• Читателей: 4275 | Постов: 2474 +1

Путешествия → Майские мотокаты-2016. Мотопутешествие по странам Кавказа (часть 2)

Наконец-то дошли руки до подготовки и оформления Второй части нашего Майского мотопроката-2016 по странам Кавказа. Начало можно почитать в Первой части. Итак поехали дальше…

День 7.
Дневка в Баку

Этот день мы провели в Баку. Айдын взял отгул и решил посвятить день нам — показать нам Старый город, помочь с ремонтом мотов (мне нужно поменять звезды и цепь, а у Димона пришло время менять заднюю покрышку).
Позавтракав, отправляемся на мотах в мотосервис, где знакомимся с друзьями Айдына — Алексом и Зауром. Заур, отличный механик, берется поменять мне звезды/цепь, а Димону — покрышку.

Дело идет быстро, мы где можем — активно помогаем). В итоге, поняв, что Заур быстрее справится без нашей усиленно-навязываемой помощи, отправляемся с Айдыном посмотреть Старый Город.

Старый город — это все, что осталось от древнего Баку. Квартал зданий, которые сохранились (или были частично восстановлены) не более того.

Но именно в этих местах снимались многие советские фильмы, в частности «Бриллиантовая рука».

Кривые, узкие улочки, аутентичные здания, Девичья башня, караван-сарай — в общем есть что посмотреть.

Нагулявшись и насмотревшись Айдын повез нас обедать в один из ресторанов города, где нас ждали Алекс и Заур, а так же накрытый стол. Мясо, зелень, закуски — в общем стол ломился от явств. Во время обеда поговорили про моты — в Азербайджане мотов как у нас (турэндуры) практически нет. Народ в основном «болеет» спортами и чоперами. Т.к. своего мототрека в Азербайджане пока нет — ездят на выходные в Грузию, на трек в Рустави. Мотосообщество только только зарождается и принимает более менее понятный формат, только начинает формироваться у водителей и полицейских правильное отношение к мотоциклистам, как к полноценным участникам дорожного движения.

В итоге объелись как бобики после голодовки. Наша попытка расплатиться по счету была пресечена на корню. Парни восприняли ее чуть ли не как личное оскорбление (мы гости, а гостям платить неположено). Неудобно, но видимо это часть менталитета и правил гостеприимства.

После обеда заехали в сервис за мотами. Остаток дня провели в неспешном отдыхе. Вечером за нами заехал Алекс с Айдыном. Ребята отвезли нас в ресторан «360», который находится на одном из последних этажах (21 или 23) отеля в центре Баку.

Ресторан известен тем, что он вращается вокруг своей оси, и примерно за 45 минут делает полный круг. Здорово. Особенно вид на Огненные башни. Отлично посидели, поделились взглядами и обсудили многие интересные темы. Еще раз поразился гостеприимности наших друзей. Их частное отношение к нам распространилось на всех жителей этой страны в целом. И сейчас, кто-бы мне что не говорил, я точно знаю, что Азербайджан очень гостеприимная страна с прекрасными, открытыми, веселыми и душевными людьми.

День 8.
Маршрут: Баку — Сигнахи
Выезд: 7-00
Пробег: 500км

Пораньше проснувшись, собрались, и в 7 утра, попрощались с гостеприимными хозяевами нашего временного дома в Баку отправились в путь. Сегодня нам нужно проехать Азербайджан и въехать в Грузию. Изрядно поплутав по Баку в поисках выезда на нужную трассу (навигатор все пытался вывести нас через какие-то пикуля) мы, спустя час, наконец-то оказались на трассе. Из Баку в Грузию идут две дороги: одна (основная) через Евлах и Шамкир, и второстепенная — через Шеки, которая выводит к КПП Лагодехи. Друзья из Баку посоветовали ехать через Шеки, т.к. там меньше машин и красивые виды. Отъехав от Баку где-то на 150км мы решили остановиться позавтракать в придорожной кафешке. Зашли, устроились на открытой веранде. У подошедшего официанта попросили "… нам бы что-нибудь позавтракать..". В итоге нам принесли сыр, яйца, лепешку, масло и чай. Все свежее и безумно вкусное. Видимо это традиционный набор для завтрака) Отлично перекусили и дальше в путь.

