Путешествия → "Ты что с ума сошла?! Это же опасно!" или о женских мото-путешествиях. Часть третья - грузинско-абхазско-сочинская

Красота начинается уже на подъезде: нас встретил шикарный серпантин, мотики закладывали до подножек, кайф для мотоциклиста в чистом виде!

Но все то, что я видела в следующие три дня поразило, восхитило и местами даже приятно шокировало. Село Зеда горди мало известно среди туристов и только последние годы начинает набирать популярность. Ощущение, что ты где то у бабушки в деревне. Знакомство с хозяевами дома, в котором мы остановились началось с того, что мы все дружно пытались поймать сбежавшую хозяйскую корову. Развлечение я вам скажу то еще. Причем миссия у каждого была своя: хозяева спасали огород, а мы с Денисом мотоциклы. Когда рогатая была наконец поймана наступил полный Релакс. Развалившись в кресле я наслаждалась вкуснейшим свежесваренным кофе и рассказами хозяина о местных достопримечательностях. Первым делом мы решили сходить на водопад. Кстати, приезжая в Зеда горди учитывайте, что все туристические места по понедельникам не работают. Все кроме водопада. Грузимся на мотоцикл Дениса, ехать не далеко — километра три, потом дорога для голды заканчивается и начинается крутой подьем с щебнем, камнями и рытвинами. Если вы не любитель пеших прогулок лучше сразу берите трансфер. Стоит это примерно 80 лари в обе стороны. Но мы же герои, по этому прем пешком. Идти не далеко, метров 500, но уклон такой, что периодически пробуксовываешь и начинаешь скатываться назад. Шли минут 20, но когда пришли стало ясно — оно того стоило. Да что говорить, просто смотрите фото.
Пока я прыгала по камням в попытках сделать удачный кадр, поворачиваюсь, а Ден уже без штанов в воду лезет. Я аж растерялась и боком стала сдавать в кусты, а этот бесстыжий вместо того, чтоб прикрыться орет: «Фотай скорее!». Сфотала по-моему даже не глядя, что фотаю.
До водопада решили идти прям по каньону, повезло что попали в сезон, когда вода уже была низкая, потому что посмотреть всю эту красоту изнутри это большая удача. Ценителям природы точно понравится.
А дома нас уже ждал вкусный ужин и шикарное домашнее вино. Про вино Грузии уже написано столько всего, что я не буду оригинальной — оно прекрасно! Как и вся грузинская кухня! За столом к нам присоединился друг семьи Давит, который сам водит экскурсии по Грузии. А местный гид — это большая удача, потому что он может показать такие местечки и поведать детали о которых сами мы не узнаем. Закончилось все тем, что утром Давит пришел с явным желанием провести мне персональную экскурсию. Как он сам выразился: безвозмездно для дорогого гостя. Решили сходить в каньон Окаце. Дорога к нему идет через парк, около 2х километров и пока мы неспешно шли по парковой аллее Давит рассказывал много интересных фактов и о своем селе, и об этом парке, и о каньоне и о себе и о Грузии в целом. Оказывается, что парк этот принадлежал одному из богатейших княжеских родов Грузии и если смотреть на него сверху, то все деревья высажены таким образом, что формируют грузинскую букву Д — первая буква фамилии рода. Рассказывал откуда в горных реках и водопадах берется форель, как строили каньон без специальной техники завинчивая все болты и сваривая швы прямо на весу на стропах. Он вообще оказался очень интересным собеседником, к тому же еще и полиглотом. Свободно общался на русском, английском, испанском, греческом и конечно грузинском языках. А я шла и не могла понять, как такой образованный, деятельный парень живет в деревне. И знаете что он мне ответил? — что это его дом, а другого дома ему не надо. Вот уж воистину не место красит человека.
Прогулявшись по каньону я думала что на этом наша экскурсия закончилась, но не тут то было. Оказалось все самое интересное впереди. Давит повел меня в самый низ, вглубь каньона, как он сказал в самое сердце, куда не спускаются туристы. И действительно, если не знать куда точно надо идти, то спуск не найдешь. Он не виден с дороги. У меня было полное ощущение что я попала в какой то затерянный мир. Вот посади сюда динозавра и все, картинка бы сложилась полностью. Огромные камни размером с меня и больше, кругом водопады и голубые озера, заросли спадающие по отвесным стенам, журчание воды и все это подсвечивается лучами солнца. Просто сказка!
