Путешествия → К Студеному морю! Часть 7

Предыдущие части:

ДЕНЬ 18
п-ов Средний (базовый лагерь) — Мурманск — Мончегорск
240 км

Проснулся я в одиночестве. Мои дорогие товарищи давно покинули палатку и вовсю общались снаружи. Я не преминул возможностью вылезти на свежий воздух и присоединиться к их беседе.

Над головою висели низкие серые облака. Ветра почти не было. Природа будто замерла в каком-то тревожном ожидании и нерешительности.

На душе было как-то тоскливо и пусто. Возможно от того, что конечная цель нашего путешествия уже была позади. Пожалуй, точней всего передадут наше душевное состояние строки из песни Владимира Семеновича Высоцкого «Вершина»:

Весь мир на ладони — ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим — у которых вершина еще впереди.

Заправив полные баки, мы собрали свои скудные пожитки и отправились в путь. Наша колонна, из трёх мотоциклов и машины с прицепом, шла горными каменистыми дорогами к Титовке. Перед тем самым крутым подъемом, о котором я писал ранее, мы выгрузили мотоцикл из прицепа и принялись штурмовать препятствие. Наши мотоциклы забрались без особых трудностей, а вот переднеприводной «99» пришлось тяжело. Серёжа предпринимал попытку за попыткой, но «ВАЗ» вскарабкаться никак не мог! Нас выручил проезжавший мимо джип: за пару минут он с легкостью выдернул машину наверх. Мир не без добрых людей! Дальше мы двигались без приключений. После пункта проверки документов наша колонна разделилась: Серёжа поехал в Мончегорск на работу, мы же решили вначале посетить Мурманск.

Покидаем Рыбачий

От границы с Норвегией до самого Мурманска бежит по холмам дорога-мечта. Она впечатляет не только потрясающими видами, но и великолепного качества асфальтом. Но вот, мы преодолеваем очередной крутой подъём, и нашему взору раскрывается панорама Мурманска с его портом и кораблями, мерно идущими студеными водами Кольского залива. Переезжаем мост и попадаем в город-герой Мурманск. Немного покрутившись по незнакомым улицам, мы всё же нашли одно из знаковых мест Мурманска — «Алёшу». Этот монументальный памятник посвящён защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Отсюда открывается прекрасный вид на Кольский залив! К сожалению, с Мурманском мы познакомились лишь мельком, хотелось бы вернуться сюда вновь!

Мурманск

«Алёша»

Покинув Мурманск, мы отправились в Мончегорск, но проехав совсем немного, на обочине мы заприметили Серёжину машину. Оказалось, что всё-таки тот крутой каменистый подъем, который с таким трудом был взят на подъезде к Титовке, не прошёл для бедной машины бесследно. Итогом стала проблема в узле коробки передач, с которой продолжать движения машина уже не могла. Благо Серёжу выручил «Дюбель», на котором он и домчался до своей работы. К ночи «99» была буксирована в гараж Серёжиными друзьями. И только ночью мы добрались до праздничного стола, за которым и сидели до поздней ночи. В конце концов, обессилевшие, но счастливые мы плюхнулись в свои постели.

М18 «Кола»

ДЕНЬ 19
Мончегорск — Апатиты — Кировск — База КСС «Куэльпорр» — оз.Щучье — оз.Гольцовое
100 км

Расставание с людьми, с которыми было хорошо, всегда вызывает грустные чувства. Так было и теперь! Но ничего не поделаешь, как говорится: «C'est la vie!»
С понурыми лицами мы собирали свои монатки и паковались. Когда приготовления были закончены, мы поблагодарили радушных хозяев за столь душевный приём, и помчались по «Коле» в сторону Хибин.
Свернув с федеральной трассы на Апатиты, мы обнаружили под колесами разбитую старую дорогу. Вот на таких-то дорогах и начинаешь ценить достоинства «эндуро». Мчишься и только чувствуешь, как раз за разом подвеска отрабатывает все дорожные «сюрпризы».

Временами мы останавливаемся и фотографируем: виды завораживают! Чего только стоят возвышающиеся в голубой дымке очертания Хибин!
Проскакиваем Апатиты, а затем и Кировск, вокруг горы! Всамделишные горы! Нашу маленькую группу теперь ведёт Рома. В этих местах он уже бывал, знает куда ехать! Так что, «падаем ему на хвост» и наслаждаемся дорогой.

Едем вдоль р.Вудъяврйок, р.Кунийок, проезжаем несколько неглубоких бродов, где-то двигаемся по руслу реки. Долина и окружающие её хребты великолепны! Погода переменчива, поэтому с одеждой угадать трудно: то солнце светит, но дождик льёт. Проезжаем мимо базы «Куэльпорр» с её примечательными «указателями». Уже к вечеру добираемся без особых трудностей до озера Щучьего, на котором и становимся на ночёвку. Повезло нам в этом году — погода жаркая стояла, ни бродов тебе глубоких, ни луж выше колена. Одним словом: лафа!

