Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Sanchez_RSC → Рожденный летать ползать не может.

Так исторически сложилось, что мотоциклы всегда были близки с самолетами и авиацией в целом. Люди в теме никогда не скажут “водитель мотоцикла”, зато термин «пилот” стал общеупотребительным в мотосообществе. Дикие скорости, наклоны при маневрах, ветер в лицо, шлемы на голове, комбинезоны на теле… Да что там говорить – кто скажет, что между ними нет ничего общего – пусть первый бросит в меня камень.

Не удивительно, что многие люди, посвятившие себя небу, по земле передвигались на мотоциклах. Многие известные авиаторы и даже космонавты (Пит Конрад, например) были мотоциклистами. Это многие знают. А вот знаете-ли Вы, что гениальный советский учёный-конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики, одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения, полковник, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР Сергей Павлович Королев тоже был «из наших”?





Все проанализированные мной источники сходятся в том, что Королев начал ездить на мотоцикле в 1930 году. В известной книге П.Т. Асташенкова “Академик С.П. Королев» описано следующее:

“В 1930-1931 гг., в период напряженного творческого труда, учебы, полетов Сергей Павлович познакомился с идеями К. Э. Циолковского о реактивном движении, о космонавтике. Они поразили его воображение захватывающей новизной, необычностью, удивительной смелостью. Захотелось узнать о них поподробнее. И он засел за изучение трудов Константина Эдуардовича, других ученых, хотя времени было более чем в обрез: он работал на авиазаводе, учился в летной школе, строил планеры. До предела сократил время на сон, для разъездов завел мотоцикл и на огромной скорости носился с завода в МВТУ, из МВТУ на аэродром, с аэродрома к месту постройки планера.”

Дочь великого конструктора, Наталья Королева в своей книге «Отец” развивает тему:

“2 ноября в авиационной секции Центрального Совета Осоавиахима СССР С.П. Королеву вручили пилотское свидетельство N 12, удостоверяющее, что отцу присвоено звание пилота-парителя и он имеет право совершать полеты на всех видах планеров. Этим документом отец очень гордился. После успеха на VI планерных состязаниях планера «Коктебель» отец решил сконструировать планер для высшего пилотажа и предложил С.Н. Люшину проектировать его вместе.

Когда чертежи планера были закончены, приступили к постройке. Строили там же на Беговой, где и годом ранее «Коктебель». Отец пригласил со своего завода нескольких столяров и слесаря — они работали вечерами и в выходные дни. Для перевозки материалов он купил мотоцикл «Дерад» с коляской и 16 августа 1930 г. вступил в Автодор — Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР. На этом мотоцикле он привозил с завода изготовленные там металлические детали. Закончили сборку планера в конце августа.”


Судя по всему, речь идёт о немецкой марке мотоциклов “D-Rad”. Короткая заметка в английской википедии гласит, что “D-Rad” это немецкая фабрика, расположенная в Берлине (Шпандау). Изначально фабрика была оcнована под торговой маркой “Star”, но в 1923 была поглощена Deutsche Industrie-Werke и переименована в “D-Rad”. Далее произошло слияние с NSU Motorenwerke, после чего в 1933 году было решено закрыть производство мотоциклов “D-Rad”.

В книге журналиста Ярослава Голованова “Королев. Факты и мифы» более подробно рассказывается про историю первого мотоцикла Королева:

“…Невольно подражая в мелочах своему авиационному наставнику Дмитрию Кошицу (летчик-инструктор, который учил Сергея Павловича управлять самолетом), Сергей купил мотоцикл и вступил в общество «Автодор». В то лето черно-зеленый «дерад» с коляской (у Кошица, правда, был «харлей») здорово выручал своего хозяина. На мотоцикле Королев ездил на работу, оттуда в мастерские, на склады, грузил в коляску части металлических конструкций, фанеру, различные детали и материалы…

….

…Все это происходило как раз летом 1930 года, когда Сергей Королев гонял по Москве на своем мотоцикле в поисках болтов, трубок, перкаля и прочих драгоценностей. Пока все устанавливалось, утрясалось и размещалось, он и строил планер и авиетку….”


