Блог им. ttg → Наш очередной гастрономический поход в Грузию и дальше в Армению

Грузия — страна красивая. Грузия — страна с богатой историей. Грузия — страна невероятных гор. Грузия — страна качественного микса старинной архитектуры и новых бизнес-центров. Грузия — страна отсутствия коррупции, отличных пограничных пунктов и улыбчивых пограничников (особенно контраст чувствуется после прохождения российского КПП Верхнего Ларса). Этот список можно дополнять и дополнять, но самое важное — в Грузии очень вкусно!

И вот, сидя однажды в хмурой Москве, возникла идея поехать в Грузию в июне. Устроить именно гастрономический тур. Не просто кататься по стране и смотреть по сторонам (ну, после 20-го раза в Грузии ничего там так уже не впечатляет ;)), а именно ездить из ресторана в ресторан (не забывая при этом смотреть красоты), съесть всевозможную грузинскую пищу и не забыть поплескаться в Черном море.

Итак, план был оперативно нарисован, оффлайн карты скачаны, метки с достопримечательностями поставлены, багаж собран, ТО байка проведен, дела в двух странах-стратегических партнерах закончены ;) Старт дан!

Знакомьтесь, команда похода — София (рабочий ник Соня Ореховая, Мышка) и Тигран (рабочий ник Тигррр),

и наш пупсик — LaskovayaMoya.

И вот в середине июня, в один дождливый день, я и LaskovayaMoya моя сдвинулись из Еревана в Тбилиси (как она оказалась в Армении почитайте вот тут), а Мышка, которая решила поискать приключений и поавтостопить (просто билеты в Тбилиси или в Ереван были очень-очень дорогие, раза 4 дороже обычного), полетела из Москвы самолетом во Владикавказ, а дальше на такси, автостопом и на автобусе в Тбилиси.

Путь до Тбилиси был тернист и мокр. Мне пришлось преодолеть холод около озера Севан (полностью мокрый экип, температура +5 за бортом, сильный пронизывающий ветер); броды глубиной до полуметра около Иджевана; горные очень красивые, но ооочень мокрые и опасные серпантины; словесные перепалки c таможней, ругающей меня за то, что я просрочил на несколько месяцев срок пребывания мотоцикла в стране; словесные перепалки на другой стороне границы с пограничниками, требующими открывать багаж и показывать досконально все вещи (кстати, такого в Грузии никогда не было, обычно пропускают вообще не глядя). Мышка же долго торговалась с горячими каукаузскими таксистами в Беслане, простояла под ливнем на Верхнем Ларсе, пока ее не подобрал добрый ФСБшник на чётенькой Приоре и не провел через границу, ну а дальше — попытки найти автобусы до Тбилиси в чужой стране с другим рабочим языком.

Описывать Тбилиси нет смысла. С моста Мира возьмите билеты на фуникулер (4лари на пару), походите по паркам, по старому городу, посмотрите на город ночью — впечатляет. Встретились мы поздно, часов в 8 вечера, причем были технические проблемы — армянская симка, которая, по обоюдной договоренности сторон, была источником связи, перестала принимать сигналы, так как мой чудесный телефон, отлично поплавав в воде целый день, немножко глючил. Российская мтсовская симка была заблокирована почему-то. Но решение было найдено, мы встретились где-то на севере города, немножко погуляли по центру и сразу же поехали дегустировать местную пищу:

Отлично поев, почувствовав местный колорит и посушив ПТС (паспорт транспортного средства ;) взяли курс на Мцхету, и, не доезжая километров 5, около какой-то парковки какого-то ресторана, на берегу Куры, разбили лагерь (это уже традиция — прямо как 2 года назад, когда нам вздумалось поехать из Севана в Тбилиси, пожрать хинкали, вздремнуть где-то и вернуться на озеро). В 2014-м это выглядело примерно так:

а в этом году все было поцивильнее — палатка поставлена, мотоцикл припаркован на асфальте.

Поспали мы отменно, проснулись, собрались, внесли некоторые изменения в конструкцию LaskovayaMoya для комфорта отменной спутницы Мышки и удобства крепления багажа и двинулись в Мцхету. Примечательно и очень здорово, что никогда в Грузии не сталкивался с плохим отношением местных. Никогда никто не предлагал быстро убраться из своих территорий, если мы там разбивали лагерь. Наоборот.

