошколе упоминают (но не объясняют), а мотоциклисты всё время спорят об этом. Действительно, что это такое? Как это работает? Почему это работает? На все эти вопросы я постараюсь ответить в этом мотосовете.

На сверх малой скорости мы поворачиваем руль туда, куда хотим ехать. Мы можем делать так только на скорости менее 10 км/час. Если скорость выше мы делаем всё наоборот, независимо от того осознаём мы это или нет. Например, если мы хотим повернуть направо, то на самом деле мы ПЫТАЕМСЯ повернуть руль налево. Это приводит к тому, что переднее колесо наклоняется вправо и из-за наклона колеса происходит поворот направо. Это и есть контрруление.

Почему же мы не путаемся и поворачиваем руль в нужную сторону на любой скорости? Потому, что мы усвоили, что не нужно прилагать усилий управляя мотоциклом. Поворот руля влево ВОСПРИНИМАЕТСЯ нами так, словно мы толкаем руль правой рукой, а не тащим левой. Такое ощущение связано с тем, что чем сильнее мы толкаем руль, тем больше мотоцикл поворачивает направо и, следовательно, кажется руль все сильнее стремиться повернуть направо. Другими словами, мы быстро связываем контрруление с той рукой, в сторону которой мы поворачиваем. Более того, даже небольшой опыт позволяет понять, что контрруление требует намного меньше усилий, в то же время повернуть руль в сторону поворота невозможно. В конце концов человек быстро обучается.

Для понимания контрруления необходимо иметь лишь поверхностные знания о гироскопе – не более того, во что ВЕРЯТ большинство людей представляя работу гироскопа. (Несмотря на то, что большинство из них ЗАБЛУЖДАЕТСЯ, я все равно опишу их позицию). Явление называется «гироскопическая прецессия». Гироскопическая прецессия возникает когда на ось вращающегося гироскопа прикладывается сила смещающая эту ось. Вектор силы вращающегося гироскопа направлен под углом в 90 град к плоскости вращения. Следовательно, если мы попытаемся повернуть переднее колесо влево, то сила, которую мы прикладываем, поворачивая руль, будет направлена направо против оси вращения колеса и будет наклонять колесо вправо. Аналогично, пытаясь повернуть колесо вправо в результате колесо будет наклоняться влево.

Однако гироскопическая прецессия не является необходимым условием контрруления. Не имеет значения на сколько, но если переднее колесо отклоняется от прямолинейного движения ваш мотоцикл начинает наклоняться в противоположную сторону. Без преувеличения можно сказать, что даже без гироскопической прецессии, поворот переднего колеса мотоцикла в одну сторону приводит к контррулению в противоположную. Происходит это из-за угла наклона вилки. Этот эффект можно наблюдать на стоячем мотоцикле. Просто поверните руль в сторону и вы увидите, что мотоцикл наклоняется в противоположную.
[Заметьте, что гироскопическая прецессия не является необходимым условием контрруления, но облегчает его – делает его более ровным – но НЕ приводит к контррулению. Простыми словами – в основе контрруления лежит центробежная сила, а не гироскопическая. Чтобы лучше понять это, почитайте Centrifugal forceДля лучшего понимания почитайте ветку форума (на английском — прим. SixBiSix)].

centrifugalvsprecession.jpg
1. Если контрруление возникает в результате гироскопической прецессии, ваше тело и голова будут следовать за наклоном мотоцикла.
2. Если контрруление возникает в результате центробежной силы, ваше тело, голова и мотоцикл будут наклоняться одновременно)


С того момента как ваша голова и тело не находятся в одной плоскости с крутящимся колесом, они не прецессируют. Ваше тело остается соосно с корпусом мотоцикла.

При езде на мотоцикле, поворот руля немедленно преобразуется гироскопической прецессией в наклон в противоположную сторону. Так как переднее колесо прикреплено к раме мотоцикла, то мотоцикл также наклоняется. Однако наклон МОТОЦИКЛА происходит из-за воздействия на руль и соответствующего поворота переднего колеса — гироскопическая прецессия играет только вспомогательную роль в этом процессе и не оказывает значимого эффекта.

Например, если вместо переднего колеса была бы лыжа, то поворот происходил бы в сторону поворота руля (точно также как это происходит если вместо лыжи установлено колесо) и корпус наклоняется в противоположную сторону, подтверждая что даже контрруление лыжей все еще эффективный способ управления.

ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ повернуть мотоцикле, движущегося быстрее пешехода, это контрруление (если конечно у мотоцикла только два колеса). Мы поговорили только о том, почему мотоцикл начинает наклоняться. Конечно, все что мы обсудили выше относится к непосредственно повороту переднего колеса сопровождающегося одновременным наклоном мотоцикла в противоположную повороту руля сторону. Что же происходит дальше?

Прежде чем перейти к рассмотрению более сложных явлений, отмечу, что если вы перестанете давить на руль (или вас выбросит из седла мотоцикла), после нескольких неконтролируемых колебаний из стороны в стороны ваш мотоцикл «найдёт» прямолинейный курс, самостабилизируется и поедет прямо! Да это так, ваш мотоцикл имеет встроенный механизм само-коррекции – известный под названием Геометрия механизма управления – который позволяет мотоциклу самостоятельно компенсировать любые наклоны и изменения скорости и продолжать движение прямо независимо от того, едите ли вы на мотоцикле или мотоцикл едет уже без вас – пока скорость мотоцикла не снизится настолько, что он упадет в сторону.

raket.jpg
Геометрия вилки


На рисунке показано, как обычно выглядит передняя часть мотоцикла. Руль соединен с рулевой колонкой (steering column), которая соединена с рамой мотоцикла (knee bone), которая соединена… ой, мы двигаемся в неверном направлении. Рулевая колонка (в народе называемая «рулевой стакан» [steering stem]) не соединена напрямую ни с рамой мотоцикла, ни со стаканами вилки! Наоборот, она соединена с так называемым траверсой (triple-tree) на рисунке отмеченной буквой D). Это то место, где оба пера вилки (forks), скрепленные вместе по ходу всей рулевой колонки, соединены с рамой мотоцикла. Вы можете заменить, что траверсы выставлены вперед и поэтому перья вилки также смещены немного вперед по отношению к рулевой колонке (обратите внимание на диагональные линии отмеченные как С и С’). Это называется смещение вилки (offset).

Теперь пожалуйста, обратите внимание, что перья вилки закреплены в траверсах не перпендикулярно земле, а под углом. Этот угол называется углом наклона вилки (rake).Если бы угол наклона вилки отсутствовал (и не было бы небольшого смещения вилки), то переднее колесо должно было касаться дороги в точке А. (В большинстве случаев угол наклона вилки примерно 30 градусов).

