Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить
Гараж
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 20.00 км
  • Читателей: 2356 | Постов: 307

Ремонт, обслуживание и бережный уход за мото другом

Гараж → Извлечение сорванных болтов. Когда экстракторы не помогают - приходят метчики.

Раз пошла такая (1) пьянка (2), расскажу и я один способ извлечь сорванный болт.

Случилось так что мот упал, упал рулём на бордюр, и один из болтов стойки руля приказал долго жить.
Без разборки это выглядело так:

Доковылял с шатающимся рулём до друзей, переночевал, а утром стали думать, что делать.
Утренний обзор показал, что болт сорван до начала резьбы. Целым он выглядит примерно так:

Снаружи зацепиться было нечем, по этому поехали за экстракторами и прочим инструментом. Сняли стойку со сломанным болтом, зафиксировали её в тисках и начали сверлить/извлекать. К сожалению экстракторы цепляться отказывались и с каждой новой попыткой диаметр отверстия в сломанном болте увеличивался.
Тогда была предложена кардинальная система спасения стойки: высверлить по максимуму болт и нарезать новую резьбу метчиком.
Сверлом 11,5м высверлили дырку, что бы не трогать резьбу. В идеале от болта должна остаться только спиралька резьбы, которую можно вытащить пинцетом, но в нашем случае даже этого не удалось.
Дальше берём метчик для нарезки резьбы.

Стандартный шаг резьбы у 12 болта 1,75, если не ошибаюсь. Вставляем метчик М12 в рассверленное отверстие и нарезаем новую резьбу. Так как начало резьбы было свободным (болт обломился глубже), то метчик сначала вкрутился в старую резьбу, а потом начал нарезать новую точно по старой, попросту высверливая остатки сломанного болта. Болт видимо был сделан из китайского металла говняниума, и метчик пошёл по пути меньшего сопротивления.
Пробурившись поглубже метчик был выкручен, резьба была очищена, стойка установлена на родное место, а вместо сломанного болта был установлен болт с уазика, ставший как родной.

P.S. а дешёвые экстаркторы за 300 рублей — полная фигня, ими только пластмассовые детальки извлекать, ибо сделаны они из того же китайского говняниума. Экстракторы из нормального металла стоят от 500-700 рублей за наборчик. Цена метчика — 85р.
  • MsKaaMsKaa
  • Антонио Радригес
  • 16 декабря 2014 в 9:39
  • 23
  • ?

Комментарии (37)

RSS свернуть / развернуть
0
OndreikO
Вот и правильно. только хотел написать да все забывал.
Есть такое прекрасное устройство (и слово), наше, проверенное, метчик, плашка, лерка, метчикодержатель… а тут иностранищина дорогая… экстракторы-херстракторы…

Уж не люблю автопром наш, но такие вещи как колокола, гири, тиски наши, метчики, гвозди, топоры всегда будут в почете у меня
+1
MsKaa
Кроме лома нет приёма, окромя другого лома. И фумки. :)
+11
Durimar
Фомки… Фумка — это лента сантехническая.
+4
MsKaa
Сори, работаю в хоз. магазине, перепутал) Согасен, фомка, конечно)
0
atim
«Фома» Кузмич и с Большой буквы!
+2
DrRos
  • DrRos
  • 16 декабря 2014 в 10:02
Я задал тренд :)
Отличный способ когда ничего другого не остаётся.
0
MsKaa
Я ждё четвёртый способ — электросварка! xD
здесь был ататат