В Мцхета нечего делать, я считаю, так как, в отличии от армянских церквей, где все делается, чтобы сохранить оригинальность монастырей по максимуму, в Грузии спокойно могут приколхозить какую-то 3-дюймовую серую канализационную трубу ПВХ прямо к церкви. Неприятно, как-то. А Мцхета, по моим ощущениям, просто туристический аттракцион. Рынок там, конечно отменный, но вот церковный комплекс не впечатляет. Нет чувства таинственности, энергетика совсем не та.
После города Мцхета мы поднялись в Джвари, откуда открывается невероятный вид на точку слияния Куры и Арагви и на Мцхета. Очень красиво! Еще нам повезло с погодой, было пасмурно, температура была комфортная.

Погуляв немножко по территории, мы решили поехать впервые посетить Кахетию. Пообедав и потолкавшись немножко в Тбилиси, мы взяли курс на восток, дорога запомнилась персиками, виноградными полями и адской жарой. Но она того стоила, так как вид из Земо-Магаро на Сигнахи нас сильно поразил. Представьте, вы стоите на горе, которая резко заканчивается и продолжается бескрайней равниной, покрытой легким туманом, а на самой крайне точке горного хребта стоит красивый город из белого камня с крепостью, башнями и т.д. Я сразу же понял, что все мои многочисленные поездки в Грузию даже в сумме не давали мне таких эмоций. Водохранилище Аннанури, ущелье Дариали, Тбилиси, Батуми, Ахалцихе, транс-аджарская дорога… Это все ничего по сравнению с Сигнахи.

Быстро посетив монастырь Бодбе (кстати, красивый комплекс), чуть не выдав замуж мою спутницу местному 70-летнему джигиту, мы очутились в Сигнахи, быстро припарковали байк, нашли нужный ресторан и, разговорившись с хозяином, заказали кучу еды и вино. Ах, какие там виды и запахи! Я вспомнил детские визиты в дедовский дом в горах в Карабахе — такое же чувство покоя, защищенности и необычности. Попутно выяснилось, что жена дяди хозяина армянка из севера Армении, она рассказала, что вся жизнь жила в Грузии, но помнит язык и традиции. Было вдвойне, нет, втройне, после вина, приятно.
В конце, сытно и вкусно поужинав, отказавшись от супергостеприимности, мы вернулись к байку, погуляли полчаса по городу, решили, что количество шашлыка и других деликатесов в наших организмах резко неудовлетворительное, заказали в первом же ресторане хинкали (штук 15, думаю), и, конечно же, запили все это Натахтари.
Отрезвев, вернулись к LaskovoyaMoya, покружились в городе и двинулись в сторону Цнори в поисках места для палатки. В полукилометре от Сигнахи, прямо на повороте, отойдя метра на 2 от полотна, разбили лагерь под звездами и завалились спать. Было очень жарко, очень. Градусов 30-35 в полночь.
Первый по-настоящему гастрономический день подошел к концу, было очень приятно и мы вскоре заснули ;)

На следующий день проснулись рано, быстро собрали палатку и пошли искать речку. Местные жители заверяли, что воды тут нет, и поплавать, охладить тела и спастись от жары не получится. Ха, ну что же, мы, как настоящие байкеры, решили прокатиться разочек по серпантину, позакладывать, как следует. Естественно, кристально чистая, прохладная и приятная речка была найдена сразу же, после первых поворотов,

нудийский пляж был организован сразу же и торжественно открыт. Наши тела были приятно охлаждены, вымыты и мы сдвинулись дальше. В Давид-Гареджи.

Если коротко, то в Давид-Гареджи красивая природа, я бы сказал — даже марсианская; дорога убитая, грунтовка проходимая даже на сибихе LaskovayaMoya; польский хостел и арт-галерея в Удабно интересны, ресторанчик очень вкусный и острый; местные полтораметровые кавказские овчарки очень дружелюбные,

но, аллергики не смогут оценить по достоинству местные альпийские луга и красоты ;)
Поэтому, я пытался как можно скорее покинуть эти края, хотя, не будь у меня аллергии на всякие цветы, мы бы там остались надолго. Плюс, там были мототуристы из Латвии, классные, веселые парни на литровых KTM (ребята, если вы читаете — вам большой привет!).

