Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sixbisix → Мотосовет № 41 - Вы точно знаете? (в чём опасность езды в тумане?)

Если вы любитель дальнобоя, то возможно парочка фактов о тумане будем вам интересна.

DSC_3139.JPG
Где-то в Вологодской области (2008 год)



Вы когда-нибудь ездили в тумане? Я припоминаю, что в дороге между Лос-Анжелесом и Сан-Франциско я много-много раз я неожиданно для себя понимал, что вокруг меня непроглядный туман. Это были неприятные эпизоды по нескольким причинам.

Если вы не видите дорогу впереди на расстоянии двух секунд, то без сомнений вы должны остановиться. Многие могут возразить, что недостаточная видимость не проблема. Однако, это причина аварий, возможных в условиях недостаточной видимости.

В отличие от того, что все понимают под риском (вы врежетесь во что-нибудь чего не видели, или по той же причине кто-нибудь врежется в вас), я предполагаю, что самая большая проблема, которая может случиться, это когда вы уроните мотоцикл – очевидно не от большого счастья.

bikeview.jpg


На самом деле вполне разумно, что при ограниченной видимости (прим. SixBiSix – в оригинале вероятно по ошибке используется термин limited visibility [ограниченная видимость], хотя ранее в статье употребляется термин reduced visibility [недостаточная видимость]) вы не видите горизонт. Деревья по краям дороги помогают определить вам вертикальное положение, но это помогает не всегда. В любом случае, если вам будет необходимо быстро остановиться в повороте, то вы не сможете определить находится ли мотоцикл в вертикальном положении! Прежде чем вы узнаете это, мотоцикл упадет и вы не сможете удержать его. Всё только из-за того, что вы не видите горизонта (несмотря на то, что вы сознательно смотрели вдаль для того что бы оценить вертикаль).

bikevwsm.jpg


Кто должен был думать об этом?

Еще один интересный феномен, о котором мне недавно сообщили читатели и существование которого доказано в недавно проведённых исследованиях, что люди склонны постепенно увеличивать скорость при езде в тумане. Я не знал об этом и не могу припомнить, что такое случалось со мной, но я отлично понимаю, почему это происходит. С приобретением опыта езды на мотоцикле мы все реже и реже смотрим на спидометр, так как можем достаточно точно определить нашу скорость, используя предметы вокруг нас как подсказки. В тумане эти подсказки не видны.

James R. Davis Do You Really Know… What's Dangerous About Riding In Fog? (Who'da thunk?)
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix
  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 21 апреля в 13:49
  • 2
  • ?

Комментарии (53)