Нигде в источниках я не нашел указания конкретной модели мотоцикла, но судя по коляске и описываемым годам, речь может идти о моделях D-Rad R0/4, R0/5 (1925г.в., 500cc) или R0/6, R0/9 (1928г.в., 500сс). Несмотря на солидный объем двигателя мощность таких мотоциклов колебалась всего от 8 до 12л.с., а максималка — от 90 до 105км\ч, в зависимости от модели. Марка существовала недолго, информации о ней мало, поэтому лично мне точно не удалось установить модель мотоцикла Королева. Если эту статью читают более сведущие в ретро-мотоциклах люди – буду признателен за Ваши соображения по этому поводу в комментариях. Тем не менее, в интернете мне удалось найти фотографии именно черно-зеленого D-Rad с коляской, модель R/04 1927г.в., которые Вы видите ниже. Возможно, что такой-же мотоцикл и был у Королёва.




В книге Голованова, также, описана поездка летчика-инструктора Кошица и Королёва в Коктебель. Ликуйте, “харлееводы”! Документально зафиксировано, что великий Сергей Павлович как минимум однажды пилотировал Вашу “икону” на Крымских серпантинах:

“… Из Феодосии они ехали на «харлее», который Кошиц привез с собой в Крым. Сергей – за рулем. Обгоняли можары с планерами: слет обещал быть большим, заявки в Осоавиахим прислали 18 организаций. Сергей увидел Коктебель и заколотилось сердце. Как теперь любил он это место! Насколько красивее оно слащавой Алупки!..”


Обратите внимание, что Королёв ехал за рулем «харли» своего друга Кошицы. Так и представляю этот, скорее всего и вправду имевший место быть, разговор:

«Димон, ну что ты ломаешься? Дай порулить Харлеем, я давно мечтал его попробовать!» ;)



По видимому, с тех пор мотоцикл надолго стал основным личным транспортом Королёва:

“…Черановский слушал этого крепкого румяного парня и улыбался. Королев ему нравился. Он приезжал сюда со своим другом на мотоцикле и учил ребят летать….”


В книге Голованова есть упоминания и о продаже “D-Rad" Королева. Зимой 1941 конструктор заболел тифом, после которого у него начались серьезные осложнения со здоровьем. Из-за последующих финансовых проблем верный мотоцикл ему пришлось продать своему другу и единомышленнику Петру Фролову:

“Королева временно перевели на инвалидность: такой долгий бюллетень не оплачивался. Денег не было, не у Гри же занимать?! Продал Петру свой «дерад». И Петру не повезло: сломал руку, тоже сидел дома.”

Какой следующий мотоцикл был у Сергея Павловича и был-ли вообще мне установить не удалось. Вообще, когда начинаешь собирать информацию про мотожизнь великих людей прошлого сталкиваешься с катастрофической нехваткой информации на эту тему. То-ли “скучные и правильные» биографы считали это увлечение несерьезным и несущественным на фоне общих заслуг описываемой личности, то-ли это не вяжется с образом “серьезного человека”… Но факт остается фактом: информации о Королеве-мотоциклисте и его байках осталось исчезающее мало. Тем не менее, даже то, что дошло сквозь пыль архивов, доказывает – Королев много ездил на мотоцикле и, как и все мы, попадал на нем в смешные приключения, о которых так весело потом рассказывать в кругу друзей.

В вышеуказанной книге Трунова описана забавная история, однажды приключившаяся со знаменитым конструктором:

“В те дни Сергей Павлович был весело возбужден, двигался бодро, молодцевато, хотя и подчеркивал, что ему уже пятьдесят четыре. В тот памятный день он вспоминал веселые эпизоды из своей молодости. Как-то, катаясь на мотоцикле, он наскочил на столб и угодил в кювет. При этом бриджи располосовались почти до пят. Расстроился: как до дому доберется? В это время к нему подошла группа солдат во главе с сержантом. Вытащили из кювета мотоцикл, осмотрели — ремонт требуется небольшой. Сказали: «Зайдёмте пока в чайную». Сергей Павлович сконфузился. «Ничего, за столом в угол сядете». — успокоил его сержант. Делать нечего, зашли в чайную. Вдруг сержант заметил: «Да у вас бриджи порваны! Разрешите заштуковать?» — «Но как?» — «Снимайте!» — «За столом?» — «Мы вас прикроем скатертью». Настоял на своем: заставил снять бриджи и унес их. Оказывается, до войны он был портным и так заштуковал брюки, что еще долгое время их можно было носить.”