Спустившись обратно на дорогу Сигнахи-Тбилиси, в адскую 35 градусную жару, мы взяли курс на море. Ураааа!
Тбилиси проскочили по объездной (не советую так ездить, потеряете больше времени, чем через пробки в городе, так как часты оползни в тех краях, дорога, вследствие, совсем некомфортная), выехали на известную бетонку и помчались на запад, под самую подходящую для заката музычку DireStraits. Проехали Хашури уже в сумерках, до Зестафони покушали вкусную цхели симинди за 2,5 лари, подзаправились на объездной Кутаиси и помчались дальше. Последние 100км проехали с трудом: полночь, дорога узкая, джигитов куча, я устал, ну а моя Мышка периодически засыпала и мне приходилось как рулить байком, так и ловить ее. В старый, добрый Уреки заехали около часа ночи по грунтовке (грузины все строят этот 3-4 километровый кусок от основной дороги до деревни года 4 уже), проехали все гостиницы, и разбили лагерь в парке, прямо под кустами гортензий, в душе ненавидя друг друга ;) (долгая дорога всегда утомляет как физически, так и морально).

Прекрасное утро, пасмурно, тепло, приятно, море шумит неподалеку. День отдыха и лежания на пляже. Первая порция еды отправлена в желудок, в чистом и безлюдном море поплавано и подурачено, вторая порция еды поглощена. Еды было так много, что я, человек немаленький и с большим опытом гастрономических праздников, еле доползал до пляжа после очередного обеда.

Спокойствие и расслабон тотально поднадоели под вечер и мы отправились на поиски приключений. Первым делом посетили детскую Цицинателлу. Аттракцион Top Swing так мне понравился, что я визжал и бегал как маленький ребенок, а с колеса обозрения мы увидели такой вот закат:

После, покушав огромный арбуз, персики и, может, еще что-то на рынке Кобулети, двинулись по побережью в Батуми.
Что тут говорить? Дорога классная, виды и запахи прекрасные, общее настроение высокое. Долго гуляли по Батуми и, услышав откуда-то лайв-музыку неподалеку, мы двинулись на поиски этого источника. А источником оказалась вечеринка на корабле. Грузинские мотобратья, тусуясь на корабле и увидев наши шлемы, пригласили нас внутрь. Атмосфера была классная, музыка была отменная, ребятки веселились на славу. Когда кораблик начал показывать знаки подготовки к отплытию в море, мы быстренько ушли, так, кстати, и не пообщавшись с мотобратьями (ребята, извините).
Еще немножко погуляв по турецким кварталам города (а вы что, думали, что Батуми — это только красивая прибережная дорога?) и, обязательно, погладив котика, мы двинулись в сторону Сарпи на поиски места под ночлег. В итоге проехали аж до самой границы, и, найдя отличное место, разбили лагерь.

Утро началось, как обычно, с солнца и моря в 20 метрах от нас: заплатили 2 лари за душ, поплавали, полежали на солнышке, помылись и отправились в макдак в Батуми: поход походом, но работать-то нужно. Посидев, поработав и неоднократно покушав фастфуд (в Грузии котлеты из говядины намного вкуснее котлет в РФ), поехали на рыбный рынок.
На основной рынок Батуми мы, к сожалению не попали (был санитарный день или что-то подобное, в общем — рынок не работал в тот день), как и был закрыт фуникулер. Но, думаю, это самые интересные места в Батуми.
Рыбный рынок мне понравился, хотя и цены там высокие. Но зато вы покупаете свежую рыбу, которую прямо на месте готовят и подают в соседнем ресторане.
Естественно, гастрономический тур не мог обойтись без морской рыбы. Помню, что это был околокилограммовый сибас и еще куча всяких вкусных гарниров. Набили мы желудки тогда на славу. Опять кое-как доползав до байка, мы поехали обратно в Уреки. Грузины как-то умудрились положить асфальт за ночь, и въезд в деревню не вызвал никаких неудобств. Поплавав еще разочек, покушав хинкали и шашлыка, еще раз поплавав в море, закинувшись в добавок десертом, поехали в сторону Кутаиси.
Дорога однообразная, красивая, но неинтересная. Мы разбили палатку около кутаисского аэропорта и ночью к нам периодически ходили лаять милые щенки. Было жарко.