RSS свернуть / развернуть
0
gaidamak
Интересно все это, но я пока не сталкивался…
+2
maxys146
На самом деле вполне разумно, что при ограниченной видимости (прим. SixBiSix – в оригинале вероятно по ошибке используется термин limited visibility [ограниченная видимость], хотя ранее в статье употребляется термин reduced visibility [недостаточная видимость]) вы не видите горизонт. Деревья по краям дороги помогают определить вам вертикальное положение, но это помогает не всегда. В любом случае, если вам будет необходимо быстро остановиться в повороте, то вы не сможете определить находится ли мотоцикл в вертикальном положении! Прежде чем вы узнаете это, мотоцикл упадет и вы не сможете удержать его. Всё только из-за того, что вы не видите горизонта (несмотря на то, что вы сознательно смотрели вдаль для того что бы оценить вертикаль).
Чушь какая-то. Вестибулярный аппарат никто не отключал. Ночью в свете фар тоже горизонта не видно, никто-же не падает.
+2
RedNovember
Не, возможно с некоторыми может быть так. Я однажды шел по полю в очень густом тумане и вдруг представил, что иду по вертикальной стене. На пару секунд поверил и даже покачнулся.))
+7
DeK13
Чтобы убедиться в том, как работает ваш вестибулярный аппарат без зрения, встаньте на одну ногу с открытыми глазами. Посмотрите как долго простоите. А потом попробуйте постоять с закрытыми глазами
+2
gaidamak
Попробуй тогда на самолете в облаках полетать без авиагоризонта если у тебя вести б юля рн ый аппарат такой
+1
MrakgiY
К сожалению не чушь, в повороте физику никто не отменял и она далеко не такая как в стоячем положении ) Ниже упомянули самолет. Советую погуглить видео с чуваком наливающим чай в стакан ввертормашками в самолете. Опасность конечно может и преувеличена но все эффекты которые описаны в статье присутвуют. Забыли еше упомянуть про снижение температуры шин и покрытия, причем существенного и срузу после пересечения — туман без тумана. В этот момент держак сильно падает.
0
Sanchez_RSC
Еще туман бликует от света фар встречных и слепит тебя. Визор запотевает несмотря на все пинлоки и любую химию. А очкарикам и вовсе труба — линзы постоянно забиты конденсатом.
0
Corwin
Визор не запотевает, тут несколько другой эффект мы скорее собираем конденсат на визор, по этому пинлок и не помогает, но в отличии от запотевания, оно по крайней мере лечиться протиранием перчаткой)
0
Corwin
Самолет это несколько другое, по сути сидя в кабине самолета, мы можем какое то время крутиться по всему кругу и раздницы не почувствуем. Если же мы едем на мото, то у нас есть четкая точка опоры, что позволяет заметить, что мотоцикл наклонен.
+1
Sanchez_RSC
Про глаза-магниты тоже чушь? Поворот на моте выполняется с участием целой кучи органов, работа половины из которых не заметна на первый взгляд.
0
Ryzh
Смешно.
Кроме самолётов есть проще способы разубедить себя в таком наивном заблуждении — в хорошем облаке на горе покататься на лыжах/доске. Можно узнать много нового про нетолько про вестибулярный аппарат, но и про зрительный )
+2
jenskiy
разок ехал на сноуборде в адском тумане, непонятно не то что под каким углом ты едешь, не ясно даже едешь ты или стоишь!!!
0
L0ckhead
не знаю, бывал в таком тумане где видимость метра 3, рельефа конечно не видно, но то что ты едешь, а не стоишь, чувствовалось отлично.
0
jenskiy
не было там трех метров, сам сноуборд еще видел, но снег под ним не прорисовывался.
Катаюсь мягко говоря не плохо, но там, но элементарном месте пару раз раскладывался так, что думал не соберу себя обратно
0
L0ckhead
Ну я и говорю, рельефа в таком тумане не видно, я представляю что это, сам же на лыжах катаюсь, но то что едешь и равновесие все равно чувствуется, просто не видно рельефа, и разложиться реально можно легко)
0
storm13
Очень может даже быть. Тоже и на одной ноге с закрытыми глазами могу стоять и на коньках катаюсь нормально с «пробежками»(когда заваливаешься во внутрь поворота и ...). Но недавно ездил по горной дороге, на которой край у пропасти выше другого. Ехал на приличной скорости, вместе с машинами. Горизонта не видел. Думал просто проеду и все как велогонщики на деревянном кольцевом треке. Ан нет — еле удержался.
