Блог им. ttg → Интересные эпизоды мартовского треш-похода в Европу: нетривиальный переход из Греции в Турцию

Как я уже писал в первой части, в начале марта этого года я предпринял большой поход в Европу, Турцию и в Закавказье за солнцем, морем и теплом, а в итоге были снег, холод и, местами, солнце.

В этой части я решил немножко уйти от стандартного повествования с соблюдением хронологического и логического порядка (ждите описания путешествия по Италии, морю и Греции, Турции в следующих частях, скоро), и написать про забавные приключения, которые случились с нашей командой при попытке пересечь границу Евросоюза на границе Греции и Турции.

Итак, где-то на третий день нашего присутствия в Греции, гуляя после обеда по Салоникам,

созерцая курдские юрты

и кризис в Греции

общаясь со старыми друзьями,

и кушая на набережной чипсы с оливковым маслом, сыр фета и множество разных видов оливок (крайне вонючих, но, к счастью, настоящих), слушая Сиртаки и общаясь с веселыми неграми, пытающимися толкнуть нам гашиш, наблюдая при этом какашки, спускаемые из канализационных труб прямо в бухту и съев очередную порцию пит с шашлыком, кебабами и курицей, было решено, что хватит отдыхать, пора уже двигаться дальше, в сторону Турции.

Идеальный план состоял в пересечении границы и ночевки уже где-то около Стамбула. При словах Турция, Стамбул, от предвкушения чего-то совершенного нового, крайне волнительного, у меня тряслись ноги. Я знал, что, во-первых, Турция — это очень разнообразная страна, а Стамбул — уж сильно большая и интересная. Очень уж я хотел попасть в сказку. Был ли у меня страх? Нет, конечно-же. Даже учитывая мою с братом национальную принадлежность и герб на паспорте. А сильно боялся наш третий член экипажа — русский. Боялся, так как отношения РФ с Турцией на тот момент были напряженные и вести из Турции были совсем не обнадеживающие. Но, этот пост не про это. Этот пост про интересную и забавную историю.

Как я уже говорил, выехали мы из Салоник достаточно поздно, часов в 16 вечера. Температура была комфортная, не ниже +10, за рулем LaskovayaMoya меня сменил капитан (ездить на байке совсем не было желания, учитывая количество оливок, купленных и ждущих меня в машине; а оливки я обожаю), за руль машины сел наш штурман, ну а я, как истинный гастропутешественник, взялся за уничтожение максимально греческих продуктов — вкусных, свежих, местами очень вонючих ;) Ни один поход не должен обходиться без проб местной еды, особенно, если эта еда греческая.
И мы покатили к границе. Сначала мы поехали по узким деревенским дорогам, чтобы максимально почувствовать местный колорит, ну а километров через 50 мы выехали на отличную параллельную трассу (да, стратегическую автостраду Эгна́тия греки построили очень качественно), и через несколько часов, проведенные под веселую греческую музыку, мы оказались на границе Греции и Турции. Я хорошо отдохнул в машине, капитан покатался на байке, штурман оттачивал водительское мастерство на механике под чутким руководством меня довольного. Приехали, припарковали машину и байк и первым отправили капитана проходить паспорт контроль, так как машина, которая была на транзитных немецких номерах, была оформлена на него. Значит штампик в паспорт ему поставили, и, пока смотрели наши со штурманом паспорта, из таможни выбежала какая-то истеричная женщина и начала орать на полугреческом — полуанглийском, что эту машину не выпустят из Евросоюза, так как отсутствует некая бумажка в пакете документов на машину (видимо, таможенная декларация) и что нужно вернуться обратно в Германию за необходимой бумажкой. Суть проблемы мы хорошо уловили, мысленно поблагодарили немцев за их внимательность (мы специально пару раз говорили в Zulassungsstelle, что машина идет на экспорт из Евросоюза) и труд (тут нареканий нет, работали немцы очень быстро и хорошо), и, пока стояли в сторонке и пытались придумать решение из этой, немножко нехорошей, ситуации, подошел высокий и добрый полицейский, осуществляющий паспорт контроль, попросил отойти не несколько метров и на хорошем английском доступно объяснил, что наша проблема встречается частенько, так как немцы часто забывают прикреплять эту декларацию; что нас тут не пропустят ни за что, но, вероятно, можно попробовать выехать из Греции в Болгарию, а оттуда уже в Турцию. Он очень подробно объяснил, что между Грецией и Турцией очень серьезная граница, ограждающая всю Европу от Турции, а вот граница между Грецией и Болгарией практически фиктивная, потому что это два субъекта Евросоюза и, так как при переходе из Греции в Болгарию машина формально не покидает Еврозону, таможенная декларация не нужна. Ну а болгары не такие придирчивые, а на границе с Турцией вообще бардак, и поэтому, мы, вероятно, сможем попасть в желанную Турцию.
На вопрос — а это вообще проверено и реально, господин полицейский ответил, что пока оттуда никто не возвращался ;)

Ну, что нам еще нужно? Приключения! Естественно, в Германию возвращаться не хотелось, и наша команда единогласно приняла решение попробовать выехать в Турцию через Болгарию. Крюк небольшой, около сотни километров до Болгарии, еще 20 по территории Болгарии. Ну а это приключение надолго запомнится. Полный вперед.
Дальше я сел за руль LaskovayaMoya и мы поехали на север. Что забавно — в сторону Ormenio, если вы понимаете о чем я ;)
Да, есть такой город в Греции, и название этого города созвучно с названием нашей финишной страны.