Дороги отличные, ДПС к нам внимания не проявляли, хотя на трассе встречали очень много патрульных машин. Уже после обеда добрались до границы. Прохождение Азербайджанской стороны заняло минут 20. Интересовались куда едем, и входит ли в наши планы посещение Армении. Осмотр вещей был поверхностный — просто открыли кофры и все. Грузинская сторона приняла нас за 5 мин — даже с мотов не слазили, тут же в окошко передали паспорта, свидетельства на моты и все. Осмотр вещей занял 10 секунд — спросили что везем, ответили «Вещи». На этом все! Вот мы и в Грузии. Тут же возле границы меняем немного баксов на лари (курс 1 доллар около 2 лари). Пользуясь паузой созваниваюсь с мотобратом Микаем из Тбилиси (мы с ним познакомились тут, на Байкпосте). Микай предлагает не торопиться в Тбилиси и заехать по дороге в Кварели, после чего заночевать в Сигнахи. А уже завтра, посетив по пути монастырь Давида Гареджи (одна из самых известных достопримечательностей Грузии) приехать в Тбилиси, где он нас встретит. Прекрасный план, но очень хочется кушать. Едем в Кварели, по пути высматривая кафешку. Дорога проходит через маленькие деревеньки, и к сожалению кафеху мы так и не находим. Заезжаем в Кварели, очень чистый и опрятный город. На перекрестке спрашиваю у прохожего, где можно тут покушать. Прохожий (такой характерный грузин) просит подождать, достает телефон, кому-то звонит и очень эмоционально говорит пару минут. После этого показывает здание на противоположной стороне улицы. Там столовая, нас ждут)). Вкусно и плотно покушав на двоих на 30 лари мы сытые и довольные выкатываемся на улицу. Уф, очень сытно. Не спешно едем в сторону Сигнахи.

Только сейчас я окончательно осознаю, что мы попали в рай ценителей вина — мы в Кахетии, в Алазанской долине, где практически каждая деревня это известный сорт вина и винограда — мы проезжаем Мукузани, Ахашени, указатель на Цинандали… Преодолев достаточной крутой подъем и серпантин мы наконец-то въезжаем в деревню Сигнахи.

Останавливаемся прямо улице, рядом с центральной площадью и… медленно офигеваем от вида, который открылся перед нами… Алазанская долина раскинулась под нами, а на горизонте еле виднеются горы Кавказского хребта. Все это в дымке из-за низкой облачности, но воображение дорисовывает снежные шапки на вершинах гор…

В общем красота неимоверная, недаром Сигнахи считается одной из главных достопримечательностей Грузии. А еще в Сигнахи круглосуточно можно оформить бракосочетание (прям как в Лас-Вегасе). Налюбовавшись вдоволь видами мы решаем найти место для ночлега.

Судьба и в этот раз к нам благосклонна — буквально в соседнем доме мы находим ночлег — радушная хозяйка (просила звать ее просто Давидовна) согласилась принять нас на ночь, не смотря на то, что сезон еще не открыт и официально они не принимают гостей, но к мотопутешественникам у нее особое отношение. Ночлег с завтраком обошелся нам в 20 лари.

Загнав моты в гараж и заселившись, просим Давидовну принести нам настоящего домашнего кахетинского. Мммм, божественный нектар это кахетинское. Я пробовал много вин домашнего производства, но все они имели характерный «домашний» привкус.

Это же вино ничем не отличалось от хорошего бутылочного вина. Богатый аромат, насыщенный рубиновый цвет и плотный, в меру терпкий вкус вина окончательно дали понять, что мы в Грузии))).

А что в Грузии нужно попробовать кроме вина? Конечно же — хинкали. Давидовна посоветовала ресторанчик неподалеку, где готовят отменные хинкали. Дала визитку и просила показать ее официанту, тогда, мол к нам будет особенное отношение)). Погуляв по Сигнахи перед ужином я поразился на сколько похожа эта деревня на европейские деревеньки — мощеные камнем мостовые, 2-3х этажные аккуратные дома, зеленые скверики, кругом лавочки и урны. Постоянно слышится немецкая и английская речь. Прям европейский курорт)) Найдя ресторан и показав визитку, которую дала нам Давидовна, к нам подошла сама хозяйка и приняла заказ.

Посоветовала взять сразу литр вина, т.к. это будет дешевле чем по бокалам, сказала, что брать нужно минимум 10 хинкалей на двоих, хотя обычно двое взрослых мужиков берут 30-40 хинкалей на ужин. Мы решили, что 10 для первого раза будет достаточно, и, забегая вперед скажу вам что это было правильное решение)) Последние хинкали мы буквально запихивали в себя, т.к. обожрались… Вино было бесподобно, хинкали тоже ничего, но я ел вкуснее…

Сытые и довольные мы еще раз прогулялись по вечернему Сигнахи и завалились спать.

