Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Sanchez_RSC → Настоящий полковник.

В сознании массы “цивилов” (простых обывателей) мотоциклисты почему-то часто воспринимаются как люди, в большинстве своем маргинальные. Возможно, многие застряли в прошлом, цепляясь за outlaw-страшилки, пришедшие из-за океана. Или вспоминают наших “рокеров” из 80-х, которые тоже не были образцом благопристойности. Да и сейчас – непонимание и боязнь нашей опасной страсти, отсутствие столь ценимого домоседами комфорта при езде на мотоцикле, просто необычность принципа движения этой удивительной машины… Примитивные люди вообще часто консервативны и отвергают необычное и непонятное им, считая это ненормальным и плохим… Между тем, узость мышления часто соседствует с низким уровнем образования. Иначе бы эти люди знали, что множество действительно великих людей разделяли нашу страсть и тоже фанатели от мотоциклов. Об одном таком человеке мне и захотелось Вам сегодня рассказать…





“Чтобы объяснить соблазн скорости, надо объяснить человеческую природу, но ее легче понять, чем объяснить. Все люди во все эпохи разорялись на дорогих лошадей, или верблюдов, или корабли, или машины, или мотоциклы, или самолеты: все стремились бежать, или идти, или плыть как можно быстрее. Скорость — вторая древнейшая страсть в нашей природе, и нашему поколению посчастливилось, что оно может отдаваться ей за лучшую цену и более массово, чем наши предки. Каждый нормальный человек культивирует ту скорость, которая его привлекает. Я — получаю удовольствие от мотоциклов».


Сказанные выше слова произнес человек, которого признают величайшим героем Великобритании первой мировой войны. Удивительно, но одновременно его память свято чтят и во многих странах Ближнего Востока. Именно ему, во многом, обязано своим существованием целое государство — Ирак. В его честь названа награда, которая вручается с 1935 года “в знак признания выдающихся заслуг в области разведки, исследований и литературы». О его удивительной жизни снято несколько фильмов, один из которых был удостоен 7-ми “Оскаров”. Этот человек из-за своих принципов отказался от предложенного ему рыцарства (через Орден Британской империи в степени Рыцарь-командор) и других высоких почестей. Одни считали его хитрым и расчетливым шпионом-профессионалом, использовавшим арабов в целях великой Британии. Другие — просто солдатом, который своим талантом полководца и личными качествами заслужил уважение “воинов пустыни» и искренне помогал им в борьбе с завоевателями. Его уважали друзья и боялись враги. Его звали полковник Томас Эдвард Лоуренс, хотя в историю он вошёл как Лоуренс Аравийский…


Лоуренс Аравийский.

Биография героя Первой мировой войны и Великого Арабского Восстания (освободительное движение 1916—1918 годов, приведшее к образованию на Ближнем Востоке независимых арабских государств) широко известна и интересующиеся легко могут найти ее в интернете. Скажу лишь, что этот незаурядный человек смог войти в доверие будущему королю Ирака и сплотить племена бедуинов на войну против Османской империи.

Нетривиальная задача для европейца, который на тот момент был всего-лишь лейтенантом британской армии и даже был зачислен в нестроевые части из-за хилого телосложения и небольшого роста (165см). Тем не менее, это не помешало Лоуренсу организовать разрозненных арабов, наголову разбить превосходящие силы противника, взять несколько стратегически важных городов турок, воевавшим на стороне немцев, и существенно помочь союзникам одержать победу в первой мировой войне. В ту компанию он получил 32 ранения…

После войны Лоуренс занимался политикой и дипломатией, писал книги. А еще он был страстно увлечен мотоциклами, и, по видимому, начал ездить на них еще во время войны. Вернувшись на родину из Аравии, он иногда проезжал от 800 до 1000 километров на мотоцикле, посещая друзей, среди которых был и Уинстон Черчилль. Полковник любил «открутить», однажды он даже устроил гонку с аэропланом, бипланом Sopwith. О результатах неизвестно, но сам факт впечатляет.


Полковник Лоуренс на одном из своих мотоциклов Brough superior

После опубликования знаменитой книги «Семь столпов мудрости», он купил свой первый мотоцикл Британского бренда Brough Superior, модель 1922 Mark 1A. С тех пор возникла его долгая привязанность к этой марке и сотрудничество с ее владельцем — Джорджем Брафом (George Brough).


