Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sixbisix → Мотосовет № 39 - Траектория (лучшая траектория)

Совсем не исчерпывающий мотосовет о прохождении поворота или выбора траектории. Всего пара мыслей в переводе с английского о том когда начинать поворот, что нельзя пересекать и по какой траектории проходить.

DSC_8270.JPG



Мне кажется, что выбор траектории поворота (точки входа и выхода) и скорости в повороте дело сугубо личное.

Например, самый распространенный совет, который я слышал, заключается в том, что выбирать точку входа нужно так, чтобы траектория прохождения поворота была как можно плавнее, а наклон мотоцикла был минимален. Без сомнений, это позволяет вам пройти поворот максимально безопасно. При таком прохождении поворота апекс будет находиться где-то на середине поворота. Для этого вы заходите в поворот с внешней стороны, затем направляетесь к внутрь поворота до достижения апекса и после этого продолжаете движение к внешней стороне поворота вплоть до выхода из поворота.

Хотя обычно я не прохожу так повороты. Я предпочитаю заходить в поворот чуть позднее. Я продолжаю движение по внешнему краю поворота намного дальше, чем обычно входят в поворот, затем вхожу в поворот намного круче и приближаюсь к внутренней стороне поворота намного позже. Это дает мне два значительных преимущества, по сравнению с «плавной» траекторией:

— Я получаю удовольствие (читать: страсть) от сильного наклона мотоцикла при входе в поворот, когда я уже увидел всё, что может представлять опасность.
— На выходе из поворота у меня намного меньше угол наклона, по отношению к крутизне поворота. Это значит, что когда я доезжаю до внутренней стороны поворота, то по сравнению с обычной траекторией я уже почти завершил поворот и у меня меньше крутизна дуги оставшейся части траектории, до того момента когда я поеду прямо. Другими словами, если дорога поворачивает на 90 градусов, то не имеет значение какую траекторию вы выберите, вы все равно повернёте на 90 градусов. После того как я вошел в поворот позднее, то мне остается повернуть намного меньше для завершения поворота когда я приближаюсь к выходу из поворота.

Последнее преимущество, по моему мнению, особенно важно. Это дает мне больше шансов избежать неожиданных проблем, т.к. я нахожусь уже ближе к выходу из поворота. Например, представим что поворот становится круче или на дороге лежит песок, который нельзя было увидеть на входе в поворот?

Кстати, когда выше я говорил что «я остаюсь с внешней стороны», я ни в коем разе не имел ввиду, что нахожусь вплотную к линии разметки. Кажется очень многие думают, что они выполнили безопасный маневр по траектории если их колоса не коснулись или не пересекли разделительную линию. ЛОЖЬ! Если любая часть вашего мотоцикла, даже грипса руля, пересекла разделительную линию, то вы находитесь на встречной полосе!

curves.jpg
А — нормальный апект
B — поздний апекс
С — точка выхода из поворота
D — старая точка выхода из поворота


Так или иначе, я СТАРАЮСЬ зайти в поворот как можно позже. Затем я агрессивно вхожу в поворот и стараюсь достигнуть внутренней стороны поворота намного позже его апекса. Это позволяет мне начинать откручивать ручку газа раньше, когда я нахожусь внутри поворота и это позволяет мне лучше контролировать мотоцикл на протяжении почти всего поворота. Необходимо добавить, для позднего входа в поворот требуется, что бы вы входили в поворот не очень быстро. Более того, правильной скоростью будет такая скорость, которая не нуждается в корректировке тормозом на входе.

[Вы можете ПОСТЕПЕННО прибавлять газ на протяжении всего поворота. Как видно на рисунке точка начала разгона находится там, где вы можете ехать на высокой скорости если вы агрессивный водитель]

Если вы увидите, что пересекли разделительную линию, значит это повод критически посмотреть на свои действия. Входите рано в поворот? Недостаточно уверенности при резком входе в поворот? Мало опыта в выборе правильной траектории? Недостаточно соблюдаете закон вероятности (однажды четырёх колесный транспорт пересечёт двумя колесами разделительную линию)? Водите так, будто вы с друзьями принимаете участие в соревнованиях? Не важно по какой причине вы пересекли разделительную линию, важно то, что вы проходили поворот не без учёта ваших навыков (и ваши друзья узнают об этом) и вам необходимо как можно скорее что-то изменить. В противном случае, убедитесь, что ваши родственники знают о вашем желании стать донором органов.

Этот способ прохождения поворотов всего-то моя привычка, но мне кажется, что проходить поворот в такой манере намного безопаснее, чем проходить его по рекомендуемой обычно «плавной кривой».

James R. Davis Handling Curves (A better line)
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix
  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 31 марта в 12:30
  • 7
  • ?