Представляете? Человек, по инициативе и под руководством которого был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина, после мотоаварии сидит без штанов в чайной, пока ему зашивают “экип”(!) Ну это же просто канонические веселые мотобудни! ;) И ведь человек спокойно рассказывал об этом. Какой пафос? Какой гламур? Какие понты? Как-же смешны и убоги на этом фоне “надувания щёк” современных знаменитостей, которые до смерти бояться показаться смешными или недостаточно важными!



А вот еще история, происхождение которой не удалось установить точно. Возможно, это просто байка, но она много где упоминается в связи с именем Королёва. А ведь дыма без огня, как известно, не бывает:

«Однажды, когда Королёв куда-то спешил, мотоцикл сломался. С трудом конструктор тогда добрался до города. Весь промерзший, голодный, Королев зашел в булочную у дороги, купил сдобную булку и тут же, сидя на тротуаре, съел ее. Спустя много лет Главный конструктор возвращался с совещания и маршрут его пролегал мимо старой булочной. Королев попросил персонального водителя остановить машину. Зашел в булочную… Прохожие с удивлением смотрели на солидного, хорошо одетого человека, сидевшего на тротуаре с булкой в руках рядом с шикарным автомобилем «ЗИМ»…

Вот такие неожиданные подробности биографии великого человека… Он был “из наших”, но даже если-бы это было возможно — язык не повернется фамильярно бросить личности такого масштаба наше обычное: «дай пять, бро!”. Поэтому, я просто склоню голову и немного помолчу в знак уважения и отдавая дань памяти конструктору, открывшему человечеству дорогу к звездам, и заядлому мотоциклисту по жизни — Сергею Павловичу Королёву…

Комментарии (36)

RSS свернуть / развернуть
+6
Valent03
Если в голове есть мысли, мотоцикл помогает их свободнее мыслить. ;)
+3
VladimirKawa
По моему даже в фильме «Укрощение огня» отмечен факт любви Гл.Конструтора к мотоциклам. Он подарил своему сыну из фильма не что-то, а МОТОЦИКЛ.
+2
Sanchez_RSC
Вот уже после публикации поста нашёл тут на БП статьи про D-Rad. Кому интересно, в продолжение темы: bikepost.ru/blog/retro/10732/%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB-d-rad-ro6-1929.html
+6
leonid8185
Если бы Сергей Павлович знал, что на моторесурсе напишут про него как про Мотоциклиста я думаю он бы подарил нам больше фоток.
+2
Sanchez_RSC
Не говори! :) С ПРИСТРАСТИЕМ искал хоть одну фотографию Королёва на мотоцикле — безуспешно :(
Зато очень радовался, что нашёл совместную фотку с его мотобратаном, харлееводом Дмитрием Кошицей.
+1
leonid8185
Это редкие кадры, ввиду того что не было как сейчас гаджетов, камер в каждом чайнике, фото на пленку получилось или нет проявили или нет, а вот что опубликовали для огласки, тех еще меньше.
Надо попробовать поискать записи где Сергей Павлович был на испытаниях, возможно там проскочит мотоцикл.
+5
z18xer
Вообще, когда начинаешь собирать информацию про мотожизнь великих людей прошлого сталкиваешься с катастрофической нехваткой информации на эту тему. То-ли “скучные и правильные» биографы считали это увлечение несерьезным

не в биографах дело, просто мотоцикл не был тогда увлечением, это был простой транспорт. Недорогой и доступный.
+2
Sanchez_RSC
С одной стороны да, с другой стороны в моей серии ЖЗМ :) уже описывались Лоуренс, Устинов и Королев. Не думаю, что конкретно у этих людей не было возможности ездить на личной машине. Да и мелкие детали, типа поездки в Коктебель на чужом харли показывают — транспорт-транспортом, а всё-таки вштыривало и доставляло удовольствие. Как не крути. ;)
+1
Sanchez_RSC
Да, еще обратите внимание, что у разных биографов проскальзывает: «на огрмоной скорости носился», «гонял» — то есть любил скорость.
+7
z18xer
В 30-х видимо личную машину еще не заслужил. Смотри, это мы тут такие все мотоциклисты, романтики, рыцари дорог и любители острых ощущений. А в СССР миллионы мотоциклистов тупо возили сено и навоз в своих колясках. И ни о каких байкпостах и не мечтали. Так что мотоцикл был банальным ТС, промежуточным этапом между велосипедом и автомобилем.
0
Sanchez_RSC
Ты во многом прав, безусловно. Тогда моц еще был просто транспортом. И вся эта байкерская движуха началась уже сильно после второй мировой. Но я никогда не поверю, что Королёв (который помимо того, что был конструктором, еще был и неплохим летчиком) не получал удовольствия от скоростных прохватов на моце ;)
+1
z18xer
Но я никогда не поверю, что Королёв (который помимо того, что был конструктором, еще был и неплохим летчиком) не получал удовольствия от скоростных прохватов на моце ;)

