Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. bipbip → Грунтовка-тур на VFR800 по Алтаю

Без лишних рассуждений сразу к делу. Поехали мы с напарником на Алтай. Отчетов по этой теме много, фоток хватает, по Чуйскому тракту ездил каждый третий байкер, поэтом не буду рассказывать обо всей поездке. Хочу рассказать о том, как я двигался на своем VFR800 по грунтовым дорогам Алтая и что из этого вышло. Так что прошу под «cut».

Ахтунг, многа букав.

Итаг. Начитавшись отчетов, решили свой маршрут по Алтаю закольцевать – Чуйский тракт, затем до южного берега озера Телецкое, переплыть его, с северного берега снова в Горно-Алтайск, а оттуда в обратный путь.

Таким образом, нарисовали следующие путевые точки.
Туда. Красноярск – Новокузнецк – Целинное – Бийск – Гоно-Алтайск – Акташ – Улаган – Балыктюль – Балыкча – Телецкое (южный берег).

Карта туда

Обратный маршрут в процессе изменили и пошли по-другому:
Артыбаш – Таштагол – Новокузнецк — Кемерово – Ачинск – Красноярск.


Карта обратно

При планировании маршрута я знал, что часть дорог будет грунтовых (гравий, камни, глина). Но ведь каждый байкер в душе герой. Так и я, вспомнил старую добрую поговорку «Кто ссыт, тот гибнет», и не засцал. Но вот горя с этими грунтовками я хлебнул полный горшок. Можно и на Дакар теперь )) Своим постом я хочу показать, что в жо_у далекие дали можно добраться не только на Трансляпе, Африке или Гусе, но и на простом Выфере с дорожной резиной. Правда на Выфере все проходит гоооорааааааздо веселее ))

Первый участок гравия.

Он начинается примерно от п.Целинное и продолжается практически до самого г.Бийска. По расстоянию около 80 км. Как оказалось – это еще хорошая гравийка. Местами проглядывает асфальт. (Объективности ради стоит сказать, что и до п.Целинное попадались кусочки гравия, но они совсем короткие). Фотать особо было некогда, примерные фотки покрытия дергал из инета, да будут не в обиде на меня их авторы. Мелкие камушки, песочек, особых ям нет. Но и ехать быстро по ней не получается, ибо: во-первых, дорога вся в волнах. Как от гусениц. Мелкие такие, противные волнишки. На них начинается жуткая тряска, как на стиральной доске. Мой напарник был на В-Штроме, поэтому он давал газу, набирал скорость 60+ км/ч и улыбался. Я же глотал пыль, потому что, во-вторых, по такому покрытию больше 40-50 км/ч на Выфере мне ехать было ссыкотно. Мелкие камушки, из которых состоит дорога, перестают держать широкое колесо с асфальтовым рисунком (Мишлен Пилот Роад 3 на 180). По личным ощущениям ты не едешь, а плывешь по камушкам и песку. Любое неверное движение, резкий маневр – и ты на боку. Поэтому по прямой я давил 60+, но на поворотах, ямках и т.п. сильно сбрасывал. Еще до поездки договорились, что лучше медленно пройти весь маршрут, чем быстро и красиво разложиться. Средняя скорость на участке составила около 30 км/ч. Ехать можно, просто долго и нудно. Участки стиральной доски старался проезжать по краю дороги, там их меньше, в основном они на накатанных колеях. Асфальт почти везде хороший, но есть длинные разбитые участки. Также встречаются внезапные и коварные, как снег зимой для коммунальщиков, огромные ямины в хорошем асфальте. Очень неожиданно. Топишь себе, а тут куяк и хомяк.

Поэтому смотрите на знаки, там они полезны. Третье место в рейтинге отстойных грунтовок – гравийка с мелкими камушками и стиральной доской.


Участок второй.
Собстна, осев на Чуйском тракте, стали думать, а стоит ли вообще ехать на оз.Телецкое, если я двигаюсь по гравию 30 км/ч, ибо второй участок гравия около 150 км. Но слабоумие и отвага взяли верх над логикой и опасениями, которые ссаными тряпками были загнаны вглубь сознания, откуда больше и не выходили.
От п.Акташ, где есть нормальные заправки с 95м бензином, начинается ромашка: гравий/асфальт, асфальт/гравий. Гравий нормальный, также встречается гребенка (стиральная доска). В целом до п.Улаган доезжается хорошо. В Улагане тоже есть две заправки, 95й бензин также присутствует.