Угол наклона вилки играет огромную роль. С одной стороны, благодаря углу наклона вилки любой наклон колеса приводит к повороту колеса в сторону наклона. С другой стороны, он замедляет руление. Это значит, что если на низкой скорости руль поворачивается на 20 градусов, то траектория движения меняется немного меньше 20 градусов. [Никогда не поворачивайте руль на 20 градусов двигаясь на высоких скоростях – передней колесо всегда направлено прямо]. При повороте на высокой скорости, угол наклона вилки ЗАМЕДЛЯЕТ реакцию мотоцикла на поворот руля (Ниже я объясню почему).

Посмотрите на рисунок и представьте, что вместо поворота направо колесо смотрит прямо на вас. (Корпус мотоцикла остается повернутым направо).

rakeFullturn.jpg


Теперь вы увидите, что пятно контакта, которое до поворота колеса находилось в точке В, находится теперь в точке С’. Другими словами, из-за того, что вилка наклонена, часть вашего усилия на поворот руля тратиться на смещение пятна контакта колеса с дорогой (Поэтому руление «медленнее» — и чем больше угол наклона, тем медленнее руление. Обратите внимание, что «медленное руление» не тоже самое, что «недостаточная поворачиваемость» (under-steer)).

Отметим особенность, что точка пересечения колеса с красной диагональной линией С’ находится выше, чем точка пересечения колеса с линией В. Это объясняет то, почему из-за наклона вилки при повороте руля перед мотоцикла опускается ниже. Горизонтальное расстояние на уровне земли между В и С (не С’) называется вылет (trail). (Вылет, как вы можете заметить, зависит от угла наклона вилки, смещения и радиуса колеса). На некоторых мотоциклах переднее колесо закреплено не ровно между амортизаторов, а либо немного выше либо ниже вилки. Фактически, такое смещение необходимо для того, чтобы уменьшить или увеличить смещение вилки, а значит увеличить или уменьшить вылет.

Устойчивость вашего мотоцикла в движении зависит от вылета. Однако, замечали ли вы, что на мотоциклах с очень большим углом наклона вилки (и следовательно большим вылетом) переднее колесо очень неустойчиво (на низкой скорости) если оно не направлено строго прямо? Эта особенность объясняет одну из причин, почему колесо поворачивает в сторону поворота, как только оно наклонилось в эту сторону. Любой наклон колеса в сочетании с силой притяжения, стремящейся приблизить переднюю часть мотоцикла к земле, приводит к смещению вперед пятна контакта колеса с дорогой. Более того, заметьте, что ось вашей вилки направлена в точку С, не С’, и она находится сзади центра тяжести передней части мотоцикла. Следовательно, сила притяжения играет более существенную роль в повороте колеса, чем может показаться на первый взгляд. (И теперь вы понимаете, для чего нужны рулевые демпферы – благодаря им небольшой наклон не приводит МОМЕНТАЛЬНО к повороту колеса в направлении наклона.)

Но существует другая, более весомая, причина, из-за которой наклон колеса приводит к повороту – тяга развала (camber thrust). В отличие от автомобильных шин, на мотоцикле вы ездите на шинах не с плоским профилем, а с круглым. При езде прямо пятно контакта располагается точно по середине покрышки, максимально удаленным от оси колеса. При наклоне пятно контакта располагается ближе к оси колеса. Самая удаленная от оси колеса часть ВРАЩАЕТСЯ БЫСТРЕЕ, чем любая другая, находящаяся ближе к оси колеса. Значит когда вы двигаетесь в наклоне, то внешняя сторона пятна контакта движется быстрее внутренней.

glasses1.jpg


Возьмём два конусообразных стакана и соединим их вместе, как показано на рисунке ниже. Разве это не похоже на профиль вашей покрышки если смотреть на нее спереди?

glasses2.jpg


Теперь положите один из стаканов на стол и толкните его. Стакан ДОЛЖЕН двигаться по кругу, потому, что край стакана движется быстрее, чем любая другая его часть. Так происходит и с колесом мотоцикла. Сила тяги развала заставляет ваше колесо поворачивать при наклоне.

glasses3.jpg


Таким образом, угол наклона вилки и тяга развала вместе преобразуют наклон переднего колеса в поворот в сторону наклона. Затем, корпус мотоцикла следует за колесом и наклоняется в сторону поворота.

Теперь вы знаете, что такое контрруление, его механизм и как это происходит. Сейчас у вас может возникнуть вопрос, почему колесо останавливается каждый раз при небольшом контррулении? И как я раньше отметил, каким образом мотоцикл без пилота сам двигается прямо?

Ответ на оба эти вопроса даст центробежная сила и, опять, угол наклона вилки. При любом соотношении скорости и угла наклона, существует только один диаметр круга на котором они могут быть постоянными. Это точка баланса в которой сила притяжение пытается уронить мотоцикл, а центробежная сила стремиться его поднять, и эти силы уравновешивают друг друга. (Если у вас есть MS Excel, вы можете скачать этот файл для подтверждения моих слов).

Если скорость увеличивается, а радиус поворота не уменьшается (возможно в оригинале ошибка и радиус поворота должен увеличиваться), то центробежная сила будет удерживать мотоцикл более вертикально – т.е. уменьшать угол наклона. Это, в свою очередь, уменьшает тягу развала и мотоцикл, по собственному желанию, увеличивает радиус поворота.

Если скорость не меняется, но радиус поворота меньше радиуса, на котором достигается баланс сил, то центробежная сила становится больше силы притяжения и опять происходит увеличение радиуса поворота так, как было описано выше.

Как только ваш мотоцикл стабилизировался в повороте (постоянная скорость, постоянный наклон и постоянная сила поворота руля) в этом состоянии он будет оставаться до тех пор, пока не изменится сила поворота руля (т.е. например вы немного больше надавите на руль или измениться дорожное полотно или подует боковой ветер или вы переместите свой вес или измените скорость).

Стабильность мотоцикла нарушается, как только вы прикладываете на руль усилие. Воздействие на руль, тяга развала и угол наклона вилки сходятся в смертельной схватке, исходом которой является самовыравнивание мотоцикла. Сила, направленная на сохранение мотоциклом прямолинейного движения, но она также связана с силой трения. В пятне контакта передней покрышки есть возникает сила трения, которую целый мотоцикл прикладывает для того чтобы «содрать» резину с покрышки. Если мотоцикл находится на одной линии с передним колесом (это возможно только при движении прямо), то очень важно, чтобы «сдирания» резины не было. Но если мотоцикл находится не на одной линии с передним колесом, то силы будут стремиться выправить колесо через давление в месте пятна контакта, находящегося на наружной части траектории. Так как пятно контакта находится где-то в районе точки В, и далеко позади оси вилки (красная линия С), колесо стремиться сойти с траектории.

