Путешествия → Майские мотокаты-2016. Мотопутешествие по странам Кавказа (часть 3)

Вот и готово продолжение описания нашего Майского мотопроката-2016 по странам Кавказа. Начало можно почитать в Первой части. Продолжение — во Второй части. Итак поехали дальше, переходим к Части три…

День 12.
Маршрут: Ереван — Батуми
Приезд: 23-00
Пробег: 450км

Завтрак, входящий в стоимость номера был достаточно скудным — йогурт и сырок с чаем. Быстро собравшись выехали из Еревана в сторону Грузии по трассе, проходящей через город Гюмри. Утро выдалось солнечным, облаков практически не было. Выезжая из Еревана дорога поднялась на холм и слева мы увидели Арарат! Это что-то с чем-то… Гора со снежной вершиной открылась перед нами во всей красе, а рядом, слева от нее — Малый Арарат. К сожалению заснять эту красоту нам не удалось — телефон был намертво примотан скотчем к рулю в качестве навигатора, а на фотоаппарате сели батарейки. Но в памяти навсегда отложилась эта картина — Арарат на фоне голубого неба, гора, возникающая из ниоткуда, посреди равнины… Короче вид нас здорово поразил. Насмотревшись мы двинулись дальше в путь. На всей дороге очень много ремонтных участков, особенно на первых 50-70км от Еревана. Везде стоят знаки ограничения скорости 30-40-50 км/ч. Сами понимаете, на мотоцикле постоянно держать скорость 30-40км/ч достаточно проблематично, по этому мы (не специально, честно) периодически нарушали знаки, разгоняясь до 70-90км/ч. На одном таком участке нас догоняет патрульная машина с мигалками и просит остановиться. Паркуемся на обочине, подходим к полицейским. Оказывается они ехали на встречу нам с включенной камерой и радаром, в итоге зафиксировали Димона на моте с превышением в 50км/ч (на участке с ограничением 30км/ч Димон ехал 80км/ч). Ко мне претензий не было, то ли камеру они на меня не включили, толи я ехал по правилам, а Димон просто решил меня нагнать… В итоге с их слов мы очень серьезно нарушили правила, и в соответствии с представленной таблицей штарфов должны оплатить чуть ли не 75000-150000 драмов, что в переводе составляет 10-20т.р. Немного офигев от размеров штрафа мы пытаемся объяснить ситуацию, сославшись на сложность держать точную скорость на моте, а так же на неумышленное нарушение. Честно говорим, что это первое нарушение ПДД за весь период путешествия, и что мы туристы, которые просто хотят посмотреть Армению, дабы рассказать всем знакомым о гостеприимности и красоте этого края. Полицейские продолжают стоять на своем, обещают забрать права у Димона и отдать только после оплаты штрафа. Я понимаю, что тут что-то не чисто, и пытаюсь решить вопрос мирным путем — показываю сопроводительное письмо, в котором присутствует просьба к всем органам власти оказать помощь и содействие нам в путешествии. Полицейские как-то нервно реагируют на письмо, при этом один из них (злой полицейский) тычет в меня пальцем и говорит: «А ты вообще пьяный!». Чувствую, что нарываются. И тут проскальзывает фраза, что можно оплатить половину штрафа на месте. Так, все ясно, обычный развод. Все, тут уже мы встаем в позу, я показываю оставшиеся 5000 драм, по ошибке называя их манатами (Азербайджанская валюта) чем вызываю дикий гнев и ярость у служителей порядка. Говорю, что это все наши деньги, а нам нужно еще заправиться и поесть. Так же показываю 1000р, которая у нас осталась еще из РФ. Все, че хотите, то и делайте. Больше нет. Поломавшись еще для приличия, эти рекетиры остановились на российской валюте и отпустили нас. Так, радость от посещении Армения у нас медленно меняется на легкий негатив. Ощущение, что мы попали в лихие 90е… Ладно, едем дальше, и пытаемся (честно!) в точности соблюдать скоростной режим. Где-то через час-полтора, уже подъезжая к границе с Грузией я теряю из вида Димона. Жду минут 5, потом разворачиваюсь, и нахожу его стоящим у обочины в компании с полицейской машиной. Отъезжаю подальше, разворачиваюсь, подъезжаю. Все то же самое — нарушение скоростного режима, зафиксировали двигаясь встречным курсом. Превышение (внимание!) на 2км/ч!!! Емае, полицейские Армении, вы че творите?! Вам туристы в стране не нужны?! У вас много углеводородов на продажу или вы легализовали марихуану?! В итоге Димон устав от объяснений просто сказал: — «Забирайте права». Те немного офигели. После чего я уже не выдержал и сказал, что предыдущий экипаж с их коллегами обобрал нас до нитки, последние деньги отдали им, так что с нас взять нечего. Нам тут же вернули права и пожелали хорошего пути. Все, вот теперь настроение окончательно испортилось. Ни в Грузии, ни в Азербайджане к нам специально не докапывался ни один из полицейских. Да, возможно мы не всегда в точности соблюдали скоростной режим, но делали это не со зла и крайне безопасно для прочих участников дорожного движения. А тут — явные попытки «подоить» туристов. Местные нарушали при нас и при патрульных нагло и открыто (пересечение двойной сплошной, обгоны, превышение скорости и т.д.) однако их не останавливали, охотились явно только на приезжих. Как же мы были рады, когда после всего этого мы наконец вернулись в Грузию. Пересекая границу, грузинский таможенник спросил куда мы едем дальше. «Через Ахалцихе и дальше по трансаджарскому тракту до Батуми» — отвечаю. «Вам что жить надоело?» — был его ответ. Оказывается дорога от Ахалцихе до Батуми (называется трансаджарский тракт) является непроезжей, и даже в при аренде автомобилей в договоре обычно указывается спец.ограничение «не для движения по трансаджарскому тракту». Таможенник искренне недоумевал, зачем нам ехать туда. В Тбилиси, Микай так же не советовал нам соваться на этот тракт, но мне, после Памира казалось что уже любая дорога по плечу. И вот, мы медленно но верно приближаемся к Ахалцихе — началу трансаджарского тракта.