В Улагане есть указатель «На Телецкое», дорога туда одна, заблудиться нереально, всецело грунтовка.
Там уже интереснее. Камни на дороге становятся крупнее, ямы глубже, лужи больше, а грязь вкуснее. Сама дорога становится узкой, траффика почти нет, но в одном месте на перегибе дороги нам на встречу выскочили джипперы, причем мы друг друга не видели (были с разных сторон холма). Разошлись почти впритирку, но без происшествий.
Есть такое


Бывает там такое


И даже вот такое красивое озерцо.


Так вот, второе место в рейтинге плохих дорог у меня занимает грунтовка с крупными камнями. Они торчат из земли достаточно кучно, выступают примерно на 3-7 см., объезжать невозможно. Поэтому трясет страшно, скорость падает очень сильно, необдуманные действия грозят пробоем подвески. Ехать сложновато, вариантов не много – просто сбавляешь скорость и крадешься максимально аккуратно. Такая дорога в разных ее вариациях до самого перевала Кату-Ярык.

Кату-Ярык.


Это просто песня, а не перевал. Алтайская. Красивая, но тяжелая для исполнения моим верным конем песня. Виды там просто классные. Очень масштабно и эпично. В полной мере понимаешь, что ты песчинка, а никакой не царь природы. Спускаться с перевала достаточно просто – обычная гравийка, есть крупные камни, но они легко объезжаются. Есть рытвины, следы ручьев, но тоже решаемо. Главное правильно работать тормозами и не спешить. Весь спуск занимает минут пять, может и меньше.



Есть и те, кто не доехал. Но, видимо, было это давненько.

Кстати, местные на перевале жарят и продают шашлыки из марала. Ничего так, но жестковато мясо.

Участок третий.
От перевала Кату-Ярык по руслу реки Чулымшан до озера Телецкого. Это самый хреновый участок. Сначала он кажется тебе даже хорошим – ровная гравийка, есть гребенка, но в целом терпимо.


Вокруг горы и долина реки. На горах лежат облака, по долине скачут коняшки. Крысота, короче.



Но позднее начинаются крупные камни и ямы. Камни как торчат из под земли (писал выше), так и представлены в виде дорожного покрытия. Скорость очень низкая. Трясет, колбасит, кидает, болтает, швыряет, заносит и т.д. и т.п. По дороге два или три раза стоят заборы и ворота – это чтоб кони не разбегались. Ворота без замков, открыл, заехал, закрыл за собой, поехал дальше. Поскольку шли дожди, частично дорога перемыта, надо объезжать, пути объездов накатаны. Местами через дорогу текут ручьи и мини реки, глубиной до 30 см. Их приходится форсировать, лично я в такой ручеек наступил, чтобы не упасть, когда понесло зад на камнях. Ноги промочил. Много луж и грязи. Ехать тяжело. Но это просто дожди шли, на сухую, думаю, легче будет.

Типа такого вот там




Но самый адов ад, просто дорожное днище началось сразу за п.Балыкча. Там дорога – песок с глиной, землей и, похоже, вазелином. В Балыкче мы оказались уже ночью, часов в 11. Было темно. Очень темно. Напарник шел впереди, смотрю, стопак нарисовал параболу. «Чёзанах», думаю, «дорога, вроде, нормальная». Начинаю подъезжать ближе к месту падения, просто как на масло заехал. Перед в одну сторону, зад в другую, крч, тоже лег. Благо, спидометр показывал режим «пешком», повреждений никаких. Подняли Штрёма, стали поднимать мой – ноги просто за землю не цепляются, едут, скользят, буксуют. Мот, соответственно, тоже просто катится на боку по этому аццкому маслу. Минут через 20 появились местные, помогли поднять, обрадовали тем, что дорога до Телецкого везде такая, но осталось немного. Эти последние километры были очень тяжелыми. Примерно 10 км. ехали дольше двух часов. Приложились еще по разу, ночь, ничего не видно, тем более по сторонам, дороги расходятся, сходятся, х3 куда ехать. Покрытие разбито, колеи от тяжелой техники, лужи, грязь. Штрем умудрился застрять в колее, но выехал сам. Днем это все заняло бы гораздо меньше времени. По сухому еще меньше.