Я верю, что теперь вы знаете, почему мотоцикл без пилота совершает несколько широких колебаний за несколько мгновений, т.к. все силы борются друг с другом и мотоцикл становится стабильным найдя прямую траекторию в вертикальном положении. Дизайнеры передней вилки мотоцикла умницы! Не так ли?

James R. Counter-steering (Not the least bit as simple as it feels)
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix
Иллюстрация: Olga713
  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 8 февраля 2017 в 9:40
  • 19
  • ?

Комментарии (132)

RSS свернуть / развернуть
+17
Good-Cough
простыню не осилил, но идея объяснять мотоциклизм «на стаканах» мне симпатична 8)
+1
sixbisix
О отличная идея!!!
Постараюсь оперативно творчески переработать! ;-)
+1
bob248
почему когда мы ходим на двух ногах то нога вперед а вот рука с той же стороны норовит всегда назад, это контрмахание все применяют? или это интуитивно как контруление(сразу оговорюсь что ничего не курил)
+1
fvadim
зачем распространять неверные сведения?
+1
barmaleus
«ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ повернуть мотоцикле, движущегося быстрее пешехода, это контрруление» — по крайней мере в этом я не уверен.
В конце концов, можно сначала свеситься с мотоцикла, потом довернуть его в сторону поворота.
+1
fvadim
всё так. под неверными сведениями я имел ввиду поворот за счёт геометрии покрышки, которое в статье объясняется на стаканах.
+1
sixbisix
Упс… а почему это неверно? Можно пояснить?
+7
DeeTroy
Моделька мотоцикла дома есть? не обязательно харлей. Любой сойдет, главное, чтобы не лего с квадратными колесами.

Берешь модельку, жестко фиксируешь ей руль, наклоняешь на правый или левый бок, хоть до подножек и катаешь вперед назад.
Смотришь, как она ездит вперед-назад. Почему-то не влево-вправо, а только вперед-назад.

А потом думаешь, почему со стаканом работает, а с мотоциклом не работает.
+1
sixbisix
Если знаешь объясни.
+2
DeeTroy
Некоторые знания, чтобы они лучше устаканились (прикольная игра слов получилась) необходимо попытаться получить на собственном опыте.
Причем я не заставляю тебя делать ничего сверхъестественного, невероятно сложного или опасного для твоей жизни. Не прошу катать живой, многокилограммовый байк в наклоне с заваренным рулем. С моделькой ты справишься легко.
Когда ты убедишься, что эффекта стакана там и в помине нет, задайся вопросом, почему. Правильно сформулированный вопрос — это уже половина ответа, как говорили великие.
+2
sixbisix
Взял мотоцикл Yamaha XV1100. Зафиксировал руль. Покатал вперед. Упорно поворачивает в сторону наклона.
До подножек боюсь наклонять, вдруг завалится. :-)
+6
DeeTroy
проверь, может у него люфт в колесе или в вилке.
Общий смысл моего посыла был вот какой.

Когда колесо катится прямо, на него действуют сила тяжести и реакция опоры, которые уравновешивают друг друга. Когда колесо наклоняется (а руль при этом не зафиксирован и имеет возможность повернуться), сила трения, сила тяжести и реакция опоры не уравновешиваются. Равнодействующая этих сил искривляет путь колеса. Именно это воздействие, а не форма покрышки заставляет колесо поворачивать.
Абсолютно тот же эффект наблюдается у монеты. Заметь — никакой конусообразной формы ребра у монеты нет. Но стоит ей вследствие воздействия силы трения потерять ход и начать валиться в одну или другую сторону, эффект будет тем же — она пойдет по дуге.

Некая «конусообразность» покрышки является не причиной поворота. Она является причиной уменьшения радиуса поворота. Т.е: бери опять свою ямаху, поверни руль в упор, но заставь его поворачивать вертикально. Радиус будет одним.
А затем так же с рулем в упор наклони в сторону поворота — радиус существенно изменится. Т.к. внутренний диаметр передней покрышки меньше, чем ровно по центру.
+1
sixbisix
Теперь понятно! Спасибо! Пример с монетой самый наглядный.
+3
DeeTroy
Для того, чтобы понять, что нельзя сравнивать мотоколесо и конус (стакан), нужно сравнить не только поперечный разрез, но и пятно контакта. Они противоположные! У конуса — очень узкое поперечное вектору движения, а у колеса овальное продольное. И при наклоне вести себя они (пятна контакта) будут совершенно по разному — у покрышки будет оставаться неизменным более-менее, а у конуса становиться то ничтожно малым (если ставить на ободок горлышка стакана), то во всю длину стенки.
Некорректно, в общем. Несравнимо.
Завершающий гвоздь в крышку гроба этой теории — берем асфальтоукладчик. Вместо катков цилиндрической формы делаем два конусообразных. Если жестко зафиксировать рули, чтобы оси были параллельны друг другу, то эта многотонная махина не сдвинется ни на сантиметр. Потому что конусы могут двигаться толкьо по дуге. А в случае с зафиксированным рулем мотоцикла, как ты мог убедиться, моделька спокойно каталась взад и вперед.
+1
sixbisix
Нда… что то автор этого мотосовета слишком все упростил. Хотя с конусами я видел объяснение где-то еще. Но твои пояснения прояснили картину! Спасибо! Такое обсуждение мне очень по душе!
+2
Michael13
Наверное, он у тебя кривой. Я свою Хонду из гаража всегда в наклоне выкатывал, так как кофр не пролазил иначе. Прямо каталась ))

Ладно, раскрою секрет: хорошо если стакан один. А если их два? Учитывая, что руль в данном эксперименте направлен прямо, значит оси этих стаканов параллельны. И как они тогда будут поворачивать? Тут либо один стакан должен скользить вдоль оси, чтобы другой нормально поворачивал, либо оба стакана частично проскальзывают в районе большего диаметра, либо все же приходится поворачивать один стакан (т.е. руль, что и происходит на самом деле).