По пути проезжаем Ниноцминду и Ахалкалаки. Дорога идет вдоль реки, виды просто потрясающие…

В Ахалцихе закупаемся водичкой, меняем баксы на лари и вперед на Трансаджарский тракт. Ехать по нему до Батуми всего то 150км. Первые 20 км были по отличному асфальту.

Потом 10км по неплохой грунтовке. Потом начались ручейки и водопадики, потом ручейки пошире и поглубже (по колено, и шириной метров 20).

Дорога из укатанной грунтовки превратилась в лесную с камнями и корнями деревьев, все это сопровождалось серпантинами. Где-то в районе деревни Хуло мы перевалили через горный хребет и дорога уперлась в снежные заносы)).

Оказалось мы немного не там свернули, и слава богу, тащиться по снегу нам не нужно (но мы успели проехать пару десятков метров и вдоволь нападаться).

Далее был спуск по грунтовке и опять пыльная грунтовка и опять пыльная грунтовка… В итоге асфальт появился сравнительно недалеко от Батуми (километров за 50).

По дороге мы встретили группу мотоциклистов на бэхах (вроде гуси, но какие-то пластиковые), парни спросили смогут ли проехать. Мы посоветовали ехать аккуратнее и внимательно. Уже стемнело, устали, ехать при свете фар как-то некомфортно. Присматриваемся к кафешкам и ночлежкам. Тут замечаем, что у Димона сильно спустило переднее колесо. Подкачиваем, едем дальше. Нет ночлежек((. Подъезжаем к пригороду Батуми, опять подкачиваем колесо. Вот и Батуми, времени 23-00. На заправке очередной раз подкачивая колесо к нам подъезжает полицейский патруль. «Кто мы, куда едем, есть ли проблемы, нужна ли помощь?» — спрашивают полицейские. «Нам бы где-нибудь переночевать...» — отвечаем мы. «Следуйте за нами» — приказывают полицейские. И вот мы едем по Батуми в сопровождении полицейской машины)). Полицейские довезли нас до ближайшего отеля, сходили поговорили с менеджером отеля. Выяснилось, что отель достаточно дорогой, 50 лари за номер, мы планировали уложиться вдвое дешевле. Полицейские подсказывают как добраться до исторического центра, где много хостелов по приемлемой цене. Сердечно благодарим их и отправляемся искать хостел. Вот это я понимаю, вот таким должно быть отношение полиции к гражданам и тем более — к туристам! Респект грузинским полицейским. Мы конечно слышали много историй о том, как они помогают иностранцам, но одно дело слышать и другое дело — самим столкнуться и почувствовать на себе нормальное добропорядочное отношение! Еще раз респект! Прямо в центре случайно находим хостел «Глобал Батуми», где и находим ночлег и приют для наших мотов. За 25 лари нас селят в многоместный номер, но главное — моты во дворе, есть горячая вода, кухня и приветливая хозяйка. Отпиваясь чаем и ужиная рисом с мясом мы с удовольствием вспоминаем события сегодняшнего оооочень длинного и насыщенного дня.