Примерно такие дорожки


Так что первое место в рейтинге плохих грунтовок занимает мокрая глина с песком. Однозначно.

База «Кырсай», оз. Телецкое.
«Кырсай» переводится как гора песка (в том месте коса песчаная, поэтому так назвали). База ничего так, домики разного класса, столовка, баня. Свет от дизеля. У местных есть ГАЗ-66 с будкой, а также маленький прогулочный катер.
Никак не реклама



После ночного месива


Рядом есть еще одна база, чуть попроще. Еще до выезда на маршрут мой напарник нашел телефон паромщика, созванивался с ним. Тот обещал, что будет ходить от северного до южного берега регулярно – каждый день или через день. С мотоцикла берут 4 килорубля. Всю дорогу звонили паромщику, чтоб договориться о перевозке – не брал трубку. На базе у местных выяснили, что паром ушел вчера, больше не придет, так как нет спроса. Ну йобушки-воробушки. Как быть-то? Бенза у нас на обратный путь не было, снова повторять весь маршрут, но назад, желания было еще меньше, чем бенза. Поэтому стали думать. Местный алтаец Карл Петрович (Да, да, это был Карл ))) свел с владельцем катера с северного берега (номерок дал, помог договориться). Катеровод сказал, что вышлет за нами судно за 20 т.р. Сторговались на 17 тр., катер вышел. Это оказался КС100Д, 1986 года выпуска, под названием «Братан». Братан, Карл!!! ))) Крч, этот братан в лице кэпа и его помощника причалил прямо к берегу, скинул трап из трех досок, велел нам заезжать. А палубы у него как таковой нет – большую часть занимает люк дизеля и технические люки.

Выглядит это примерно вот так. Только наш был без бочек и на корме ограждение


Места в обрез. Заехали по трапу на корму – сначала Штрём. Развернули его боком (тупо руками на одном месте). Заехал Выфер. Его также развернули. Все это дело замотали веревками и двинулись в путь.


Телецкое мы переплывали около 6 часов. Посреди озера КСку начало трясти и колотить, она тут же заглохла. «Ну все, думаем, приплыли». Оказалось, в винты набились ветки, а технический люк перекрыт мотаками. Хорошо помощник капитана был тощий и юркий, пролез в приоткрытую щель люка, совершил колдовской обряд, извлек ветки и наш шайтан-бабай Братан поплыл дальше.


На северный берег пришли ночью. А там все заново – пирс выше борта, моты толкать и только жопами вперед, ибо развернуть на катере их нереально. Кое как, при свете фар машины нашего кэпа, мы их вытолкали на берег.

Участок четвертый.
Переночевав на северном берегу Телецкого, решили поехать домой через Таштагол. До п.Турочак асфальт, а дальше гравийка, примерно 100 км. Поскольку на тот период мой зад уплотнился до состояния броневой стали, а яйца напоминали полированный гранит, покрытый седыми волосами, я решил, что теперь 100 км. гравия для меня – это пыль для моряка. Гравийка там достойная, с моей любимой стиральной доской, иногда крупные камни. В целом, ничего необычного. Средняя скорость около 30 км/ч, прошли участок за 3 часа. Дальше асфальт.



