Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sixbisix → Мотосовет №47 - Электрика

«Если вы не знали всего того,
что написано ниже, знайте,
что переделывать за вами будет ДОРОЖЕ!»
DeeTroy

Может немного банальные, но тем не менее мотосоветы тем, кто решил самостоятельно заняться устранением неисправностей проводки мотоцикла.
Moto47.jpg
Техника безопасности при работе с мотоэлектроборудованием от Olga713


Рано или поздно вы столкнетесь с тем, что нужно будет найти сломавшееся реле, оборванный провод или короткое замыкание. Ниже представлены советы, которым можно научиться только на собственном опыте:

• Если в мотоцикле применяется аккумулятор на 12 вольт, то это не значит, что отсутствует СМЕРТЕЛЬНО опасное напряжение. Искра на свече зажигания — это много тысяч вольт! Держитесь от неё подальше. (Как не странно, но смертельный ток убивает!)

• Большинство «неисправностей» может быть устранено простой заменой предохранителя – особенно на старых мотоциклах, в которых применяется устаревший тип предохранителей. Несмотря на то, что неисправный предохранитель выглядит внешне исправным, он мог выйти из строя из-за старения.

• На соединения с помощью обжима в мире мотоциклов должен быть наложен табу. Вибрации и погодные факторы со временем сделают такие соединения неработоспособными. Пропаивайте все соединения, которые вы сделали, а для изоляции используйте термоусадочную трубку.

• На жесткие провода в мире мотоциклов должен быть наложен табу. Вибрации приведут к обламыванию жестких проводов. Всегда используйте гибкие провода. (Отрезок гибкого провода всегда должен быть в ваших инструментах).

• Многие электрические цепи в современных мотоциклах содержат полупроводники (транзисторы). Полупроводниковые приборы могут выйти из строя, если вы используете лампу как тестер. Используйте цифровой мультиметр в высоким сопротивлением (10 МОм и выше) для замеров напряжения в полупроводниковых цепях.

• Все разъемы, должны быть смазаны диэлектрической смазкой! Смазка не проводит электричество. Смазка нужна для того, чтобы сохранить соединение чистым и защитить его от коррозии. Соединения в электрической схеме зарядки аккумулятора в мотоцикле легко плавятся и выходят из строя, если их регулярно не обслуживать. Причина этого кроется в большой силе тока. В таком случае небольшое увеличение сопротивления приведет к значительному нагреву контактов.

• Даже если вынуть главный предохранитель, то есть опасность из-за присутствия напряжения в электрической системе мотоцикла – например, на обмотках стартера. Эта цепь может быть НЕ защищена предохранителем, т.к. ток для проворачивания стартера слишком большой. Значит, если вы устроите короткое замыкание в обмотке, то стартер выйдет из строя.

• Если вы устанавливаете новое оборудование на мотоцикл, то используйте для него отдельный предохранитель и подключите его по отдельной схеме. Не подключайте его к существующей проводке.

• Когда снимаете аккумулятор, то отсоедините сначала массу. Это обеспечит безопасность в том случае, если при отсоединении плюсовой клеммы отвертка соскочит и закоротит плюс с любой металлической деталью.

• Если чувствует запах бензина, НЕ работайте с электричеством!

James R. Davis Electrical Systems (Common sense advice)
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix
Иллюстрация: Olga713
  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 30 января 2017 в 22:21
  • 10
  • ?

Комментарии (42)

RSS свернуть / развернуть
+14
honda750
«На соединения с помощью обжима в мире мотоциклов должен быть наложен табу».
почему то я не согласен…
+9
seledkin
За пять сезонов пришел именно к тому, что это единственно нормальный метод.
Естественно желательно(обязательно) применять специальный обжимочный инструмент.
Думаю не спроста почти все соединения проводов на мотоцикле ОБЖАТЫ, а не запаяны.
+2
dyadyawanya
скрутка тоже неплохо. В скрутке не обломится провод, но есть шанс выдернуть его. В обжиме провод надёжно зафиксирован, но есть вероятность облома у основания.
+1
rawmeathunte
Практика показывает, что ржавые насквозь провода не спасает никакой тип соединений. Всё равно они ломаются на соединениях или рвутся внутри оплётки. А нормальным проводам любой тип подходит.
+1
ikildushov
Со скруткой был у меня косяк. Предыдущий хозяин ставил на мот сигналку и плюс врезал в проводку на скрутку. Со временем это соеденение начало давать сопротивление и на аккум у меня шел перезаряд, сменил я два аккума, прежде чем нашел эту скрутку. Так что от скрутки я бы отказался в пользу соеденений на фишках или спайки.
+1
sixbisix
Думаю не спроста почти все соединения проводов на мотоцикле ОБЖАТЫ, а не запаяны.

Обжаты они, а не пропаяны в связи с технологичностью процесса. ПРопаять при массовом производстве сложно. ПОэтому обжимают. В отношении пропайки — да надежнее, но обламываться могут. Поэтому для каждого соединения есть свой так сказать оптимальный способ.
0
xcore78rus
Причем коннекторы лучше использовать не из набора юного электрика с безымянным прибором для повреждения проводов, а что-то такое.