День 9.
Маршрут: Сигнахи — Тбилиси
Пробег: 250км

Проснувшись и позавтракав на веранде с видом на Алазанскую долину свежеиспеченными пирожками с картошкой мы отправляемся дальше в путь.

Сегодня по плану у нас: заехать в Бодбийский монастырь, место погребения Святой Нино. Нино известна тем, что благодаря ее проповедям Грузия приняла Христианство.

Далее по пути планируем посетить монастырь Давида Гареджи, и потом, через Рустави приехать в Тбилиси. Не спеша заезжаем в Бодбийский монастырь. Красивое и очень живописное место.

Едем в сторону монастыря Давида Гареджи. Последние 20 километров проходят по плотно укатанной щебенке и вот, перед нами одно из красивейших мест Грузии.

Монастырь действующий, но первый этаж доступен для свободного посещения туристами.

Очень красиво, особенно вырубленные в скале кельи.

Сев на камень рядом со входом в монастырь я прям физически ощутил благодать и энергетику этого места — спокойствие и какая-то теплая добрая грусть накрыла меня…

От монастыря до Тбилиси идут две дороги — та, по которой мы ехали, и другая — раза в 2 короче, но грунтовка до Рустави. Уточнив у местного таксиста, проедем ли мы по второй, до Тбилиси через Рустави я услышал ответ "… на мотоциклах то скорей всего проедите..." )) Решаем поехать по ней.

Дорога идет через поля, едем по накатанным колеям от грузовиков. В целом — вполне приемлемо, можно ехать 60км/ч. На одном из поворотов обгоняю грузовик, поднимаю руку в знак благодарности. Димон за мной так же обгоняет его и… заваливается на бок. Как выяснилось потом он тоже решил сказать «спасибо» водиле, и не удержал мот одной рукой на грунтовке. Останавливаю мот, бегу к Димону, водила тоже останавливается и тоже бежит к Димону. Димон вылезает из-под мота. Уф, жив здоров. Наколенник содран, рукав куртки порван, но черепаха и наколенники отработали нормально. Осматриваем мот — погнулась защитная дуга и оторвало один боковой кофр. Кофр помят, но не сильно, и выгнуты самодельные крепления на кофре. Все-таки очень удачная конструкция этих креплений — при падении они загибаются, высвобождая кофр, при этом повышая вероятность сохранить общую геометрию самого кофра. Выправив дугу, кофр и крепления кофра мы отправляемся дальше в путь. Свежераспечатавшийся Димон едет осторожно, не быстрее 40км/ч где-то с час примерно...)))

Уже без приключений добираемся до Тбилиси, где в самом центре, рядом со старым городом нас встречает Микай. Плотно пообедав хачапурами с хинкалями, обильно залив все это местным разливным пивком (кстати, очень вкусное пиво в Грузии) мы отправляемся на прогулку.

Погуляв немного по центру и старому городу Микай селит нас в гестхауз, который находится в самом центре старого города.

Стоимость 25 лари в сутки за полноценную однокомнатную квартиру с кухней и ванной. Договариваемся вечером еще посидеть с Микаем и уходим опять гулять по Тбилиси.

Вечером Мика встречает нас в очень уютном кабаке, где мы впервые пробуем настоящий(или -щее) сациви, запивая отменной местной чачей))) Мика уговаривает нас остаться в Тбилиси еще на денек, хотя мы планировали завтра отправиться дальше (пара дневок в Тбилиси были запланированы на обратном пути нашего мототрипа).

Завтра должны приехать его друзья из Москвы, и он планировал организовать веселый вечер встреч… Честно признаюсь, нам так понравилось в Тбилиси, что мы не долго обдумывали предложение Мики (ваще не обдумывали и сразу согласились))).

Ближе к полуночи сытые и довольные мы, слегка покачиваясь, перемещаемся в сторону нашего гестхауза. Ха, не тут то было — все дома в старом городе очень похожи друг на друга, улицы вытворяют зигзаги, которым позавидовал бы сам Мебиус с его лентой… Минут 30 мы ходим в поисках нашего места жительства (адрес то ни я ни Димон не додумались спросить) пока случайно не натыкаемся на наши моты, припаркованные рядом))) Ура! Квест выполнен. Теперь спать…

День 10.
Маршрут: Тбилиси — Боржоми — Гори — Мцхета — Тбилиси
Пробег: 350км

Позавтракав кашкой мы выезжаем из Тбилиси. Сегодня мы решили прокатиться до Боржоми, отведать знаменитой минералочки из источника, на обратном пути заехать в Гори — родное село вождя советского народа И.В.Сталина, где посетить его музей, потом заехать в старую столицу Грузии — Мцхета, после чего посетить место крещения Грузии Святой Нино — Храм Джвари. Дорога отличная, до Боржоми долетаем за пару часов.

