Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить
Чтиво
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 100.00 км
  • Читателей: 1071 | Постов: 84

Наш скромный уголок, для любителей почитать интересные статьи о мото спорте, технике вождения, различные нюансы и полезности…

Чтиво → Определяемся с первым мотоциклом - вооружаемся методом принятия решений!

Текст, равно как и пост, восстановлен.

Новички, новички. Кто это? Это парни и девушки у которых замирает сердце при виде байка? Это те люди, которые засыпают с мыслями о мотоцикле и с такими же мыслями просыпаются? Это люди просто вечно думающие о байке? Это люди, которые стремятся к своей цели?

А поговорим мы именно о таких людях, которые спят и видят себя в седле железного друга и совершают действия чтоб приобрести его. Только вот какого именно? Как определится с желаемым? Чтобы сделать точный и верный выбор обратимся к знаниям.

Вы скажите: «Бак, ты чо курил?» или «Совсем уже этому Ильдару делать нечего!». Нет, просто мне подкинули идею о том, чтоб я рассказал в отдельном посте о муках выбора, подкрепленных знаниями, которые получают некоторые студенты некоторых специальностей в некоторых ВУЗах. :)

Что такое выбор? Говоря по-заумному, выбор — это преодоление неопределенности при наличии множества вариантов альтернатив. Да чо я говорю. Переходим на русский язык.

Выбор — это принятие решения. Принятие решения можно определить как преодоление альтернатив. С преодолением альтернатив связано два понятия:

  1. Множество альтернатив;
  2. Принцип выбора альтернативы или множество критериев.

А теперь по порядку и более приближенно к мотоциклам :) Множество альтернатив — это варианты мотоциклов, которые вы хотели бы иметь. Например: среднестатистический Вася смотрит на байки, которые ему нравятся: Kawasaki Ninja 250R, Kawasaki ZZR400, Honda VFR400R, Yamaha YBR 125, Aprilia RS 125 R, Honda CBR 400 RR. Важно то, что альтернативы (т.е. мотоциклы) должны лежать примерно в одной плоскости, т.е. не стоит включать в список спортбайк и чоппер, да еще и сверху эндуро закинуть. Тогда выбор будет неадыкватен. Ну, и конечно, все варианты должны вызывать в вашем сердце трепет, а ваши слюнные железы просто источать слюнки при виде ваших вариантов. И конечно же — иметь холодную голову всегда было плюсом :)

Множество критериев — это набор показателей «издержки» и «выгоды». В качестве издержки можно взять стоимость байка или мощность двигателя (можно оба сразу, а можно отдельно каждый). Что подразумевается под издержкой? Под ней мы думаем о том ущербе который мы получим выбрав тот или иной мотоцикл: если мы возьмем мотоцикл по цене А, то наш кошелек понесет ущерб в размере А; если возьмем мотоцикл с мощностью двигателя 59 лошадей, то мы можем понести гораздо бОльший ущерб при падении/аварии/ЧП, чем если бы взяли мотоцикл с 25 лошадями. Чуете разницу? В качестве выгод (кстати, не воспринимайте это понятие буквально — оно здесь растяжимо) можно придумать пару-тройку-четверку показателей от которых нам хорошо — состояние байка, общий внешний вид и прочее. Чем больше показателей будет, тем точнее будет сделан выбор.

Итак, наш среднестатистический Вася придумал себе такие критерии:
  1. В качестве издержки он взял стоимость байка. Чем выше цена на байк, тем больше ему потребуется заработать/накопить/выклянчить.
  2. В качестве выгод он возьмет следующее:
    • Год выпуска — чем байк моложе, тем он дольше прослужит в будущем (не учитываем наличие кривых рук, отсутствие мозгов в голове и прочие индивидуальные вещи);
    • Пробег — чем реальнее пробег, тем лучше (стоит настороженно относится к байку 1989 года выпуска и с пробегом в 2 тыс. км. Может это и есть реальный пробег, жизнь — удивительная штука, но мы ведь в этом не уверены.);
    • Состояние — чем оно лучше, тем больше вероятности не потратить лишние деньги на ремонт;
    • Кубатура — чем она меньше, тем живее останется Вася (опять не учитываем наличие опыта — наш Вася неопытный и ни разу не сидевший на байке или сидевший, но лишь пару раз);
    • Мощность двигателя — аналогично кубатуре;
    • Внешний вид — наш Вася эстет: чем байк больше привлекает к себе внимания, тем лучше для него, для окружающих, для пешеходов, для водятлов.

Конечно, можно брать свои критерии. Можете придумать совершенно экзотические критерии, только помните, что не стоит брать в качестве критерия, например, наличие на байке той самой клевой наклейки Анджелины Джоли топлесс.

Дальше Вася вспоминает свои былые годы. И в его памяти всплывает комбинаторно-морфологический метод синтеза рациональных решений. Согласно данному методу нужно все альтернативы и критерии объединить в одной комбинаторно-морфологической матрице. Такой как на рисунке :)


Примечание: внешний вид (баллы, от 0 до 1) — под 1 подразумевается «предпочтительно», наоборот для 0. Т.е. внешний вид (дизайн, наличие сколов на пластике, следы скользячки и прочее) Kawasaki Ninja 250R по сравнению с Kawasaki ZZR400 предпочтительнее.