+15
maxys146
Главная опасность в тумане это остановившиеся на дороге автомобили и неожиданные повороты.
А что самое опасное это непонятно какую выбрать скорость. Если держать такую-же как была при вьезде в туман, то можно прилететь в задницу томму кто скинул скорость в тумане. Если скорость снизить то можно поймать в задницу того кто не снижает.
0
wega51
поддерживаю!
+2
MsKaa
Один раз попал в такой туман, что видимость порою была меньше 5 метров. Ждать до утра — не вариант, включил аварийку и ковылял 60км/ч. А потом меня обогнали ДПСники с мигалками, я за ними пристроился, и поехал уже 90-100км)И так до конца тумана. :)
0
alexeyza
тут главное успеть затормозить, когда машина впереди в кого-то влетит :)
0
Gans80
Абсолютно верное замечание! Причем в России густой туман одинаково хреновая история и в случае продолжения движения (по описанным тобой причинам)и в случае остановки на обочине (речь о действительно густом тумане, когда видимость метров 10) — точно так же снесут. Понравилось, как в Турции народ поступает — ВСЕ включают аварийку, снижают скорость до 10-20 км час и ползут. Никто не обгоняет, не щемится по обочине…
0
costarider
Интересно. Никогда не попадал в сильный туман на байке.
0
Gans80
И не попадай)Не интересно, холодно и неприятно)
+2
aperturer
И визор всю росу собирает
0
Corwin
Первый раз да. Потом привыкаешь и даже начинает нравиться)
+2
Sova-Sova
Несколько раз была в очень сильном тумане, это жопа. Но мне кажется, что в статье все преувеличено. Можно было бы просто написать, что в туман нужно ехать очень осторожно и медленно или не ехать вовсе, если не хватает опыта и есть риск того, что кто-то прилетит сзади.
+1
kubiker
Обратил внимание: в тумане искажается расстояние до встречного-попутного автомобиля.Кажется он далеко, а на самом деле намного ближе, чем предполагал…
+1
L0ckhead
Об этом вообще то даже в билетах на экзамене в ГИБДД есть)
+7
D503
  • D503
  • 21 апреля в 16:04
В сильный туман на байке — жопа. Я попадал в такой как раз на упомянутой дороге СФ-ЛА, благо, он был недолгим.
Но запомнился случай, когда ехал из Праги в Дрезден. Там горный перевал. Ну, как бы не то, чтобы совсем горный, но все же перевал. И вот, будучи на самой верхушке, меня настигает настолько плотный туман, что я едва ли вижу дорожные знаки, возникающие у меня под носом. Я сбавил скорость до 30 кмч. При этом меня стали поджимать водители сзади, которым, видимо, легче ехать, чем мотоциклисту. Еще бы, за бортом около 3 градусов, дикая влажность и туман. Стоит ли говорить, что на визоре при этом непроглядная пелена. Поэтому визор — нафик. Открываю шлем. Но и тут не намного легче. Сильно дизориентируешься, когда взгляду не к чему привязаться. Не чувствуешь скорость. Не знаешь где горизонт. В общем и целом, я сбавил максимально скорость и пропускал всех, кто меня настигал сзади, пока перевал не закончился и туман не рассеялся… вот так вот!
0
uberlastung
Я помню на машине ночью попал в такой туман, что видимость была метра 2. И что самое интересное, зачастую туман довольно быстро заканчивается, примерно также неожиданно, как и начинается, но в тот раз туман длился по ощущениям бесконечно. Я включил всю возможную в машине иллюминацию и даже аварийку, скорость сбросил примерно до 20-30км/ч. Приближение встречного транспорта (скажем фуры с люстрами) можно было заметить буквально за пару секунд до того как ты с ней поравняешься. Помимо того, что в тумане недостаточная видимость и нет четкого понимания с какой же всё такие скоростью и куда ехать, очень большую опасность представляет встречный поток транспорта (имеется в виду случаи, когда нет отбойника или разделительной полосы безопасности).
+3
Sanchez_RSC
то вы не сможете определить находится ли мотоцикл в вертикальном положении! Прежде чем вы узнаете это, мотоцикл упадет и вы не сможете удержать его. Всё только из-за того, что вы не видите горизонта (несмотря на то, что вы сознательно смотрели вдаль для того что бы оценить вертикаль).