Не знаю сколько времени мы провели внутри каньона, но вернулись домой когда на улице уже было темно. На следующее утро решили доехать до пещер Прометея. От Зеды Горди это примерно в 40 км. Вход в пещеры стоит 7 лари, если хочешь чтобы обратно тебя вывезли по подземной реке на лодке еще плюс 10 лари. Решили не экономить. Внутри пещеры 14 градусов и 100% влажность. После 30-градусной жары на улице это как оазис. Везде сделана подсветка, играет классическая музыка.
Честно сказать я открыла мир пещер для себя с новой стороны. Когда ползешь в кромешной тьме с фонариком — это одно, а тут конечно масштабы нереальные. Потом нас погрузили в лодку, выдали спас жилеты и каски и мы поплыли. Каски кстати выдали совсем не зря, потому что я приложилась головой о каменный потолок практически сразу. Вообщем мне можно было и две надеть, лишним бы не было.
Вся экскурсия заняла примерно час. Не долго конечно, но очень интересно. Вернулись домой и Давит предложил съездить еще на один водопад, а заодно отведать настоящей горной форели. Судя по удивленным глазам местных жителей, они не ожидали, что в меня помещается столько еды. Но рыбка на столько вкусная, что остановиться просто невозможно. Так что Зеда Горди запомнилась мне как край водопадов, горных озер и вкуснейшей форели.
Но душа уже просила моря и пальм по этому утром выезжаем в Анаклию. Мой первый в жизни город на море, куда я приехала своим ходом.
Небольшой курортный городок, известный тем, что в 2014г здесь проводился казантип. И отголоски фестиваля чувствуются до сих пор. Вдоль набережной еще сохранились необычные постройки и скульптуры, возвышается пара -тройка отелей, но стоит отойти на 100 метров вглубь и все, полнейшая деревня.
Такое ощущение, что город хотели сделать курортной зоной, но в какой то момент все развитие замерло. В принципе Анаклия была для нас перевалочным пунктом между Батуми и Местией, по этому я и не ждала от нее чего то супер невероятного. Главное что было море: чистое, теплое и такое желанное. И был первый закат на морском побережье.
А рано утром мы оставили все вещи в гостинице и поехали в Местию. И самое невероятное в этой дороге была сама дорога. 170 км, из которых 110км серпантина. Она то поднималась высоко вверх, то опускалась почти к подножью реки, петляла между скал в узких ущельях и наоборот открывала необъятные просторы с зелеными лугами и снежными вершинами.
Безумно красивая дорога! Порой было ощущение, что я где то в Швейцарии. Ехала я долго, часа 4ре в одну сторону, много останавливалась чтобы сфотографироваться или просто посмотреть. К тому же на обратном пути я попала в жуткий ливень, ехать было просто невозможно, пришлось останавливаться в одном из тоннелей и в компании местных коров пережидать непогоду. По этому домой я вернулась уже ближе к вечеру. Денис уже ждал меня с вином. И сидя на балконе, под звук волн, мы узнали интересную новость: на военно-грузинской дороге сошла серьезная сель, смыло почти км дороги, и ее закрывают на ремонт минимум на месяц. Двоякое чувство, с одной стороны до отъезда домой было еще несколько дней и загружать голову проблемами по поводу пути назад не хотелось, с другой стороны нужно было искать варианты как выбираться. Но мы решили подумать об этом завтра, а сегодня сидели, наслаждались вином, запахом моря и делились впечатлениями от Местии. Расползались по комнатам с уговором пораньше выехать в Батуми. Денис по принципу: мужик сказал — мужик сделал — выехал рано, я как обычно не стала себя насиловать и поспала еще пару-тройку часов. Ну а что? Говорят девочки молодеют во сне. Так что когда я выезжала из Анаклии, максимально помолодевшая, Денис был уже на подъезде к Батуми. Дорога отличная, везде указатели, выпив кофе в Хоби и поговорив с местными, решила немножко увеличить маршрут — поехать через Самтредиа. И пока Денис плескался в море, и осматривал город я все ехала. Остановка случилась неожиданно. Еду, музыка играет, и тут я замечаю в зеркала полицейскую машину с мигалками, которая явно едет именно за мной. Паркуюсь. Не то чтобы я нервничала, но некоторое волнение все таки присутствовало. Как — никак первая встреча с блюстителями порядка на Грузинской земле. Диалог следующий:
-Добрый день, ваши документы.
