Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Экипировка
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 50.00 км
  • Читателей: 2690 | Постов: 2109

Обозреваем, тестируем нашу вторую кожу=) А также новинки и тому подобные радости)

Экипировка → Какая бывает экипировка (Часть 3)

Часть 1
Часть 2
Часть 4
Часть 5

Всем привет.
Поговорим про мотоботы.


Не смог, к сожалению, оперативно найти файл со статистикой, где в процентах написано, какие части тела чаще страдают в авариях. Так вот, лидер, как ни странно — ноги.
Хотя, если задуматься, то это, как раз, нифига не странно. Во-первых по если мот заваливается на бок, то ноги, как раз под него и попадают. 200 кг железа на ноге — это много.
Плюс есть чисто психологический момент — почему-то многие считают, что уж как раз ноги-то страдают очень редко. Поэтому либо вообще их не защищают и ездят в кроссовках, либо защищают не так, как нужно по ситуации. Думаю, что это тоже способствует повышению количества травм ног.
Ноги надо защищать!

Часть ноги ниже колена защищают мотоботами. (часть голени защищает наколенник, но это детали)
От чего защищают (должны защищать) мотоботы?
1. От сдавливания (мот упал на ногу, прижало к бамперу машины, ударило и тп.)
2. От излома, удара (нога зацепилась, а тело летит дальше; что-то прилетело в ногу...)
3. От скручивания (стопа застряла, а голень вместе с телом поворачивается дальше)

Далеко не все мотоботы дают надежную защиту от всех трёх неприятностей.

Какие вообще мотоботы бывают:
Спортивные/гоночные, «кроссовые», туринговые, «городские». Я б так разделил (не претендую на истину в последней инстанции)

1. Спортивные мотоботы.
Обеспечивают максимальную защиту при езде по асфальту. Высокие (под колено) мотоботы. Бывают с шарниром (или аналогичными системами) или без него.


Шарнир обеспечивает бОльшую жесткость на скручивание и излом, позволяя при этом более-менее свободно передвигаться в ботах. Он обеспечивает подвижность голеностопа в анатомических пределах, но не даёт выйти за них.
Безшарнирные боты обеспечивают неплохую защиту от сдавливания, но за счет того, что голеностоп достаточно мягкий (иначе будет неудобно ходить) от скручивания и излома защита так себе. Можно легко, взявшись за подошву и голенище скрутить его или сложить пополам. Причем излом пойдет именно в месте голеностопного сустава или чуть выше.
Нужно помнить, что защита мотобота расчитывается исходя из того, что внутри будет нога. Она придаёт дополнительную жесткость и работает вместе с ботинком. Сдавливать, гнуть, скручивать мотобот, не одетый на ногу можно, но это даст лишь очень смутное представление о некоторых защитных свойствах. Нужно это делать как сравнение. Взяли один — попробовали. Взяли второй — попробовали. Один явно более жесткий. Запомнили какой.

Понятно, что для трека и вообще агрессивной езды лучше брать шарнирные боты с максимальной защитой.
Боты без шарниров можно взять для более-менее спокойной езды на спорте (если это возможно) или, если удобные для туринга, т.к. защита у них в среднем чуть лучше чем у туристических.
На счет удобства, кстати, отдельно. Во-первых, мерить надо так, чтоб было удобно сразу. За счет обилия пластика они не разнашиваются (ну т.е. разнашиваются, конечно, но не так, как гражданская обувь). Если где-то неудобно при примерке, не нужно расчитывать на то, что потом это куда-то уйдёт. Не уйдёт. Так и будете мучиться. Берите сразу удобные по размеру.
Второй момент — спортивные боты заточены под креветочную посадку, когда ноги поджаты. Соответственно, стопа и голень у них находятся под достаточно острым углом друг к другу. Понятно, что модели бывают разные у разных производителей. Если вы планируете не только ездить, но и много ходить, на это нужно обратить внимание. В некоторых ходить вообще не удобно, потому что нога вообще не выпрямляется, но есть и достаточно прямые.