З.Ы. Вообще на пальцах легче объяснить, так что если не разберемся — покажу при личной встрече ;)
+2
sixbisix
ОК! При личной покажешь! Надеюсь поедем в неудобное и далекое место, тогда и разберемся :-)
+7
EvgenyE
По принципу двух стаканов, ага, я уже представил как это будет))
+1
Michael13
Что поделать, без стаканов не обойтись ))
здесь был ататат

0
DeeTroy
Эта величина настолько незначительна по сравнению с описанным в статье «конус vs. колесо», что ей можно пренебречь.
Если мы не говорим про дикие кастом-моты, у которых задний каток 350-400, а передний узкий, как велосипедный, то разница между передним и задним колесом составляет не 50%, как у тебя на схеме, а намного меньше.
Но и в этом случае причина поворота не в конусообразности, а в разнице боковых диаметров.
Ибо, как ты сам упомянул — стоит поставить два одинаковых колеса на мот и никуда он поворачивать не будет, хотя некая «конусообразность» останется.
Поэтому я и написал выше, что объяснение на примере стаканов-конусов — ну вообще не имеет ничего общего с реальностью.
+1
Michael13
Тем более на данной картинке мотоцикл наклоняется направо, а легкий поворот идет налево.
От чего комментарий к картинке выглядит странно:
За счет этого весь мотоцикл оказывается направленным круче внутрь поворота, чем в том случае, если он обут в шины одинаковой ширины.
0
MotoEzh
оффтоп :) вот ты сейчас обидел Лего, которые, на минуточку, являются крупнейшим в мире производителем покрышек )))))) у моих лего-мотоциклов отличные такие, круглые колеса )))
0
DeeTroy
Я имел ввиду нечто такое — ditya.com.ua/images/mod_catalog_prod/15/13373768474.jpg
+12
Michael13
Например, если мы хотим повернуть направо, то на самом деле мы ПЫТАЕМСЯ повернуть руль налево. Это приводит к тому, что переднее колесо наклоняется вправо и из-за наклона колеса происходит поворот направо. Это и есть контрруление.
Ох спорная статья… потом дочитаю отпишусь, но для начала оставлю это:



И добавлю, что сам поворот идет все-таки за счет поворота колеса в сторону поворота, а не из-за наклона. На любой скорости. А наклон нужен только для уравновешивания сил.
+1
sixbisix
Нужно полностью прочитать. Там основная мысля что поворот мота происходит за счет профиля покрышки. Остальное все приводит к наклону чтобы этот профиль заработал.
+3
Michael13
Ну вот эта мысля ошибочна.
+3
XanderEVG
кто сдавал восьмерку на мотоцикле, у которого малый угол поворота руля знает, что если проходить поворот с обычным углом наклона мото, не вписываешься. а если проходить на более высокой скоростью(с большим углом наклона) или с вывешиванием наружу(опять же мот наклонен из за этого больше), то вписываешься легко.

Угол поворота в обоих случаях почти максимален, на грани упора в бак.
+8
Michael13
Не, я на практике то знаю, как уменьшить радиус поворота.



Но тут дело не в «конусовидных колёсах», а в изменении геометрии за счет наклона.

Ты мне лучше тогда расскажи, почему, если наклонить мотоцикл телом, но не поворачивать руль, он все равно едет прямо? =)
-2
sixbisix
Он едет прямо потому что ты подруливаешь для сохранения прямолинейного движения :-) Ну и наклон будет небольшой. Мотоцикл сложно наклонить без контрруления из за гироскопов.
+1
aperturer
Можно не только наклонять мотоцикл без контрруления, но и рулить без контрруления одними только наклонами мотоцикла
+6
Kagi
Мотоцикл не способен поворачивать без контрруления. Если вы руками его не совершаете, это не значит что его не происходит.
Это обычная физика, никаких антиматерий и магии.
0
Kagi
Речь конечно о скорости выше 20-30км\ч.
0
aperturer
По трассе без рук ездил? Скорости явно не 20-30, а рулить получается.
+3
superuser
Можно коленями рулить, но контрруление это не отменяет. Есть много опытов в ютубчике на эту тему, там прекрасно видно направление движения руля и его изменение.

Так что, без контрруление эффективно рулить невозможно на средний и высоких скоростях.
0
Michael13
Есть много опытов в ютубчике на эту тему, там прекрасно видно направление движения руля и его изменение.
Хорошо бы приложить хотя бы один, раз их так много.
+2
superuser
Сложно на ютубе лазить на работе :)
Но как минимум стоит пересмотреть видео Кейт Кода, он там где-то вначале проводит такой опыт. На бан навесил накладку в виде «транспортира», а на руль стрелку. И там четко видно, когда человек пытается с помощью колен повернуть байк, то руль в начале отклоняется в противоположную сторону поворота, а потом уже изменяет свое положение.
+1
aperturer
Ну тогда не надо формулировать контрруление как «повернуть/толкнуть руль в противоположную сторону». Руль возможно туда поворачивается сам, когда вы задницей наклоняем мотоцикл не держась за руль, но мы-то явно этого не делали.
+1
superuser
Опять таки нет в том же видео Кейт Кода, пытались повернуть мотоцикл прыгая на подножке и не фига у них не получилось :)
В видео объединяется почему )

Да и возвращаясь к «эффективному» рулению, для этого руль надо именно толкать, лучшего решения нет :)
-2
aperturer
У них не получилось, но выше я выложил видео, где парень ездит змейки-восьмёрки и у него получается. У меня получается без рук поворачивать на 60+ при езде по трассе. Типичный кейс — я выезжаю из города и на скорости двумя руками застёгиваю куртку, удерживая мотоцикл в извивающейся полосе. Повороты пологие, но и я не суперас.
Я не спорю, что контрруление — замечательная вещь для агрессивного прохождения поворотов, но я троллю тех, кто считает что контрруление (в смысле толкания рукой руля) — это единственно возможный способ повернуть на мото.
+7
Kagi
Скорее ты троллишь сам себя, потому как не понимаешь что контрруление это не обязательно то, что ты делаешь своими руками. Двигая мотоцикл телом\жопой\коленями на трассе твой руль сам создает контрруление.
Почему так тяжело понять что мотоцикл принципиально поворачивает только так.
Опять же — это просто физика. По другому мотоциклы не поворачивают на скорости.
0
Kagi
не понимаешь = не признаешь. В этом контексте.
0
aperturer
твой руль сам создает контрруление
Расходится с данной статьёй. Она о контррулении, но чёткой формулировки термина нет, вот несколько сомнительных цитат:
На сверх малой скорости мы поворачиваем руль туда, куда хотим ехать. Мы можем делать так только на скорости менее 10 км/час. Если скорость выше мы делаем всё наоборот, независимо от того осознаём мы это или нет. Например, если мы хотим повернуть направо, то на самом деле мы ПЫТАЕМСЯ повернуть руль налево. Это приводит к тому, что переднее колесо наклоняется вправо и из-за наклона колеса происходит поворот направо. Это и есть контрруление.
Поворот руля влево ВОСПРИНИМАЕТСЯ нами так, словно мы толкаем руль правой рукой, а не тащим левой. Такое ощущение связано с тем, что чем сильнее мы толкаем руль, тем больше мотоцикл поворачивает направо и, следовательно, кажется руль все сильнее стремиться повернуть направо. Другими словами, мы быстро связываем контрруление с той рукой, в сторону которой мы поворачиваем.

ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ повернуть мотоцикле, движущегося быстрее пешехода, это контрруление (если конечно у мотоцикла только два колеса).

Вот эту стройную логическую цепочку я и разрушил наглядным видео.

В Википедии другая формулировка
Контрруление — высокоэффективный приём управления двухколёсным (одноколейным) транспортом, основанный на осознанном манипулировании центробежной и силой притяжения путём смещения колеса (колёс) в сторону от равновесной точки опоры.
Тут пожалуй можно притянуть и управление наклоном тела. Но мы же данную статью обсуждаем а не википедию?
0
Kagi
Я обсуждаю уже тут не статью а факт того, что мотоцикл иначе не поворачивает =)
+1
superuser
Это как в анекдоте «Ты видишь суслика? И я нет. А он есть!».

Контрруление есть в принципе всегда, просто на малых и сверхмалых скоростях они практически не заметно. Но если ты будешь снимать переднюю вилку и посмотришь потом все в замедленной скорости то возможно и заметишь.

Насчет статьи нечего не скажу, я ее не осилил )))

А в твоем видео, если ты посмотришь внимательно, то увидишь что парень далеко не весом рулит, он не пытается с помощью него заложить байк, а скорее всего поворачивает коленями. А как происходит руление коленями есть так же в видео Кейт Кода )))
Да и скорость у парня явно выше 10км\ч )
+3
3BYK_BETPA
Нашел это видео. Про контрруление и заблуждения. Смотреть с 01:08. Стрелка на руле на второй минуте.
Секреты управления Байком от Кейта Кода
контрруление
0
Michael13
Вот, кстати, не вижу я тут никакого контрруления, когда пилот наклоняет байк без рук. И не понимаю, откуда оно может взяться. Мотоцикл под весом пилота начинает наклоняться, руль поворачивается в сторону наклона и начинается собственно сам поворот. Откуда тут взяться контррулению?
Понятно, что по нормальному такими темпами никуда не повернешь, но утверждение «мотоцикл поворачивает только контррулением», имхо, бред.
-2
sixbisix
Конечно бред! Факторов много. Но контрруление самый эффективный. А плавно повернуть можно по разному.
-1
3BYK_BETPA
Мотоцикл под весом пилота начинает наклоняться, руль поворачивается в сторону наклона и начинается собственно сам поворот.
Вы видео не смотрели? 3:04. ВНИМАТЕЛЬНО! При наклоне тела руль поворачивает в ОБРАТНУЮ повороту сторону, а потом мот начинает клониться в сторону поворота.
+2
tenalex
Порой кажется, что у многих первый двухколесный транспорт был мотоцикл. Есть такая штука как масса мотоцикла и наездника. Если взять велосипед 15 кг и наездника 70 кг, то последний без проблем повернет первого наклоном головы в нужную сторону (это я утрирую). Но если взять мотоцикл 320 кг и наездника 60 кг, прибавить скорость и все, можно свесить не только одну полужопку, можно свесить обе полужопки и результат будет минимальным. Так вот в таких ситуациях кроме как контррулением, т.е. поворотом руля, никак не повернуть. В 90% случаев это происходит интуитивно, но есть те 10% аварийных случаев, когда включается мозг и привычки, а привычка (наверное больше у автолюбителей) говорит о том, что поворачивать надо туда, куда хочешь повернуть, т.е. чтобы повернуть на машине направо, надо правой рукой тянуть, а левой толкать руль. На мотоцикле как раз наоборот. ИМХО надо идти и тренировать и чем реже на байке, тем чаще надо тренировать привычки.
А для тех кто привык поворачивать булками, попробуйте так внезапно выпрыгнувшую машину объехать, боюсь не получится, так что по любой надо тренировать =).
+6
Kagi
Причем тут руки. Сам принцип контрруления не зависит от того держишь ты руки или нет на руле.
Мотоцикл поворачивает только используя контрруление. Хочешь ты этого или не хочешь.
Он просто создан так… по другому мотоцикл не умеет.
+1
tenalex
Ну как так? Это же называется контрруление, ключевое слово РУЛЕНИЕ, иначе бы называли этот процесс обычным наклоном мотоцикла. И создан не мотоцикл так, а так работают законы физики.
+1
3BYK_BETPA
СУТЬ КОНТРРУЛЕНИЯ проста: любой мотоциклист и даже велосипедист на двухколесным транспорте для поворота в нужную ему сторону, безсознательно и незаметно для себя кратковременно поворачивает руль в ОБРАТНУЮ нужному направлению сторону и только когда мотоцикл НАЧАЛ поворачивать, крутит рулем в нужную сторону.
Суть обучения контррулению заключается в донесении этого принципа водителю и уже СОЗНАТЕЛЬНОМУ кручению руля в обратную сторону и многократная отработка приема на практике.
У кого остались вопросы или кто не может поверить в это, посмотрите видео «Секреты управления Байком от Кейта Кода» (ссылка от меня выше в ветке) со второй минуты (момент со стрелкой на руле, примерно вторая минута видео).
0
Jah
Ты щас обе позиции в этом споре похерил :)
0
Michael13
Моя только укрепилась. А это:
Ты мне лучше тогда расскажи, почему, если наклонить мотоцикл телом, но не поворачивать руль, он все равно едет прямо? =)
Подразумевает, что руль я специально удерживаю прямо. Если я его отпущу, мотоцикл повернет в сторону наклона.
0
Jah
В киношке Кейта Кода есть пример, где руль зафиксировали, и райдер рулит развесовкой. Хреново, но рулит. На скорости.
Что скажешь?
+2
Michael13
У Кейта Кода не руль зафиксирован, а для пилота сделан отдельный выносной фиксированный руль, который не связан с траверсой и вилкой.
0
Jah
Да, ты прав, конечно.
+4
fvadim
тут уже работает геометрия, а именно наклон вилки, соответственно руль там поворачивается, но не руками.
0
Sylver
Если руль пофиксить — йобнецца, однозначно ))) если не оттормозится в конце…
+2
3BYK_BETPA
руль я специально удерживаю прямо. Если я его отпущу, мотоцикл повернет в сторону наклона.
Заблуждение. Даже при езде «без рук», смещая центр тяжести, Вы заставляете руль двигаться в противоположенную сторону (контр руление). Если руль жестко закрепить, то ни наклон тела, ни профиль покрышки, ни что другое не заставит двухколесный мотоцикл проехать более нескольких метров, после чего он без вариантов упадет.
+1
Michael13
Тут спорить не буду. Основной фактор, почему мотоцикл не падает — микроподруливания из-за выноса вилки, а не гироскоп. А с зафиксированным намертво рулем никаких подруливаний, а значит и равновесия не будет.
Но мысль я другую хотел донести: что про колёса-стаканы теория не верна, так как можно ехать с таким же наклоном, как в повороте, но если при этом руль будет направлен более менее прямо, то и ехать мотоцикл будет прямо.
+1
sixbisix
Давай пойдём от противного. Если бы покрышки у мота были плоские как у машины, можно ли было бы поворачивать на моте на высоких скоростях?
+4
Michael13
Можно. Но мотоцикл было бы сложнее завалить, сложнее удерживать нужный угол в повороте и был бы хуже держак.