протягиваю документы.
-мне кажется вы пьяны.
Предлагаю дунуть в трубочку.
-Да не надо красивая, езжай. отдают документы, машут рукой и уезжают.
Вот это я понимаю доверие 80lvl.
Следующей остановкой стал Уреки.
Еще перед поездкой я читала про целебные свойства местного пляжа с черным песком. особенно говорят для мужчин полезно. Видимо нужно в него вонзиться и сидеть, впитывая целительную силу земли. Мне вонзаться было нечем, посмотрела, потопталась и поехала дальше. Перед Батуми попала в жуткую пробку на серпантине перед городом. Шла какая то колонна и одну полосу полностью перекрыли для движения. Пришлось выбираться на встречку и медленно ползти почти до самого города. А потом ползти по пробке в городе. к сожалению вулкан не самый узкий мотоцикл, а в комплекте с дугами и всем барахлом так вообще шириной с голду, и лавировать на нем между машин достаточно не просто. У меня вообще порой было ощущение что я еду в мотоцикле, а не на нем. Так что было уже легкое ощущение усталости. Но Ден за время поездки раскусил мою натуру и знал, что первым делом для поднятия боевого духа меня надо покормить. Позвонил, назвал координаты ресторанчика, где накрыт стол и проехав еще с десяток километров после Батуми я оказалась в Гонио. Поставила мот и побежала на запах еды. Денис ждал меня в компании Вовы и Русланы, семейной пары с которыми мы познакомились несколькими днями ранее, по дороге из пещер Прометея. Ребята путешествовали на раритетном харлее с люлькой и как оказалось остановились в Гонио.
И вот так, сидя за столом мы все дружно решили, что пожалуй Гонио и станет нашей крайней точкой в путешествии по Грузии. После ужина Денис решил ночевать в Батуми, а мне захотелось остаться в Гонио. Небольшая деревенька с чистейшим морем, тишина, спокойствие и отдельный номер в гостинице. Как раз то, что мне было нужно. Закат встречали прямо на пляже, в небольшом кафе, лежа в гамаках с бокальчиком холодного пива. Состояние было на столько расслабленным, что даже осмотр Батуми было решено перенести на завтра.
Тем более Вова с Русланой предложили мне не садиться за руль, а прокатиться завтра с ними в люльке. Ну такой шанс я конечно не могла упустить, тем более опыта катания в люльке у меня не было. Утром, порадовав местных детей дискотекой от харлея мы заехали в Батуми за Денисом и поехали осматривать город.
Дневной Батуми конечно красив, но Батуми ночью — это вообще нереальное зрелище! Каких только инсталляций здесь нет!
Гуляли почти до утра, стараясь запомнить каждый уголок города. Следующий день прошел под знаком тюленя, на пляже.
Пока мы с Русланой грели попы на солнце, мужики решали как нам выбираться домой. В итоге решили все таки ехать через Абхазию. Дениса отправили первым на разведку и ждали его звонка о прохождении границы. Отзвонился. Сказал, что проехал без проблем. Выезжаем следом и в 20км от Поти у ребят взрывается задняя покрышка. Именно взрывается. Ну что, должна же быть хоть одна поломка в дороге. Тормозим первую машину и просим вызвать эвакуатор. Пока ждем спасения сидим под деревом и доедаем остатки припасенного провианта.
Минут через 20 приезжает грузовик, быстренько грузим харлей на прицеп и ребята уезжают в Поти.
А я решила еще раз съездить в Кутаиси. Утром договариваемся встретиться в Зугдиди. Просыпаюсь рано, звоню ребятам — мот в порядке, можно ехать дальше. Быстренько пакуюсь, завтракаю и в путь. Созваниваемся в Зугдиди, они как раз проходят границу с Абхазией, договариваемся встретиться после поста. Еду, пытаюсь понять где заканчивается граница Грузии, никаких опознавательных знаков, просто 2 бетонных блока. Выходят грузинские пограничники и просят меня развернуться. как развернуться, спрашиваю я? Дорога закрыта, проезда нет. Как нет?! Вот же 5 минут назад мои друзья проезжали. Перед глазами уже пронеслась мысль о том, что ехать мне теперь через Азербайджан, а оказывается все гораздо проще. Я пролетела первый пост, на котором собственно и надо было оформлять все документы. Честно сказать меня до сих пор мучают сомнения насчет верности принятого решения, но на границе нам клялись и божились, что проблем с последующим въездом в Грузию не будет, они отправляют все данные на официальную границу, чтобы в базе поставили отметку о том что границу страны мы покинули законно. Такая лафа на время ремонта дороги через Верхний Ларс для российских граждан. Но что уже об этом думать, будем решать проблемы по мере их поступления. На Абхазкой границе все строго, проверили все вещи, попросили убрать или закрыть все что имеет символику Грузии, посоветовали лишний раз не останавливаться и четко соблюдать скоростной режим.