2. Кроссовые мотоботы.
Слово «кроссовые» я употребляю условно. Имеются в виду внедорожные боты вообще. Понятно, что там они делятся еще на кучу подвидов.
Как мы уже выяснили в предыдущей серии, кроссовые боты должны защищать в основном от жестких падений с ударами и тп.
Из-за этой специфики их делают максимально жесткими с большим количеством пластика. Они, как и спортивные, бывают с шарниром и без него.

Но даже в шарнирных ходить мягко говоря не очень удобно. Всё-равно жесткие очень и тяжелые (например, топовые TCX весят около 5 кг). Со временем в месте голеностопного сустава пластик разнашивается и они становятся мягче. Причем существенно. С одной стороны ходить становится значитально удобнее. С другой — подумайте над тем, зачем вы их брали — ходить или ездить. В сильно разношенных ботах защита становится хуже. Есть повод задуматься.
В большинстве своём кроссовые боты непромокаемые (для езды по грязи).
Существуют боты с внутренним сапожком/носком и без него.

Носок делают из поролона с разными вставками на интересных местах, чтобы повысить комфорт, защиту и тп. Основная функция этого носка — дополнительное демпфирование удара внутри сапога и комфорт. Плюс таких бот так же в том, что за счет носка можно немного «подрегулировать» размер (не забываем, что кроссовые боты почти целиком из пластика и расчитывать на то, что они разносятся по размеру вообще не стоит).
Внедорожная езда подразделяется еще на кучу видов. Соответственно этим видам немного могут отличаться и соответствующие мотоботы. Максимальную защиту имеют кроссовые и эндурные боты. Остальные как правило помягче, полегче и поудобнее. Либо имеют вообще достаточно специфическое строение (например, спидвейные). Мы сейчас это не будем рассматривать, потому, что нужную специфику проще рассказать тренеру в соответствующей секции. У нас тут курс для новичков.
Бывают высокие и низкие боты.
Для серьёзной езды надо брать только высокие. Низкие внедоржные боты — достаточно специфическая вещь. Производители утверждают, что они предназначаются для езды по песочку, причем не для гонок, а так, на даче покататься. Берут их, как правило, граждане для каких-то своих личных целей, когда уже сами для себя определили, что по ряду причин им нужны именно такие. Новичкам я бы не советовал категорически. Из-за того, что ботинок чуть выше лодыжки, ни на скручивание, ни на излом он не работает. Защищает только стопу и сустав от ударов и сдавливаний.
Покупая боты для эндуро нужно обязательно смотреть, чтобы перед нижней клипсой стоял пластиковый отбойник, защищающий её. Иначе при первом же контакте с любой веткой или пеньком — минус клипса.

Металлическая набойка на передней части подошвы не даёт расслаиваться подошве при постоянном контакте с землёй и препятствиями, плюс немного защищает от ударов спереди о всякие твердые предметы.
Сама подошва бывает сменная и не сменная. Вернее не вся подошва (как правило), а кусок по центру, на который опираются подножки, которые у кроссовых мотоциклов «злые» и протирают подошву быстро. Часто в комплекте к ботам идут запасные накладки.

3. Туринговые мотоботы.
Специфика туринговых мотобот заключается в том, что помимо защиты они должны обеспечивать достойный комфорт. Путешествуя на мотоцикле, далеко не всегда есть возможность переобуваться, соотвественно, мотоботы можно рассматривать как основную обувь на достаточно длительный промежуток времени. В них приходится и ездить на мотоцикле и ходить (много). Причем в любую погоду.
Исходя из этих требований, туринговые боты делают обычно намного мягче и легче спортивных. Обычно они из кожи (искусственной или натуральной — не принципиально) или какого-то заменителя, типа Лорики. Если в спортивных ботах весь пластик снаружи, то в туринговых внешний вид зачастую тоже важен. Как правило защитные вставки внутренние, под внешним слоем.