Я сделал музыку погромче, поставил ноги на слайдеры и начал получать колоссальное удовольствие от ночной Греции, пока не обнаружил, что пора заправляться. Сообщив капитану о моих намерениях заправиться, я поехал дальше с уверенностью, что 21:00 — это еще не поздно и в окрестных мелких городах заправки найдутся (ах, как же я не учел ленивость греков!). Едем-едем, километры, от 50 резервных, пролетают по узким греческим двухполоскам, города и деревни проходят друг за другом, Maps.me показывает то тут, то там заправки, которые все оказываются закрытыми, а местный народ качает головой и оправдывается, что так положено, бензин вы не найдете. Машина же, к сожалению для меня, но к счастью для двух остальных членов и их карманов, работает на дизеле.

Проезжаем еще около 10 км, я уже начинаю сильно волноваться, бензина остается, по расчетам, на 10 км (на LaskovayaMoya нет датчика бензина), видим тусклый свет полицейского пропускного пункта, наша машина останавливается (а я за ней), из нашей машины с транзитными номерами выходит наш капитан, полностью облаченный в черный мотоэкип и в подшлемнике, и резвым шагом идет к полицейским узнавать, где ближайшая бензоколонка. Те, видя что-то подозрительно непонятное, моментально делают шаг назад, руки автоматически опускаются к стволам (видимо в этой части Греции не совсем спокойно).
Позже, уже спокойные полицейские сообщают, что вот в следующем городе есть бензоколонка, которая принимает карты и наличку. Мы садимся на байк и машину и мчимся дальше.
И действительно, скоро попадаем в городок, где, к сожалению, никого на улице нет, а навигатор не знает, куда нас вести, Крутимся и крутимся по городу, пока я обнаруживаю полицейскую тачку, припаркованную у шаурмешечной, подхожу, объясняю ситуацию и прошу полицейским показать заправку. Они бросают свои гастрономические дела, садятся в машину и, включая мигалки, ведут нас на заправку.

Позже, когда мы уже заправлялись, до них доходит, что мы какие-то совсем подозрительные: судите сами — непонятная машина на транзитных немецких номерах, непонятный байк на российских номерах и байкер в зимней Лухури Медвед-эдишн мотоэкипировке, в такой глухой части Греции. В общем, спросили, кто я и что мы тут делаем и получив адекватные ответы, пожелали нам счастливого пути и уехали кушать шаурму ;)

Мы подзаправили технику, причем автомат принципиально отказывался принимать карты, а также выплевывал купюры с номиналом больше 10 евро. Смотрелось это достаточно забавно — засовываешь 20/50/100 евро, автомат думает секунд 20, потом с шумом выбрасывает купюру на землю. Повеселились. Действительно. И, решив проблему в заправкой, мы спокойно долетели до болгарской границы, очень быстро и просто прошли греческую часть (как и говорил полицейский на границе с Турцией, декларацию не потребовали), проехали нейтральную зону и оказались в лапах доблестных болгарских пограничников. Во-первых, было приятно видеть кириллицу, во-вторых, мы почувствовали некую уютность, что ли, от того, что с нами начали говорить по-русски и по-дружески. На ломанном, конечно, но понятном. Причем, сначала отказывались говорить по-английски, а потом, увидев русский паспорт, сразу перешли на русский. И, в-третьих, мы сразу почувствовали старый добрый совок — начиная от типично советского оформления будки паспорт контроля, продолжая огромным мобильным телефоном, висящим на задней стене, и заканчивая каноничным угрюмым высоким блондином-автоматчиком с калашом, стоящим неподалеку.
Машина была оформлена быстро и без проблем, штампик в паспорте капитана был поставлен, дальше последовали приятельские разговоры со мной и со штурманом типа откуда? и куда? Мой синий паспорт их особо не заинтересовал, а вот российский паспорт им очень понравился, и через минуту мы были неприятно удивлены новостью, что штурман не сможет попасть в Болгарию, так как у него шенгенская виза с однократным пересечением границы, а так как он из Греции уже выехал и штампик стоит, то виза недействительна, и, следовательно, ему нужна болгарская, которая, как вы понимаете, у штурмана отсутствовала. Появился шеф КПП, уже отлично говорящий по-русски, все еще раз и очень доходчиво мне объяснил, еще раз подтвердил, что нашего дорогого штурмана никак в Болгарию не пустят.
И прямо стоит, говорит и красиво улыбается. Тут я, как человек, который много общался с российскими гаишниками и другими представителями силовых и бюрократических структур, понял что к чему и начал задавать типичные вопросы, какие мы все, байкеры, задаем гаишникам, когда проезжаем по встречке или летим по трассе. Ну вы поняли ;)
И пока пограничники ломались, мы сделали вид, что я и штурман возвращаемся в Грецию на мотоцикле, где будем просить впустить нас обратно в страну и попытаемся выехать напрямую в Турцию. Наш спектакль был скоро остановлен пограничником, мы опять вернулись за стол переговоров окошко паспорт контроля, 20 еуро были незаметно для окружающих камер впихнуты в красивый российский паспорт, маленький заветный, но неприметный красный штампик был поставлен, нам пожелали удачной дороги и приятного времяпровождения в Болгарии, посоветовали выехать ну хотя бы в течение 72 часов, хотя, как намекнули, этот срок можно также поварьировать ;)
Мы, почувствовав домашнюю атмосферу и изрядно повеселившись, поехали дальше. Было уже за полночь, 20 км Болгарии мне пришлись по вкусу, понравились отличные названия городов и деревушек (чего только стоят названия Свиленград, или Генералово, или Капитан Андреево), но эту сказку пришлось прервать, так как мы очень быстро приблизились к болгарско-турецкой границе, прошли болгарские КПП (кстати, тут уже не одна старая будка стояла, а освещенный, красивый и чистый ряд будок), российский паспорт особых вопросов у пограничников не вызвал, они куда-то позвонили (угадайте в первого раза куда), поставили печать и пропустили на нейтральную территорию.