Кутаиси нам понравился, очень старый и красивый центр. Погулять там однозначно нужно. Ну а мы, как следует плотно позавтракав, поехали на восток. В Сурами мы окончательно сдались и попробовали грузинские сладкие лепешки, на въезде в Хашури съели самый вкусный шашлык на свете. Я всегда хотел покушать шашлык в какой-то забегаловке под тенью высоких деревьев, где старый гостеприимный дед с любовью готовит отменный шашлык. После последнего поворота в Хашури такое место было найдено, и там, естественно, оказался старый дед, высокие деревья и невероятно сочный, нежный и вкусный шашлык.

Как следует набив желудки шашлыком, кебабом и Натахтари, мы поехали в Боржоми. Так как жара стояла невероятная, около въезда сделали остановку, попили минеральной воды, и пошли искать крепость по карте. Минут 10 поднимались по холмам, увидели «крепость» в виде кирпичного кубика 5x5x5м, оценили унылость города, всесоюзные санатории, построенные в лучших традициях СССР, изрядно повеселились, купаясь под мостом уже за городом в какой-то очень холодной горной речке и поехали дальше. Ну а дальше дорога пошла в горы, пейзажи резко поменялись, взамен типичным для Грузии лесистым горам пришли лысые пейзажи, свойственные армянским горам и ознаменовавшие наш приезд в Джавахк.
Ахалцихе довольно активный торговый городок (отсюда до Турции всего 20 км, наделака также Армения), крепость Рабат восстановили очень и очень качественно, но, кроме как покушать, там больше нечего делать.

Выполнив необходимый ритуал по пополнению желудка, мы поехали в сторону Вардзии. Дорога классная, узкая, извилистая, идет по левому берегу речки, виды невероятные. Машин немного. Крепости, крепости и пещерные города. Ммм, как же там красиво. Особенно при закате.

Лагерь был разбит прямо на въезде в город Ахалкалак, спалось отлично и мы проснулись с первыми лучами солнца: было прохладно. Быстро собрав палатку, двинулись в сторону Армении. Чем дальше мы ехали, тем у меня поднималось настроение, ну и в пограничный переход (см. фото ниже) мы приехали в приподнятом настроении.

На КПП Бавра со стороны Армении меня еще помнили (привет, мартовский треш-поход), быстро оформили необходимые документы, прошли таможню и полетели в Гюмри: есть там один классный ресторан.

Выбрал в этот раз я ту дорогу в Ереван, которая идет вдоль турецкой границы. И не ошибся. Она идеальная, ровная, в отличном состоянии. Ну и пограничные вышки, торчащие иногда в 100м от тебя, добавляют веселья. С каждым пройденным километром температура росла и появлялись разные фрукты. Было невероятно жарко, особенно в фулэкипе, абрикосы были спелые и размером с кулак, ну а спутница моя ехала, сидя спиной ко мне (удобнее, что ли так?).
И именно в таком состоянии мы быстро оказались дома, где, по поводу окончания активной фазы похода был дан званый ужин со множеством килограмм шашлыка из свинины и овощей и других традиционных компонент стола и фруктов.

На следующий день, так как было еще время до отлета в Москву, мы поехали в Гегард в формате легкого мотопохода, где, карабкаясь по скалам, вышли на такое местечко

После возвращения в Ереван окончание похода был отпразднован небольшой (по меркам предыдущих дней) порцией неполезной пищи в ресторанчике в центре Еревана, где готовят отменные мясные блюда прямо на углях при вас.

Итак,
мы проехали около 2000км за неделю. Полные расходы на превысили 40000руб, даже с учетом бесконечных посещений ресторанов и забегаловок. Треть этой суммы ушло на транспортировку участвующих в походе тел до пункта старта похода и из пункта финиша. В Грузии замечена положительная динамика цен, сейчас там 1,5-2 раза дороже, чем было в 2012, например, году. Но, тем не менее, там все еще очень дешево.
Нужно побывать в Сигнахи — этот город самый красивый в Грузии, атмосфера там очень уютная, несмотря даже на сверхтуристичность места. Нужно съесть как можно больше, все что найдете — это же отдых. Хотя, нужно отметить, что в таком режиме пузо в Грузии отращивается на ура: +5кг лично у меня за неделю ;)