Джорд Браф

Джордж — младший сын Уильяма Брафа, основателя марки Brough. Он долго работал с отцом и будучи профессиональным гонщиком дополнял семейную инженерную школу успехами в мотогонках, став одним из лучших спортсменов Британии (три года занимал первое место в гонке Лондон – Эдинбург). Пути сына и отца разошлись, когда Джордж решил создать лучшую в мире марку мотоциклов премиум-класса, что нашло отражение даже в ее названии: «Brough superior» (superior – превосходный, англ).

Первые пять мотоциклов собрали в 1919 г. в маленьком гараже Уильяма Брафа. Но вскоре Джорж выкупил небольшой участок земли в Ноттингеме, на Гайдн-роуд. Где построил мастерскую и магазин. Джордж создавал модели, на которых хотел ездить сам. Широко используя в конструировании личный опыт профессионального мотогонщика. Этим во многом определялась значительная часть успеха этих удивительных мотоциклов.


Лоуренс и Браф.

Мотоциклы Брафа в 20-е годы успешно выступали в спринтах, горных и трековых гонках. В 1924 году гонщик Берт Ле Вак установил на специально подготовленной 1000-кубовой верхнеклапанной машине абсолютный рекорд скорости для мотоциклов — 191,59 км/ч. Еще раз, для тех кто не понял: 191км/ч в 1924 году!

С самого начала появления марки, модели Brough Superior, называли «Роллс-Ройсами среди мотоциклов». Эта фраза официально использовалась в качестве рекламного слогана после того, как представители Роллс-Ройса внимательно изучили мотоцикл и дали на это свое согласие.


К слову о великих, помимо Лоуренса Аравийского известным ценителем и владельцем мотоцикла компании Brough Superior был и его друг – английский романист и драматург, обладатель нобелевской премии в области литературы, Джордж Бернард Шоу.

Лоуренс приятельствовал с Брафом и высоко ценил мотоциклы его марки: «Вчера я проехал свою 100 000-ю милю начиная с 1922 года, на пяти последующих моделях Brough Superior (в оригинале фраза звучит как „Yesterday I completed 100,000 miles since 1922 on five successive Brough Superiors“ — имеется в виду, что Лоуренс владел пяти моделями мотоциклов, которые сменяли друг друга, когда выходила новая модель. То есть как только появлялся новый Brough Superior Лоуренс покупал его). Спасибо Вам за удовольствие от дороги, которое я получил на них… Ваши машины сейчас такие же быстрые и надежные, как поезда-экспрессы и это величайшее удовольствие (greatest fun) в мире!»


Лоуренс и Браф.

Самая знаменитая модель в истории Brough Superior – «SS 100» (Super Sports), с объемом двигателя в 988куб.см, дебютировала в ноябре 1924 года. Цифры в ее наименовании означали, что она способна была развивать скорость не менее 100 миль в час (160,9 км/ч). Каждый мотоцикл даже снабжался особым сертификатом, удостоверявшим, что эта скорость была достигнута во время испытаний. По современной классификации эту машину можно смело отнести к спортбайкам того времени.


Именно Brough Superior SS100 стал последним мотоциклом Лоуренса. Это был его восьмой(!) по счету байк марки Brough. Лоуренс как-то сказал про него: "…a skittish motorcycle with a touch of blood in it". Эту фразу сложно перевести дословно, но получится что-то вроде: «Живой мотоцикл с примесью крови внутри».

Мотоцикл был оснащен лучшим оборудованием того времени. В частности, у мотоцикла была передняя вилка Castle Brampton, задняя подвеска Bentley & Draper, тормоза Royal Enfield, электрическое оборудование Lucas, карбюратор Amal и спидометр Jaeger, размеченный до максимальной скорости 120 миль в час (190 км/ч).

В основном, такие мотоциклы делались на заказ, и мотоцикл Лоуренса, с регистрационным номером GW 2275, также был кастомным. Полковник был невысокого роста, поэтому помимо вышеперечисленной технической начинки пришлось “подгонять” под пилота и эргономику — сделать заднее колесо поменьше, чтобы занизить мотоцикл. Черный хромированный байк обошелся Лоуренсу в 170 фунтов стерлингов, когда он его покупал в 1932 году.


Последнее фото Лоуренса Аравийского на его последнем мотоцикле

Эксперт по мотоциклам Фрэнк Леви так описывал свои впечатления от мотоцикла Лоуренса: «Таким байком было довольно сложно управлять. Его длина — 8 футов (244 см), о тормозах говорить не приходится, сцепление слабое. Но эту машину делали для человека, который любил мотоциклы и ездил на них по 500 миль (800 км) в день».


