Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

KTM 990 ADVENTURE 2011 → 1л масла на 1000км: причины и последствия. Часть 2.


Предыдущая часть закончилась на том, что я заменил сальник вентиляции картера, увидел скверные цифры на пневмотестере и собрался лезть глубже. Первое, что удалось выяснить: нет, снять голову, не снимая мотора с рамы не получится. Мотор хоть и весьма лёгок на фоне конкурентов, но всё равно весит заметно, поэтому среди прочего было принято решение покупать сервисную подставку под него. Выглядит она так.

С помощью этой хреновины и обычного подкатного мото-домкрата движок снимается легко и непринужденно. Предварительно нужно скинуть всю электрику, маятник и масло-магистраль, остатки системы охлаждения.



Сюрприз номер 2 — голову отдельно от цилиндра снять не получится, только вместе. Этого в мои планы не входило, но другого выхода не было. Окей, сняли. Попутно выяснилось, что для обратной сборки нужен спецключ. В снятии котла и головы никаких особых нюансов нет: предварительно разобрать ГРМ, подвязать цепь(дабы она не ушла в недра двигателя), да, кажется, и всё. А, ну и колено оставить заблокированным, разумеется.



Всё это добро отправилось в Механику. С первого захода выяснилось, что нет, они не отделят голову от цилиндра и нет, ключи мне для этого тоже не дадут.


Окей, разбираем, смотрим внимательней на голову. На цилиндре всё хорошо — хон целый(впервые его увидел), задиров нет, царапин нет. А вот голова вся в нагаре.

Вторая поездка была более продуктивной: бошку рассухарили при мне, поводили магнитом по выпускным клапанам и заключили, что тарелки сделаны из титана. Титановые клапана(как я узнал там же, а потом — подтвердил в интернетиках) подгонке не поддаются — только замене. Связано это с тем, что сам титан недостаточно тверд и при применении в клапанах его дополнительно обрабатывают. Если снять верхний слой — дальнейшая жизнь такого клапана будет короткой и печальной. Я было опечалился, но буквально через 5 минут получил звонок «не беспокойся, всё есть на складе — сегодня получишь».


Слева направо: клапан до очистки, после очистки и новый клапан. Кстати, любопытный факт: из титана сделана только тарелка, ножка вполне себе реагирует на магнит. На фото можно увидеть переход.


А вот так выглядит поршень, на котором запекли 5 литров масла.


Голову вернули.


Поршень отмылся после замачивания в ацетоне.



Собираем обратно. Обливаем поршень богомерзким Мотюлем и запихиваем его в цилиндр. Излишки потом смываем бензином, а его излишки выдуваем компрессором. Да, там сбоку оправка — весьма удобная вещь, но я вернусь к этому чуть позже.



Теперь переворачиваем и прикручиваем к цилиндру бошку. Бошку предварительно «проливаем» керосином со стороны колодцев, дабы убедиться, что клапана держат.

Хочу обратить ваше внимание на два нюанса:
1. Все резинки/прокладки/шайбы от прокладки «цилиндр-картер» и выше идут под замену — выбирать/искать их на картинке бессмысленно — обязательно что-нибудь забудется и нужно будет искать их и надеяться, что они есть на в Москве(как в случае со мной). Тупо берутся два раздела микрофишей(«голова» и «цилиндр») и выписывается всё, что есть похожее.
2. Возвращать горшок и голову обратно лучше в паре с кем-нибудь. Если бы мне не помогали — наверно я бы до сих пор собирался: при вставлении пальца поршень вечно будет пытаться убежать из цилиндра, на третий раз вы научитесь собирать кольца голыми руками(без оправки), на четвертый — седьмым чувством начнете определять момент убегания поршня. Ассистент всё это время будет держать голову навесу. Ассистенту огромное спасибо :)


Готово!


Пневмотестер, твой выход. Течь меньше 20%, в первой трети зеленой зоны. Хочу обратить внимание на такой момент: мой компрессор в принципе не выдает 7 атмосфер, то есть на самом деле течь еще ниже. Верный знак, что можно собирать мотоцикл дальше.


Ставим шайбы наименьшего размера и от них начинаем подбирать нужные. Здесь пригодится набор(у меня был набор от HotCams) т.к. с отдельными можно бегать очень долго — угол на голове не удобный, щупы толще 0,4 довольно жесткие и пролезать категорически не хотят, но не из-за зазора, а из-за этого самого угла.

После этого клапанная крышка закрывается и начинается другая пляска — сборка навесного: системы охлаждения, системы смазки, электрики. Сервисный мануал на LC8 снабжает достаточным количеством инфы для сборки/разборки мотоцикла, поэтому я не буду вдаваться в подробности в этом месте.

Обращу внимание на один момент. На 990 часто вместе с гайками выпускных патрубков выворачиваются шпильки. Долгое время, в условия отсутствия хорошего шпильковерта, я заворачивал их руками на глаз, а тут решил сделать «как правильно».

Вот результат:


Это трещина. Короткая, ушедшая после извлечения шпильки, но ни разу не приятная.

Разумеется, я крутил шпильку по моменту и получил трещину до срабатывания динамометрического ключа. Теперь сравним старую и новую шпильки:


В шпильковерт вставлена старая шпилька, которая жила в моторе, рядом лежит новая. У них одинаковые номера, одинаковый размер, но борт посередине разный. Борт старой шпильки выполнен ступенькой — он упирается в голову и на этом процесс останавливается. Моя версия заключается в том, что новая шпилька имеет клиновидный центр — он уходит в голову и при затяжке по моменту рвет стенку.