День 13.
Незапланированная дневка в Батуми

Выспавшись и позавтракав решили заняться передним колесом Димона, которое весь вчерашний вечер конкретно спускало. Сняли, разбортовали… Нашли мааленькую дырочку и заклеили ее. Ладно, для надежности решили поменять камеру на новую, после чего все собрали обратно. Вроде держит.

Собравшись и попрощавшись с хозяйкой едем смотреть набережную Батуми. Светит солнышко, редкие прохожие гуляют вдоль набережной. Мы тоже неспешно прошлись туда-сюда, пофоткались и решили выдвигаться в путь — сегодня мы едем в Сванетию, в ее столицу город Местиа и горное село Ушгули.

Вернувшись к мотам с удивлением обнаруживаем, что колесо у Димона спустило опять. Ех, но что делать, повторяем процедуру перебортовки. Проверив камеру дырки вообще не нашли! Для уверенности ставим последнюю новую (было две) камеру, после чего забортовываем и накачиваем. При накачке компрессор все никак не мог выйти на рабочее давление в 2 атмосферы. Прислушавшись услышали шипение — колесо опять где-то травит! Так, начинаем беситься потихоньку… Разбортовываем, достаем камеру — емае дырень сантиметра 3! Посадили мы ее видимо когда забортовывали… Тем временем небо заволакивает тучами, начинает дуть порывистый ветер и накрапывать дождик.

Димон берет две оставшиеся камеры (одну заклеенную, другую — которая вроде как не дырявая) накачивает их и идет проверять в море на предмет пузырьков и наличия дырок. Заклееная немного сифонит через заплату, ставит ту, что не сифонит. Дождь начинает лить конкретно… Мокрые и злые мы в четвертый раз за сегодня забортовываем колесо, накачиваем его и… опять спускает!!! Разобрали, нашли причину — опять порвали последнюю камеру монтажками при забортовке!

Все, мое терпение лопается — я иду к ближайшему таксисту (благо их на набережной много стоит) прошу помочь нам с поиском шиномонтажки. Димон берет колесо, все камеры и уезжает с таксистом в шиномонтаж. Жду его под дождем… Часа через полтора Димон возвращается с забортованным колесом и проклеенными камерами. Ставим, накачиваем, прислушиваемся — уф, вроде ничего не спускает.

Подводя итог понимаем, что на все эти танцы с бубном у нас ушло полдня и сейчас уже 3 часа, идет дождь и ехать в Сванетию поздно. Решаем вернуться в наш хостел, переночевать и завтра с утра выехать.

Своим возвращением в хостел мы приятно удивили хозяйку, она разумно заметила «Это судьба, значит вам суждено было задержаться в Батуми и посмотреть город поподробнее», что мы собственно и сделали. Переодевшись пошли гулять по городу и обедать/ужинать хачапурами по Аджарски.

Нагулявшись вернулись домой, где приятно провели вечер в разговорах с постояльцами и хозяевами хостела, попивая горячий глентвейн и свежесваренный кофе…

День 14.
Маршрут: Батуми — Ушгули
Приезд: 18-00
Пробег: 450км

На этот раз ничего не помешало нам выехать вовремя))) Колесо не спускало, дождя не было, ласково и приветливо светило солнышко как бы приглашая очередной раз отправиться на поиски неизведанного… Проехали по побережью черного моря — Магнетити (пляжи с черным песком с особенными магнитными свойствами), Кобулети, Поти, Зигдиди, Джвари. Впереди появляются снежные шапки Кавказских гор.