Интересно, не думал об этом, но верю. Однажды в Белке я ехал ночью в легкий туман посреди каких-то жестких лесов, где не было никаких строений (огней) нигде. Не сзади, не впереди, ни по обочинам. Траффика тоже не было, как и луны и звезд. Меня пару раз выносило на встречку, несмотря на свет и разметку и вообще неуютно было ехать ИМЕННО из-за отсутствия ориентиров вокруг. То есть впереди я дорогу видел в свете фары слабом, а вот вокруг — ничего. В зеркалах тьма, везде тьма. Реально было тяжело и под конец уже пошли глюканы, типа резких оттормаиваний, так как казалась какая-то фигня на дороге. Так что вполне верю, что в сильный туман можно вообще запутаться в направлениях, несмотря на вестибюлярный аппарат. Особенно если до этого ехал уже часов шесть и устал.
+2
zogar-zag
Надо на приборку устанавливать авиагоризонт если часто бываешь в туманах.
+2
Sanchez_RSC
Бываю не часто, но ваще авиагоризонт на приборке — чумовые понты и без всякого тумана :)))
«Иду по приборам, йопта!»
0
zogar-zag
Можно заколхозить что-то вроде отвеса, как на стрелах подъемных кранов бывают, но они будут только в статике работать, а на ходу телепаться :-)
0
__Doc__
Отвес не канает — в повороте лажает — физика, однако…
0
settler
Год назад ехал в тумане с видимостью 50м, по серпантинам в лесу в горах (точнее высоких холмах, в Италии). Быстро стало очень холодно, страшно было зверски. Увидев первый же домик (кафешка) остановился и поел :) Повезло — теплее не стало, но туман весь сдуло.
0
Batidos
На Южном берегу Крыма туманы на прошлой неделе стояли по утрам и вечерам плотнейшие. Такие условия в контексте извилистой дороги или серпантина — ни разу не подарок, лучше подождать, когда солнце разгонет.
0
Corwin
Во Владивостоке такие туманы стоят почти все лето, кроме августа и сентября, так если не ездить можно и весь сезон пропустить)
0
AlexMorpheus
Летом прошлого года попали в туман под утро — ехали вдвоем с другом. Видимость метров 10-15 ничего не видно, дальний включаешь — так вообще перед тобой стена из молока. Сбросили скорость до 20-30 км/ч и шли по обочине (ориентируясь на нее) и тут нас лихо обходит жигуль шестерка, ну мы не долго думая прибавили и пристроились ему в хвост. Шли 60-70, причем ехать было не так страшно, потому что от его света и нам было хорошо видно. Примерно через час жигуль остановился у кафешки ну мы следом — устали ехали все ночь а тут еще туман. Перекусим, тяпнем кофейку. Но меня взяло любопытство — что там за офигенный свет на шохе. Зашел спереди машины, а под бампером у него какие-то еще советские птф с прямоугольными желтыми линзами. Я был мягко сказать удивлен. Потом, пока перекусили — наступило утро и туман стал менее плотным, но эти фары мне покоя не дают до сих пор.
0
grayknight
Так понимаю, это стеклянные фары, со специальным типом рассеивателя. Вроде бы НАМИ что-то такое подбирало в советские времена, даже туман нагоняли на полигоне под Дмитровым. Вот и результат. Сейчас стеклянных фар уже не делают, ибо — соображения безопасности-с, нда…
0
AlexMorpheus
Я специально спросил у водителя шестерки — что за модель фар? Он ответил, что покупал их его отец еще при живом СССР, поэтому модель не помнит. Как попадаю в туман — так за мной всегда караван сзади выстраивается — его слова. Так что да умели делать в СССР хорошие вещи.
После этого специально зондировал тему на вопрос нормальных птф — фара должна быть специально спроектирована под эту задачу (оптика + конструкция отражателя и самой фары), нашел у Хеллы что-то подобное но по конской цене, а вот какая эффективность у них нигде не нашел, а отдавать кучу бабок ради эксперимента как бы не комильфо и к тому же на мото они не очень смотрятся так как сделаны для установки на авто.
0
XapoH
«Во всём мире попадая в туман водители сбрасывают скорость и только русские добавляют газу» © :))
А по сути… Есть такая штука, как правильно(!) установленные противотуманные(!) фары (а не «китайские прожектора»). Именно с узким (по высоте) лучом и установленные на минимально возможной высоте — у тумана есть такое свойство, что он никогда полностью не лежит на земле. Но «просвет» никогда не бывает выше 30-40 см — отсюда высота установки. При таких фарах вполне себе видно и разметку и обочину, что бы не спеша ехать. Да и встречки видят «зарево».