Обжимку — любую профессиональную, они стоят не дороже хороших обжимок RJ-11/RJ-45.
+5
dyadyawanya
Причём пайка хуже, чем обжим.
+1
Juggler
факт, почему-то с завода ни один провод не пропаян. наверное там дураки инженеры.
-1
Vudu
паяные провода при вибрации ломаются, обжимка служит дольше
здесь был ататат

+2
zogar-zag
Ниже представлены советы, которым можно научиться только на собственном опыте:
Советам нельзя научиться, научиться можно приемам:-)
+9
qwergsxr
убивает не напряжение, а сила тока.
+9
Aerotiran
Я тоже всплакнул, когда прочитал Если в мотоцикле применяется аккумулятор на 12 вольт, то это не значит, что отсутствует СМЕРТЕЛЬНО опасное напряжение.
Хотелось бы узнать статистику, сколько пострадало гомункулов от СМЕРТЕЛЬНО опасного напряжения в мотоцикле.
0
sixbisix
Подправил. Спасибо!

В оригинале «currents», поэтому по содержанию перевел как «вольты». Исправил на «ток»
+1
unk1500
Сurrent = ток. Напряжение = voltage.
+5
DeeTroy
и прям первым пунктом написать «Если вы не знали всего того, что написано ниже, знайте, что переделывать за вами будет ДОРОЖЕ!»
0
sixbisix
О верно подмечено!!! Поставлю как это в эпиграф!
0
PatriotUfa
Про смазку тоже спорно!!! Хоть она и диэлектрическая, но она липкая… и много грязи и пыли налипает со временем…
+1
sun
а я понял автора так, что смазать саму фишку пластиковую, чтоб легче снимать одевать и не поломать в будующем… И к этому совету добавлю, что перед тем как тянуть на разъединение, пихните в обратную сторону сначала, а потом разъединяйте… будет легче… а в самой фишке контакты можно смазать спец смазкой для контактов, это будет полезно, если фишка влагонезащищённая…
0
PatriotUfa
вот эта смазка для контактов липкая… или мне так повезло…
+1
Jah
Повезло. Такая смазка от ЛиквиМоли по консистенции как вазелин, только красивого вишнёвого цвета и прозрачная. Её можно набивать в разъёмы или намазывать контакты аккумулятора, к примеру.
Правда, понятия не имею, чем она от вазелина отличается :D
0
xcore78rus
Нет, не спорно. Спорно мазать чем попало или специально искать с надписью «диэлектрическая». Также спорно мазать смазкой на масляной основе.

Силиконовая смазка забивается в разъём, разъём затем закрывается, и, если контакт был изначально хороший, он никогда не окислится.
Силиконовая смазка — это не аэрозоль в баллончике; это важно. Просто паста молочного цвета. Различаются по вязкости. Для электрики желательно брать погуще, с чуть большим процентом глины.

Вот отличная статья «про это».
+3
Kagi
  • Kagi
  • 31 января 2017 в 10:15
На соединения с помощью обжима в мире мотоциклов должен быть наложен табу. Вибрации и погодные факторы со временем сделают такие соединения неработоспособными. Пропаивайте все соединения, которые вы сделали, а для изоляции используйте термоусадочную трубку.

У меня на мотоцикле не то что обжим был, а просто скрутка основого "+" от РР.
Мне кажется тут какой-то гон по этому поводу. Обжал как следует соединил и термоусадкой посадил — что может случиться?
0
rluk
учитывая ровно такое же количество гона в духе «на мотоцикле — только обжим, олово от вибраций отваливается», то скрутки — тоже вариант! )
+1
e_giniborg
Нормальный припой, хороший паяльник и зачищенные провода. Ни разу за 5 лет работы в мотосервисе ни одна спайка не сломалась и не отпала… Чего не могу сказать об окисляющихся скрутках и обжимках…
Но я не отговариваю от скруток и обжимок =) столько денег на их ремонте заработал =)
0
rluk
не дождешься!!! ))))
0
sun
мне чинили пайкой провода, в сервисе… в пути лопнула пайка. Я больше в этот сервис не ездил (и вообще в сервисы), у них не обслуживался, потому они, наверное, так же всем паяют и думают, что это очень надёжно. это правдивый случай из моеё жизни, хоть и иронично звучит. Кроме того так судьба сложилась, что позже как то работал в сервисе по тюненгу голдвингов… вышивание диодами в светящуюся новогоднюю ёлку и прочий бред. Так там я столкнулся с двумя типами людей кто хорошо делает пайку и кто хорошо делает обжимку. Обжимка по моим наблюдением в конечном счёте долговечнее, но сложнее в гаражных условиях, проще хорошо паять чем качественно обжимать с последующей защитой обоих способов. Основной нюанс ненадёжности пайки с которой сталкивался регулярно, переделывая за другими сервисами, заключается в том что кислота (кто использует именно её для пайки)при нагреве затекает вдаль от места пайки и в дальнейшем там провод зеленеет куда быстрее. Но при аккуратном подходе если использовать смазку термоусадку, провода укладывать хорошо, чтоб не перетерались и не тряслись, то оба способа могут быть надёжными.
+2
e_giniborg
из моего опыта пайка лопается лишь в подвижных местах провода ( так например при повороте руля, либо где жгут провисает и от вибрации также двигается ), такие места для врезки стоит избегать, а если провод необходимо отремонтировать то логичннее заменить подвижную часть провода, а спайку делать в неподвижном месте. Опять же подвижное можно сделать неподвижным при помощи хомута.
+3
advokat-vvs
Обжимаю, пропаиваю, и сажу в термоусадку! знаю что я извращенец, но ни разу не подвело!
+1
vodokolaz
ко всему нудно подходить с умом, будь то скрутка, спайка или обжим…
мня не раз просили починить проводку, и приносили с ближайшего радиорынка обжимные клеммы, все клеммы которые приносили были китайскими, как раз их проблема в том что они прослабляются моментально, к тому же эти клеммы нельзя использовать в токовых цепях, так как эти Китайские клеммы очень часто имеют маленькое пятно контакта(если хотите клеммы, используйте ВАЗовские — белые)