Каждый раз я очень радуюсь, когда ночую в очередном прекрасном уголочке нашей страны. И не важно, будет ли это карельский лес с его ягодами и мягким мхом или оренбуржская степь под необъятным голубым небом да золотыми травами. Каждое такое место уникально и хорошо по-своему. И счастье в том, что в России таких мест предостаточно, надо лишь захотеть их увидеть, и перед вами открывается новый мир — мир живой природы и приключений.

На берегу Щучьего озера мы разбили свой маленький лагерь. Групповой тент растянули между мотоциклами, под ним же мы устроили импровизированный кухонный столик и «стулья».

Каша на ужин была приготовлена на горелке, что стояла на столе. Но к несчастью Рома случайно задел неустойчиво стоящий на горелке кан, с только что приготовленной кашей. Часть содержимого попала на Ромину ногу. Мы надеялись, что всё обойдется, и ожога не будет. Но даже после получасового охлаждения конечности в холодной воде Щучьего озера начал образовываться «пузырь». Теперь Роме необходимо было срочно ехать в больницу. Решено было выезжать поутру. На наше счастье, недалеко остановились «джипперы», которые поделились «Пантенолом». Это немного облегчило Ромины страдания.

ДЕНЬ 20
оз.Гольцовое — База КСС «Куэльпорр» — Кировск — Апатиты — Кандалакша — Умба — п-ов Турий
270 км

На утро Ромина нога настолько распухла, что уже не влезала в мотобот. Поэтому, вместо них Рома одел резиновые сапоги, купленные ещё в Костомукше. Посовещавшись между собой, было принято решение не сопровождать Рому до Кировска, т.к. из нас троих он был самым опытным, и несмотря на ожог, мог ехать как здоровый человек. После плотного завтрака Рома нас покинул. Его отъезд и события произошедшие накануне хоть и выбили нас с Алексеем из колеи, но отчаиваться мы и не думали. Нас ведь ещё ждали приключения!

Неспешно собрав пожитки, мы поехали вчерашней дорогой в сторону Кировска. По пути заглянули на красивый водопад, образованный рекой Рисйок. Здесь мы встретили человек 5-6, любующихся красотой здешних мест. И действительно, есть здесь чему подивиться! С открытой террасы над водопадом открывается замечательный вид на долину реки Кунийок. Оглядевшись по сторонам, то здесь, то там видишь белые пятна снега на вершинах гор. Кое-где виднеются серебряные струи горных ручьёв, сбегающих в реку Кунийок. Быстрая смена воздушных масс способствует моментальной смене освещения: солнце то выглянет, то спрячется за серую грозовая тучу. Вот так и стоишь завороженный, и смотришь на всё это светопредставление!

Водопад на реке Рисйок

Светопредставление

До Кировска ехали мы с Алексеем, как опьяневшие: часто останавливались, фотографировали, любовались красотами местных гор. По дороге встретилось несколько человек с рюкзаками — со всеми здороваемся, а как же иначе?! Наши люди — туристы!

Отъезд Ромы заставил нас с Алексеем задуматься о дальнейших планах путешествия. Еще в Мончегорске мы размышляли о посещении Терского берега, но сокращение количества участников нашего похода ставило под угрозу успех достижения наших целей. Но мы все же решаемся ехать, уповая на Бога и на не слишком сложный маршрут.

«Трансальп» на фоне озера Имандра

Озеро Имандра

Немного проехав по «Коле», мы сворачиваем в Кандалакше. Едем на берег Кандалакшенского залива Белого моря. Отсюда мы планируем дойти до петроглифов, но время поджимает, и мы отказываемся от этой идеи. Немного побродив по берегу, взбираемся на своих «железных коней» и уезжаем навстречу сумеркам. Теперь мы движемся по узкой двухполосной дороге, петляющей и извивающейся между сопок. Временами встречаются и поляны для заготовки сена. На одной из таких полян мы попадаем в очень густой туман: чудно! Благополучно доехав до Умбы, заправляем полные баки. Ночевать планируем в районе полуострова Турий, на стоянке, координаты которой дал нам Серёжа ещё в Мончегорске. Уже в темноте сворачиваем с основной дороги на Вышнаволок, стоящий на берегу моря. Преодолевая желание наших мотоциклов поваляться в глубоком песке, с трудом доезжаем до берега моря. До искомой стоянки несколько километров, но сил двигаться дальше у нас нет, и мы разбиваем лагерь на берегу.

Кандалакшенский залив

Памятник павшим красноармейцам

Кандалакша

Туман

Как только двигатели наших мотоциклов затихли, на нас обрушилась оглушающая тишина полярной ночи. Лишь изредка слышались далёкие всплески отходящей волны или шум встревоженных ветром деревьев. Море обнажило широкую полосу мокрого песка, усеянную валунами и водорослями. Ветер принёс с моря бодрящую свежесть! Пахло солёной водой и водорослями. Мы были далёко от дома, от благ цивилизации, но мы были счастливы!