Проезжая мимо Ингурской ГЭС (Джварское водохнарилище) решаем заехать, посмотреть рукотворное чудо творения человека. Да, впечатляет.

Едем дальше, следующая остановка — столица Сванетии город Местиа. Дорога прроходит по безумно живописным местам, слева и справа журчат ручьи и водопады. От открывающихся видов захватывает дух. Где-то посередине пути останавливаемся перекусить.

На обед нам выносят суп харчо, хачапури с мясом (забыл как называется) и салат. Мне кажется, я вкуснее блюд не ел — харчо просто огонь (в прямом смысле)! Хачапур тает во рту… Наверное дело в сванской соли, которую добавляют тут во все блюда))) Сытые и оочень довольные едем дальше… Вот и столица Сванетии — количество Сванских башень просто поражает воображение.

Говорят, большинству из них более 1000 лет. Окончательное их предназначение до сих пор является предметом научных споров, но большинство сходятся в том, башни носили различные фукнции: оборонительные, хозяйственные, бытовые и прочие сооружения. Оставим данный вопрос ученым и перейдем к нашему путешествию… Итак мы в Местии. Времени еще всего лишь 15-00 и мы решаем не задерживаться и выдвинуться дальше — в деревню Ушгули, которая находится в 50 км дальше.

Спустя 10 км асфальт кончился, началась грунтовка по лесу. Через 10 км грунтовка закончилась и началась мокрая глина с песком. Крайне не приятно, но ехать можно. Эх, резину бы позубастей… Периодически дорогу пересекает разлившийся от дождей ручей… Форсируя одно из таких препятствий Димон неудачно заваливается на бок. Ничего страшного, поднимаемся и едем дальше. Встречаем множество микроавтобусов Митсубиси Делика — это как у нас маршрутки от Местии до Ушгули, на которых возят туристов.

На встречу попадается группа немцев на двух мотах. Из кооткого разговора становится ясно, что парни хотели проехать дальше, за Ушгули и через перевел выйти на Кутаиси. Но перевал еще в снегу, дежурит полиция, их не пустили. С недоверием показывают нам на нашу резину — говорят дальше только хуже, нам не пройти)).

Ничего, где немцу плохо — русскому хорошо)) Прощаемся и едем дальше… В итоге, спустя 3 часа медленной езды по грязюке мы наконец-то прибываем в Ушгули!

Нас встречают коровы радостным мычанием)) А сколько тут Сванских башен…

Все оочень старые и полуразвалившиеся. Преодолев последний крутой подъем подъезжаем к гестхаузу (да, прямо тут, в богом забытом месте есть гестхауз) паркуем моты и заселяемся.

Мы одни постояльцы на сегодня. Оно и понятно — погода так себе, низкая облачность, накрапывает дождик. Переодевшись идем гулять. По дороге встречаем молодую пару из Москвы, тоже только приехали в Ушгули на маршрутке). Гуляем вместе, обсуждаем Грузию, после чего заходим к ним в гости пропустить по рюмашке перед ужином.

Пока пропускали стемнело. Еле нашли дорогу к нашему хостелу (пробирались огородами и лезли через какие-то заборы)), где нас уже ждал местный сванский ужин. Хозяйка хостела кормила свою многочисленную семью, за одно и нас покормила чем бог послал. А послал нынче он: соленья всякие, мясо жаренное, лепешки вкусные свежие, какая-то каша/некаша но вкусно очень, и жиденький но горрячий супчик. В общем нормально так поели)) Напоследок оппившись чаю уползаем спать. Холодает…

День 15.
Маршрут: Ушгули — Тбилиси
Приезд: 18-00
Пробег: 650км

Ночью шел снег. Проснувшись утром и наскоро скипятив чаю мы обнаружили слой снега на мотах и замерзшие лужи… Видимо холодало до -5 -7 градусов (уж очень толстый слой льда был). Обратный путь от Ушгули до Местии проехали немного быстрее, хотя дорога после ночного снегопада стала только хуже. Грязные, но довольные мы приехали в Местию. На выезде их города нашли автомойку, где нас и наши моты отмыли за 5 лари.