Пайка это хороший вариант-провода полностью пропаяны, то-есть мы исключаем проблему недостаточного пятна контакта, но лично для меня это не удобно, так как соединение не разъемное(я имею в виду быстро его не разъединишь, ну только если разорвать цепь кусачками)

Скрутка, ну если честно, то это колхоз… в мотоциклах конечно не встречается, но не стоит забывать что, нельзя скручивать медь и алюминий…

Лично я, при ремонте использую хорошие клеммы, если есть возможность- всегда после обжима, пропаиваю клемму и провод. Всегда с собой вожу пару запасных обжатых проводов.
+2
Mamontaner
Какой-то свод правил для гуманитариев с пугалками про опасность системы зажигания. «Смертельный ток убивает» — масло масляное. Ток в системе зажигания мизерный, а напряжение высокое. Но если вы не страдаете сердечными заболеваниями и не носите кардиостимулятор то бояться особенно нечего. А то и от пьезо-зажигалки убиться можно ))
+1
rawmeathunte
Какие гарантии что сопротивление «потребителя», который держится за раму другой рукой не окажется меньше чем воздуха в искровом зазоре свечи? Опасным для жизни считается ток 20 мА. Никто не боялся заряжающихся планшетов, пока они не стали задорно убивать людей в ванне.
0
Jalui
Кто-то считали максимальную мощность катушки зажигания «Жигулей»-«классики». 48 Вт. При выходных ~3000В это 16 мА на высоковольтном проводе и, впрочем, в воздушном зазоре. Вырасти току не позволит сечение магнитопровода катушки. Как минимум.
0
rawmeathunte
напряжение пробоя в разных условиях работы мотора 5-15кВ. Если отталкиваться от информации о жигулях, то и ток может быть 10-40мА.
0
Jalui
Пусть так, я не проверял)
Основной посыл — габарит катушки. Маломощная она. Пусть хоть 20 кВ на выходе — не выдаст она большой ток хоть при коротком. Лучше бояться трансформаторной подстанции на 1 кВ)

Не могу оставить без внимания:
Какие гарантии что сопротивление «потребителя», который держится за раму другой рукой не окажется меньше чем воздуха в искровом зазоре свечи?
После пробоя воздуха возникает участок сверхпроводимости, где, собственно, и сопротивления-то нет.

Самое главное — спор истины ради.
Если неправ — прошу поправить.
0
Jalui
Про планшеты погуглил — лучше не скажешь, пожалуй… Зарядка планшета довольно мощное устройство.
+1
Shmelik
Про пайку против скрутки или обжима столько копьев сломано на разнообразных ресурсах, начиная от ремонта квартир и заканчивая яхтами.
Я лично выбираю пайку потому что:
а. возить с собой газовый паяльник проще чем кримпер,
б. в межблочных кабельных сборках вибронагруженных приборов в авиации/космосе или в бурении применяют пайку.
+2
Sereja
достаточно возить изоленту, если уж потребуется — сделать скрутку, а по приезду в гараж хоть паять, хоть на сварку сажать
0
Shmelik
Тогда уж можно обходиться пластырем из аптечки)
+3
costarider
Как судовой электромеханик могу сказать что в нашем секторе в виду вибраций, температур, ударов и агрессивной воздушной среды, используются в основном два вида соединений, мы сейчас говорим о низковольтных цепях постоянного тока:
— Вначале обжимают провод клеммой а затем пропаивают место контакта провода с клеммой.
— Покрывают тонким слоем олова проводок а затем обжимают клеммой.
В обоих случаях пайка присутствует. Тип провода зависит от номинального тока в цепи и условиях в которых этот провод находится (вибрация, температура и т.д. — там где больше эти значения вероятней всего гибкий кабель.
0
Kitaeza
Нужно смотреть в каком месте «работает» провод и исходя из этого делать соединение. Бывает достаточно сместить место «работы» и проблема соединения отпадает!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sixbisix, Мотосовет №47 - Электрика