Итог.
В принципе, все это можно проехать и на Эрадине. Но только тем, кто любит боль. VFR показал себя прекрасно – пробоев подвесок не было, колеса не проколоты, ничего не отвалилось, не сломалось, ни грамма масла на съедено. Из технички – только растянутая после сложного участка в районе Кату-Ярыка цепь. И по старинной русской традиции хитрый ключ для ее натяжки я оставил дома. Но подручными средствами, с матами, цепь натянули. Получил ли я удовольствие от гравийных участков? Скорее да, чем нет. Но это было на грани, когда удовольствие от езды часто переходило в из//ё/п. Неудобства от езды компенсировали виды и природа. В целом, по 10 балльной шкале отстоя, езда по гравийке на VFR занимает примерно 5 место. Все-таки этот мотоцикл в полной мере раскрывается при прохватах на дальние расстояния по хорошему асфальту. Гравий и грунтовки – не его стихия. Но он едет. В каких-то отчетах о данном маршруте я читал, что парням на этой дороге было тяжело на Трансальпе. Ну даже не знаю…
Так что смелее, думаю, почти любой дорожник осилит этот маршрут и подарит вам незабываемые впечатления от дикого Алтая. Всем, кто осилил чтиво, спасибо.
  • bipbipbipbip
  • Роман Куз
  • 19 июля 2016 в 11:11
  • 11
  • оценка: +82

Комментарии (43)

RSS свернуть / развернуть
+6
coocos
Спасибо за отчет. Надо ехать на Ебре. =)
+3
bipbip
Вот на Ебре ты там реально король будешь. Местные гоняют на китайских классических мопедиках и малокуботурках типа Рэйсер. Колесики там узкие, но при этом нормального диаметра. Мы в районе р.Башкаус (на фото есть) встретили местных, помогли им накачать колесо. Так вот они на своих сраных мопедках пыжили по этим дорогам быстрее нас, мы догоняли.
+2
ushakov_ivan
мы встретили семью на ёбре, а сами проехали вдвоём на одном выфере по тому же маршруту, но в другую сторону. Попозже сделаю отчёт, пока руки не доходят
0
coocos
Семья на одном Ёбре — вот это сурово. Помимо того что вдвоем он совсем еле едет, так еще и вещи некуда складывать.
0
plastilinko
заблуждаетесь, нормально продуманный список вещей и багажная система решает, тем более габариты у ебра средние по палате ;)
+1
armatamanu
отличный отчет, юморной слог ))
+4
pahomius
Отлично написано. Сам буквально на этих выходных занимался ездой по этим чертовым гравийкам. Ощущения один в один :)
+2
bipbip
Ага. Сложно, но можно. Красота Алтая требует жертв. Главное, что я вынес из поездки, можно и на Выфере говна месить. Но в меру ))
+1
Vampir4ik
Топите, Александр, топите. Главное — не ссать.
А вот глины и грязи я и сам боюсь страшно.
0
Alex_72
это да… самая веселая дорога) на zzr чесотке шарился в таких бубенях
здесь был ататат

0
bipbip
Штрем хорошо шел. Гравийку глотал только в путь. На камнях потяжелее. А вот в грязи примерно как мой. Резина тоже не слишком лютая была, вес большой — носило по сторонам как бешеную муху. Так что напарник по грязи тоже намаялся.
0
Vampir4ik
По такой грязи только на хард-эндуро нормально будет, мне кажется. На строме даже злая резина сильно ситуацию не спасёт.
0
andrew2002
Спасет, если не бояться газовать. Но чтобы не бояться, нужно тренироваться. На удивление, на тяжелых мотах, грязь и песок проходятся вполне неплохо (до определенного уровня, которого на фото нет).
0
bipbip
Так то да. Но у нас самый сложный участок был ночной. А там сильно не погазуешь. Днем-то штрем хорошо шел, к нему претензий вообще нет
0
andrew2002
Ну там суть не в скорости, а в том, чтобы не бояться ехать с пробуксовывающим колесом, когда мот под тобой танцует. Этому нужно учиться, но те, кто умеет, вполне бодро проходят грязь даже на достаточно шоссейной резине.
+2
Michael13
Вот ведь извращуга. Нет бы взять нормальную турынду :P
+1
bipbip
Тогда бы я не стал извращугой )))
+1
SSony
Во! Теперь я знаю, что я не один такой садомазахист на дорожном мотоцикле по грунтам и бездорожьям до цели добираться! На 300ой нинзе на северном бездорожье тоже весело было.
0
kukanow
ОФигенно
0
Yeti
  • Yeti
  • 19 июля 2016 в 12:29
Молодцы! Хорошая поездка!
(фото осеннего перевала… как бы мягко сказать… НЕ ВАШЕ, но красивое)
0
bipbip
Хы, канешна не наше, я ж писал в посте, что часть фоток покрытия подергал из нета, так как дорогу специально не снимали, а теперь бы пригодилось.
0
Bubo4ka1988
Отлично написано! от души посмеялась при упоминании грязи с вазелином и гранитовых яиц с седыми волосами))
Я эти участки на Джебеле проезжала. Гравийку то он пролетает, как птица, а вот грязь с вазелином забила весь протектор Mitas E 07 и я точно так же страдала, как и вы на дорожниках)
0
The_Spark
Нереально крутая поездка. Я не представляю, как у тебя руки забились после этой поездочки. А я еще очкую в Карпаты ехать, ахаха
0
Mandju
цена перевозки на катере какая то интересная…
0
bipbip
Чего? Дороговато? Или дешево? Нам показалось дороговато, но особых вариантов не было. Да и озеро длинное — 77 км. Эта КСка идет в среднем 10-15 км/ч. Стоит старинный дизель. Понятно, что ребята себе в убыток работать не будут, но в целом, могло быть и дороже ))
0
Mandju
ну может я совсем бомж и все такое, но Дорого как то совсем. Правда я не разбираюсь.
Просто всяческие Транспортные Компании за такие деньги мот в любую точку РФ уж доставят точно)