По дороге из Местии заехали пообедать в той же кафешке, куда заезжали днем ранее — все тот же вкусный суп-харчо и все те же обалденные хачапури с мясом… Далее, через Зигдиди и Кутаиси по трассе Батуми-Тбилиси мы едем в Тбилиси. Дорога особенно ничем не примечательна — хороший асфальт, много полицейских машин, курсирующих в обоих направлениях и не обращающих на нас никакого внимания. Вечером, часов в 18-00 мы приехали в Тбилиси.

Встретившись с Микой, поужинали в уже ставшем родным для нас ресторанчике. Мика предлагает нам заночевать у него (семья куда-то уехала, так что мы никого не побеспокоим). С благодарностью принимаем это предложение и едем к Микаю. Бросив моты перед домом (это же Грузия, тут никто ничего не ворует, особенно в спальных районах, где все друг друга знают) отправляемся ночевать.

День 16.
Маршрут: Тбилиси — Терскол
Приезд: 22-00
Пробег: 450км

Утром попрощавшись с Микой едем искать автовокзал. Помните, еще в Казахстане где-то под Актау у Димона появилось биение в переднем колесе? Мы тогда решили, что дело в ступичном подшипнике и заказали его из Москвы. Подшипник должен был приехать регулярным автобусным рейсом Москва-Тбилиси, и сейчас нам нужно было получить эту посылку. Оказалось, что в Тбилиси два Автовокзала. Нам же конечно нет сказали, ни каким рейсом был отправлен груз, ни на какой автовокзал он придет. На остановке такси просим подсказать как добраться до автовокзала у местных таксисов. Один таксист берется объяснить: это совсем рядом, туда, туда, потом туда, потом налево, потом туда, потом по большой улице… Тут встревает другой — "… нет, перед большой улицей памятник, там налево, потом...". Первый начинает спорить… короче мы совершенно запутываемся. Я прошу их показать место на карте — даю навигатор. Минуты две тишины и сосредоточенного изучения карты, после — "… нэт друг, давай я тебе лучше так расскажу… значит сейчас налево, потом прямо, потом туда, потом направо...". Короче с большим трудом нам удалось поставить точку на карте, куда со слов таксистов нам надо ехать. Приехав на место понимаем, что это просто конечная маршрутных такси(((. Чертыхаясь, изучаем карту, пытаясь самостоятельно найти нужный нам автовокзал. Находим что-то похожее, едем. Да, действительно, это автовокзал, и есть место, где выдают груз. Обращаемся в сотруднице, она проверяет документы — наш груз на другом автовокзале))). Она сообщает адрес — едем (так-то это разные концы города). Приехав, долго не можем найти нужное помещение (оказывается, очень много контор занимается перевозкой грузов из РФ в Грузию). Наконец-то находим, получаем подшипники (которые в итоге нам так и не пригодились). Далее — заезд в сувенирные лавки и продуктовый магазин, где мы затарились домашним вином. Сегодня мы покидаем гостеприимную Грузию и отправляемся на Эльбрус)). От Тбилиси до границы 160км, маршрут проходит по военно-грузинской дороге. После Степанцминды начинается Крестовый перевал, высота 2379м. К сожалению облачность была низкая, и Казбек мы так и не увидели(( Что ж придется приехать еще раз)). Подъезжая к перевалу попадаем под дождь.

Становится мокро и холодно. Решаем выпить чайку и погреться в одной из придорожных кафешек. Пока мы грелись, с перевала спустилась группа мотоциклистов и остановилась тоже в этой кафехе. Разговорились — они только что с перевала. Там идет снег причем очень плотный, видимость 10-20 метров. Да, погода в горах очень переменчива. Пока мы поднимались на перевал, дождь действительно превратился в снег, а на самом перевале снег внезапно прекратился, и выглянуло солнце))

Немного отдохнув и гревшись в его лучах продолжаем путь к границе. Грузинскую сторону проходим за 10 мин. Далее, на нетральной полосе, практически сразу после грузинской границы начинается пробка: вначале возникает очередь из фур, стоящих на обочине, потом — уже на проезжей части очередь из легковых авто. Мы объезжаем их по разделительной полосе и подъезжаем к КПП — там уже стоят несколько мотобратьев и мотосестер)). Да, такая очередь из автомобилей будет проходить границу часов 8-12. Это ожидание на границе может испортить все впечатление от путешествия по Грузии.