Собственно мотоциклы с автомобильными шинами ездят даже по Москве =) Правда обычно только с задней, чтобы хотя бы частично нивелировать перечисленные эффекты.
+1
aperturer
Мой коллега в лихие девяностые ездил на самоделке с мотором от восьчёрке и плоскими автомобильными колёсами. Прекрасно поворачивал, а на светофорах часто мог даже не выставлять ноги. Я не говорю, что это хорошая идея, но это не единичный случай, погуглите, в своё время таких самоделок было немало, правда плоский баллон обычно влепляли только сзади, а не с обеих сторон как в данном случае.
+1
aperturer
*восьмёрки (2108).
*прекрасно — имеется в виду, что всегда успешно и никуда не впилился, но конечно ему было труднее, чем на нормальных мотопокрышках.
+1
sixbisix
Это только на невысоких скоростях. На высоких скоростях только контрруление.
0
sergey67
то, что на фото, действует только на малых скоростях до 40 км
-1
barmaleus
Согласен. Мы в детстве гоняли на великах без рук. Так вот — на велике без проблем без рук можно повернуть, если поворот достаточно плавный. Тут уж точно нет никакого контрруления.
Не нужно преувеличивать, что все им пользуются. Я немного научился на мото им пользоваться на второй сезон. Если учиться нормально — нужен трек.
0
L4m3rZ
VFR800 2014 на главной фото?
+2
sixbisix
Упс… на знаю. Нужно призвать Olga713 для ответа на вопрос!
+1
Olga713
Мне пришлось брать помощь друга для ответа на вопрос) Он подтвердил Вашу версию)
0
L4m3rZ
Ура-ура, 11111!
0
Magpul68
Однако, скрупулезный подход к делу выявил, что это самый старший Выфер. 1200-ка это)
+3
EvgenyE
Это олень.
+1
Olga713
А вот и нет. Это лосиха.
0
EvgenyE
Сейчас выяснится, что это олень едет на встречу к лосихе…
0
Olga713
Ниже британские учёные пытаются доказать именно это)
+1
sixbisix
Да признаков лося не обнаружено. Точно лосиха! :-)
+7
Kilometr
Для тех, кто не осилил текст: Контрруление существует.
+1
winbob
Вот тут про контрруление и не только от Кейта Кода. Это для тех, кто не осилил книгу «Техника вождения мотоцикла» Кейта. www.youtube.com/watch?v=PUdsUrYtk6k
+1
MOTOPPP
Дизайнеры передней вилки мотоцикла умницы! Не так ли?
Не так. Умницы — дизайнеры велосипедной вилки.
+1
bikeDude
Особенно вот этой)

0
aperturer
Мне из односторонок вот такая нравится:


Работает вот так:
0
bikeDude
ох, ежичек ))) почти как про линк хондовский )))
0
Michael13
Кстати, а в чем смысл такой «вилки»? Вес?
0
sixbisix
Если вилка которая на веле, то да, основное вес.
+3
costarider
Как всегда полезные посты пишешь. Просто после переводе как то сложно читается, мне лично легче понимается в оригинале :-)
+3
sixbisix
Уже была дискуссия по этому поводу. Тут два варианта — либо переводить максимально близко к оригиналу — технический перевод — но тогда читается сложно.
Второй — переводить художествено — читается проще, но до оригинала далеко.
Этот текст переводил как технический. Дальше пойдут переводы ближе к художественному стилю. Совсем на художественный переходить не хочу.
+4
sixbisix
Да и спасибо за поддержку, а то чего-то последнее время минусят нещадно. То ли нарегили минусовщики двойных экаунтов, то ли действительно плохой перевод или содержание.
+2
costarider
Понимаешь, есть такая штука в жизни как личный опыт. Вот ездит человек 30 лет на мотоцикле и освоил что и как по его мнению надо делать. Не было у него ситуации когда его уверенность подпадала под сомнение, тем самым выработалось немного самоуверенности. И вдруг приходишь ты тако, и бабац — то что вы знали это неверно, а верно вот так и так. Ну для некоторых людей это ведь штурм мозга. Вот и лепят минусы. Я тебе скажу один умный вещь :-) с личного опыта. Написал несколько постов про технику Advanced rider и потерял половину(!) своего пробега из за минусов. Да и забил потом на это дело, те кто хотят учиться сами всё найдут (и школы и инструкторов). Кстати я сдал таки экзамен RoSPA на соответсвующий уровень и теперь могу продолжить тренинг на инструкторский уровень
+1
sixbisix
О поздравляю с сертификатом!!! Жалко в России таких курсов нет. Это очень полезная штука не только для инструкторов, но и для обычных мотоциклистов.
Кстати глянул твои посты про AR — вроде не сильно они минусованы, там около +50.
Я бы с удовольствием почитал как там здаются подобные сертификаты. А то пока мои знания ограничиваются чтением книжки про RoadCraft — ее еще ругают, что она копия автомобильной версии за исключением картинок :-)
Вот её бы класно было бы перевести, но боюсь тут авторское право — и перевод быстренько попросят удалить.
0
costarider
Смотря какой версии у тебя книга. Там их вроде несколько есть. Я как собирусь силой воли, напишу и об этом. Ато еще про ТТ не закончил писать :-) Обучение CSS и AR есть на Кипре, вам виза не нужна так что при желании все можно.
0
sixbisix
МОжно то можно, но по деньгам выходит не гуманно. Но возможность потенциальная да, существует.
Версия Motorcycle Roadcraft 2013 года.
здесь был ататат