В большинстве случаев у туринговых мотобот хорошая защита от сдавливания и местами от ударов. На скручивание они работают так себе. Ни излом тоже не всегда хорошо. Жесткими делают пятку с носком, подошву, голень спереди и сзади. Плюс защитные вставки на лодыжках.
Очень часто туринговые боты бывают с мембраной, чтоб можно было дождь пережить, не переобуваясь. В них, конечно, жарче, но зато не надо бахилы. Подошва не такая гладкая как у спортивных, для того, чтоб ходить удобно было.


4. Городские мотоботы
Под этим термином я имел ввиду различные низкие ботинки и кроссовки как в классическом, так и в спортивном стиле.
Они обеспечивают минимальный уровень защиты: имеется жесткая пятка, носок, подошва, накладки на лодыжке. Остальное опционально, в зависимости от высоты.

Защищают они, как правило, только стопу и только от сдавливания и несильных ударов. В них удобно ходить.
Используются в основном либо людьми, которым по разным причинам неудобно ходить на работе в высоких мотоботах и нет возможности переобуться, либо теми, кто «не собирается падать». Еще туристы иногда берут на жаркую погоду вентилируемые модели кроссовок.
Для мотоцикла я такие вещи не советую. Куда ни шло еще на скутерах и максиках — там ноги не сбоку, а внутри каркаса. Хоть какая-то защита изначально есть. При аварии на мотоцикле они мало чем помогут.
В принципе, сюда же можно отнести высокие сапоги для чопперов а-ля казаки. Защита у них не больше — тоже только стопа и лодыжка. Весь верх мягкий.

Общие советы.
Женские мотоботы от мужских отличаются чуть более узкой колодкой и немного изменённой формой коленища (икры разные). Но в целом как правило ботинки делаются унисекс.
Как было выше написано — мерить нужно сразу в размер. Не нужно расчитывать на то, что разносится. Более-менее реально разносить только городские боты. Пластика там мало. Остальное разнашивается очень долго и мучительно, либо вообще не разнашивается.
Брать на размер больше из-за того, что так удобнее категорически нельзя. Нога внутри будет болтаться — защитные свойства сойдут на нет. Ботинок — это фактически часть экзоскелета. Чтобы он работал, нужно, чтобы он максимально плотно облегал тело. В инете можно найти полно роликов, как во время аварий с людей слетают высокие спортивные мотоботы. Застегнутые. Подогнанные по размеру. Если размер будет больше, чем надо — проще сразу одеть обычные кроссовки, в них хоть удобно.
Подбирая боты запомните, что это защита! Они нужны для того, чтобы спасти вам ноги при падении. Далеко не во всех удобно ходить. Не потому, что они плохие, а потому, что предназначены не для этого. Реально оцените свои планы по поводу того где и как вы будете ездить. Покупать кроссовые боты для езды на скутере, наверное не стоит (Хотя у меня был случай, когда пришел человек и купил эндурные боты со словами, что его уже 3 раза сбивали машины на максискутере и он ломал ноги. Ушел довольный. Один раз девушка-нажопницв купила тоже эндурные боты потому, что у них защита больше и выглядят прикольно :) ). Так же как не стоит ездить в кроссовках по лесу на кроссаче. Если собираетесь заниматься туризмом — покупайте удобные боты. Если ездой на треке — максимально защищённые. и тп.
Обязательно при примерке походите в них несколько минут. Некоторые маленькие косячки проявляются не мгновенно, а через время. При этом чем дальше, тем большее раздражение они обычно доставляют.
У спортивных и кроссовых бот голенище обычно делают расширенным. Это не для граждан с раскачанными икрами. Это для того, чтобы голень наколенника вставить в ботинок. Чтобы получилась сплошная защита голени спереди без разрывов. Мерить лучше с наколенниками, если они уже есть. Бывают случаи, когда наколенник просто не помещается в голенище — ботинок не застёгивается. Получается пичалька. Либо наколенник одевают неправильно — поверх бота, либо приходится его менять вообще.