Дальше необходимо написать программу чтобы компьютер сделал всю умственную работу за нас. Но не все умеют программировать, поэтому мы сделаем так: подумаем сами.

Тот кто решил попробовать выбрать байк таким способом каким предлагаю я, уже взял ручку и бумажку и быстренько нарисовал примерно похожую матрицу. А теперь отметьте плюсиком те критерии которым вы доверяете, которые вам нравятся, которые вы бы хотели видеть в своем байке. Т.е. берете первую альтернативу и смотрите что вам нравится в ней и отмечаете прям поверх букв плюсиком, галочкой, птичкой, печатью, рисунком, чем хотите. В итоге у вас получится примерно такая матрица как у Васи:


Затем Вася убирает те варианты, которые получили минимум плюсов: Kawasaki ZZR400 и Yamaha YBR 125.

Остается вот так:


Дальше происходит то, что уже было — Вася заново выбирает то что он хотел бы видеть в своем байке, то каким он его видит для себя.

У Васи исчезают еще два варианта: Honda VFR400R (из-за года выпуска) и Aprilia RS 125 R (из-за стоимости). Таким образом остается два других варианта: Kawasaki Ninja 250R и Honda CBR 400 RR.

Вот теперь можно пойти двумя путями: можно опять сделать то что мы делали уже два раза — т.е. осуществить выборку по критериям, а можно внести новые критерии, оставив старые.

Вася выбирает второй путь. Выбрав его он обращается к различным тест-драйвам, всяким интересным обзорам и прочему. Почему? Он ищет экспертные оценки. Т.е. оценки тех людей, которые тестили этот байк. Допустим, Вася нашел мнение шестерых экспертов, которые высказали свой вердикт: трое высказались по поводу Kawasaki Ninja 250R, трое — Honda CBR 400 RR.



Тут уже не происходит выбора мне нравится/не нравится. Здесь смотрится что говорят эксперты. Итак, наш Вася — начинающий мотоциклист, который ищет байк который ему больше всего подойдет, и имеющий голову на своих плечах. Три эксперта из трех высказались что Ninja 250R лучший выбор для новичка. Один эксперт из трех высказался что Honda лучший выбор для новичка, у которого есть голова на плечах. Побеждает Ninja.

P.S. Данный метод выбора — очень и очень сильно упрощен. Просто предельно упрощен. Так что запчастями не кидайтесь.
P.P.S. Возможно Вася выбрал не такие критерии, которые б адекватно характеризовали тот или иной байк. Возможно с первого взгляда видно что победившая Ninja 250R идеально подходит Васе — этому есть объяснение. Все из-за конкретной модели. Если бы у нее был пробег выше, год выпуска старше и внешний вид убитый, то она не победила бы. Победила бы Honda. Но у нее странный пробег в 6 тыс. км при таком возрасте. Это должно внушать подозрение, по моему. Поэтому если Вася мнителен, то Вася купил бы Honda VFR400R.

Надеюсь хоть кому-то было интересно и хоть кто-то что-нибудь понял. Из меня плохой учитель — я не умею объяснять. Но я старался. :(
  • BuckBuck
  • Ильдар
  • 5 марта 2012 в 14:43
  • 5
  • ?

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
0
StayZi
Хорошо объяснил, не беспокойся =)
0
Kimba
теперь смело можешь давать платные лекции новичкам о том как выбрать мотоцикл)))
0
Buck
Зачем платно :) Бог с ними с деньгами)
0
roev
  • roev
  • 5 марта 2012 в 17:49
Ну вот ZZR обидели… хотя как вариант метод рабочий
+2
rpomo4
Увы в нашей стране все расчеты и выкладки разбиваются об «Поцоны же засмеют», и покупается литроспорт лохматого года :)
Я чего-то совсем не попадаю в среднестатические Васи. Хочется какой-нибудь классически классик типа honda cb400ss, или yamaha SR400, или даже страшно сказать honda gb500tt. По таблицам такой мотоцикл не выбрать.
0
unicorn
По таблицам такой мотоцикл не выбрать.
У тебя нетипичный случай :)
+1
demonraptor
Пост отличный. И так вопрос: сможет ли новичок, не сидевший на баке ни разу, но в снах видящий два колеса, оседлать Hyosung GT250R 250?
+1
none34
Сможет))))
+2
MyHlaiT
а если педали к нему приделает, может даже нормально поездить сможет ;)
0
smollet
сможет легко. Хороший аппарат и достаточно надежный. В зоне видимости 2 кометы и один R. Полет нормальный. Пилотируются новичками
+1
Tarhun
Мне кажется или этот пост я уже видел? :)
0
Bodya
восстановление
там парочка затерлась при профилактике
0
Tarhun
Понятно :)
0
Samhain
+2.
И чего мне на вышке, в своё время, так не объясняли?! :)
Всё отлично, молодец!
0
Samano312
пока не всё прочитал, но уже могу точно сказать что полная проверка орфографии помешала бы «приёму» оригинального текста, и избавила бы текст от некоторых хихикалок, с которыми только легче читается. Лови заслуженный плюс)
0
Samano312
Прочитал, читается легко, действительно, начинающему может помочь привести мозги в порядок)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Чтиво, Определяемся с первым мотоциклом - вооружаемся методом принятия решений!