Пограничники говорят, что такие очереди каждый год в майские праздники, т.к. КПП между РФ и Грузией только один. Но почему-то на стороне Грузии нет пробки, а перед нашей стороной есть… Видимо проблема где-то на нашей стороне. Пройдя границу и заправившись отправляемся дальше, через Владикавказ, Нальчик к Эльбрусу. Перед Владикавказом, обгоняя легковушку чуть-чуть выезжаю на встречку, а на встречу — патрульная полицейская машина. Они разворачиваются, догоняют нас и просят остановиться. Что делать, знаю что виноват, признаю вину, но прошу их "… понять и просить..", долго прошу, рассказываю про мотопутешествие, про адовых Армянских гаишников… В итоге — выписывают штраф на 700р и отпускают. Обещаю больше не нарушать. Спокойно проезжаем Владикавказ, периодически накрапывает дождик. Где-то на выезде из города, впереди идущий транспорт вдруг резко начал тормозить, я по тормозам, заднее колесо срывает, но я удерживаю мот… Меня разворачивает практически поперек дороги, останавливаюсь в 10 см от впередистоящей легковушки, причем 10 см между ее бампером и моим левым кофром… Уф… ну и натерпелся я за эти несколько секунд (представляю, чего натерпелся водитель этой легковушки, если бы он смотрел в заднее зеркало в этот момент). Так, что-то слишком много нештатных ситуаций за последний час, как-то негостеприимно встречает нас Россия-матушка. Уже оочень осторожно, без превышения скоростного режима, без ненужных обгонов едем в сторону Нальчика. Далее — В сторону Терскола. Начинает темнеть, но нам ехать остается всего 100км, и вот, к 22-00 мы въезжаем в Терскол. Заранее договорились, что нас поселят на ЭМБС (Эксперементальная Медико-Биологическая Станция) за 500р с человека. Вполне приличная квартира с кухней и ванной комнатой, но отопление и горячую воду включают только по вечерам на несколько часов. Как раз в эти дни на Эльбрусе каталась моя знакомая, по этому вечер проходит за разговорами и распитием Киндзмараули из привезенных запасов.

День 17.
Дневка в Терсколе (Эльбрус)

Утро встретило нас солнцем и пеньем птиц. Отличная погода для… катания на сноуборде!!! Позавтракав мы отправляемся к фуникулеру, который доставит нас на Эльбрус. Перед канатной дорогой находится 100500+ магазинчиков и пунктов проката оборудования, где я без проблем беру в прокат доску, ботинки, очки и шлем.

Этот комплект обходится мне в 800р )). Далее — на подъемник. Их несколько, мы выбираем самый бюджетный — получается 1300р с человека. Начальная точка — станция Азау (2350м). Подъемник доставляет нас на 3500м (станция Мир), откуда уже на обычной креселке мы поднимаемся еще выше — на станцию Гара-Баши (3850м).

Перепад высоты чувствуется — длительное физическое напряжение требует остановки и передышки. Но все это мелочи по сравнению с красотами, которые открываются перед нами! Не вертится — мы на Эльбрусе! Димон не катается — просто гуляет и наслаждается видами.

Я же интенсивно накатываю часа 2-3, спускаясь с Гара-Баши то до Мира, то до следующей станции — Кругозор (тут снег уже вяленький и мокрый).

Укатавшись мы часа в 15-00 отправляемся домой, где обедаем и проводим ТО мотам.

Далее по плану — посещение Поляны Нарзанов, где прямо из под земли бьют ключи с минеральной водой.

Пробуем воду из нескольких источников — она отличается по вкусу. На обратной дороге заезжаем на Чегет — мне кажется его склоны будут покруче, чем трассы на Эльбрусе.

Да и говорят, что на Чегете не ратрачат. Вечер проводим в местном ресторанчике за пивком с шашлычками. Вот и подходит к концу наше путешествие — завтра выдвигаемся уже в сторону дома.