та что ему твой моц, если он был настоящий летчик, а не в переносном смысле, там адреналина на порядок больше ))
хотел бы гонять, снял бы коляску, а так чисто утилитарное ТС.
0
qwergsxr
Круче авиации ничего нет это точно.
0
Sanchez_RSC
И да, про поздний СССР тут есть посты уважаемого Odin_iz75g. Который немного опровергает версию про советских мотоциклистов с люльками, полными сена и навоза и «просто транспорт». ;)
+1
Asfaltero
Думаю, что в тот период сено и навоз все-таки возили на телегах, а мотоцикл был чем-то довольно крутым…
+1
Fhh
золотые слова :)
просто транспорт.
+1
Bruner
Да и в более поздние времена семьями на мотоциклах с колясками ездили. Да и сейчас думаю в глубинке ездят.
+1
D503
Согласен с пилотом в мотогонках, но жутко бесят «пилоты» на дорогах общего пользования.
0
Sanchez_RSC
Бесись, не бесись — а термин общеупотребим. Английское «rider» не очень прижилось, «байкер» — для цивилов и журналистов, для которых любой чел на моце — байкер. А вот «пилот» в значении «человек, управляющий мотоциклом» общеупотребимо везде.
+2
D503
Вот-вот, я и говорю, что «пилотами» называют себя лишь сами мотоциклисты.
А для всех остальных, кто не в теме, — они кто угодно, но не пилоты)
0
rawmeathunte
Для остальных «пилоты» = «хрусты».
0
leonid8185
А как звали персонажа из «Покровских Ворот» который гонял на ИЖаке?
Он вроде бы упивался тем что он гоняет на мотеи отнюдь не с коляской.
+2
z18xer
Мотоциклист Савранский
0
leonid8185
Во точно
Так вот он своим мото был горд
0
ilia040102
если что, там был не ижак… смотри внимателнее…
+2
Salam
Думаю, что многие успешные люди любят/умеют/хотят рисковать, а «мотоциклизмЪ» — это одно из наиболее рискованных повседневных и принятых в обществе занятий.
+2
qwergsxr
Вы заблуждаетесь.
+1
rawmeathunte
Люди в теме никогда не скажут “водитель мотоцикла”, зато термин «пилот” стал общеупотребительным в мотосообществе.
Я говорю, про нормальных людей, управляющих мотоциклами, «водитель» или «мотоциклист». Термин «пилот», если он применяется в отношении двухколесных на общих дорогах (а не на треке), мне режет слух также как и «хруст». Эти слова означают индивидуума, склонного к самой большой глупости, а именно риску для жизни не ради рекорда, но ради тщеславия.
+1
TermoSINteZ
еще рекомендую почитать книгу «Постскриптум». Автор Раушенбах Борис Викторович. Был одним из основоположников российской космонавники, академик, работал с Королевым. Не так известен как Королев, но тем и интересен.
Много интересного пишет про себя, про Королева про СССР и про те времена.
+1
MsKaa
Я восхищаюсь Королёвым, великий был человек. И столько после себя оставил, его наследие до сих пор людей в космос доставляет. Спасибо за хорошую статью, с меня два плюса. :)
+1
Sanchez_RSC
Спасибо! Сам был удивлён. История про бриджи отдельно повесилила. Ну ведь правда такие дурацкие ситуации случались почти у каждого во время мотожизни. Особенно часто веселая хрень приключается в дальняках, почему то.
+1
SNOODY
Люто плюсую! Сам в ВВС проходил службу, и преподаю в школе кружок Историю авиации и космонавтики))
0
Sanchez_RSC
Вот! Авиаторы и моцы всегда были связаны почему-то.
+1
Novs
Спасибо за пост, бро! ;) +
0
Sanchez_RSC
Спасибо за отзыв, бро! :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Sanchez_RSC, Рожденный летать ползать не может.