Комментарии (28)

RSS свернуть / развернуть
+5
aperturer
В позднем входе в поворот главное не переусердствовать с позднотой и прижимом наружу, а потом не испугаться, а то будет распространённая вещь
bikepost.ru/blog/moto_crash/25604/Oshibka-upravlenija.html
Там кстати в комментах схема 1:1 такая-же:
+1
gaidamak
Полностью согласен
+4
Alberman
Все так, но для начинающего райдера страшновато. Поэтому лучше перестраховаться и входить в поворот на небольшой скорости, чтобы успеть оценить и предотвратить возможные форс-мажоры.
0
sixbisix
Наоборот должно быть безопаснее. Проблема только в одном. Начинающие, особенно имеющие опыт езды на машине, думаю, что на моте пройдут поворот с такой же скоростью. И заходят. Поздняя точка как раз и позволяет оттормозиться больше, затем круто повернуть и дальше по плавной дуге уже с меньшим наклоном мота набирать скорость. А если входить в поворот рано, то скорость будет выше в наклоне, а значит и риски выше (возможности коррекции, запас на торможение и т.д.). Поэтому прохождение поворота с поздним апексом и безопаснее.
+4
costarider
«должно быть безопаснее»
— Ниодна из траекторий не является безопасной. Всё что написано в этом посте не есть професиональная езда на байке. Пост больше относится к спортивной езде (на треках например) а не в дорожных условиях.
Согласно настоящей безопасной езде, той которую называют Advanced Riding Skill, оптимальная траектория захода в поворот зависит от нескольких факторов, таких как видимость дороги за поворотом, наличие визуальных препятствий (деревьев, зданий...), состояний покрытия дороги, просчета Limit point… и траектория будет выглядеть по другому.
Для понимания разницы в технике о котороя говорю я и той о которой пишется здесь приведу небольшой пример:
Во время прохождения поворота, близко к апексу появляется например встречный грузовик, который имеют осоенность вхождения в поворот с выездом на встречку для бОльшего радиуса поворота. А за грузовиком примыкает второстепенная дорога с внешней стороны поворота, где стоит легковушка и собирается трогаться чтоб выехать на вашу дорогу…
Так вот если использовать тезнику описаную в посте то можно попасть в очень серьезные неприятности. Advanced Rider — ы учитывают все возможные виды опасностей и предпринимают заранее усилия для избежания этого.
+2
sixbisix
А где почитать можно об этом замечательном Advanced Riding Skill? А то кроме сайта IAM нигде не нашел информации об этом :-(
+1
costarider
Это техника езды которой обучают например английских мотополицейских перед тем как они в первый раз выедут на улицы. Есть книга написаная полицейским www.amazon.com/Motorcycle-Roadcraft-Police-Riders-Handbook/dp/0117081884
Гугл поможет если поищите. Вся суть заключается в использовании IPSGA (информация, позиция, скорость, передача, ускорение) для более быстрой и более безопасной езды. Как нибудь я. Есть еще организация проводящая тестирование с выдачей соотв. сертификата. www.rospa.com/safety-training/on-road/advanced/motorcycle-course/
Надо мне както сесть и написать пост об этой системе. В качестве бонуса вот вам видео запись того как сдают тест по езде полицейские в Англии (и не только там)
youtu.be/pmYh1FWYtUA
0
sixbisix
Книга эта есть. Читал. Не знаю, что это входит в понятие Advanced Riding Skill. Эту книженцую ругают, т.к. отличий между ткой же для машины и для мотоциклистов — особенно нет. Фактически заменили слова только и несколько сугубо специфических моментов.