77 км и сколько там у него горючки ушло… Барыги я считаю)
0
C00per
Сурово… и зачем я турэндуро брал, если всё норм и на выфере)
0
bipbip
Как нормально… Я бы сказал, возможно. А вот на турэндуре нормально )
-2
boris_f4i
Так что прошу под «cut»
А зачем все это пишут?
0
Magpul68
О, следующим летом наконец-то на Алтай, на Выфере ))) подписался на пост )
0
bipbip
Все будет пучем, главное не ссцать )) И погоду посуше выбирать, а то нас каждый день полоскало. И ключик для цепи не забудь )))
0
valeroz
там лучше всего на чекушках эндуро
+2
bipbip
В яблочко. По трассе много тяжелых ездят — гуски, тыгыдымы, трансальпы. В районе Акташа встретили парня на ГОЛДЕ!!! Но я так понял, что он за Акташ, на гравий не сунулся. А по Чуйскому хоть на чем можно. Асфальт там отличный.
А вот уже горах видели 1 раз двуж эндурастов вдалеке. Мы уже спешились, я им руками махал, но парни уехали. Для самого интересного легкие эндуро. По ДОПам там кататься смысла нет, вся красота в горах.
Крч, «Все мы будем на эндуро» ©
0
martini_vfr
Проехал на выфере месяц по южному уралу с полным багажом, по гравийке и грунту 115км. Полностью подтверждаю твое итоговое заключение! Только у меня два прокола, но мотобратство спасало! Выфер-форева!!!
0
bipbip
Выфер жжет, к гадалке не ходи )) Мы с собой брали ремкомплект для бескамерок. Пригодился разок, но не мне ))
0
kukanow
Автор, ты сумму ремонта после такого трипа озвучь! Я когда на этом маршруте FJR увидел с тремя кофрами просто дар речи потерял — это какая-то особая порода мотоциклистов- на спорт-туристах по говнам лазить)) Но круто, слов нет!
0
bipbip
Ремонту 0 рублей 0 копеек. Я ж грю, только цепь чуть вытянулась. Ну хотя на пластике пару царапок лишних появилось, но это так, естественный износ, мать его ))
+1
Zorik
0
bipbip
ОГонь прям. Надо турэнуру брать. Кстати, тоже хотел себе медицинские ящики под кофры приспособить, но потом подзабил че-то…
0
alik96
Тоже вернулся с Алтая на Кавасаки VN1600MS.Убедился что передвигаться можно хоть на чем, и если класс мота не соответствует дороге, то получаешь удовольствие от преодалений трудностей которые сам себе создал.Одна из целеей был перевал Кату-ярык, а именно спуститься и подняться, это было что-то для меня.Хотя ребята на гусях и Африках это не поймут
здесь был ататат

0
medoed
отличное повествование! благодарю.
подскажите, а что за резина у вас стоит ( стояла) на вифере?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. bipbip, Грунтовка-тур на VFR800 по Алтаю