По дороге остановились позавтракать вкуснейшими хачапурами и за одно пообщались с хозяином кафешки — грузином лет 45+. Узнав что мы из России он рассказал, как хорошо было в СССР, и как плохо сейчас. Много знакомых осталось там, в России, но грузинам тяжело выехать — нужны визы и приглашения от принимающей стороны. Сильно ругал Саакашвили)). Вообще, грузин можно разделить на две группы — те, кто НЕ ОДОБРЯЮТ политику Саакашвили (это обычно люди возраста 45+) и стремятся обратно в СССР, и те, кто ОДОБРЯЮТ политику Саакашвили (это молодеж, 20-40 лет), которые стремятся к евроинтеграции. Но это так, лирическое отступление…

Позавтракав, мы заезжаем в Боржоми, где находим вход в природный парк Боржоми. Бросив моты на стоянке перед парком идем гулять.

Прямо из бювета пьем настоящую минеральную воду Боржоми.

Да, это ни в какое сравнение не идет с тем, что мы пили дома из бутылок.

Нагулявшись отправляемся в обратный путь.

Заехав в Гори к сожалению узнаем, что Музей Сталина закрыт, т.к. сегодня выходной — Пасха.

Ех, значит не судьба.

Заезжаем в Мцхету, попадаем на воскресное богослужение в Храме.

После — в Храм Джвари, откуда открывается шикарный вид на место слияния двух рек — Арагви и Куры.

Вернувшись в Тбилиси, мы опять побродили в поисках нашего гестхауза (я забыл поставить метку в навигаторе), но справились с задачей быстрее чем вчера)).

Перед ужином решаем съездить посмотреть здание МВД Грузии, которое было построено во время реформы полиции Грузии, которую проводил Саакашвили и которая признана одной из самых удачных в мире. Архитектура его является символом прозрачности отношений силовых ведомств (полиции в частности) к народу. В прямом смысле здание прозрачное)). Вокруг здания ходят полицейские патрули, которые не позволяют фотографировать его)) Видимо много что поменялось с момента завершения реформы полиции… ))) Но мне все-таки удается сфоткать.

После, немного отдохнув отправляемся на встречу с Микаем, где узнаем, что его московские друзья так и не приехали (небольшая поломка задержала их в районе Владикавказа).

На этот раз решаем попробовать еще одно известное грузинское блюдо — шкварули (Мика, поправь меня, если я ошибаюсь). Это курица в густом чесночном соусе. Очень вкусно, особенно под чачу)).

Мика просит не налегать на чачу, т.к. нам предстоит еще одно дело — прокатиться по ночному Тбилиси и посмотреть два озера (Лисье и Черепашка) которые находятся на холмах вокруг города. Сказано — сделано. И вот, надев защиту мы отправляемся на ночную прогулку. Сразу скажу — я не одобряю подобные поездки «под хмельком», но выпито было действительно мало и принимающая сторона была очень настойчива))) С озер открывается потрясающий вид на ночной Тбилиси, но фото конечно не передает этого к сожалению…

Выпив кофе, в одной приозерной кафешке, мы едем в наш гестхауз, прощаемся с Микой (но не насовсем, через несколько дней мы еще раз вернемся в Тбилиси) и заваливаемся спать.