За видео спасибо. Посмотрел. До этого смотрел видеокурс Police Advanced Riding Techniques от Mike Waite (купил на диске). Там достаточно подробно описываются несколько моментов. Плохо что у нас такие курсы не делают :-(
+1
costarider
Ругают те кто прочитав её так и не понял ее. Иногда и от учащихся слышал типа — да фигня всё это, ты слушай что тебе говорят но делай по своему, не спорь и всё. И почемуто такое говорят только наши бывшие соотечественики :-) Незнаю, толи менталитет такой толи чтото еще. Факт в том что только после этих курсов я понял что ездить то не умел вовсе, несмотря на почти 10 летний стаж :-)
+2
ogr
  • ogr
  • 1 апреля в 7:56
+1
costarider
Ребята, давайте для хорошего понимания различать темы. Кейт в основном расказывает о спортивной езде, которая на наших дорогах в большинстве случаев непригодна. 1 час, 1 минута, 8 секунда на этом ролике как раз показана правильная траектория захода в поворот youtu.be/eiHDME5pVDg?t=1h1m8s. Посмотрите внимательно, траектория не похожа ни на один из выше перечисленых траекторий в этом посте. То что я и говорю.
0
sixbisix
Если правильно понял, имеешь ввиду то, что точка должна быть еще позднее?
+1
costarider
Нет, дело совсем не в точке а в том чтоб держаться подальше от линии разграничения движения. Всегда свою траекторию надо просчитывать мысленно деля свою полосу на 3 части. левая часть полосы, середина и правая часть. Далбше ты просчитываешь (информация в системе IPSGA) все возможные «опасности» на дороге и принимаешь решение на смену позиции, оптимизируешь скорость и передачу, и в момент начала поворота скорость меняется примерно с 10% ускорением. Дело в том что чисто теоретически очень трудно в формате комментов обьяснять все ньюансы. Для этого нужно вместе проехаться имея радиосвязь и по ходу дороги все обьяснять. Так легче понимается и усваивается. Мы делаем такие курсы в неделю раз, остальные дни человек сам ездит и усваивает тему урока. Вобще, не сочтите как рекламу но думаю всем будет полезно нагуглить групу в фейсбуке advanced riders и там постоянно постятся советы по этой технике.
0
sixbisix
Это которые из Ёкшира? :-)
+1
costarider
Нет, на Кипре :-)
0
sixbisix
Она совсем малепусенькая.
+1
costarider
«нас мало но мы в тельняжках» -)) На кипре население малепусенькое )))) Зато климат позволяет ездить круглый год
+1
costarider
Опять же, вот перечитал свой коммент, есть кое какие моменты где хотел бы пояснить-добавить но не нашел как тут редактировать свой коммент. Поэтому практика нужна а не в мониторе изучать технику )))
0
sixbisix
Не я понял все. Полностью согласен! Держать от разделительной линии нужно на достаточно расстоянии. А то можно зацепить встречные авто и совершенно нет свободы маневра.
0
sixbisix
Еще закрытую группу нашел подобного плана.
+1
archmaestro
Еще Кейт Код пишет о том, что нет идеальной траектории прохождения поворота, важную роль играет скорость входа в поворот и самое главное — скорость руления.
А сильный наклон байка в повороте — это некруто, для этого придумали свешивание чтобы по возможности меньше наклонять байк.

Кроче, умные дядьки давно об этом книги написали, качайте в сети. Кейт Код, Ник Йенач, Дуг Чандлер.
0
sixbisix
А еще был наклядный ролик о французов :-) Там где ангел и собачка на мотах катаются и правильно повороты проходят :-)
0
sixbisix
Во нашел этот ролик: https://youtu.be/KrSEmsmj8Bw Тут французы все наглядно показали.
+1
costarider
Вот! Это есть оптимальная траектория в данном конкретном случае prntscr.com/amq28i
Вы ведь не расматривали в этом посте выезд на встречку, и уверен думаете что этого делать нельзя :-) На самом деле если ты полностью просматриваешь дорогу на достаточное расстояние и видишь что нет встречных машин, то максимально стараешся «выпрямить» свою траекторию. Так как прямая линия — самая устойчивая и езопасная траектория (байк не разбалансирован)
-2
grayknight
Это дает мне два значительных преимущества, по сравнению с «плавной» траекторией:

— Я получаю удовольствие (читать: страсть) от сильного наклона мотоцикла при входе в поворот, когда я уже увидел всё, что может представлять опасность.
— На выходе из поворота у меня намного меньше угол наклона, по отношению к крутизне поворота. Это значит, что когда я доезжаю до внутренней стороны поворота, то по сравнению с обычной траекторией я уже почти завершил поворот и у меня меньше крутизна дуги оставшейся части траектории, до того момента когда я поеду прямо. Другими словами, если дорога поворачивает на 90 градусов, то не имеет значение какую траекторию вы выберите, вы все равно повернёте на 90 градусов. После того как я вошел в поворот позднее, то мне остается повернуть намного меньше для завершения поворота когда я приближаюсь к выходу из поворота.

Человек, написавший это, опасный дурак.

В кои веки убеждаюсь, что все эти инАстранные инструктора, приехавшие учить диких русских, процентов на 90 сами ниче не понимают и были выкинуты из их собственных стран за профессиональную непригодность.
+1
vegach
Я бы сразу уточнил, что данные вещи рекомендованы для прохождения трековых поворотов. Для езды по городским ДОП эти советы вообще на мой взгляд не очень уместны, т.к. выбирая разрешенную (±) скорость, поворот как правило можно проходить почти по любой траектории не меняя полосы (или даже половины полосы).
0
sixbisix
Ну на ДОП тоже повороты разные есть и в городе бывает на 60 км/ч ни в каждый впишешься.

В любом случае на ДОП любой поворот проходить нужно с запасом, а такая траектория дает дополнительный запас.
+1
vegach
Если на 60 не впишешься в поворот, то в крупных городах (в Москве уж наверняка) будет стоять ограничивающий знак «20», «40»… Я лично обращаю на них внимания и как правило помогает :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sixbisix, Мотосовет № 39 - Траектория (лучшая траектория)