Блог им. Calmille13 → Маленькое путешествие в прошлое и назад в будущее. Часть 2 – Дивногорье.

После Костёнок решили махнуть в Дивногорье, посмотреть на меловые дивы, пещерный храм и убедиться, действительно ли там такие красивые пейзажи, как говорят.

1 часть — про Костенки
Яндекс рисовал 2 маршрута: через Острогожск и через Лиски. Мы решили поехать через Острогожск, тем более, что эта дорога частично (а точнее до Нововоронежа) была знакома.

С утра мы долго проволындались, в общем, выехали поздно – аж в 10.40.
Ехали по направлению на Острогожск, по той же дороге, что и на Костёнки. Специально хотела посмотреть на Нововоронеж, но он так расположен, что с трассы совсем не виден.

Проехав треть пути, мы сделали остановку, чтобы размяться, и увидели, что номер-то у нас собирается покинуть положенное ему место. Один болтик отвалился, наверное, открутился из-за тряски. Муж прикрутил еще один, но так как не было гаечного ключа, привернул он его слабо, поэтому мы и новый болтик потеряли, о чем муж догадался по странному дребезжанию. На этот раз мы привязали номер шнурочками от рюкзака, намереваясь купить в Острогожске что-то серьезнее. Смех и грех просто :D

Через некоторое время мы увидели заправку и парочку магазинов рядом. Пока я жевала пирожки, мой пилот купил строительные хомутики и присобачил номер ими.
Дорога оказалась очень длинная, но зато интересная — ближе к Острогожску по сторонам от дорог разворачивались прекрасные долины, смотреть на которые было одним удовольствием.

Так как ехали мы через Острогожск, пришлось сделать достаточно большой крюк. Можно было и через Коротояк, что гораздо ближе, но наш байк все же не приспособлен к проселочным неасфальтированным дорогам. Острогожск мы проехали насквозь по главной улице, сделав одну остановку, чтобы уточнить маршрут и сменить очередную лампочку головного света, в который раз приказавшую долго жить. Зная о недолговечности ламп, муж возит с собой запасные и отвертку :)
Ехали мы, ехали, и все не понятно куда, потому что на Лиски (и соответственно на Дивногорье) по этой трассе не особо ездят, вот указатели и не поставили. Я только смотрела, как на табличках вдоль дорог постепенно уменьшаются километры, которые надо докатить до Россоши. В какой-то момент сложилось впечатление, что сейчас мы увидим знак, указывающий на начало населенного пункта, а на нем будет написано «Россошь», и Дивногорья мы сегодня не увидим.

Поэтому, когда, наконец, мы увидели указатель на Лиски, радости моей не было предела.
Но и там мы умудрились свернуть не туда, надо было ехать прямо через ж/д переезд. В итоге крутились по каким-то грунтовым дорогам, хуторам, и, несмотря на указатели, оповещающие о направлении в сторону Дивногорья, возникло стойкое ощущение, что его не существует, а все эти указатели – сплошной обман.
Потом мы ехали по дну какой-то балки, и когда, наконец, въехали в Дивногорье, то это было сродни чуду :) Намотали мы на тот момент 180 км и прибыли аж в 15.00.

Вот тогда-то я и увидела меловые дивы, стоявшие на склоне Дивногорского плато, восходящего вверх по правую руку от нас. Как будто вдоль стены едешь. Дивы (по-научному останцЫ) действительно выглядят очень впечатляюще — серые практически ровные столбы, как будто сложенные из отдельных камней, возвышаются над травой. Эти останцы возникли благодаря леднику, сползавшему тысячи лет назад.
Вообще там везде мел. Под ногами, на холмах, сами дивы из мела. Странно смотреть на это, когда везде привыкла видеть черную почву.

Мы взяли билет на последнюю в этот день экскурсию, потому что посетить пещерный храм можно только так. Храм выбит внутри большой дивы, причем делали это монахи аж в 15 веке. Как им удалось создать такое сооружение, уму непостижимо! Потому что храм построен по канонам, там были оставлены несущие колонны, сделан второй этаж и выбит коридор, предназначенный для маленького крестного хода. Это на самом деле впечатляет. В храме круглый год +10 по Цельсию, перед дверью чувствовалось, как из храма тянет холодным воздухом. После 30-градусной жары мы даже замерзли немножко, тем более, что одеты были в легкие футболки. Такой вот контраст: изо рта вырывается парок, а за дверью невыносимая жара.