Полковник погиб также, как и жил – лихо и героически. Ранним майским утром 1935 года Лоуренс возвращался домой на этом мотоцикле, из Бовингтона в Дорсет. Внезапно на дороге появились два мальчика на велосипедах, которые в тот день ездили собирать птичьи яйца… По отзывам современников Лоуренс был опытным мотоциклистом. Видимо в тот день фортуна просто была не на его стороне. Подробное описание самой аварии до нас не дошло, но все проанализированные мной источники сходятся в одном – дети не пострадали (хотя что-то выбило из под одного из них велосипед), а мотоцикл Лоуренса вылетел с дороги. Сам он перелетел через руль и ударился о бордюрный камень в результате чего получил серьезные травмы головы, впал в кому и спустя 6 дней после аварии скончался…

По видимому, герой войны не мог допустить гибели детей и ему не оставалось ничего иного, кроме как уходить на обочину. Судя по всему, он всё-же зацепил по касательной велосипед одного из мальчиков. Возможно переднее колесо или рукоятку руля. Только так можно объяснить то, что велик выбило из под ребенка, но сам он не пострадал. В описании аварии это звучало как: «And then the cycle was knocked from under a schoolboy» (И тогда велосипед был выбит из-под школьника, англ). Очевидно, что при лобовом столкновении велосипеда с литровым тяжелым мотоциклом последствия для мальчика были-бы совсем другие.

Вылетев с дороги при манёвре уклонения Лоуренс не удержал мотоцикл или, скорее, врезался в какое-то препятствие (пень, камень, итд.) – вылет через роль характерен именно для фронтальных столкновений. Либо падение стало следствием вышеописанного столкновения с велосипедом. На мотоцикле Лоуренса был поврежден руль и переднее крыло, что подтверждает версию о фронтальном столкновении с препятствием. Роковым оказался тот факт, что на Лоуренсе не было шлема, ведь в те времена ими никто еще не пользовался.

Трагедия произвела сильное впечатление на одного из врачей, пытавшихся спасти жизнь Лоуренса — молодого нейрохирурга Хью Кэрнса. Он предпринял обширное исследование и за несколько лет проанализировал 2279 случаев гибели мотоциклистов. Результаты научной работы Кэрнса, опубликованные в «Британском Медицинском Журнале» в период с 1941 по 1946 год сыграли важную роль в разработке и внедрении мотоциклетных шлемов. Уже в начале 1950-х годов Британский институт стандартов по заданию Министерства транспорта Великобритании впервые в мире сформулировал набор требований и способы испытаний, которым должны соответствовать мотошлемы. Фактически, тогда началась история сертифицированной мотоэкипировки, которой мы пользуемся по сей день. Таким образом, яркая гибель Лоуренса косвенно помогла спасти жизнь многим мотоциклистам в будущем.

Мотоцикл Лоуренса после аварии пострадал незначительно и его восстановил сам хозяин марки — Джордж Браф. Сейчас легендарный байк смогут увидеть посетители Национального Музея Моторизованной техники (National Motor Museum) в Английском Гэмпшире. Мотоцикл выставлен в Зале Славы музея на специальном стенде, посвященном Лоуренсу Аравийскому.



А на месте гибели Лоуренса у дороги установлен небольшой монумент.



Знайте историю Лоуренса Аравийского. Помните, что величайшие люди своего времени увлекались мотоциклами. Подобное увлечение всегда было уделом храбрых людей авантюрного склада характера. А еще, не забывайте о защитной экипировке и не превышайте свой предел. Ведь опьянение скоростью и отсутствие экипа сделало с великим человеком то, что не смогли в своё время сделать пушки и пулеметы всей Османской империи…



* При подготовке данной статьи я пользовался статьями Вячеслава Шеянова, газеты Daily Telegraph и других источников в интернете, указать которые, к сожалению, не позволяют правила Байкпоста.
  • Sanchez_RSCSanchez_RSC
  • 4 июля 2016 в 22:33
  • 12
  • оценка: +75