ЗЫ.Оно конечно не «по правилам», но хорошо бы для таких случаев предусмотреть кнопочку, отключающую «ближний» — днём в густом тумане он только слепит самого водителя.
Цвет ПТФ таки да — лучше жёлтый (лучший для глаз спектр)…
ИМХО — на моте можно слева повесить ПТФ для встречек, а справа «прожектор» (для обочины)
+1
Turo
Почему противотуманка желтая (и не только советская, а вообще)? Есть такая теория, что длинна волны желтого цвета (цвет, как и многое другое, имеет волновую природу) лучше любого другого подходит для прохождения через капли воды, чем туман, собственно, и является. Посему едем мы с ксеноном, «ксеноном» или светодиодом (все обычно далеки по спектру от желтого), противотуманки желательно иметь все же галогенные. А еще лучше какие-нибудь более желтые Осрам Фог Брейкер.
0
Turo
Я хотел сказать «волна желтого света»:).
0
Corwin
Эх туманы. Это весело. Помню в прошлом году решил поехать к другу ночью, объездной дорогой через лес. Выезжаю с работы все хорошо и прекрасно. Поднимаюсь на объездную дорогу, которая идет по хребту метров на 100-150 выше, выезжаю из небольшого тунеля под трассой, и внезапно попадаю в туман. Ощущение как будто попал в страну чудес. Оосбенно первое что я увидел, это как на меня едет огромный прожетор. Первая мысль внезапно поезд… Как выяснилось просто БТР. Вообще весело было, Армейские Уралы поворачивающие туда где ничего нет, душераздирающие визги в темноте.
Так что туманы это круто)
+1
korj
  • korj
  • 22 апреля в 13:07
В эти новогодние каникулы возвращался из Европы через Белорусию. Так вот после пересечения границы с Россией, стоял ТАКОЙ ТУМАН, какого я в жизни своей не видел! Дело было в районе полуночи. Сначала 40 полз, но как выехал на М1, скорость постепенно дошла до 140 — 160! И так я ехал километров 400 до Минска! Только один нюанс — впереди себя метрах в 100 — 150 надо держать отморозка, который едет с такой же скоростью, но впереди себя не держит еще одного отморозка ))) И таких находилось не мало кстати! Т.е. я то ехал за его габаритами и если они бы начали подозрительно скакать, я бы успел остановиться. А вот как они ехали, я не знаю… По приборам, не иначе. Под конец я вообще перестал осознавать что я двигаюсь, да еще с немалой скоростью. Напоминало компьютерную игру — просто две полоски и какие-то огоньки впереди, которые надо не потерять
0
korj
*границы с Белоруссией, а не с Россией. В России разметка вообще пропала, стало еще хуже
0
SymaNTec
ездил в тумане, но не на мотоцикле а на машине… ничего особенного не замечал кроме как то, что выше 30-40 км/ч ехать в нем нереально… ну и когда так едешь, все что появляется из тумана сначала(первые пару тройку секунд) кажется незнакомым
+1
ds86
  • ds86
  • 22 апреля в 19:35
Если вы не видите дорогу впереди на расстоянии двух секунд, то без сомнений вы должны остановиться
, чтобы вас тут же раздавила так же ничего не видящая фура сзади.
Ехать надо всегда так, чтобы видеть дорогу минимум на время реакции и остановки. То же самое и в тумане, просто расстояние будет сильно меньше, чем при хорошей видимости.
+1
Odyssey
Туман туманом, а в ФСО получше учат, чем диполь, а?)
Привет, Андрюш.
0
sixbisix
Привет, Михаил!
Да ФСО учит очень неплохо, только на критику реагируют слишком остро! Да ты за мной следишь! :-)
С Диполем сравнивать не буду, пускай общественность сама сравнит и выскажет мнение, но борьба не равная. У ФСО вона какие возможности, а у Диполя общественные парковки.
Надо куда-нибудь это скататься! А так и лето пройдет без покатушек совместных!
-1
Odyssey
Поехали.
Давно хочу в Бородино и Новый Иерусалим.
Идеи приветствуются.)
0
sixbisix
У меня в планах была Таруса (Калужская область), и еще по усадьбам заброшенным по Ярославке. В Новом Иерусалиме был уже. Там кстати недалеко совсем «вышки тесла» — туда есть желающие и в принципе реально пробраться. В Бородино не был — туда можно сгонять.

Пошли в личку, а то тут вроде низя не по теме ;-)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sixbisix, Мотосовет № 41 - Вы точно знаете? (в чём опасность езды в тумане?)