Абхазию проходили транзитом. Первые 50 км от границы с Грузией оставили неприятный осадок. Много брошенных домов, разбитые дороги, местные жители глядят с какой то злобой. Как мне потом объяснили — это бывшие грузинские дома, в которых абхазам жить противно. Не знаю на сколько это правда, но я поверила. Ближе к Сухуми и дорога лучше и народ счастливее.
В самом городе очень много цветов, но мы решили проехать чуть дальше, в более тихое место. И остановились перекусить и искупаться уже в Новых Афонах, совсем близко к границе с Сочи. Море конечно не такое чистое как в Гонио, но к хорошему естественно привыкаешь быстро. А через неделю я вообще буду радоваться своей родной обской луже. До границы доехали быстро и встали в очередь из машин. Ребятам с люлькой было не протиснуться, по этому договорились встретиться уже после границы в Сочи. Водители авто пропустили меня без всяких проблем. Три минуты и я на российской границе. Пограничник долго таскал туда сюда мой паспорт, периодически вызывая кого-то по рации, попросили открыть все кофры, но багаж особо не рассматривали. Дальше интереснее: слышу что они обсуждают между собой что им со мной делать, отпускать или задерживать. Пытаюсь не впадать в панику и выяснить где я успела накосячить, на что от меня просто отмахиваются и со словами «давай уже проезжай» чуть ли не кидают паспорт в лицо. Ну что тут скажешь — Здравствуй Родина! Выезжаю с пограничного поста к первой развилке и останавливаюсь дождаться ребят.
Параллельно пытаюсь вызвонить своего новосибирского друга Андерсена, ныне жителя Сочи, который обещал меня встретить. И Андрей и ребята подъехали практически одновременно. Только теперь наш с Андреем путь лежал налево в Сочи, а ребята поехали направо в Красную поляну. Тепло попрощавшись каждый поехал своей дорогой. Сочи конечно не узнать, я была там лет 20ть назад, сказать что город изменился — не сказать ничего.
Но мне нужно было определяться как жить дальше. Ехать домой и если ехать, то какими дорогами или прикинуться тюленем, отдохнуть в Сочи и улететь самолетом. И решение нужно было принимать быстро, потому что вернуться домой нужно к определенной дате, а она уже вот-вот. Ответ пришел сам собой: пока я смотрела как лучше ехать в Новосибирск пришли новости из Ростова и Краснодара о сильном затоплении. Это и поставило окончательную точку. Но ведь умение вовремя остановиться — тоже талант! А впереди меня ждали 3 замечательных дня в компании Андерсена и его большого семейства.
Прогулки по ночному Сочи, встречи с друзьями, которые переехали сюда жить, поездки в Красную поляну и Розу хутор и конечно олимпийский парк.
Но самое главное, что меня уже ждала моя семья. Ну а в заключение хочу рассказать последний конфуз, который приключился уже в аэропорту. Проходя контроль на входе в аэропорт из вещей у меня был только моторюкзак с документами, косметичкой и гаджетами. все остальное ехало вместе с мотоциклом. И вот я вся такая в сарафане, расфуфыреная коза, ставлю эту сумку на транспортер. Надо было видеть глаза девушки которая проводила досмотр вещей, когда среди косметики, документов и гаджетов она обнаружила гаечный ключ. Не смотря на все мои уговоры, ключик пришлось оставить в аэропорту, видимо по мне было заметно — есть шанс что я начну потихой разбирать самолет. Ну а что, кто то кидает монетки в фонтан чтоб вернуться, а кто то оставляет гаечные ключи. Видимо следующая моя поездка начнется из Сочи.
Общий пробег ~5320км, 20 дней, три страны, 21город и самое главное новые замечательные друзья, море впечатлений и бесценные встречи со старыми друзьями. Путешествуйте друзья, и мир заиграет новыми красками! И, кстати, да — это была моя первая дальняя поездка!