День 11.
Маршрут: Тбилиси — Ереван
Пробег: 300км

Традиционная кашка на завтрак и в путь. Сегодня мы едем в Ереван, столицу Армении. К сожалению мотобрат, который обещал помочь нам в Ереване с ночлегом на связь не вышел, что ж будем разбираться с поиском ночлега уже на месте. До границы долетаем за пару часов. Грузинскую сторону проходим минут за 10. А вот Армянская сторона приготовила нам сюрприз… Пограничник увидел в наших паспортах штампы Азербайджана и в прямом смысл схватился за голову и начал причитать: «Вай-вай-вай! И что мне с вами сейчас делать?! У нас же война идет!» (это он про конфликт в Нагорном Карабахе). Спокойно объясняем ему, что мы путешествуем по странам Кавказа, ничего плохого не замышляем, очень хотели увидеть сказочную природу Армении, на себе ощутить гостеприимство ее жителей, побывать в Ереване и увидеть Арарат. Пограничник немного смягчается, начинает кому-то звонить, что-то уточнять и просит нас недолго погулять. Минут через 10 он приглашает нас к себе, и подробно спрашивает наш маршрут передвижения по Армении. Все подробно записывает ставит штампы в паспорта и желает удачи. «Только вас в Азербайджан больше не пустят!» — довольно говорит он напоследок. Ну это мы еще посмотрим и через пару лет проверим)) Пройдя границу мы идем оформлять местную страховку ОСАГО. Перед нами 3 киоска, где продают страховку. Захожу в первый, спрашиваю сколько стоит и на сколько оформляют. Предлагают 3600 драм на 30 дней (это где-то 500р). Говорю, что нужно на 10 дней (мы предварительно подготовились)). В ответ слышу ту же стоимость. Так, идем в соседний киоск. Спрашиваю, сколько на 10 дней будет стоить страховка. Они мне в ответ — "… а сколько в первом киоске вам насчитали?". Говорю 3500. Они предлагают за 3200. Так, интересно. Иду в последний киоск — там мне предлагают за 2000 (около 250р) Прекрасно)) Оформляем, за одно уточняем по какой дороге лучше ехать в Ереван. От границы до Дилижана идут две дороги: одна через Ванадзор, другая — через Иджеван. Нам посоветовали ехать через Иджеван, т.к. эта дорога менее загружена и проходит по красивым местам. Отъехав от границы километров 80 дорога начинает петлять вначале по холмам, а потом начинаются настоящие серпантины и перевалы (1500-2000м).

Действительно, очень красиво. Природа и окружающий пейзаж отличаются от всего того, что мы видели раньше в Грузии и Азербайджане. Горы, озера, потрясающие виды с перевалов… В общем я нисколько не пожалел, что мы поехали сюда. Останавливаемся позавтракать в придорожной кафешке. Что на завтрак едят в Армении? Ну конечно же — шашлык на косточке)) со свежей зеленью, помидорками и лавашом. Мммм, очень вкусно, хотя совсем не бюджетно — завтрак обошелся нам в 1200р на двоих.

Пожалуй это самый дорогой завтрак в этом путешествии). Подъезжаем к Дилижану — родина одного из героев фильма «Мимино». Начинает накрапывать дождик. Не приятно, но пока терпимо. В Дилижане традиционные фото рядом с героями из «Мимино».

Далее едем к озеру Севан, где нам очень рекомендовали попробовать местной рыбки и люля-кебаб из мяса раков.

На подъезде к озеру дождь усилился, и мы поспешили укрыться в одном из многочисленных рыбных ресторанчиков на берегу Севана. Конечно же мы заказали рыбку и кебабы из раков.

Мммм, очень вкусно, хотя кебабы из раков чем-то напоминали крабовые палочки)). Отогревшись и наевшись делаем финальный рывок до Еревана. Трасса отличная, моросит дождик, но это не мешает наслаждаться движением. Догоняем группу московских мотоциклистов на гусях. Они останавливаются, мы тоже. Я с улыбкой подхожу знакомиться, перекинуться парой фраз. В ответ получаю дежурный «привет» и все. Не ну я все понимаю, дождик накрапывает, ветренно, навигатор куда-то не туда вывел, но поговорить то по-человечески 5 минут можно наверное? Не каждый день наверное встречаются мотопутешественники друг с другом в Армении… Короче остался у меня осадочек от встречи. Не понимаю я такого отношения особенно между представителями мотосообщества. Прямо перед Ереваном погода резко изменилась — дождь прекратился, выглянуло солнце и стало по настоящему жарко. Еще раз безрезультатно попытавшись связаться с чуваком из Еревана мы отправляемся на поиски хостела. В навигаторе (Maps.me) нахожу первый попавшийся хостел в шаговой доступности от центра города. Без проблем доезжаем до него, паркуем моты во дворе хостела и заселяемся в очень неплохую комнату с двухярусной кроватью, хотя вид со двора конечно тот еще))

Взяли с нас за номер около 1500р, как и завтрак в Армении стоимость ночлега оказалась самой высокой на протяжении всего нашего мотопробега. А еще говорят, что Армения самая бедная страна в закавказье. Судя по ценам — врут)) Вдоволь насладившись прелестями цивилизации (душ и туалет) мы отправляемся гулять по Еревану.

С первых же шагов по центру города обращаешь внимание на необычный цвет камня, из которого построены дома — это розовый туф. Практически все здания в центре города имеют розоватый оттенок.

Ну и конечно же архитектура зданий — классика советского модернизма.

Брутально, давяще-мощно, на века! В целом город очень современный, чистый, ухоженный. Но желания остаться еще на день-два (как в Тбилиси) у нас не возникло.

Иностранную речь мы не слышали вовсе. Выпили пивка, погуляли и пошли спать. Решили, что одного дня на Ереван будет достаточно, и завтра поедем обратно в Грузию.