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
+7
Rossanna
Очень хорошая статья, а самое главное познавательная! Читать всем до конца. Жаль только, что герой войны, опытный мотогон погиб таким банальным образом.
0
Sanchez_RSC
Спасибо. Нашел еще немного информации в статье Daily telegraph и дополнил про саму аварию. Он всё-таки зацепил один велосипед ребенка. «And then the cycle was knocked from under a schoolboy» — И тогда велосипед был выбит из-под школьника. То есть, видимо, задел по касательной колесо велосипеда. Так как оба ребенка не пострадали, пишут только про выбитый велосипед. Ясно, что в случае непосредственно столкновения с «литром» последствия были-бы другие. Чуть-чуть не хватило ему места…
+2
Feodor
Заслуги Лоуренса несколько преувеличены, слишком много было «допридуманно» им самим. Это уже доказанный факт.
Но в качестве «медийного» персонажа своего времени он да, неплох, удалось ему создать вокруг себя соответствующую атмосферу загадочности.
+1
Sanchez_RSC
Как бы то ни было турков накуканили знатно тогда. И он в этом учавствовал, так или иначе. Да и статья больше про Лоуренса-мотоциклиста, а не про Лоуренса-полководца.
0
SNOODY
Спасибо! Познавательно!
+2
leonid8185
Интересный Пост!
Герой войны и ушел достойно!
А вот то что было им преувеличено или придумано это дело второе.
Сам факт того что человек прошел военные действия и заслужил уважение бедуинов, а погубила его авария не самая хардовая это заставить многих задуматься о лихачестве и экипе.
0
Sanchez_RSC
Да, судя по повреждениям мота скорость была далеко не запредельная.
+1
Le-mans
О его удивительной жизни снято несколько фильмов, один из которых был удостоен 7-ми “Оскаров”
С детства о нём слышал, т.к. его персонаж встречается аж в 3х сериях моего любимого сериала — «Хроники молодого Индианы Джонса». Но многих подробностей не знал. Статья шикарная.
Перепостить можно?
+1
Sanchez_RSC
Спасибо. Фильм так и называется «Лоуренс Аравийский». Эпичен очень красивыми съемками и масштабными сценами битв, довольно длинный. Сам Лоуренс показан… Кгхм… Странным ;) Но фильм правда взял семь Оскаров и входит в список «сто лучших английских фильмов». Начинается, как раз, с этой аварии. Посмотреть стоит, будет интересно. Лучше в хорошем качестве, съемки правда эпичные, а ведь тогда не было никакой компьютерной графики…
Про перепост — не вопрос! (Каламбур-с ;)). Но не затирай внизу копирайты, плиз — я многое взял из сторонних источников, особенно про мотоцикл и марку Brough. Не хочу прослыть плагиатором.
0
Le-mans
ок
0
provider
Отличная статья!
Смотрю на пару фотографий Бро Супериор и не могу понять — на первом цветном снимке есть приводной ремень (?) с правого хвостовика колена на генератор? А на восстановленном аппарате главного героя статьи компоновка совсем другая…
0
Sanchez_RSC
Блин, точно. И на рекламе такой-же, как у Лоуренса. Может модификация какая? Цветную фотку полубоком я взял просто погуглив название модели из инета. На «витрине» — из музея, точно «тот самый».
+1
Xela
«Примитивные люди вообще часто консервативны и отвергают необычное и непонятное им, считая это ненормальным и плохим… Между тем, узость мышления часто соседствует с низким уровнем образования.»

Не совсем соглашусь со вторым предложением… (с первым согласен). Довольно часто встречал людей с высоким уровнем образования… Но… Но, в силу жесткой узости специализации, у них физически не хватает времени для получения широкого кругозора. Хотя, как специалисты, они классные. Иногда высокое образование вредит… (ключевое слово — «иногда») именно из-за жёсткой направленности…
Вспоминаю 90-ые… Устраиваясь на работу, будущий босс сказал: " Мне не нужны специалисты-профессионалы, они только тормозят производство".
Я вот к чему… Вы правы… Недостаток знаний так же вреден, как и узость специализации. Хотя, узкий специалист наиболее выгоден экономически…
Блин, но какими же они бывают тупыми!
0
Sanchez_RSC
Пожалуй, соглашусь. Я тоже таких людей знаю. Которые очень хорошо шарят в одной теме, но откровенно плавают во всех остальных. Ты описываешь реально профессионалов, заточенных под одну задачу. И у которых реально нет времени на остальное. Их нельзя назвать глупыми или неразвитыми, просто так вышло. Я-же говорил про людей, у которых полно времени. Просто им ничего не интересно. Быдлану или тупой курице не интересно ничего, кроме зомбоящика, политики, спорта, шмоток, сплетен, ашана, итд. Я говорил о таких.
0
Xela
Да, я понял…
Мои слова относились к тому, что, несмотря на огромную разницу интеллекта, они похожи ограниченностью. Выводы у них одинаковы…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Sanchez_RSC, Настоящий полковник.