Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Путешествия → Курдистан в заметках путешественника.

Есть у нас с женой один любимый пляж, упирающийся одной стороной в нагромождение скал, а другой безлюдно уходящий на 30 км в сторону городка Финике.

Над пляжем возвышаются кемерские скалы, поросшие длиннохвойной сосной — и воздух с утра и после заката там просто чудный.

От съезда на пляж, где мы бросали байк, до этого тупичка топать метров 800, и мы как правило доходили туда одни. Мы так полюбили это местечко, что стали стремиться туда в каждое посещение Турции.

Лежим как-то у воды, и тут я вижу, что в нашу сторону потихоньку продвигается фигура мужика. Приглядевшись, я понял, что это рыбак: идет вдоль кромки воды и забрасывает приманку спиннингом.
Обычно турки очень тактичны, и ни разу к нам никто не подходил ближе 100 метров. А чего тесниться-то на 30 километровом пляже?
Но рыбаки народ попроще, и вот он уже здесь, и я вижу, какую он использует приманку: воблер Раппала, довольно большой. Разговорились: насыл синиз — ийи… Он немного говорит по-русски — работал в отеле. Основная тема была естественно рыбалка: кто клюёт, на что и когда. Я ему показал свои волжские трофеи с гаджета, он мне — свои. Я взял у него из рук спиннинг и забросил тяжелый воблер по-волжски вдаль, это его впечатлило.
Из разговра стало ясно, что парень зарабатывает на жизнь продажей выращенных на своём участке бананов. Я ему рассказал про наш маршрут, что мы проехали по границе с Сирией. С этого места он оживился и стал удивлять меня: если он встречает курда, то не здоровается никогда; курды — собаки, они рожают много детей, а потом продают их на органы, или в смертники. Я пытался вяло спорить, но потом одумался: путешественнику лучше держаться нейтралитета.

Сезоном ранее в г. Диярбакыр, где сейчас гремят взрывы и происходят столкновения с властями, мы с женой, гуляя по городу, попали на курдскую свадьбу. Как всегда я пошел на звуки музыки, и мы очутились возле входа в большой ангар, заполненный наряженными людьми, большая часть которых танцевала традиционный танец Халай.

Свадьба
К нам тут же подошли и стали приглашать пройти внутрь, а когда мы зашли, принесли стулья и чай. Народу было под 200 человек. Нам повезло: как раз молодоженов стали под музыку обносить горящими факелами — весьма романтично. Что сразу бросилось в глаза, это то что все танцевали в едином порыве, даже как-то ожесточенно что ли. Со временем я разглядел несколько человек, включая женщин, в костюмах цвета хаки военизированного покроя.
Меня увлекли в круг, где я, старый перец, тоже начал топать в такт, схватившись за мизинцы соседей — получалось плохо, и я поспешил в сторону. Ко мне подошли группой молодые люди фотографироваться, намотали мне на шею трехцветный платок, что мне жалко что ли, пусть. Не знал я тогда, что это было что-то вроде подпольного знамени курдов. Машинально я показал в объектив два пальца буквой V — рядом стоящие просто взревели от восторга. Теперь я понимаю, как это всё выглядело, когда иностранец на массовом событии проявил солидарность их борьбе.

Впоследствии не раз я встречал эти трехцветные платки в свадебных кортежах, на праздниках в горах, но никогда в продаже. После того, как в городе Ширнак группа подростков попыталась нас сбить с мотоцикла, приняв за богатеньких алеманов, я хотел купить трехцветные ленточки, что бы обозначить свою симпатию этому народу — нигде не мог найти. Вопрос решился на самом крупном базаре, что нам довелось посетить, в г. Шанлыурфа: там мне из-под прилавка курдский юноша продал заветную вещицу. И как знать, возможно она уберегла нас от крупных неприятностей, так мне сегодня кажется.

Дорога на Ширнак.

А тогда я положил платок в кофр до удобного случая. Вспомнил я о нем уже на берегу озера Ван, когда мы остановились у знакомой локанты попить чаю. В отличие от прошлого года заведение встретило нас неприветливо: посетителей не было, кухня не работала. Мы прошли на террасу с видом на озеро, что бы скинуть боты и куртки, вытянуть ноги. Подошли два парня лет двадцати, держались несколько натянуто. Я им как всегда «салам алейкум», «насыл синиз» — они помягчели, приняли заказ на чай. Потом, когда мы уже пили его, опять пришли к столу, стали задавать вопросы. Когда узнали про наш маршрут, один паренёк стал эмоционально убеждать нас, что курды хорошие, города курдов красивые, и что земля в районе Ван принадлежит курдам и она прекрасна. Это все было необычно, так как обычно к паре никто не лезет без приглашения, могут только издалека бросить фразу или улыбку. Потом они стали спрашивать про мотоцикл, его цену — тоже необычный интерес для Турции, где этих мотоциклов, как грязи.

Озеро Ван.

Когда парни вышли с нами к байку, я открыл кофр и показал им купленный трехцветный платок — лица их мгновенно просияли и расслабились. Один убежал в помещение и принес фотографию, на которой он стоял в составе группы курдов с автоматом наперевес! Он спросил, куда мы направляемся дальше, и посоветовал изменить маршрут и поехать другой дорогой, так как этим утром на перевале расстреляли четыре машины, гордо так это сказал. И вот я сейчас так и вижу пустынный берег озера, дорогу, по которой проезжает одна машина в 10 минут, и мы вчетвером на обочине возле хибары, в которой где-нибудь за шкафом возможно притаился калаш.

Посиделки с коммунистами.

И все же хочется верить, что эти мысли бредовые, вспоминая о других моментах. Например, как мы этим летом, заехав со стороны Ахалкаци, решили позавтракать в городке Ханак. Однако мы не учли, что был выходной день, и все три локанты не работали, хотя и были открыты для чаепития. Мы присели поить чаю, и я сказал хозяину, что мы голодны, надеясь, что уж омлет-то он может пожарить. Дядька кивнул и что-то сказал другому курду — тот встал и вышел на улицу. Минут через 10 он вернулся с пакетами, из которых был извлечен наш завтрак: сыр, помидоры, оливки и хлеб, — все это быстро порезали и разложили на тарелки. Оказывается мужик сбегал в магазин и закупил там провизию для нас.
Недалеко от города Джизрэ один респектабельный курд, владелец АЗС, пригласил нас в кондиционированный рай своего офиса (тогда было +40 в тени), долго поил нас чаем в мягких креслах, предлагал вместе пообедать. Радовался, когда я его поблагодарил по-курдски (спас).

На пути к Джизрэ.

Я к чему все это пишу — путешествовать по этим землям на мотоцикле интересно и нестрашно. Дороги качеством не в пример нашим, есть где отжечь, и есть где напитаться красотой пейзажей. Кухня так просто прекрасная. И можно побывать сразу у двух морей.