В нашем импровизированном крестном ходу мы шли вереницей, пригибаясь, ибо потолки низкие, а сам коридорчик тесный. Я оказалась третьей по счету, мои спутники не зажигали свет, так мы и двигались в потемках, а слабый свет от аккуратной подсветки не разгонял полумрак, скорее обозначал нахождение ниш и повороты. Когда позади идущие включили подсветку на телефоне, то таинственная атмосфера тесного мелового коридора сразу исчезла…

Коридор идет по кругу, и в конце пути мы обратно вернулись в главное помещение храма.
Храм считается не действующим, т. к. нет прихода, но 2 раза в год в нем проходят службы в честь иконы Сицилийской Божьей матери, находящейся в храме. Эту икону, как считается, монахи принесли с собой из Сицилии в 15 веке, когда бежали от гонений католиков. Кто-то из монахов увидел святой лик на останце, поэтому ими было решено основать церковь внутри комплекса больших див.

Церковь отреставрирована, стены очищены от гари и рисунков, оставшихся с советских времен, когда в храме отдыхали туристы, а монахи были разогнаны. Реставраторы счищали граффити, нагар от костров, и в итоге остались девственно белые стены, на фоне которых икона выглядит немного чужеродно.
На потолке и стенах, куда попадает солнечный свет, живут колонии сине-зеленых водорослей и какого-то очень редкого мха.
Вот вид со второго этажа. Видны надписи, сделанные туристами во времена воинствующего атеизма.

А вот завораживающий вид с Дивногорского плато на степи.

Там, где вьется полосочка, а вдоль нее деревца, течет река Тихая Сосна, недалеко впадающая в Дон.
Дон тоже виден с этой площадки, он разделяет меловые степи и песчаники с лесами.

А потом мы пошли на остатки хазарской крепости, которая сейчас присыпана землей, и о ней напоминают только удлиненные холмики и остатки рвов.
Еще одно красивое и достаточно известное место, визитная карточка — Дивногорский каньон. Меловые гребни вырастают из-под земли, будто разрывая ее, а на них зеленые пятнышки травы. Вдоль идут с десяток гребней, постепенно сходя на нет.

Мы обошли вокруг по плато и спустились обратно к въезду в Дивногорье. Пока шли, меня посетило знакомое чувство: движемся-движемся, а пункт назначения все никак не показывается 

Обратно мы поехали через Лиски. Это оказалось не так интересно, но зато удобно, тем более, что часть дороги шла по платному участку.
Мне понравилась лесополоса по дороге из Лисок, ухоженная такая: тополя беленые, а часть лесополосы смешанная — по одной стороне тополя, по другой – березки. Едешь, любуешься ими, ловишь лучи заходящего солнца, сквозящие сквозь деревья.
А перед Лисками (для нас в тот момент – за Лисками) стоит стела с паровозиками и ж/д рабочими. Наверное, так решили показать, что в Лисках находится важная ж/д станция.

Возвращались мы уже на закате, когда въехали в Воронеж, было уже совсем темно (хорошо, что новая лампочка не подвела). Попали в пробку на въезде, от вибрации, сопровождающей такие малые скорости начала болеть нога… С учетом того, что попали мы на левый берег, это был трындец. Эту часть города мы не знаем, еще и темно. Заехали сначала к авиационному институту, потом вообще на набережную. Кое как разобрались и успели в общагу до закрытия, проскочив в последний момент.

В итоге мы проехали по обоим маршрутам, на что могу сказать, что дорога через Острогожск интереснее, а через Лиски удобнее.
Дивногорье – удивительное место, как бы заезжено и банально это ни звучало. Завораживающие пейзажи, следы различных исторических эпох, реликтовые растения… Ради этого стоит сюда приехать!

ЗЫ. 340 км — общий пробег.