0
costarider
К нам приезжала California Superbike School, ф прошел 2 уровня и в марте они снова приезжают, схожу на третий тоже. Так вот, чистая статистика по информации от инструктора школы CSS: 8 из 10 мотоциклистов не знают о существовании контрруления или не используют его.
Я был очень удивлен когда услышал такое.
+2
sixbisix
Может они в Россию тоже приедут… боюсь только цену объявят и очередь будет… Хотя вот на курсы BMW у нас очереди нет :-)
0
fvadim
в данном случае содержание. тема обжёвана со всех сторон, но всё-равно мотоцикл не падает потому что гироскопы, а поворачивает потому что стаканы.
0
sixbisix
Да!!! Урааа!!!
+3
Michael13
Думаю, это был сарказм…
+1
sixbisix
Бинго длилось не долго ;-)
+3
costarider
Перечитав комменты сложилось впечатление о неверном толковании Кейт Кода. Он не утверждал что контрруление это единственный метод поворачивать, но он сказал что это самый эффективный метод.
+2
JamesStern
Проведя маленькое исследование, британские ученые обнаружили… что но на картинке проявляется четкое «За секунду до...» с открытым концом)) потому что взглянув на примерное расстояние и на скорость, а это что то в районе 80 как они посчитали)) то вполне можно улететь в кувет (Тут конечно авто-замена хочет выдать Кувейт… но туда мы к сожалению не полетим) или полетим цепляться за ногу\попу лося, учитывая что большая часть мотоциклистов ускоряется примерно в этот «преломный» момент поворота)) Минутка занудной научной фантастики))
+1
sixbisix
Это на тему что вы видите на картинке :-)
Хорошее сочинение получилось!
+3
HotGuy
эта тема будет вечной))
0
EvgenyE
Прочёл, теперь у меня мозг слегка под наклоном (rake).
+1
Perry
  • Perry
  • 8 февраля 2017 в 14:08
Про контрруление на мото это прикольно. «Опытные» учат его делать, некоторые даже учат не делать, мол корпусом наклониться, но есть один факт (многие просто ездят на рефлексах и не отдают себе в этом отчет): других способов заправить любой вело-мото-байк в поворот, кроме предварительного микротолчка руля в обратную повороту сторону, не существует :))))))))))
+2
MOTOPPP
Если мне не изменяет память, гироскопические силы в контррулении попросту ничтожны, о чём приводились уже где-то расчёты.

Неточности, которые вижу:
[Никогда не поворачивайте руль на 20 градусов двигаясь на высоких скоростях
Имеется в виду — «вы НИКОГДА не сможете повернуть руль на 20 градусов на высокой скорости». (буквально — никогда не смогли бы поверунть)

она находится сзади центра тяжести передней части мотоцикла.
Нонсенс — у передней части мотоцикла нет центра ни тяжести, ни геометрического, ни другого.
Имеется в виду «позади основной массы передней части мотоцикла»(колеса, крыла, вилки и т.д.)

Это вообще непонятно:
почему колесо останавливается каждый раз при небольшом контррулении?
Могу только предположить, что фраза не имеет смысла даже с переводом предыдущего предложения, и на деле в контексте абзаца означает — «что же (или какая сила) в какой-то момент останавливает увеличение наклона колеса при небольшом контррулении?»
+5
Motochemist
Например, если мы хотим повернуть направо, то на самом деле мы ПЫТАЕМСЯ повернуть руль налево. Это приводит к тому, что переднее колесо наклоняется вправо и из-за наклона колеса происходит поворот направо. Это и есть контрруление.
Это не есть контруление, по моему это есть промтовский перевод ошибочной мысли англоязычного писателя. Зайдите в гараж, поверните руль налево и вы заметите, что переднее колесо наклонится ну совсем не направо! А куда? — налево же и наклонится.
Вектор силы вращающегося гироскопа направлен под углом в 90 град к плоскости вращения. Следовательно, если мы попытаемся повернуть переднее колесо влево, то сила, которую мы прикладываем, поворачивая руль, будет направлена направо против оси вращения колеса и будет наклонять колесо вправо. Аналогично, пытаясь повернуть колесо вправо в результате колесо будет наклоняться влево.
Конечно, гироскопическая сила дает свой вклад в общую силу, наклоняющую мотоцикл, но, лишь она одна, изолированно это сделать не способна, по причине внушительной разницы в массах колеса и байка с наездником.
Выскажу свою позицию: Хотим повернуть направо. Малое количество времени толкаем правую грипсу направо. Кратковременно колесо поворачивается налево. То есть вертикальный мотоцикл по сути начинает входить в поворот по дуге НАЛЕВО. Возникающая центробежная сила стремится опрокинуть мотоцикл направо. Мы не держим руль мертвой хваткой. Что будет если стоящий на месте мотоцикл наклонить вправо? Правильно — переднее колесо само вправо и повернется. Точно также и на скорости после наклона мотоцикла переднее его колесо само и поворачивается в сторону наклона в соответствии с крутизной виража. И именно поэтому, байк способен ехать сам прямо без пилота. А если мы будем просто давить на руль, не давая ему повернуться самостоятельно в другую сторону, то мы просто опрокинемся на правый бок.
1. Если контрруление возникает в результате гироскопической прецессии, ваше тело и голова будут следовать за наклоном мотоцикла.
2. Если контрруление возникает в результате центробежной силы, ваше тело, голова и мотоцикл будут наклоняться одновременно)
Тоже не согласен, никто никому ничего не должен, тело к мотоциклу не гвоздями же прибито. У мотоцикла свой цт, у пилота свой цт. Их наклон может совпадать а может и нет…
В отличие от автомобильных шин, на мотоцикле вы ездите на шинах не с плоским профилем, а с круглым.
Тоже не согласен, в ссср с круглопрофильными шинами проблемы были, но мотоциклы ездили…
Там основная мысля что поворот мота происходит за счет профиля покрышки. Остальное все приводит к наклону чтобы этот профиль заработал.
Это из комментариев. Тут вообще шедевр. Неужели на оквадраченной резине мотоцикл не способен повернуть? Способен! Хотя конечно, на круглой резине это осуществить несколько проще.
PS сачок для каках приготовил, кидайте, милости просим…
0
sixbisix
Это не есть контруление, по моему это есть промтовский перевод ошибочной мысли англоязычного писателя.