Завтра наверное будет выходной, а послезавтра что-нибудь про защиту напишу (на лямках и вставки).
  • HighHigh
  • Гамов Алексей
  • 11 апреля 2012 в 13:35
  • 53
  • оценка: +99

Комментарии (30)

RSS свернуть / развернуть
+1
vadopo
А фотки? А то я на слух плохо воспринимаю все ;)
0
High
да лениво мне :)
и так, вроде, всё понятно же :)
вот про отбойник мне показалось могут не все понять — повесил фотку, чтоб было понятно о чём речь :)
+1
High
щас накидию чего-нибудь :)
0
vadopo
Вот теперь с картинками смотрится, как отличнейшая статья! Спасибо, Алексей!
+1
atos
  • atos
  • 11 апреля 2012 в 14:17
спасибо. Буду ждать инфу по перчам=)
0
Marcus
Опять отлично!
0
High
спасибо :)
0
PyccoTypucTo
Ух ты, не ожидал, что по ботам самый детальный обзор будет :)
+3
High
мастерство растёт :)
0
c_piper
хочу про наколенники, черепашки, и т.п.
интереееесно!
0
High
будет :)
0
Superteftel
да уж, когбудто бботы — больная тема — все подробненько, по полочкам… спасибо, про отбойник на кроссовых — не знал ((
0
Stich
  • Stich
  • 11 апреля 2012 в 18:07
хорррошо написал )
0
vdlz
  • vdlz
  • 11 апреля 2012 в 21:09
High , хорошо пишешь, читать интересно. Ждем послезавтра :)
0
High
спасибо :)
0
Romul
  • Romul
  • 11 апреля 2012 в 23:03
ёмко и основательно!
ждём продолжения банке… серии :)
0
Dilemka
Спасибо!!!
0
High
на здоровье :)
0
Nikos
  • Nikos
  • 13 апреля 2012 в 13:36
Дядя леша вдвойне молодец=)))
0
High
это уже втройне :)
0
Nikos
  • Nikos
  • 13 апреля 2012 в 13:37
только не соглашусь по поводу не разнашиваются. все таки када человеку один тапок норм сидит а второй слегка давит… это нормальная практика… и он таки расстаптывается… слегка=)
0
High
да при желании с промышленным феном можно всё разносить :) кто ж спорит :)
0
ellen
Нифига они не разнашиваются, у молодого человека так и валяются не подошедшие (за пол сезона) Alpinestar'овские, а вот Dainese идеальны оказались:))
0
Magesti
Хорошая статейка, ушла в избранное! Спасибо!
0
High
пожалуйста
0
Sniff
  • Sniff
  • 19 января 2014 в 16:01
во-первых — (полтора года после публикации :) спасибо за эту и другие статьи серии, полезно.
во-вторых — а нет ли информации по геометрии ботинок — ну, понятно, что примерно. Например — вот у кого широкая стопа (плюс «косточка») могут не смотреть марки ХХ и УУ, у них все на узкую ногу. У ZZ есть модели для высокого подъема. И тому подобное.
Или такой инфы не существует?
здесь был ататат

+1
High
Пожалуйста :)
Зависит от штанов. Некоторые поверх, некоторые внутрь. Общих рекомендаций нет. Смотря как сконструирована нижняя кромка штанин.
+1
madvlad
Хороший пост для тех кто не в курсе.
Сюда стоит добавить боты с внутренним ботинком, альпинстарс супертех, dainese axial pro in, daytona security g3. Ботинки с внутренним шарнирным ботом хорошо себя зарекомендовали.
У дайтоны так же есть и туристические боты с таким ботинком внутри.
На мой взгляд боты с внутренним ботинком самый лучший подход в плане защиты ноги и в тоже время гладкой поверхности мотоботов, это улучшает контакт с байком и снижает вероятность зацепа ботинка и байка при падении.
+1
High
Хороший пост для тех кто не в курсе.
Именно для них и написано :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Экипировка, Какая бывает экипировка (Часть 3)