+2
rus870
И пятый — травление. Мне, кстати, надо будет сделать.
+2
VKODmitry
Повезло тебе с говняниумом. а если при высверливании ось болта не поймаешь, тогда как?
0
MsKaa
Резьба поймалась по тому, что начало её было свободным, болт глубоко обломался. Метчик сначала начал вкручиваться => пошёл по резьбе. А если он начал идти по резьбе, то уже всё.
Если резьба не поймается, а нагрузки на болт нет (как в моём случае) — можно просто накрутить болт по новой резьбе, ничего страшного. Если нагрузка есть — взять метчик побольше, например 12.5 или 13 — он высверлит новую резьбу, очистит остатки старого болта. Но это немножко колхоз.
+1
remort
Помоему вопрос был о том что делать если сверлом при высверливании отверстия по старому болту не попал в ось. Перед тем как метчиком начал новую нарезать. Или как гарантированно сверлом попасть в ось и высверлить старый болт?
0
remort
Сорри, вижу ответ на вопрос ниже.
+1
maxeem
это надо еще умудриться по центру высверлить, а чаще всего сверло пойдет влево-вправо да еще и не по оси.
+1
MsKaa
Согласен, но в моём варианте болт был обломлен глубоко в детали. Это было минусом (не достать плоскогубцами) и плюсом — оставшаяся дырка была направляющей для сверла.
+4
Exile
  • Exile
  • 16 декабря 2014 в 10:52
А если болт будет прочности 10, а то и 12 (было у меня) то ты его ещё попробуй высверлить…
0
MsKaa
Вытащить болт я знаю 2 варианта:
1 — высверлить середину и извлечь экстрактором или прорезать резьбу леркой;
2 — приварить сваркой к концу обломка и выкрутить.
Если болт прочный, то есть свёрла с титановым напылением. Если они не берут — тогда сварка. Может и третий вариант есть, и кто-то с нами им поделится. :)
+3
Exile
У меня был опыт извлечения обломанного (крашпэдом) болта крепления двигателя. Прочность была 12. Его ни одно сверло не брало, что бы сверлить такую сталь применяются рапидовые свёрла, или свёрла с победитовой напайкой. Опытным путём (путём запарывания наверное 10 разных свёрел) было найдено что лучше всего свёрлят такие болты сверла по кафелю. Но всё равно даже такого сверла хватает на углубление 5 мм, потом надо новое :) Мы прошли 15 мм, но ни экстрактором, ни забитой звёздочкой выкрутить его не смогли, он был деформирован и его фактически заклинило. В итоге пришлось снимать двигатель и на координатке выфрезеровывать тело болты до начала резьбы, потом остатки болта просто достали в виде стружки из резьбы, вся операция затянула больше чем на 200$. Вот такое тоже бывает :(
0
MsKaa
Грустный опыт. Свёрла по кафелю идут с алмазным напылением, по этому и резали, наверно. Но если болт «прикипел» и сверло его не берёт — то это особый геморрой, просто так его не вытащить, согласен.
+3
sergey78rus
Для этого есть электроэрозионная обработка. Позволяет удалять обломанные метчики. Диаметр, если не путаю, от 0.3мм. Большие болты тоже думаю можно, только чуть дороже будет.
Мне нужно было «удалить» обломанный заподлицо штифт. Штифт был сделан похоже из иголки подшипника, диаметр около 1мм. Сверлить бесполезно, сверло даже следов не оставляло. На электроэрозионном станке сделали без проблем, стоило 300 рублей. Деталь не греется, ничего никуда не уводит, отверстие не разбивается. Я на место новый штифт поставил, с тем же натягом. Вообщем не технология, мечта =)
Я относил на производство, но судя по гуглу, некоторые делают такие установки самостоятельно. Мне не часто нужно, проще специалисту отдать.
0
cember
есть любители левым мечиком вытаскивать болты. т.е. высверливаем, а потом левым мечиком якобы режем резъбу. и болт иногда тоже выкручивается. минус один — если мечик сломается — уже вообще ничего не сделаешь…
+2
Exile
Мечик можно азотной кислотой удалить насколько я помню.
+1
cember
выдержка из энциклопедии:
«Азотная кислота по степени воздействия на организм относится к веществам 3-го класса опасности. Её пары очень вредны: пары вызывают раздражение дыхательных путей, а сама кислота оставляет на коже долгозаживающие язвы. При действии на кожу возникает характерное жёлтое окрашивание кожи, обусловленное ксантопротеиновой реакцией. При нагреве или под действием света кислота разлагается с образованием высокотоксичного диоксида азота NO2 (газа бурого цвета) „