Приближаясь к турецкой границе я сначала увидел, а потом почувствовал фундаментальность и империалистические настроения Турции на примере турецкого КПП. 160 пунктов. 160! Много высоких зданий. Все это хорошо охраняется (как будто оказались в какой-то американской военной базе из серии игр Call of Duty). Огромный красный флаг. Чисто, аккуратно, приятно. Все крайне дружелюбные. На вопросы пытаются ответить максимально удовлетворительно, улыбаются, веселые. В общем, все у них хорошо. На вопрос штурмана, мол, как тут с русскими, был получен толерантнейший ответ — мы с вами не имеем проблем, люди не враждуют, враждуют государства и политики: добро пожаловать в Турцию!
Я и наш командор были оперативно направлены в 159-е окошко на покупку визы, где долго пытались объяснить, где же географически находится Armenia, а сидящий там пограничник максимально любезно пытался дать нам понять, что для албанцев виза не нужна. И после четвертого повтора Armenia, оценив безнадежность ситуации с английским, командор решил использовать последний козырь, выкрикивая Эрменистан, Эрменистан…
Подействовало. У пограничника в голове, а быть может в воспоминаниях, вспыхнуло, словно факел в темном лесу, название соседнего государства, его место и информация, нужна ли гражданам этого государства виза. 50 евро были отданы, визы (2 штуки) были получены на руки, «до свидания и приятной дороги в Турции» любезно пожелано добрым и очень похожим на Луи де Финеса пограничником (один-в-один, я даже захотел заговорить с ним по-французски), мы же вернулись к штурману, получили штампы, очень быстро прошли багаж-контроль (происходило это так: подошел аккуратный турок, надел перчатки, взял планшетик, отметил там номера машины и мотоцикла, взял еще какие-то инструменты, с серьезным видом подошел к машине, попросил открыть все двери и багажник, при этом его серьезность все усиливалась, засунул голову внутрь, высунул через секунду, резко спросил, есть ли алкоголь и, дожидаясь быстрого отрицательного ответа, также быстро выкрикнул Финиш).
Выехали. Вот она, Турция. Мечеть в 200 метрах, фуры, грязь, мусор, прикольные буквы, отлично известные нам с самого детства. В общем, получилось! Мы это сделали. Дальше уже не могут быть проблемы. Дальше отличные дороги, интересная культура, вкусная еда, может быть, теплое море. Я радуюсь:

Наконец пройдя через все эти веселые приключения, мы, закончив дела в 4 утра, припарковались около белоснежной мечети (в 100 метрах от границы),

припарковали мотоцикл и спокойно легли спать. Да там в воздухе витало спокойствие, размеренность, неспешность! Было очень комфортно, я лично чувствовал себя в полной безопасности (кхм, это я потом узнал, что в течение 5 дней, проведенных нами в Турции, было 2 теракта в Стамбуле и в Анкаре).

Следующее утро началось вот так:

Дисклеймер: это видео никак не имеет цели оскарбить или высмеивать чувства верующих мусульман. Просто для нас все это было очень неожиданно, необычно, и, я бы даже сказал, сказочно.

Пст, почитайте в следующих постах про наше путешествие по Италии и Греции. Про Стамбул, Турцию, мечети, вкусную еду и т.д.