Оригинал такой: For example, assuming we want to turn to the right, we actually TRY to turn the handlebar left. This results in the front wheel leaning to the right and, as a result of the lean of the wheel, a turn to the right. This is counter-steering.

Если ошибка в переводе, то поправь.

В отношении СССР — повернуть можно, но сложнее. Профиль существенно облегчает задачу.
+1
Motochemist
В переводе ошибки нет, она кроется в тексте-оригинале
0
Michael13
Не, тут англоязычный пейсатель просто не особо разбирается в вопросе.

Особенно интересна прецессирующая голова. Это ж с какой она скоростью должна крутиться, чтобы появилась прецессия? ))
0
roms
Зайдите в гараж, поверните руль налево и вы заметите, что переднее колесо наклонится ну совсем не направо! А куда? — налево же и наклонится.
оно(колесо в статике) наклонится туда, куда его наклонят(особенно в гараже… вечерком… да под пивко..))))) ) а если серьезно, то при повороте руля мы включаем центробежную силу которая и наклоняет мотоцикл.
0
sixbisix
Это не есть контруление, по моему это есть промтовский перевод ошибочной мысли англоязычного писателя.
Оригинал такой: For example, assuming we want to turn to the right, we actually TRY to turn the handlebar left. This results in the front wheel leaning to the right and, as a result of the lean of the wheel, a turn to the right. This is counter-steering.

Если ошибка в переводе, то поправь.

В отношении СССР — повернуть можно, но сложнее. Профиль существенно облегчает задачу.
+5
Muahaha
Мда-с, оригинал статьи видимо изначально был не супер, а с переводом она определенно не стала лучше.
Присоединяюсь к адептам Писания от К.Кода, там все разжевано не так противоречиво.
Хотя я вообще не очень понимаю зачем вот это все настолько разжевывать. Контрруление есть. И все. Пользователю не нужно знать большего. Чтобы уметь включать/выключать лампочку не обязательно каждому получать докторскую степень по физике.
+3
Michael13
Это называется тяга к знаниям =Р

Да и в теории чем лучше понимаешь, как это работает, тем меньше шанс ошибиться при пользовании. Например, вечные холивары про торможение. Вроде бы тормозить умеют все, но умеют по разному. И техники у всех разные. Некоторые не тормозят задним, некоторые добавляют торможение двигателем и т.п. Вот, чтобы все же тормозить за 5 метров, а не за 25, нужно либо много тестировать разные способы торможения на практике, либо хорошо разобраться в теории. Правда у нас 95% мотоциклистов и 25 метров утраивает.
0
Kagi
потому что большинство не умеют тормозить по допам =) А те говорят что умеют — либо везунчики, либо никогда не приходилось экстренно тормозить ну либо спортсмены ШКМГ и оттачивают торможение как часть спорта
0
Muahaha
Тяга это прекрасно. Как и мощность)
Если знания только поверхностные, то зачастую они только мешают. Оно за рулем не надо. За рулем нужно принятие решения: КОГДА сделать действие А, чтобы получить результат Б.
Для этого достаточно теории в прикладном виде, инструкции, которая пошагово расписывает последовательность движений, отвечает на вопрос КАК сделать действие А.
В части фундаментального вопроса «ПОЧЕМУ» есть только два варианта: стать докой по физике и быть абсолютно уверенным в глубине своих знаний или честно признаться себе, что ответ на вопрос «почему» слишком сложен и по сути не носит прикладного характера.
Ну или третий — поверхностно нахвататься знаний, поданных с противоречиями, интерпретировать их как-то по-своему в прикладную плоскость (инструкции то уже не нужны), потом попытаться применить и долго ждать эвакуатор у кювета.
0
Michael13
А чем инструкция без объяснения причин отличается от поверхностных противоречивых знаний, на основе которых ты сам себе составляешь инструкцию? Написавший инструкцию, возможно, сам не разбирается в вопросе, мотоцикл видел только на картинках и составил её на основе данных из мотопабликов в интернете.
Поэтому я и написал «хорошо разобраться в теории». Для меня это означает кроме всего прочего «отделить зерна от плевел».
0
CTC
  • CTC
  • 8 февраля 2017 в 19:04
Хотим повернуть направо. Малое количество времени толкаем правую грипсу направо.
Стесняюсь спросить: что мы делаем с грипсой?
+1
Motochemist
Что, что? Очевидно же — толкаем. (Ну, да, толкаем правую грипсу правой рукой от себя если правильно использовать великий и могучий...)
0
CTC
Так от себя или направо?
+2
Motochemist
Пожалуйста не придирайтесь к словам. Точный вектор приложения силы зависит от формы руля. Если руль прямой как палка тогда, конечно от себя. Ну а если изогнутый к пилоту, то, в зависимости от степени изогнутости, вектор приложения силы варьируется от «направо» (см. ретро мотоциклы годов так 20) до «направо-отсебя».
0
bob248
контррулить специально пришлось один раз когда далеко от дома корд полез в центре покрышки пришлось ехать в наклоне прямо вот тут специально руль удерживал в противоположную сторону от наклона чтобы ехалось прямо.Нормально ездить мот сам все делает, наклоняй и держись за руль не мешай.Контррулением все пользуются не осознавая, видать градусы мизерные не ощущаем.Это мое мнение спорить не хочу.
+1
Michael13
Вот, кстати, еще одна версия, что такое контрруление, гуляющая по интернету. Правда не столь популярная. Что контрруление — это якобы когда колесо направлено в одну сторону, а мотоцикл поворачивает в другую. Причем в таком состоянии он находится на протяжении всего поворота.
+2
artemkahoy
Это дрифт, мой друг)))
0
Michael13
Ну разве что если так =)
+2
bravo_nfr
столько разговоров об этом контр рулении, мне всегда казалось что это происходит на автомате, организм сам все делает, и контрруление происходит, просто мы этого не осознаем и не замечаем
0
Jah
Скажем так: этот принцип полезно осознавать для уворачивания от лосей и ям.
0
artemkahoy
Правильно! больше он нафиг не нужен!)))
0
artemkahoy
Поэтому врезаетесь в препятствия, которые леко можно объехать с помощью контрруления! но о нем вы только спорите в интернете и знаете из таких вот статей и фильмов! а им пользоваться надо! коммент не лично вам, если что, а вообще многим…
здесь был ататат

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sixbisix, Мотосовет №48 - Контрруление (не всё так просто, как кажется)