нашел чего советовать, блин…
+2
Durimar
Когда других вариантов нет — помогает только она(с железом начинает реагировать с концентрацией не более 35%, с алюминием не реагирует вообще), ну а технику безопасности и индивидуальные средства защиты никто не отменял!
Мотобрат единожды сорвав болт, просверлил отверстие и забил биту, когда попытался открутить — бита сломалась… Ситуация по сути звиздец — каленый метал хрен чем возьмешь — сверло в любом случае уйдет в более мягкий метал болта — то есть в бок… Через 6-8 часов отмачиваний остаток болта выкрутился с помощью отвертки…
+1
oldrider
Молодец! А я думал что никто не знает.Интересно что в чистом виде она не такая едкая.
На всякий случай напоминаю тем кто не в курсе: алюминивые приколы вытравливаются соляной кислотой.Экстрактор, экстрактор-химию учить надо.
+3
Exile
… а выкручивая сорванный болт можно ещё пальчик повредить :)

Это совет был для тех кто дружит с головой и умеет пользоваться защитными средствами.
0
sergey78rus
По поводу метчика, я там выше ответил.
0
LAKKI
  • LAKKI
  • 16 декабря 2014 в 16:48
А если бы болт был подкаленный, или того хуже перекаленный тогда что?
0
MsKaa
выше Exile отписывался о таком случае — ему пришлось на станке высверливать болт, а если дословно — «на координатке выфрезеровывал»
0
LAKKI
Если бы на координатке можно было бы выфрезеровывать калённый обломок, то все остальные варианты отпали бы сами собой.
Только дурак будет гробить миллионный станок работающий на микроны, ради огрызка калённого болта
+2
fox_alex
Есть такая штука, как электроэррозионная обработка. Есть на всех более-менее крупных предприятиях. Ей можно выжечь остатки метчика или болта, не повредив резьбу в отверстии. при том работает даже с глухими резьбами. Если деталь дорогая, экстракторы не спасли, а рисковать не хочется — это лучший выход.
0
LAKKI
В прошлом я слесарь инструментальщик-лекальщик 4 разряда и с уверенностью могу сказать что электро эррозионная установка это лучший вариант с калёнными деталями, но это такая бандура с ванной заполненной керосином что не всякий раз её используешь для прожига одного сломанного болта…
+3
Ramzs
  • Ramzs
  • 16 декабря 2014 в 20:37
Почему большинство людей называет меТЧик — меЧиком?
+3
SfNeo
Из той же оперы подшиПник и подшиБник. :)
+1
Party_zann
я вирагу повалял, выломал правую крышку двигателя, обломало три болта. металл там тонкий, высверливать не стал, просто разрезал стенку снаружи, вытащил остатки болта, разрез заварил аргоном, торец отшлифовал на станке и насверлил новые отверстия.
0
SfNeo
  • SfNeo
  • 17 декабря 2014 в 2:59
Высверливал таким способом обломанный болт. Самое тяжелое, это просверлить по центру обломанный болт.
+1
noviknk
Прошедшим летом пытался выкрутить болт-секретку из колеса авто без переходника. Пробовали и метчики, и экстракторы, и сверло, но помогла только сварка нормальной шестигранной гайки на все это безобразие. Гайку обмотали асбестом, а прихватывали ее через отверстие (не внешние грани, а именно через центральную дырку). Таким образом сама гайка + асбест защищали сопряженные детали от окалины. Ну, а когда приварили, то соответствующих размеров ключ тут же открутил злосчастный болт.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Гараж, Извлечение сорванных болтов. Когда экстракторы не помогают - приходят метчики.