Что мы имеем: мотоцикл, вокруг которого осталось поплясать 3-4 часа и проблему, которая сулит нам разборку и повторение всего того же, но на другой голове. Печаль моя не знала границ, я взял таймаут на размышления.
Мысль такова: старый колодец использовать в текущем виде нельзя — высока вероятность, что от вибраций и нагрева/охлаждения под нагрузкой трещина поползёт дальше. Снимать и заваривать — долго и сулит разборкой мотора, а в случае неудачи — заменой головы.


Выворачиваем шпильку, берём высокотемпературную эпоксидку для глушаков и замазываем ей место трещины. Линия на фото — не трещина, а прокладка «цилиндр — голова».


Пластина патрубка держится на двух шпильках, но отверстий в голове четыре. Уж не знаю, закладывались ли инженеры на подобную ситуацию или просто на других мотоциклах с этим мотором используется другая пара, важен сам факт — она есть, но в ней нет резьбы. Берём метчик и нарезаем новые. Проблема пофикшена, можно собирать дальше.


Днем позже Слоняра заведётся, на следующий день я поеду с друзьями на шашлыкинг, а еще днём позже начнётся мой первый в этом сезоне дальняк на нём, но это уже совсем другая история.
А эта заканчивается так: из поездки он вернулся в гараж своим ходом, с 7000 на одометре от момента сборки, без каких либо проблем. Жор масла ушел — за 7000 он съел примерно 850 грамм масла, что составляет примерно 120 гр/1000 км — примерно столько он жрал всегда.

Такие дела.

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
0
doloto
Пост зачетный. Сколько на всю возню ушло времени и денег, если не секрет?
+2
rassel_msk
Мотоцикл не ездил с конца ноября по начала июля. За это время я успел покопаться в другом таком же мотоцикле(не моём), покататься на GSA и EXC, заняться ремонтом квартиры и еще много чем. В общем, если скажу, что я торопился — совру(хотя под конец торопился, конечно).

Сейчас, когда работа закончена, если бы меня спросили «а если бы снова пришлось?», то я бы ответил: «при наличии запчастей и зная, как надо — дней 8-9».

1-2 полных дня в гараже на разбор до состояния «голова снята»
3-4 дня голова проведет в сервисе
2-3 дня полных дня на сборку
(все сроки указаны с расчётом на «дышим ровно, не упарываемся»).

Это, что касается времени. По деньгам, полагаю, тысяч 15(если не считать инструмента) на детали и еще тысяч 15 на инструмент(динамометрический ключ с большим моментом для маятника, метчики, съёмник мотора, обжимка для хомутов).
+5
Guse
Чтоб вы все делали без Клуба Трудолюбивых Механиков? покупали бы всякие другие мотоциклы и ездили на них с грустным лицом не лазия унутрь. А так вот все собрались компактно у одного производителя и видно опять же сразу издалека — оранжевые.
+3
rassel_msk
Да-да, куда же без шутки про клуб. :) Именно над подобными высказываниями я ржал, когда GSA подо мной внезапно отверг кардан в 1000 км от дома: «не тот мопед назвали KTM`ом» — шутили мы с владелицей стоящего рядом 990. :)
+6
Guse
Я щетаю хорошая же шутка ))), добрая.
А ты нарушил сразу два первых правила гусеводов — «не говорить про кардан» и «никогда не говорить про кардан» )))))
0
moto_vet
кто-то сказал кардан?
+7
Guse
тсссс… расслабьтесь, закройте глаза. Вы едете по автобану. подшипник редуктора не гудит, он исправен. тишина. безмятежность.
0
Nikityza
Поясните шуточку про кардан, просто я из деревни, и не понял юмор. Часто ломается что-ли?
0
moto_vet
Гусь не ломается, никогда.
0
rassel_msk
Кардан — больное место R1200GS/GSA. Проблема эпизодически возникает на всех мотоциклах, выпущенных за последние 10 лет(к слову, за это время сменился мотор с воздушного на водяной, проблема видоизменилась, но не пропала).

Кому-то везёт и мотоцикл живёт вечно, кому-то — нет и они попадают на дорогостоящий ремонт. Из-за цены ремонта и внезапности отказа у многих надежность оппозитных BMW вызывает массу вопросов, хотя ведущие собаководы сходятся во мнении, что если узел инспектировать раз в 20-30 т. км. — никаких проблем он не доставит.
0
settler
У тебя первого я прочитал, что кардан может ломаться/клинить. Это первый раз за 5 лет владения и чтения форумов.
0
settler
Если не следить за состоянием двух гофрированных кожухов (резинок) на «качающийся рычаг заднего колеса» (то где проходит кардан), то туда попадает грязь, вода и получается плохо. В общем нужно постараться.
0
BigMan
Клуб Трудолюбивых Механиков на марше)))
0
Korenb
так а какие причины жора масла, чет непонятно
0
ihter
Хороший пост, плюсанул, но всеж с клапанами вы ошиблись, они стальные. Уже очень давно клапана делают, из нескольких частей, тарелка чаще всего жаростойкая «нержавейка» с высоким содержанием лигатуры (а такая «нержа» к магниту не липнет :) ), а стержень из сталей с меньшей лигатурой и попроще (а она уже может магнитиком браться, хоть и попроще, но тож «нержа»), А титан вооообще не магнитный, и его легко определить по искре, белая совсем. Вот. А, так молодец, жду еще постов :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, KTM 990 ADVENTURE 2011, 1л масла на 1000км: причины и последствия. Часть 2.